Проанализируйте таблицу вегетативное размножение растений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа

3. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.

1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды

4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).

5. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

6. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

7. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года

8. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды



9. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.



10. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.



11. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?

1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б - мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция - запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция - запасание веществ.

12. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.

1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.

13. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.

1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)

14. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.

15. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.

1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.

4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение

17. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

18. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве

19. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы

2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег



21. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.



22. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?

1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).

23. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

24. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.

1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.

25. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

26. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.

27. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

28. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).

29. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая

30. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)

31. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период



32. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?

1) 1 - кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная

6-17-1

1. Заполните таблицу. Приведите два-три примера для каждой группы растений.

2. Рассмотрите рисунок 98 учебника. Назовите способы размножения растений, изображённых на рисунке. Приведите один-два примера растений, которые размножаются указанным способом.
1 – клубнем (картофель, батат)
2 – отводками (смородина, крыжовник)
3 – луковицами (тюльпан, гиацинт)
4 – черенками (смородина, слива)
5 – корневищем ( ландыш, фиалка)
6 – ползучими побегами (луговой чай, клюква)

Вегетативное размножение – это увеличение числа особей путём отделения от материнского растения частей, способных самостоятельно развиваться. Такое отделение может быть естественным, то есть проходить без участия человека, и искусственным (производится человеком).

Вегетативное размножение покрытосеменных растений – таблица (6 класс, биология)

Особенности вегетативного размножения

Вегетативное размножение возможно благодаря регенерации – свойству растений восстанавливать утраченные части тела.

Регенерация возможна при наличии на участке побега почек.

Органами вегетативного размножения являются побег и его видоизменения, а также лист и корень.

Для удачного размножения побег должен быть способным образовывать корни.

Значение в природе

Вегетативное размножение осуществляется быстрее, чем половое, т. к. при нём нет необходимости:

  • в образовании специальных органов для размножения;
  • в длительном созревании спор, гамет или семян.

Поэтому оно чаще используется растениями при захвате территории.

Этот вид размножения не столь требователен к условиям и, когда невозможно половое размножение, например, при отсутствии опылителей, или при сильном затенении, растения размножаются вегетативно.

Виды искусственного вегетативного размножения

Чаще всего осуществляется размножение:

  • черенками;
  • отводками;
  • прививками;
  • луковицами;
  • делением куста;
  • методом культуры тканей;
  • клубнями.

Черенок – это участок вегетативного органа с почками. Способ размножения черенками – один из самых простых, подходит многим растениям.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений – таблица (6 класс, биология)

Рис. 1. Вегетативное размножение.

Бывают листовые, стеблевые и корневые черенки.

Отводками называют побеги, прижатые к земле и выпустившие придаточные корни. Обычно так размножают кустарники.

Метод прививки придуман человеком, аналога в природе не имеет. При этом методе в расщеп дерева (подвой), или в его надрез вставляется веточка или почка другого дерева (привой).

Прививка позволяет растить на одном дереве несколько разных сортов или пород деревьев.

Метод прививки помог сохранить исчезающий вид дерева кокио. Последний экземпляр кокио погиб при пожаре, но одна ветка была успешно привита родственному виду.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений – таблица (6 класс, биология)

Рис. 2. Цветок кокио.

Специализированные органы вегетативного размножения

Это видоизменённые побеги, которые самой природой предназначены для вегетативного размножения:

  • луковицы;
  • корневища;
  • выводковые почки;
  • клубни.

Выводковые почки представляют собой зачаточные побеги, готовые к прорастанию. Осыпаясь с материнского растения, они укореняются, образуя молодую поросль.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений – таблица (6 класс, биология)

Рис. 3. Выводковые почки каланхоэ.

Саженцы, продаваемые на рынках, являются молодыми растениями, выращенными из черенков с использованием прививки.

Метод культуры тканей подразумевает выращивание новых растений из нескольких клеток материнского организма. Используется в лабораторных условиях.

Вегетативное размножение растений

Способность растений к вегетативному размножению позволяет обходиться без семян. Садоводы и цветоводы разводят таким методом культуры, у которых легко взять отросток, почку или кусочек корневища.

Особенности бесполого размножения

В природе бесполым способом размножаются покрытосеменные виды. Растения научились подстраиваться под неблагоприятные условия, причём они размножаются не одним и тем же путём. Варианты, с помощью чего происходит бесполое образование дочерних экземпляров в природе и при культурном возделывании:

  • споры;
  • побеги;
  • черенки;
  • отводки;
  • корневая поросль;
  • клубни;
  • ползучие усы;
  • слоевища или кусочки тела (у водорослей);
  • луковицы;
  • воздушные бульбочки;
  • листья;
  • корни.

Вегетативное размножение растений мастер-класс

Садовники и цветоводы выбирают те способы, которые отличаются высокой приживаемостью и позволяют получить потомство с минимальными затратами труда и времени.

При подборе пользуются специальными схемами и таблицами, которые составляют сотрудники НИИ. Часть растения считается отдельным организмом с того момента, когда она может самостоятельно осуществлять процессы жизнедеятельности.

В это время молодой экземпляр можно отделить от основного и пересадить в подходящее место.

Растение, полученное в результате отделения, обладает теми же видовыми и сортовыми признаками, что и родитель. Его можно считать клоном. Преимущество такого разведения — ускоренное развитие саженца, цветка или куста по сравнению с выращиванием из семян. Плодовые или овощные культуры раньше образуют генеративные почки и быстрее дают урожай.

Комнатные и садовые растения, выращенные из клубней, побегов или листьев, лучше переносят неблагоприятные факторы, меньше страдают от болезней и вредителей. Кроме того, при воспроизведении из семян не всегда удаётся сохранить сортовые особенности, а в результате клонирования они остаются неизменными.

Разведение черенкованием

Формирование новых экземпляров из черенков — самый распространённый способ бесполого размножения. В процессе эволюции растения приобрели способность укореняться сломанными побегами и ветвями. Это позволяло виду сохраниться, несмотря на бури и ураганы. Когда ветер повреждает ствол дерева, ветки пригибаются к земле Прикоснувшись к почве, со временем они пускают маленькие корешки.

Бывает и по-другому, когда погибает надземная часть дерева, но корни остаются живыми. Вокруг растения появляются многочисленные побеги. Через некоторое время может образоваться целый лесок.

В искусственных условиях взрослые экземпляры тоже дают много поросли, при этом они не обязательно должны погибнуть, чтобы дать потомство.

Виды, способные быстро размножаться вегетативным путём:

Виды размножения кустарников

  • вишня;
  • фундук;
  • слива;
  • яблоня;
  • крыжовник;
  • смородина;
  • малина;
  • айва;
  • грецкий орех;
  • тёрн;
  • ива;
  • акация;
  • тополь;
  • жасмин.

Чтобы размножить нужное растение с помощью стеблевых или корневых черенков, нужно весной нарезать побегов и вкопать их нижней частью в землю. Длина отрезка должна быть в пределах 25−30 см. В сентябре-октябре, когда саженцы образуют полноценные корешки, их аккуратно выкапывают и рассаживают на постоянное место. При этом выдерживают расстояние, необходимое для взрослых растений.

Черенкование

В первые 3−4 года молодым экземплярам требуется немного пространства, при этом они плохо противостоят сорной траве, поэтому некоторые виды пересаживают дважды — сначала в питомник, затем на основное место. Это позволяет сэкономить площадь и сократить трудозатраты на борьбу с сорняками.

Корневые черенки представляют собой кусочки корня. Они тоже используются для разведения ценных сортов. Способ подходит не для всех растений, а лишь для тех, что способны образовывать придаточные почки на корнях. Длина отрезка — от 15 до 25 см.

Чтобы получить полноценное растение, отрезают кусочек корня нужной длины, высаживают в почву и поливают по мере необходимости. Через 2 недели или больше появляются придаточные корни. У одних видов процесс происходит быстрее, у других — медленнее. Лучше всего клонировать таким способом яблони, шиповник, культурную малину, смородину и крыжовник.

Применение клубней

Корневые клубни представляют собой видоизменённые стебли. У них есть несколько отличительных признаков, позволяющих не спутать этот орган с утолщённым корневищем или луковицей. Клубень имеет округлую форму, при этом на нём можно заметить несколько зачатков почек. Когда посадочный материал попадает в благоприятные условия, отрастают побеги, но только в том случае, если закончился период покоя.

Корневые клубни

Примеры растений, образующих клубни:

  • картофель;
  • кувшинка (формирует корнеклубни);
  • георгин;
  • груша;
  • анемона;
  • бегония.

Когда нужно размножить культуру, осенью её полностью выкапывают. Все клубни достают и аккуратно убирают из них землю. Действовать надо осторожно, чтобы не повредить нежную оболочку. Клубни некоторых культур оставляют с землёй.

Собранный материал сортируют, отбирают развитый, без признаков порчи и болезней. Затем укладывают на хранение, учитывая, что разные виды предъявляют неодинаковые требования к температуре и влажности, а некоторые вообще хранятся только в песке или опилках.

Весной высаживают клубеньки в плодородную землю — на грядки или небольшие ящики.

Если посадочного материала мало, размножают так:

  • отрезают верхушку с почкой (обе части высаживают отдельно);
  • разрезают клубень на несколько частей, чтобы в каждом было по 1−2 почки;
  • вырезают глазки, захватывая немного мякоти.

Таким образом, из одного экземпляра можно получить несколько растений. Но если разделять клубеньки, всхожесть бывает ниже, чем при посадке целиком. Кроме того, места срезов до посадки следует обработать растолчёнными таблетками древесного угля, слабым раствором марганцовки или стимулятором корнеобразования. Если есть возможность, лучше сначала прорастить клубеньки, а потом высаживать их на грядку.

Прививка глазком или черенком

Прививкой или окулировкой называют такой способ размножения, когда побег или почку культурного растения приживляют к сеянцу-дичку, выращенному из семени. С помощью этих манипуляций удаётся не только размножить ценные сорта, но и получить новые.

Размножение садовых культур

Так, применяя прививку, вывели гибрид сливы и абрикоса. Причём результат различается в зависимости от того, прививали побег абрикоса на сеянец сливы или наоборот. В советское время проводилось много подобных экспериментов, и результаты были поразительными.

Если нет цели получать необычные плоды, необходимость прививки обусловлена тем, что не каждое культурное растение способно размножиться семенами. В силу биологических особенностей сеянец обладает признаками дичка, так как растение, от которого взяли косточку или семечко, само было получено с помощью прививки. Изначально метод применялся, чтобы придать некоторым сортам морозоустойчивость, повысить урожайность, сделать их более жизнеспособными. Недостаток — невозможность дальнейшего размножения с помощью семян или косточек.

Способ хорош, когда речь идёт о плодовых культурах.

Виды, которые прививают чаще всего:

Размножение покрытосеменных растений

  • айва;
  • яблоня;
  • груша;
  • абрикос;
  • курага;
  • персик;
  • вишня;
  • черешня;
  • слива;
  • тёрн;
  • рябина.

Одни культуры в основном применяют в качестве привоя, а из других получаются хорошие подвои. Некоторые виды плодовых деревьев просто не существуют в дикой форме, так как были выведены искусственным путём. Подвоем называют растение, к которому прививают черенок или глазок, а привой — приживляемая часть.

Распространённый способ прививки:

Окулировка

  1. От взрослого культурного дерева отрезают несколько однолетних побегов. На каждом должно быть 4−5 почек, длина отрезка — 25−30 см. Это привой, и до момента прививки лучше поместить его нижним концом в воду.
  2. Готовят подвой. На дичке выбирают ровный однолетний побег, убирают листья, оставляя черешки, а стебель протирают мягкой ветошью, чтобы удалить пыль.
  3. У основания подвоя-дичка делают надрез в виде буквы Т и немного отодвигают кору, чтобы можно было просунуть почку.
  4. С черенка, который ранее опустили в воду, отрезают глазок, захватывая кору, камбий и тончайший слой древесины. Длина — около 2−2,5 см, то есть нужно захватить участок выше и ниже почки.
  5. Вставляют почку в Т-образный надрез, стараясь, чтобы слои привоя и подвоя совпали.
  6. Туго обвязывают плёнкой место прививки, оставляя открытой почку.
  7. Не трогают в течение 2−3 недель. Затем проверяют, срослись ли части. Если прививка не прижилась, делают другую.

Имеет значение скорость всех действий. Приживаемость при этом способе размножения растений всегда ниже, чем 100%, поэтому опытные садоводы прививают сразу несколько экземпляров. К тому же, если процедура оказалась неудачной, понять это можно только спустя 3 недели, когда сроки будут упущены.

Если почка прижилась, значит, на следующий год из неё вырастет побег. Тогда стебель дичка отрезают немного выше прививки. Далее продолжают ухаживать за культурным деревцем, как обычно.

Использование отводков

Если растение каждый год даёт новые побеги, его можно размножить с помощью отводков. Метод прост и давно используется садоводами. Выбирают ровный, гибкий стебель и пригибают его к земле. Нужно, чтобы отпрыск был довольно длинным, так как его придётся присыпать землёй.

Если почва рыхлая, увлажнённая и плодородная, через 2−3 недели побег образует корни. Когда отводок хорошо укоренится, его отрезают от материнского растения, а ещё через некоторое время пересаживают на постоянное место. Это можно сделать в текущем или следующем году, лучше всего — осенью или весной.

Применяя этот способ вегетативного размножения растений, нужно следить за состоянием почвы. Пересыхание сведёт на нет все усилия. Также, если растение не переносит заморозков, при их угрозе накрывают весь куст плёнкой или спанбондом.

Торопиться с выкопкой отводков не нужно — чем дольше они пробудут частью материнского растения, тем лучше разовьётся корневая система. Если отделить дочерний экземпляр слишком рано, может получиться так, что он не приживётся на новом месте, — просто сгниют образовавшиеся корешки.

С трудноукореняемыми культурами поступают так:

Способы размножения растений

  • выбирают нетолстый побег естественного цвета, длиннее 60 см;
  • на расстоянии 10 см от верхушки и далее убирают листья и отростки;
  • пригибают ветку к почве и отмечают точку на расстоянии 20 см от края;
  • отступив от отмеченного места, выкапывают бороздку по направлению к маточному экземпляру;
  • глубину бороздки выдерживают от 10 до 15 см, уменьшая её по мере приближения к маточному кусту;
  • укладывают ветку в канавку и присыпают плодородной почвой, оставляя не засыпанным конец длиной 20 см;
  • свободный край немного отгибают, чтобы он был направлен вверх, при необходимости фиксируют проволочными скобами.

Не стоит усердствовать, добиваясь, чтобы место сгиба образовывало прямой угол, достаточно, если верхушка будет ориентирована не строго вертикально, а слегка в сторону.

Важнее добиться укоренения, а со временем побег сам устремится вверх. Метаморфоза объясняется тем, что надземные части цветковых и плодовых культур тянутся к солнцу.

Таковы способы вегетативного размножения покрытосеменных растений. У класса голосеменных потомство образуется в основном из семян, бесполое формирование новых экземпляров для них — большая редкость.

Читайте также: