Приведи примеры культурных растений разного назначения которые выращивают в твоем крае 2 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Сорта белокочанной капусты многочисленны в каждой природной зоне. В Нечерноземной зоне (северо-западные районы) выращивают разные виды капусты:

  • Скороспелая;
  • Стахановка;
  • Слава;
  • Сибирячка.

Можно рекомендовать из других видов капусты следующие сорта:

  • Юбилейная (савойская капуста);
  • Каменная головка, Топас, Михневская (краснокочанная капуста);
  • Геркулес (брюссельская);
  • Снежинка, Ленинградская (цветная);
  • Грюн спроутинг (брокколи);
  • Венская белая (кольраби).

Приведите примеры сортов любых культурных растений. Ответы к стр. 48 — 49

1. Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.

Дикорастущие растенияКультурные растения
Мать-и-мачеха, василёк, крапива, тысячелистник, клевер.Малина, огурец, груша, яблоня, слива.

2. Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.

1) Вишня → Деревья Малина → Кустарники Огурец → Травянистые растения

2) Баклажан → Овощные культуры Абрикос → Плодовые культуры Хлопок → Прядильные культуры Гладиолус → Декоративные культуры Овёс → Зерновые

3. Наш Попугай — любитель и знаток фруктов. Выполни его задание. В жарких странах выращивают много замечательных фруктов. Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе довелось попробовать.

1. Гранат. 2. Папайя. 3. Манго. 4. Финики.

4. Здесь ты можешь записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, придуманную по заданию учебника.

Легенда о винограде

Картофель

Сортов картофеля, нужно сказать, не счесть. Раннеспелые, среднеспелые, позднеспелые, причем в каждом регионе нашей страны имеются свои сорта, приспособленные к конкретным условиям произрастания. Перечислять сорта нет никакой необходимости. Каждый огородник знает, какой картофель дает хороший урожай в данной местности.

Правда, имеется совет: время от времени меняйте сорт картофеля, который вы садите на своем участке, это требуется делать раз в три года. Урожай от этого будет стабильно хороший. Не копите болезни в земле от одного и того же сорта картофеля.

ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ

Овощные культуры — это травянистые растения, выращиваемые для получения кочанов, корнеплодов, луковиц, листьев, плодов. Возделывают 120 видов овощных растений. Наиболее распространенные из них принадлежат к 10 семействам: крестоцветные — капуста, брюква, репа, редис, редька, хрен, кресс-салат; зонтичные—морковь, петрушка, пастернак, сельдерей, укроп; тыквенные— огурец, тыква, дыня, арбуз; пасленовые— томат, перец, баклажан, физалис; бобовые— горох, фасоль, бобы; лилейные—лук, чеснок, спаржа; сложноцветные — салат, цикорий, артишок, эстрагон; маревые — свекла, шпинат; гречишные — ревень, щавель; злаковые — кукуруза.

Различают однолетние, двулетние и многолетние овощные культуры.

Однолетники заканчивают жизненный цикл (от семени до семени) в один год. Среди них растения семейства пасленовых, бобовых и тыквенных, а также редис, укроп, салат, шпинат, пекинская и цветная капуста.

Двулетники в первый год жизни образуют вегетативные органы—луковицы, корнеплоды, кочаны и т. д., а во второй — семена. К ним относятся: лук репчатый и порей, чеснок, корнеплоды (кроме редиса), капуста (кроме цветной и пекинской), артишок. К зиме они теряют листья, а часто и корни, сохраняя лишь органы, в которых запасаются питательные вещества.

Многолетние овощные растения — это ревень, щавель, спаржа, хрен, эстрагон, лук-батун, шнитт-лук, многоярусный лук. Осенью у них отмирает вся надземная часть, а корни, в которых отложены запасы питательных веществ, сохраняются до весны следующего года.

Каждый год весной эти растения возобновляют свой рост.

Овощи—основной источник витаминов, они содержат важные питательные вещества: белки, жиры и углеводы. Но из-за большого содержания воды (70—95%) они малокалорийны. Вкус и приятный запах овощей зависят от разнообразных сочетаний содержащихся в них Сахаров, органических кислот, ароматических и минеральных веществ. Сахар в овощах при квашении и солении сбраживается, образуя молочную кислоту, которая предохраняет их от гниения. В укропе, петрушке, чесноке, луке, редьке, хрене много фитонцидов—веществ, обладающих бактерицидными свойствами. Минеральные соли, содержащиеся в овощах, усиливают физиологические процессы в организме человека. Институтом питания АМН СССР установлена средняя годовая норма потребления овощей — 122 кг на человека.

Советскими селекционерами создано свыше 700 сортов и гибридов овощных культур, которые районированы в различных климатических зонах страны.

Родина большинства овощных культур — страны теплого, тропического и субтропического климата. Поэтому многие из них теплолюбивы, требовательны к влажности почвы. Но некоторые виды холодостойки, что дает возможность выращивать их на севере, в центральных районах и зимой в субтропических районах. Семена одних при подзимнем посеве начинают прорастать уже под снегом при температуре около 0°, а других — при температуре не ниже 13—14°. Одни растения хорошо переносят жаркую и сухую погоду, а в случае сырой, дождливой гибнут, другие, наоборот, не переносят жары.

Все это свидетельствует о большом разнообразии биологических особенностей овощных культур. Поэтому, чтобы получить высокий и качественный урожай овощей, необходимо создать комплекс условий, соответствующих потребностям овощных растений.

Лучшее время обработки почвы — осень. Надо очистить почву от корневищ многолетних сорняков, личинок майского жука. Тщательная и глубокая (на полный штык лопаты) обработка позволяет влаге легко проникать в почву, накапливаться в ней. Весной почву достаточно перекопать на 15—20 см. На низких, сырых местах нужно устроить гряды или гребни.

Овощные культуры очень хорошо реагируют на удобрения, особенно на подзолистых и серых лесных почвах. Самые распространенные органические удобрения—навоз (лучше перепревший), фекальные массы, торф, птичий помет. Навоз конский вносят из расчета 6—12 кг на 1 м , навоз крупного рогатого скота — 7—14 кг, навозную жижу — 10—20 кг, фекалии — 4—8 кг, торф — 10—20 кг, листья перепревшие — 10—20 кг. Фекалии используют только в смеси с мелким торфом и перепревшие.

При внесении минеральных удобрений не только повышается урожай, но и улучшается качество продукции, ускоряется созревание томатов, огурцов, лука, ранней капусты. Ценное калийное удобрение—древесная зола. Вот средние нормы внесения минеральных удобре-ний: древесная зола—200—500 г на 1 м , сернокислый аммоний—20—30 г, азотнокислый аммоний — 12—15 г, фосфоритная мука — 180—200 г, суперфосфат — 40—80 г, калийная соль — 40—60 г. Известь вносится на кислых почвах раз в 4—6 лет.

Одни и те же овощные культуры не следует выращивать все время на одном и том же месте—это увеличивает опасность появления вредителей и развития болезней. При этом следует учесть, что хорошие предшественники для капусты—все бобовые культуры, картофель, томаты; корнеплодов — картофель и капуста; огурцов, лука репчатого, бобовых овощей—капуста, картофель, корнеплоды, томаты; зеленных овощей (петрушка, сельдерей и др.) — капуста, картофель, томаты, огурцы.

Сеют овощные растения осенью, весной и летом. Осенью за 3—5 дней до наступления заморозков рекомендуется высевать морковь, петрушку, пастернак, укроп, за 10—15 дней— чеснок. Посеянные осенью семена не должны прорастать. Весной овощи начинают сеять как можно раньше. Сразу после подготовки почвы в грунт сеют семена лука, редиса, редьки, шпината, салата, репы, гороха, моркови, петрушки, несколько позднее — свеклу, а позже всех — фасоль и огурцы. Глубина заделки семян зависит от их величины, состояния почвы, потребностей растений во влаге и тепле. Но не следует заделывать их очень глубоко. Мелкие семена (репа, морковь) лучше всего заделывать на 1—2 см; средние (свекла, огурцы) — на 2—3 см, крупные (бобы, фасоль) — на 3—5 см. Мелкие семена высевают в неглубокие бороздки. Не следует высевать их густо.

Многие овощные культуры (капусту, брюкву, помидоры, тыкву, кабачки, огурцы, свеклу, сельдерей, лук-порей, лук репчатый на репку, спаржу, ревень и др.) можно выращивать из рассады.

Уход за растениями начинают еще до появления всходов. Если почва уплотнилась и образовалась корка, ее рыхлят бороной или мотыгой. Весной боронуют осенние и ранние посевы, для борьбы с сорняками обрабатывают междурядья, выпалывают их в рядках и около растений, защищают растения от вредителей и болезней, окучивают и прореживают растения, проводят пиницировку (прекращение роста растений путем удаления их верхушек), мульчируют почву (прикрывают ее опилками, соломенной резкой, мульчбумагой и другими материалами). Особенно отзывчивы на мульчирование почвы цветная капуста, томаты, огурцы, лук и семенники овощных растений. Большое значение имеют подкормки растений.

Средняя норма полива на песчаных и супесчаных почвах — 10—12 л на 1 м2 через 2—3 дня, а на суглинистых перегнойных — 20—30 л через 5 дней. Потребность растений в поливе определяют по степени влажности почвы и состоянию растений.

Сроки уборки овощных культур зависят от их назначения. Так, ранние овощи (салат, шпинат, укроп, лук на зелень, щавель, редис, капусту раннюю и цветную) убирают по мере поспевания: салат и шпинат в стадии 5—6 листьев; укроп при высоте растений 10— 40 см; щавель, лук зеленый в период наибольшего развития зеленой массы. Цветную капусту убирают выборочно. Сбор огурцов и помидоров начинают по мере поспевания с середины лета. Урожай поздних овощей (капусты, корнеплодов) собирают осенью (см. Уборка и хранение урожая).






Для чего нужно окультуривание растений?

Рис. 3. Дикая малина

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Зерновые растения — важнейшие из культурных растений, необходимые для питания людей, изготовления корма для домашних животных. Современные зерновые культуры значительно отличаются от первых одомашненных растений Древнего Египта, где сеяли дикие злаки более 10 тыс. лет назад. В статье приведём примеры современных зерновых культур, рассмотрим их разновидности и особенности.

Зерновые растения – список, названия, примеры кратко (2 класс, окружающий мир)

Зерновые культуры

Зерновыми растениями занимается одна из отраслей сельского хозяйства — зерноводство.

  • К зерновым относятся культурные виды двух семейств — злаковые и гречишные. В список культурных злаков входят пшеница и рожь, тритикале, овёс, ячмень, просо, рис, кукуруза и редкое в России сорго. Из семейства гречишных культурным злаком является только гречиха.
  • По срокам посева зерновые делятся на озимые с осенним посевом и яровые, высевающиеся весной.
  • По устойчивости к климатическим условиям выделяются северные и южные виды. Северные виды — пшеница, рожь, тритикале, также овёс и ячмень. Южные виды представлены кукурузой, сорго, гречихой, разными сортами проса, риса.

Озимые зерновые

В России озимые зерновые сеют во многих областях европейской части страны.

К озимым принадлежат пшеница, рожь, ячмень и озимая форма тритикале. Это зимостойкие невысокие сорта, которые осенью развивают глубокую корневую систему (до 1 м) и плотный куст из коротких стеблей с листьями. Во время осеннего похолодания растения закаляются, укрытые снегом, находятся в состоянии покоя.

Весной продолжается рост, появляются колосья. Уборка ячменя производится с середины июня, других видов — с начала июля.

Зерновые растения – список, названия, примеры кратко (2 класс, окружающий мир)

Рис. 1. Осеннее поле озимой пшеницы.

Яровые культуры

В регионах, где морозная зима, северные виды зерновых используют, как яровые. Это яровые сорта пшеницы, ржи, ячменя. У растений слабее корневая система, куст редкий, поэтому они страдают от сорняков и засухи в начале лета.

Яровую рожь выращивают в самых холодных регионах страны: в Якутии, Забайкальском крае.

Овёс и южные виды высевают весной, убирают в конце лета, осенью.

Зерновые растения – список, названия, примеры кратко (2 класс, окружающий мир)

Рис. 2. Уборка яровых.

Использование зерновых

Основное применение злаков и гречихи — изготовление пищевых продуктов. Это хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы, мука, крахмал, пищевой спирт. Ячмень необходим для пивоварения. В качестве пищевой добавки ценятся отруби, пророщенные зёрна.

Злаки используются в производстве кормов для птиц, коров, лошадей, коз, свиней, кроликов.

Тритикале

Это гибрид пшеницы и ржи. Название составлено из латинских наименований материнских растений. Тритикале выведено в конце XIX века, но распространения не получило. Сегодня селекционерами выведено множество новых сортов тритикале для озимого и ярового сева. Тритикале имеет преимущества перед исходными видами:

  • высокая урожайность даже в неблагоприятных условиях;
  • более ранние сроки посева;
  • устойчивость к болезням;
  • сохранение в колосе после созревания;
  • возможность использования участков с бедными почвами.

У растения более мощная и глубокая корневая система (до 1,5 м), что даёт возможность не терять качество при засухе и сильных морозах (до –18–20 °С на почве).

Зерновые растения – список, названия, примеры кратко (2 класс, окружающий мир)

Рис. 3. Тритикале.

Что мы узнали?

Зерновые культуры — основа питания человека. Выведено множество сортов для посевов в разных климатических областях. В качестве примеров зерновых культур на уроке по окружающему миру во 2 классе можно привести рожь, пшеницу, тритикале, гречиху, овёс, ячмень.

Окружающий мир Ярусы леса – что такое ярусность, значение, схема и примеры животных и растений кратко (2 класс, окружающий мир)

Дикорастущие и культурные растения

Окружающий мир

Еще со школы на уроках по окружающему миру во 2 классе дикорастущие и культурные растения изучают в кратком обзоре. Первые произрастают на поле, в лесу, огороде, по обочинам дорог, на лугах, берегах рек и озер. Это могут быть травы, цветы и кустарники. Ими можно любоваться, они приносят пользу природному сообществу. Вторые — это те, которые целенаправленно выращиваются человеком для удовлетворения своих потребностей.

Дикорастущие растения

Служат пищей для травоядных животных и насекомых. Для их роста не нужен уход человека, подкормка удобрениями, полив и защита от солнца. Многие можно встретить и на клумбе для цветов. Их специально не высаживали на грядках, они проросли там самостоятельно без участия садовода или огородника. Такие представители являются сорняками, от них сложно избавиться.

Дикорастущие и культурные растения (окружающий мир 2 класс)

Сорная трава наносит значительный вред полезным растениям, мешает им расти здоровыми. Сорняки соперничают с полезными представителями флоры за питательные вещества, свет и воду. От вредных дикорастущих трав сложно избавиться, они доставляют большие неприятности владельцам земельных участков.

Полезные представители

Лечебные травы помогают человеку бороться с болезнями и оставаться здоровым и полным сил. Из дикорастущих представителей готовят настойки, травяные чаи и отвары, обладающие полезными свойствами.

Примеры, какие бывают лечебные травы:

Дикорастущие и культурные растения

  • ромашка;
  • подорожник;
  • иван-чай;
  • мать-и-мачеха;
  • чистотел;
  • зверобой.

Пыльца медоносов служит пищей для пчёл. Мед, собранный насекомыми из дикорастущих трав, особенно ароматный и полезный. Примеры растений-медоносов — белый клевер, гречиха, татарник.

Есть дикорастущие представители, которые служат пищей для человека. Их листья и корешки считаются прекрасным источником витаминов и других полезных веществ. Люди готовят салаты, варят супы. Например, сюда относятся крапива, черемша, щавель.

Кроме того, красивыми дикими представителями флоры человек любуется и получает эстетическое удовольствие, находясь на лоне природы. Многие из них занесены в Красную книгу, поэтому их нельзя срывать и делать букеты. А самыми распространенными считаются одуванчик, ландыш, подснежник.

Есть растения, которые используют в качестве пищи дикие и домашние животные. Они занимают нейтральную позицию — не вредны для человека, но и значительной пользы тоже не приносят.

Вредные травы

Опасные дикорастущие растения наносят огромный вред человеку. При случайном употреблении в пищу можно серьёзно отравиться. Не исключён и смертельный исход.

В древние времена опасные растения использовали для приготовления ядов, которыми отравляли врагов и неугодных лиц. Таких представителей флоры нужно уметь определять и отличать от полезных.

Культурные растения примеры 2 класс окружающий мир

Примеры:

  • белладонна;
  • болиголов;
  • вороний глаз четырёхлистный;
  • белена.

Никогда не стоит пробовать незнакомые растения на вкус, как бы привлекательно и аппетитно они не выглядели. Это может быть смертельно опасно. Вредных представителей можно встретить не только в дикой природе, но и в саду.

Окружающий мир культурные растения примеры 2 класс

Характерные отличия, интересные факты

Отличия дикорастущих от культурных растений не сразу очевидны. Однако можно понять разницу по некоторым признакам. Например, дикие представители:

  • отлично приспосабливаются к неблагоприятным условиям окружающей среды;
  • устойчивы к морозу и перепадам температуры;
  • плоды обладают кислым вкусом и непривлекательны.

Белладонна

Хотя подобные признаки свойственны и многим культурам, все же для диких представителей подобное свойственно больше.

Много веков назад на Руси были люди, которые очень хорошо разбирались в дикорастущих растениях. Их называли травниками, они лечили людей отварами и настоями.

Нередко травам приписывали чудесные, магические свойства. Например, считали, что папоротник цветет один раз в году и ночью распускается его красный, похожий на огонь цветок. По древним поверьям, тот, кто найдёт его, станет невероятно богат. Сейчас наука, которая изучает растения — ботаника, утверждает, что папоротник вообще никогда не цветёт.

Учёные продолжают изучать полезные свойства растений. Применение полезных свойств для лечения заболеваний изучает наука фитотерапия.

Различные культуры

В первобытные времена человек занимался собирательством полезных растений и кореньев для своего пропитания. На поиски съедобных ягод и плодов люди тратили много времени.

Человек заметил, что из семян можно выращивать растения неподалёку от своего жилища. При должном уходе, поливе они вырастают сильными и здоровыми, а плоды становятся большими и вкусными.

Культурные растения 2 класс

Культурные растения — это те, которые выращиваются людьми при должном уходе. Они посажены человеком на полях, огородах, дачах, садовых участках, теплицах. Их выращивают для употребления в пищу, корма сельскохозяйственных животных и приготовления лекарственного сырья.

Культуры разделяются на группы.

Злаки и овощи

Злаковые растения составляют основу питания человека. Из муки готовят хлебобулочные изделия, макароны. Многие крупы незаменимы для правильного и полноценного питания. Также зерновые культуры служат пищей сельскохозяйственным животным.

Пример культур:

Дикорастущие растения примеры

Овощи — наиболее разнообразная группа культурных растений. Ими называют сочный плод или клубень. В овощах содержится большое количество полезных питательных веществ и микроэлементов. Они составляют большую часть от рациона человека.

Сюда относятся картофель, томаты, свёкла, морковь, капуста, кабачок и другие.

Плодовые, прядильные

Плодовые растения человек давно использует в пищу. Они обладают ярким вкусом и являются источником полезных веществ и незаменимых витаминов и минералов. При правильном питании ежедневно в рацион должен входить хотя бы один фрукт.

Список плодов от культурных деревьев и кустарников:

Культурные деревья

  • яблоки;
  • груши;
  • виноград;
  • сливы;
  • апельсины;
  • лимоны;
  • абрикосы;
  • персики.

К плодовым представителям относятся кустарники (смородина, малина, крыжовник), ананас, земляника и клубника.

Прядильные растения человек выращивает для получения волокон ткани. Натуральное сырье используют для пошива одежды, постельных и банных принадлежностей, верёвок, канатов, ниток. Примеры — лен, джут, хлопок, конопля.

Кормовые и декоративные

Кормовые выращивают на полях и сельскохозяйственных угодьях. Они служат кормом для животных. Пример — люцерна, турнепс, клевер луговой, кормовая свёкла.

Остальные культурные растения можно разделить на следующие группы:

  • бобовые — фасоль, горох;
  • масличные — рапс, подсолнечник;
  • бахчевые — арбуз, дыня.

Декоративные культурные растения

Декоративные культурные растения человек выращивает для получения эстетического удовольствия. Это самая многочисленная и многообразная группа. Любоваться представителями можно в парках, ботанических садах, клумбах и в собственном жилище. Они не только украшают окружающее пространство, но и приносят немало пользы.

Как и все растения, они в процессе жизнедеятельности обогащают воздух кислородом. Некоторые из них являются лекарственными, например алоэ. Домашние декоративные растения требуют особого ухода, соблюдение полива и прикормки удобрениями. При должном уходе и заботе они долго будут радовать взгляд своей красотой.

Разновидностей растений крайне много — как дикорастущих, так и культурных. Но все они одинаково важны и занимают определенное место в природе.


Используя дополнительную литературу, Интернет, приведи примеры сортов любых культурных растений (по своему выбору).

окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков страница 50. Номер 4

Дикие и домашние животные

Подчеркни названия диких животных зеленым карандашом, домашних – красным.

окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков страница 50. Номер 1

Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.

Какое животное лишнее в каждом ряду? Обведи. Объясни (устно) свое решение.

Сорта белокочанной капусты многочисленны в каждой природной зоне. В Нечерноземной зоне (северо-западные районы) выращивают разные виды капусты:

  • Скороспелая;
  • Стахановка;
  • Слава;
  • Сибирячка.

Можно рекомендовать из других видов капусты следующие сорта:

  • Юбилейная (савойская капуста);
  • Каменная головка, Топас, Михневская (краснокочанная капуста);
  • Геркулес (брюссельская);
  • Снежинка, Ленинградская (цветная);
  • Грюн спроутинг (брокколи);
  • Венская белая (кольраби).

Приведите примеры сортов любых культурных растений. Ответы к стр. 48 — 49

1. Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.

Дикорастущие растенияКультурные растения
Мать-и-мачеха, василёк, крапива, тысячелистник, клевер.Малина, огурец, груша, яблоня, слива.

2. Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.

1) Вишня → Деревья Малина → Кустарники Огурец → Травянистые растения

2) Баклажан → Овощные культуры Абрикос → Плодовые культуры Хлопок → Прядильные культуры Гладиолус → Декоративные культуры Овёс → Зерновые

3. Наш Попугай — любитель и знаток фруктов. Выполни его задание. В жарких странах выращивают много замечательных фруктов. Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе довелось попробовать.

1. Гранат. 2. Папайя. 3. Манго. 4. Финики.

4. Здесь ты можешь записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, придуманную по заданию учебника.

Легенда о винограде

Картофель

Сортов картофеля, нужно сказать, не счесть. Раннеспелые, среднеспелые, позднеспелые, причем в каждом регионе нашей страны имеются свои сорта, приспособленные к конкретным условиям произрастания. Перечислять сорта нет никакой необходимости. Каждый огородник знает, какой картофель дает хороший урожай в данной местности.

Правда, имеется совет: время от времени меняйте сорт картофеля, который вы садите на своем участке, это требуется делать раз в три года. Урожай от этого будет стабильно хороший. Не копите болезни в земле от одного и того же сорта картофеля.

ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ

Овощные культуры — это травянистые растения, выращиваемые для получения кочанов, корнеплодов, луковиц, листьев, плодов. Возделывают 120 видов овощных растений. Наиболее распространенные из них принадлежат к 10 семействам: крестоцветные — капуста, брюква, репа, редис, редька, хрен, кресс-салат; зонтичные—морковь, петрушка, пастернак, сельдерей, укроп; тыквенные— огурец, тыква, дыня, арбуз; пасленовые— томат, перец, баклажан, физалис; бобовые— горох, фасоль, бобы; лилейные—лук, чеснок, спаржа; сложноцветные — салат, цикорий, артишок, эстрагон; маревые — свекла, шпинат; гречишные — ревень, щавель; злаковые — кукуруза.

Различают однолетние, двулетние и многолетние овощные культуры.

Однолетники заканчивают жизненный цикл (от семени до семени) в один год. Среди них растения семейства пасленовых, бобовых и тыквенных, а также редис, укроп, салат, шпинат, пекинская и цветная капуста.

Двулетники в первый год жизни образуют вегетативные органы—луковицы, корнеплоды, кочаны и т. д., а во второй — семена. К ним относятся: лук репчатый и порей, чеснок, корнеплоды (кроме редиса), капуста (кроме цветной и пекинской), артишок. К зиме они теряют листья, а часто и корни, сохраняя лишь органы, в которых запасаются питательные вещества.

Многолетние овощные растения — это ревень, щавель, спаржа, хрен, эстрагон, лук-батун, шнитт-лук, многоярусный лук. Осенью у них отмирает вся надземная часть, а корни, в которых отложены запасы питательных веществ, сохраняются до весны следующего года.

Каждый год весной эти растения возобновляют свой рост.

Овощи—основной источник витаминов, они содержат важные питательные вещества: белки, жиры и углеводы. Но из-за большого содержания воды (70—95%) они малокалорийны. Вкус и приятный запах овощей зависят от разнообразных сочетаний содержащихся в них Сахаров, органических кислот, ароматических и минеральных веществ. Сахар в овощах при квашении и солении сбраживается, образуя молочную кислоту, которая предохраняет их от гниения. В укропе, петрушке, чесноке, луке, редьке, хрене много фитонцидов—веществ, обладающих бактерицидными свойствами. Минеральные соли, содержащиеся в овощах, усиливают физиологические процессы в организме человека. Институтом питания АМН СССР установлена средняя годовая норма потребления овощей — 122 кг на человека.

Советскими селекционерами создано свыше 700 сортов и гибридов овощных культур, которые районированы в различных климатических зонах страны.

Родина большинства овощных культур — страны теплого, тропического и субтропического климата. Поэтому многие из них теплолюбивы, требовательны к влажности почвы. Но некоторые виды холодостойки, что дает возможность выращивать их на севере, в центральных районах и зимой в субтропических районах. Семена одних при подзимнем посеве начинают прорастать уже под снегом при температуре около 0°, а других — при температуре не ниже 13—14°. Одни растения хорошо переносят жаркую и сухую погоду, а в случае сырой, дождливой гибнут, другие, наоборот, не переносят жары.

Все это свидетельствует о большом разнообразии биологических особенностей овощных культур. Поэтому, чтобы получить высокий и качественный урожай овощей, необходимо создать комплекс условий, соответствующих потребностям овощных растений.

Лучшее время обработки почвы — осень. Надо очистить почву от корневищ многолетних сорняков, личинок майского жука. Тщательная и глубокая (на полный штык лопаты) обработка позволяет влаге легко проникать в почву, накапливаться в ней. Весной почву достаточно перекопать на 15—20 см. На низких, сырых местах нужно устроить гряды или гребни.

Овощные культуры очень хорошо реагируют на удобрения, особенно на подзолистых и серых лесных почвах. Самые распространенные органические удобрения—навоз (лучше перепревший), фекальные массы, торф, птичий помет. Навоз конский вносят из расчета 6—12 кг на 1 м , навоз крупного рогатого скота — 7—14 кг, навозную жижу — 10—20 кг, фекалии — 4—8 кг, торф — 10—20 кг, листья перепревшие — 10—20 кг. Фекалии используют только в смеси с мелким торфом и перепревшие.

При внесении минеральных удобрений не только повышается урожай, но и улучшается качество продукции, ускоряется созревание томатов, огурцов, лука, ранней капусты. Ценное калийное удобрение—древесная зола. Вот средние нормы внесения минеральных удобре-ний: древесная зола—200—500 г на 1 м , сернокислый аммоний—20—30 г, азотнокислый аммоний — 12—15 г, фосфоритная мука — 180—200 г, суперфосфат — 40—80 г, калийная соль — 40—60 г. Известь вносится на кислых почвах раз в 4—6 лет.

Одни и те же овощные культуры не следует выращивать все время на одном и том же месте—это увеличивает опасность появления вредителей и развития болезней. При этом следует учесть, что хорошие предшественники для капусты—все бобовые культуры, картофель, томаты; корнеплодов — картофель и капуста; огурцов, лука репчатого, бобовых овощей—капуста, картофель, корнеплоды, томаты; зеленных овощей (петрушка, сельдерей и др.) — капуста, картофель, томаты, огурцы.

Сеют овощные растения осенью, весной и летом. Осенью за 3—5 дней до наступления заморозков рекомендуется высевать морковь, петрушку, пастернак, укроп, за 10—15 дней— чеснок. Посеянные осенью семена не должны прорастать. Весной овощи начинают сеять как можно раньше. Сразу после подготовки почвы в грунт сеют семена лука, редиса, редьки, шпината, салата, репы, гороха, моркови, петрушки, несколько позднее — свеклу, а позже всех — фасоль и огурцы. Глубина заделки семян зависит от их величины, состояния почвы, потребностей растений во влаге и тепле. Но не следует заделывать их очень глубоко. Мелкие семена (репа, морковь) лучше всего заделывать на 1—2 см; средние (свекла, огурцы) — на 2—3 см, крупные (бобы, фасоль) — на 3—5 см. Мелкие семена высевают в неглубокие бороздки. Не следует высевать их густо.

Многие овощные культуры (капусту, брюкву, помидоры, тыкву, кабачки, огурцы, свеклу, сельдерей, лук-порей, лук репчатый на репку, спаржу, ревень и др.) можно выращивать из рассады.

Уход за растениями начинают еще до появления всходов. Если почва уплотнилась и образовалась корка, ее рыхлят бороной или мотыгой. Весной боронуют осенние и ранние посевы, для борьбы с сорняками обрабатывают междурядья, выпалывают их в рядках и около растений, защищают растения от вредителей и болезней, окучивают и прореживают растения, проводят пиницировку (прекращение роста растений путем удаления их верхушек), мульчируют почву (прикрывают ее опилками, соломенной резкой, мульчбумагой и другими материалами). Особенно отзывчивы на мульчирование почвы цветная капуста, томаты, огурцы, лук и семенники овощных растений. Большое значение имеют подкормки растений.

Средняя норма полива на песчаных и супесчаных почвах — 10—12 л на 1 м2 через 2—3 дня, а на суглинистых перегнойных — 20—30 л через 5 дней. Потребность растений в поливе определяют по степени влажности почвы и состоянию растений.

Сроки уборки овощных культур зависят от их назначения. Так, ранние овощи (салат, шпинат, укроп, лук на зелень, щавель, редис, капусту раннюю и цветную) убирают по мере поспевания: салат и шпинат в стадии 5—6 листьев; укроп при высоте растений 10— 40 см; щавель, лук зеленый в период наибольшего развития зеленой массы. Цветную капусту убирают выборочно. Сбор огурцов и помидоров начинают по мере поспевания с середины лета. Урожай поздних овощей (капусты, корнеплодов) собирают осенью (см. Уборка и хранение урожая).






Для чего нужно окультуривание растений?

Рис. 3. Дикая малина

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Читайте также: