Примеры использования человеком вегетативного способа размножения растений

Обновлено: 07.07.2024

Данный материал опирается на использование интерактивного метода обучения, с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ПЛАНА УРОКА

Зарипова Гульнур Галимулловна

Грамотная реализация проектной деятельности в урочное время.

познакомить учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве;

- продолжить формировать знания учащихся о способах размножениях растений;

- сформировать знания о вегетативных способах размножения растений;

- сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения;

- дать представление об использование вегетативного размножения человеком в сельском хозяйстве;

- развивать умение работать с натуральными объектами;

- развивать умение работать с учебником;

- формировать умения проводить лабораторные работы;

- продолжить формировать умения заполнять таблицу и следовать алгоритму.

-Развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

-развивать наблюдательность, речь учащихся;

- продолжить развитие личностных качеств в ходе проведения лабораторной работы: самостоятельность, усидчивость, аккуратность

- продолжить развитие биологической памяти при введении новых понятий.

-осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока, воспитание культуры поведения на уроке.

-сформировать навыки выращивания и ухода за комнатными растениями.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

Данный материал опирается на использование интерактивного метода обучения, с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации .

Гост

ГОСТ

Способы вегетативного размножения

  1. Черенкование
  2. Размножение отводками
  3. Размножение делением куста
  4. Размножение видоизменёнными органами
  5. Размножение усами и корневыми отпрысками
  6. Прививка

Искусственное вегетативное размножение широко используется в растениеводстве, в плодовом и декоративном садоводстве.

При таком способе размножения дочерним организмам передаются все признаки материнского, что даёт возможность сохранить свойства ценных сортов.

Искусственное вегетативное размножение даёт возможность быстро получить большое количество посадочного материала.

Черенкование

Одним из наиболее распространённых искусственных приёмов размножения является черенкование.

Черенками называют отрезанные от материнского растения части вегетативных органов — участки стебля с листьями или почками, корней с придаточными почками или листа, которые способны укореняться.

Стеблевыми черенками размножают виноград, смородину, крыжовник, розы, герань, томати, красный перец, дыни, баклажаны; корневыми — малину, вишню, сливу, рябину, черёмуху; листовыми — бегонию, глоксинию, сенполию.

Размножение отводками

Некоторые растения (крыжовник, азалия, шелковица, розы) плохо укореняются, если черенки отделяют от материнского растения. Их размножают отводками. Для этого отгибают и присыпают землёй отдельные побеги. Под влиянием влажной почвы и застоя сокодвижения вследствие пригибания побегов отводки укореняются. После укоренения их отделяют и пересаживают.

Размножение делением куста

Такие декоративные многолетние растения, как пион, флокс, примула, маргаритки, а так же некоторые овощные (щавель, ревень) и лекарственные (мята, эхинацея) размножают делением куста.

Готовые работы на аналогичную тему

Размножение видоизменёнными побегами

Достаточно распространёное в природе размножение с помощью корневищ (канны, ирисы), луковиц (гладиолус, тюльпан) и клубней (картофель, георгины) часто используют в растениеводстве, овощеводстве и цветоводстве.

Размножение усами и корневыми отпрысками

В сельскохозяйственной практике и цветоводстве размножают усами (плетями) землянику, традесканцию, а малину, ландыш — корневыми отпрысками.

Прививка

Особенным способом искусственного вегетативного размножения является прививка, которую широко используют в садоводстве.

Прививкой называют искусственное сращивание части одного растения (живца или почки) с побегом другого.

В этом случае растение, которое размножают, называют привоем, а укоренённое растение, к которому прививают — подвоем.

Известно около ста разнообразных способов прививки, которые можно объединить в три основные группы:

Прививка глазком, или окулировка. На стебле подвоя поблизости корневой шейки делают Т-подобный разрез, в который вставляют предварительно срезанный из побега подвоя глазок с почкой. На место окулировки накладывают повязку. После срастания компонентов прививки побег подвоя срезают, а надземная часть растения развивается из почки привоя.

Прививку черенком, или копулировку можно осуществлять различными способами. В случае копулировки привой и подвой должны быть одинаковой толщины. Стебель подвоя и черенок из привоя срезают наискось и прикладывают срезы друг к другу. Место прививки обвязывают и оставляют повязку до полного сращивания. Если же привой значительно толще подвоя, делают прививку в расщеп. При этом стебель подвоя срезывают горизонтально, расщепляют и вставляют в трещину клинообразно заострённый черенок подвоя. Место прививки обвязывают.

Прививка сближением (аблактировка). На двух побегах растений, которые растут рядом, срезывают одинаковые участки коры. У привоя с противоположной от среза стороны обязательно должна быть почка, из которой будет развиваться побег. Ветки соединяют срезами и обвязывают. После срастания привой отсоединяют от материнского растения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей', называть характерные черты вегетативного размножения растений; сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения растений; применять знания о способах

вегетативного размножения на практике; фиксировать результаты наблюдений; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и материалы: учебник, таблицы “Вегетативные органы растений”, “Вегетативное размножение растений”, “Прививка растений”, рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень картофеля, луковица лука, скальпель, три склянки (колбы) с водой (на каждую парту).

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске).

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

Проверка знания изученных на прошлом уроке терминов. Сидящие за одной партой ученики опрашивают друг друга по очереди. Учитель выслушивает ответы, просит учеников оценить друг друга и выставляет отметки.)

— На какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? ( На вегетативные и генеративные.)

— Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

— Какова их основная функция? (Размножение.)

— Какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

— Какова их основная функция? (Обеспечение растения водой, органическими и минеральными веществами.)

III. Работа по теме урока

1. Вегетативное размножение

Мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы выполняют иногда и другие, несвойственные им функции.

— Приведите примеры растений, вегетативные органы которых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Видоизмененный корень моркови, а также корневые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля запасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать азот.)

С помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.

— Как может называться такой способ размножения?

Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называют вегетативным размножением. В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.

2. Способы вегетативного размножения

(Первый вариант. На экран выводится таблица “Способы вегетативного размножения”. Учитель предлагает учащимся перенести таблицу (первый и третий столбцы) в рабочую тетрадь, а в альбоме сделать соответствующие рисунки.

Второй вариант. Ученики в процессе рассказа учителя и под его руководством заполняют таблицу “Способы вегетативного размножения”. Затем с помощью иллюстративного материала (рисунки растений, прикрепленные на магнитной доске, или слайды и плакаты) они самостоятельно заполняют графу “Пример”.)

В местах соприкосновения удлиненных побегов с землей образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным

Земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква

На корневищах (видоизмененных побегах) из почек образуются молодые побеги

Пырей ползучий, ландыш, ветреница, черника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть

Клубни отделяются от столонов.

Из верхушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образуются придаточные корни

Из боковых почек на материнской луковице (видоизмененном побеге) образуются “детки” — дочерние луковицы

Дикий лук, тюльпан, гиацинт

Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материнского растения и опадать на землю. На отделившейся части образуются придаточные корни

На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вырастают побеги — корневые отпрыски

Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей

На листьях растения образуются особые выводковые почки, которые впоследствии опадают на землю и укореняются

Бриофиллюм, папоротник аспелениум живородящий

От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни

Традесканция, герань, смородина

Нижние ветки растения прижимают к земле, нижнюю часть побега пришпиливают к почве и окучивают влажной землей. Когда на отводке образуются придаточные корни, то побег отрезают от материнского куста и пересаживают

Крыжовник, смородина, калина, флоксы

Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни

Бегония, сенполия (узамбарская фиалка), сансевьера

От взрослого растения отрезают корневой черенок (отрезок корня 15—25 см в длину). При посадке в почву на корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги

Почку-глазок или черенок культурного растения (привой,) сращивают со стеблем дички (подвоем)

Лесная яблоня, груша, боярышник, шиповник

Небольшие кусочки тканей растения (лучше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в стерильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия (оптимальная температура, влажность, освещенность). Через некоторое время из отдельных клеток образуются маленькие зачатки молодых растений

Редкие, особо ценные растения, размножение которых иным способом невозможно

— Как вы считаете, будут ли отличаться генетически растения, полученные в результате вегетативного размножения? Почему?

Так как вегетативные отпрыски одного растения, по сути, являются одним и тем же растением, естественно, никаких генетических отличий у них наблюдаться не будет.

Но и человек может использовать такой способ для размножения культурных растений.

— Какие культурные растения размножают чаще всего вегетативным способом?

Вы знаете, что картофель обычно высаживают клубнями или частями клубня. Землянику и клубнику выращивают “усами” - ползучими побегами. Большинство многолетних растений — частями куста. Луковичные растения — луковицами.

— Но если у растения есть генеративные органы размножения, то для чего нужно вегетативное размножение?

— Почему в сельском хозяйстве часто используется вегетативный способ размножения?

— В чем его преимущество перед семенным методом?

(Учитель систематизирует ответы учеников и делает вывод.)

Все дело в том, что образовавшиеся вегетативно молодые

растения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков, образовавшихся из семян. При помощи вегетативного размножения многие растения способны быстро расселяться, захватывая новые территории. При неблагоприятных условиях может быть затруднено образование цветов и плодов, а также вызревание семян.

Среди перечисленных способов мы отметили только те, которые существуют в природе. Эти же технологии использует и человек для более быстрого и эффективного размножения культурных растений. Но наравне с ними применяются и вегетативные способы, которые отсутствуют в природе или встречаются исключительно редко.

Способность организмов достраивать недостающие части и органы (в данном случае корневую систему или побеги) называют регенерацией.

— Какие из перечисленных методов вегетативного размножения могут встречаться в природе, а какие возможны лишь при участии человека?

Вы правильно отметили, что без участия человека невозможны прививка и размножение культурой ткани. Все остальные способы в том или ином виде могут присутствовать в природе.

Способы вегетативного размножения корневыми, побеговыми и листовыми черенками мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы.

Л.Р. № 5 “ Черенкование комнатных растений”

(Учащиеся выполняют задания 1, 2 по инструктивной карте на с. 95 учебника.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Вам предстоит самостоятельно понаблюдать за развитием корней у черенка. Фиксируйте результаты опыта в тетради с помощью таблицы на с. 96 учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать § 17, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

Клубнику, землянику размножают с помощью усиков. Картофель, батат, топинамбур - клубнями; Лилия , лук, чеснок - с помощью луковиц; Роза, гвоздика, виноград, фикус - черенками; Клематис, крыжовник, жимолость- делением куста; Слива, малина, вишня, сирень - корневыми отпрысками.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: