Рассмотри рисунки веточек садовых растений и их плодов

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (вариант - I ) коррекционной школы.

Природоведение

Тема: «Растения сада. Плодовые деревья:

-формировать у детей представления о растениях сада,учить описывать и характеризовать культурные растения сада, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

- развивать устойчивое внимание, развивать наглядно – образное мышление через работу с иллюстрациями, воображение, речь, познавательный интерес, кругозор детей, наблюдательность, любознательность, ориентировку в малом пространстве;

-воспитывать интерес к изучению окружающего мира, доброжелательное отношение друг к другу при выполнении совместной деятельности, бережное отношение к растениям.

Оборудование: ноутбук, презентация, индивидуальные карточки..

Организация класса.

Прозвенел звонок веселый.

Все готово? Все готовы?

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем!

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы говорили о насекомых

- Каких насекомых вы знаете?.

- Где в природе можно наблюдать насекомых?(На лугах, у рек и озер, в горах и пустынях- везде. Насекомые живут около человека: в садах, на полях, в огородах.)

- Как передвигаются насекомые? (Летают, бегают и прыгают.)

- Какие изменения происходят в жизни насекомых с наступлением холодов? (Оди – прячутся в трещины коры деревьев, другие забираются глубоко под землю.)

- Что произошло бы с многими животными с исчезновением насекомых? (Они погибли бы.)

- Почему? (Насекомые являются пищей для птиц, рыб и зверей.)

- Какую роль играют насекомые в жизни растений?

- Одни – наносят вред – поедают листья, плоды и семена, переносят возбудителей опасных болезней и микробов (Муха цеце, комар..)

Другие – пользу – опыляют растения (шмели, пчелы, бабочки.), поедают тлю (Божья коровка), муравьи (поедают насекомых вредителей.)..

2. Работа по картинке. Строение жука.

- Расскажите и покажите строение насекомого. (Жука.)

Тело взрослого насекомого состоит из трех частей (Голова, туловище, брюшко).

Глаза у насекомых крупные.

Все насекомые имеют 6 ног, которые прикреплены к груди.

У многих насекомых есть крылья.

III. Введение в тему урока.

-Кто-то кажется стучит?

- Отгадайте загадку и узнаете, кто к нам сегодня пришел в гости.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)
Это Доктор Айболит!

-А. какое сейчас время года? ( Зима)

-Какие изменения произошли в неживой природе? (Холодно и т.д.)

-Что нужно делать чтобы не заболеть? (Тепло одеваться, кушать витамины).

Зимой люди часто болеют, и Доктор Айболит пришёл к вам, чтобы напомнить о пользе витаминов.

-Ребята, в каких продуктах содержатся витамины?

-А где они растут?

–У кого из вас есть сад?

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о растениях сада и плодовыми деревьях, которые растут в саду.

V. Изучение нового материала.

1. Беседа по теме.

Сад - это природное сообщество, где выращивают фруктовые и ягодные растения.

Сад — это специальная территория с посаженными людьми ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.
-Посмотрите внимательно на растения сада и скажите, на какие группы можно их разделить? (Деревья, кустарники, травы)

-Деревья, которые дают плоды - называются плодовыми.

Фрукты –это сочные плоды, чаще растущие на деревьях.

- Посмотрите и назовите эти деревья.

Деревья — яблоня и слива, груша и вишня, персик и черешня.

- Давайте остановимся немного подробнее на деревьях.

Яблоня
Яблоня получила своё название из латинского языка и обозначает “яблоко”. Родина этого растения - Восточная Азия, откуда оно и попало на западное побережье Северной Америки и в Европу.
Яблоня - дерево, высотой 15 м. Ствол диаметром 30-60 см покрыт серовато-бурой корой. Ветви гладкие, обычно красновато-бурые. Крона округлая, не очень густая. Листья овальные с заострённой верхушкой, с пильчатым краем. Цветки ароматные: белые, розовые или красные. Плоды - сочные яблоки, разные по форме, окраске и вкусу.
Продолжительность жизни яблони 50-80 лет. Яблоня - желанная обитательница парков, садов и огородов.

Груша это плодоносное дерево. Высота груши составляет не более 10 метров. Весной груша начинает цвести. Ее цветочки белого цвета с легкими оттенками розового и серого цвета. У груши цветочки собраны в соцветия, примерно по десять штук, в каждом соцветии. Из этих цветочков вырастают плоды. Плоды груши продолговатой формы и напоминают лампу накаливания, но есть и плоды, имеющие круглую форму. Плоды груши вкусные, сочные, сладкие. Древесина ствола очень крепкая, поэтому из нее изготавливают различные поделки – игрушки, шкатулки, сувениры.

Из яблок и груш хозяйки заготавливают компоты, варенье, джемы, соки. Эти плоды сушат и маринуют.

Слива – плодовое дерево семейства розоцветных. В диком виде не встречается, в культуре известна более двух тысяч лет. Произошла от скрещивания терна и алычи.

Дерево не очень высокое, примерно двух-трехметровое, с округлой кроной, некрупными листьями, напоминают пилу. Это светолюбивое дерево

Очень красивы цветущие сливы. Кажется, что сливовые ветки покрыты бледно-розовой пеной. Плоды сливы в зависимости от сорта могут быть: белые, желтые и темно-синие. У сливы мощная корневая система.

В плодах сливы много сахара, витаминов, есть соли калия, железа и витамин С. По питательности она уступает только винограду и вишне, превосходит яблоки, груши и смородину.

Из слив варят вкусное варенье, готовят джемы, сиропы, мармелад и повидло, желе и цукаты, варят компоты. Сливы маринуют и консервируют, их сушат — так получается чернослив.

Вишня — неприхотливое дерево: она быстро растет и начинает плодоносить, не боится ни морозов, ни засухи, но совсем не переносят холодных пронзительных ветров. Поэтому сажать их надо на защищенных от ветра участках. Когда зацветают вишневые сады, над цветами кружатся пчелы и шмели. Садоводы знают, что в вишневом саду надо сажать разные сорта вишни, потому что тогда один сорт опыляется другим и урожай получается лучше. Сортов вишни очень много. Некоторые из них плодоносят с июня по сентябрь.

Чере́шня— древесное растение, принадлежащее к деревьям первой величины. Отличается быстрым ростом, особенно в молодом возрасте. Потрясающе красивые белые цветки черешни появляются до того, как распустятся листья, образуя немногоцветковые зонтики. Цветёт черешня в конце марта — начале апреля, плодоносит со второй половины мая.

Черешня и вишня — плодовые породы, дающие высокого десертного качества плоды, особенно пригодные для потребления в свежем виде; хороши в переработке. Их плоды обладают очень хорошими вкусовыми и питательными качествами. Помимо широкого потребления в свежем виде, используются для переработки и приготовления компотов.

Абрикосовое дерево невысокое, с широкой раскидистой кроной, корнями, уходящими глубоко в землю. Очень красивы цветущие абрикосовые деревья! Лепестки цветов белые или нежно-розовые, а чашелистики красные. Цветы появляются на ветках раньше листьев и привлекают насекомых душистым нектаром. Родина абрикосов — жаркие страны. В нашей стране они растут в южных районах, где тепло и влажно и много солнечного света.

У него продолговатый, округлый плод, покрытый кожицей, которая в зависимости от сорта может быть гладкой или слегка ворсистой. Мякоть абрикоса вкусна, сочна и удивительно ароматна!

Внутри плода прячется темно-коричневая довольно крупная косточка.

В них много сахара, есть ценный растительный белок, жиры, витамины А и С.

Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из душистых сочных плодов абрикоса.

Правильно! Абрикосовое варенье, джем, повидло, мармелад. А сушеные абрикосы, которые называют курагой, содержат очень много калия, полезного для сердца. Из кураги варят компоты, с ней пекут пироги и кулебяки. Кроме того, ее применяют в детском и диетическом питании.

Персик представляет собой листопадное плодовое дерево, которое может быть высотой 8 метров. Дерево покрыто чешуйчатой, красновато-коричневой корой. Листья длинные до 18 сантиметров, блестящие, имеет темно-зеленый цвет. Цветочки одиночки, в форме бокала, разных цветов, красного, розового и белого оттенка. Цветы и листочки появляются одновременно, где – то в середины весны.

Цветет дерево 10-12 дней, но если погода жаркое, то цвести оно будет 3 -5 дней.

Первый урожай с дерева можно снять уже на 3 году жизни. С одного дерева можно снять до 50 килограммов плодов.

Дерево любит тепло и свет, хотя может продержаться в небольшом понижении температуры. Из - за перепадов температуры деревья, часто погибают.

Плоды сочные, с одной косточкой внутри.

-Кустарники, которые дают плоды называются ягодными кустарниками.

-Назовите эти кустарники.

Ягодные кустарники - черная и красная смородина, крыжовник, малина, облепиха - все это ценные культурные растения сада.

- Что еще растет в саду? (Ягоды: клубника, земляника.)

- В садах выращивают землянику.

-А для чего человек выращивает плодовые деревья и кустарники?

- Чем отличается дерево от кустарника?

Плоды садовых растений очень полезны человеку, так как содержат много необходимых для его жизни витаминов и других веществ.

-А кто знает, как можно сохранить урожай плодов и ягод? (Переработать)

- А что ещё дают нам деревья? (Свежий воздух, в жару прохладу и тень).

- А как вы думаете, за садом нужно ухаживать?

- Какие работы необходимо делать для того, что бы сад давал хороший урожай?

После посадки плодовых деревьев, необходимо ухаживать за садом. Уход включают в себя борьбу с сорняками и уход за почвой. Прополку сорняков и рыхление земли нужно проводить за лето несколько раз. Весной и осенью ее перекапывают. В засушливое лето плодовые деревья поливают водой, после чего землю рыхлят. Чтобы повысить плодородность, в весенний и осенний период нужно вносить минеральные и органические удобрения.
Необходимо также убирать листья, которые уже опали, удалять срезанные ветви из сада, лечить раны.

- Какие раны могут быть у деревьев?

- Как их нужно лечить?
Выполнение всех этих рекомендаций по уходу за плодовыми деревьями позволит саду плодоносить долгое время.
Физкультминутка.

Стал ветер веточку качать

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

VI. Работа по теме урока.

Яблоко, слива, малина.

Смородина, груша, крыжовник.

Вишня, клубника, черешня.

Яблоня, черная смородина, груша, абрикос, слива, красная смородина, вишня, крыжовник, малина.
Индивидуальная работа – Белякова Мария.( Дикорастущие и культурные кустарники.)

IV. Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что называется плодовыми деревьями?

- Какие плодовые деревья выращивает человек?

- Какие кустарники дают вкусные и полезные ягоды?

- Ягоды каких травянистых растений люди едят?

-Доктор Айболит очень рад, что вы справились с заданием. Он советует вам есть больше витаминов, и напоследок хочет дать вам несколько советов.

Что вкусней всего на свете?

Ты подумал о конфете?

А вот я о витаминах.

Мы найдем их в мандаринах,

В ананасах и бананах,

Что растут в далеких странах.

И о груше не забудем,

Всякий фрукт полезен людям.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты!

ЗАПОМНИТЕ! Фрукты и ягоды являются источниками многих витаминов!

VII. Рефлексия.

Новые знания мне пригодятся

VIII. Домашнее задание:

Задание рисунок 1

На рисунку подпишите название частей цветка.

Решение

1 − Рыльце
2 − Столбик
3 − Завязь
4 − Семязачаток
5 − Цветоложе
6 − Цветоножка
7 − Чашелистик
8 − Тычинка
9 − Лепесток
10 − Пестик

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

6-12-1

1. Повторите §11 учебника. Рассмотрите рисунок 71. Укажите на схеме цифрами части цветка, отметив, из какой части образуется плод.

6-12-2

2. Используя рисунок, приведите примеры двух-трех способов распространения плодов и семян. Назовите растения, которым они свойственны.

3. Рассмотрите предложенные на рисунке плоды растений, назовите их. Установите соответствие между названием растения и названием его плода.
А. горох - боб
Б. мак (белена) - коробочка
В. береза – крылатый орех
Г. капуста - стручок
Д. дуб – желудь
Е. клен – двукрылка
Ж. кукуруза (пшеница) – зерновка
З. подсолнечник (череда) – семянка
И. лещина – крылатый орех.
1. коробочка
2. коробочка
3. крылатый орех
4. желудь
5. крылатая семянка
6. боб
7. стручок
8. двукрылатка
9. зерновка
10. зерновка
11. семянка
12. семянка.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.

3. Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: берёза, ель, сосна, дуб, бук, тополь, осина, клен, яблоня, вишня, рябина
б) Кустарники: малина, смородина, облепиха, ежевика, роза, жасмин, сирень, можжевельник, калина, боярышник
в) Травы: одуванчик, колокольчик, ромашка, кислица, зверобой, ландыш, клевер, мышиный горошек, василек, подорожник, тысячелистник, пижма, лютик, мята

4. Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

Три группы растений: деревья, кустарники, травы.

Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

Как раскрасить птичью гречишку, тысячелистник, репейник, подорожник и пустырник

Как правильно раскрасить птичью гречишку.

Листочки зеленым цветом, маленькие цветочки на выбор: розовым, красным, желтым.

Как правильно раскрасить тысячелистник.

Листочки раскрашиваем зеленым, цветы можно раскрасить светло-сиреневым, можно оставить белыми и прорисовать много желтых точек — серединок маленьких цветочков.

Как правильно раскрасить репейник.

Листочки раскрашиваем зеленым, цветы раскрашиваем так: круглую коробочку — темно зеленым, можно серого и темно синего добавить, верхушку — темно бордовым.

Как правильно раскрасить подорожник.

Листочки раскрашиваем зеленым. Цветы сначала раскрасьте коричневым цветом, затем поверху добавьте желтого и зеленого немного.

Как правильно раскрасить пустырник.

Листочки раскрашиваем зеленым. Для цветочков возьмите светло и темно-розовый цвета.

Чтобы ваш рисунок получился красивым и объемным используйте для листочков несколько оттенков зеленого (от светло-зеленого до темно-зеленого), один листочек раскрашивайте разными оттенками зеленого, какие-то листочки сделайте потемнее, какие-то посветлее.Также поступайте и с цветочками.

6. Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Растения очень красивые и необычные. Я очень люблю гулять по полю, когда цветут различные травы. Оно все разноцветное и кажется волшебным. Еще мне нравится собирать букет из этих трав, а потом я дарю его маме. Она всегда очень радуется.

Читайте также: