При скрещивании двух гетерозиготных растений
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 19.09.2024
Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
А – ген черной масти,
а – ген красной масти.
- Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа .
- Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип – АА .
- Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А , а красные коровы несут только рецессивный ген а .
- Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа .
- Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а . Их слияние носит случайный характер, поэтому в F2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.
Р | ♀ aa красные | × | ♂ AA черный | ||
гаметы | a | A | |||
F1 | Aa 100% черные | ||||
F1 | ♀ Aa черные | × | ♂ Aa черные | ||
гаметы | A | a | A | a | |
F2 | AA | Aa | Aa | aa | |
75% черные | 25% красные |
При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов F1 в их потомстве (F2) будет наблюдаться расщепление: 3/4 особей будет черного цвета, 1/4 – красного.
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
При неполном доминирования гетерозиготы имеют промежуточный признак.
Правильный ответ - 100%
Источник: РЕШУ ЕГЭ
2.Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)
Задание 6 № 2302
Пояснение.
При неполном доминирования гетерозиготы имеют промежуточный признак.
При этом абсолютно не важно какой из признаков доминантный белые или красные. Главное, что при скрещивании их между собой в потомстве мы получим 100% растений с промежуточным признаком Аа - розовые.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
3.Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы
Задание 6 № 2303
Пояснение.
По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных растений в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1
Ответ: 1:2:1|1 : 2 : 1|121|211|2:1:1
1:2:1|1 : 2 : 1|121|211|2:1:1
Источник: РЕШУ ЕГЭ
4.Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи
Задание 6 № 2316
Пояснение.
В задаче описан один признак,выживают гетерозиготы, значит генотип Аа
Источник: РЕШУ ЕГЭ
5.При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель — А) доля карликовых форм равна (%)
Задание 6 № 2319
Пояснение.
По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
6.Какова вероятность (%) рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослостъ доминирует над высоким ростом)
Задание 6 № 2324
Пояснение.
По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
7.При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит
Задание 6 № 2332
Пояснение.
При таком скрещивании получается 50% гетерозигот и 50% гомозиготных рецессивных особей.
При таком скрещивании получается 50% гетерозигот и 50% гомозиготных доминантных особей.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
8.Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования?
В ответ запишите цифру
Задание 6 № 2333
Пояснение.
По второму закону Менделя (закону расщепления), при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, значит образуется 2 разновидности фенотипов.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
9.Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?
Задание 6 № 2334
Пояснение.
По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей ( светловолосых)
Источник: РЕШУ ЕГЭ
10.Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Задание 6 № 20468
Пояснение.
При моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании соотношение фенотипов 3:1 (Правило расщепления Менделя)
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2017 по биологии.
11.Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения?
В ответе запишите только соответствующее число.
Задание 6 № 20781
Пояснение.
каждая гамета содержит только один аллель каждого гена.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
12.Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?
Задание 6 № 20956
Пояснение.
При самоопылении растений с розовыми лепестками венчика в случае неполного доминирования
Аа х Аа получим 3 фенотипа: АА красные; Аа розовые; аа белые
Не важно проявление признака (цвет), необходимо знать, что при самоопылении гетерозигот при неполном доминировании получается 3 фенотипа
Источник: Типовые тестовые задания по биологии под редакцией Г. С. Калинова, Т. В. Мазяркина. 10 вариантов заданий. 2017 год.
13.Круглая форма плодов томата доминирует над грушевидной, красная окраска плодов — над жёлтой. Определите генотип томата с грушевидными жёлтыми плодами.
Задание 6 № 21127
Пояснение.
грушевидные и жёлтые плоды рецессивные признаки, значит генотип — aabb
Источник: РЕШУ ЕГЭ
14.Какова вероятность рождения (в %) здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен гипертрихозом – болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y−хромосомой?
Задание 6 № 21264
Пояснение.
т.к. данный ген, сцеплен с Y−хромосомой, то все сыновья будут больны гипертрихозом. Значит, вероятность рождения здоровых мальчиков в данной семье 0%
Источник: РЕШУ ЕГЭ
15.У человека лопоухость (В) доминирует над геном нормально прижатых ушей (b). Каков генотип отца, если генотип матери bb, а среди их детей было 50% лопоухих и 50% с нормально прижатыми ушами?
Задание 6 № 21273
Пояснение.
Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.
- Организм с генотипом аа называется
- дигомозиготой
- гетерозиготой
- гомозиготой по доминантному признаку
- гомозиготой по рецессивному признаку
- У особи с генотипом АаBb в результате гаметогенеза может образоваться … типа гамет.
- 4
- 3
- 2
- 1
- При скрещивании организмов с генотипами АаBb Х АаBb проявится закон
- сцепленного наследования
- расщепления
- независимого наследования
- доминирования
- Гемофилия и дальтонизм наследуются как … признаки.
- доминантные, аутосомные
- доминантные, сцепленные с Х – хромосомой
- рецессивные, аутосомные
- рецессивные, сцепленные с Х – хромосомой
- Особь с генотипом ааВВ образует гаметы
- ааВ
- ааВВ
- аВВ
- аВ
- Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак)
- АА Х аа
- Аа Х Аа
- АА Х Аа
- Аа Х аа
- Из оплодотворенной яйцеклетки развивается мальчик, если после оплодотворения в зиготе окажется хромосомный набор
- 22 аутосомы + Y
- 22 аутосомы + Х
- 44 аутосомы + XY
- 44 аутосомы + ХХ
- Количество возможных генотипов при следующем скрещивании – Аа Х Аа-
- 1
- 2
- 3
- 4
- Аллельными называются
- разные взаимодействующие гены
- сцепленные гены
- различные состояния одного и того же гена, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом
- повторяющиеся гены
- Человек с I группой крови и положительным резус – фактором имеет генотип
- I 0 I 0 Rh + Rh +
- I 0 I 0 rh - rh -
- I A I 0 Rh + Rh +
- I A I 0 rh - rh -
- Выберите три верных ответа из шести предложенных
Законы Г. Менделя:
- сцепленного наследования
- единообразия гибридов первого поколения
- гомологических рядов
- расщепления признаков
- независимого наследования признаков
- биогенетический закон
- Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т. Моргана и их характеристиками.
А) закон сцепленного наследования 1) Г. Мендель
Б) закон расщепления 2) Т. Морган
В) закон единообразия гибридов
Г) использование плодовой мушки – дрозофилы
Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера
Е) использование растительных объектов
- Установите правильную последовательность этапов проведения моногибридного скрещивания.
А) математическая обработка данных
Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые и зеленые семена
В) скрещивание растений гороха первого поколения с желтыми семенами
Г) скрещивание разных сортов
Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской семян
Е) формулирование правил наследования признаков
Гены окраски шерсти кошек расположены в Х – хромосоме. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая – геном Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Преподаватель биологии ________________________________________Щербакова Н.В.
Министерство образования Республики Мордовия
На заседании цикловой комиссии
_____________ Силантьева Т.П.
Зам. директора по УПР
_____________ Паркина Н.В.
Курс I , семестр I
Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.
- Согласно второму закону Менделя расщепление по генотипу происходит в соотношении
- 1 : 1
- 1 : 2 : 1
- 3 : 1
- 9 : 3 : 3 : 1
- При скрещивании организма с генотипом Аа Х Аа доля гетерозигот составляет
- 0 %
- 25 %
- 50 %
- 75 %
3. Нормальный рост (А) у овса доминирует над гигантизмом (а), а раннеспелость (В) – над позднеспелостью (b). Выберите генотип дигетерозиготного растения.
4. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при независимом наследовании генов?
5. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами и растений с зелеными (а) морщинистыми семенами (b) число фенотипов в потомстве будет равно
6.Определите процентное соотношение особей по генотипу в F 1 при скрещивании двух гетерозиготных особей.
2) 50 % Аа : 50 % аа
3) 25 % АА : 50 % Аа : 25 % аа
4) 25 % Аа : 50 % АА : 25 % аа
7. Укажите генотип особи, гомозиготной по двум парам доминантных генов.
8. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВb, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными.
1) пурпурный стебель с цельными листьями
2) зеленый стебель с рассеченными листьями
3) пурпурный стебель с рассеченными листьями
4) зеленый стебель с цельными листьями
9. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)
2) 25 % белых особей и 75 % черных
3) 50 % белых особей и 50 % черных
4) 75 % белых особей и 25 % черных
10.Укажите генотип кареглазой женщины, отец которой был голубоглазым дальтоником
1. Выберите три верных ответа из шести.
В генетике используются следующие термины:
1) аллельные гены
6) рецессивный признак
2. Установите соответствие между генетическим обозначением и генотипом.
А) АА 1) гетерозигота
Б) Вb 2) гомозигота
3. Установите правильную последовательность этапов проведения дигибридного скрещивания при независимом наследовании признаков.
А) математическая обработка данных
Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые гладкие и зеленые морщинистые семена
В) скрещивание растений гороха первого поколения, дающего желтые гладкие семена
Г) скрещивание разных сортов
Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской и формой семян
Е) формулирование правил наследования признаков при дигибридном скрещивании.
У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.
Преподаватель биологии ________________________________________Щербакова Н.В.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: Биология.
Класс : 10-11.
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 класса, для изучения закономерностей наследования, установленных Г. Менделем.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких так:
· Находить точную информацию в тексте.
· Переводить один вид текста в другой.
· Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник. Н.И. Пономарева, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Горошину – в горшок, зеленую – в плетеную миску, снова желтую – в горшок. Нет, это не Золушка по заданию мачехи перебирает семена, чтобы, окончив работу, пойти на бал. Это монах и ученый Грегор Мендель в саду Августинского монастыря в чешском городе Брно собирает урожай с выращенных особым способом гороховых кустов, чтобы определить, как наследуется цвет у гороха.
Для своих опытов Мендель выбрал горох не случайно:
· Это неприхотливое растение легко выращивать.
· Потомство одного семени довольно многочисленно
· Сорта гороха разнообразны в своих фенотипических проявлениях, а отличительные признаки наследуются.
· Горох — самоопыляющееся растение.
· Гибриды, полученные в результате искусственного оплодотворения, способны давать свое потомство, что важно для прослеживания наследования признаков в поколениях.
В своих опытах Мендель учел ошибки предшественников, которые пытались сравнивать растения одновременно по разным признакам и потерпели фиаско. Исследователь решил начать с изучения наследования лишь одного признака — цвета горошин. Именно благодаря тому, что ученый сознательно сузил задачу, его ждал успех и он смог четко установить определенные закономерности наследования. Грегори Мендель начал анализ со скрещивания родителей, у которых отличались лишь одна пара признаков, такой тип скрещивания естествоиспытатель назвал моногибридным.
Мендель вручную оплодотворил растения, семена которых имели желтый цвет кожуры, пыльцой с растений с зеленой кожурой. Когда ученый собрал урожай высаженных растений, то обнаружил, что кожура у всех потомков желтая.
Повторив эксперименты с морщинистыми и гладкими горошинами, с кустами гороха разной высоты, растениями с разной окраской цветков и стручков и т.д., Мендель отметил, что все потомки в первом поколении унаследовали признак одного из родительских организмов, т.е. по фенотипу не отличаются друг от друга.
Ведущее свойство, характерное для всех семян, полученных в первом поколении, Мендель обозначил как доминантное. Свойство другого родителя, которое не проявилось у гибридов первого поколения, ученый определил как рецессивное. Закономерность получила название первого закона Менделя, или закона единообразия гибридов I-го поколения, или закона доминирования.
Мендель продолжил опыты с одинаково желтыми гибридами первого поколения. И для исследователя было большим сюрпризом увидеть примерно треть зеленых горошин в корзинке семян с новым урожаем.
Когда ученый проанализировал результаты экспериментов с гибридами второго поколения, он увидел следующую закономерность: гибриды разделились на два различных по внешнему виду, т.е. фенотипу, класса. Большая часть унаследовала доминантные признаки, меньшая — рецессивные.
Далее ученый начал проводить опыты с растениями, у которых отличались две пары признаков, и использовал гомозиготные семена гороха, отличающиеся цветом и формой семян. Такой тип скрещивания ученый назвал дигибридным. Для определения гомозиготности растений он использовал анализирующее скрещивание.
У потомков во втором поколении треть горошин имеет проявления доминантного фенотипа, однако при этом отличается по генотипу (Аа и АА). И чтобы определить генотип, Мендель использовал семена с проявлениями рецессивного признака. Поскольку рецессивные свойства проявляются только в гомозиготном состоянии генов (аа), потомки, в зависимости от генотипа исходной особи, будут иметь единый фенотип, если родительская особь гомозиготна, согласно 1 закону Менделя, либо произойдет расщепление в соотношении 1:1.
В результате искусственного опыления гладких (B) и желтых (A) растений с морщинистыми (b) и зелеными(a), в первом поколении все растения дали потомство с желтыми гладкими горошинами, что подтвердило первый закон Менделя о единообразии гибридов первого поколения при дигибридном скрещивании.
Замеченные Менделем закономерности о наследовании генов подтвердились при анализе итогов экспериментов со всеми семью парами признаков. В ходе анализа результатов ученый пришел к выводу об универсальности закономерностей наследования и вывел Третий закон Менделя, или закон независимого распределения признаков.
Опыты ученого, проведенные с тысячами гороховых зерен в монастырском саду, и тщательная статистическая работа по анализу признаков, проявившихся у потомков, позволили ученому доложить на заседании Общества естествоиспытателей в г. Брно в 1865 году о своих выводах.
Мендель утверждал, что:
Хотя в последнем пункте Мендель был не прав, и последующие опыты с окраской цветков ночной красавицы показали существование неполного доминирования.
Рассмотрите схемы, на которых изображены законы Г. Менделя. Расположите схемы в той последовательности, в которой их открыл Г. Мендель.
Читайте также: