При скрещивании двух гетерозиготных растений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

А – ген черной масти,
а – ген красной масти.

  1. Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа .
  2. Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип – АА .
  3. Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А , а красные коровы несут только рецессивный ген а .
  4. Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа .
  5. Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а . Их слияние носит случайный характер, поэтому в F2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.

Р ♀ aa
красные
× ♂ AA
черный
гаметы a A
F1 Aa
100% черные
F1 ♀ Aa
черные
× ♂ Aa
черные
гаметы A a A a
F2 AA Aa Aa aa
75% черные 25% красные

При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов F1 в их потомстве (F2) будет наблюдаться расщепление: 3/4 особей будет черного цвета, 1/4 – красного.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

При неполном доминирования гетерозиготы имеют промежуточный признак.

Правильный ответ - 100%

Источник: РЕШУ ЕГЭ

2.Какой про­цент растений ноч­ной красавицы с ро­зо­вы­ми цветками можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния растений с крас­ны­ми (А) и бе­лы­ми (а) цветками (неполное доминирование)

Задание 6 № 2302

Пояснение.

При не­пол­ном доминирования ге­те­ро­зи­го­ты имеют про­ме­жу­точ­ный признак.

При этом абсолютно не важно какой из признаков доминантный белые или красные. Главное, что при скрещивании их между собой в потомстве мы получим 100% растений с промежуточным признаком Аа - розовые.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

3.Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы

Задание 6 № 2303

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных растений в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1

Ответ: 1:2:1|1 : 2 : 1|121|211|2:1:1

1:2:1|1 : 2 : 1|121|211|2:1:1

Источник: РЕШУ ЕГЭ

4.Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи

Задание 6 № 2316

Пояснение.

В задаче описан один признак,выживают гетерозиготы, значит генотип Аа

Источник: РЕШУ ЕГЭ

5.При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель — А) доля карликовых форм равна (%)

Задание 6 № 2319

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

6.Какова вероятность (%) рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослостъ доминирует над высоким ростом)

Задание 6 № 2324

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

7.При скре­щи­ва­нии гетерозиготного по одной паре при­зна­ков растения с го­мо­зи­гот­ным доля го­мо­зи­гот в потом­стве составит

Задание 6 № 2332

Пояснение.

При таком скре­щи­ва­нии получается 50% ге­те­ро­зи­гот и 50% го­мо­зи­гот­ных рецессивных особей.

При таком скре­щи­ва­нии получается 50% ге­те­ро­зи­гот и 50% го­мо­зи­гот­ных доминантных особей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

8.Какое число фе­но­ти­пов образуется в потом­стве при скре­щи­ва­нии Aa x Aa в слу­чае полного доминирования?

В ответ за­пи­ши­те цифру

Задание 6 № 2333

Пояснение.

По вто­ро­му закону Мен­де­ля (закону расщепления), при скре­щи­ва­нии гетерозиготных ор­га­низ­мов в потом­стве идет рас­щеп­ле­ние по ге­но­ти­пу 1:2:1, по фе­но­ти­пу 1:3, зна­чит образуется 2 раз­но­вид­но­сти фенотипов.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

9.Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Задание 6 № 2334

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей ( светловолосых)

Источник: РЕШУ ЕГЭ

10.Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Задание 6 № 20468

Пояснение.

При мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных ор­га­низ­мов при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии соотношение фенотипов 3:1 (Правило расщепления Менделя)

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2017 по биологии.

11.Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения?

В ответе запишите только соответствующее число.

Задание 6 № 20781

Пояснение.

каждая гамета содержит только один аллель каждого гена.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

12.Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?

Задание 6 № 20956

Пояснение.

При самоопылении растений с ро­зо­вы­ми ле­пест­ка­ми вен­чи­ка в слу­чае не­пол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния

Аа х Аа получим 3 фенотипа: АА красные; Аа розовые; аа белые

Не важно проявление признака (цвет), необходимо знать, что при самоопылении гетерозигот при неполном доминировании получается 3 фенотипа

Источник: Типовые тестовые задания по биологии под редакцией Г. С. Калинова, Т. В. Мазяркина. 10 вариантов заданий. 2017 год.

13.Круглая форма пло­дов то­ма­та до­ми­ни­ру­ет над грушевидной, крас­ная окрас­ка пло­дов — над жёлтой. Опре­де­ли­те ге­но­тип то­ма­та с гру­ше­вид­ны­ми жёлтыми плодами.

Задание 6 № 21127

Пояснение.

гру­ше­вид­ны­е и жёлтые пло­ды рецессивные признаки, значит генотип — aabb

Источник: РЕШУ ЕГЭ

14.Какова ве­ро­ят­ность рож­де­ния (в %) здо­ро­вых маль­чи­ков в семье, где мать здорова, а отец болен ги­пер­т­ри­хо­зом – болезнью, обу­слов­лен­ной на­ли­чи­ем гена, сцеп­лен­но­го с Y−хромосомой?

Задание 6 № 21264

Пояснение.

т.к. данный ген, сцеплен с Y−хромосомой, то все сыновья будут больны гипертрихозом. Значит, вероятность рождения здоровых мальчиков в данной семье 0%

Источник: РЕШУ ЕГЭ

15.У человека лопоухость (В) доминирует над геном нормально прижатых ушей (b). Каков генотип отца, если генотип матери bb, а среди их детей было 50% лопоухих и 50% с нормально прижатыми ушами?

Задание 6 № 21273

Пояснение.

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Организм с генотипом аа называется
  1. дигомозиготой
  2. гетерозиготой
  3. гомозиготой по доминантному признаку
  4. гомозиготой по рецессивному признаку
  1. У особи с генотипом АаBb в результате гаметогенеза может образоваться … типа гамет.
  1. 4
  2. 3
  3. 2
  4. 1
  1. При скрещивании организмов с генотипами АаBb Х АаBb проявится закон
  1. сцепленного наследования
  2. расщепления
  3. независимого наследования
  4. доминирования
  1. Гемофилия и дальтонизм наследуются как … признаки.
  1. доминантные, аутосомные
  2. доминантные, сцепленные с Х – хромосомой
  3. рецессивные, аутосомные
  4. рецессивные, сцепленные с Х – хромосомой
  1. Особь с генотипом ааВВ образует гаметы
  1. ааВ
  2. ааВВ
  3. аВВ
  4. аВ
  1. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак)
  1. АА Х аа
  2. Аа Х Аа
  3. АА Х Аа
  4. Аа Х аа
  1. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается мальчик, если после оплодотворения в зиготе окажется хромосомный набор
  1. 22 аутосомы + Y
  2. 22 аутосомы + Х
  3. 44 аутосомы + XY
  4. 44 аутосомы + ХХ
  1. Количество возможных генотипов при следующем скрещивании – Аа Х Аа-
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. Аллельными называются
  1. разные взаимодействующие гены
  2. сцепленные гены
  3. различные состояния одного и того же гена, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом
  4. повторяющиеся гены
  1. Человек с I группой крови и положительным резус – фактором имеет генотип
  1. I 0 I 0 Rh + Rh +
  2. I 0 I 0 rh - rh -
  3. I A I 0 Rh + Rh +
  4. I A I 0 rh - rh -
  1. Выберите три верных ответа из шести предложенных

Законы Г. Менделя:

  1. сцепленного наследования
  2. единообразия гибридов первого поколения
  3. гомологических рядов
  4. расщепления признаков
  5. независимого наследования признаков
  6. биогенетический закон
  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т. Моргана и их характеристиками.

А) закон сцепленного наследования 1) Г. Мендель

Б) закон расщепления 2) Т. Морган

В) закон единообразия гибридов

Г) использование плодовой мушки – дрозофилы

Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера

Е) использование растительных объектов

  1. Установите правильную последовательность этапов проведения моногибридного скрещивания.

А) математическая обработка данных

Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые и зеленые семена

В) скрещивание растений гороха первого поколения с желтыми семенами

Г) скрещивание разных сортов

Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской семян

Е) формулирование правил наследования признаков

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х – хромосоме. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая – геном Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Преподаватель биологии ________________________________________Щербакова Н.В.

Министерство образования Республики Мордовия

На заседании цикловой комиссии

_____________ Силантьева Т.П.

Зам. директора по УПР

_____________ Паркина Н.В.

Курс I , семестр I

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Согласно второму закону Менделя расщепление по генотипу происходит в соотношении
  1. 1 : 1
  2. 1 : 2 : 1
  3. 3 : 1
  4. 9 : 3 : 3 : 1
  1. При скрещивании организма с генотипом Аа Х Аа доля гетерозигот составляет
  1. 0 %
  2. 25 %
  3. 50 %
  4. 75 %

3. Нормальный рост (А) у овса доминирует над гигантизмом (а), а раннеспелость (В) – над позднеспелостью (b). Выберите генотип дигетерозиготного растения.

4. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при независимом наследовании генов?

5. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами и растений с зелеными (а) морщинистыми семенами (b) число фенотипов в потомстве будет равно

6.Определите процентное соотношение особей по генотипу в F 1 при скрещивании двух гетерозиготных особей.

2) 50 % Аа : 50 % аа

3) 25 % АА : 50 % Аа : 25 % аа

4) 25 % Аа : 50 % АА : 25 % аа

7. Укажите генотип особи, гомозиготной по двум парам доминантных генов.

8. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВb, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными.

1) пурпурный стебель с цельными листьями

2) зеленый стебель с рассеченными листьями

3) пурпурный стебель с рассеченными листьями

4) зеленый стебель с цельными листьями

9. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

2) 25 % белых особей и 75 % черных

3) 50 % белых особей и 50 % черных

4) 75 % белых особей и 25 % черных

10.Укажите генотип кареглазой женщины, отец которой был голубоглазым дальтоником

1. Выберите три верных ответа из шести.

В генетике используются следующие термины:

1) аллельные гены

6) рецессивный признак

2. Установите соответствие между генетическим обозначением и генотипом.

А) АА 1) гетерозигота

Б) Вb 2) гомозигота

3. Установите правильную последовательность этапов проведения дигибридного скрещивания при независимом наследовании признаков.

А) математическая обработка данных

Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые гладкие и зеленые морщинистые семена

В) скрещивание растений гороха первого поколения, дающего желтые гладкие семена

Г) скрещивание разных сортов

Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской и формой семян

Е) формулирование правил наследования признаков при дигибридном скрещивании.

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

Преподаватель биологии ________________________________________Щербакова Н.В.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Биология.

Класс : 10-11.

Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 класса, для изучения закономерностей наследования, установленных Г. Менделем.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких так:

· Находить точную информацию в тексте.

· Переводить один вид текста в другой.

· Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник. Н.И. Пономарева, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Горошину – в горшок, зеленую – в плетеную миску, снова желтую – в горшок. Нет, это не Золушка по заданию мачехи перебирает семена, чтобы, окончив работу, пойти на бал. Это монах и ученый Грегор Мендель в саду Августинского монастыря в чешском городе Брно собирает урожай с выращенных особым способом гороховых кустов, чтобы определить, как наследуется цвет у гороха.
Для своих опытов Мендель выбрал горох не случайно:

· Это неприхотливое растение легко выращивать.

· Потомство одного семени довольно многочисленно

· Сорта гороха разнообразны в своих фенотипических проявлениях, а отличительные признаки наследуются.

· Горох — самоопыляющееся растение.

· Гибриды, полученные в результате искусственного оплодотворения, способны давать свое потомство, что важно для прослеживания наследования признаков в поколениях.

В своих опытах Мендель учел ошибки предшественников, которые пытались сравнивать растения одновременно по разным признакам и потерпели фиаско. Исследователь решил начать с изучения наследования лишь одного признака — цвета горошин. Именно благодаря тому, что ученый сознательно сузил задачу, его ждал успех и он смог четко установить определенные закономерности наследования. Грегори Мендель начал анализ со скрещивания родителей, у которых отличались лишь одна пара признаков, такой тип скрещивания естествоиспытатель назвал моногибридным.

Мендель вручную оплодотворил растения, семена которых имели желтый цвет кожуры, пыльцой с растений с зеленой кожурой. Когда ученый собрал урожай высаженных растений, то обнаружил, что кожура у всех потомков желтая.

Повторив эксперименты с морщинистыми и гладкими горошинами, с кустами гороха разной высоты, растениями с разной окраской цветков и стручков и т.д., Мендель отметил, что все потомки в первом поколении унаследовали признак одного из родительских организмов, т.е. по фенотипу не отличаются друг от друга.

Ведущее свойство, характерное для всех семян, полученных в первом поколении, Мендель обозначил как доминантное. Свойство другого родителя, которое не проявилось у гибридов первого поколения, ученый определил как рецессивное. Закономерность получила название первого закона Менделя, или закона единообразия гибридов I-го поколения, или закона доминирования.

Мендель продолжил опыты с одинаково желтыми гибридами первого поколения. И для исследователя было большим сюрпризом увидеть примерно треть зеленых горошин в корзинке семян с новым урожаем.

Когда ученый проанализировал результаты экспериментов с гибридами второго поколения, он увидел следующую закономерность: гибриды разделились на два различных по внешнему виду, т.е. фенотипу, класса. Большая часть унаследовала доминантные признаки, меньшая — рецессивные.

Далее ученый начал проводить опыты с растениями, у которых отличались две пары признаков, и использовал гомозиготные семена гороха, отличающиеся цветом и формой семян. Такой тип скрещивания ученый назвал дигибридным. Для определения гомозиготности растений он использовал анализирующее скрещивание.

У потомков во втором поколении треть горошин имеет проявления доминантного фенотипа, однако при этом отличается по генотипу (Аа и АА). И чтобы определить генотип, Мендель использовал семена с проявлениями рецессивного признака. Поскольку рецессивные свойства проявляются только в гомозиготном состоянии генов (аа), потомки, в зависимости от генотипа исходной особи, будут иметь единый фенотип, если родительская особь гомозиготна, согласно 1 закону Менделя, либо произойдет расщепление в соотношении 1:1.

В результате искусственного опыления гладких (B) и желтых (A) растений с морщинистыми (b) и зелеными(a), в первом поколении все растения дали потомство с желтыми гладкими горошинами, что подтвердило первый закон Менделя о единообразии гибридов первого поколения при дигибридном скрещивании.

Замеченные Менделем закономерности о наследовании генов подтвердились при анализе итогов экспериментов со всеми семью парами признаков. В ходе анализа результатов ученый пришел к выводу об универсальности закономерностей наследования и вывел Третий закон Менделя, или закон независимого распределения признаков.

Опыты ученого, проведенные с тысячами гороховых зерен в монастырском саду, и тщательная статистическая работа по анализу признаков, проявившихся у потомков, позволили ученому доложить на заседании Общества естествоиспытателей в г. Брно в 1865 году о своих выводах.

Мендель утверждал, что:

Хотя в последнем пункте Мендель был не прав, и последующие опыты с окраской цветков ночной красавицы показали существование неполного доминирования.

Рассмотрите схемы, на которых изображены законы Г. Менделя. Расположите схемы в той последовательности, в которой их открыл Г. Мендель.

Читайте также: