Райген праздник урожая вальдорф

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

С вами Ольга, логопед и многомама, сейчас я рассказываю о вальдорфском детском саде, а прямо сейчас - все ещё о первой половине дня в детском саду, которая вмещает в себя так много.

Обязательные составляющая режима, или ритма дня в вальдорфских садах - сказка и так называемый райген. И эти две составляющие вызывают у меня полный восторг как у логопеда. Тексты райгенов я собираю и использую в практике, а с помощью сказок "раскачиваю" на речь неговорящих детей.

Начну со сказки . Сказку дети слушают обычно после того, как пришли с прогулки, перед обедом. Сказка совершенно обычная народная или авторская. Есть некоторое количество специфических вальдорфских сказок, приуроченных обычно к какому-то празднику, но их не так много.

Необычна, так сказать, презентация этих сказок. Они не читаются, и не рассказываются, а показываются с помощью фигурок из ткани или дерева.

И именно такая деятельность, как во всем вальдорфе, наиболее созвучна природе ребенка. Ну а с точки зрения логопедии - вообще безупречно. Глаза взрослого устремлены не в книгу, а на детей - ребенок видит эмоции и артикуляцию, неосознанно их считывает. Плюс считывает интонацию, учась правильно интонировать сам. А ведь это тоже одна из сторон речи. И можно её развивать скучно и нудно, а можно так - сказочно.

Теперь про райген. В переводе на русский звучит привычно и банально - хоровод. Но перевод неточен. От хоровода в райгене, по сути, лишь расположение участников по кругу.

Это ежедневная речевая ритмическая игра, в которой дети вместе с садовницей проигрывают и проговаривают игровой сюжет, представленный в виде стихотворения, песни или образно-ритмической прозы.

Дети воспооизводят определенные движения-жесты, иллюстрирующие содержание действия, ритмически двигаются, демонстрируя движением и позой соответствующие сюжету образы.

Ходит по лесу медведь,

Бродит по лесу медведь… (дети идут по кругу, косолапя, как мишки)

Очень холодно в лесу! (Изображают холод)

Лес почти совсем раздет:

ни птицы нет. (Разводят руками)

Только ветер стонет, стонет,

По тропинкам листья гонит,

То сюда. (Соответствующее движение - и так далее - придумайте движения сами, к этому стихотворению - элементарно)

Стал на цыпочки медведь,

Лапы вытянул медведь:

— Ветер, ветер, не свисти!

Тучей снежной налети!

Все деревья запуши,

Все кусты запороши!

Теплым снегом сеет,

Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло,

Вечер на небо упал…

А куда ж медведь пропал?

Спит в своей берлоге.

Я не буду вас "грузить" смыслами, которые вкладывают в райген вальдорфские педагоги, а конце концов я не они. Я логопед, и что я вижу. Во-первых, сопровождение движением помогает ребенку гораздо лучше воспринять и запомнить поэтический текст. Через собственное тело и собственное движение понять значение новых слов - как это, веет? А вот так! Уловить и запомнить метафоры и образы - снег лежит, как одеяло. А вот так и лежит, как мы показали!

И во-вторых - речь с движением. Речедвигательная деятельность. Логопедам не нужно объяснять. Не специалисты же - просто поверьте на слово. Это - лучший способ сделать речь ребенка свободной, мелодичной, непринуждённой, синхронизировать речь и дыхание, профилактировать и скорректировать многие проявления речевых нарушений.

Между делом так. В деятельности, естественной и приятной для ребенка.

Вальдорфская педагогика предлагает не только ввести детей в праздник за счет вдоха и выдоха.
Но и предлагает подготовить детей к празднику. Поэтому перед праздником за месяц (или хотя бы две-три недели) начинается эпоха праздника.
Устраивается специальный хоровод (его еще называют райгон или ритмически-театральная композиция).


Композиция хоровода

Подбираются стихи, песни, потешки, пальчиковые игры на тему праздника или времени года.
Желательно, чтобы это были простые, понятные детям стихи, ритмичные. С наглядными (не абстрактными) образами.
"Я однажды пыталась (так как мне тогда было скучно про гномиков чушь нести, не доросла еще до метаискусности детской поэзии) рассказывать на хороводе стихи И. А. Бунина про "Лес, словно терем расписной. ". В дочери они вызывали сильнейший протест, а я как "эстет" пыталась настаивать на высоком. Ох. Учитесь на моих ошибках. :)
Народная поэзия и музыка замечательно подходят.


Потом хорошо бы причесать это все одно целое. И тут можно идти по принципу "вдох-выход", сжатие-расширение. Чтобы "присели" - "расправились". Можно постепенно "расти", раскрываться, начиная с сидячего круга, а потом - сжиматься.
И тоже - мои ошибки - желание сделать идеальный хоровод надолго оттягивают затею. Лучше взять три-два стишочка и сделать их, чем подбирать кучу стихов, а потом не иметь смелости их выучить.
Видите - как выгодно начинать с совсем малышами? Им больше двух-трех песенок и не нужно!

Вот если мы в этой группе будем сочинять хороводы - это будет чудесно. Ведь одна голова - хорошо, а три - лучше, как говорил Змей Гороныч.

А потом подбираем жесты к стихам и песенкам. У народных песенок и потешек - жесты уже есть (вспомните "Ладушки-ладушки", "Идет коза рогатая", "Каравай"). А стихам детских поэтов - важно подобрать жесты.
Жесты и движения передают основные события стихотворения. Для детей очень важно подражание, так что очень хорошо, если жесты отточены, скупы, не избыточно-рыхлы, уверенны.
То есть мы знаем, что хотим показать и выбираем наиболее выразительные движения для этого.
Тут как раз удобно последить за "сжатием" - "расширением", жесты сжатия, уменьшения и жесты раскрытия, возрастания - это помогает детям лучше ощутить и понять свои границы, свое тело.
У жестов есть еще одна польза - они помогают лучше запомнить стихи, сперва нам, а потом и детям вслед за нами.


Зачем нужен хоровод?
В будни
В будни мы включаем хоровод (ритмически-театральную композицию) в ткань дня - например, после завтрака, или перед обедом. Всегда, в связи с определенным временем дня - хоровод.
Ну, тут не нужно писать про важность ритмичного дня для детей. Или нужно? Я могу ?)
Все садимся и некоторое время читаем, поем и показываем все стихи-песенки-потешки по теме праздника или сезона.
То есть по сути - мы играем с детьми, делаем им массажик, играем в ладушки, разыгрываем сценки. При этом помогая им переживать состояния "маленький" и "огромный" - это важно для "врастания" ребенка в свое тело. И помогая настроиться на праздник.
В хоровод можно включить и какой-то народный хоровод.
Например, осенью, перед праздником фонариков, когда мы рассказываем сказку "Зимовье зверей" можно в большой Хоровод включить народный хоровод "Тень-тень-потетень"
Вот тут на Ютубе хорошее исполнение - выразительные, но спокойные жесты. Я бы только в части про козу экспрессии убавила.
Эту песенку можно делать стоя, изображая всем телом.
В праздник
В праздник, после круга, мы снова делаем наш Хоровод по теме праздника. Для чего?
Дети настраиваются на сказку или приключение, благодаря ритму и мелодии. Кроме того, знакомый хоровод создает чувство защищенности. Ведь праздник - это новшество, новые переживания, это всегда волнует и тревожит. Вот как Настя ниже написала - незнакомый, значит, опасный.
А хоровод в этом событии - знакомый, поддерживающий момент, который успокаивает и помогает идти навстречу неизведанному в празднике.
Это как мама на детской площадке - ребенок оглядывается. видит, что мама на месте, и дерзает исследовать дальше.

5 комментариев:

Составлять хороводы (а почему слово такое выбрали "хоровод"?) - я за!
Оля, отдельно хотелось бы пост про композицию и надобность хоровода, как его составлять, как превращать в целое. Какое предназначение он играет в празднике и в будни?
Мне непонятна (и неблизка; все незнакомое и непонятное - пока опасное) именно такая форма деятельности с детьми.
К авторским стихам и песенкам у меня предубеждение (может, я, конечно, еще на уровне киндергарден :), а основное для этого периода - фольклор).
Изыскания же в интернете и детской библиотеке показали, что русский фольклор имеет дыру дней в 90 между жатвой и рождественскими колядками. Никаких песенок-потешек, единицы сказок про животных (недельные сказки для 6ти и 3хлетки пока только про животных случаются) про позднюю осень и про переход от осени к зиме.
Может это мои личные проблемы восприятия, но стихи (а я уже была согласна и на авторскую поэзию) про золотую осень и опадающую желтую листву не соответствуют моему душевному состоянию, особенно когда за окном метель-оттепель-мороз-гололед :)
В общем, не до идеального хоровода, найти бы подходящее одно стихотворение и одну песенку именно для настоящего момента (а лучше уже для Праздника фонариков), поэтому прошу делиться ссылками, авторами и своими подборками.
Я даже согласна сделать свой литературный перевод иностранной песенки, но пока не решаюсь лезть в дебри зарубежной музыки.

Хоровод - потому что все встаем или садимся кругом, стихи и песенки ритмически произносим хором, вместе. Наверное, поэтому хоровод.
А не физкультминутка.
У нас в саду и в школе садовницы и учителя называют это райгон - от немецких преподавателей, наверное. Или финских.
Настя, ну мне кажется, что две фольклорные песенки - этого более чем.
Слушай, интересно, что в фольклоре дыра в этом месте. Странно же - все дома, сказки должны рассказывать за работами. Ты смотрела Детский народный календарь Г. И. Дайн?
Мы сейчас берем все про гномиков:

За рекой, за речкой.
Был маленький домик и маленький гномик.
Если я был бы маленький-маленький гном..
Кто живет под потолком?
Песенка гномов из Властелина колец без части про Дракона: За синие горы, за белый туман.

А про осень - А. Фет "Ласточки пропали. ", А. Пушкин "Унылая пора!"

У больших поэтов стихи сложные для детей. И вредные (по-моему).

О! А вот у Хармса, про старичка маленького роста, который смеялся! Гном же?
У Хармса мне очень нравятся стихи - простые, ритмичные, а взрослые легко там могут кучу подтекстов обрести :)

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения дошкольного образования ругает за устаревшие принципы воспитания, а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Детский сад вальдорфский


Рудольф Штайнер считается основателем антропософии — науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.

Основные принципы

Вальдорфский детский сад москва


Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них – каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский – это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

Вальдорфская педагогика. Вальдорфский детский сад. материал на тему

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики

Первый из них — это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики — это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом — не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики — это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию.

Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества. Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей. Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д.

Одно из наиболее распространенных занятий в вальдорфском детском саду — рисование. При этом воспитатель не ставит задачи — научить детей рисовать что-то определенное.

Он просто предоставляет детям возможность повозиться с красками, а сам показывает образец хорошего рисования. Наблюдая увлеченность взрослого и способы его рисования, дети тоже включаются в художественную деятельность, не спрашивая, что и как им рисовать. После рисования работы детей не обсуждаются и не оцениваются. Воспитатель радуется вместе с детьми и любуется тому, что могут краски. То же самое относится и к лепке. Лепить рекомендуется из естественных материалов — мягкой глины, воска, теста.

Еще одно традиционное занятие детей — пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях — в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него. Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются. Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах — колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.

К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.

Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.

Однако самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.

Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.

Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.

Организация жизни в вальдорфском детском саду

Помимо ритма дня соблюдаются ритм недели и ритм года. На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, — день генеральной уборки.

Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.

Вальдорфская педагогика в деталях

Вальдорфский детский сад путь зерна


Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад – это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия – лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;

вальдорфский детский сад

  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;

дизайн сада

  • мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;

мебель в сад

  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;

возрастной детский сад

  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;

игрушки в саду

  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;

традиции вальдовского сада

  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;

творчество в саду

  • все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;

музыка в саду

  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;

готовка в саду

  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Главные принципы вальдорфского детского сада

Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…

Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.

вальдорфский детский сад

Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.

Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.


Календарь погоды

Яблочный пирог

Песни о хлебе. Думы, картины и легенды

Наше дерево

Как растут ягоды, орехи и фрукты

Как растут овощи

Набор овощей (мини)

Фрукты (шнуровка)

Овощи (шнуровка)

Найди пару (фрукты)

Найди пару (овощи)

Игровой шёлк (жёлтый)

Игровой шёлк (салатовый)

Игровой шёлк (зелёный)

Игровой шёлк (красный)

Гриб с винтом (для колки орехов)

Деревянный Грызунок Грибок

Будьте в курсе акций и спецпредложений

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и на получение нашей рекламной рассылки


Солнечное теплое лето подошло к концу, осень решительно вступила в свои права, принеся с собой множество плодов, налитых силами земли и впитавших в себя энергию солнца. С давних времен в начале осени люди устраивали праздник Урожая, чтобы поблагодарить природу за щедрые дары.

Целый день школа была наполнена ароматами свежей выпечки, лучезарными улыбками, радостным смехом и благодарностью.

Читайте также: