Ранней весной как только сойдет снег поле где была посеяна озимая рожь

Обновлено: 19.07.2024

Автор: Дакирова Капия Сакеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными"
Раздел: среднее образование

Конспект открытого урока

области (с использованием УМК по русскому языку

для 9-го класса С.И.Львовой, В.В.Львова).

Учитель - Дакирова Капия Сакеновна

Тема урока: Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими

Дата проведения: 28 марта 2011г.

Дать понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими

придаточными, об их структуре и видах подчинительной связи в них.

Показать роль СПП с несколькими придаточными в тексте.

Отработать навыки анализа СПП с несколькими придаточными ,

сформировать умение распознавать их структуру, определять

использованные виды связи, составлять СПП с несколькими

придаточными на основании предложенных схем.

3. Продолжить работу по развитию мышления, коммуникативной

компетентности об-ся, интереса к языку.

Начинаем работать. У нас урок изучения нового материала. Прошу оставить 2

строчки для записи темы урока, её мы сформулируем чуть позже. Начинаем

урок с анализа предложений.

2.Изучение нового материала

А) Анализ предложений: расставить знаки, найти основы предложений, указать

главные и придаточные предложения, составить схему предложений

1.Где гнутся над омутом лозы

Где летнее солнце печет

Летают и пляшут стрекозы

Веселый ведут хоровод.

(1)Где гнутся над омутом лозы,

(2)Где летнее солнце печет,

(3)Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

(Лоза, но лозы! Длинный гибкий стебель некоторых кустарников. Виноградная

Почему стоит запятая в главном предложении? (предложение осложнено

2. Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого

мужика который поднявши где-то на дороге толстое бревно тащил его на плече

(1)Когда бричка была уже на конце деревни, (2)Чичиков подозвал к себе

первого мужика, (3)который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил

его на плече к себе в избу.

Объясни расстановку знаков препинания в 3 предложении? (Предложение

осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным

оборотом: тащил (как?) поднявши где-то на дороге толстое бревно)

3. Мы проходим все комнаты поднимаемся в детскую половину откуда

открывается вид на пруд заглохший цветник где на запущенных клумбах

пасется привязанный на веревке теленок.

(1) Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, (2)откуда

открывается вид на пруд, заглохший цветник, (3)где на запущенных клумбах

пасется привязанный на веревке теленок.

Б)Опрос по разобранным предложениям:

1)Приходилось ли нам разбирать подобные предложения? Что нового в их

структуре по сравнению с тем, что мы уже знаем о сложноподчиненном

предложении? (Эти предложения с несколькими придаточными)

2) Попробуем сформулировать тему урока. (Понятие о сложноподчиненном

предложении с несколькими придаточными). Запишите тему урока в

оставленные 2 строчки.

3)Какова может быть цель нашего урока? Что мы сегодня узнаем? Чему мы

сегодня научимся? (Учитель, дополняя ответы учеников, объявляет цели урока)

В)Слово учителя:

В СПП с несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной

связи. Вид связи зависит от того, к чему относятся придаточные предложения

(к главному или придаточному предложению), одного вида эти придаточные

или разных. Попробуем выяснить, какие виды подчинительной связи

используются в проанализированных предложениях.

1-й вид связи - соподчинение. Вдумайтесь в термин СОПОДЧИНЕНИЕ,

вспомним слова: СОтрудничество, СОпереживание, СОчувствие, СОкурсник,

приставка СО- содержит значение КАКОЕ? ( “вместе, сообща, совместно”)

Попробуйте определить, в каких предложениях используется соподчинение?

Почему вы так считаете?

(Соподчинение в 1 и 2 предложениях, т.к. в них 2 придаточных подчиняются

одному главному предложению)

Сформулируем определение: что такое соподчинение?

(Соподчинение – подчинение двух или нескольких придаточных одному и

тому же главному предложению)

Соподчинение имеет 2 разновидности: однородное и неоднородное. В каком

случае представлено однородное соподчинение, а в каком неоднородное?

Почему вы так считаете?

(В 1 предложении – однородное соподчинение, т.к. придаточные одного вида-

места - относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают

на один и тот же вопрос)

Попробуем провести параллель: придаточные с однородным соподчинением

аналогичны какой синтаксической конструкции? (Однородным членам в

(Во 2 предложении – неоднородное соподчинение, т.к. придаточные разных

видов – времени и определительное - поясняют разные слова в главном

предложении, к ним ставятся разные вопросы).

Другой вид связи, встречающийся в СПП с несколькими придаточными

называется последовательное подчинение. В каком предложении представлено

последовательное подчинение и что представляет собой этот вид

(В 3 предложении - последовательное подчинение. )

Да, действительно, при последовательном подчинении придаточные части

располагаются цепочкой: придаточное 1 уровня зависит от главной части СПП,

придаточное 2 уровня зависит от придаточного 1 уровня, придаточное 3 уровня

от придаточного 2 уровня и т.д. выстраивается последовательная цепь частей

3.Закрепление материала. Тренировочное упражнение: упр.494.

Вариант 1 – предложение 1,3

Вариант 2- предложение 2,4

Запишем предложения, составим их вертикальную схему, вставим

пропущенные буквы, знаки, определим использованный в них вид

1)Если завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на

Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное условия

и придаточное изъяснительное поясняют главное предложение

2)Ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая рожь,

покрывается сочной зеленью.

Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное времени

и придаточное определительное поясняют разные слова в главном

3)Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?

Однородное соподчинение: придаточные одного вида – придаточные

изъяснительные - относятся к одному и тому же слову в главной части

предложения: Скажи мне (о чем?) …..

4)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Последовательное подчинение: придаточное 1 уровня (придаточное

изъяснительное я хочу (что?) ……) зависит от главной части СПП, придаточное

2 уровня (придаточное изъяснительное) зависит от придаточного 1 уровня.

4.Изучение нового материала:

Посмотрите на схемы предложений, с которыми мы работали. Какие

(1 схема - это предложение с однородным соподчинением, придаточные

относятся к одному слову главной части,

2 схема - неоднородное соподчинение, придаточные относятся к разным словам

(Это СПП с последовательным подчинением).

Рассмотрите схемы. Какие возможны комбинации подчинительной связи

в СПП с несколькими придаточными?

(1схема – сочетание неоднородного соподчинение с последовательным

2 и 3схемы – сочетание однородного соподчинения с последовательным

5. Закрепление материала

А)Тренировочное упражнение: упр.495

Найдите в этом упражнении предложения, где используется комбинация

разных видов подчинительной связи.

(Это последнее предложение, в нем используется комбинация разных видов

подчинительной связи: однородное соподчинение двух придаточных уступки

и последовательное подчинение)

Б) Анализ предложений: упражнение 501, задание 1.

(В упражнении даны примеры предложений с придаточными, которые

При каком виде подчинительной связи возникает подобная пунктограмма?

(При однородном соподчинении)

Выведем пунктуационное правило: Если придаточные предложения с

однородным соподчинением соединены неповторяющимися союзами и, или,

запятая между ними не ставится.

Проведем аналогию: запятая не ставится так же, как и при однородных членах

предложения, связанных неповторяющимся союзом.

Обратим внимание на 2 предложение: сколько придаточных предложений в

нем? (2 придаточных, как и в 1 и 3 предложениях) Что-то необычное вы

заметили в структуре предложения? (Да, в СПП с однородным соподчинением

во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз).

В) Составление предложений по предложенным схемам:

Упражнение 504: 1 ряд-1 схема, 2 ряд – 2 и 3 (по вариантам), 3 ряд – 4 схема

Вывод: Какова практическая ценность материала нашего урока. Для чего вам

может понадобиться знание СПП с несколькими придаточными? Знание их

структуры, умение их строить?

Г)Работа с текстом: упр 509

Какова его цель? (Прорекламировать книгу, воздействовать на читателей,

убедить их в полезности данной книги)

Стиль текста: публицистический.

Какова роль СПП с несколькими придаточными в этом тексте?

Как называется использованное автором языковое средство?

(СПП является средством выразительности, автором используется

Задание 3 (на дом, по желанию)

Найдите 3 лишнее предложение:

1)Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то

живое, говорящее, чудесное. (М.Горький.)

2)Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим

светом по листам затрепетало. (А.Фет.)

3)Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно

верует в животворящий, полный разума русский язык. (Н.Заболоцкий.)

(Третье лишнее — 1 предложение, т.к. это СПП с неоднородным

соподчинением, а два других предложения с однородным соподчинением)

Найдите 3 лишнее предложение:

1)Я отвечал что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

2)Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки я не поверю воде.

3)Я ушел в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке.

(Третье лишнее — 3 предложение, т.к. в первых двух два придаточных с

предложении придаточное ГДЕ ВСЕ УЖЕ СПАЛИ находится внутри главного

предложения, выделяется с двух сторон запятыми, вторая запятая будет стоять

Продолжите предложение: Я сегодня на уроке узнал (понял, усвоил) … в виде

Автор: Дакирова Капия Сакеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными"
Раздел: среднее образование

Конспект открытого урока

области (с использованием УМК по русскому языку

для 9-го класса С.И.Львовой, В.В.Львова).

Учитель - Дакирова Капия Сакеновна

Тема урока: Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими

Дата проведения: 28 марта 2011г.

Дать понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими

придаточными, об их структуре и видах подчинительной связи в них.

Показать роль СПП с несколькими придаточными в тексте.

Отработать навыки анализа СПП с несколькими придаточными ,

сформировать умение распознавать их структуру, определять

использованные виды связи, составлять СПП с несколькими

придаточными на основании предложенных схем.

3. Продолжить работу по развитию мышления, коммуникативной

компетентности об-ся, интереса к языку.

Начинаем работать. У нас урок изучения нового материала. Прошу оставить 2

строчки для записи темы урока, её мы сформулируем чуть позже. Начинаем

урок с анализа предложений.

2.Изучение нового материала

А) Анализ предложений: расставить знаки, найти основы предложений, указать

главные и придаточные предложения, составить схему предложений

1.Где гнутся над омутом лозы

Где летнее солнце печет

Летают и пляшут стрекозы

Веселый ведут хоровод.

(1)Где гнутся над омутом лозы,

(2)Где летнее солнце печет,

(3)Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

(Лоза, но лозы! Длинный гибкий стебель некоторых кустарников. Виноградная

Почему стоит запятая в главном предложении? (предложение осложнено

2. Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого

мужика который поднявши где-то на дороге толстое бревно тащил его на плече

(1)Когда бричка была уже на конце деревни, (2)Чичиков подозвал к себе

первого мужика, (3)который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил

его на плече к себе в избу.

Объясни расстановку знаков препинания в 3 предложении? (Предложение

осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным

оборотом: тащил (как?) поднявши где-то на дороге толстое бревно)

3. Мы проходим все комнаты поднимаемся в детскую половину откуда

открывается вид на пруд заглохший цветник где на запущенных клумбах

пасется привязанный на веревке теленок.

(1) Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, (2)откуда

открывается вид на пруд, заглохший цветник, (3)где на запущенных клумбах

пасется привязанный на веревке теленок.

Б)Опрос по разобранным предложениям:

1)Приходилось ли нам разбирать подобные предложения? Что нового в их

структуре по сравнению с тем, что мы уже знаем о сложноподчиненном

предложении? (Эти предложения с несколькими придаточными)

2) Попробуем сформулировать тему урока. (Понятие о сложноподчиненном

предложении с несколькими придаточными). Запишите тему урока в

оставленные 2 строчки.

3)Какова может быть цель нашего урока? Что мы сегодня узнаем? Чему мы

сегодня научимся? (Учитель, дополняя ответы учеников, объявляет цели урока)

В)Слово учителя:

В СПП с несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной

связи. Вид связи зависит от того, к чему относятся придаточные предложения

(к главному или придаточному предложению), одного вида эти придаточные

или разных. Попробуем выяснить, какие виды подчинительной связи

используются в проанализированных предложениях.

1-й вид связи - соподчинение. Вдумайтесь в термин СОПОДЧИНЕНИЕ,

вспомним слова: СОтрудничество, СОпереживание, СОчувствие, СОкурсник,

приставка СО- содержит значение КАКОЕ? ( “вместе, сообща, совместно”)

Попробуйте определить, в каких предложениях используется соподчинение?

Почему вы так считаете?

(Соподчинение в 1 и 2 предложениях, т.к. в них 2 придаточных подчиняются

одному главному предложению)

Сформулируем определение: что такое соподчинение?

(Соподчинение – подчинение двух или нескольких придаточных одному и

тому же главному предложению)

Соподчинение имеет 2 разновидности: однородное и неоднородное. В каком

случае представлено однородное соподчинение, а в каком неоднородное?

Почему вы так считаете?

(В 1 предложении – однородное соподчинение, т.к. придаточные одного вида-

места - относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают

на один и тот же вопрос)

Попробуем провести параллель: придаточные с однородным соподчинением

аналогичны какой синтаксической конструкции? (Однородным членам в

(Во 2 предложении – неоднородное соподчинение, т.к. придаточные разных

видов – времени и определительное - поясняют разные слова в главном

предложении, к ним ставятся разные вопросы).

Другой вид связи, встречающийся в СПП с несколькими придаточными

называется последовательное подчинение. В каком предложении представлено

последовательное подчинение и что представляет собой этот вид

(В 3 предложении - последовательное подчинение. )

Да, действительно, при последовательном подчинении придаточные части

располагаются цепочкой: придаточное 1 уровня зависит от главной части СПП,

придаточное 2 уровня зависит от придаточного 1 уровня, придаточное 3 уровня

от придаточного 2 уровня и т.д. выстраивается последовательная цепь частей

3.Закрепление материала. Тренировочное упражнение: упр.494.

Вариант 1 – предложение 1,3

Вариант 2- предложение 2,4

Запишем предложения, составим их вертикальную схему, вставим

пропущенные буквы, знаки, определим использованный в них вид

1)Если завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на

Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное условия

и придаточное изъяснительное поясняют главное предложение

2)Ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая рожь,

покрывается сочной зеленью.

Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное времени

и придаточное определительное поясняют разные слова в главном

3)Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?

Однородное соподчинение: придаточные одного вида – придаточные

изъяснительные - относятся к одному и тому же слову в главной части

предложения: Скажи мне (о чем?) …..

4)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Последовательное подчинение: придаточное 1 уровня (придаточное

изъяснительное я хочу (что?) ……) зависит от главной части СПП, придаточное

2 уровня (придаточное изъяснительное) зависит от придаточного 1 уровня.

4.Изучение нового материала:

Посмотрите на схемы предложений, с которыми мы работали. Какие

(1 схема - это предложение с однородным соподчинением, придаточные

относятся к одному слову главной части,

2 схема - неоднородное соподчинение, придаточные относятся к разным словам

(Это СПП с последовательным подчинением).

Рассмотрите схемы. Какие возможны комбинации подчинительной связи

в СПП с несколькими придаточными?

(1схема – сочетание неоднородного соподчинение с последовательным

2 и 3схемы – сочетание однородного соподчинения с последовательным

5. Закрепление материала

А)Тренировочное упражнение: упр.495

Найдите в этом упражнении предложения, где используется комбинация

разных видов подчинительной связи.

(Это последнее предложение, в нем используется комбинация разных видов

подчинительной связи: однородное соподчинение двух придаточных уступки

и последовательное подчинение)

Б) Анализ предложений: упражнение 501, задание 1.

(В упражнении даны примеры предложений с придаточными, которые

При каком виде подчинительной связи возникает подобная пунктограмма?

(При однородном соподчинении)

Выведем пунктуационное правило: Если придаточные предложения с

однородным соподчинением соединены неповторяющимися союзами и, или,

запятая между ними не ставится.

Проведем аналогию: запятая не ставится так же, как и при однородных членах

предложения, связанных неповторяющимся союзом.

Обратим внимание на 2 предложение: сколько придаточных предложений в

нем? (2 придаточных, как и в 1 и 3 предложениях) Что-то необычное вы

заметили в структуре предложения? (Да, в СПП с однородным соподчинением

во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз).

В) Составление предложений по предложенным схемам:

Упражнение 504: 1 ряд-1 схема, 2 ряд – 2 и 3 (по вариантам), 3 ряд – 4 схема

Вывод: Какова практическая ценность материала нашего урока. Для чего вам

может понадобиться знание СПП с несколькими придаточными? Знание их

структуры, умение их строить?

Г)Работа с текстом: упр 509

Какова его цель? (Прорекламировать книгу, воздействовать на читателей,

убедить их в полезности данной книги)

Стиль текста: публицистический.

Какова роль СПП с несколькими придаточными в этом тексте?

Как называется использованное автором языковое средство?

(СПП является средством выразительности, автором используется

Задание 3 (на дом, по желанию)

Найдите 3 лишнее предложение:

1)Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то

живое, говорящее, чудесное. (М.Горький.)

2)Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим

светом по листам затрепетало. (А.Фет.)

3)Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно

верует в животворящий, полный разума русский язык. (Н.Заболоцкий.)

(Третье лишнее — 1 предложение, т.к. это СПП с неоднородным

соподчинением, а два других предложения с однородным соподчинением)

Найдите 3 лишнее предложение:

1)Я отвечал что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

2)Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки я не поверю воде.

3)Я ушел в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке.

(Третье лишнее — 3 предложение, т.к. в первых двух два придаточных с

предложении придаточное ГДЕ ВСЕ УЖЕ СПАЛИ находится внутри главного

предложения, выделяется с двух сторон запятыми, вторая запятая будет стоять

Продолжите предложение: Я сегодня на уроке узнал (понял, усвоил) … в виде

Расставить знаки препинания и составить горизонтальные схемы каждого предложения. 1) Если завтра увидите его то попросите чтобы он ко мне заехал на минуточку. 2) Ранней весной как только сойдет снег поле где была посеяна озимая рожь покрывается сочной зеленью. 3) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? 4) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой. 5) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать. 6) Тут он отвернулся чтобы скрыть свое волнение и пошел ходить по двору около своей поводки показывая будто он осматривает колесо тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами. 7) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь.

если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая рожь, покрывается сочной зеленью Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой молодные казаки ехали смутно и удерживали, так как боялись отца, который тоже был несколько смущен, хотя старался этого не показывать тут он отвернулся,чтобы скрыть свое волнение и пошел ходить по двору около своей поводки, показывая будто он осматривает колесо тогда, как глаза его поминутно наполнялись слезами перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми частя­ми раз­ли­ча­ют три вида под­чи­не­ния при­да­точ­ных пред­ло­же­ний. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным, парал­лель­ным и после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем.

Чтобы понять, как стро­ит­ся слож­ное пред­ло­же­ние с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми, узна­ем, что в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть не одна, а несколь­ко при­да­точ­ных частей. Два и более при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по-разному соот­но­сят­ся с глав­ным пред­ло­же­ни­ем и друг с дру­гом и обра­зу­ют три основ­ных вида под­чи­не­ния:

  • одно­род­ное,
  • парал­лель­ное (неод­но­род­ное),
  • после­до­ва­тель­ное.

Рассмотрим более деталь­но слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми, учи­ты­вая раз­ные типы их под­чи­не­ния.

Однородное подчинение придаточных предложений

Однородное подчинение придаточных предложений

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в даль­ней­шем СПП, все при­да­точ­ные части могут отно­сить­ся непо­сред­ствен­но ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию или к одно­му его чле­ну. В таком слу­чае ука­зы­ва­ют на одно­род­ное под­чи­не­ние зави­си­мых пред­ло­же­ний. При одно­род­ном под­чи­не­нии ука­жем его основ­ные при­зна­ки:

  • все при­да­точ­ные отно­сят­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию или к одно­му и тому же сло­ву в глав­ном,
  • при­да­точ­ные име­ют оди­на­ко­вое зна­че­ние и отве­ча­ют на один и тот же вопрос, то есть это при­да­точ­ные одно­го типа,
  • свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или бес­со­юз­но,
  • про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей,

Неизвестно, где она жила (1), кто она (2), поче­му был сде­лан рим­ским худож­ни­ком её порт­рет (3) и о чём она так печаль­но заду­ма­лась (4).

Неизвестно (что?). Ко всем при­да­точ­ным частям неза­ви­си­мо от того, что они при­со­еди­не­ны раз­ны­ми союз­ным сло­ва­ми (где, кто, поче­му, о чём), зада­дим один и тот же вопрос: что? В этом СПП наблю­да­ет­ся кас­кад изъ­яс­ни­тель­ных при­да­точ­ных, кото­рые зави­сят от одно­го сло­ва в глав­ной части — ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го пред­ло­же­ния, выра­жен­но­го пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем. Следовательно, это СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

[ ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Между под­чи­ни­тель­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с пере­чис­ле­ни­ем, как в при­ве­ден­ном при­ме­ре, ста­вят­ся запя­тые, кро­ме двух послед­них под­чи­ни­тель­ных пред­ло­же­ний. Если меж­ду одно­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми упо­треб­лён непо­вто­ря­ю­щий­ся соеди­ни­тель­ный или раз­де­ли­тель­ный союз (и, или, либо), то запя­тая не ста­вит­ся, напри­мер:

Мы пони­ма­ли, что уже поздно_ и что надо торо­пить­ся домой.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

Примеры предложений с однородным подчинением придаточных

Я пони­мал, что лежу в посте­ли, что я болен, что я толь­ко что бре­дил (А. Куприн).

Весною ивол­га появ­ля­ет­ся позд­но, когда рощи уже оде­ты лист­вою и все пев­чие пти­цы дав­но при­ле­те­ли (И. Соколов-Микитов).

Тётушка инте­рес­но рас­ска­зы­ва­ла отом, что её пер­вый муж был пер­сид­ским кон­су­лом и что она с ним неко­то­рое вре­мя жила в Тегеране (Ф. Искандер).

С тех пор как разо­де­лись берез­ки и вырос­ли под ними раз­ные тра­вы с колос­ка­ми и шишеч­ка­ми и шей­ка­ми раз­ных цве­тов, мно­го, мно­го воды утек­ло из ручья (М. Пришвин).

Утром бабуш­ка жало­ва­лась, что саду ночью посби­ва­ло все ябло­ки и сло­ма­ло одну ста­рую сли­ву (А. Чехов).

См. ещё при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Придаточные пред­ло­же­ния, кото­рые отно­сят­ся ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию (вре­ме­ни, уступ­ки, при­чи­ны, усло­вия и пр.) или к одно­му из его чле­нов (опре­де­ли­тель­ные, изъ­яс­ни­тель­ные, меры и сте­пе­ни, места, обра­за дей­ствия), могут быть неод­но­род­ны­ми, то есть раз­ны­ми по зна­че­нию и при­над­ле­жать к раз­ным типам, напри­мер:

Когда собра­лись рыба­ки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вече­ру ветер пого­нит лед на пол­день (2) (М. Пришвин).

От глав­но­го пред­ло­же­ния зави­сят два при­да­точ­ных:

  • одно — при­да­точ­ное вре­ме­ни (когда собра­лись рыба­ки),
  • вто­рое — изъ­яс­ни­тель­ное при­да­точ­ное (что к вече­ру ветер пого­нит лёд на пол­день).

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных

Но хотя они всю жизнь были сосе­дя­ми, Уля нико­гда не виде­лась с Анатолием поми­мо шко­лы да ком­со­моль­ских собра­ний, где он часто высту­пал с докла­да­ми (А. Фадеев).

Как толь­ко жара спа­ла, в лесу ста­ло так быст­ро холо­дать и тем­неть, что оста­вать­ся в нём не хоте­лось (И. Тургенев).

Когда у меня в руках новая кни­га, я чув­ствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, гово­ря­щее, чудес­ное (М. Горький).

Река, вдоль кото­рой мы пошли, то и дело кру­то пово­ра­чи­ва­ла, так что поблёс­ки­ва­ю­щее зер­ка­ло её упи­ра­лось вда­ли то в зарос­ли ивня­ка, то в пес­ча­ный обрыв (В. Солоухин).

Когда я всмат­ри­ва­юсь, мне даже чудит­ся, что я начи­наю видеть на сот­ни, на тыся­чи кило­мет­ров вокруг (М. Бубеннов).

Ранней вес­ной, как толь­ко сой­дёт снег, поле, где была посе­я­на ози­мая рожь, покры­ва­ет­ся соч­ной зеле­нью (Л. Леонов).

Предложения с последовательным подчинением

Примеры предложений с последовательным подчинением

О слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем подроб­но с при­ме­ра­ми идет речь в этой ста­тье.

Примеры предложений с последовательным подчинением

Приведем еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Время наше­го путе­ше­ствия истек­ло, хотя мы успе­ли прой­ти лишь поло­ви­ну того, что заду­ма­ли (В. Солоухин).

Всё доступ­но чело­ве­ку в этой жиз­ни, если толь­ко страст­но желать, так страст­но, что­бы и жиз­ни самой не жал­ко ста­ло при этом (Л. Леонов).

Известен сучок на ство­ле, на кото­рый ста­вишь ногу, когда хочешь залезть на ябло­ню (В. Солоухин).

Если каж­дый чело­век на кус­ке зем­ли сво­ей сде­лал бы всё, что он может, как пре­крас­на была бы зем­ля наша (А. Чехов).

Читайте также: