Придет время прорастет и семя

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Выпуск: №4 / 2019 (октябрь — декабрь)

УДК: 811.111

Страна: Россия

В концепте принято выделять ядро и периферию. Ядро выражает главные системообразующие признаки концепта; на периферии обнаруживаются дополнительные релевантные признаки. Невозможно, даже при изучении практически всех признаков концепта, привести их полностью, так как человеческая мысль представляет бесконечное множество, и этот процесс порождения новых признаков продолжается непрерывно. Возможно лишь приведение признаков ядра концепта и большинства периферийных признаков, что даст более или менее четкую проекцию части языковой картины мира, в которой функционирует концепт.

Концепт практически всегда является объектом сопоставительного анализа, как внутриязыкового, когда сопоставляются облик и функционирование концепта в различных областях жизнедеятельности – дискурсах (научном, политическом, религиозном, поэтическом и пр.), так и межъязыкового, когда сопоставляются концепты различных языков [6, с. 8].

Рассмотрение концептов в различных культурах позволяет лучше понять не только функционирование языковых единиц, но и ментальность народа.

  1. Время – это одна из основных – наряду с пространством – форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии).
  2. Время – это продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями и т.п. Напр., Определять время по солнцу. Передавать сигналы точного времени. // Мера длительности всего происходящего, существующего. // Более или менее длительная совокупность дней, часов. Напр., Делу время, потехе час.
  3. Последовательная смена часов, дней, лет, столетий; определенный отрезок этой последовательности, в течение которого что-нибудь совершается или что-нибудь может быть совершено. Напр., Время идет. Время тянется медленно.
  4. Свободные от обычных занятий часы, дни и т.п.; досуг. Напр., У меня нет времени.
  5. Определенный, известный момент. Напр., Время заседания не назначено. Со времени подачи заявления прошел месяц. // Отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет и т. п. Напр., Время обеда.
  6. Эпоха, период в жизни человечества, какого-либо народа, государства, общества и т. п., выделяющиеся чем-либо в ряду других. Напр., Счастливое время. Во времена Екатерины слава русского флота прогремела на Черном море.
  7. Часть дня, недели, года, которая связана с явлениями природы, какими-либо процессами. Напр., Дневное время. Весна – самое поэтичное время.
  8. Благоприятная пора, подходящий момент для чего-либо. Напр., Не время спорить. Время отправляться в путь. // Подходящий, удобный случай. Напр., Всему свое время.
  9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.

Однако есть выражения, которые различаются по семантике:

2. Время на дудку не идет.

3. Придет время, будет и пора.

4. Знай время и место.

5. Не во время гость, хуже татарина.

6. Время красит, безвремянье старит (чернит).

7. Время на время не приходит (не находит).

8. Было времечко, ела кума семечко; а ныне, и толкут, да не дают.

9. Всякой вещи время.

10. Пению время, а молитве час.

11. Придет время, будет и нам черед (и наш черед).

12. Поминай отца, как время придет.

13. Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь.

14. Во времени пождать: у Бога есть что подать.

15. Не человек гонит, а время.

16. Бедный времени не ищет.

17. Время разум дает.

18. Невпору, невпрок; а ко времени, спорее.

19. То было время, а ныне пора.

20. Дурак времени не знает.

21.Дураку, что ни время, то и пора.

22. Не время дорого, пора.

23. Был бы друг, а время будет. Был бы друг, будет и досуг.

24. Не гребень холит, а холит время.

25. Сила – во времени.

26. Временем бранись, а в пору мирись.

27. Временем вкрасне, порою вчерне.

28. Временем в горку, временем в норку.

29. Время времени не работает (не работник).

30. Доля во времени живет, бездолье в безвремянье.

31. Времени (погоды) дома не выберешь.

32. У меня нет времени, некогда, недосужно.

33. Время не споро, неудобно к делу.

34. Вовремя, в свое время, впору, кстати.

35. Вовремя смех – не грех, а безо времени и молитва ни к чему.

36. Всякое семя знает свое время.

37.Вовремя успел, как в иголку вдел.

38. Во время оно, при царе Горохе, при царице Морковке.

39. Время дороже золота.

40. Время – судья.

41. Время не дремлет.

42. Всему свое время.

43. До поры, до времени не сеют семени.

44. Придет время, прорастет и семя.

45. Делу время – потехе час.

46. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь.

47. Иное время – иное бремя.

48. Время разум дает.

49. Время руками не удержишь.

50. Время – деньги.

51. Ум придет, да время уйдет.

52. Время цвести, время отцветать, время жить, время умирать.

53.Часы для красы, а время по солнышку.

54. Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит.

55. Время, что вода, течет, не замечаешь.

56. Время на войне дороже вдвойне.

57. Время на войне ценится по секундам.

58. Время дороже денег.

59. Выигрыш во времени – победа.

60. Потерянного времени не догонишь.

61. Время никого не ждет.

62. Время не воротишь.

63.Время – лучший лекарь.

64. Время все излечит.

65. Время все сглаживает.

66. Время придет – слезы утрет.

67. Время выиграно – все выиграно.

68. Время гнать и время бежать.

69. Время и камень долбит.

70. Время и труд к победе зовут.

71. Время идет, как птичка несет.

72.Время не семя, а выведет племя. (Время не семя, не выведет племя).

73. Время подойдет, так и лед пойдет.

74. Время придет – и час пробьет.

75. Время проходит, а другое приходит.

76. Время разум дает.

77. Время, как воробей, упустишь – не поймаешь.

﴿إِنَّ يَوْمَ الْفَصْلِ كانَ مِيقاتاً﴾ (النبأ : 17)

Что касается пословиц и поговорок о времени и в русском языке и арабском языке, то они в основном несут в себе следующие значения:

  1. Время – ценность.
  2. Необходимость все делать в определенный, предписанный срок, не нужно делать что-то, пока не настанет для этого наилучшее время.
  3. Со временем все болезни, боли исцеляются, проходят.
  4. Со временем появляется опыт и мудрость.
  5. Невозможно вернуть время, оно течет и не останавливается.
  6. Нужно использовать время с пользой и не терять его впустую.
  7. Каждому периоду в жизни – свое время.

В арабских пословицах используется метафоры и сравнения времени с мечом, ножом, кораблем, верблюдом, морем, золотом. В русских пословицах и поговорках время сравнивают с воробьем, птичкой, деньгами, лекарем, судьей, золотом, семенем.

В арабском языке используются больше вариантов основной формы:

(وّقْتٌ، أوْقَاتٌ، مِيقَات، تَوْقيت ، مُوَقِّت ، مُوَقَّت).

Список использованных источников

Shaihullin Timur

Doctor of philology, Professor, Department Philology and Regional Studies, Russian Islamic Institute, Kazan

Gazal Ainiya Albina

Teacher, Department Philology and Regional Studies, Russian Islamic Institute, Kazan

SPECIFICITY OF THE DEFINITION OF THE “TIME” CONCEPT IN ARABIC AND RUSSIAN LANGUAGES

The article touches upon the approaches to the study of concepts. It identifies the features of the concept “time” and analyzes the verbal representations of this concept on the example of Proverbs and sayings in Arabic and Russian. The article allows to understand more deeply the specifics of the definition of the “time” concept in Arabic and Russian, to revise in a new approach the similarities and differences in the mentality of the two cultures.

Key words: concept, “time”, proverbs and sayings, Arabic, Russian.

– Геронда, иногда педагогам в школах создают больше всего трудностей [не ученики, а] их собственные коллеги.

– В нашу эпоху человеку, который хочет правильно вести себя в кругу своих коллег, необходимо многое рассуждение и просвещение. Требуется много благоразумия и божественного просвещения в каждом отдельном случае. Иногда даже не нужно показывать другим, что ты верующий, но вести себя тихо и рассказывать сослуживцам о вере больше не словами, а примером своей настоящей православной жизни. Так человек поможет другим, не раздражая их. А особенно в педагогической среде: там некоторые проблемы подобны опухоли – иногда доброкачественной, а иногда и злокачественной. Подходя к какой-то проблеме, основываясь на логике, мы вместо добра наделаем много зла. Если опухоль злокачественна, то после хирургического вмешательства начнутся метастазы. Поэтому такую опухоль лучше аккуратно прижечь.

– Геронда, педагогам, которые хотят сделать что-то хорошее, бывает нелегко, потому что они связаны, ограничены в возможностях.

– Если человек хочет, то он всегда сможет найти способ сделать что-то хорошее. Те, кто хотел, находили такую возможность даже при безбожных режимах. Так что же, не могут найти ее здесь? Один грек поехал как-то в Болгарию (еще при безбожном режиме) и возле одной школы стал раздавать детям крестики. Однако его заметил какой-то коммунист, стоявший неподалеку. Учительница, видя что за ними наблюдает этот коммунист, стала отбирать у детей крестики, ругая их за то, что они их взяли. Но когда безбожник ушел, учительница сама раздала крестики ребятишкам. Видишь, как учительница сумела избежать конфликтов и с законом, и с Богом?

А греки-учителя в Малой Азии? Сколько дали они народу в те трудные годы! А всё потому, что они трудились от сердца, болели за дело, имели благоговение, жертвовали собой. А насколько мудро вел себя в Фарасах Святой Арсений Каппадокийский! Приготовив помещение для школы, он вместо того, чтобы поставить парты, постелил на пол мохнатые козьи и овечьи шкуры. Стоя на этих шкурах на коленях, дети слушали урок. Поступая так мудро, Святой Арсений не раздражал турок. Даже заставая детей во время занятий, турки думали, что те молятся. А когда Святой Арсений хотел вывести учеников отдохнуть на природу, он отводил их на свой участок, который был как сад, якобы на работу – и говорил: "Если заметите турка, то начинайте работать, что-нибудь делать. Ломайте ветки на деревьях, чтобы он подумал, что вы очищаете сад". Так они, бедные, и делали. Ведь если бы турки догадались, что Святой вывел детей на природу, то у него были бы большие неприятности. Самая настоящая тайная школа! А когда турок уходил, дети опять принимались за игры. И летом, во время каникул, Святой Арсений тоже собирал детей у себя – чтобы они не отвыкали от учебы и не забывали, чему он их учил.

– Геронда, а для чего Святой Арсений писал на уроках по-турецки, но греческими буквами?

– Для того, чтобы турецкий язык дети тоже знали и могли жить среди турок. И кроме того, если бы турки уличили Святого в том, что он учит детей читать, и увидели греческие буквы, то, услышав, как он читает по-турецки, они бы успокоились. Так что и дети учились, и турки не волновались. Все, что было присуще самому Святому Арсению – бескомпромиссное отношение к Православию, благоговение – он передавал своим ученикам.

Поэтому я и говорю, что если человек хочет, то он может делать детям добро – где бы ни оказался. Как-то мне в руки попала прекрасная книга о Северном Эпире, которую написала одна побывавшая там учительница. Да одна такая учительница стоит пятисот мужчин! Как же умело она обращалась с албанскими идеологами! Она разбила их в пух и прах. Вот молодчина!

Настоящий учитель – великое дело, особенно в наши дни. Дети – они как чистые магнитофонные кассеты. На них могут быть записаны или похабные песни или дивные византийские песнопения. Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность, и если он будет внимателен, то может получить от Бога великую мзду. Его долг – стараться научить детей страху Божию. Педагоги должны находить способы доводить до детей какие-то знания о Боге и об Отечестве. Пусть они сеют семя. Не видят, как оно прорастают? Ничего. Ничто не проходит бесследно – придет время и семя прорастет.

И пусть они всегда ведут себя с детьми по-доброму, со снисхождением, с любовью. Пусть стараются разбудить в детях любочестие. Ребенок хочет любви, тепла. Многие дети совершенно лишены этого у себя дома. Если учителя полюбят детей, то и дети их тоже полюбят. И тогда учителям будет легче делать свое дело. Наш учитель, когда мы шалили, мог высечь нас прутом. Но он любил детей, и дети его тоже любили. Своих детей у этого человека не было, и он очень любил детей.

Поэтому достойны похвал те родители, которые, рождая много детей, становятся многодетными отцами и матерями, но еще больших похвал достойны те настоящие педагоги, которые возрождают великое множество детей и становятся "премногодетными" отцами и матерями. Они дают обществу возрожденных людей, и таким образом общество становится лучше.

Глава вторая. О духовенстве и Церкви

– Геронда, а почему Вы не стали священником?

– Наша цель в том, чтобы спастись. Священство – это не средство для спасения [человека, который его принимает].

– А Вам никогда не предлагали стать священником?

– Меня принуждали к этому много раз. Когда я жил в общежительном монастыре, меня принуждали и к священству, и к великой схиме. Но задача в том, чтобы стать монахом внутри. Меня заботило как раз это – ничто другое меня не занимало. Еще будучи юношей, мирянином, я пережил некоторые чудесные события и поэтому, придя в монастырь, говорил: "Хватит мне и того, чтобы по-монашески жить". Основной упор я сделал на это, и меня не занимал вопрос, когда же меня постригут в великую схиму и стану ли я священником. И недавно в келью Панагуда, где я живу, приходил один человек, который очень настаивал на том, чтобы я принял священный сан. Он даже ездил по этому поводу во Вселенскую Патриархию, а когда на Святую Гору приехала экзархия из Константинополя, он подошел к ним с тем же вопросом. Но архиереи ответили ему: "Скажи об этом самому отцу Паисию. Чтобы не получилось так, что мы примем решение о его рукоположении, а он от нас убежит". Вот он и пришел ко мне. Когда я это услышал, то даже на него накричал. Тогда он мне говорит: "Стань, по крайней мере, священником, чтобы читать над людьми, которые к тебе приходят, разрешительную молитву. Ведь они говорят тебе не только о своих трудностях, но и о своих грехах. Разве ты не жаловался мне на путаницу из-за того, что люди по-разному рассказывают о своих духовных проблемах разным духовным лицам? А разве не бывает, что ты велишь им рассказать что-то своему духовнику или архиерею, но они говорят только половину? Вот поэтому и стань духовником сам: выслушивай их грехи и читай им разрешительную молитву, чтобы они получали разрешение грехов и их духовные проблемы тоже разрешались". Он-то, бедолага, говорил все это с добрым помыслом, но то, что он предлагал, было не для меня.

– Стало быть, Геронда, что делать человеку, который чувствует, что он слаб для священства, но другие подталкивают его к этому?

– Пусть он скажет им свой помысл. Никого не могут принудить ни к священству, ни к великой схиме. Однако если человек от послушания и со смирением примет то, что ему предлагают, если он приложит к этому чуточку любочестия и чуточку любви, то Бог восполнит все. А кроме того, и сами люди обладают безошибочным критерием: они видят тех, кто стал священником от любви к Богу и для служения Его Церкви. Ведь есть и такие, кто хочет стать священником от похоти славолюбия. Если такие священники окажутся в каком-то затруднении, то они будут мучиться, потому что Христос не станет им помогать – если только они не смирятся и не покаются. Однако если человек хочет стать священником, не преследуя каких-то мирских целей, то в минуту опасности Христос поможет ему. Но вообще, по [духовному] закону надо, чтобы тебя принуждали к священству, надо, чтобы этого хотели другие, чтобы этого хотела Церковь. Тогда тебя будет покрывать Христос, и если ты окажешься в нелегком положении, на твою защиту встанут другие, и Сам Христос тоже поможет тебе.

Конечно, редко и весьма немногие идут в священники по каким-то недуховным расчетам. Я о таких даже и речи не веду. Большинство идет в священники с добрым расположением. Но потом начинает свое дело диавол, и видишь, как у батюшки появляется любовь к славе, страстное желание получить более высокий сан и он забывает обо всем. Некоторые доходят даже до того, что используют людей, знакомства, посредников, чтобы их назначили настоятелем храма, избрали в архиереи, поставили на какую-то церковную должность… Начинают ради Христа, заканчивают ради золотого креста… Золотые кресты, золотые митры, бриллиантовые панагии… Все что угодно, кроме того, что действительно необходимо. Как же обманывает нас диавол, если мы невнимательны.

– Геронда, что хочет от священника Бог и чего хотят от него люди?

– То, что хочет Бог, весьма велико, ты лучше этого не касайся. А насчет того, чего хотят люди… В старое время священники подвизались, были добродетельны, святы и люди перед ними благоговели. А сегодня люди хотят от священника двух вещей: чтобы он был несребролюбив и имел любовь. Если люди находят в священнике эти две вещи, то они считают его святым и со всех ног бегут в церковь. А раз они бегут в Церковь, то спасаются. Потом Бог, по Своему снисхождению, спасает и этого священника. Но как бы там ни было, священник должен иметь великую чистоту.


Всему свой срок — придет времечко, вырастет и семечко.

Зяблые семечки всегда поздно всходят.

Семя в землю попадёт — все равно прорастет.

Всякое семечко любит свое времечко.

Было времечко, ела кума семечко; а теперь поела бы и лузги, да боится мужа-брюзги.

Семечко сортовое – урожай вдвое.

И лес из маленького семени вырастает.

Семена есть, так и лукошко найдется.

По семени и плоды.

От плохого семени — плохой плод.

И полынь из семени вырастает, да горькой бывает.

И из льняного семени масло выжмет (силой).

Доброе семя — добрый и всход.

Время не семя, а выведет племя.

Семена съедим, так по урожаю тужить не станем.

Было времечко, едали и мы семечко.

Лучше голодай, да добрым семенем засевай.

Посеешь крупным семечком – будешь с хлебом.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Кто рано засевает, тот семян не теряет.

Что глубже семя схоронится, то лучше уродится.

До поры, до времени не сеют семени.

От плохого семени не жди доброго племени.

Чужую пашенку пахать — семена терять.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания по теме "Металлы".

Тип урока: Обобщение

Задачи: Актуализировать знания о строении, физических и химических свойствах металлов и их соединений, способах получения металлов.

Расширить представление о роли металлов и их соединений в жизни человека.

Развивать умение составлять уравнения химических реакций.

Развивать внимание, наблюдательность, формировать навыки анализа, сравнения, умение рассуждать, делать выводы.

Способствовать формированию познавательного интереса в процессе учебной деятельности учащихся.

Оборудование и реактивы: Образцы металлов и сплавов, покровные стекла, вода, спиртовка, поваренная соль, яблоко.

ТСО: мультимедиа, обучающие видеофильмы.

Организационный момент. Знакомство.

При входе в класс вы выбрали себе геометрическую фигуру. Мы ее будем использовать в качестве бейджика. Подпишите свое имя, чтобы нам было комфортнее общаться.

Я сегодня буду на один урок вашим учителем химии.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество и искренне желаю вам удачи.

Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.

Давайте определим.Какую цель мы ставим сегодня на уроке.

Но чтобы достичь поставленной цели, нам необходимы умения:…

Умения невозможны без знаний, поэтому мы должны актуализировать знания о….

Сегодня вы не только сможете применить свои знания, но и побывать в роли исследователей и созидателей.

Любую работу нужно планировать заранее. План нашей работы:…

По ходу выполнения заданий вы будете ставить себе баллы за успешно выполненное задание в контрольно-рефлексивный лист, и в конце урока сами оцените свою работу на уроке. Дополнительные баллы можно заработать и активно отвечая на устные вопросы.

Мотив: Начать урок я хочу словами стихотворения Н.А. Морозова

Семь металлов создал свет

По числу семи планет.

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой! Сера – их отец!

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть – родная мать.

Почему только семь металлов упоминается в стихотворении? Эти 7 металлов знали еще древние алхимики.

Сколько же сегодня известно металлов ?(93 из 118 химических элементов)

1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. (Интерактивная беседа)

Предлагаю вам начать путешествие по ПС с загадок:

Все эти металлы очень разные, но есть и то, что их объединяет. Посмотрите, где сгруппированы ме в ПС? Сколько Е как правило на внешнем слое ме?

Задание 1. Выберите электронные схемы металлов. 1 балл

Проверьте себя.

Как элетронное строение отражается на их свойствах?

Физические свойства металлов.

Какая крист решетка характерна для металлов – простых веществ? В чем ее особенности?

Опыт со стеклами

Легко ли скользят стекла, склеенные водой?

Так и в металлическом кристалле свободные е позволяют слоям атомов смещаться. Какие свойства металлов это обеспечивает? (называют свойства, проверяют себя в презентации)

Сплавы.Как вы думаете, сегодня чаще используют чистые металлы или их сплавы? Почему? Давайте посмотрим фильм и ответим на этот вопрос.

Просмотр обучающего фильма о сплаве Вуда.

2.Металлы в природе. Получение металлов

Общий способ получения ме можно выразить схемой:

И для их получения необходимы восстановители.

Просмотр обучающего фильма о металлотермии.

Запишите в тетрадях уравнение реакции, отражающее этот процесс. Используется ли данный метод в промышленных масштабах для получения железа? Что используют для восстановления железа при его производстве? Запишите уравнение. Каждое правильно составленное уравнение дает вам по 1 баллу. Проверьте себя. (Один ученик работает у доски, затем осуществляется взаимопроверка).

Моль, моль, моль - очень вредная букашка

Моль, моль, моль - ест все вдоль и поперек

Моль, моль, моль - съела папины штанишки

Моль, моль, моль - съела мамино пальто

Моль, моль, моль - съела плюшевого мишку.

Оделась и пошла домой.

Химические свойства металлов.

1) Электрохимический ряд напряжений металлов. (интерактивная беседа о причинах такого расположения металлов в ЭХРН)).

2) Металлы с простыми веществами-неметаллами выступают м качестве восстановителей, но реагируют с разной активностью.

Составьте уравнение реакции с хлором металлов: Al Zn Cu.( по вариантам)

Уравняйте методом электронного балланса. (работа в парах)

2Fe 0 +3Cl2 0 =2Fe +3 Cl - 3

Zn+Cl2=ZnCl2 2Al+3Cl2=2AlCl3 Cu+Cl2=CuCl2

За выполнение задания: 1-2 балла

(самопроверка с использованием презентации)

3) Металлы с водой (растворение натрия в воде).

Составьте уравнение увиденной реакции. Какое вещество выступает в роли восстановителя? Окислителя?

2Na +2H2O=2 NaOH+ H2 За выполнение задания: 1балл

(самопроверка с использованием презентации)

Будут ли так же себя вести другие металлы. Проведем опыт.

Опыт: Отношение металлов к воде.

Опустите в воду пластинку металла Аl Zn Cu (по вариантам)

Что наблюдаете? Почему реакция не идет? Какие металлы реагируют с водой при н.у.? Какие при высокой температуре? Какие не реагируют?

4) Металлы с кислотами.

Выберите металлы, которые реагируют с растворами кислот.( в презентации предложены: Mg Cu Fe Al Ag)

Проверьте себя. Какое правило применили?

5) Металлы с растворами солей.

Правило: Более активный металл вытесняет менее активный.

4. Соединения металлов.

1) Работа в группах. Каждая группа получает набор карточек с формулами металлов и их соединений. Нужно составить из разрозненных карточек цепочку превращений. Например:

Запишите цепочку превращений в тетрадь. Это будет ваше д/з.

За выполнение задания: 1балл

-Без этого вещества нет жизни. Из-за него у древних народов нередко бывали войны. Во многих странах оно заменяло деньги, в Китае ХIII века из него делали монеты. Это вещество было символом гостеприимства. Назовите его. При необходимости используется подсказка: служит для консервирования мяса, рыбы, овощей. (Поваренная соль.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Подсчёт баллов за урок, дополнительные баллы за активную работу, словесная оценка работы учащихся учителем, самооценка.

Подведение итогов урока.

Возврат к плану урока.

Читайте также: