При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

"Никогда такого не было, и вот опять!" Сидим до экзамена перед компьютером и в игрушки играем?! А чо?! До ЕГЭ по биологии еще целая неделя отдыха, а перед смертью все равно не надышишься! Зачем зря калории жечь и шарики за ролики в голове закручивать?!

Знаете, что мне сказали подружки-сороки, когда я их поздравила с прибавлением семейства? ЕГЭ по химии было сложным. Все выпускники обрыдались после экзамена. Половина ребят сдали пустые листы со второй частью. Но. это цветочки по сравнению с тем, что будет на ЕГЭ по биологии. Короче, нас ожидает полный ТРЭШ. Не верите? Можете и дальше сидеть за компом, заткнув уши наушниками, вместо того, чтобы взять ручку в ручку и начать решать задачи по генетике!

Короче, вы как хотите, а я - как знаю!

Сегодня будем разбирать задачи на неполное сцепление генов (т.е. на кроссинговер). Вначале - небольшой ликбез.

Неполное сцепление генов

Сцепленное наследование - это распределение в потомстве неаллельных генов, лежащих в одной хромосоме.

Закон Т. Моргана о сцепленном наследовании: гены, локализованные в одной хромосоме, занимают определенное место (локус) и наследуются сцепленно. Сила сцепления обратно пропорциональна расстоянию между генами: чем больше расстояние между генами, тем меньше сила сцепления между ними и чаще образуются рекомбинантные типы гамет.

Т. Морган показал, что сцепление может быть полным и неполным, нарушение сцепления происходит за счет кроссинговера.

Кроссинговер (от англ. сross-in-gover перекрест) - перекрест хромосом, взаимный обмен гомологичными участками хромосом, происходит в профазе-1 мейоза во время конъюгации хромосом.

Вероятность кроссинговера зависит от положения генов в хромосоме: чем ближе гены друг к другу, тем вероятность кроссинговера меньше, чем дальше они друг от друга, тем эта вероятность больше.

Расстояние между генами выражают в единицах рекомбинации, т.е. через долю скрещиваний (в процентах), приводящих к появлению новых сочетаний генов, отличных от родительских: 1 единица рекомбинации (1% кроссинговера) = 1 морганиде.

1. В F2 образуется 4 группы фенотипов, собранных попарно с примерно одинаковым числом особей (вероятностью признака).

5. Процент кроссинговера и расстояние между генами (в морганидах) определяют по доле особей с кроссоверными гаметами (число особей в меньших группах делят на общее число особей).

1. по хромосомному набору животного можно определить его вид.

2. по хромосомному набору животного можно определить его пол.

3. по хромосомному набору животного можно определить наличие или отсутствие наследственных заболеваний.

мы живем в красивом городе. я люблю его, и хочу чтобы он становился все лучше и лучше!

я хочу что бы наш город был экологически чистым. было как можно меньше заводов, которые выкидывают углекислый газ в атмосферу,что б люди дружили между собой и не враждовали,что бы было как можно меньше больных людей,чтобы было больше места для детских это ещё не всё что я бы хотел/хотела вам

3963. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - семена гладкие окрашенные
aabb - семена морщинистые неокрашенные
aaBb - семена морщинистые, окрашенные
Aabb - семена гладкие, неокрашенные

4) В F1 проявляется закон единообразия гибридов, так как у гибридов проявились признаки одного из родителей, в F2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, появление 4-х фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов AB и ab при кроссинговере

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3963.

3991. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (a) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 15 высоких растений с грушевидными плодами, 41 высокое растение с округлыми плодами, 49 карликовых с грушевидными плодами, 13 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему решения задачи, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы F1:
AaBb - 41 высоких растений с округлыми плодами
Aabb - 15 высоких растений с грушевидными плодами
aaBb - 13 карликовых растений с округлыми плодами
aabb - 49 карликовых растений с грушевидными плодами

3) Проявляется сцепление генов и нарушение сцепления генов: две фенотипические группы растений образовались в большом и приблизительном равном количестве (AaBb - 41 высоких растений с округлыми плодами и aabb - 49 карликовых растений с грушевидными плодами), т.к. гены AB и ab сцеплены, две другие фенотипические группы образовались в меньшем и приблизительно равном количестве (Aa- 15 высоких растений с грушевидными плодами и aaBb - 13 карликовых растений с округлыми плодами) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами, образуя новое сцепление генов Ab, aB

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3991.

4047. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание (закон единообразия)

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - семена гладкие окрашенные(7151 растение)
aabb - семена морщинистые, неокрашенные(73217 растений)
Aabb- семена гладкие, неокрашенные (289 растений)
aaBb - семена морщинистые, окрашенные(412 растений)

3) В F2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, так как большая часть особей имеет признаки родителей (7151 семена гладкие окрашенные и 7327 семена морщинистые неокрашенные), а меньшая - комбинацию признаков (гладкие, неокрашенные и морщинистые, окрашенные семена)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4047.

4159. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы потомства:
AaBb - гладкие, наличие усиков
aabb - морщинистые, без усиков

4) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (A, B), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4159.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

4) Гены сцеплены, кроссинговера не происходит. Проявляется закон сцепленного наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4215.

4327. Ген окраски у кошек сцеплен с X-половой хромосомой. Черная окраска определяется геном - X B , рыжая геном - X b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки родились черепаховый и черный котята. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и их потомства, характер наследования признака окраски шерсти.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы:
черепаховые кошечки - X B X B
черные котики - X B Y

3) Проявляется сцепленное с полом промежуточное наследование признака.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4327.

4411. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - гладкие окрашенные семена (3800)
Aabb - гладкие неокрашенные семена (149)
aaBb - морщинистые окрашенные семена (150)
aabb - морщинистые неокрашенные семена (4010)

4) Присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется сцеплением генов AB и ab‚ две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами новым сцеплением генов AB и ab

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4411.

4467. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 - высоких с грушевидными плодами; 40 - карликовых с округлыми плодами; 14 - карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы потомства F1:
12 растений высоких с округлыми плодами - AaBb
39 растений высоких с грушевидными плодами - Aabb
40 растений карликовых с округлыми плодами - aaBb
14 растений карликовых с грушевидными плодами - aabb

3) Присутствие в потомстве двух групп особей (высоких с грушевидными плодами и карликовых с округлыми плодами) примерно в равных долях - результат сцепленного наследования аллелей (генов) Ab и aB между собой. Две другие фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера между аллельными генами и образование нового сцепления генов AB и ab

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4467.

4523. У дрозофилы доминантные гены нормального крыла и серой окраски тела локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены зачаточности крыла и черной окраски тела - в другой гомологичной хромосоме. Скрестили двух дигетерозиготных дрозофил, имеющих нормальные крылья и серую окраску тела. Составьте схемы решения задачи двух скрещиваний. Определите генотипы родителей, возможного потомства, установите соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу в двух скрещиваниях. Какие закономерности наследования проявляются в двух скрещиваниях.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание без кроссинговера у самки
AaBb - нормальные крылья, серые
AaBb - нормальные крылья, серые

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы потомства:
1 AABB (нормальные крылья, серые ) : 2 AaBb (нормальные крылья, серые ) : 1 aabb (зачаточные крылья, чёрные)
Расщепление по генотипу -1:2:1
Расщепление по фенотипу - 3:1

2) Второе скрещивание с кроссинговером у самки AaBb - нормальные крылья, серые
AaBb - нормальные крылья, серые

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы потомства:
Нормальные крылья, серые: AABB, AaBB, AaBb
Нормальные крылья, чёрные: Aabb
Зачаточные крылья, серые: aaBb
Зачаточные крылья, чёрные: aabb
Расщепление по генотипу - 2:1:1:1:1:1:1
Расщепление по фенотипу -5:1:1:1

4) Проявляется сцепленное наследование генов (AB и ab) в первом скрещивании нарушение сцепления генов и формирование нового сцепления генов при кроссинговере у самки Ab‚ aB), который не происходит у самца

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4523.

4551. Кукурузы рецессивный ген - укороченные междоузлия (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном - зачаточная метелка (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, получены растения все похожие на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой получены растения: 75% - с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, 25% - с укороченными междоузлиями и зачаточными метелками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы потомства:
75% - с нормальными междоузлиями и нормальными метелками - BBVv, BbVv
25% - с укороченными междоузлиями и зачаточными - bbvv

3) В первом скрещивании проявляется единообразие, во втором скрещивании проявляется закон полного сцепления генов без кроссинговера, т.к. при скрещивании дигетерозигот образовались 2 группы фенотипов потомства


Задание 28 № 16734

При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 — с морщинистыми окрашенными; 110 — с морщинистыми неокрашенными; 1490 — с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное растение с гладкими окрашенными семенами

♂ ааbb – с морщинистыми неокрашенными семенами

В потомстве получаем 1490 — с гладкими неокрашенными (А_bb) и 1500 — с морщинистыми окрашенными (ааВ_) и 100 гладкими окрашенными семенами (А_В_); 110 — с морщинистыми неокрашенными (аа bb).

Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки гладкие – неокрашенные (Аb) и морщинистые – окрашенные (аВ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.

F1: Ааbb — 1490 — с гладкими неокрашенными

аа Вb — 1500 — с морщинистыми окрашенными

Аа Вb — 100 — гладкими окрашенными семенами

аа bb — 110 — с морщинистыми неокрашенными

Ааbb — с гладкими неокрашенными

аа Вb — с морщинистыми окрашенными

Аа Вb — гладкими окрашенными семенами

аа bb — с морщинистыми неокрашенными

В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.

в соответствии с закономерностями сцепленного наследования % кроссоверных гамет всегда меньше, чем обычных. При расстоянии между генами более 50 морганид, кроссинговер не имеет смысла,т.е. процент кроссинговера никогда не превышает 50%. Посмотрите результаты, полученные Морганом. В случае указанном в задаче особей с исходным родительским фенотипом гораздо меньше, чем с перекомбинированными признаками.

При таком соотношении фенотипов процент кроссинговера составляет 93% (2990:3200)Тоже самое и в задаче № 16684.

Гость прав, почему вопрос, оставленный в мае, до сих пор не получил ответа?!

Потому что − это не вопрос, а комментарий.

Администрация сайта с ним согласна, поэтому опубликовала.

На сайте размещаются задания из официальной базы ФИПИ.

В задаче всё правильно, из-за кросинговера получилось около 7% потомков, т.е. расстояние между генами 7 морганид- вполне корректно. Гены сцеплены именно так, как указано в решении.

А вторая родительская особь (та что дигомозигота) тоже результат кроссинговера? раз у неё гены не сцеплены (ну или у неё другие группы сцепления, я так и не поняла)

гости исходят из предположения, что А и В расположены в одной хромосоме у данной дигетерозиготы, однако, так как есть кроссинговер, вполне реально сцепление Ав/ и аВ. Задача корректна.

Читайте также: