Процветание покрытосеменных появление водорослей преобладание голосеменных выход растений на сушу

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

1. Археоптерикс, а в настоящее время протоавис считаются предками:

1)птиц 3) летающих рыб 2)млекопитающих 4) рептилий

2. Наиболее древними земноводными считаются:

1)ихтиозавры 3) тритоны 2)стегоцефалы 4) жабы

3. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:

1)водорослей 3) псилофитов 2)папоротников 4) хвощей

4. Важнейшим приобретением млекопитающих в процессе эволюции оказалось возникновение: 1)полового размножения 2)двух кругов кровообращения 3)теплокровности 4)пятипалых конечностей

5. В процессе эволюции от кистеперых рыб произошли:

1) амфибии 2) рептилии 3)трилобиты 4) хрящевые рыбы

6. В процессе эволюции растений семенное размножение впервые появилось у: 1)покрытосеменных 2)голосеменных 3)папоротников 4) мхов

7. В процессе эволюции позвоночных переход к исключительно наземному размножению произошел у:

1) амфибий 2)рептилий 3)кистеперых рыб 4)хрящевых рыб

8. В процессе эволюции органического мира: 1)рыбы произошли от земноводных 2)земноводные произошли от рыб 3)пресмыкающиеся произошли от рыб 4)млекопитающие произошли от птиц

9. В процессе эволюции растений возникновение дифференцированных тканей связано с:

1)возникновением фотосинтеза 2)возникновением многоклеточности 3)выходом растений на сушу 4)переходом к семенному размножению

10. Расцвет пресмыкающихся в ходе эволюции совпал с расцветом

1)водорослей 2)папоротникообразных 3)голосеменных 4)покрытосеменных

11. Наиболее древними автотрофными организмами являются:

1)бурые водоросли 2)многоклеточные водоросли

3)одноклеточные водоросли 4)сине-зеленые водоросли

12. Какие организмы были первыми на Земле?

1)аэробные автотрофы 2)аэробные гетеротрофы

3)анаэробные автотрофы 4)анаэробные гетеротрофы

13. В какой эре на Земле господствовали пресмыкающиеся:

1)мезозойская 2)архейская 3)кайнозойская 4)палеозойская

14. Первыми живыми существами на Земле были:

1) хемотрофы 2) анаэробные фототрофы 3) коацерваты 4) анаэробные гетеротрофы

15. Жизнь организмов на суше стала принципиально возможна при:

1) появлении фотосинтеза 2) возникновении многоклеточности

3) формировании в стратосфере озонового экрана

4) увеличении в атмосфере содержания углекислого газа

В 1. Установите предположительную последовательность возникновения следующих групп животных:

A) Летающие насекомые Б) Пресмыкающиеся Приматы

Г) Кольчатые черви Д) Плоские черви Е) Кишечнополостные

В 2. Выберите наиболее существенные этапы эволюции растений.

A) Прикрепленность к месту обитания

Б) Способность к биосинтезу белков Возникновение проводящих тканей

Г) Появление многоклеточности Д) Связь с водой

Е) Появление семенного размножения

В 3. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

A) Плацента Б) Возникновение реакций матричного синтеза

Теплокровность Г) Прикрепленность к месту обитания

Д) Связь с водой Е) Дифференциация зубов

В 4. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление стегоцефалов Б) господство морских беспозвоночных

господство рептилий Г) появление хрящевых рыб

Д) появление костных рыб

В 5. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление костистых рыб Б) господство гигантских пресмыкающихся

появление хрящевых рыб Г) появление стегоцефала

Д) появление современных птиц

В 6. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление бактерий-фотосинтетиков Б) появление многоклеточных эукариот появление бактерий, способных осуществлять дыхание

Г) возникновение бактерий-бродиликов Д) появление одноклеточных эукариот

В 7. Установите последовательность этапов разв

1)птиц; 2) стегоц. 3)псилотоф. 4) теплокр. 5) Хрящ. рыбы. 6)голосем. 7) репт. 2. 9) 2. 10) 2. 11) 4. 12) 4. 13) 1. 14) 3. 15) 1. В1 - Е-Д-Г-А-Б-В. В2 - В, Е. В3 - А, В, Е. В4 - Б-Г-Д-А-В. В5 -В-А-Г-Б-Д. В6 -Г-А-В-Д-Б.

Развитие жизни на Земле началась с момента появления первого живого существа — это примерно 4,1—3,7 млрд. лет назад (по разным данным) и продолжается по текущий день. Сходство между всеми организмами указывает на наличие общего предка, от которого произошли все другие живые существа.

Развитие доорганической природы

Стадия истории Земли

Физико- химические условия

Процессы, происходящие на Земле

Поверхность Земли раскалена до 1000С°, все элементы находятся в виде атомов

Вследствие вращат. движения при постепенном снижении температуры атомы тяжелых металлов перемещались к центру, а на поверхности остались атомы легких элементов (N, Н, С, O); при их взаимодействии выделялось много газов, поднимавшихся вверх

Газы образовали первичную атмосферу. Появились химические соединения: Н2O в виде водяного пара, NH4, NH3Н2, CO2, СО

С охлаждением планеты ниже 100С° началась конденсация водяных паров. НаЗемлю полились горячие ливни, что привело к образованию больших водоемов. Возникали частые грозы; из недр извергались карбиды (соединения металла с углеродом). В горячей воде они растворялись и образовывали углеводы, там же растворялись газы, соли, которые вступали в химические взаимодействия

Таблица развитие жизни на Земле

Таблица содержит основные эры с их периодами и соответствующее им развитие жизни на Земле - животной и растительной.

Основные периоды развития жизни на земле схема

Условия неживой природы

Развитие растительного мира

Развитие животного мира

Архейская эра (4,6 – 2,7 млрд. лет)

Преобладание суши над морем; бассейны мелководья с пониженной соленостью; слабое расчленение рельефа; нет климатического обособления; в атмосфере много углекислого газа и мало кислорода

Появление многоклеточности полового размножения и фотосинтеза. Простейшие одноклеточные организмы дали начало бактериям и жгутиковым организмам, от которых обособились одноклеточные водоросли (ветвь растительного мира) и губки и кишечнополостные (ветвь животного мира)

Этапы возникновения жизни:

1 этап – Образование в водах океана из неорганических веществ органических в результате действия ультрафиолетовой радиации, грозовых разрядов и химических реакций

2 этап – Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты концентрируются — образуют коацерваты, действующие как открытые системы, способные к росту

3 этап – В результате соединения и взаимодействия коацерватов с нуклеиновыми кислотами образуются живые существа — пробионты (протоклетки), способные к самовоспроизведению

4 этап – Прогрессивное усложнение гетеротрофных примитивных организмов, возникновение автотрофного питания и свободного кислорода (предъядерные организмы — бактерии, гетеротрофы и фототрофы и синезеленые)

Протерозойская эра (2,7 – 0,57 млрд. лет)

На суше - каменная пустыня (жизнь -только в воде), начинает формироваться почва, в атмосфере начинается накопление кислорода за счет жизнедеятельности бактерий

1. Ядерные организмы – появление ядерных автотрофных фотосинтезирующих растений (зеленые водоросли) и простейших; обогащение воды кислородом — среда обитания животных

2. Многоклеточные организмы – прогрессивное усложнение животных и растений. Беспозвоночные животные: кишечнополостные, черви, моллюски; различные водоросли.

3. Органные организмы – прогрес. усложнение тела животных (хордовые бесчерепные)

Палеозойская эра (570 млн. лет)

Суша бесплодна и пустынна

Широкое распространение морских беспозвоночных - трилобитов (древних членистоногих), медуз, плече-ногих

Суша оставалась не обжитой, но появились первые лишайники

Выход на сушу лишайников

Основными обитателями морей были членистоногие (откладывали икру на суше), также были головоногие, кишечнополостных, иглокожих, кораллов, губок и других беспозвоночных

Продолжается горообразование; моря теплые, преобладают над сушей *

Первые наземные растения (псилофиты); тело растения дифференцируется на ткани и органы, выполняющие опред. функцию

Выход беспозвоночных на сушу (паукообразные), пышное развитие кораллов, трилобитов; появление бесчелюстных позвоночных - щитковых

Климат сухой, континентальный; на суше - высокие горы, моря теплые

Псилофиты исчезают, появляются споровые растения -папоротники, хвощи, плауны.

В морях господствуют рыбы - челюстные, панцирные, кистеперые, двоякодышащие

Происходит опускание материков, много заболоченными пространств; климат теплый и очень влажный, в атмосфере много кислорода и углекис. газа. В конце периода было значительное похолодание - вымирание многих видов.

Расцвет папоротникообразных; появление семенных папоротников

Появление первых земноводных - стегоцефалов

Сухой жаркий климат, бурная вулканическая деятельность и горообразование; болота высыхают

Исчезновение древовидных папоротников; появление семенных растений (голосеменные)

Вымирание трилобитов и многих земноводных; появление пресмыкающихся, развитие насекомых, кистеперых рыб и акул

Мезозойская эра (230 млн. лет)

Триасовый пер. (248–200млн.лет)

Резкоконтинентальный теплый климат, вулканическая деятельность

Расцвет пресмыкающихся; появление первых млекопитающих и настоящих костных рыб

Юрский пер. (200–140млн.лет)

Наступление морей на сушу; климат мягкий и теплый

Развитие и господство голосеменных; появление первых покрытосеменных

Расцвет пресмыкающихся; появление археоптерикса (первоптицы); процветание головоногих моллюсков

Меловой пер. (140–65млн.лет)

Отступление морей; климат теплый, в конце похолодание

Распространение покрытосеменных, сокращение папоротников и голосеменных

Широкое распространение костных рыб; появление настоящих птиц и высших млекопитающих

Кайнозойская эра (67 млн. лет)

Формирование современных континентов. Климат мягкий, появление трех географических зон: тропики, субтропики, умеренная зона

Бурный расцвет насекомых

Господство млекопитающих, появление лемуров, позднее - приматов

Антропоген (2,6млн. лет – наши дни)

Неоднократное оледенение северного полушария

Окончательное формирование современного растит. мира

Животный мир принял современный облик. Значимое событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homosapiens.

_______________

Источник информации:

1. Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

2. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л. Богданова —М.: 2012.

На настоящий момент установлено, что жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд. лет назад. За это время на планете произошли существенные изменения: менялся климат, двигались материки, активно шли горообразовательные процессы. Вода то затапливала гигантские пространства на миллионы лет, то отступала под натиском испепеляющего солнца и жары.

Об этих процессах мы можем только догадываться, изучая осадочные породы, которые за это время пластами накладывались друг на друга. Химический анализ позволяет определить их возраст, а также сделать вывод о климате того периода. В определение возраста окаменелостей помогает радиоуглеродный анализ.

Развитие жизни на Земле

Архейская эра (от греч. archē - начало)

Наиболее ранняя эра Земли, начавшаяся около 3-3,5 млрд. лет назад и продлившаяся 900 млн. лет. Самые древние живые организмы были найдены в этот промежуток времени: они были гетеротрофами, заселявшими дно теплых морей. Кислород отсутствовал, был возможен только анаэробный тип дыхания.

В архейский период отмечалась активная вулканическая деятельность, происходили значительные колебание температуры. На поверхности Земли жизнь была невозможна из-за губительных УФ (ультрафиолетовых) лучей. Именно поэтому жизнь "спряталась" на дне океана, где не так выражены перепады температур и рассеивается УФ излучение.

Архей

В течение архея появились первые фотосинтезирующие организмы - сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Атмосфера начала постепенно обогащаться кислородом.

Как оказалось, это вещество - кислород - предопределит путь развития жизни на Земле: в дальнейшем возникнут миллионы видов, которые им дышат, и жить без него не смогут. В числе этих видов и мы с вами.

К концу архея животные разделились на про- и эукариотические организмы.

Цианобактерии

Протерозойская эра (от греч. proteros — первый из двух + zoe — жизнь)

Протерозойская эра продолжалась около 2000 млн. лет. Поверхность планеты напоминала ледяную пустыню, климат соответственно был холодный.

Дальнейшее развитие жизни продолжалось. В этой эре выделились царства растений, животных и грибов. Возникли первые многоклеточные организмы: кишечнополостные, губки, водоросли, предки трилобитов. Были распространены сине-зеленые водоросли - цианобактерии, которые выделяли кислород в ходе фотосинтеза.

В течение этой эры в атмосфере возросла концентрация кислорода и приблизилась к 1% - точки Пастера, критического для эволюции значения. Считается, что по достижении точки Пастера становится возможным кислородный тип дыхания и устойчивая жизнедеятельность аэробных организмов.

В течение протерозойской эры концентрация кислорода в атмосфере достигнет 10% - сформируется озоновый слой, служащий эффективной защитой для всего живого от губительного УФ-излучения. Благодаря озоновому слою появятся первые наземные экосистемы.

Протерозой

Палеозойская эра (греч. palaios - древний)

Холодный климат меняется на умеренно влажный, а затем на теплый сухой. Тают оледенения суши, в результате чего огромные пространства заполняются водой.

Все растения и животные обитают в море, однако, на побережье появляются первые наземные грибы, лишайники. Животный мир активно развивается: на глубине в море появились трилобиты и мечехвосты, коралловые полипы, иглокожие.

Кембрий

Большая часть суши подверглась сильнейшему затоплению, наземные животные почти не встречались. В толще океана обитали фораминиферы и радиолярии.

В теплых морях процветали кишечнополостные (в их числе и коралловые полипы), иглокожие, моллюски. Установлено, что в этом периоде жили первые представители типа хордовых - бесчелюстные.

Ордовик

Климат становится более сухим, суша поднимается - вода отступает, тем самым создаются условия для развития наземных видов. И действительно, силур отличается этими знаменательными событиями: растения и животные осваивают сушу.

В приливно-отливных зонах возникают первые наземные растения: риниофиты и псилофиты, еще имеющие очень много общего с водорослями. И, тем не менее, псилофиты - пионеры суши. У них появляются проводящие и механические ткани, которые водорослям были ни к чему.

Псиолфиты и риниофиты

Появились первые наземные животные: многоножки и паукообразные - скорее всего произошедшие от трилобитообразных, которые долгое время могли оставаться на отмелях после отлива. На образовавшейся суше они чувствовали себя просторно и вальяжно: хищники отсутствовали, конкуренция была небольшой. В таких условиях размножение происходило быстро.

Силур

Это период господства рыб в морях. Возникают активно плавающие хрящевые рыбы, у которых имеются челюсти для захвата пищи. Появляются все известные на настоящее время систематические группы рыб.

Некоторые рыбы, обитающие в бедных кислородом (пересыхающих) водоемах, используя плавники, приобрели способность переползать из одного водоема в другой и дышать атмосферным воздухом. Так появляются двоякодышащие и кистеперые рыбы.

К концу девона на сушу выходят первые земноводные: ихтиостеги и стегоцефалы, произошедшие от кистеперых рыб. Возникают древовидные леса, состоящие из хвощей, плаунов и папоротников.

Девон

В карбоне материки еще более опускаются, часть суши оказывается заболоченной. Поначалу теплый и влажный климат сменяется к концу периода холодным и сухим.

Бурно развиваются древовидные леса из папоротников, которые достигали в высоту 40 метров. Массовое отмирание папоротникообразных в этом периоде привело к образованию обширных залежей каменного угля, в честь которого период и получил свое название.

Размножение семенных растений, появившихся в карбоне, более не связано с наличием воды, благодаря чему они расселяются вглубь материков.

Карбон

В морях все также распространены фораминиферы, радиолярии, кораллы и моллюски. Возникают первые насекомые: тараканы, стрекозы, жесткокрылые. Под конец периода появляются пресмыкающиеся, размножение которых не связано с наличием воды, что позволяет им заселить сухие, ранее незаселенные территории.

Карбон

В перми активируется вулканическая деятельность, происходит крупнейшее отступление моря, вследствие которого образуются большие пространства суши. Климат также меняется: он становится резко континентальным.

К таким серьезным изменениям не приспособлены многие виды животных и растений: полностью вымирают трилобиты, многие моллюски, крупные рыбы и насекомые, значительная часть амфибий, исчезают древовидные папоротники, хвощи и плауны.

В природе не бывает пустого места: приспособленные особи выживают, размножаются и занимают освобожденные другими видами ниши. Бурно развиваются пресмыкающиеся, появляются звероподобные ящеры, примерно в это же время возникают первые млекопитающие.

Пермь

Чтобы легко запомнить периоды палеозойской эры, рекомендую взять на вооружение мнемоническое правило: "Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы". Если вы обратите внимание на первые буквы этих слов, то поймете, что они совпадают с первыми буквами периодов палеозоя и расположены в нужном порядке.

Мезозойская эра (греч. mesos — средний + zoe — жизнь)

Мезозойская эра продлилась 186 млн. лет. Если бы мы сейчас перенеслись в то далекое время, то внешне заметили бы сходство мезозойского мира с нынешним, однако более детальное изучение показало бы нам, что его составляют совершенно иные растения и животные.

Климат становится более сухим, что приводит к пересыханию внутренних морей. Активно идут горообразовательные процессы, начавшиеся в перми. Начинается движение материков, образуются пустынные пространства.

В царстве растений господствуют голосеменные, размножение которых не зависит от воды. Среди голосеменных активно заселяют территории саговниковые, хвойные, гинкговые растения.

Большинство амфибий окончательно вымирает. В животном мире господствуют пресмыкающиеся, среди которых встречаются черепахи, ихтиозавры, птицетазовые и ящеротазовые динозавры, клювоголовые, крокодилы и чешуйчатые. Часть рептилий дает начало млекопитающим, близким к однопроходным животным.

Триас

Климат становится более теплым и влажным, несколько увеличивается площадь морей. В глубине материков образовались многочисленные озера и болота.

В царстве растений господство остается за голосеменными растениями, наибольший расцвет среди которых переживают беннеттитовые, гнетовые, саговниковые.

В морях многочисленны головоногие моллюски. Самые разнообразные формы принимают морские пресмыкающиеся - ихтиозавры, плезиозавры. Эта эра принадлежит динозаврам. Рептилии господствуют в воде, на земле и в воздухе. К концу периода возникает первоптица - археоптерикс, давшая начала обширной группе птиц.

Юрский период

Климат становится более холодным. Активируются горообразовательные процессы - именно в этом периоде образовались Анды, Альпы, Гималаи. Название периода связано с многочисленными отложениями мела, которые образовались за счет раковин фораминифер.

Появляются цветковые (покрытосеменные) растения, вероятно произошедшие от голосеменных растений в результате скачкообразного изменения (мутации) женских органов размножения. Появления цветка и плода - важнейшие ароморфозы этого периода. К концу периода вымерли многие голосеменные растения.

Крупные моллюски и рептилии вымирают, эра динозавров заканчивается. На первый план выходят млекопитающие, ароморфозы которых, теплокровность и живорождение, позволяют занять господствующее положение. Появляются сумчатые и плацентарные млекопитающие.

Меловой период

Кайнозойская эра (греч. kainos - новый + zoe - жизнь)

Отправной точкой кайнозойской эры служит образование Альп, в это же время возникли и другие высочайшие горные системы. Я искренне рад быть вашим современником, и сообщаю, что мы с вами живем в кайнозойскую эру, которая длится уже 67 млн. лет. За это время произошло несколько материковых оледенений, возникновение человека.

    Палеоген (греч. palaios - древний и genos - рождение, возраст)

В начале палеогена устанавливается теплый тропический и субтропический климат. Широко распространяются леса и редколесья. Большая часть животных представлена лесными обитателями.

Сумчатые и плацентарные млекопитающие эволюционируют параллельно. Возникают приматы, хищные и копытные животные, широкого разнообразия достигает мир птиц.

К концу палеогена климат становится континентальным, в Арктике и Антарктике появляются первые ледяные шапки. Леса преобразуются в саванны и заросли кустарников.

Палеоген

Климат в неогене был влажным и теплым. Расселившиеся в палеоген кустарники сменяются саванной и степной растительностью, образуются полупустыни и пустыни.

По берегам рек и озер растут березы, можжевельник, сосны, ивы, тополя. Среди животных расцвет происходит у обитателей открытых пространств: гиппарионов (примитивных лошадей), быков, слонов, жирафов, антилоп. Среди разнообразного и многочисленного класса птиц нередко встречаются хищные гигантские бегающие птицы.

Для неогена характерно большое разнообразие среди приматов, и появление первых человекообразных обезьян - антропоидов.

Неоген

В ходе данного периода неоднократно происходили изменения климата. Поверхность Северного полушария оледеневала. Изменился и растительный мир - в Евразии распространилась таежная и тундровая растительность. Флора приобрела сегодняшний облик.

Среди животных были распространены бизоны, мамонты, носороги, пещерные медведи. Примерно 2 млн. лет назад появился человек умелый, начался процесс антропогенеза - становления человека, в результате которого возник вид Homo sapiens.

Активная деятельность человека: распашка земель, вырубка лесов, вытаптывание полей крупным рогатым скотом - привели к сужению ареала обитания многих видов животных, часть из которых вымерла.

Антропоген

Рекомендую мнемоническое правило, которое поможет запомнить периоды мезозойской и кайнозойской эры по первым буквам слов: "Ты, Юра, Мал - Подожди, Немного, А?"

Пангея и удивительная Австралия

В конце палеозоя и начале мезозоя всю сушу представлял один единственный континент - Пангея (др.-греч. Πανγαῖα - всеземля). В юрском периоде Пангея разделилась на два континента: северный - Лавразия (позже разделилась на Евразию и Северную Америку), и южный - Гондвана (позже разделилась на Африку, Южную Америку, Индию, Австралию и Антарктиду.)

Пангея

Особого внимания требует Австралия. Этот материк отделился раньше всех, вследствие чего флора и фауна на нем формировались изолированно от остальных континентов.

Именно по этой причине в Австралии можно обнаружить виды растений и животных, которые более нигде не встречаются: сумчатые животные (кенгуру, куница, коала), подземные орхидеи, банксии и многие другие удивительные виды.

Уникальная флора и фауна Австралии

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок путешествие. На уроке работа в группах, парах. Индивидуальное тестирование.

Урок биологии в профильном 11 классе о теме

Цель: Продолжить формирование научной картины мира, изучив основные этапы эволюции растений, выявив ароморфозы в историческом развитии растений.

знать: значение крупнейших ароморфозов в эволюции растительного мира.

уметь: выделять главные причины эволюции растений; объяснять значение перехода от гаплоидности к диплоидности, называть основные ароморфозы в эволюции растений, обосновывать причины появления различных групп растений; обобщать черты эволюционных преобразований растений.

владеть: навыками самостоятельного информационного поиска, групповой и парной работой.

Тип: урок- путешествие

Вид: с применением технологии КСО

I. Организация класса: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II.Изучение нового материала

Актуализация знаний учащихся

-Как Вы понимаете данное высказывание великого ученого?

-Как вы думаете, почему ведущую роль в эволюции органического мира играли растения?

-Какое строение имели первые растения?

- Каковы причины выхода растений на сушу?

-В чем преимущества семенного размножения растений?

Изучение нового материала

Группа 1. Карточка № 1 Жизнь в воде. Первые растения –водоросли.

Родоначальниками растительного мира являются низшие растения- водоросли. Они ведут начало от древнейших прокариот- цианобактерий. В своем развитии водоросли прошли усложнение от одноклеточности через колониальность к многоклеточности. В их жизненном цикле наметилось разделение на два поколения: бесполое (спорофит) и половое (гаметофит).

Многоклеточные водоросли в ходе эволюции достигли крупных размеров, но остались навсегда связанными с водой. Объясняется это не только тем, что клетки их тела (слоевища, или таллома) быстро высыхают на воздухе, но и тем, что их гаметы могут передвигаться только в водной среде. Приспособление водорослей к жизни в воде выражается и в появлении у них разнообразных пигментов, с помощью которых осуществляется фотосинтез. Зеленые водоросли содержат в хроматофорах преимущественно зеленый пигмент- хлорофилл и обитают в верхних слоях воды. Бурые водоросли встречаются глубже, где света меньше, поэтому, помимо зеленого пигмента, у них есть бурый, обеспечивающий дополнительное поглощение солнечных лучей. Красные водоросли (багрянки) обитают на глубинах, где света практически нет. Достигающие таких глубин голубые лучи солнечного спектра поглощаются красным и синим пигментами.

Некоторые одноклеточные водоросли в процессе эволюции пошли по пути идиоадаптации и освоили новые среды жизни – наземно- воздушную и внутриорганизменную. Так, хлорококковые водоросли стали обитать на влажной почве, на поверхности камней и нам коре деревьев. Ряд одноклеточных водорослей, например, хлорелла образовали с грибами совместную форму существования – лишайник – или стали постоянными симбионтами коралловых полипов и моллюсков.

Почему жизнь водорослей невозможна без водной среды?

Какие основные идиоадаптации одноклеточных водорослей вы могли бы перечислить?

Группа 2. Карточка №2 Выход на сушу. Первые споровые растения.

Выход растений на сушу стал крупным ароморфозом в развитии жизни на Земле. Он был подготовлен всем предыдущим ходом органической и неорганической эволюции: почвообразованием, накоплением в атмосфере молекулярного кислород и формированием озонового экрана, дифференцировкой клетки появлением тканей.

Сухопутные растения произошли от зеленых водорослей, о чем свидетельствует присутствие в клетках пигмента хлорофилла. Неизвестная предковая форма дала 2 эволюционные ветви: одна из них привела к возникновению риниофитов, а другая - к появлению мхов.

Растениям, которые покинули привычную водную среду оби­тания, нужно было приспособиться к новым условиям жизни на суше, которые резко отличались от привычных. Им нужно было защищаться от высыхания, закрепляться в почве, приспосабли­ваться к поглощению минеральных веществ и воды из почвы, а кислорода и углекислого газа — из воздуха. Растениям необходима была опора, так как воздух, в отличие от воды, не мог их поддерживать. .
Постепенно растения приспособились к наземному образу жизни. У них появились корни, которые закрепляли растения в почвы и всасывали из нее воду и минеральные вещества. Надземная части растений превратилась в стебель с листьями, то есть у растения появились органы. Появились ткани. Покровные ткани защищали растения от высыхания, а устьица. в них осуществляли газообмен для дыхания и фотосинтеза. Возникли проводящие ткани, которые транспортировали воду и минеральные вещества в стебель и листья, а органические вещества из листьев — по всему растению. Образовались механические ткани.
Все эти изменения у вышедших на сушу растений происходил и постепенно. Первые наземные растения обычно жили во влажных условиях, а их ткани и органы были еще несовершенны. Прошли миллионы лет, пока растения приобрели строение современны х представителей растительного мира и заселили все уголки суши Однако и сейчас еще существуют группы растений с не вполне со вершенным строением и значительной зависимостью от воды.

1)Почему выход растений на сушу считается одним из крупнейших ароморфозов в эволюции органического мира?

2)Опишите две эволюционные ветви, которые дали начало появлению настоящих наземных растений.

Группа 3. Карточка №3 Освоение и завоевание суши. Папоротникообразные.

Выход первых сосудистых растений на сушу и усложнение строения их органов, которые стали специализироваться по выполняемым функциям, привели к образованию высших споровых растений – папоротникообразных: плаунов, хвощей и папоротников.

Изменение структуры органов наземных растений имело огромное значение для их последующей эволюции в условиях суши. На берегах морских лагун появились первые наземные растения с верхушечным расположением спорангиев. Наиболее известны из них - риния и куксония, которые еще не имели плоских листоподобных органов и во многом напоминали видоизмененные водоросли с необычными листьями. Ранние наземные растения, скорее всего, сформировались в воде, но некоторые их признаки оказались полезными на суше. В более позднее время, примерно 300 миллионов лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры, на нашей планете стали преобладать споровые растения. Огромных размеров, высотой в десятки метров, хвощи, плауны и папоротники были единственными растениями, заселяющими огромные территории суши. В подтверждение этого факта учеными были найдены останки частей этих растений. У более поздних папоротниковидных на листьях появились необычные образования, которые можно считать примитивными семенами; так появились первые семенные растения.

1)Перечислите основные преимущества в строении споровых растений?

2)Перечислите изменения, происходящие в размножении высших споровых растений. К чему они привели?

Группа 4. Карточка №4 Усложнение размножения. Семенные растения.

Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые)
Высшие споровые – это мхи, папоротники, хвощи и плауны

1) у споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ

2) у семенных растений гаметофит, который делает половые клетки, развивается на материнском растении (на спорофите) и получает от него питание. У высших споровых гаметофит (заросток) свободноживущий, образуется из споры во влажных условиях, питательные вещества вырабатывает сам путем фотосинтеза, т.о. этап образования гамет у высших споровых гораздо менее защищен.

3) сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т.о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна.

1)Почему появление семенных папоротников – один из важнейших этапов в эволюции растений?

2)Перечислите основные ароморфозы семенных растений?

IV. Закрепление изученного материала.


Особенности жизненного цикла

Спорофит(2n) гаметофит( n), необходима водная среда

Преобладание гаметофита, необходимость влажной среды

Преобладает спорофит, гаметофит- заросток- небольшая пластинка, отделенная от спорофита

Преобладание спорофита(2n), развитие мужского и женского гаметофитов

Женский гаметофит- архегоний с яйцеклетками, мужской- пыльцевые зерна. Размножение при помощи семян, не зависит от наличия влажной среды.

Развитие цветка- приспособления для опыления и оплодотворения. Развитие оболочек вокруг семян.

Итак, наше путешествие завершилось. Мы убедились в эволюционном развитии растений, постепенном усложнении их строения.

Задание 3. Выполните тестовые задания самостоятельно в рабочей тетради.

1. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

4) половые клетки

2. Мхи — более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1) имеют органы и ткани

2) размножаются спорами

3) многоклеточные организмы

4) способны поглощать газы и воду из атмосферы

3. Какова главная причина процветания древних папоротников в каменноугольном периоде?

1) отсутствие консументов

2) чередование поколений при размножении

3) господство тёплого и сухого климата

4) повышенное содержание углекислого газа и влаги

4. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало:

1) образование плодов с семенами

2) увеличение продолжительности жизни этих растений

3) появление вегетативных органов

4) появление хлоропластов

5. Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразных тканей свидетельствует:

1) о значении этого отдела растений в жизни человека

2) об усложнении растений в процессе эволюции

3) о разнообразии видов этого отдела

4) о широком их распространении на земном шаре

6. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

1) существование травянистых и древесных форм

2) наличие их отпечатков и окаменелостей

3) их способ размножения

4) их современное многообразие

7. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

8. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у:

1) покрытосеменных

9. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?

1) сожительство корней растений с грибами (микориза)

2) защита семян плодовыми оболочками

3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

4) наличие в клетках листьев хлоропластов

10. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них:

11. В процессе эволюции в жизненных циклах растений стали доминировать:

1) полиплоидные формы

3) спорофиты

4) бессемянные формы

12. Выберите пример ароморфоза:

1) образование нектарников в цветках

2) формирование различий в строении цветков у растений

3) появление корневой системы у древних папоротников

4) формирование разнообразных листьев у растений

Итак, в качестве вывода перечислим основные черты эволюции растительного мира:

Переход растений при размножении от гаплоидности к диплоидности

Переход растений от наружного оплодотворения к более совершенному в эволюционном плане внутреннему и утрата зависимости полового размножения от наличия свободной воды.

Разделение тела растения в связи с переходом к наземному существованию на корни, стебли и листья. Развитие тканей, обеспечивающих выполнение функций опоры, защиты, транспорта веществ, питания и др.

Приспособление семенных растений к различным способам опыления, распространения семян и плодов.

Задание. Письменно ответить на вопросы:

В каком направлении шла эволюция растений?

В чем преимущества семенного размножения?

П.24 (учить), вопросы 1, 2, 6, 7(устно)

Вступительное слово учителя

Беседа, учащиеся отвечают индивидуально

Запись темы в рабочую тетрадь учащимися, Слайд№3-4

Учащиеся делятся на малые группы по 4-6 человек, каждая группа выполняет задания своей карточки, результаты работы обсуждаются коллективно

Читайте также: