При жесткой посадке самолета ноги уприте в пол выдвинув их далеко под переднее кресло

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний" является дисциплиной федерального компонента для студентов 1 курса по специальности 050720 "Физическая культура". Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и рабочую программу дисциплины с технологической картой; содержание курса лекций; методические указания к выполнению лабораторных работ; методические указания к выполнению практических работ; глоссарий; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); методические указания по самостоятельной работе студентов; контрольные вопросы, выносимые на зачет и экзамен.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Самолет – популярный транспорт во всем мире, услугами которого ежегодно пользуются миллионы людей. По статистическим данным авиаперелет считается самым безопасным способом передвижения, но при этом многие пассажиры испытывают настоящий стресс. Чтобы запланированное авиапутешествие прошло максимально комфортно и безопасно, всем пассажирам рейса необходимо соблюдать правила поведения на борту, при нарушении которых предусмотрены штрафы.

В статье мы рассмотрим правила безопасности полета, которые обязан знать пассажир самолета, как вести себя при взлете и посадке, что важно делать при попадании лайнера в состояние турбулентности, нормы поведения детей на борту, какие штрафы предусмотрены за нарушения.

Общие правила безопасного поведения в самолете

Руководство авиакомпаний, основываясь на регламентированных законах страны и международных конвекциях гражданской авиации, утверждают правила поведения на борту для детей и взрослых.


Основные правила безопасности:

  1. В самолете запрещено курить и употреблять наркотики.
  2. Некоторые перевозчики также вводят запрет на употребление алкогольных напитков либо разрешается прием алкоголя, предоставленного бортпроводниками, но в умеренном количестве.
  3. В салоне нельзя перевозить острые, режущие, взрывоопасные и ядовитые вещества и предметы, создающие угрозу для окружающих. При выявлении запрещенных вещей в ручной клади пассажир не будет допущен на борт.
  4. Нельзя без разрешения членов экипажа использовать аварийно-спасательное оборудование.

Рекомендации по этикету на борту авиалайнера

Всем пассажирам рекомендуется соблюдать правила этикета во время авиапутешествия.

Правила этикета на борту:

  • вежливо общаться с другими пассажирами;
  • не вступать в конфликты с окружающими;
  • не провоцировать скандалы и разбирательства;
  • не слушать музыку без наушников;
  • не разговаривать громко с собеседником по телефону;
  • ответственно выполнять все команды бортпроводников.

При соблюдении этих несложных правил этикета авиаперелет пройдет в спокойной атмосфере, без лишних стрессов и переживаний.

Меры безопасности при взлете

Во время взлета лайнера пассажиры обязаны выполнить все команды бортпроводников, предусмотренные исключительно в целях безопасности для всех людей, находящихся в салоне.

Меры безопасности при взлете авиалайнера:

  1. Поставить спинку кресла вертикально и пристегнуть ремни безопасности.
  2. Отключить мобильный телефон и другую технику, которая может создавать помехи для приборов навигации самолета.
  3. Собрать расположенный впереди столик.
  4. Убрать с колен сумку ручной клади и другие предметы, которые могут нанести травму.
  5. Поднять шторки иллюминатора.

При обращении бортпроводников нужно внимательно слушать команды, не игнорировать озвученные рекомендации, что в случае внештатной ситуации может привести к неблагоприятным последствиям. Предлагаем также ознакомиться — план действий в экстренных ситуациях для пассажиров самолета.

Действия при посадке, торможении и рулении

Во время посадки, торможения и руления самолета пассажиры также обязаны соблюдать правила безопасности на борту.

Что важно:

  1. Не отстегивать ремни безопасности и не покидать свои места до полной остановки лайнера. При резком торможении пассажир может упасть и серьезно травмироваться.
  2. Не доставать ручную кладь раньше времени.
  3. Не продвигаться к выходу без разрешения бортпроводников.

Инструкция по безопасности в полете

Во время полета пассажирам рекомендуется находиться на своих местах, но уже можно отстегнуть ремни безопасности и передвигаться по салону в туалетную комнату.

Если затекают ноги, можно делать небольшую зарядку, что предполагает комплекс простых упражнений, не создающих дискомфорт для сидящих рядом пассажиров.

Техника безопасности при попадании в зону турбулентности

Техника безопасности:

  1. Пассажирам нужно занять свои места и пристегнуть ремни.
  2. Освободить колени от сумок и прочих предметов.
  3. Ноги задвинуть как можно дальше под впереди стоящее кресло и упереть в пол.
  4. Голову обхватить руками и прижать к коленям.
  5. Не покидать пассажирское кресло, пока не утихнет тряска.

Главное, внимательно слушать все указания бортпроводников и ответственно выполнять их.

Поведение при горизонтальном полете

Во время горизонтального полета пассажиры могут использовать портативные гаджеты и мобильные телефоны. Детей можно развлечь просмотром мультфильмов, взрослые пассажиры часто просматривают фильмы, читают электронные книги или слушают музыку. Главное, использовать для воспроизведения звука наушники, чтобы не нарушать общую атмосферу в салоне. Подробнее об пользовании гаджетов и электронных устройств в самолете можно прочитать тут.

Правила поведения ребенка на борту

Какие правила должны соблюдать дети в самолете

Родители, путешествующие с детьми, обязаны следить во время перелета за юными пассажирами, не допускать громких криков и истерик ребенка, что может создавать характерный дискомфорт для остальных пассажиров рейса.

Во время полета запрещено передвижение несовершеннолетних детей по салону без сопровождения взрослых.

Дети должны соблюдать правила безопасности на борту, что обязаны контролировать родители или другие сопровождающие взрослые.

Что ждет нарушителей правил безопасности полета

За нарушение общественного порядка и правил безопасности на борту авиалайнера предусмотрено наказание в виде крупного штрафа или административного ареста сроком до 15 дней.

Правила поведения и меры безопасности в самолете обязаны соблюдать все пассажиры рейса, независимо от класса обслуживания и других привилегий. Краткий инструктаж на эту тему проводят бортпроводники в начале воздушного авиапутешествия.

Проверка знаний:

Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный)

Какой транспорт относится к наземному? (автомобили, поезда)

Какие виды автотранспорта вы знаете (легковые авто, грузовики, общественный автотранспорт)

Меры безопасности в общественном транспорте.

Меры безопасности в легковом автомобиле.

Виды водоемов. Виды водных транспортных средств.

Меры безопасности на водном транспорте.

Изучение нового материала: Безопасность на авиационном транспорте. Показ презентации. Записи в тетради.

Виды воздушного транспорта

Расположение пассажиров в дирижабле и на воздушном шаре

Расположение пассажиров в салоне самолета

Определение авиационного транспорта

К перевозке в ручной клади и багаже запрещено

Подготовка к полету

Самые безопасные самолеты

Авиапроишествия подразделяются на:

Действие при декомпрессии

Действия при пожаре в самолете

Действия при жесткой посадке

Закрепление пройденного материала. Решение тестовых заданий

Заключительный этап. Подведение итогов. Выводы. Оценки. Домашнее задание

Содержимое разработки

Фамилия Имя____________________________Правильные ответы обвести кружочком

►1. Какое месторасположение кресла (с позиций личной безопасности) рекомендуется выбрать в салоне самолёта?

а) самое удобное кресло; б) кресло, расположенное в середине самолёта;

в) кресло рядом с хвостом самолёта; г) кресло рядом с выходом из самолёта.

● 2. Какое положение необходимо принять пассажиру воздушного лайнера, если произойдёт авария?

а) согнуться и плотно сцепить руки под коленями или схватиться за лодыжки;

б) следует занять любое удобное положение;

в) следует занять вертикальное положение и подготовиться к падению.

►3. О чём необходимо заблаговременно (до начала взлёта) позаботиться пассажиру самолёта,

если значительная часть его полёта пролегает над водной поверхностью?

а) следует знать прогноз гидрометеоцентра;

б) следует знать порядок пользования плавсредствами, имеющимися на борту авиалайнера;

в) следует знать какие индивидуальные плавсредства имеются на борту самолёта.

►4. Как необходимо вести себя пассажиру, если произошёл пожар и салон заполняется дымом?

а) следует защитить органы дыхания (например, дышать через одежду);

б) следует убежать в другую часть салона, где нет дыма;

в) следует позвать бортпроводницу;

г) следует пристегнуть ремень безопасности.

►5. Что необходимо предпринять пассажиру, если у него есть время, чтобы подготовиться к аварийной посадке и защитить себя от огня?

а) следует сгруппироваться;

б) следует крепко ухватиться за поручень;

в) следует как можно большую часть своей кожи защитить одеждой.

●6. Какими должны быть действия пассажиров самолёта, совершившего вынужденную посадку?

а) следует покинуть самолет, не дожидаясь спасателей;

б) следует ждать спасателей;

в) следует быстро двигаться к выходу.

5. Продолжите предложения:

Авиационная авария – это ______________________________________________________________

Содержимое разработки


Виды воздушного транспорта: 1.Самолет 2.Вертолет 3.Воздушный шар 4.Дирижабль

Виды воздушного транспорта:



Авиационный транспорт - это наиболее современный и удобный вид транспорта. Самолеты обладают большой скоростью полета и могут доставить пассажиров в любую точку за считанные часы.

Авиационный транспорт - это наиболее современный и удобный вид транспорта. Самолеты обладают большой скоростью полета и могут доставить пассажиров в любую точку за считанные часы.

При проверке документов к полету не допускаются пассажиры: 1.Находящиеся в нетрезвом состоянии. 2.Нарушающие общественный порядок. 3.Находящиеся в болезненном состоянии. 4. Создающие своими действиями прямую угрозу безопасности полета пассажиров и экипажа.

При проверке документов к полету не допускаются пассажиры:

1.Находящиеся в нетрезвом состоянии.

2.Нарушающие общественный порядок.

3.Находящиеся в болезненном состоянии.

4. Создающие своими действиями прямую угрозу безопасности полета пассажиров

К перевозке в ручной клади и в багаже запрещено: 1.Огнестрельное и холодное оружие 2. Взрывчатые вещества 3. Ядовитые отравляющие вещества 4. Сжатые и сжиженные газы 5. Воспламеняющиеся вещества и жидкости 6. Колющие и режущие предметы.

К перевозке в ручной клади и

в багаже запрещено:

1.Огнестрельное и холодное оружие

2. Взрывчатые вещества

3. Ядовитые отравляющие вещества

4. Сжатые и сжиженные газы

5. Воспламеняющиеся вещества и жидкости

6. Колющие и режущие предметы.

1. Ручная кладь размещается под сиденьем впереди стоящего кресла. 2. Откидное кресло приведено в вертикальное положение. 3. Открыть шторки на иллюминаторах. 4. Пристегнуться ремнем безопасности

1. Ручная кладь размещается под сиденьем впереди стоящего кресла.

2. Откидное кресло приведено в вертикальное положение.

3. Открыть шторки на иллюминаторах.

4. Пристегнуться ремнем безопасности

Внимательно слушайте информацию стюардессы о правилах поведения на борту самолета и аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах , их расположении, обозначении. Аэрофобия - это чувство боязни летать на самолете. По статистике каждый 4-й пассажир испытывает чувство дискомфорта на борту самолета. А 14-15% вообще предпочитает другой вид транспорта и никогда не путешествует самолетом. Шанс разбиться на самолете составляет всего около1/8000000. Это намного безопасней, чем ездить на автомобиле, а тем более переходить проезжую часть!

Внимательно слушайте информацию стюардессы о правилах поведения на борту самолета и аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах , их расположении, обозначении.

Аэрофобия - это чувство боязни летать на самолете. По статистике каждый 4-й пассажир испытывает чувство дискомфорта на борту самолета. А 14-15% вообще предпочитает другой вид транспорта и никогда не путешествует самолетом. Шанс разбиться на самолете составляет всего около1/8000000. Это намного безопасней, чем ездить на автомобиле, а тем более переходить проезжую часть!

1. Пристегнуть ремни. 2. Отключить телефоны. 3. Не курить. Из салона самолета совершается до 4-х телефонных звонков во время набора высоты или снижения самолета. А этот период является критически опасным для рейса. Еще одно статистическое исследование дало интересный результат: по данным сотового оператора

1. Пристегнуть ремни. 2. Отключить телефоны. 3. Не курить.

Из салона самолета совершается до 4-х телефонных звонков во время набора высоты или снижения самолета. А этот период является критически опасным для рейса. Еще одно статистическое исследование дало интересный результат: по данным сотового оператора "Вымпелком", примерно 25% пассажиров воздушного судна сделают замечание тому, кто не выключил телефон.

А 340 Боинг777 Сухой. Супер – Джек 100

Сухой. Супер – Джек 100

1. Катастрофа - событие при котором погибли люди, разрушен или исчез самолет. 2. Авария - разрушен самолет, но нет гибели людей. 3. Поломка – люди и самолет не пострадали.

1. Катастрофа - событие при

котором погибли люди,

разрушен или исчез самолет.

2. Авария - разрушен самолет, но нет гибели людей.

3. Поломка – люди и

самолет не пострадали.

Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолёта при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рёва (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из лёгких человека быстро выходит воздух, и его невозможно задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В случае декомпрессии, не дожидаясь команды, немедленно: Наденьте кислородную маску. В первую очередь маску надеваете себе и только потом помогаете другим. 3. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолёта при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рёва (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из лёгких человека быстро выходит воздух, и его невозможно задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике.

В случае декомпрессии, не дожидаясь команды, немедленно:

  • Наденьте кислородную маску.
  • В первую очередь маску надеваете себе и только

потом помогаете другим.

3. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Помните: В случае пожара на борту самолёта наибольшую опасность представляет дым , а не огонь . Дышите только через элементы одежды, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках (внизу салона задымлённость меньше). Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолёта немедленно: Направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади. Избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымлённость. После выхода из самолёта удалитесь от него как можно дальше, прикрыв голову руками (возможен взрыв).

В случае пожара на борту самолёта наибольшую

опасность представляет дым , а не огонь . Дышите

только через элементы одежды, смоченные водой.

Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках (внизу салона задымлённость меньше).

Защитите открытые участки тела от прямого

воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолёта немедленно:

Направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока

Если проход завален, пробирайтесь через кресла,

опуская их спинки.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади.

Избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется

открытый огонь или сильная задымлённость.

После выхода из самолёта удалитесь от него как можно

дальше, прикрыв голову руками (возможен взрыв).

 Аварии на взлёте и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. В случае аварии: 1. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). 2. Голову уложите на колени или наклоните её как можно ниже. 3. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. 4. В момент удара напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. 5. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолёта, не поднимайте панику.

Аварии на взлёте и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

В случае аварии:

1. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под

коленями (или схватитесь за лодыжки).

2. Голову уложите на колени или наклоните её как можно ниже.

3. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.

4. В момент удара напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке.

5. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолёта, не поднимайте панику.

Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью (дальние трансокеанскиерейсы) то еще до взлета поинтересуйтесь, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту и как ими пользоваться. П p еждев p еменно надутый спасательный жилет может помешать вам выб p аться из салона, если п p идется ны p ять. Если вы будете находиться непос p едственно в воде, у вас будет в 10 p аз меньше шансов выжить, чем если вы будете на спасательном плотике -- в основном, из-за пе p еохлаждения. Отп p авляясь в полет, одевайтесь в я p кое: вас ско p ее обна p ужат на воде.

Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью (дальние трансокеанскиерейсы) то еще до взлета поинтересуйтесь, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту и как ими пользоваться.

П p еждев p еменно надутый спасательный жилет может помешать вам выб p аться из салона, если п p идется ны p ять. Если вы будете находиться непос p едственно в воде, у вас будет в 10 p аз меньше шансов выжить, чем если вы будете на спасательном плотике -- в основном, из-за пе p еохлаждения. Отп p авляясь в полет, одевайтесь в я p кое: вас ско p ее обна p ужат на воде.

самолёт

Авиатранспорт считается самым безопасным, и большинство перелётов завершается удачно. Но иногда технические неполадки и другие причины приводят к аварийным ситуациям. Есть рекомендации для пассажиров, увеличивающие шансы на выживание в таких случаях.

Безопасные места в самолёте

Выживаемость при пожаре или взрыве на самолёте самая низкая. Но большинство аварий происходит при взлёте и посадке. А это значит, что шансы выжить в таких ситуациях сильно зависят от места, выбранного пассажиром при покупке билета. Есть два фактора, которые важно рассмотреть:

  1. Безопасность места. Первый удар при падении приходится на переднюю часть самолёта, потому вероятность спастись ниже у тех, кто сидит в этой секции салона. Это подтверждено и экспериментом — краш-тестом Boeing 727 — имитацией аварийной посадки с манекенами в салоне. Результаты эксперимента — 78% пассажиров выжили, но не те, кто сидели в носовой части самолёта (бизнес-класс). Манекен в аварийной позе и с пристёгнутым ремнём почти не пострадал, не пристёгнутый — погиб, в обычной позе, но пристёгнутый — получил травму головы.
  2. Удобство места для эвакуации. Аварийные выходы, которые используются при эвакуации, расположены с правой и левой стороны фюзеляжа. Они, а также средства открывания, имеют такую маркировку, которая хорошо заметна с большого расстояния. Места рядом с такими выходами наиболее безопасны при эвакуации. Но и они становятся опасными, если фюзеляж с этой стороны повреждён, сильно смят при приземлении или снаружи пламя и т. д.

Схема — количество выживших пассажиров в зависимости от места в салоне самолёта

Хвостовая секция самолёта считается наиболее безопасной при авариях

Но важно понимать, что абсолютно безопасных мест в самолёте нет. Так, если пожар вспыхнет в задней секции самолёта, то сидящие в хвосте пассажиры погибнут. Предугадать, случится ли аварийная ситуация и какая, невозможно. Поэтому рекомендуется всегда учитывать два важных правила при выборе места в самолёте:

  1. Садитесь ближе к проходу — места у иллюминатора опаснее, оттуда сложнее добраться до выхода.
  2. Считайте количество рядов кресел до двух ближайших выходов. Выбирайте места, расположенные в пяти рядах от аварийного выхода или ближе.

Таблица: процент выживаемости пассажиров в разных частях самолёта при его крушении

Места в самолёте Количество выживших пассажиров, %
Передние ряды 49
Средние ряды (у крыльев) 56
Хвост 69

Как выжить во время авиакатастрофы: правила поведения в разных ситуациях

Во время перелёта может быть несколько видов аварийных ситуаций. В каждом случае важно знать, как правильно действовать, чтобы увеличить свои шансы на выживание.

Пожар на борту

Пятая часть аварий на самолётах сопровождается пожарами. Выживаемость при этом довольно высокая (до 70%). Конечно, речь не идёт о взрывах на борту или пожарах при падении самолёта с большой высоты, когда шансы выжить практические равны нулю. Если при посадке самолёта возник пожар, сразу после остановки транспортного средства идите к ближайшему выходу. Также соблюдайте следующие рекомендации:

  • снимите капроновые чулки — они плавятся под действием высоких температур и могут стать причиной ожогов;
  • пригнитесь или даже передвигайтесь к выходу на четвереньках — внизу всегда меньше дыма, а значит и дышать в таком положении легче;
  • защитите кожу от огня с помощью одежды, пледа и т. д.;
  • перед взлётом изучите путь к самым близким выходам, чтобы вы могли быстро добраться до них и при сильном задымлении салона;
  • если очередь к одному из выходов не продвигается, воспользуйтесь другим.

Пожар на борту

Выживаемость пассажиров при пожарах на борту самолёта во время приземления составляет 70%

Аварийная посадка на воду

Разные модели самолётов обладают плавучестью в разных положениях — горизонтальном, с погруженным в воду носом или хвостом. Поэтому при аварийной посадке на воду важно передвигаться к выходу, который не окажется под водой. Перед взлётом стюардессы рассказывают обо всех мерах безопасности и индивидуальной защиты. Важно внимательно слушать и запоминать, какие средства спасения предусмотрены для разных ситуаций, где они находятся, как их правильно применить. Также можно прочесть об этом в памятках.

Самолёт находится на плаву 10–40 минут. За это время важно выбраться из него, надев спасательный жилет, а также спустить на воду плоты. Они надуваются автоматически за 1–3 минуты.

Аварии при взлёте или посадке, падение самолёта

Если самолёт резко теряет скорость, т. е. совершает аварийную посадку, необходимо правильно подготовиться к удару о землю. Для этого рекомендуется пристегнуть ремни, если ранее это не было сделано, а потом принять безопасную позу. Есть несколько вариантов:

  1. Согнуться, руками обхватить лодыжки или колени, голову низко наклонить или положить на колени, а ноги выдвинуть вперёд и упереть в пол.
  2. На спинку переднего кресла положить скрещённые руки, к ним прижать голову, ноги вытянуть и упереться в пол.

Защитная поза при аварийной посадке самолёта

Непосредственно перед экстренной посадкой авиалайнера необходимо принять фиксированную безопасную позу

Часто гибелью человека во время авиакатастрофы является неумение быстро расстёгивать ремни безопасности. Перед взлётом желательно уточнить у стюардесс, как это правильно делать, потренироваться, доводя все действия до автоматизма.

Также перед каждым взлётом и перед каждой посадкой желательно соблюдать простые правила личной безопасности:

  • не снимайте обувь, для полёта выбирайте комфортную пару — сланцы или туфли на шпильке оставьте для более подходящих случаев, но и такая обувь лучше, чем передвижение по горячим обломкам босиком;
  • одежду подбирайте закрытую и удобную, не синтетическую, которая сможет защитить от огня, дыма;
  • не закрывайте уши наушниками, глаза маской для сна, чтобы быть сконцентрированным в эти минуты;
  • не располагайте над головой тяжёлые сумки;
  • не забывайте использовать ремни безопасности;
  • снимите галстук, шарф, очки, заколки — такие аксессуары могут быть опасными при аварийных ситуациях.

Видео: как вести себя при аварийной посадке самолёта

Декомпрессия и турбулентность

Иногда на борту самолёта происходит турбулентность или декомпрессия. Во время этого пассажиры могут получить телесные повреждения разной степени, смертельных случаев почти не бывает.

Турбулентность — хаотично перемещающиеся воздушные потоки, часто образующие завихрения. Причина их появления — неравномерный прогрев земной поверхности, вследствие которого воздушные массы имеют разную температуру и поднимаются с разной скоростью. Из-за этого самолёт может проваливаться в воздушные ямы или резко подниматься в восходящих потоках. Незакреплённые предметы и пассажиры, не пристёгнутые ремнями безопасности, — основные причины травм.

Декомпрессия — это разреженный воздух на борту. Обычно она начинается с громкого рёва при выходе воздуха из самолёта и наполнения салона туманом и пылью. Из лёгких человека воздух выходит очень быстро, а задержать его не получается, потому необходимо использовать кислородные маски. Также следует пристегнуть ремни и подготовиться к быстрому снижению самолёта.

Видео: правила выживания при крушении самолёта

Что нельзя делать при авиакатастрофе

Самое опасное при аварийных ситуациях на самолётах — неправильная реакция пассажиров. Есть два варианта поведения:

  • апатия — часто человек просто цепенеет и ничего не делает, даже не успевает расстегнуть ремень безопасности, не говоря уже о быстром передвижении к аварийному выходу и т. д.;
  • паника — нельзя вставать с места до полной остановки транспорта, важно соблюдать все рекомендации стюардесс и пилотов, так как отсутствие порядка затруднит эвакуацию пассажиров в моменты, когда важна каждая секунда.

Выжить при крушении самолёта помогают уверенное поведение и знание, что и как делать в аварийных ситуациях. Внимательно слушайте стюардесс и изучайте памятки, брошюры, в которых рассказывается о правилах поведения при пожаре, аварийном приземлении и т. д. Мысленно проложите самый быстрый путь к ближайшим выходам, не расстёгивайте ремни безопасности во время взлёта и приземления, соблюдайте другие меры предосторожности, чтобы увеличить шансы на выживание в опасных ситуациях.

Яндекс.Дзен

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзен

Люблю писать и читать, находить лучшие способы решения любых вопросов и задач и делиться с окружающими)

По результатам официальной статистики самолет признан не только самым быстрым и комфортным, но и безопасным видом пассажирского транспорта. Количество человек, погибающих в авиакатастрофах значительно меньше, чем в тех же автомобильных авариях. Кроме того, массовые ДТП происходят практически ежедневно, а вот крупные аварии с участием пассажирской авиации раз в несколько лет.

Однако многие люди бояться перелетов, и всячески пытаются их избежать. Причина кроется в том, что самолет представляет собой ограниченное пространство с большим скоплением людей, и его работа предполагает нахождение на большой высоте над землей. Во время падения, пожара в салоне самолета или жесткой посадке выжить удается далеко не всем. Виной этому недостаток информации о том, как следует себя вести при ЧС на борту самолета, а также невнимательное отношение к указаниям бортперсонала. В статье описаны наиболее распространенные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть во время полета. Дан порядок действий, который поможет вам действовать более уверенно и грамотно, что значительно увеличит ваши шансы на благополучный исход авиапутешествия.

Аварийное открытие двери

Аварийное открытие двери в самолете

Дебошир на борту: что делать в случаи конфликта или драки

Дебошир на борту самолета

Агрессивное поведение пассажиров на борту в последнее время становится все более частой ЧС на самолете. Часто это происходит из-за сильного алкогольного опьянения или наличия фобии перед полетом. Страх и беспокойство принимает паническую форму, и удержать эти чувства внутри человек просто не в силе. Чаще всего инициатором конфликта выступают мужчины, но и женщина может проявить себя во всей красе.

Наибольшую опасность представляет собой ситуация, когда на борту самолета оказываются группы спортивных болельщиков. Массовые конфликты с эмоционально возбужденными людьми уладить сложнее.

Ни в коем случае не ввязывайтесь в конфликт. Не отвечайте на провокации, особенно, если человек находится в нетрезвом состоянии. Следите за своими движениями и тембром голоса. Любой резкий взмах руки или крик может стать спусковым механизмом для дебошира, и он перейдет в атаку. Если вы стали свидетелем драки, то пригласите бортпроводника и сохраняйте спокойствие.

На борту зарубежных авиакомпаний присутствуют специально – обученные маршалы. Именно они занимаются усмирением агрессивных пассажиров. В России подобной практики, пока нет. Однако нововведением стало обучение бортперсонала некоторым приемам самообороны. Они заключаются в умении быстро, эффективно, и главное, нетравматично для самого дебошира, успокоить его.

Действия при захвате самолета террористами

Захват или угон авиалайнера – это крайне редкий случай, поэтому особо беспокоиться о нем не нужно. Однако в истории авиации случались такие ситуации, и повторы их гарантированно исключать нельзя. Рассмотрим основные рекомендации, которые могут спасти вам жизни, если захват самолета все – таки произошел.

  1. Не паникуйте. Старайтесь не вмешиваться, чтобы не происходило. Не вставайте со своего кресла, остановите соседей от такого опрометчивого шага.
  2. Не перечьте захватчикам, не задавайте им вопросов, и вообще молчите, пока вас не спросят. Если к вам обратились, не нужно это игнорировать.
  3. Даже, если вы уверенны, что справитесь с террористом, не рискуйте. Вполне возможно, что он не один. Кроме того, у него под одеждой может быть взрывчатое вещество, и ваша попытка спасти всех, может всех и погубить.
  4. Не отвечайте на возможные оскорбления или издевки со стороны преступников
  5. Старайтесь вести себя тихо и неприметно, не общайтесь с соседними пассажирами. Не пытайтесь воспользоваться телефоном. Все это может спровоцировать агрессию в захватчиках.
  6. Самым лучшим действием при захвате самолета будет ваше подчинение и принятие ситуации.
  7. Единственное, что вам нужно делать – это по – возможности запоминать все разговоры преступников, тембр голоса, приметы внешности, одежду, манеру поведения.
  8. В попытке расслабиться или успокоиться не прибегайте к принятию спиртных напитков. Не реагируйте на плачущих детей, лучше помогите их успокоить.
  9. Не заступайтесь за членов экипажа, не выказывайте недовольство их решениями или действиями. Всегда выполняйте поступившие распоряжения от пилотов, даже если с ними категорически не согласны.
  10. Не вступайте в сговор с террористами, не верьте их обещаниям. Они могут использовать все что угодно для достижения своих целей.
  11. Думайте о себе, но и не забывайте, что с вами в салоне находятся дети, пожилые люди. Ведите себя так, чтобы потом не было стыдно.
  12. Если вы стали свидетелем того, как кто-то из пассажиров или членов экипажа смог тайно покинуть самолет, не меняйте своего поведения. Не привлекайте к этому факту ничьего внимания, никому об этом не говорите.
  13. В случае ухудшения самочувствия или необходимости принять какое-либо лекарство сообщите об этом преступникам.

Помните, что если переговоры спецслужб с захватчиками не увенчаются успехом, то скорее всего будет проведен захват самолета сотрудниками правоохранительных органов. В таком случае следует упасть вниз или спрятаться за спинками кресел. Не бегайте по салону. Вы можете попасть под перекрестный огонь.

Получив распоряжение покинуть салон самолета, делайте это быстро. Не ищите и не собирайте свои вещи. Будьте психологически готовы к тому, что вас будут опрашивать. Попробуйте собраться, и ответить максимально точно на все вопросы.

Турбулентность: поведение при попадании в воздушную яму

Турбулентность

Во время полета над водной поверхностью или населенным пунктом возможны смещения воздушных потоков, так как воздух в таких местах прогревается неравномерно. Самолет может подниматься и опускаться на несколько метров, возникает небольшая тряска и качка в салоне.

Обычно большой опасности подобное явление не представляет, но пассажиров оно может изрядно напугать. Следует помнить, что при прохождении зоны турбулентности необходимо пристегнуться, чтобы не получить ушибы и травмы.

Все вещи должны быть хорошо закреплены, иначе при сильной встряске они попадают на сидящих пассажиров. При посадке и занятии своего места, убедитесь, что рядом с вами и над вами нет тяжелых, острых предметов.

Карманы одежды лучше освободить от содержимого, особенно следует вытащить ручки, ключи, зажигалки. Вы можете случайно наткнуться на них и получить травму.

Пожар в самолете: правила поведения

Правила поведения на воздушном транспорте

Возгорание во время полета может возникнуть по разным причинам. Этому может способствовать поломка на борту, непредвиденная ситуация при посадке или взлете, замыкание электрооборудования. Кроме того, часто виновниками такой страшной и опасной ситуации становятся сами пассажиры. Некоторые люди просто игнорируют запреты курение на борту и пользование источниками открытого огня.

Действия при пожаре в самолете предусматривают следующее:

  • Перед полетом внимательно слушайте стюардессу, которая объясняет расположение не только центральных входов на борт, но и где находятся запасные (аварийные) выходы.
  • Запомните, на каком расстоянии вы находитесь от выхода, посчитайте кресла, чтобы иметь возможность ориентироваться на ощупь в задымленном салоне.
  • При возникновении возгорания не стремитесь, во что бы то ни стало добраться до выхода, через который вы поднялись в самолет. Так поступят практически все пассажиры, и возникнет давка. Помните об аварийных выходах, чаще всего там крайне мало людей.
  • На эвакуацию из горящего самолета есть всего 1, 5- 2 минуты. Не задерживайтесь у надутого трапа. Не нужно садиться на корточки и тихонько съезжать. Просто прыгайте на него.
  • Избавьтесь от всей легковоспламеняющейся одежды. Особенно это касается девушек. Лосины и капроновые колготки необходимо будет снять, чтобы не получить сильные ожоги.
  • Снимите также обувь на высоком каблуке, чтобы избежать вывихов, не нанести травму другим пассажирам и не повредить аварийный трап. Держите ее в руках, чтобы оказавшись на земле быстро обуться.
  • Открытые участки кожи закройте плотной тканью из натуральных материалов.
  • Защищайте голову и дыхательные пути от продуктов горения. В случаи сильного задымления необходимо пригнуться к полу или ползти к выходу.
  • Не открывайте самостоятельно люки. Подобное действие может усилить пламя.

Разгерметизация в самолете: что делать, чтобы выжить

Утрата самолетом герметичности под воздействием внутренних или внешних факторов называется разгерметизацией. В данной ситуации крайне опасной является декомпрессия. Она представляет собой резкое падение давления воздуха в салоне. При этом она может быть крайне быстрой, сопровождающейся громким шумом и звуком выходящего из салона воздуха и медленной, когда ее признаки обнаруживаются только при возникновении гипоксии.

При разгерметизации в самолете, действия должны быть четкими и быстрыми, так как потеря даже нескольких минут может стоить вам жизни. Данная ситуация часто приводит к авариям, в которых не удается никому выжить. Однако современные самолеты предусматривают систему безопасности, которая сможет помочь пассажирам даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации.

  1. Пристегните ремни безопасности. Они смогут вас удержать в кресле, и вас не унесет воздушным потоком из салона.
  2. Немедленно одевайте кислородную маску. Частой ошибкой является приложение маски к лицу и придерживание ее рукой. При любой сильной встряске или ухудшении самочувствия маска выпадет, и вы задохнетесь.
  3. Первым делом позаботьтесь о себе, потом помогайте близким, любимым и соседям.
  4. Не вставайте с места. Сгруппируйтесь, как написано в памятке.

Маска даст возможность нормально дышать в течение 15 минут. Этого времени может хватить пилотам, чтобы опустить борт на высоту 3 км, на которой воздух не так сильно разряжен. В таком случае, люди смогут дышать самостоятельно без нанесения сильного вреда здоровью.

Использование кислородных масок в самолете

Аварийная ЧС на самолете при взлете или посадке

В данном случае следует следовать указаниям бортпроводников. Пристегните ремни и отрегулируйте их под свой вес. Правильно, чтобы они находились на уровне бедер, а не на животе, и плотно прилегали к телу.

Принять следующую позу:

  1. скрестить руки и упереться ими об спинку соседнего кресла, либо можно упереться локтями;
  2. положить на руки голову и закрыть ее ладонями;
  3. ногами упереться в пол;
  4. напрячь все мышцы.

Любые аксессуары на шее могут представлять опасность. Рекомендуется перед полетом снять цепочки, шарфы, галстуки. При ударе немного подайтесь вперед и вниз. До окончательной остановки самолета не вставайте с кресел и не расстегивайте ремень безопасности. За первым ударом часто следуют еще толчки, обладающие гораздо большей разрушительной силой.

При остановке будет объявлена эвакуация. Надувные трапы растягиваются у всех выходов, включая аварийные. Действовать необходимо быстро, так как авария может сопровождаться пожаром и взрывом.

Покинув самолет, отойдите на безопасное расстояние. Не мешайте остальным пассажирам и сотрудникам чрезвычайных служб.

Правила поведения пассажира при взлете и посадке

Общие правила при аварийной посадке самолете

Общие правила при аварийной посадке самолета

Как себя вести при посадке на сушу

При посадке самолета на сушу

Как себя вести пассажиру при посадке на водную поверхность

Действия пассажира при аварийной посадке самолета на воду

При ЧС на борту самолета может возникнуть необходимость в срочной посадке, даже если полет проходит над водой.

В таком случае пилоты постараются посадить борт так, что он оставался на поверхности как можно дольше. При горизонтальной мягкой посадке самолет будет находиться на плаву в течение 30-40 минут.

Система безопасности авиации для таких случаев предусматривает наличие на борту индивидуальных (спасжилеты) и коллективных спасательных средств (надувной плот). Жилеты находятся под каждым креслом.

Если полет долгое время будет проходить над водой, то перед взлетом обязательно проводится инструктаж по правильному использованию жилетов. Обычно одевать его следует через голову. Заранее оденьте многослойно теплую одежду. Отрегулируйте размер с помощью специальных ремней. Не надувайте его пока, не выберетесь из салона самолета. Оказавшись в воде, используйте свисток и фонарь для привлечения спасателей.

Плот для коллективного спасения, как правило, начинает надуваться самостоятельно при соприкосновении с водой. Если этого не происходит, воспользуйтесь специальным рычагом сбоку плота.

Читайте также: