Рабочая программа озеленение интерьеров

Обновлено: 08.07.2024

Садово-парковое и ландшафтное

(степень) Бакалавр выпускника Нормативный срок 4 года обучения Форма обучения Очная Количество часов в т.ч. по семестрам Всего 1 2 3 4 5 6 7 Общая трудоемкость 4 дисциплины, ЗЕТ Общее количество часов 144 Аудиторная работа – всего, 72 в т.ч.:

Дисциплина базируется на знаниях, имеющихся у студентов при получении среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.

Для качественного усвоения дисциплины студент должен:

- знать: ассортимент растений закрытого грунта, законы композиции, основы проектирования объектов ландшафтной архитектуры.

- уметь: правильно и выразительно компоновать изображения.

- владеть: изобразительной грамотой, пользоваться различными техниками и приемами для изображения растений и интерьеров зданий.

направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций:

- Понимать роль основных компонентов урбо- экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, жизнестойких, эстетически выразительных зеленых насаждений, сооружений, оборудования. Пороговый уровень: понимание влияния компонентов урбо- экосистемы и элементов ландшафта на состояние объектов ландшафтной архитектуры. Повышенный уровень: анализировать влияние отдельных факторов среды и их совместного проявления на возможность формирования устойчивых объектов ландшафтной архитектуры. Оценка и учет последствий изменения внешних факторов среды на состояние зеленых насаждений, сооружений и оборудования (ПК - 5).

- Быть готовым проводить предпроектные изыскания на объектах ландшафтной архитектуры. Пороговый уровень: понимать необходимость проведения изысканий, владеть основными методами и приемами проектных изысканий. Повышенный уровень: обосновывать очередность и состав предпроектных изысканий, подбирать необходимые приборы и оборудование и нормативные материалы (ПК - 20).

- Уметь разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию на объекты ландшафтной архитектуры, оформлять законченные проектные работы. Пороговый уровень: знать перечень проектной и технической документации, уметь оформлять проектные работы в соответствии с действующими нормативами. Повышенный уровень: оценивать качество и соответствие проектной документации нормативам (ПК - 21).

- Пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов ландшафтной архитектуры. Пороговый уровень:

знать перечень и содержание основных нормативных документов в ландшафтной архитектуре и строительстве, применять их в проектировании.

Повышенный уровень: осуществлять мониторинг нормативных документов с использованием баз знаний, использовать нормативное обеспечение из граничных сфер производственной деятельности (ПК - 23).

- Готов назначать и проводить мероприятия по содержанию объектов ландшафтной архитектуры. Пороговый уровень: составлять очередность проведения работ по содержанию объектов, контролировать качество и технологические параметры Повышенный уровень: составлять календарный план мероприятий по содержанию объектов ландшафтной архитектуры на основе анализа их особенностей и оценки состояния отдельных элементов (ПК - 26).

- Готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования в области ландшафтной архитектуры. Пороговый уровень: понимать содержание отечественных и зарубежных методик, применять отечественный и зарубежный опыт при проведении исследований на объектах ландшафтной архитектуры.

Повышенный уровень: анализировать возможность использования научно технической информации и опыта для решения конкретных задач исследований (ПК - 38).

В результате освоения дисциплины студент должен:

· Знать: виды декоративных растений, используемых во внутреннем озеленении и при эксплуатации кровель; их эколого-биологические свойства, особенности их размножения и агротехники.

· Уметь: определять виды декоративных растений при озеленении интерьеров и эксплуатации кровель с учетом декоративных свойств и биологических особенностей; подбирать растения для интерьеров в связи с их биолого-экологическими особенностями и окружающими условиями, составлять композиции из декоративных растений.

· Владеть: основными методиками подбора растений для интерьеров учреждений различного типа; современными технологиями выращивания декоративных растений.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, часов, из них аудиторная работа – 72 ч., самостоятельная работа – 72 ч.

1 Вводная лекция.

Цель, задачи, структура курса.

термины. Принципы озеленения интерьеров. Размещение растений.

2 Ассортимент растений для композиций из комнатных растений.

3 Виды комнатных растений и их ассортимент.

Ассортимент растений используемых для озеленения интерьеров. Классификация комнатных растений. Способы размножения комнатных растений.

4 Виды композиций их комнатных 5 Растения открытого грунта и их ассортимент.

в озеленении интерьеров, террас и растениями.

6 Составление композиций из комнатных 7 Элементы композиций из комнатных Типы композиций. Размещение комнатных растений: фон, освещение.

9 Европейская аранжировка.

История аранжировки. Материалы и оборудование. Типы и стили аранжировок по наличию свободного пространства.

11 Европейская аранжировка.

зависимости от крепления цветочного декорирование.

13 Озеленение жилых помещений.

Озеленение гостиной, спальни, детской комнаты, кухни, прихожей.

15 Озеленение балконов и террас.

растений на балконах и террасах.

17 Стили и направления в оформлении интерьеров жилых помещений.

Этностили в оформлении интерьеров и применение растений в них.

18 Озеленение спальной или детской комнаты.

Современные стили и особенности их озеленения.

Озеленение ванной комнаты.

21 Озеленение школ и детских садов.

школе и детском саду.

22 Озеленение класса школы или группы растравление цветочных объемов промышленных зданий.

Озеленение рабочих и общественных помещений. Оформление магазинов.

24 Озеленение класса школы или группы выполнение эскиза видовых точек.

использования растений в интерьере.

26 Оформление сцены к торжественному мероприятию.

27 Оформление сцены.

28 Проектирование зимнего сада.

цветочных объемов 29 Сады на искусственном основании.

Особенности создания, классификация.

30 Проектирование зимнего сада.

эскиза видовых точек.

размещения растений в зимнем саду.

Сад на крыше жилого дома.

33 Сады на крышах.

на крыше. Планировочные решения.

34 Сад на крыше общественного или плана и растравление цветочных объемов 35 Сады на крышах.

материалов для отделки сада на крыше.

Выбор ассортимента для сада на крыше.

Сад на крыше общественного или промышленного здания.

Подбор ассортимента и выполнение эскиза видовых точек.

Виды аудиторной работы: Л – лекция, ПЗ – практическое занятие.

Формы проведения занятий: В – лекция-визуализация, Б – бинарная лекция, Т – лекция/занятие, проводимое в традиционной форме.

Виды контроля: ВК – входной контроль, ТК – текущий контроль, РК – рубежный контроль, ВыхК – выходной контроль.

Форма контроля: УО – устный опрос, ПО – письменный опрос, КЛ – конспект лекции, ЗП – защита курсового проекта, Э – экзамен.

Удельный вес занятий, проводимых с использованием активных и интерактивных методов обучения, в целом по дисциплине составляет 50 % аудиторных занятий (во ФГОС ВПО не менее 20 %).

6. Оценочные средства для проведения входного, рубежного 1. Что такое стиль?

2. Что такое композиция?

3. Какие растения называют суккулентами?

4. Какие группы растения выделяют по их отношению к свету?

5. Что такое почва?

6. Какие растения называют ампельными?

7. Какие типы удобрений вы знаете?

8. Что такое габитус растения?

9. Что такое зимний сад?

10. Какие летучие вещества, выделяемые растениями, благоприятно воздействуют на окружающую среду?

14. Фон для растений 15. Освещение растений 16. Аксессуары для композиций 17. История аранжировки 18. Крепежи для аранжировки – краткая характеристика 19. Инструменты для аранжировки 20. Элементы аранжировки 21. Деление растительного материала на группы 22. Флористическая губка и петельная проволока – назначение и характеристика 23. Наколка и формовочная масса – назначение и характеристика 24. Правила составления аранжировки 25. Классификация стилей аранжировок 26. Массивный стиль – характеристика и типы букетов 27. Линейный стиль - характеристика и типы букетов 28. Смешенный стиль - характеристика и типы букетов 29. Линейно-массивный стиль - характеристика и типы букетов 30. Пропорции композиции 1. Красный и зеленые цвета в интерьере 2. Синий и голубой цвет в интерьере 3. Желтый и оранжевый цвет в интерьере 4. Свойства цвета 5. Уравновешенность композиции 6. Динамичность, фон, текстура Вопросы, рассматриваемые на аудиторных занятиях 1. Комнатные растения в гостиной 2. Комнатные растения на кухне 3. Комнатные растения в прихожей 4. Комнатные растения в спальне 5. Комнатные растения в столовой 6. Комнатные растения на лестнице и лестничных площадках 7. Комнатные растения в детской комнате 8. Комнатные растения в ванной комнате 9. Озеленение балкона 10. Выбор ассортимента для озеленения балкона 11. Японский стиль 12. Китайский и индийский стиль 13. Африканский стиль 14. Французский интерьер 15. Английский стиль 16. Средиземноморский стиль 17. Скандинавский и немецкий стиль 18. История создания зимних садов 19. Ориентация зимнего сада по сторонам света 20. Виды зимних садов 21. Условия для размещения зимнего сада 22. Конструктивные особенности отделки зимних садов 23. Объемно-пространственные структуры зимнего сада 24. Дизайн зимнего сада и примеры композиций в нем 25. Растения в зимнем саду 26. Водоемы в зимнем саду 27. Водные устройства в помещении и уход за ними 28. Типы комнатных фонтанов в зависимости от размеров 29. Разновидности настенных фонтанов 30. Тонкопленочный фонтан и водяная колонна 1. Аквариумы в интерьере жилых и общественных зданий.

2. Ассортимент растений для водоемов и аквариумов.

3. Цветовое оформление интерьеров.

4. Подбор тканей для декорирования интерьеров.

Вопросы, рассматриваемые на аудиторных занятиях 1. Озеленение детских садов 2. Требования к безопасности детей и способы их защиты при озеленении 3. Озеленение школы 4. Элементы озеленения на сцене 5. Подготовка растений при оформлении сцены 6. Составление композиций при озеленении сцены 7. Оформление сцены в зависимости от времени года и характера мероприятия 8. Требования по озеленению школ и детских садов.

11. Фон для растений, освещение растений, аксессуары для композиций 12. Цвета в интерьере 13. История аранжировки 14. Крепежи и инструменты для аранжировки 15. Элементы аранжировки 16. Деление растительного материала на группы 17. Правила составления аранжировки 18. Классификация стилей аранжировок 19. Пропорции композиции 20. Уравновешенность композиции 21. Динамичность, фон, текстура 22. Комнатные растения в гостиной 23. Комнатные растения на кухне 24. Комнатные растения в прихожей 25. Комнатные растения в спальне 26. Комнатные растения в столовой 27. Комнатные растения на лестнице и лестничных площадках 28. Комнатные растения в детской комнате 29. Комнатные растения в ванной комнате 30. Озеленение балкона 31. Выбор ассортимента для озеленения балкона 32. Японский стиль 33. Китайский и индийский стиль 34. Африканский стиль 35. Французский интерьер 36. Английский стиль 37. Средиземноморский стиль 38. Скандинавский и немецкий стиль 39. История создания зимних садов 40. Виды зимних садов и их ориентация 41. Условия для размещения зимнего сада 42. Конструктивные особенности отделки зимних садов 43. Объемно-пространственные структуры зимнего сада 44. Дизайн зимнего сада и примеры композиций в нем 45. Растения в зимнем саду 46. Водоемы в зимнем саду 47. Водные устройства в помещении и уход за ними 48. Типы комнатных фонтанов в зависимости от размеров 49. Разновидности настенных фонтанов 50. Тонкопленочный фонтан и водяная колонна 51. Озеленение детских садов 52. Требования к безопасности детей и способы их защиты при озеленении 53. Озеленение школы 54. Элементы озеленения на сцене 55. Подготовка растений при оформлении сцены 56. Составление композиций при озеленении сцены 57. Оформление сцены в зависимости от времени года и характера мероприятия 58. Требования по озеленению школ и детских садов.

учебник / Т. А. Соколова, И. Ю. Бочкова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2006.

ISBN 5-93395-122- б) дополнительная литература 1. СПДС. Интерьеры. Рабочие чертежи [Текст] : ГОСТ 21.507 – 81 ; введ.

01 – 01 – 1982. – М. : Изд-во стандартов, 1983. – 7 с.

2. СПДС. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей [Текст] : ГОСТ 21.501 – 93. – взамен ГОСТ 21.107 – 78, ГОСТ 21. – 80, ГОСТ 21. 502 – 78 и ГОСТ 21.503 – 80 ; введ. 1 – 09. – 1994. – М. : Изд-во стандартов, 1994. – 39 с.

3. Гарнизенко, Т.С. Комнатные растения в современном интерьере [Текст]/ Т.С. Гарнизенко – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 288 с.

4. Герасимов, С.О. Журавлев, И.М. Комнатное цветоводство [Текст] / С.О. Герасимов, И.М. Журавлев – М. : Нива России, 1992. – 191 с.

5. Ильина, Е.Я. Стерлигова, Е.Я. Комнатные растения в интерьере [Текст]/ Е.Я. Ильина, Е.Я. Стерлигова – Свердловск: издательство Уральского университета, 1991. – 280 с.

6. Капранова, Н.Н. Порубиновская, Г.В. Декоративные растения в комнате и на балконе [Текст] / Н.Н. Капранова, Г.В. Порубиновская – М. : Мир и культура, 1993. – 182 с.

7. Тавлинова, Г.К. Цветы в комнатах и на балконах [Текст] / Г.К.

Тавлинова – Л. : Агропромиздат, 1985. – 320 с.

8. Терлецкий, В.К. Декоративные растения для вашего дома [Текст] / В.К.

Терлецкий – М.: Лесная промышленность, 1989. – 141 с.

9. Хессайон, Д.Г. Все об аранжировке цветов [Текст]/ Д.Г. Хессайон – М.:

Кладезь, 2006. – 128с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Rambler, Yandex, Google.

· Для проведения лекций используется мультимедийная установка.

· Для проведения практических занятий: бумага форматом А1, рапидограф, тушь, краски, кисти, цветные карандаши.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 250700.62 Ландшафтная архитектура/ Садовопарковое и ландшафтное строительство.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Программа составлена в соответствии с документами:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 250700 Ландшафтная архитектура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №851.

2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования

250700 Ландшафтная архитектура, утвержденная ректором ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ 29 августа 2011 г. №40

3 Рабочий учебный план по направлению подготовки бакалавра 250700 Ландшафтная архитектура, утвержденный ректором ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ 23 апреля 2013 г.
Рабочая программа обсуждена и одобрена

Зав. кафедрой ^ Лесоводства и ландшафтного дизайна ________ доц., к.с-х.н Сабирзянов И.Г.

Председатель методической комиссии факультета ^ Землеустройства и лесного хозяйства

____________________ Галеев Э.И.

Заведующий лабораторией обеспечения

качества образования _______________________________ Д.Д. Хазиев

^ 1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цели и задачи дисциплины: создать условия для знакомства с теорией и практикой цветоводства закрытого грунта и особенностями озеленения интерьеров и эксплуатируемых кровель.

.Задачи изучения курса вытекают из требований ГОС и квалификационной характеристики выпускника.
^ 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина ОЗЕЛЕНЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ КРОВЕЛЬ относятся к профессиональному циклу Б3. к его вариативной части ДВ2 дисциплина по выбору. Производственно-технологическая деятельность характеризуется готовностью назначать и проводить мероприятия по содержанию объектов ландшафтной архитектуры (ПК-26);

Готовностью выпускников обосновать технические решения к проведению работ по освоению и инженерной подготовке территорий под строительство объектов ландшафтной архитектуры (ПК-24);

Студенты должны хорошо знать ассортимент комнатных растений и древесно-кустарниковой, а также травянистой растительности, , биоэкологические особенности комнатных растений и древесно-кустарниковой, а также травянистой растительности. Основы строительства, физиологию растений, почвоведение с основами земледелия.


  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины

- виды декоративных растений, используемых во внутреннем озеленении и при эксплуатации кровель; их эколого-биологические свойства, особенности их размножения и агротехники.

- определять виды декоративных растений при озеленении интерьеров и эксплуатации кровель с учетом декоративных свойств и биологических особенностей;

- подбирать растения для интерьеров в связи с их биолого-экологическими особенностями и окружающими условиями, составлять композиции из декоративных растений, проектировать малые ландшафтные формы,

- основными методиками подбора растений для интерьеров учреждений различного типа;

- современными технологиями выращивания декоративных растений.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и экзаменом.

Цель: получение теоретических знаний и практических навыков по озеленению различных типов интерьеров.

1.1. Ознакомление с основным ассортиментом комнатных цветочных растений, их особенностями, способами выращивания;

1.2. Формирование практических навыков и умений по уходу за комнатными растениями, навыков по оформлению интерьера с использованием разнообразных комнатных растений;

1.3. Получение знаний о происхождении, морфологических и биологических особенностях комнатных растений.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

2.1. Знать основной видовой ассортимент комнатных растений, используемых для оформления помещений;

2.2. Знать основные принципы размещения комнатных растений в интерьере;

2.3. Уметь использовать комнатные растения для оформления интерьера и создавать различные типы композиций;

Всего часов

Семестры

4. Содержание дисциплины:

Раздел дисциплины

Итого:

4.2. Содержание разделов дисциплины:

4.2.1. История развития интерьерного озеленения (фитодизайна). Роль комнатных растений. Значение комнатных растений в оформлении интерьера. Фитодизайн, как научное направление. Основные задачи фитодизайна: создание эстетически приятной и комфортной обстановки; очистка атмосферы помещений; ионизация и увлажнение помещений; санирование помещений; звукопоглощение; обогащение воздуха биогенными веществами.

4.2.2. Условия содержания комнатных растений. Требования разных представителей горшечных растений к освещенности и температуре. Индивидуальный выбор места для выращивания каждого растения: способы подсветки, защиты от сухости воздуха, перемены температур. Требования к почвенному субстрату: питательность, воздухо- и водопроницаемость, определенная для каждой культуры кислотность. Знакомство с уходом за комнатными растениями (подкормки, рыхление, поливы). Вредители комнатных растений, способы борьбы. Болезни растений и меры защиты.

4.2.3. Группы комнатных растений. Особенности основных групп растений. Классификация комнатных растений: ампельные и вьющиеся растения, декоративнолистные, декоративноцветущие растения, суккуленты. Облик комнатных растений: злаковидные кустистые растения растения с прямостоячими стеблями), лианы и ампельные растения, розеточные) и шаровидные растения. Видовой состав комнатных растений.

4.2.4. Стили интерьера. Приёмы озеленения. Стили интерьера различных времён и эпох - романский, готика, барокко, рококо, классицизм, бидермайер, модерн, контемпорари, этностиль. Подбор ассортимента комнатнвх растений для различных стилей используемых в интерьере. Приёмы озеленения - солитеры, вертикальное озеленение, пот-о-флёр, композиции, зимние сады. Стандартная композиция, профессиональная композиция, комнатный садик, террариум..

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература:


  1. Жадько, Е. Г. Растения и оформление интерьера. Современный дизайн / Е. Жадько. Изд. -2-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 253 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Пакет специализированный обучающих и демонстрационных компьютерных программ (6 CD дисков). Мультимедийный демонстрационный материал по разделам дисциплины.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специализированная аудитория ботаники и основ сельского хозяйства. Агробиологическая станция: теплица, приусадебный участок. Коллекция комнатных растений. Мультимедийное оборудование.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю:

Для промежуточного контроля знаний проводятся устные и письменные опросы (контрольные работы). Семестр заканчивается итоговым зачетом, на котором кроме теоретических вопросов защищаются проекты. В течение всего обучения студенты могут выполнять индивидуальные задания, курсовые работы или рефераты.
8.2. Методические указания для студентов:

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Роль комнатных растений.

2. История развития фитодизайна.

3. Особенности использования фитодизайна в школе.

4. Питание растений. Удобрения.

5. Размножение комнатных растений.

6. Жизненные формы комнатных растений.

7. Приёмы озеленения. Эпифитное дерево.

8. Приёмы озеленения. Бонсай.

9. Озеленение служебных помещений.

10. Озеленение детских комнат.

11. Представители различных семейств в интерьере.

12. Интерьерные растения и аксессуары.

13. Гидропоника. Аэропоника. Ионопоника.

14. Подбор ассортимента комнатных растений для кабинета биологии.

16. Цветовой круг.

17. Основные правила озеленения (пропорции, цвет, форма, фон).

18. Цитрусовые растения в интерьере.

18. Хвойные растения в интерьере.

19. Особенности содержания комнатных растений.

20. Посуда для комнатных растений. Основные приёмы декорирования.
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ:

1. Фитонцидная роль растений используемых в интерьере.

2. Декоративноцветущие горшечные растения в интерьере.

3. Луковичные горшечные растения в интерьере.

4. Декоративнолиственные горшечные растения.

5. Использование хвойных растений для оформления интерьера.

6. Водные растения.

7. Мини- альпинарии.

9. Лекарственные растения для озеленения помещений.

10. Использование ампельных растений в интерьере.


  1. Фитодизайн. Основные задачи и функции фитодизайна

  2. Фитонцидная роль растений.

  3. Роль интерьерных растений.

  4. Растения как элемент интерьера.

  5. Условия содержания комнатных растений (световой, температурный, водный режимы).

  6. Классификация комнатных растений. Основные группы комнатных растений.

  7. Питание комнатных растений. Удобрения.

  8. Земельные смеси (субстраты).

  9. Пересадка растений. Типы пересадки.

  10. Размножение комнатных растений.

  11. Вредители и болезни комнатных растений.

  12. Стили интерьера.

  13. Приёмы озеленения (солитеры, вертикальное озеленение, пот-э-флер).

  14. Бонсай.

  15. Озеленение различных помещений (офисы, служебные помещения, етские учреждения).

  16. Приемы озеленения. Композиции.

  17. Основные правила озеленения (пропорции, цвет, форма, фон).

  18. Особенности размещения одиночных растений, ампельных и вьющихся растений.

  19. Условия совместного размещения растений.

  20. Композиции из красивоцветущих растений.

  21. Суккуленты.

  22. Ассортимент растений по оформлению школьных кабинетов.

  23. Оформление интерьера школы.

  24. История развития интерьерного озеленения.

к.б.н., доцент кафедры ботаники _____________ Минич И.Б.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ботаники протокол № 1 от 31 августа 2008 года.
Зав. кафедрой ботаники _____________________ Дырин В.А.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией биолого-химического факультета ТГПУ протокол № 1 от 12 сентября 2008 года.
Председатель методической комиссии биолого-химического факультета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель обучения и воспитания – это подготовка к самостоятельной жизни через трудовую и социальную адаптацию.

Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:

- Вовлечение обучающихся в практическую деятельность.

- Воспитание интереса к этой деятельности.

- Развитие способности ориентироваться в производственном здании, планировать последовательность действий.

- Выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения функций рабочего зелёного хозяйства.

- Формирование необходимых коммуникативных навыков.

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности.

- Формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.

Согласно учебному плану на обучение в 10 классах отведено по 19 часов в неделю.

В конце курса обучения воспитанники должны знать:

Назначение простых инструментов.

Правила посадки и высадки цветочных растений.

Способы посева газонных трав на горизонтальных площадках.

Правила полива растений.

Способы организации труда и рабочего места.

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены обучающихся.

Нормы и правила охраны труда, требования безопасности труда и пожарной безопасности.

Должны уметь:

Выполнять простые земельные работы.

Маркировать и нарезать борозды.

Подготавливать семена и посадочный материал, строить клумбы, бордюры.

Производить одерновку поверхности.

Производить ручной полив деревьев, кустарников и газонных трав.

Ухаживать за зелёными насаждениями с помощью простых приспособлений и инструментов.

Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

Для организации обучения школа располагает территорией для разбивки цветников, посадка деревьев и кустарников, создания газонов, имеет 2 учебных кабинета, 2 теплицы и инвентарное помещение.

Обучающиеся проходят производственную практику в тепличном хозяйстве или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

По окончании 10-го и 11-го классов экзамены обучающиеся не сдают. В конце каждого полугодия проводятся проверочные и итоговые работы, также проводятся промежуточные проверки. В конце каждого года проводятся итоговые контрольные работы.

Оборудование:

1. Наглядно-дидактический материал.

2. Садово-огородные инструменты.

2. Дидактический и раздаточный материал.

4. Комнатные теплички.

Оборудование

1. Гербарий сорных растений, культурных растений.

2. Таблицы по цветоводству.

3. Дидактический и раздаточный материал.

4. Коллекции минеральных удобрений, полезных ископаемых, семян цветочных растений, вредителей огородов и полей.

5. Садово-огородный инвентарь.

6. Комнатные теплички.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В т.ч. лабораторно-практические занятия

Почва и ее происхождение

Гумус-органическое вещество почвы

Физические и химические свойства почвы

Основные типы почв

Условия жизни растений и их регулирование в земледелии

Сорные растений и меры борьбы с ними

Обработка почвы в зеленом строительстве

Минеральные удобрения и химическая мелиорация почв

Система применения удобрений в зеленом строительстве

Тема 1. Введение.

Цели изучения предмета. Содержание предмета и его основные разделы.

Роль сельского хозяйства, зеленого строительства в жизни человека.

Выдающиеся русские ученые-основоположники научного почвоведения.

Тема 2. Почва и ее происхождение.

Процессы выветривания гарных пород. Общая схема почвообразовательного процесса.

Роль производственной деятельности человека. Морфологические признаки почв. Строение почвенного профиля. Почвенное плодородие естественное, искусственное.

Тема 3. Гумус-органическое вещество.

Образование гумуса. Роль почвенных бактерий. Значение гумуса в почвообразовании и его роль в плодородии почвы.

Тема 4. Физические и химические свойства почвы.

Механический состав почвы. Глина и песок и их роль. Классификация почв по механическому составу: легкие, средние, тяжелые. Отношение декоративно-цветочных растений к механическому составу.

Физические свойства почвы: пластичность, набухание, усадка, связанность. Физическая спелость, пористость, скважность, капиллярность, испаряющая способность.

Виды воды в почве и ее доступность.

Воздушные свойства почвы: воздухоемкость, воздухопроницаемость. Аэрация.

Тепловые свойства почвы. Источники тепла. Регулирование теплового режима. Внесение органических удобрений, мульчирование, поделка грядок, борозд и др. физические свойства почв на городских объектах озеленения.

Классификация почв по степени кислотности.

Лабораторно-практические работы.

Определение профиля почвы. Изучение почвы в разрезе по морфологическому признаку.

Тема 5. Основные виды почв.

Понятие о классификации почв. Работы В.В.Докучаева.

Подзолистые почвы. Дерново-подзолистые почвы.

Болотные почвы. Типы болот. Образование торфа. Использование торфа в сельском хозяйстве.

Павы речных пойм. Окультуренные, пахотные почвы, их классификация и мероприятия по улучшению плодородия.

Охрана почв. Эрозия и борьба с ней. Искусственные почвы городов и рабочих поселков: насыпные, перемешанные, засоренные бытовым мусором. Мероприятия по улучшению этих почв.

Лабораторно-практические работы.

Определить механический состав основных типов почв по внешнему виду.

Тема 6. Условия жизни растений и их регулирование в земледелии.

Условия жизни культурных растений, их отношение к свету, теплу, воде, воздуху, питательным веществам. Приемы агротехники по регулированию условий жизни.

Тема 7. Сорные растения и меры борьбы с ними.

Вред, причиняемый сорными растениями. Классификация сорняков. Паразиты и полупаразиты. Однолетник, двулетние, многолетние. Учет засоренности полей. Агротехнические меры борьбы с сорняками. Биологические меры борьбы с сорняками.

Лабораторно-практические работы.

Изучить биологические группы сорняков по гербарным образцам и коллекциям семян.

Изучить сорные растения в зоне расположения учебного заведения и близлежащих полей.

Тема 8. Обработка почвы в зеленом строительстве.

Задачи и основные приемы обработки. Оборачивание пласта, рыхление, перемешивание, уплотнение. Вспашка – основной прием обработки почвы. Окультуривание дерново-подзолистых почв в древесно-кустарниковых питомниках и цветочных хозяйствах. Срок вспашки.

Приемы поверхностной обработки почвы. Междурядная обработка почвы и её значение. Система основной или зяблевой обработки почвы.

Система предпосевной обработки. Особенности обработки пара. Послепосевная обработка почвы.

Тема 9. Основы севооборотов.

Понятие о севооборотах. Порядок чередования культур, классификация севооборотов. Значение культурооборотов в закрытом и открытом грунтах. Севообороты в питомниках. Роль трав.

Тема 10. Питание растений.

Состав растений и потребность их в элементах питания. Роль азота, фосфора и калия в жизни растений. Отношение растений к питательным веществам. Роль микроэлементов в жизни растений.

Тема 11. Минеральные удобрения и химическая мелиорация почв.

Минеральные удобрения. Азотные удобрения. Натриевая, кальциевая и аммиачная селитры. Мочевина (карбамид), сульфаты, хлористый аммоний, аммиачная вода. Сроки и способы внесения удобрений в цветочных хозяйствах.

Фосфорные удобрения. Суперфосфат простой и двойной. Фосфоритная мука, костная мука, томасшлак. Действия на почву и растения. Сроки внесения.

Калийные удобрения: сильвинит молотый, хлористый калий, сернокислый калий, 40-процентные калийные соли. Действия на почву и растения. Особенности внесения удобрений в закрытом и открытом грунте. Сложные и смешанные удобрения.

Микроудобрения: борные, марганцевые, медные, молибденовые. Зола – местное сложное минеральное удобрение. Известковые удобрения: молотый известняк, доломитовая мука, жженая и гашеная известь, сланцевая зола, шлаки. Сроки и способы внесения.

Лабораторно-практические работы.

Изучить минеральные удобрения по коллекциям и образцам. Приобрести навыки визуального распознавания основных минеральных удобрений по цвету, строению, запаху, гигроскопичности.

Тема 12. Органические удобрения.

Навоз, его состав, хранение, приготовление и техника применения. Влияние навоза на растения и почву. Навозная жижа, состав, подкормки, компостирование. Торф, его применение в качестве удобрения. Торфоминеральные смеси. Использование городского мусора. Зеленое удобрение.

Тема 13. Система применения удобрений в зеленом строительстве.

Условия рационального использования удобрений. Способы внесения удобрений. Система удобрений в различных объектах зеленого строительства. Хранение минеральных удобрений. Безопасность труда при работе с удобрениями.

Лабораторно-практические работы.

Ознакомление с расчетом доз внесения минеральных удобрений для различных цветочных и декоративно-лиственных растений, кустарников, деревьев.

Читайте также: