Ранней весной как только сойдет снег поле где была посеяна озимая рожь
Обновлено: 19.07.2024
Автор: Дакирова Капия Сакеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными"
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока
области (с использованием УМК по русскому языку
для 9-го класса С.И.Львовой, В.В.Львова).
Учитель - Дакирова Капия Сакеновна
Тема урока: Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими
Дата проведения: 28 марта 2011г.
Дать понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими
придаточными, об их структуре и видах подчинительной связи в них.
Показать роль СПП с несколькими придаточными в тексте.
Отработать навыки анализа СПП с несколькими придаточными ,
сформировать умение распознавать их структуру, определять
использованные виды связи, составлять СПП с несколькими
придаточными на основании предложенных схем.
3. Продолжить работу по развитию мышления, коммуникативной
компетентности об-ся, интереса к языку.
Начинаем работать. У нас урок изучения нового материала. Прошу оставить 2
строчки для записи темы урока, её мы сформулируем чуть позже. Начинаем
урок с анализа предложений.
2.Изучение нового материала
А) Анализ предложений: расставить знаки, найти основы предложений, указать
главные и придаточные предложения, составить схему предложений
1.Где гнутся над омутом лозы
Где летнее солнце печет
Летают и пляшут стрекозы
Веселый ведут хоровод.
(1)Где гнутся над омутом лозы,
(2)Где летнее солнце печет,
(3)Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
(Лоза, но лозы! Длинный гибкий стебель некоторых кустарников. Виноградная
Почему стоит запятая в главном предложении? (предложение осложнено
2. Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого
мужика который поднявши где-то на дороге толстое бревно тащил его на плече
(1)Когда бричка была уже на конце деревни, (2)Чичиков подозвал к себе
первого мужика, (3)который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил
его на плече к себе в избу.
Объясни расстановку знаков препинания в 3 предложении? (Предложение
осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным
оборотом: тащил (как?) поднявши где-то на дороге толстое бревно)
3. Мы проходим все комнаты поднимаемся в детскую половину откуда
открывается вид на пруд заглохший цветник где на запущенных клумбах
пасется привязанный на веревке теленок.
(1) Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, (2)откуда
открывается вид на пруд, заглохший цветник, (3)где на запущенных клумбах
пасется привязанный на веревке теленок.
Б)Опрос по разобранным предложениям:
1)Приходилось ли нам разбирать подобные предложения? Что нового в их
структуре по сравнению с тем, что мы уже знаем о сложноподчиненном
предложении? (Эти предложения с несколькими придаточными)
2) Попробуем сформулировать тему урока. (Понятие о сложноподчиненном
предложении с несколькими придаточными). Запишите тему урока в
оставленные 2 строчки.
3)Какова может быть цель нашего урока? Что мы сегодня узнаем? Чему мы
сегодня научимся? (Учитель, дополняя ответы учеников, объявляет цели урока)
В)Слово учителя:
В СПП с несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной
связи. Вид связи зависит от того, к чему относятся придаточные предложения
(к главному или придаточному предложению), одного вида эти придаточные
или разных. Попробуем выяснить, какие виды подчинительной связи
используются в проанализированных предложениях.
1-й вид связи - соподчинение. Вдумайтесь в термин СОПОДЧИНЕНИЕ,
вспомним слова: СОтрудничество, СОпереживание, СОчувствие, СОкурсник,
приставка СО- содержит значение КАКОЕ? ( “вместе, сообща, совместно”)
Попробуйте определить, в каких предложениях используется соподчинение?
Почему вы так считаете?
(Соподчинение в 1 и 2 предложениях, т.к. в них 2 придаточных подчиняются
одному главному предложению)
Сформулируем определение: что такое соподчинение?
(Соподчинение – подчинение двух или нескольких придаточных одному и
тому же главному предложению)
Соподчинение имеет 2 разновидности: однородное и неоднородное. В каком
случае представлено однородное соподчинение, а в каком неоднородное?
Почему вы так считаете?
(В 1 предложении – однородное соподчинение, т.к. придаточные одного вида-
места - относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают
на один и тот же вопрос)
Попробуем провести параллель: придаточные с однородным соподчинением
аналогичны какой синтаксической конструкции? (Однородным членам в
(Во 2 предложении – неоднородное соподчинение, т.к. придаточные разных
видов – времени и определительное - поясняют разные слова в главном
предложении, к ним ставятся разные вопросы).
Другой вид связи, встречающийся в СПП с несколькими придаточными
называется последовательное подчинение. В каком предложении представлено
последовательное подчинение и что представляет собой этот вид
(В 3 предложении - последовательное подчинение. )
Да, действительно, при последовательном подчинении придаточные части
располагаются цепочкой: придаточное 1 уровня зависит от главной части СПП,
придаточное 2 уровня зависит от придаточного 1 уровня, придаточное 3 уровня
от придаточного 2 уровня и т.д. выстраивается последовательная цепь частей
3.Закрепление материала. Тренировочное упражнение: упр.494.
Вариант 1 – предложение 1,3
Вариант 2- предложение 2,4
Запишем предложения, составим их вертикальную схему, вставим
пропущенные буквы, знаки, определим использованный в них вид
1)Если завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на
Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное условия
и придаточное изъяснительное поясняют главное предложение
2)Ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая рожь,
покрывается сочной зеленью.
Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное времени
и придаточное определительное поясняют разные слова в главном
3)Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?
Однородное соподчинение: придаточные одного вида – придаточные
изъяснительные - относятся к одному и тому же слову в главной части
предложения: Скажи мне (о чем?) …..
4)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
Последовательное подчинение: придаточное 1 уровня (придаточное
изъяснительное я хочу (что?) ……) зависит от главной части СПП, придаточное
2 уровня (придаточное изъяснительное) зависит от придаточного 1 уровня.
4.Изучение нового материала:
Посмотрите на схемы предложений, с которыми мы работали. Какие
(1 схема - это предложение с однородным соподчинением, придаточные
относятся к одному слову главной части,
2 схема - неоднородное соподчинение, придаточные относятся к разным словам
(Это СПП с последовательным подчинением).
Рассмотрите схемы. Какие возможны комбинации подчинительной связи
в СПП с несколькими придаточными?
(1схема – сочетание неоднородного соподчинение с последовательным
2 и 3схемы – сочетание однородного соподчинения с последовательным
5. Закрепление материала
А)Тренировочное упражнение: упр.495
Найдите в этом упражнении предложения, где используется комбинация
разных видов подчинительной связи.
(Это последнее предложение, в нем используется комбинация разных видов
подчинительной связи: однородное соподчинение двух придаточных уступки
и последовательное подчинение)
Б) Анализ предложений: упражнение 501, задание 1.
(В упражнении даны примеры предложений с придаточными, которые
При каком виде подчинительной связи возникает подобная пунктограмма?
(При однородном соподчинении)
Выведем пунктуационное правило: Если придаточные предложения с
однородным соподчинением соединены неповторяющимися союзами и, или,
запятая между ними не ставится.
Проведем аналогию: запятая не ставится так же, как и при однородных членах
предложения, связанных неповторяющимся союзом.
Обратим внимание на 2 предложение: сколько придаточных предложений в
нем? (2 придаточных, как и в 1 и 3 предложениях) Что-то необычное вы
заметили в структуре предложения? (Да, в СПП с однородным соподчинением
во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз).
В) Составление предложений по предложенным схемам:
Упражнение 504: 1 ряд-1 схема, 2 ряд – 2 и 3 (по вариантам), 3 ряд – 4 схема
Вывод: Какова практическая ценность материала нашего урока. Для чего вам
может понадобиться знание СПП с несколькими придаточными? Знание их
структуры, умение их строить?
Г)Работа с текстом: упр 509
Какова его цель? (Прорекламировать книгу, воздействовать на читателей,
убедить их в полезности данной книги)
Стиль текста: публицистический.
Какова роль СПП с несколькими придаточными в этом тексте?
Как называется использованное автором языковое средство?
(СПП является средством выразительности, автором используется
Задание 3 (на дом, по желанию)
Найдите 3 лишнее предложение:
1)Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то
живое, говорящее, чудесное. (М.Горький.)
2)Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим
светом по листам затрепетало. (А.Фет.)
3)Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно
верует в животворящий, полный разума русский язык. (Н.Заболоцкий.)
(Третье лишнее — 1 предложение, т.к. это СПП с неоднородным
соподчинением, а два других предложения с однородным соподчинением)
Найдите 3 лишнее предложение:
1)Я отвечал что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.
2)Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки я не поверю воде.
3)Я ушел в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке.
(Третье лишнее — 3 предложение, т.к. в первых двух два придаточных с
предложении придаточное ГДЕ ВСЕ УЖЕ СПАЛИ находится внутри главного
предложения, выделяется с двух сторон запятыми, вторая запятая будет стоять
Продолжите предложение: Я сегодня на уроке узнал (понял, усвоил) … в виде
Автор: Дакирова Капия Сакеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными"
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока
области (с использованием УМК по русскому языку
для 9-го класса С.И.Львовой, В.В.Львова).
Учитель - Дакирова Капия Сакеновна
Тема урока: Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими
Дата проведения: 28 марта 2011г.
Дать понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими
придаточными, об их структуре и видах подчинительной связи в них.
Показать роль СПП с несколькими придаточными в тексте.
Отработать навыки анализа СПП с несколькими придаточными ,
сформировать умение распознавать их структуру, определять
использованные виды связи, составлять СПП с несколькими
придаточными на основании предложенных схем.
3. Продолжить работу по развитию мышления, коммуникативной
компетентности об-ся, интереса к языку.
Начинаем работать. У нас урок изучения нового материала. Прошу оставить 2
строчки для записи темы урока, её мы сформулируем чуть позже. Начинаем
урок с анализа предложений.
2.Изучение нового материала
А) Анализ предложений: расставить знаки, найти основы предложений, указать
главные и придаточные предложения, составить схему предложений
1.Где гнутся над омутом лозы
Где летнее солнце печет
Летают и пляшут стрекозы
Веселый ведут хоровод.
(1)Где гнутся над омутом лозы,
(2)Где летнее солнце печет,
(3)Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
(Лоза, но лозы! Длинный гибкий стебель некоторых кустарников. Виноградная
Почему стоит запятая в главном предложении? (предложение осложнено
2. Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого
мужика который поднявши где-то на дороге толстое бревно тащил его на плече
(1)Когда бричка была уже на конце деревни, (2)Чичиков подозвал к себе
первого мужика, (3)который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил
его на плече к себе в избу.
Объясни расстановку знаков препинания в 3 предложении? (Предложение
осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным
оборотом: тащил (как?) поднявши где-то на дороге толстое бревно)
3. Мы проходим все комнаты поднимаемся в детскую половину откуда
открывается вид на пруд заглохший цветник где на запущенных клумбах
пасется привязанный на веревке теленок.
(1) Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, (2)откуда
открывается вид на пруд, заглохший цветник, (3)где на запущенных клумбах
пасется привязанный на веревке теленок.
Б)Опрос по разобранным предложениям:
1)Приходилось ли нам разбирать подобные предложения? Что нового в их
структуре по сравнению с тем, что мы уже знаем о сложноподчиненном
предложении? (Эти предложения с несколькими придаточными)
2) Попробуем сформулировать тему урока. (Понятие о сложноподчиненном
предложении с несколькими придаточными). Запишите тему урока в
оставленные 2 строчки.
3)Какова может быть цель нашего урока? Что мы сегодня узнаем? Чему мы
сегодня научимся? (Учитель, дополняя ответы учеников, объявляет цели урока)
В)Слово учителя:
В СПП с несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной
связи. Вид связи зависит от того, к чему относятся придаточные предложения
(к главному или придаточному предложению), одного вида эти придаточные
или разных. Попробуем выяснить, какие виды подчинительной связи
используются в проанализированных предложениях.
1-й вид связи - соподчинение. Вдумайтесь в термин СОПОДЧИНЕНИЕ,
вспомним слова: СОтрудничество, СОпереживание, СОчувствие, СОкурсник,
приставка СО- содержит значение КАКОЕ? ( “вместе, сообща, совместно”)
Попробуйте определить, в каких предложениях используется соподчинение?
Почему вы так считаете?
(Соподчинение в 1 и 2 предложениях, т.к. в них 2 придаточных подчиняются
одному главному предложению)
Сформулируем определение: что такое соподчинение?
(Соподчинение – подчинение двух или нескольких придаточных одному и
тому же главному предложению)
Соподчинение имеет 2 разновидности: однородное и неоднородное. В каком
случае представлено однородное соподчинение, а в каком неоднородное?
Почему вы так считаете?
(В 1 предложении – однородное соподчинение, т.к. придаточные одного вида-
места - относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают
на один и тот же вопрос)
Попробуем провести параллель: придаточные с однородным соподчинением
аналогичны какой синтаксической конструкции? (Однородным членам в
(Во 2 предложении – неоднородное соподчинение, т.к. придаточные разных
видов – времени и определительное - поясняют разные слова в главном
предложении, к ним ставятся разные вопросы).
Другой вид связи, встречающийся в СПП с несколькими придаточными
называется последовательное подчинение. В каком предложении представлено
последовательное подчинение и что представляет собой этот вид
(В 3 предложении - последовательное подчинение. )
Да, действительно, при последовательном подчинении придаточные части
располагаются цепочкой: придаточное 1 уровня зависит от главной части СПП,
придаточное 2 уровня зависит от придаточного 1 уровня, придаточное 3 уровня
от придаточного 2 уровня и т.д. выстраивается последовательная цепь частей
3.Закрепление материала. Тренировочное упражнение: упр.494.
Вариант 1 – предложение 1,3
Вариант 2- предложение 2,4
Запишем предложения, составим их вертикальную схему, вставим
пропущенные буквы, знаки, определим использованный в них вид
1)Если завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на
Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное условия
и придаточное изъяснительное поясняют главное предложение
2)Ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая рожь,
покрывается сочной зеленью.
Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное времени
и придаточное определительное поясняют разные слова в главном
3)Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?
Однородное соподчинение: придаточные одного вида – придаточные
изъяснительные - относятся к одному и тому же слову в главной части
предложения: Скажи мне (о чем?) …..
4)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
Последовательное подчинение: придаточное 1 уровня (придаточное
изъяснительное я хочу (что?) ……) зависит от главной части СПП, придаточное
2 уровня (придаточное изъяснительное) зависит от придаточного 1 уровня.
4.Изучение нового материала:
Посмотрите на схемы предложений, с которыми мы работали. Какие
(1 схема - это предложение с однородным соподчинением, придаточные
относятся к одному слову главной части,
2 схема - неоднородное соподчинение, придаточные относятся к разным словам
(Это СПП с последовательным подчинением).
Рассмотрите схемы. Какие возможны комбинации подчинительной связи
в СПП с несколькими придаточными?
(1схема – сочетание неоднородного соподчинение с последовательным
2 и 3схемы – сочетание однородного соподчинения с последовательным
5. Закрепление материала
А)Тренировочное упражнение: упр.495
Найдите в этом упражнении предложения, где используется комбинация
разных видов подчинительной связи.
(Это последнее предложение, в нем используется комбинация разных видов
подчинительной связи: однородное соподчинение двух придаточных уступки
и последовательное подчинение)
Б) Анализ предложений: упражнение 501, задание 1.
(В упражнении даны примеры предложений с придаточными, которые
При каком виде подчинительной связи возникает подобная пунктограмма?
(При однородном соподчинении)
Выведем пунктуационное правило: Если придаточные предложения с
однородным соподчинением соединены неповторяющимися союзами и, или,
запятая между ними не ставится.
Проведем аналогию: запятая не ставится так же, как и при однородных членах
предложения, связанных неповторяющимся союзом.
Обратим внимание на 2 предложение: сколько придаточных предложений в
нем? (2 придаточных, как и в 1 и 3 предложениях) Что-то необычное вы
заметили в структуре предложения? (Да, в СПП с однородным соподчинением
во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз).
В) Составление предложений по предложенным схемам:
Упражнение 504: 1 ряд-1 схема, 2 ряд – 2 и 3 (по вариантам), 3 ряд – 4 схема
Вывод: Какова практическая ценность материала нашего урока. Для чего вам
может понадобиться знание СПП с несколькими придаточными? Знание их
структуры, умение их строить?
Г)Работа с текстом: упр 509
Какова его цель? (Прорекламировать книгу, воздействовать на читателей,
убедить их в полезности данной книги)
Стиль текста: публицистический.
Какова роль СПП с несколькими придаточными в этом тексте?
Как называется использованное автором языковое средство?
(СПП является средством выразительности, автором используется
Задание 3 (на дом, по желанию)
Найдите 3 лишнее предложение:
1)Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то
живое, говорящее, чудесное. (М.Горький.)
2)Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим
светом по листам затрепетало. (А.Фет.)
3)Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно
верует в животворящий, полный разума русский язык. (Н.Заболоцкий.)
(Третье лишнее — 1 предложение, т.к. это СПП с неоднородным
соподчинением, а два других предложения с однородным соподчинением)
Найдите 3 лишнее предложение:
1)Я отвечал что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.
2)Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки я не поверю воде.
3)Я ушел в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке.
(Третье лишнее — 3 предложение, т.к. в первых двух два придаточных с
предложении придаточное ГДЕ ВСЕ УЖЕ СПАЛИ находится внутри главного
предложения, выделяется с двух сторон запятыми, вторая запятая будет стоять
Продолжите предложение: Я сегодня на уроке узнал (понял, усвоил) … в виде
Расставить знаки препинания и составить горизонтальные схемы каждого предложения. 1) Если завтра увидите его то попросите чтобы он ко мне заехал на минуточку. 2) Ранней весной как только сойдет снег поле где была посеяна озимая рожь покрывается сочной зеленью. 3) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? 4) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой. 5) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать. 6) Тут он отвернулся чтобы скрыть свое волнение и пошел ходить по двору около своей поводки показывая будто он осматривает колесо тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами. 7) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь.
если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая рожь, покрывается сочной зеленью Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой молодные казаки ехали смутно и удерживали, так как боялись отца, который тоже был несколько смущен, хотя старался этого не показывать тут он отвернулся,чтобы скрыть свое волнение и пошел ходить по двору около своей поводки, показывая будто он осматривает колесо тогда, как глаза его поминутно наполнялись слезами перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными частями различают три вида подчинения придаточных предложений. Приведем примеры предложений с однородным, параллельным и последовательным подчинением.
Чтобы понять, как строится сложное предложение с несколькими придаточными, узнаем, что в составе сложноподчиненного предложения может быть не одна, а несколько придаточных частей. Два и более придаточных предложений по-разному соотносятся с главным предложением и друг с другом и образуют три основных вида подчинения:
- однородное,
- параллельное (неоднородное),
- последовательное.
Рассмотрим более детально сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, учитывая разные типы их подчинения.
Однородное подчинение придаточных предложений
В сложноподчиненном предложении, в дальнейшем СПП, все придаточные части могут относиться непосредственно ко всему главному предложению или к одному его члену. В таком случае указывают на однородное подчинение зависимых предложений. При однородном подчинении укажем его основные признаки:
- все придаточные относятся к главному предложению или к одному и тому же слову в главном,
- придаточные имеют одинаковое значение и отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного типа,
- связаны между собой сочинительными союзами или бессоюзно,
- произносятся с перечислительной интонацией,
Неизвестно, где она жила (1), кто она (2), почему был сделан римским художником её портрет (3) и о чём она так печально задумалась (4).
Неизвестно (что?). Ко всем придаточным частям независимо от того, что они присоединены разными союзным словами (где, кто, почему, о чём), зададим один и тот же вопрос: что? В этом СПП наблюдается каскад изъяснительных придаточных, которые зависят от одного слова в главной части — сказуемого безличного предложения, выраженного предикативным наречием. Следовательно, это СПП с однородным подчинением придаточных.
Линейная схема предложения:
[ ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).
Между подчинительными предложениями с перечислением, как в приведенном примере, ставятся запятые, кроме двух последних подчинительных предложений. Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая не ставится, например:
Мы понимали, что уже поздно_ и что надо торопиться домой.
Линейная схема предложения:
Примеры предложений с однородным подчинением придаточных
Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил (А. Куприн).
Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели (И. Соколов-Микитов).
Тётушка интересно рассказывала отом, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране (Ф. Искандер).
С тех пор как разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья (М. Пришвин).
Утром бабушка жаловалась, что саду ночью посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу (А. Чехов).
См. ещё примеры предложений с однородным подчинением придаточных.
Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению (времени, уступки, причины, условия и пр.) или к одному из его членов (определительные, изъяснительные, меры и степени, места, образа действия), могут быть неоднородными, то есть разными по значению и принадлежать к разным типам, например:
Когда собрались рыбаки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень (2) (М. Пришвин).
От главного предложения зависят два придаточных:
- одно — придаточное времени (когда собрались рыбаки),
- второе — изъяснительное придаточное (что к вечеру ветер погонит лёд на полдень).
Линейная схема предложения:
Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных
Но хотя они всю жизнь были соседями, Уля никогда не виделась с Анатолием помимо школы да комсомольских собраний, где он часто выступал с докладами (А. Фадеев).
Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось (И. Тургенев).
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).
Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала, так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв (В. Солоухин).
Когда я всматриваюсь, мне даже чудится, что я начинаю видеть на сотни, на тысячи километров вокруг (М. Бубеннов).
Ранней весной, как только сойдёт снег, поле, где была посеяна озимая рожь, покрывается сочной зеленью (Л. Леонов).
Предложения с последовательным подчинением
О сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением подробно с примерами идет речь в этой статье.
Примеры предложений с последовательным подчинением
Приведем еще примеры предложений с последовательным подчинением придаточных.
Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали (В. Солоухин).
Всё доступно человеку в этой жизни, если только страстно желать, так страстно, чтобы и жизни самой не жалко стало при этом (Л. Леонов).
Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню (В. Солоухин).
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов).
Читайте также: