Процедура спуска спасательной шлюпки посадки и отхода от борта

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере,в одном учении по оставлению судна.

Если в предыдущем месяце более 25% членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 ч после выхода судна из порта.

При вводесуднав эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж (более 75%), то такие учения должны быть проведены до отхода.

Для категорий судов, на которых выполнить перечисленные требования практически невозможно, Администрация может допустить другие условия проведения учений, которые являются, по меньшей мере, равноценными вышеуказанным.

На пассажирских судах еженедельно должны проводиться учения по оставлению судна. Не требуется, чтобы все члены экипажа участвовали в проведении каждого учения, но каждый член экипажа должен участвовать в учении по оставлению судна. Пассажирам настоятельно рекомендуется присутствовать на таких учениях.

8.2.2 Содержание учений

Каждое учение по оставлению судна должно включать:

2) прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;

3) проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;

4) проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;

5) приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки после всей необходимой для спуска ее на воду подготовки;

6) пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;

7) работу плот-балок, используемых для спуска спасательных плотов;

8) поиск и спасание манекенов, блокированных в блок-каютах;

9) инструктаж по использованию радиооборудования для спасательных средств.

Во время каждого учения по оставлению судна должно проверяться аварийное освещение, необходимое для проведения сбора и оставления судна.

8.2.3 Использование спасательных шлюпок

Насколько это практически возможно, во время каждого последующего учения поочередно должны приспускаться различные спасательные шлюпки.

В общем случае каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.

Когда спуск спасательной шлюпки свободным падением практически невозможен, приемлемо ее приспускание на воду, при условии что она спускается свободным падением с расписанной на нее командой и маневрирует на воде, по меньшей мере, один раз в шесть месяцев. Однако, в тех случаях, когда это практически невозможно, Администрация может продлить этот период до 12 месяцев, при условии, что будут приняты меры для организации моделирования ситуации спуска шлюпки на воду не реже, чем через 6 месяцев.

Администрация может разрешить судам, совершающим короткие международные рейсы, не спускать на воду спасательные шлюпки одного борта, если схема их швартовки в порту и характер перевозок не позволяют спускать на воду спасательных шлюпки этого борта. Однако, все такие спасательные шлюпки должны приспускаться по меньшей мере один раз в 3 месяца и по меньшей мере один раз в год - спускаться на воду.

8.2.4 Использование дежурных шлюпок

Насколько это целесообразно и практически возможно, дежурные шлюпки, иные чем спасательные шлюпки, являющиеся также дежурными шлюпками, с расписанной на них командой, один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.

Если учения по спуску на воду спасательных и дежурных шлюпок проводятся на переднем ходу судна, то такие учения, ввиду связанной с ними опасности, должны проводиться лишь в защищенных водах и под наблюдением лица командного состава судна, имеющего опыт в проведении таких учений (См. Руководство по подготовке экипажей для целей спуска спасательных и дежурных шлюпок на ходу судна, принятую ИМО резолюцией А.624 (15)).

На пассажирских судах ро-ро не менее двух команд для каждой скоростной дежурной шлюпки должны быть подготовлены и регулярно проходить учения с учетом Кодекса ПДМНВ и рекомендаций, принятых ИМО, включая все аспекты спасения, обращения со шлюпкой, маневрирования и управления этими шлюпками в различных условиях и ситуациях, включая возвращение их в прямое положение после опрокидывания.

8.2.5 Использование морских эвакуационных систем

Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до их непосредственного задействования. Этот элемент учений должен быть дополнен регулярно повторяемым инструктажем с использованием имеющихся на борту учебных пособий.

Спуск на воду спасательных и дежурных шлюпок, как и развертывание морских эвакуационных систем при проведении учений преследует две цели: с одной стороны - это приобретение членами экипажа полноценных навыков по использованию данных средств, а с другой стороны - это полноценная проверка технического состояния данного спасательного средства.

Каждое лицо, задействованное в команде морской эвакуационной системы, насколько это практически возможно, должно проходить подготовку, участвуя в полном развертывании подобной системы на воду не реже чем через 2 года, но не реже чем через 3 года в любом случае.

Дата проведения учебных сборов, а также подробное описание учений по оставлению судна, учения с другими спасательными средствами и содержание проводимых на борту судна учебных занятий должны заноситься в специальный судовой журнал.

8.3. Наставление по оставлению судна

В каждой столовой команды и комнате отдыха, или в каждой каюте команды должно иметься "наставление (руководство) по оставлению судна", в котором должно быть подробно описано следующее:

1) надевание спасательных жилетов, гидрокостюмов и защитных костюмов - в зависимости от случая;

2) сбор в назначенных местах;

3) посадка в спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки, их спуск и отход от борта судна, включая использование морских эвакуационных систем (если на судне установлены);

4) метод спуска изнутри спасательных шлюпок и плотов;

5) разобщение шлюпок со спусковыми устройствами;

6) методы и использование средств защиты в районах спуска;

7) освещение районов спуска;

8) использование всех средств выживания;

9) использование всех средств обнаружения;

10) использование радиооборудования для спасательных средств;

11) использование плавучих якорей;

12) использование двигателей спасательных средств и относящихся к ним устройств;

13) подъем спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок, включая их установку на место и крепление;

14) опасность переохлаждения, перегрева и необходимость иметь теплую одежду;

15) наиболее рациональное использование возможностей спасательных шлюпок и плотов в целях сохранения жизни;

16) методы спасания, включая использование спасательного оборудования вертолетов (стропов, корзин, носилок), спасательных беседок а также береговых спасательных средств и судовых линеметательных устройств;

17) все другие действия, указанные в расписании по тревогам и в инструкциях на случай аварий;

18) инструкции по аварийному ремонту спасательных средств.

Символы спасательного оборудования и снабжения,
принятые резолюцией А.760(18) ИМО

В случае гибели судна и необходимости покинуть его, безопасность членов экипажа и пассажиров, зависит от многих объективных и субъективных факторов. В числе прочих, к ним относятся: техническое состояния корабля; исправность оборудования и устройств; наличие и состояние спасательных средств; уровень теоретических знаний и компетенций у капитана и его помощников; степень овладения практическими навыками капитаном и его помощниками; соблюдение судовладельцем и членами экипажа требований руководящих документов; понимание капитаном и его помощниками моральной ответственности за возможные последствия от несоблюдения ими руководящих документов и хорошей морской практики; подготовка членов экипажа к действиям в аварийных ситуациях; умения пользоваться спасательными средствами; пригодность, способность и подготовленность капитана, в экстремальных и стрессовых ситуациях, принимать решения, порой весьма жесткие. От комбинации перечисленных и многих других факторов, будет зависеть способность остаться в живых или погибнуть.

В настоящее время большинство торговых судов оборудованы спасательными шлюпками, спускаемыми методом свободного падения, так называемыми free-fall lifeboats. Они должны быть постоянно готовы к немедленному спуску. Для проверки их готовности, Конвенция СОЛАС предписывает осуществлять спуск шлюпок на воду и их маневрирование с членами экипажа, через интервал не превышающий 3 месяца. Для шлюпок, спускаемых методом свободного падения, предписано через интервал, не превышающий 6 месяцев, спускать шлюпку именно методом свободного падения. То есть раз в 3 месяца спускают краном или рампой, а раз в 6 месяцев свободным падением. При этом, в шлюпке должно находиться, минимальное количество членов экипажа, необходимое для обеспечения безопасного маневрирования шлюпки на воде и для ее подъема на борт суда.

Спасательные шлюпки необходимо спускать для того чтобы: проверить работу спускного устройства; исправность системы охлаждения шлюпочного двигателя; тренировки членов экипажа. Не во всех портах и не во всякую погоду в море, имеется возможность спустить спасательные шлюпки. Однако всегда можно выбрать подходящий порт и погоду в море и выполнить требования Конвенции и свои должностные обязанности. Все оправдания, что нельзя, без риска для членов экипажа, осуществить спуск шлюпки, как это требуется Конвенцией, полностью не состоятельны. Все без исключения моряки, проходят подготовку в береговых тренажерных центрах, а на судах, каждый месяц, принимают участие в учебных тревогах и тренировках. При надлежащей организации, подготовке и руководстве командным составом судна, спуск шлюпки можно осуществить безопасно для всех задействованных в данной операции участников.

спасательная шлюпка

Спасательная шлюпка готова к спуску

спасательная шлюпка

Гак отдан и шлюпка пошла вниз

спасательная шлюпка

В свободном полете

спасательная шлюпка

Шлюпка входит в воду

спасательная шлюпка

спасательная шлюпка

спасательная шлюпка

Шлюпка должна по маневрировать на воде для тренировки моряков и проверки работоспособности двигателя и рулевого устройства.

спасательная шлюпка

Рампа готова к подъему шлюпки на борт судна.

спасательная шлюпка

Шлюпка задним ходом подходит под рампу.

спасательная шлюпка

Спуск шлюпки при помощи подъёмной рампы.

Как на нашем судне ныряли на шлюпке во время учебной тревоги в южнокорейском порту Donghae можно посмотреть Здесь

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

20.05.2015 22:06
дата обновления страницы













Спасение людей на спасательных шлюпках

При плавании в море на судне может возникнуть такая аварийная ситуация, когда экипаж вынужден покинуть судно. Момент и порядок оставления судна определяет капитан. Этому предшествует борьба экипажа за его живучесть и все принятые меры по спасению судна, груза и пассажиров. Спасение людей осуществляется в основном на коллективных средствах спасения - шлюпках, плотах. Несмотря на то что морское судно-надежное плавучее инженерное сооружение, в исключительных случаях возникает угроза гибели судна. В этой ситуации объявляется шлюпочная тревога. Сигнал шлюпочной тревоги -7 коротких и 1 продолжительный звук звонком громкого боя. При выходе его из строя сигнал подается судовым свистком и повторяется 3-4 раза.

При объявлении шлюпочной тревоги каждый член экипажа должен прибыть к месту сбора в соответствии с расписанием по тревоге тепло одетым и в спасательном жилете. Необходимо принять меры, исключающие панику среди экипажа и пассажиров. Шлюпки по указанию капитана заблаговременно во время борьбы за живучесть судна подготавливаются и приспускаются. Кроме основного снабжения, в шлюпку грузятся дополнительные запасы (пресная вода, пиротехника, продукты питания и т. д.). Перед спуском шлюпки необходимо ввинтить пробку в сливное отверстие, отдать швартовы, отдать стопоры шлюпбалок. Посадка людей в шлюпку может производиться на' месте со шлюпочной палубы или по штормтрапам и мусингам. Спуск шлюпки производится отдачей центробежного тормоза, управление спуском шлюпки находится на палубе. При волнении следует спускать шлюпку на подошву волны и выкладывать шлюп-тали в момент подъема шлюпки на волне. Некоторые типы закрытых шлюпок, особенно на танкерах, оборудованы механизмами для спуска шлюпок и отдачи шлюпталей непосредственно из шлюпки.

В первую очередь в шлюпку необходимо посадить детей, женщин, престарелых и больных, затем остальных пассажиров и членов экипажа.

Для отхода шлюпки от борта необходимо: запустить двигатель, отдать фалини, переложить руль в сторону от борта судна, оттолкнуть шлюпку опорными крюками, дать ход, отойти от борта на безопасное расстояние и оказать помощь плавающим в воде людям.

Для спасения применяются сбрасываемые надувные спасательные плоты. Перед сбрасыванием плота необходимо проверить крепление пускового линя, нажатием педали освободить найтов и откинуть его, сбросить плот (контейнер) за борт Чтобы привести в действие пусковое устройство плота, необходимо выбрать слабину пускового линя и резко дернуть его. Плот начнет наполняться газом, разрывные болты бандажей разомкнутся, контейнер раскроется и отпадет Через 25-30 с плот наполнится газом и будет готов к приему людей Плот подтягивают за линь и удерживают у борта во время посадки людей. Прыгая в плот, следует стараться попасть на вход или на надувные арки

Для отхода плота от судна на безопасное расстояние необходимо перерезать пусковой линь.

В любом случае рекомендуется спустить на воду все судовые шлюпки и плоты, ими могут воспользоваться оказавшиеся в воде люди. Моторные шлюпки помогают отойти от борта остальным спасательным средствам.

Спасательные средства на воде должны держаться вместе Для этого они связываются друг с другом. Так их легче обнаружить при поиске и спасании, а они могут оказать помощь друг другу.

Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего командира и следовать инструкции по сохранению жизни. Командир должен обеспечить: размещение людей с учетом раненых; оказание первой помощи пострадавшим; изъятие у всех без исключения колющих и режущих предметов; организовать постоянное дежурство и наблюдение за морем и воздухом; организацию выдачи воды и пищи; соблюдение дисциплины и поддержания доверия друг к другу. Все это поможет избежать страха и сохранить хорошее настроение и высокий моральный дух. Немаловажное значение имеет занятость всех спасенных посильным поручением.

Главная государственная морская инспекция в Руководстве по оставлению судна предлагает капитанам судов обеспечить нахождение Руководства на видных местах и использовать его в качестве пособия для отработки действий по спасению людей на море и рекомендует помнить, ". что борьба за живучесть судна, оставление судна на море потребует от каждого не только умения и физического напряжения, но и сохранения достоинства советского моряка в любых обстоятельствах".

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Перед выходом судна из порта, а также в течение всего рейса все спасательные средства должны быть в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию.

На судне должно быть предусмотрено руководство по техническому обслуживанию спасательных средств на судне, которое должно быть составлено в легкодоступной форме, иметь, где это возможно, иллюстрации. Руководство по каждому типу спасательных средств, в зависимости от случая, должно содержать следующие положения:

-контрольный список ежемесячных проверок;

-инструкцию по техническому обслуживанию и ремонту;

-график проведения периодического технического обслуживания;

-схема с указанием точек смазки и рекомендуемых смазочных масел;

-перечень заменяющихся частей;

-журнал для регистрации проводимых на судне проверок и технического обслуживания.

Вместо вышеуказанного руководства Администрация может допустить использование программы планового технического обслуживания спасательных средств, которая должна соответствовать содержанию руководства по техническому обслуживанию.

Лопари, используемые в СПУ, не реже одного раза в 30 месяцев должны переворачиваться так, чтобы коренной конец становился ходовым и наоборот. По мере износа, но не позже, чем через 5 лет лопари должны заменяться.

На судне должны быть предусмотрены запасные части и ремонтные принадлежности для спасательных средств и отдельных компонентов, подверженных быстрому износу или расходованию и требующих регулярной замены.

Еженедельно должны проводиться следующие испытания и проверки:

- визуальный осмотр ДШ и СПУ с тем, чтобы убедиться, что они находятся в готовности к использованию;

- двигатели ДШ должны работать на передний и задний ход в общей сложности в течении не менее 3 мин при условии, что температура окружающей среды превышает минимальную температуру, требуемую для пуска двигателя.

Ежемесячно по контрольному списку должна проводиться проверка спасательных средств, включая снабжение ДШ, с тем чтобы убедиться в их комплектности и в том, что они находятся в хорошем состоянии. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Всякий ремонт и техническое обслуживание надувных ДШ должны производиться в соответствии с инструкциями завода-строителя. Аварийный ремонт может быть проведен на борту судна, однако окончательный ремонт должен производиться на одобренной станции обслуживания.

Спуск на воду

Перед спуском на воду со шлюпки необходимо снять чехол и ввинтить сливную пробку. Затем шлюптали набирают втугую, откидывают кильблоки, носовой фалинь от шлюпки берут на борт и шлюпку вываливают за борт. При поворотных шлюпбалках вываливание шлюпки за борт производится следующим образом. Вначале подают шлюпку вперед (к носу судна) и выводят корму шлюпки за борт, затем подают шлюпку назад (к корме судна), выводят носовую часть шлюпки за борт, ставят шлюпку параллельно борту судна, набивают и закрепляют бакштаги шлюпбалок. Как только она окажется висящей на талях над водой, начинают плавно травить тали с таким расчетом, чтобы шлюпка имела дифферент в 2—3° на корму, что дает возможность ей сначала коснуться воды кормой и затем войти в воду всем корпусом (устраняется возможность того, что шлюпка зароется носом в воду, особенно при движении судна). После этого лопарям дается слабина и первыми отдаются кормовые тали, потом носовые. После спуска шлюпки шлюптали убирают на судно.

У склоняющихся шлюпбалок имеются механизмы с ручными приводами, при помощи которых они из исходного положения могут быть наклонены за борт.

Для спуска шлюпки при помощи склоняющихся шлюпбалок требуется меньше людей, однако на вываливание шлюпки за борт затрачивается до 3—4 мин. Чтобы спустить шлюпку, отдают шлюпочные найтовы и откидывают наружные откидные части кильблоков, после чего при помощи ручного привода шлюпбалки склоняют за борт. Как только шлюпка окажется висящей на талях над водой, начинают спуск шлюпки (аналогично спуску на поворотных шлюпбалках).

При скользящих шлюпбалках шлюпка подвешена к балке, шарнирно крепящейся к тележке, которая может передвигаться на специальных катках по наклонным направлениям. Шкентели, за которые подвешена шлюпка, не имеют талей и перекинуты через несколько блоков таким образом, что при их травлении тележки скатываются под действием собственного веса шлюпки вниз до упора. После этого начинают поворачиваться и вываливаться за борт балки, на которых подвешена шлюпка. Угол их поворота ограничивается специальным устройством. После вываливания шлюпки за борт она при дальнейшем вытравливании шкентелей начинает опускаться. Травление и выбор шкентелей производятся при помощи шлюпочных лебедок.

Подъем шлюпки. Носовой фалинь подают на борт судна и шлюпку подводят под тали. Весла и уключины гребцы убирают на штатные места. Скобы талей закладывают за рымы шлюпки, тали обтягивают, не давая им закручиваться.

Носовые и кормовые тали необходимо выбирать одновременно, без рывков. Подняв шлюпку до места, закрепляют лопари. Если шлюпбалки поворотные, отдают бакштаги, шлюпку заваливают на палубу и устанавливают на кильблоки. Затем открывают пробку, укладывают на место вооружение шлюпки, накладывают найтовы и покрывают шлюпку чехлом, бакштаги обтягивают и закрепляют, а лопари талей скатывают в бухту или на вьюшку.




Спуск и подъем шлюпок рекомендуется производить с подветренного борта. Спуск шлюпки на ходу можно производить только при уменьшении хода до самого малого.

Посадка в шлюпку

Обеспечение посадки в спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки

1 На .пассажирских судах устройства, обеспечивающие посадку в спасательные шлюпки и плоты, должны быть такими, чтобы:

1 посадка во все спасательные шлюпки и их спуск могли производиться либо непосредственно с места их установки, либо с палубы посадки, однако не с обоих этих мест;

.2 посадка на спускаемые с помощью плот-балки спасательные плоты и их спуск могли производиться с места, расположенного вблизи места их установки или места, куда в соответствии с требованиями правила 13.5 спасательный плот перемещается перед спуском.

2 Устройства, обеспечивающие дежурные шлюпки, должны быть такими, чтобы посадка в дежурную шлюпку и ее спуск вместе с расписанной на нее командой могли производиться непосредственно с места ее установки. Несмотря на требования пункта 1.1, если дежурная шлюпка является также спасательной шлюпкой и если посадка в другие спасательные шлюпки и их спуск производятся с палубы посадки, эти устройства должны, быть такими, чтобы посадка в дежурную шлюпку и ее спуск также могли производиться с палубы посадки.

Читайте также: