При выращивании культурных растений к абиотическим факторам

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ 2015–2016 уч . г .

( ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ) (9 класс )

( правильный ответ – 1 балл ; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов ).

д ) улучшения качества окружающей природной среды ; е ) формирования экологического мировоззрения москвичей .

2. Для определения естественного прироста населения г . Москвы за минувший год необходимо знать :

а ) общую численность населения в нынешнем и минувшем годах ; б ) число детей и число лиц пожилого возраста ; в ) число мужчин и женщин детородного возраста ; г ) число родившихся и число умерших ;

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2015–2016 уч . г . Школьный этап . 9 класс

3. Лесистость территории Московского региона ( г . Москва и Московская обл .) достаточно высока – 43 % ( это больше , чем в среднем по Центральному федеральному округу – 35 %, и немногим меньше , чем по стране в целом – около 47 %). Наличие таких значительных лесных ресурсов на территории , прилегающей к Москве , способствует не только формированию благоприятной экологической обстановки , но и может создавать определённые проблемы , связанные , в частности , с :

а ) повышенной вероятностью возникновения пыльных бурь ; б ) выделением в воздух загрязняющих веществ ; в ) повышенной вероятностью возникновения лесных пожаров ;

г ) дополнительной очисткой природных и сточных вод ; д ) повышенным уровнем шума ;

е ) поражением древесно - кустарниковых насаждений вредителями и болезнями .

4. В настоящее время весьма актуальна задача снижения экологического следа , приходящегося на одного москвича , до среднего по стране . Методы снижения экоследа в столице включают :

а ) увеличение плотности населения ; б ) расширение малоэтажного строительства ; в ) использование электромобилей ; г ) внедрение солнечных батарей ;

д ) сокращение площади особо охраняемых природных территорий ; е ) полный запрет на использование традиционного ископаемого топлива ( уголь , нефть , газ ).

5. Климат Москвы более суровый , а зимний период – самый продолжительный среди столиц северных государств Европы . Этот вывод получен в результате сравнения климатических условий в Москве и :

г ) Санкт - Петербурге ;

6. Именно в Москве началась реализация на практике нового для России направления подготовки питьевой воды – включение в схему очистки метода озоносорбции . До этого в качестве обеззараживающего средства применяли , в основном :

а ) гипохлорит натрия ; б ) хлор ; в ) хлореллу ;

г ) хлороводородную кислоту ; д ) хлорофилл ; е ) хлорофос .

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2015–2016 уч . г . Школьный этап . 9 класс

7. К числу социально - экономических факторов , определяющих состояние окружающей среды в г . Москве , следует отнести следующие :

а ) демографическую ситуацию ; б ) климат ;

в ) отраслевую структуру народного хозяйства ; г ) рельеф местности ; д ) характер почв ;

е ) разнородность ландшафтов .

8. В силу природных и исторических особенностей территории , которую зани - мает современная Москва , её зелёные насаждения характеризуются весьма высоким разнообразием образующих их сообществ . Так , к лиственным древесным насаждениям относятся :

9. Климат Москвы – умеренно - континентальный . Вместе с тем относительно высокую температуру в зимний период по сравнению с другими населёнными пунктами , расположенными восточнее на той же широте ( Нижний Новгород , Уфа , Челябинск ) , обеспечивает :

а ) влияние близлежащих горных массивов ; б ) влияние Гольфстрима ;

в ) географическое положение ( в центре Восточно - Сибирской равнины ); г ) наличие атлантических и средиземноморских циклонов ; д ) наличие крупных водоёмов ( морей , океанов ); е ) отсутствие атмосферных осадков .

Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ ( ответ и обоснование от 0 до 3 баллов ).

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2015–2016 уч . г . Школьный этап . 9 класс

11. В крупных городах способствует очищению загрязнённого атмосферного воздуха развитие промышленности .

12. При выращивании культурных растений к абиотическим факторам можно отнести недостаток солнечного света , в то время как достаточная освещённость является биотическим фактором .

13. Постановлением Правительства Москвы № 743- ПП от 10.09.02 г . В соот - ветствии п . 4.2.2 указанных правил уборка листвы не производится на озелененных территориях лесопарков , парков , скверов и бульваров . Это реше - ние принято в связи с тем , что уборка листвы способствует процессу почвообразования .

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2015–2016 уч . г . Школьный этап . 9 класс

15. Климат Москвы – умеренно - континентальный . Вместе с тем относительно высокую температуру в зимний период по сравнению с окрестностями города и сельской местностью , расположенной в соседних областях , обеспечивает особая тепловая зона ( так называемый купол тепла ).

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте , почему этот ответ вы считаете правильным ( выбор правильного ответа – 2 балла ; обоснование – от 0 до 2 баллов ; всего за задачу – 4 балла ).

16. Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания , Россия не стала исключением . В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его .



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные экологические факторы и их влияние на растения"

Каждый вид живых организмов обитает в определённых условиях — в воде, на земле, в почве или в теле другого организма. Так, рыбы, раки, моллюски и другие водные животные, многие растения всю жизнь проводят в воде. Большинство растений, зверей и птиц живут в наземно-воздушной среде.

Всё, что окружает живые организмы, называется средой их обитания или окружающей средой.

Среда обитания представляет собой все тела (живые и неживые), а также явления природы, которые прямо или косвенно оказывают влияние на организмы.

Отдельные компоненты среды, которые воздействуют на организмы, называются факторами среды. Среди них выделяют факторы живой и неживой природы.

К факторам неживой природы, или абиотическим факторам, относятся свет, температура, вода, воздух, ветер, атмосферное давление.

Факторы живой природы, или биотические факторы, — это любые взаимодействия живых организмов. Так, одни организмы могут служить кормом для других или, наоборот, поедая и уменьшая запасы корма, вызывать тем самым сокращение численности других видов.

В отдельную группу факторов выделены все виды человеческой деятельности, оказывающие влияние на живые организмы.

Связи живых организмов со средой обитания, а также сообщества живых организмов изучает наука экология (от греческого слова ойкос — жилище, и логос — наука). Поэтому факторы среды называются экологическими.

Для жизни организмов, составляющих природные со­общества, необходимы определённые условия. Условия жизни зависят от влияния различных экологических факторов.

Вы уже знаете, что практически для всего жи­вого на Земле источником энергии служит Солнце. Растения в ходе фотосинтеза превращают энергию Солнца в энергию органических веществ. Травоядные животные поедают растения и используют вещества, накопленные растениями, для построения своего тела и получения энергии. Таким образом, значительная часть органических веществ растений переходит в тела растительноядных организмов и расходуется на построение новых клеток и на получение энергии. Растительноядных животных поедают хищники.

Таким образом, важнейшую роль в природном сооб­ществе играют растения, поэтому мы будем рассматри­вать особенности природных сообществ на их примере.

Все экологические факторы оказывают влияние на растение и нужны для их жизни. Но особенно резкие из­менения во внешнем облике и во внутреннем строении растения вызывают такие факторы неживой природы, как свет, температура, влажность.

Одним из главных абиотических факторов является солнечный свет – основной источник энергии, поступающей на Землю. Благодаря энергии солнечных лучей в растениях происходит фотосинтез. Влияет он и на другие функции растительного орга­низма — на его рост, цветение, плодоношение, прорастание се­мян.

По требовательности к интенсивности освещения выделяют три группы растений: светолюбивые, тене­любивые и теневыносливые.

Светолюбивые растения жи­вут только на освещённых солнцем открытых местах. Они широко распространены в сухих степях и полупустынях, высокогорных лугах, пустырях, где растительный покров редкий и растения не затеняют друг друга. К светолюбивым относят степные и луговые травы, мать – и – мачеху, очиток, сорняки, пшеницу, подсолнечник, из древесных пород — сос­ну, берёзу, лиственницу, белую ака­цию.

Тенелюбивые растения не выносят прямого солнечного света и хорошо растут только в затенённых местах. Это травянистые растения еловых лесов и дубрав, например кислица, вороний глаз, майник двулистный, ветреница, многие лесные папоротники и мхи.

Теневыносливые растения лучше растут при прямом освещении солнечными лучами, однако способны выносить и затенение. В эту группу растений входят многие древесные породы с густыми крона­ми, в которых часть листьев сильно затеняется (липа, дуб, ясень), многие травянистые растения лесов, опушек и лугов.

Важным абиотическим фактором среды является температура. Колебания температуры на земном шаре достигают широких пределов: от + 50-60°С в пустынях до – 70-80°С в Антарктиде, однако жизнь существует и в таких экстремальных условиях.

Каждый вид живых организмов приспособился к определённому температурно­му режиму. Но для всех растений опасны как перегрев, так и чрезмерное охлаждение.

Действие чрезмерно высоких температур может выз­вать у растений иссушение, ожоги, разрушение хлоро­филла, нарушение процессов жизнедеятельности и при­вести к гибели.

Воздействию высоких температур, часто сочетающе­муся с недостатком влаги, нередко подвергаются све­толюбивые растения. У этих растений выработались разнообразные приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева: вертикальное положе­ние листьев, уменьшение поверхности листа, развитие колючек (у как­тусов), способность к запасанию большого количества во­ды, хорошо развитая корневая система, густое опушение, при­дающее листьям светлую окраску и усиливающее отра­жение падающего света.

Холод также может неблагоприятно воздействовать на растения. При замерзании воды в межклеточных про­странствах и внутри клетки образуются кристаллы льда, вызывающие повреждение клеток и их гибель.

Растения холодных областей имеют очень мелкие листья и не­большие размеры (например, карликовая берёза и карликовая ива). Их высота соответствует глубине снежного покрова, так как все части, выступающие над снегом, гибнут.

У некоторых кустарников и деревьев начинает преоб­ладать рост в горизонтальном направлении, например у кедрового стланика, можжевельника. Их ветви стелются по земле и не поднимаются выше обычной глубины снежного покрова.

В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Растения сбрасыва­ют листву. У многих травянистых рас­тений отмирают надземные органы. Некоторые водные растения опускаются на дно водоёмов или образуют зи­мующие почки.

Также важным абиотическим фактором является влажность, так как без воды не может существовать ни один организм. Источником воды для растений служат атмосферные осадки, водоёмы, подземные воды, роса и туман. У растений пустынь, сухих степей вода составляет от 30 до 65% от общей массы, у лесостепных растений — до 70—80%, у влаголюбивых достигает 90%.

По отношению к влажности растения можно разде­лить на три группы.

1. Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.

2. Растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью.

3. Растения, живущие в средних (достаточ­ных) условиях увлажнения.

Растения, входящие в эти экологические группы, имеют характерные для них особенности внешнего и внутреннего строения.

Теперь перейдём к рассмотрению биотических факторов и узнаем, как живые организмы влияют друг на друга.

Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и се­мена. Крупные растения могут затенять молодые, мел­кие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры.

С каждым годом увеличивается влияние деятельности человека на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благопри­ятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и ус­тойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек способствует сохранению и распространению цен­ных растений.

Но деятельность человека может нанести природе вред. Так, неправильное орошение вызывает заболачива­ние и засоление почв и часто приводит к гибели расте­ний. Из-за вырубки лесов разрушается плодородный слой почвы и даже могут образоваться пустыни. Подобных примеров можно привести много, и все они свиде­тельствуют о том, что человек оказывает огромное влия­ние на растительный мир и природу в целом.

Факторы жизни растений — условия внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

К факторам жизни растений относятся свет, воздух, вода, тепло и питательные вещества. Оптимальное соотношение перечисленных факторов позволяет полностью удовлетворить потребности растений, что обеспечивает хороший рост, развитие и плодоношение. Несоответствие условий потребностям может приводить к задержке в росте и гибели растений.

Факторы жизни растений делят на:

  • земные, то есть получаемые из почвы и атмосферы — вода, воздух, питательные вещества;
  • космические, то есть получаемые за счет солнечной энергии — свет, тепло.

Навигация

Факторы жизни растений (English version)

Состав почвы и её роль в жизни растений

Почва представляет собой гомогенную систему, состоящую из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной.

Твердая фаза состоит из минеральной и органической части и представляет скелет почвы. Она включает твердые частицы, между которыми находятся свободные пустоты — поры, заполненные водой или воздухом.

Соотношение твердой, жидкой и газообразной фаз определяет режим обеспеченности растений земными факторами жизни. Для разных типов почв оно различно, а его изменение позволяет регулировать условия жизни растений. Оптимальным принято считать соотношение 2:1:1, то есть твердой фазы — 50%, жидкой и газообразной — по 25%.

Создавание и поддержание оптимального соотношения объемов фаз почвы достигается рядом приемов обработки почвы, мелиорацией, внесением удобрений, благодаря чему улучшается водный, тепловой, воздушный, питательный режимы, создавая тем самым благоприятные условия роста и развития растений.


Сравнительные объемы компонентов почвы в пахотном слое

Требования растений к свету

Световая энергия используется растениями для фотосинтеза, её количество лимитирует скорость процесса. Интенсивность и спектральный состав света влияют на рост и развитие растений. Недостаток приводит к замедлению фотосинтетических процессов, что приводит к голоданию, задержке в росте и гибели растений. Избыток световой энергии — к угнетению и ожогам.

Световую энергию растения получают от Солнца, в некоторых случаях применяют искусственное освещение, например при досвечивании рассады, в теплицах и т.п.

Солнечный свет включает ультрафиолетовый спектр, который оказывает бактерицидное действие на микроорганизмы.

Требования растений к теплу

Как отмечал К.А. Тимирязев в жизни растений ведущую роль занимает температурный фактор. Сельскохозяйственная наука к настоящему моменту накопила достаточно сведений о потребности культур в тепле.

Условной единицей измерения количества тепла является сумма активных температур, то есть более 10 °С, за период вегетации. Потребность растений в тепле колеблется в зависимости от вида и сорта, а также периода вегетации.

Определение требований к теплу дает возможность оценить условия возделывания культур в конкретной зоне. Теплообеспеченность имеет особое значение в период прорастания семян. Поэтому знание этих факторов позволяет определить точные сроки посева, выстроить систему обработки почвы и истребительные мероприятия по борьбе с сорной растительность.

Требования к теплу определяют устойчивость растений к заморозкам, условиям зимовки и жароустойчивости.

Требования растений к влаге

Вода — ключевой фактор жизни растений. Без неё не начинаются ростовые процессы в семенах, она участвует в синтезе органических веществ, является средой для превращения питательных веществ и биохимических реакций.

Оптимальная влажность почвы в корнеобитаемом слое, при которой обеспечиваются наилучшие условия роста, находится в пределах 65-90% наименьшей влагоемкости.

Транспирационный коэффициент — количество воды, расходуемое растением на создание единицы сухого вещества. Является одним из показателей влагопотребления.

Потребность во влаге может колебаться в зависимости от фаз развития растения. Критическая фаза роста — фаза развития, при которой влагопотребление максимально.

Суммарное водопотребление — количество воды, расходуемое растениями на 1 гектаре, выраженное в м 3 или мм.

Коэффициент водопотребления — расход воды растениями на создание 1 т урожая. Имеет важное значение при расчете возможной урожайности.

Требования растений к элементам питания

Растения для своего роста, развития и формирования урожая используют органические и минеральные вещества, в процессы фотосинтеза которые трансформируются в сложные органические соединения.

В элементном составе растения содержат углерод, кислород, водород, азот и многие другие элементы. На долю углерода, кислорода и водорода суммарно приходится 94% сухого вещества, по элементно: на долю углерод — 45%, кислорода — 42%, водорода — 7%. Остальные 6% сухой массы состоят из азота и минеральных элементов.

Основным питательным веществом является углекислый газ CO2. Ежегодно растения поглощают из атмосферного воздуха около 20 млрд т углерода.

На сегодняшний день накоплены большие знания о питании растений. Практически все химические элементы были найдены в различных растительных частях, доказано участие 27 элементов в биохимических процессах, 15 из них являются необходимыми для роста и развития.

Человек, в результате применения удобрений, агротехнологий, мелиорации, различных видов и сортов, оказывает значительное воздействие на состав и почвенные процессы.

В экстенсивном земледелии единственным источником минеральных веществ для растений был естественный их запас в почве. При истощении естественного плодородия люди исключали эти земли из обработки и осваивали новые. Оставленные участки восстанавливали плодородие за счет природных процессов длительное время. Наиболее яркими примерами такого подхода являются переложная и залежная системы земледелия.

Трансформационная способность почвы, то есть способность снабжать растения элементами питания и водой, внесенных извне, в интенсивных системах земледелия играет важную роль. Однако и этой способности бывает недостаточно, в условиях современного интенсивного земледелия. Кроме того, к почве предъявляются повышенные требования к фитосанитарному состоянию и агротехнологические свойства. В следствии чего, требуется улучшение всего комплекса свойств почвы, за счет использования новейших технологий для расширенного воспроизводства плодородия. Возможность решения этой задачи заложена природой самой почвы, как возобновляемого ресурса. Но неправильное применение почвы способно приводит к потере плодородия.

Читайте также: