Проект по подготовке детей к школе в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагоги группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители, учителя начальных классов.

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.

Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей. Таким образом, особенно актуальным вопросом встающим перед педагогами является взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста для устранения проблем, возникающих при поступлении ребёнка в школу. Педагогическое просвещение родителей серьёзно влияет на качество подготовки дошкольников к началу образовательного процесса

Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

· у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).

• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

· грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта в использовании нетрадиционных форм работы с семьёй;

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Когда ребенок переходит к школьному возрасту, то меняется его место во всех доступных ему отношениях, включая даже образ жизни. Необходимо заметить, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учеба для него заключается не только в работе по усвоению необходимых знаний и не только в осознании как способа подготовки к будущей успешной жизни, оно воспринимается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни других людей. Задача каждого воспитателя подготовительной группы сделать процесс воспитания и обучения детей доступным и занимательным.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СКОРО В ШКОЛУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Полное название проекта

10 апреля – 25 мая 2014 года

Интеграция интересов семьи, педагогов школы и дошкольного учреждения в развитии интеллектуального потенциала и воспитании положительного отношения к школе к школе у детей старшего дошкольного возраста.

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

- Обагатить воспитательный опыт родителей;

-Повысить эффективность педагогического просвещения родителей в вопросах готовности к школьному обучению;

-Познакомить детей со школой и профессией учителя;

- Осуществлять связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, учителя начальных классов.

Творческое самовыражение участников проекта

- Обогащение представлений детей об обучении в школе и профессии учителя.

- Положительное отношение детей к школе и желание учиться.

- Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

- Повышение знаний о деятельности в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество с педагогами, совместную деятельность с детьми в реализации проекта.

- Укрепление связей между детским садом и семьей.

Студентка группы ДО-31: Шохирева А.

Оглавление

Актуальность проекта

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению.

Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребенка к учению, в позновательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и требует грамотного руковаодства со стороны взрослых – родителей и воспитатетелей.

Большуюю роль в этом играют родители, но не все из них незнают как готовить детей к будующей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке ребенка к школе – недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Результаты диагностирования детей на сформированность мотивационной готовности к школе, данные опроса родителей показали необходимость в проведении целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности, которая даетв озможность:

Детям – становиться инициативными, любознательными, способными к творческому самовыражению и поисковой деятельности;

Родителям – понимать индивидуальный мир детства, проблемы собственного ребенка;

Воспитателю – эффективно оказывать помощь родителям в вопросах подготовки детей к школе.

Новизна прокта в том, что в нем предложена система целостного подхода к формированию информационной компетентности родителей будующих первоклассников.

Проект поможет увидеть возможности для творчества воспитателей, родителей, детей.

Методические рекомендации помогут осознать родителям ценность формирования готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению, ценность полученных им умений пригодится в дальнейшем выборе места учебы первоклассника.

Цель: интеграция интересов семьи, педагогов школы и дошкольного учреждения в развитии интеллектуального потенциала и воспитании положительного отношения к школе к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

- Обагатить воспитательный опыт родителей;

-Повысить эффективность педагогического просвещения родителей в вопросах готовности к школьному обучению;

-Познакомить детей со школой и профессией учителя;

- Осуществлять связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.

Для реализации проекта предполагаются следующие этапы

ЭТАПЫ ПРОЕТА

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный

- Анализ психолого-педагогической литературы: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе совместно с родителями;

- Разработка буклетов: рекомендации для родителей

Основной

- Семинар-практикум для родителей "Готовимся к школе вместе"

- Беседа с детьми о школе;

- Чтение детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов (портфель, звучит звонок, ручка, тетрадь, школьный учитель и т.д.);

- Экскурсия в школу;

10 апреля – 22 мая

Воспитатели, родители, учителя начальных классов, психолог ДОУ

Аналитический

Родители, воспитатели, дети

Ожидаемые результаты:

-Обогащение представлений детей об обучении в школе и профессии учителя.

- Положительное отношение детей к школе и желание учиться.

- Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

- Повышение знаний о деятельности в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество с педагогами, совместную деятельность с детьми в реализации проекта.

- Укрепление связей между детским садом и семьей

Список изученной литературы

1.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя/ Н.П.Аникееева. - М.: Просвещение, 2008. - 342 с.

2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]/ Л.И.Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2006. - №3.-С. 42-45.

3. Венгер, А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте [Текст]/ А.Л. Венгер // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: МГУ.- 2001. – С.96.

4.Васильев, В.Г. Дошкольное воспитание и проблема перехода в школу [Текст] / В.Г. Васильев, Г.Р. Миннибаева, А.А. Дурнева // Начальная школа. -2001. - №11. - С. 24-26.

5.Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа.- 2000. - № 1. -С. 7-12.

6.Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учебное пособие / Б.С. Волков. -М.: Просвещение, 2006. - 321 с.

7.Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]/Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 2007. - 362 с.

8.Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.:Просвещение, 2006. - 435 с.

10.Гуцалюк, Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе [Текст]/ Л.Б. Гуцалюк // Начальная школа.- 2001.- №4. – С. 11–13.

11. Кондакова, М.И. Словарь по семейному воспитанию [Текст]/ М.И. Кондакова. - М.: Педагогика, 1972.-5ос.

13. Рыбина, Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? [Текст]/ Э .Рыбина // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8. – С. 25–28.

14. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста [Текст]/ Под ред. Д.Б. Эльконина.– М.: МГУ, 2007. – 126 с.

15.Павлова, Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста [Текст]/ Л. Павлова// Дошкольное воспитание. -2002. N 8. - С. 8 -13.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Цель:диагностировать внутреннюю позицию будующего школьника.

1. Если было бы две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если было бы две школы - одна с уроками и переменами, а другая - только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если было бы две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если было бы две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если было бы две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: " Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Обработка результатов:

за каждый правильный ответ даётся 1 балл,

за каждый неправильный ответ - 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

1. Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему

развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

2. Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?

3. С радостью ли пойдет Ваш ребенок в школу?

4. Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе?

5. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?

6. Как часто он задает Вам вопросы? Какие?

7. Отражает ли он впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры.

8. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?

9. Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?

10. Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду,

чтобы ему было легче учиться?

11. Готовите ли Вы ребенка к обучению в школе? Как готовите?

Несклько советов для родителей будующих первоклассников:

1. Поддерживайте в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

2. Ваш ребёнок придёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

3. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

первом году обучения.

6. Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

7. С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге.

8. Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей


Содержимое разработки

Актуальность проекта.

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.

Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.

Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.

В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверить, какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

• формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

• снятие чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.

• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: Краткосрочный - 2 недели.

Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, родители.

Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

В своем проекте я использовала просмотр мультфильмов на школьную тематику. С помощью них, дети лучше представляли школьную жизнь, для чего нужно учиться. Знакомила с литературными произведениями о школьной жизни и учебе в школе. Для родителей подготовила очень много информации о том, как помочь ребенку без волнения и тревоги переступить порог школы.

Ожидаемые результаты:

• формирование у детей мотивационной готовности к школе;

• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

• благоприятное течение адаптационного школьного периода.

• снять чувство тревоги и сомнения перед школой.

Проект состоит из трех этапов:

План реализации проекта:

Первый этап – организационный.

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка бесед, консультаций для родителей). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический.

Понедельник:

Работа с детьми:

Работа с родителями: помощь родителей в подборе настольных игр о школе. Цель: привлечь родителей в подготовку будущих школьников.

Работа с детьми:

Рассматривание школьных принадлежностей, беседа о их назначении и применении.

Работа с родителями: посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу. Цель: подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу.

Оформить уголок развивающих математических игр: математические лабиринты, развивающее лото, допиши недостающую цыфру.

Работа с детьми:

Четверг:

Работа с детьми:

Оформить выставку иллюстраций о школе.

Работа с детьми:

Работа с родителями: оформить памятку родителям будущего первоклассника.

Третий этап – обобщающий.

Оформление фото- альбома о проделанной работе по проекту.


-75%

Читайте также: