Рассмотрите плоды фасоли бобы раскройте их

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Цель урока: Углубить знания учащихся о строении растительного организма.

Образовательные : сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян, познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений.

Развивающие : развивать умения работать с учебником, проводить анализ и делать выводы, продолжить формировать у учащихся навыки проведения лабораторных работ и умения работать с живыми биологическими объектами.

Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, эстетическое чувство, продолжить формирование убежденности учащихся в познаваемости мира и огромном значении биологических и экологических знаний в жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Новые понятия: семя, зародыш, щиток, эндосперм, семядоля, семенная кожура, рубчик,

семявход, проросток, прорастание, всхожесть.

Оборудование:

Модель зерновки пшеницы.

Гербарии фасоли и пшеницы.

Коллекция семян однодольных и двудольных растений.

Проросшие семена фасоли или гороха, пинцеты, лупы.

Содержание, методы, методические приемы

Организационный момент (1 мин)

1. Приветствие учителя.

2. Проверка отсутствующих.

3. Готовность класса к уроку.

Актуализация знаний (10 мин)

Какие растения называют семенными?

Для чего цветковые и хвойные растения образуют семена?

Где образуются семена у цветковых растений?

Где образуются семена у хвойных растений?

У всех ли цветковых растений образуется одинаковое количество семян внутри плода?

У каких высших растений нет семян?

При помощи чего они размножаются?

Можно ли искать сходство между рождением у животного и образованием семян у растений.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Вместе с классом определяет задачи урока.

Постановка задач урока.

Изучение внешнего и внутреннего строения семян.

Знакомство с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение нового материала

Основные положения урока:

Семя и его значение в жизни растений. Многообразие семян.

Беседа с элементами рассказа, демонстрация коллекции семян.

Для начала давайте попробуем дать определение, что такое семя? Что появляется из семян? (новое растение).

То есть семя представляет собой структуру, которая состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте. Кроме того семя защищает это растение, которое называется зародыш семени, от неблагоприятных условий до приживания на новом месте и помогает сохраняться годами.

Но семена растений бывают такими разными!

Работа с коллекцией семян.

Посмотрите, как выглядят семена гороха, фасоли. Какого они размера? (Ответ: семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам.)

А какие семена меньше по размерам, чем семена фасоли или гороха? (Ответ: семена редиса, укропа, моркови, петрушки и др.)

А знаете ли вы совсем маленькие семена?

Семена некоторых растений, например орхидеи Венерина башмачка, могут весить всего миллионные доли грамма (рис. 24)

Семена некоторых растений могут весить до 25 килограмм, как, например, семена сейшельской пальмы (рис. 25).

А какой различной формы могут быть семена! (Учитель дополняет свой рассказ демонстрацией семян из коллекций). Некоторые семена имеют специальные крючочки, как семена череды и лопуха. Для чего им нужны эти крючочки? (Для того чтобы прицепиться к шерсти животных, одежде человека и переместиться на новые места обитания). А у некоторых растений на семенах есть пуховые выросты. У каких растений семена опушены? (Одуванчик, хлопчатник. Семена этих растений распространяются ветром). А семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клёна и ясеня. Для чего нужны семенам эти крылышки. (Тоже для распространения с помощью ветра).

Давайте рассмотрим семя фасоли. Оно больше всего подходит для наших целей благодаря своему размеру, а также тому, что оно вам всем хорошо знакомо.

Внешнее и внутреннее строение семени. Части семени и их функции.

Объяснение, выполнение лабораторной работы.

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения, на примере семян фасоли или гороха.

Оборудование: размоченные семена фасоли и гороха, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена – фасолины.

Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.

Найдите рубчик и микропиле (семявход) семени.

Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почечку.

Зарисуйте строение семени и подпишите его части.

Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а также о принадлежности фасоли к двудольным растениям, докажите это.

Мы познакомились с растениями, семя которых содержит две семядоли, но есть и такие, семена которые имеют одну семядолю.

Растения, семена которых имеют одну семядолю, называют однодольными.

К однодольным растениям относятся: рожь, пшеница, кукуруза, лук, ирис, ландыш, частуха. Работа с рис.27 стр. 39.

Сделайте вывод о сходстве и различиях во внешнем и внутреннем строении двудольных и однодольных растений на примере семени фасоли и зерновки пшеницы (общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, семявход и зародыш.

Различаются семена тем, что в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме).

Проросток как совокупность главного корня и главного побега. Сравнение прорастания семян двудольных и однодольных растений.

Беседа с опорой на рис. 28 и рис. 29 §10.

Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега. Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.

Прорастание начинается с корешка, из которого возникает главный корень.

У двудольных растений главный корень развивается дальше, а у однодольных он недолговечен и заменяется придаточными корнями.

Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой.

Побег выходит из семени после развития корня. Различают несколько типов прорастания побегов. Надземный тип прорастания, как у фасоли, отличается выносом обеих семядолей. Подземный тип прорастания, как у гороха, отличается тем, что выноса семядолей не происходит.

Закрепление и применение новых знаний

Беседа по вопросам:

К каким органам относится семя – к вегетативным или к генеративным?

Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура?

Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? Приведите примеры этих растений.

Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений?

Что такое эндосперм?

У семян каких растений есть эндосперм, а у каких нет?

Ответ на проблемный вопрос:

Сходство заключается в том, что и в том и в другом случае формируется новое миниатюрное поколение в недрах и под защитой предшествующего.

Подведение итогов (4 мин)

Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: . они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.

1 . Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
2 . На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.
3 . Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
4 . Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
5 . Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Решение

Решение рисунок 1

Строение семян двудольных растений
1 . Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравниваем их размеры и форму.
Сухие семена маленькие, сморщенные, с твердой кожурой. У набухших семян семенная кожура стала мягче, появился рубчик, общий размер увеличился, но форма осталась прежней.
2 . На вогнутой стороне семени находим рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.
Рубчик является местом прикрепления семени к семяножке. Он находится в углублении – на вогнутой стороне семени.
3 . Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелек, почечку.
4 . Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

5 . Выясняем, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
Запас питательных веществ в семени фасоли содержится в двух семядолях.

+

8 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 8

+

Ответ

+

1) Плоды фасоли имеют бобовидную форму, окраска варьируется от белой и жёлтой до красной и светло-коричневой, размеры примерно 1-2 сантиметра. Семена в бобе находяться выше к одной из его крайних точек и прикреплены к его внутренней поверхности.

2) Семя фасоли напоминает по своему строению нераскрывшийся цветок, имеет зелёный цвет и овальную форму.

3) Рубчик находиться на вогнутой поверхности боба, приблизительно посередине неё и представляет собой небольшой выступающий вперёд бугорок. Семявход представляет собой небольшое отверстие, которое находится над рубчиком.

5) Семядоли - самые крупные части зародыша, имеют продолговатую форму, и в целом по очертаниям напоминают сам боб, но в меньших размерах. Почка вклинивается своей верхней частью в семядолю и выглядит как небольшой листок зелёного или бледно-зелёного цвета. Стебель соединяет основание почки с зародышевым корнем, он очень тонкий и бледный. Корешок соединяется с семявходом и по своему строению мало чем отличается от стебля, он только выглядит немного толще.

6) Запасные питательные вещества, необходимые для того, чтобы семя проросло, находятся в семядолях и частично в семенной оболочке.

7) Вывод: изучив покрытосеменные растения на примере плода фасоли, я понял(а), что эволюционно они лучше при к прорастанию в неблагоприятной среде, чем споровые или голосеменные. Их плоды имеют хорошую защиту в виде семенной кожуры и большой запас питательных веществ в семядолях.

Читайте также: