Распределите представителей насекомых по отрядам муравей тля обыкновенная

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

  • обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся о насекомых, их жизни, многообразии, значении в природе;
  • расширение знаний об использовании насекомых в жизни человека;
  • развитие интереса обучающихся к биологии, повышение мотивации к учению;
  • развитие личностных и коммуникативных компетенций обучающихся;
  • формирование бережного отношения к природе.

Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint -

В игре участвует две команды, например, 7а и 7б классов, или команды девочек и мальчиков. Состав команды – 5 человек, у участников имеются эмблемы, связанные с тематикой игры, капитаны представляют свои команды. Остальные обучающиеся – зрители, которые своими ответами могут принести дополнительные баллы командам. Игра рассчитана на один урок, 45 минут.

ХОД ИГРЫ

Слайд 1. Вступление.

Ведущий: Тема нашей игры – “В царстве насекомых”. Насекомые — это самый многочисленный класс животных на нашей планете. К нему принадлежит три четверти всех известных науке видов животных! Общая масса всех летающих, плавающих, ползающих шестиногих обитателей Земли в 30-40 раз больше, чем вес всех людей нашей планеты. Бабочки и стрекозы, жуки и мухи, пчелы и кузнечики — все это насекомые. Насекомые живут в лесах и водоемах, в воздухе и глубоко под землей, в пустынях и в районах вечной мерзлоты. На сегодняшний день известно около миллиона всевозможных видов насекомых, а сколько ещё неизвестных!

Такое невероятное количество насекомых на нашей планете объясняется тем, что они очень важны для поддержания жизни на Земле. Насекомые – лучшие опылители растений, без них многие растения не смогли бы образовывать семена, а значит, и размножаться. А без растений, которые вырабатывают кислород и являются первыми звеньями пищевых цепочек, мир живой природы, в том числе и человек, существовать не может. Насекомые – одни из санитаров нашей планеты: вылупившиеся из яиц личинки быстро уничтожают мертвые растения и трупы погибших животных. Кроме того, насекомым принадлежит огромная роль в образовании почвы; они являются пищей друг для друга, а также для жаб и лягушек, рыб и ящериц, многих видов птиц, землероек и многих других животных.

Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, и проверим, насколько вы хорошо их усвоили. Оценивать ваши ответы будет многоуважаемое жюри.

Каждая команда получила домашнее задание: нарисовать фантастическое насекомое, дать ему название и описать образ его жизни. Это задание будет проверено в конце игры. А сейчас капитаны представляют свои команды! (Приветствие, девиз, эмблема)

  1. Разминка – кроссворд “Вездесущие насекомые”
  2. Игра со зрителями “Ребусы”
  3. “Взрослые и дети”
  4. Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”
  5. “Кто лишний”
  6. Игра со зрителями “Прятки”
  7. Викторина “Занимательная энтомология”
  8. “Полезные – вредные”
  9. Домашнее задание – “Фантастическое насекомое”

Слайд 3. Конкурс 1. Кроссворд “Вездесущие насекомые”

За 3 минуты команды отгадывают кроссворды на выданных карточках. Каждое отгаданное слово – 1 балл. За досрочное выполнение задания – дополнительный балл.

Слайды 4-10. Игра со зрителями “Ребусы”

Игра проводится во время выполнения командами первого задания. За отгаданные слова зрители получают жетоны, которые они в конце игры могут обменять на конфеты, а могут подарить любой команде, принеся ей дополнительные баллы.

Слайд 11. Конкурс 2. “Взрослые и дети”

На выданной карточке необходимо установить соответствие между взрослыми насекомыми и их личинками. Каждая пара – 1 балл, за каждое названия насекомого – 0,5 балла, максимум 9 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.

Взрослые насекомые Личинки Ответы
1. Комнатная муха 1. Е
2. Колорадский жук 2. Д
3. Комар обыкновенный 3. В
4. Стрекоза коромысло 4. Г
5. Божья коровка 5. А
6. Бабочка махаон 6. Б

При проверке заданий отметить роль божьей коровки и её личинки в уничтожении вредных насекомых (тли); рассказать о нашествии колорадского жука и мерах борьбы с ним, поведать о занесении махаона в Красную книгу России; спросить, чем вредны комнатные мухи, где развиваются их личинки.

Слайд 12. Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”

  1. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (нет).
  2. Брюшко членистое (да).
  3. Снаружи у насекомых твёрдый хитиновый покров (да).
  4. Дыхание трахейно-лёгочное (нет).
  5. Кровеносная система замкнутая (нет).
  6. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки (да).
  7. Органы слуха кузнечика расположены на голове (нет).
  8. Органы выделения – мальпигиевы сосуды (да).
  9. У пчелы есть пара сложных глаз и 3 простых глазка (да).
  10. Задние крылья мухи видоизменились в жужжальца – органы равновесия (да).
  1. Развитие тараканов происходит с превращением (нет).
  2. Блохи – общественные насекомые (нет).
  3. Шмели строят подземные гнёзда (да).
  4. Вши переносят возбудителей дизентерии (нет).
  5. Водомерка питается соком растений (нет).
  6. Кровью питаются только самки комаров (да).
  7. Кузька – это хлебный жук, повреждающий зерна злаков (да).
  8. Муравей может тянуть вес в 5 тысяч раз больше собственного (нет).
  9. Медведки отлично плавают, ныряют и даже ночью летают (да).
  10. Бабочки репницы осенью улетают в южные страны Африки (да).

Слайд 13. Конкурс 4. “Кто лишний”

Конкурс на знание отрядов насекомых и их представителей. Командам предлагаются карточки со списком насекомых, четверо из которых относятся к одному отряду, а пятое – лишнее. За правильный ответ – 1 балл, за название отрядов – по 0,5 балла, максимум 8 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.

1. Кузнечик зеленый, саранча пустынная, медведка обыкновенная, цикада певчая, кобылка бескрылая

(лишнее – цикада певчая – отряд Равнокрылые, остальные – Прямокрылые).

2. Комнатная муха, слепень бычий, оса дорожная, овод овечий, комар обыкновенный.

(лишнее – оса дорожная – отряд Перепончатокрылые, остальные – Двукрылые).

3. Божья коровка, таракан черный, долгоносик свекловичный, хрущ мраморный, щелкун черный.

(лишнее – таракан черный – отряд Таракановые, остальные – Жуки).

4. Перламутровка Аглая, павлиний глаз дневной, сосновый шелкопряд, бронзовка гладкая, капустная белянка.

(лишнее – бронзовка гладкая – отряд Жуки, остальные – Бабочки).

Слайды 14-15. Игра со зрителями “Прятки”

  1. Из гнилого дуба бочки не склепаешь.
  2. Рабочий цикл определяется порядком операций.
  3. Чеснок довольно легко мариновать при помощи уксуса.
  4. Тамара гладила мужу костюм.
  5. Катерок “Малыш” мель не заметил.
  6. Проколов шину, на велосипеде далеко не уедешь.
  7. Для броска необходим размах, а он требует свободного пространства.
  8. Ожидая встречи, Сашко был как на иголках.

Слайды 16-19. Проверка заданий конкурса “Кто лишний”

Слайды 20-38. Конкурс 5. Викторина “Занимательная энтомология”

  1. Каким насекомым называют человека-бездельника? Почему?
    Ответ: Трутень. Самцы пчел не участвуют в сборе меда, а нужны только для оплодотворения самки.
  2. Аудиовопрос. Голос сверчка. К какому отряду относится это насекомое?
    Ответ: Отряд Прямокрылые.
  3. Аудиовопрос. Назвать произведение и его автора, знаменитого русского композитора.
    Ответ: “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, Н.М. Римский-Корсаков.
  4. Кто из насекомых занимается животноводством? С какой целью? Ответ: Муравьи разводят тлю, оберегают её от врагов, переносят на лучшие растения, так как используют в пищу выделения тлей – “медвяную росу”.
  5. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? Где живёт его личинка, сколько лет и чем она питается?
    Ответ: Майский жук. Его личинка живет в земле 3 года, питается корнями деревьев, нанося тем самым большой вред.
  6. В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак. О ком идет речь?
    Ответ: Рыжий таракан.
  7. Сказочный вопрос.В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А. Пушкина “Сказка о царе Салтане”?
    Ответ: В комара, муху, шмеля.
  8. Сказочный вопрос.В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева “Баранкин, будь человеком!”?
    Ответ: В бабочек – махаона и капустницу, в муравьёв.
  9. Загадочный вопрос.
    Черен, да не ворон,
    Рогат, да не бык,
    Шесть ног без копыт;
    Летит – воет,
    Падёт – землю роет.
    Ответ: Жук (жук-олень или жук-носорог)
  10. Загадочный вопрос.
    Нос долог, голос тонок,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Цари его боятся, короли страшатся,
    Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
    Ответ: Комар
  11. Исторический вопрос.Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий - наряду с чумой и холерой, наводнениями и войнами. Так, в 125 г. н.э. в римских колониях Киренаике и Нумидии после опустошительного нашествия этих насекомых от голода умерло 200 тыс. человек.
    Ответ: Саранча.
  12. Исторический вопрос.Это бескрылое кровососущее насекомое знали еще до н.э. в Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в 10 веке и сразу получило прозвище “ночной кошмар”.
    Ответ: Постельный клоп.
  13. Видеовопрос. Какое действие вы видите на экране? Каков его биологический смысл?
    Ответ: Это танец пчелы, с помощью которого она сообщает информацию об источнике нектара, указывает его количество, показывает направление полета.
  14. Назовите насекомых-энтомофагов, которых используют для борьбы с вредителями растений.
    Ответ: Это всем известные божьи коровки и их личинки, которые уничтожают тлей. Это крупный жук жужелица, поедающий личинок вредителей, муха-тахина, муха-журчалка, златоглазка и ее личинка, оса-сколия, наездники, откладывающие яйца прямо в тела гусениц, трихограмма и другие.
  15. Перечислите известных вам насекомых, занесенных в Красную книгу России.
    Ответ: Жук-олень, Махаон обыкновенный, Аводий двупятнистый, Дыбка степная, Аполлон обыкновенный, Бронзовка гладкая, Шмель необыкновенный, Пчела-плотник, Дозорщик-император, Дровосек реликтовый, Жужелица венгерская и другие.
  16. Какие вам известны насекомые – переносчики возбудителей различных заболеваний?
    Ответ:
    • Малярийный комар;
    • комнатная муха – дизентерия, брюшной тиф, холера, яйца аскарид;
    • тараканы – кишечные болезни, аллергия;
    • человеческая головная вошь – сыпной и возвратный тиф;
    • человеческая блоха – чума, туляремия;
    • слепень – туляремия, сибирская язва;
    • муха цеце – сонная болезнь.

Слайд 39. Конкурс 6. “Полезные – вредные”

Команды должны распределить 12 карточек с изображениями насекомых на две группы. За каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум 6 баллов. За ответы на дополнительные вопросы (во время проверки) – дополнительные баллы.

Слайд 40. Конкурс 7. Домашнее задание “Фантастическое насекомое”

Конкурс проводится во время выполнения заданий конкурса “Полезные – вредные”. Один или два члена команды представляют рисунок, описывают насекомое, где оно может жить, как передвигаться и чем питаться. За домашнее задание – до 5 баллов.

Слайд 41. Проверка заданий конкурса “Полезные – вредные”:

Полезные насекомые: жужелица, тутовый шелкопряд, жук-навозник, жук-красотел, наездник рисса, клоп антакорис.

  • Чем полезен жук-навозник? (его личинки перерабатывают мертвую органику)
  • Почему наездник имеет такое название? (за характерную позу, которую принимает при откладке яиц в тело гусеницы)

Слайд 42. Вредные насекомые: тля обыкновенная, жук-короед (типограф), долгоносик, клоп-черепашка, яблонная плодожорка, лошадиный овод.

  • Чем вреден клоп-черепашка? (вредитель, поедающий злаки)
  • Чем опасен овод? (Овод откладывает яйца на шерсть коров, лошадей или овец; вылупившиеся личинки паразитируют или под кожей животных, или в их пищеварительном тракте)

Слайд 43. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Слайд 44. Рефлексия: учитель просит ребят на листке ватмана разноцветными фломастерами нарисовать смайлики, соответствующие настроению, царившему в ходе игры.


Тли (Тля) – подотряд отряда Равнокрылые (прежде были включены в состав отряда Полужесткокрылых); в пределах нашей страны водится порядка 1500 видов этих насекомых, многие являются вредителями культурных растений. [2]

Содержание:

Систематическое положение

  • Класс – Насекомые
  • Отряд – Равнокрылые
  • Подотряд – Тли (Aphidinae)

Представители подотряда тлей:

  • Тля вишневая
  • Тля вязово-грушевая
  • Тля гелихризовая
  • Тля грушево-злаковая
  • Тля грушево-зонтичная бурая
  • Тля грушево-зонтичная зеленая
  • Тля зеленая персиковая (оранжерейная, табачная)
  • Тля зеленая яблонная
  • Тля красногалловая яблонная
  • Тля красносмородиновая
  • Тля кровяная
  • Тля крыжовниковая побеговая
  • Тля сливовая опыленная
  • Тля хмелевая
  • Тля чертополоховая
  • Тля яблонно-злаковая
  • Тля яблонно-подорожниковая
  • Тля-листокрутка грушевая
  • Филлоксера (Тля виноградная)

Включает в себя:

  • надсемейство – Хермесовые (Adelgoidea) включает семейства:
    • Филлоксеры (Phylloxeridae)
    • Хермесы (Adelgidae)
    • Настоящие тли (Aphididae)
    • Галлообразующие тли (Pemphigidae). [5]

    Морфология

    Имаго

    Насекомые с формой тела, близкой к эллипсоидной (бывает каплевидной, яйцевидной, продолговатой, полушаровидной). Длина 0,5-0,8 мм [5] или 0,3-7,5 мм. [3] Покровы мягкие, обычно прозрачные; цвет определяется составом гемолимфы, толщиной кожи и наличием восковидного опыления на поверхности кутикулы. Окраска бывает самой разнообразной: зеленая (Сливовая опыленная тля, Зеленая яблонная тля), серая (Красногалловая яблонная тля), коричневая, бежевая, красная, черная и т.д. [5] Обычно она совпадает с цветом кормовых растений (субстрата). Представители разных фаз жизненного цикла нередко имеются отличающуюся окраску. [3]

    На поверхности тела в разных его областях часто располагаются бугорки, выросты, бугры, пушок, волоски различной длины и густоты (у Красной кровяной тли пушок может достигать 4 мм в длину). [5]

    Голова

    Форма трапециевидная, имеются усики, расположенные на лбу либо на антеннальных буграх, и состоящие, как правило, из 5-6 (реже 3-4) члеников. Дистальные сегменты антенн разделены на две части: основание и шпиц. На усиках тлей расположены ринарии – органы чувств, играющие роль хеморецепторов; на втором членике усиков также располагается так называемый Джонстонов орган, отвечающий за слух и осязание. [5]

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Строение тли

    Строение тли

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Строение тли

    1 – голова, 2 – антенна, 3 – глаз, 4 – хоботок, 5 – грудь

    Органы зрения. Тли имеют многофасеточные глаза бурого, красного или черного цвета. Большинство представителей подотряда также отличаются наличием выступающиего триомматидия (трехфасеточного бугорка). У насекомых, не обладающих крыльями, органы зрения могут быть редуцированы до этих бугорков, а у крылатых тлей, напротив, голова дополнительно оборудована тремя простыми глазками. [5]

    Несмотря на кажущуюся примитивность, тли имеют довольно острое зрение в сравнении со многими другими насекомыми. Строение органа зрения позволяет им отличать длинно- и коротковолновые части спектра, а значит, разделять красно-зеленые оттенки от сине-фиолетовых. Даже высокоразвитые пчелы имеют более простое устройство глаз и худшую способность различать визуальные объекты. [8]

    Ротовой аппарат сосущего типа, представлен в виде 4-членикового хоботка большей или меньшей длины, которым насекомые прокалывают покровные ткани растений. Тли, живущие на злаках, имеют короткий и тупой хоботок, а насекомые, добывающие питание на полыни, отличаются длинным и заостренным хоботком. Самцы и самки тлей могут иметь редуцированный ротовой аппарат. [5]

    Грудь

    В ряду поколений (в зависимости от фазы жизненного цикла) строение этого отдела различается, в первую очередь, за счет отсутствия или наличия крыльев. Особенно выраженные изменения наблюдаются в среднем сегменте груди – развитом у крылатых и не развитом у бескрылых форм.

    На груди могут быть расположены две пары перепончатых прозрачных (реже дымчато затемненных) крыльев,вторая пара которых всегда меньше первой.В промежутке между передне- и среднегрудью, а также на стерните заднегруди по бокам тела расположены дыхальца, в общей сложности две пары.

    Ноги

    Брюшко

    Включает 9 сегментов, последний не развит. Первые 7 (реже – меньшее количество) снабжены дыхальцами. На 5 или 6 тергитах брюшка (в некоторых случаях между ними) располагаются трубочки в виде пор, цилиндрических трубок или конусов различного внешнего вида; они играют защитную, секреторную и выделительную роль, и называются соковыми трубочками. [2] Девятый тергит, как правило, закруглен или вытянут в виде хвостика с расположенными на нем волосками. [5]

    Половой диморфизм

    В некоторых случаях существуют морфологические отличия между самцом и самкой, однако чаще они наблюдаются между представителями разных фаз жизненного цикла. Самое главное – наличие или отсутствие крыльев. [5]

    Яйцо

    Личинка

    Появляется путем живорождения, в ряду партеногенетических поколений по морфологии представляет собой уменьшенную копию взрослой особи, от которой появилась. У личинок первого возраста хоботок обычно длиннее по отношению к телу, нежели у взрослых особей. Хвостик полностью не развит. [5]

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Фенология развития Злаковой тли

    Фенология развития Злаковой тли

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Фенология развития Злаковой тли

    1 - основательница; 2 – бескрылая девственница; 3 – крылатая расселительница;

    4 – полоноска; 5 – самка; 6 – самец; 7 – яйцо.

    Развитие (жизненный цикл)

    Тли – один из самых крупных подотрядов, которые встречаются в составе отряда Равнокрылых; их распространенность, обширность расселения и экологическое процветание во многом обусловлены способностью размножаться с чередованием половых и бесполых генераций. Особенности жизненного цикла зависят от разновидности тлей – немигрирующие (однодомные), мигрирующие (разнодомные), неполноциклые и др. В сравнении с прочими представителями отряда, тли отличаются хорошо выраженным половым и фазовым полиморфизмом. [2]

    Жизненный цикл немигрирующих тлей

    Жизненный цикл немигрирующих тлей ограничивается следующими стадиями:

    В фазе яйца насекомые зимуют; зимовка всегда происходит на многолетних или, реже, двулетних растениях. Весной из яиц вылупляются так называемые основательницы:девственные самки. Они не имеют крыльев и потому продолжают жить на том же растении, на котором и появились, питаясь его соками. За время жизни каждая из них партеногенетическим путем рождает порядка полусотни личинок, вырастающих спустя недолгое время. [2]

    Это так называемые бескрылые девственницы. Их задача – воспроизведение еще ряда поколений идентичных особей. Среди летних генераций, появившихся от бескрылых девственниц, появляются первые насекомые с крыльями, которых называют крылатыми девственницами, или расселительницами. Они обеспечивают перемещение и расселение колонии. [2]

    Так как немигрирующие виды тлей приемлют только один источник питания, расселительницы перелетают либо на рядом расположенное растение того же вида, либо на родственный вид. Там путем живорождения они образуют и увеличивают новые колонии. И только с началом осени среди их личинок появляются полноценные представители обоих полов: нормальные самки и нормальные самцы. Происходит оплодотворение, и каждая самка откладывает на зиму по несколько яиц. [2]

    Благодаря этому механизму, тли быстро заражают соседние растения, что способствует их угнетению и широкому распространению этих вредителей. [2]

    К однодомным тлям с таким циклом развития относятся Капустная тля, Зеленая яблонная тля, Злаковая тля и другие. [10] (фото)

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Фенология развития яблонно-злаковой тли

    Фенология развития яблонно-злаковой тли

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Фенология развития яблонно-злаковой тли

    1 - основательница; 2 - бескрылая девственница; 3 - крылатая девственница-мигрант; 4 - полоноска;

    5 - нормальная самка; 6 - нормальный самец; 7 - яйцо.

    Жизненный цикл мигрирующих тлей

    Если схематично представить жизненный цикл разнодомных тлей, это будет выглядеть следующим образом:

    яйцо → основательница → бескрылая девственница → крылатая расселительница (крылатые мигранты) → девственница-переселенец → полоноска → нормальная самка (яйцекладущая) и нормальный самец → яйцо. [2]

    Эти насекомые отличаются наличием более, чем одного кормового растения, что вызывает соответствующие изменения в их развитии, которое несколько усложняется в сравнении с развитием немигрирующих видов. [2]

    Жизненный цикл также начинается с оплодотворенного и отложенного осенью яйца,зимующего на первичном хозяине. Весной из него появляется бескрылая основательница,отрождающая одно или два поколения бескрылых девственниц. В последнем из них появляются крылатые девственницы, или крылатые мигранты (migrantes),покидающие первичное кормовое растение и переселяющиеся на вторичного хозяина. Там они размножаются бесполым путем (партеногенез), и появляется несколько летних поколений девственниц-переселенцев (exuless.alienicolae). С наступлением осени среди них появляются крылатые самки-полоноски. Они возвращаются на первичное растение, где партеногенетически размножаются и рождают нормальных самцов и нормальных самок. Цикл завершается так же, как и в предыдущем случае: спариванием представителей обоих полов с откладкой яиц. [2] [10]

    К мигрирующим видам относится, например: Черемуховая тля, у которой ранние фазы цикла начинаются на черемухе, а летние генерации появляются на злаках. Аналогичным образом происходит развитие Свекловичной тли: рождение основательниц происходит на калине и бересклете, а летние девственные поколения всю жизнь проводят на свекле или конских бобах; вишневая тля переселяется с вишни на подмаренник. [10] (фото)

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Фенология развития кровяной тли

    Фенология развития кровяной тли

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Фенология развития кровяной тли

    1 - основательница; 2 – бескрылая девственница; 3 – крылатая девственница;

    4 – полоноска; 5 – самец; 6 – яйцекладущая самка; 7 – зимующая личинка; 8 – яйцо.

    Серые стрелки - развитие вида на родине (как мигрирующего), оранжевый - развитие вида в отсутствии первичного хозяина (как аналоцикличный).

    Жизненный цикл неполноциклых (аналоцикличных) тлей

    Эта группа представлена мигрирующими тлями, которые не имеют возможности развиваться на первичном растении. Они сразу же попадают на вторичного хозяина, где размножаются исключительно бесполым путем. [2]

    Схема жизненного цикла:

    Такими же особенностями отличается Табачная (персиковая) тля, у которой первичным хозяином является персик, а вторичным – табак и другие травы. В средней полосе и севернее, где персика нет, они живут только на травянистых растениях. [10]

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Живорождение у тли

    Живорождение у тли

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Живорождение у тли

    Другие циклы и переходные состояния

    Среди тлей могут встречаться формы с другими разновидностями биологического развития. Например, бывают факультативно мигрирующие виды. Они отличаются тем, что в отсутствии первичного растения колония не погибает осенью, так и не отложив яиц, а живет на вторичном хозяине, образуя амфигонных (способных к половому размножению) самцов и самок. [2] (фото)

    Других тлей отличает миграция между частями растений. Такой способностью обладает виноградная тля филлоксера, которая вначале развивается на лозах, а затем перемещается на корневую систему винограда, и хлопковая тля, переходящая с побегов в коробочки хлопчатника. [10]

    Абиотические факторы

    В большинстве своем представители подотряда являются теплолюбивыми и влаголюбивыми насекомыми; в южных районах ареалов и в условиях жаркого лета развивается большее количество поколений, нежели при низких температурах северных частей. Однако, чрезмерно высокие или низкие значения температур и влажности, могут являться губительными. Засуха, а также преждевременное похолодание и ливневые дожди, смывающие тлей с кормового растения, препятствуют их размножению. [4]

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Тли и муравьи

    Тли и муравьи

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Тли и муравьи

    Вредоносность

    Многие представители подотряда являются опаснейшими вредителями растений. Их негативное воздействие заключается в следующем.

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Колония тлей на побеге подсолнечника

    Колония тлей на побеге подсолнечника

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Колония тлей на побеге подсолнечника

    Плодовитость и распространение тлей

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Личинка божьей коровки – враг тлей

    Личинка божьей коровки – враг тлей

    Тли (Тля) – особенности морфологии и жизненных циклов - Личинка божьей коровки – враг тлей

    Борьба с тлями

    Карантинные мероприятия

    Тли, входящие в список карантинных организмов, например, Филлоксера, не должны попадать на территорию страны. При обнаружении вредителя в партии посадочных материалов ее ввоз запрещают. [1]

    Агротехнические мероприятия

    Производят вырезку волчков и прикорневой поросли, на которых могут зимовать яйца и питаются популяции вредителя в летний период. Против заражения кровяной тлей помогает рыхление почвы в питомниках и тщательное обследование посадочного материала. [5]

    Химический способ

    Заключается в своевременном опрыскивании крон и штамбов, а также почвы под деревьями пиретроидами, фосфорорганическими соединениями, неоникотиноидами, последние зарекомендовали себя особенно хорошо, так как обладают высокими трансламинарными и системными свойствами.

    Биологический способ борьбы

    В борьбе с вредителями может использоваться завоз на территорию их расселения естественных врагов: наездник Афелинус против Красной кровяной тли, Божьи коровки (фото), яйцекладные Трипсы, Верблюдки, Богомолы и т.д. Например, личинка мужской особи древесного богомола за чуть менее, чем 3 месяца развития, съедает порядка полутора сотен люцерновых тлей. [8]

    Перспективным направлением борьбы с вредными насекомыми представляется выведение сортов растений, устойчивых к вредителю. Так, известно, что Филлоксера не обитает на некоторых сортах винограда с густо опушенными листьями (американская лоза), так как не может к ним прикрепиться, но зато очень вредит гладколистным сортам (европейская лоза). Подобные механизмы превентивной борьбы должны осуществляться не только в виноградарстве, но и в других сферах растениеводства. [8]

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Задания части А: Выберите один правильный ответ

    1 Антенны (усы) выполняют функции:

    А-обоняния В- осязания

    Б-слух (ультразвук) Г-всё верно

    2Доставка кислорода у насекомых обеспечивается:

    А- замкнутой кровеносной системой В-трахеями

    Б- замкнутой кровеносной системой Г-кровеносной системой и трахеями

    3 Отделы тела у насекомых:

    А-голова и грудь В-головогрудь и брюшко

    Б-голова и туловище Г-голова, грудь, брюшко

    4:У насекомых, как и у паукообразных, имеется:

    А-мальпигиевы сосуды В- крылья

    Б- замкнутой кровеносной системой Г-жевательный желудок

    5 Инстинкт – это…:

    А-реакция организма на среду В-разновидность нервной системы

    Б-безусловные рефлексы нервной системы Г- осмысленное поведение

    Задания части Б: Выберете три правильных ответа:

    1 Общие черты всех насекомых:

    А-2 пары крыльев Г-глаза фасеточные и простые

    Б-шесть ходильных ног Д-многокамерное сердце

    В-зелёные железы Е-развитие прямое

    2:Насекомые- паразиты:

    А-бабочка-капустница Г-колорадский жук

    Б-постельный клоп Д-блохи

    В-платяная вошь Е-термиты

    3:Типы ходильных конечностей насекомых:

    Б- летающие Д-скользящие

    Установите соответствие: между типом ротового аппарата, типом развития, отрядом и представителями отряда (название отряда - цифра, буква)

    Отряд насекомых

    Представители отряда

    Тип ротового аппарата

    1 Аполлон, махаон, шелкопряд, крапивница

    А колюще-сосущий

    2 пчёлы, муравьи, осы, наездники, термиты

    3 саранча, кузнечики, сверчки

    В грызуще-сосущий

    4 цикада, тля, стрекозы

    5 навозник, дровосек, божья коровка

    Д грызущий

    6 слепни, оводы, комары, мухи

    Установите соответствие: между типом развития насекомых и их характеристиками


    Выбери правильный пример квартиранства :1) акула и рыба прилипала ; 2)волк и заяц ;3)свиная аскарида и свинья ; 4) крот и дождевой червь?

    Выбери правильный пример квартиранства :

    1) акула и рыба прилипала ; 2)волк и заяц ;

    3)свиная аскарида и свинья ; 4) крот и дождевой червь.


    Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях :симбиотических -конкурентных -хищнических -комменсалитических -Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, ?

    Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях :

    Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, жук - короед, человек, белка, ворона, дятел.


    Составить возможные цепи питания : Ромашка, еж, уж, мышь, лисица, малина, насекомое, медведь, осина, лось, трава, заяц, синица, гусеница насекомого, ласка, крот, дождевой червь, почвенные бактерии, гр?

    Составить возможные цепи питания : Ромашка, еж, уж, мышь, лисица, малина, насекомое, медведь, осина, лось, трава, заяц, синица, гусеница насекомого, ласка, крот, дождевой червь, почвенные бактерии, гриб трутовик, подосиновки.


    Объясните, какие биотические связи характерны для следущих пар организмов : Береза - гриб - трутовик Береза - подберёзовик Лиса - заяц Волк - Лиса Паук - Муха Муха - Цветок медоноса Собака - Блоха?

    Объясните, какие биотические связи характерны для следущих пар организмов : Береза - гриб - трутовик Береза - подберёзовик Лиса - заяц Волк - Лиса Паук - Муха Муха - Цветок медоноса Собака - Блоха.


    Хотя бы пару пунктов : ) 1?

    Хотя бы пару пунктов : ) 1.

    Охарактеризуйте биологические связи на примерах жизнедеятельности различных организмов - грибов, бактерий и т.

    Д 2. Что такое пищевые связи?

    Каково значение трофических связей в природе?

    Какио способы добычи пищи животными и растениями вам известны?

    3. Объясните, какие биотические связи характерны для следующих пар организмов : береза - гриб - трутовик береза - подберезовик лиса - заяц волк - лиса паук - муха муха - цветок медоноса собака - - блоха 4.

    Внимаельно прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях : симбиотических - конкурентных - хищнических - комменсалитических - Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, жук - короед, человек, белка, ворона, дятел.


    Помогите расставить все отношения : 1)шмель - жук - навозник, 2)ленточный червь - волк?

    Помогите расставить все отношения : 1)шмель - жук - навозник, 2)ленточный червь - волк.

    3)Заяц - полевка 4)комар - заяц 5)комар - подберезовик 6)заяц - клевер.


    Распределить по группам?

    Распределить по группам.

    (продуценты, консументы 1 - го порядка, консументы 2 - го порядка, консументы 3 - го порядка, редуценты).

    Олень, хлорелла, тля, гнилостные бактерии, пеницилл, белка, лещина, куница, белый медведь, волк, дятел, ель, блоха, клещ, ястреб, серая крыса, божья коровка, стрекоза, плесневые грибы, кот, паук - крестовик, зеленый кузнечик, кролик, злаки, лягушка, клещ, колорадский жук, пиявки, водоросли, бактерии.


    Разделить насекомых по типу ротовых аппаратов и по типу конечностей : Стрекоза - дедка , поденка, комар - пискун, водомерка прудовая, гладыш обыкновенный, божья коровка, аполлон , богомол, жук - олень?

    Разделить насекомых по типу ротовых аппаратов и по типу конечностей : Стрекоза - дедка , поденка, комар - пискун, водомерка прудовая, гладыш обыкновенный, божья коровка, аполлон , богомол, жук - олень, оса - блестянка , шмель, кузнечик певчий , скакун лесной , медведка , жигалка осенняя , оса средняя, плавунец окаймленный, стрекоза плоская, взлетающая божья коровка, жук - мертвоед , жужелица, стрекоза , бабочка, ногохвостка сминтур, рыжий лесной муравей , касты термитов , колорадский жук, кровососущий комар.


    Постройте схему пищевой сети, включив в нее перечисленные ниже организмы : волк, лисица, сова - неясыть, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, полевка, тля, паук, божья коровка, дуб (с семе?

    Постройте схему пищевой сети, включив в нее перечисленные ниже организмы : волк, лисица, сова - неясыть, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, полевка, тля, паук, божья коровка, дуб (с семенами, листьями, корой и древесиной), медуница, мухоловка, короед, дятел, муха - журчалка.


    Заполните таблицу?

    Волк – заяц Клещ – собака Мухоловки – синицы Кенгуру – кролики Белки – лоси Жуки плавунцы - мальки рыб Клопы - водомерки – двустворчатые моллюски беззубки Пустынные черепахи – пустынные славки Рыба прилипала – акула Блоха – кошка Азотофиксирующие растения – бобовые растения Муравьи - семена растений Корова – бактерии Муравьи – грибы Лишайник гриб - водоросли Орхидея – дерево Растение непентес – личинка комаров Ящерицы – грызуны Клещ – стрекоза Морские черви – двустворчатые моллюски Носороги – водяные черепахи Птица волоклюй – буйвол Слепыши – жаворонки Плесневые грибы – бактерии Северные олени – белые куропатки Горностаи – хорьки Кукушка – мелкие птицы Гельминты – заяц Совы – мыши ХИЩНИЧЕСТВО ПАРАЗИТИЗМ КОНКУРЕНЦИЯ НЕЙТРАЛИЗМ КОММЕНСАЛИЗМ (НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО) ПРОТОКООПЕРАЦИЯ (ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ МУТУАЛИЗМ) МУТУАЛИЗМ АМЕНСАЛИЗМ.

    Вы находитесь на странице вопроса Определите типы биотических отношений : 1? из категории Биология. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


    Есть плохие которые убивают все живое, а есть хорошие которые помогают нам жить. Из бактерий получается кефир, сыр, и тд. А минус - быстро портятся продукты, из за них плохо заживают раны, и они переносят разнообразные инфекции.


    К макроэлементаи не относится СЕРА.


    Потому что мы не внимательные. И еще если кальций в организме человека мало то кости и зубы начинают быстро ломается. А кальций мало потому что фосфора много.


    В сумке, а пуповина подкармливают детеныша кеннуру.


    Я не уверен но вреде Сетчатое.


    Правильный ответ б наследуются.


    Когдагниют фрукты и когдаголовастик превращаетсяв лягушку - это один и тот же феномен – автолиз. Им управляютуникальные структуры клеток – лизосомы. Крохотные лизосомы разрушают другие органоиды, а такжедаже целые ткани и органы. В нихсодержатся д..


    Голосеменны́е расте́ния — древняя группа семенных растений, появившаяся в верхнем девоне, около 370 млн лет назад. Отдел гинкговидные * Отдел гнетовидные * Отдел саговниковидные * Отдел хвойных.


    Потому, что в чистых веществах нет того что есть в смесях.


    Алкоголь насколько я знаю убивает клетки печени , и вызывает ее цирроз. 2. алкоголь угнетает выработку пищеварительных ыерментов, разрушает слизистый барьер желудка , а значит пищеварение.

    © 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
    Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

    Читайте также: