Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Экзамен состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание), к заданиям 2–17 — одна цифра, к заданиям 18–24 — последовательность цифр. К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ.

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа (180 минут).

1. Биология как наука. Методы биологии

1.1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов

2. Признаки живых организмов

2.1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток одна из причин заболеваний организмов. Вирусы неклеточные формы жизни

2.2. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

3. Система, многообразие и эволюция живой природы

3.1. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека.

3.2. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности

3.3. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

3.4. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

3.5. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

4. Человек и его здоровье

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

4.4. Дыхание. Система дыхания

4.5. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет

4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

4.7. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения

4.9. Покровы тела и их функции.

4.10. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека

4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

4.14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

4.15. Приёмы оказания первой доврачебной помощи при: отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе

5.2. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем

5.3. Биосфера глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

\u0418\u0437\u043c\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c \u2013 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u043e\u0432 \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0438. \u041c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043d\u0435 \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439. \u041d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b \u0434\u043b\u044f \u0435\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0442\u0431\u043e\u0440\u0430, \u043e\u0431\u043e\u0433\u0430\u0449\u0430\u044f \u0433\u0435\u043d\u043e\u0444\u043e\u043d\u0434 \u043f\u043e\u043f\u0443\u043b\u044f\u0446\u0438\u0439 \u043d\u043e\u0432\u044b\u043c\u0438 \u0433\u0435\u043d\u0430\u043c\u0438. ">]" data-testid="answer_box_list">

Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки потомству. Наследственность делает возможной эволюцию, закрепляя имеющиеся у организма признаки в ряду поколений.
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки. Может быть не наследственной и наследственной. Наследственная изменчивость поставляет материал для естественного отбора, обогащая генофонд популяций новыми генами.

Новые вопросы в Биология

Лабороторная работа №6 Тема : Изучение внешнего строения моховидных растений Цель : Знакомство с внешним строением зелёного мха Оборудование и материа … лы 1. Лупа ручная,склянска с водой, предметное стекло2.2 Кукушкин лён,(гербарий и раздаточный материал ), сфагнум. Ход работы 1. Изучите особенности строения зелёного мха (например,кукушкина льна) - его стебель,листья,коробочку на ножке. Определите мужское или женское это растение. 2. Изучите строение коробочки. Снимите колпачок. 3. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой 4. Подуйте слегка на споры. ОТметьте как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения. 5. Сравните кукушкин лён и сфагнум. Отметьте строение ,форму листьев,коробочек, ветвление стебля. 6. На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на неё сфагнум. Сделайте выводы о том,что произойдёт.

1)Найди соответствие: * Растительная клетка Животная клетка Ядро Мембрана Клеточная стенка Пластиды Цитоплазма Развитые вакуоли Ядро Мембрана … Клеточная стенка Пластиды Цитоплазма Развитые вакуоли 2)Найди соответствие: * Растительноядные Хищные Всеядные Еж Лань Уж Барсук Паук Стрекоза Синица Лось Бабочка Медведь Еж Лань Уж Барсук Паук Стрекоза Синица Лось Бабочка Медведь 3)У жвачных животных желудок состоит из следующих отделов: 4)Рассмотри рисунок. Составь легенду рисунка. (Рисунок прикреплен) 5)Подпись отсутствует Найди соответствие: * Корень Стебель Лист Газообмен Фиксация растения Фотосинтез Транспорт веществ Испарение Опора Поглощение воды и солей Газообмен Фиксация растения Фотосинтез Транспорт веществ Испарение Опора Поглощение воды и солей 6)Рассмотри рисунок. Назови любые три структуры и их номера на рисунке. (Рисунок прикреплен)

Задание 1 (24 балла). В вопросах 1–6 выберите один правильный ответ. 1. Выхухоль относится к отряду: а) Грызуны б) Насекомоядные в) Зайцеобразные г) Р … укокрылые 2. К человекообразным обезьянам не относят: а) гориллу; б) шимпанзе; в) орангутанга; г) мартышку. 3. У слона кровеносная система: а) замкнутая, сердце двухкамерное; б) замкнутая, сердце трёхкамерное; в) замкнутая, сердце четырёхкамерное; г) незамкнутая, сердце четырёхкамерное. 4. Какое семейство не входит в отряд Хищные? а) Медведи б) Кошачьи в) Собачьи г) Бобровые 5. Какое животное относят к надклассу Рыбы? а) Акулу б) Дельфина в) Кита г) Осьминога 6. Ночные хищные птицы имеют: а) маленькие размеры и хороший слух; б) хорошее зрение и развитые маховые перья; в) мягкое и рыхлое оперение, и хороший слух; г) слабо оперённую переднюю часть головы и шеи. Ответы на вопрос 1–6: 1 2 3 4 5 6 7. Выберите три правильных ответа. К отряду Парнокопытные относятся: (15 баллов) а) лось; б) кабан; в) лошадь; г) зебра; д) носорог; е) зубр. Ответ: _______________ 8. Установите соответствие между признаком позвоночных и классом позвоночных животных. Ответ запишите в приведённую ниже таблицу (25 баллов). Признак позвоночных животных Класс животных А. Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой 1) Пресмыкающиеся в желудочке. 2) Млекопитающие Б. Шейный отдел позвоночника состоит из семи позвонков. В. Характерен волосяной покров. Г. Выкармливают детёнышей молоком. Д. Большинство размножаются путём откладывания оплодотворённых яиц. Е. Кожа сухая, снаружи покрыта роговыми чешуйками, щитками. Ответ: А Б В Г Д Е Задание 2 (36 баллов). Помогите учителю проверить работу ученика: укажите номера предложений с ошибками, исправьте ошибки, поставьте оценку за работу. (1) К подтипу Позвоночные относятся животные, которые имеют внутренний осево

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов[1]. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за ростом и развитием растений и животных; опытов по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов 1 . Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Тем, кому интересно не только любоваться цветами дома или в офисе, но и самостоятельно разводить понравившиеся культуры, помимо технологии выращивания, важно получить ещё один важный навык. Речь идет о том, как правильно размножать комнатные растения в домашних условиях – задача эта непростая, кропотливая но очень интересная, а результат может превзойти все ожидания. Только представьте, скрестив черенки сходных видов, вы получаете цветок с другой окраской лепестков или иным узором листьев. Творите и экспериментируйте, но для начала получите базовые знания.

Основные виды

Для размножения декоративных растений защищенного грунта используют вегетативный и семенной способы. Технологии вегетативного размножения — это черенкование, деление, укоренение розеток, прививка, отделение дочерних луковиц и клубнелуковиц. В настоящее время высокотехнологичным способом вегетативного размножения становится биотехнологический метод – микроклональное размножение.


Семенное размножение в цветоводстве защищенного грунта по распространенности традиционно уступало вегетативному, но постепенно все больше и больше видов размножают семенами. Особенно важно это для промышленных цветочных культур: бегонии, гибискуса, колеуса, пеларгонии и др. Многие селекционно-семеноводческие фирмы активно работают над переводом базового цветочного ассортимента на семенное размножение. Основное достоинство семенного размножения — возможность получить большое количество относительно недорогого посадочного материала. Растения, выращенные из семян, при соблюдении технологических требований свободны от бактериальной, вирусной и грибной инфекции. Они более пластичны и хорошо приспосабливаются к условиям культивационных помещений.

Существенным недостатком семенного размножения является неполная передача сортовых декоративных признаков: махровости, окраски цветков и листьев. Кроме того, цветение взрослых экземпляров наступает позднее, чем при вегетативном размножении. Однако это препятствие постепенно преодолевается благодаря усилиям селекционеров, которые выводят сорта, полностью передающие биологические особенности и морфологические признаки потомству. Среди видов, успешно размножающихся семенами, надо назвать бегонии, многие геспериевые (синнингия, стрептокарпус), катарантус, колеус, большинство кактусов, пеларгонии, цитрусовые, экзотические плодовые (авокадо, кофе, манго). Семенное размножение снижает затраты на выращивание посадочного материала.


Вегетативный способ размножения также очень широко используется в защищенном грунте. Однако в этом случае велика вероятность передачи потомству вредителей и возбудителей различных инфекционных заболеваний, в первую очередь вирусов, что быстро приводит к ослаблению и вырождению растений. Вегетативное размножение характеризуется небольшим коэффициентом размножения, значительно уступая в этом отношении семенному. Достоинством вегетативного размножения является способность полностью передавать потомству биологические особенности и декоративные качества: пестролистность, махровость, крупноцветковость, общий габитус. Молодые растения быстро растут, развиваются и зацветают.

Современным высокотехнологичным способом вегетативного размножения является микроклональное размножение с использованием недифференцированной каллюсной ткани в регулируемых стерильных условиях на специальных питательных средах. Этот прием дает исключительно высокий коэффициент размножения в пределах 1:1000-1:100 000, но он пока весьма затратен и применяется для тех культур, у которых затруднены либо неэффективны классические способы размножения.

Семенное размножение

Одним из способов, какими можно размножить комнатные растения, является семенной. Для этого требуются специальные емкости, компоненты субстратов, сами семена и стандартный садовый инвентарь. Следует помнить, что срок хозяйственной годности семян невелик, они быстро теряют всхожесть, что особенно характерно для цитрусовых, сложноцветных и хвойных растений.

При размножении комнатных растений семенами сроки прорастания колеблются от одной до трех-четырех недель и более. После появления всходов укрывные материалы снимают и регулярно наблюдают за сеянцами. После появления второго настоящего листа проводят пикировку по схеме 3×3, 5×5 или 7×7 в зависимости от размеров взрослых растений. Корни сеянцев укорачивают примерно на треть длины, расправляют, чтобы они не загибались вверх и в стороны, и слегка обжимают. Качество пикировки и посадки можно проверить легким подергиванием за листок. При этом растение должно прочно удерживаться в почве. Распикированные экземпляры поливают, притеняют и защищают от сквозняков. Если пикировку проводят в индивидуальные емкости, то получают готовый посадочный материал, который может оставаться в горшочке или контейнере несколько месяцев и более.

Вегетативное размножение

К технологиям вегетативного размножения комнатных растений относятся черенкование, деление корневищ, отделение молодых розеток, отпрысков, луковиц, клубней, клубнелуковиц, прививка. Выбор технологии диктуется видовой принадлежностью и технологическими возможностями, в том числе необходимым навыком исполнителей.



Листовой черенок — лист или часть листа, отделенные от маточного растения и предназначенные для размножения. Листовыми черенками традиционно размножают немногие растения: сенполию, сансевьеру, пеларгонию, некоторые бегонии. Для укоренения берут только очень рыхлые, влагоемкие, обеззараженные субстраты, например смесь торфа и песка в равных соотношениях. Реже при размножении комнатных растений укореняют листовые черенки в воде, хотя в учебных целях это очень интересный динамичный процесс, особенно быстро образуются в воде придаточные корни у зебрины, традесканции, бальзамина.

Если черенкование — наиболее эффективный метод вегетативного размножения, то деление — самый простой прием получения посадочного материала, но малоэффективный, с низким коэффициентом размножения.


Успешно размножают делением быстроразрастающиеся виды: аспидистры, аспарагус, кливию и др. Делят корневищные виды не только для получения посадочного материала, но и с целью омоложения старых экземпляров. Для деления используют острый нож. Длинные корни укорачивают, удаляют сухие, одревесневшие, поврежденные части. Срезы дезинфицируют.

У видов, активно формирующих дочерние розетки на цветочных (хлорофитум) или вегетативных побегах (сенполии, эхеверии) эти розетки укореняют, получая молодые экземпляры. Укоренение, как правило, происходит безболезненно для маточных растений. Молодые экземпляры быстро развиваются. Особенно хорош для этих целей хлорофитум.

Отделением дочерних луковиц размножают виды семейства амариллисовые: гемантус, гиппеаструм, эухарис. Но видовая специфика проявляется в разном коэффициенте размножения и реакции на отделение. Если гиппеаструм и гемантус образуют множество молодых луковиц, которые надо отделять обязательно, чтобы хорошо цвел маточный экземпляр, то эухарис дает немного новых луковиц и после деления часто вообще перестает цвести.

Иногда можно разделить клубень (бегония, цикламен) с обязательной дезинфекцией срезов.

Выводковые почки, например у каланхоэ, или бриофиллюма, по эффективности сопоставимы с размножением семенами. Отдельные почки образуют корни исключительно быстро.


Прививка как довольно сложный по технологии выполнения прием размножения обычно используется у кактусов и цитрусовых. Редкие и ценные виды, а также бесхлорофильные формы кактусов прививают на перескию или цереус. Черенки и почки плодоносящих экземпляров лимона, мандарина и других цитрусовых прививают на сеянцы этих культур с толщиной стебля 5-7 мм. Без прививки такой сеянец зацветает на 10-12-й год жизни, а после прививки начинает цвести и плодоносить уже через год.

Интересен в познавательном отношении метод вегетативного размножения воздушными отводками. Для стимулирования корнеобразования на стебле под почкой делают кольцевой или косой надрез. Место надреза обертывают влажным мхом или минеральной ватой, сверху — полиэтиленовой пленкой. По мере необходимости периодически увлажняют. Через 1-2 мес в месте надреза образуются придаточные корни. Отводок срезают и высаживают в рыхлый субстрат, ухаживая за ним, как за черенком.

Микроклональное размножение

В специальных биотехнологических лабораториях практикуется микроклональное размножение некоторых декоративных растений защищенного грунта, например гвоздики, герберы, орхидей. Необходимо специальное оборудование. В первую очередь это боксы, где соблюдается определенная последовательность действий при размножении комнатного растения, поддерживается полная стерильность, и на специальных питательных средах культивируется недифференцированная растительная ткань — каллус. Под воздействием фитогормонов из группы ауксинов и цитокининов стимулируется вторичная дифференцировка и формирование молодых растений. После пересадки в стандартные субстраты молодые растения реализуют для дальнейшего культивирования. Достоинства данной технологии — чрезвычайно высокий коэффициент размножения и возможность оздоровления растений. Недостаток микроклонального размножения — высокая стоимость посадочного материала, но она постепенно снижается, а ассортимент выращиваемых таким образом видов и сортов защищенного грунта увеличивается.

На этих фото показано, какие существуют способы размножения разных видов комнатных растений в домашних условиях:

Читайте также: