При прорастании семени зародышевый корень проникает в почву вследствие

Обновлено: 05.07.2024

Тесты по биологии 6 класс. Тема: "Прорастание семян"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Семя – это .

1) Зачаток растения с запасом питательных веществ, необходимый для привлечения животных

+2) Зачаток растения с запасом питательных веществ, необходимый для размножения и расселения

3) Зачаток растения без запаса питательных веществ, необходимый для размножения и расселения

4) Зачаток растения с запасом питательных веществ, необходимый для сокращения места обитания

2. Пока семя находиться в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нем:

4) С использованием большего количества питательных веществ

3. Выберите НЕ верное утверждение

1) Дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем

2) Зародыш может погибнуть от длительного хранения семени

3) Семена бывают всхожие и невсхожие

+4) Невсхожие семена не набухают при проникновении воды

4. Укажите первый этап в прорастании семян фасоли

+1) Развитие молодого корня из зародышевого корешка

2) Развитие надземного стебля

3) Рост зародышевого стебля

4) Укрепление в почве

5. Укажите этап в прорастании семян фасоли после этапа роста зародышевого стебля

1) Укрепление в почве

+2) Развитие надземного стебля

3) Развитие молодого корня из зародышевого корешка

4) Нет верного ответа

6. Какие условия необходимы для прорастания семян

1) Давление, воздух

2) Вода, давление, определенная территория

+3) Вода, воздух, тепло

4) Темнота, давление, почва

7. Зародыш может потреблять питательные вещества только

+1) В виде раствора

3) В твердом виде

4) В газообразном виде

8. Если семена высеять в сухую почву, то они

1) Будут лучше расти

2) Будут хуже расти

4) Будут так же расти, как и в обычной почве

9. Какому растению воды необходимо в 2 раза меньше их массы

тест 10. Зачем семени необходим постоянный приток кислорода

2) Вместе с кислородом приходят и другие питательные вещества

3) Кислород необходим для фотосинтеза

4) Семя не требует кислорода

11. Какие семена прорастут при малом количестве кислорода

вопрос теста Семена пиона

2) Семена тюльпана

вопрос теста Семена тюльпана

+3) Семена тимофеевки

вопрос теста Семена тимофеевки

вопрос теста Семена розы

12. Если семенам недостаточно тепла, то они

3) Прорастут с какими-либо изменениями

4) Будут дольше прорастать

13. Средняя температура прорастания семян

14. Верны ли следующие утверждения

А. Семена ржи могут прорастать при 1 °С

Б. Сначала зародыш питается запасными веществами эндосперма

1) Верно только А

2) Верно только Б

15. Выберите НЕ верное суждение

1) Из семени развивается проросток

+2) Семена высеивают в одинаковые сроки

3) Для посева необходимо брать полновесные семена с живым зародышем

4) Проросток использует запасные питательные вещества

16. Ранней весной высеивают семена

вопрос теста Горох

вопрос теста Тыква

вопрос теста Томат

вопрос теста Фасоль

17. Если опоздать с посевом семян, то .

1) Семена не прорастут

2) Вкус плодов будет испорчен

3) Это ни на что не повлияет

+4) Это снизит урожай

18. Верны ли следующие утверждения:

А. Семена можно сеять своевременно

Б. Для высева семян глубина не важна

+1) Верно только А

2) Верно только Б

19. К мелким семенам относят

1) Семена гороха

3) Семена редиса

тест_20. К средним семенам относят

+1) Семена огурцов

21. К крупным семенам относят

3) Семена редиса

+4) Семена фасоли

22. Какие семена не стоит сеять глубоко

23. На глинистых почвах…

1) Сеять семена не стоит

+2) Не рекомендуется сеять слишком глубоко

3) Стоит сеять семена глубоко

4) Вид почвы не влияет на посев

24. Верны ли следующие утверждения

А. При питании и делении клеток корешка, стебелька и почечки зародыш превращается в проросток

Б. Корешок отстает от других органов в развитии

+1) Верно только А

2) Верно только Б

Автор теста по теме "Прорастание семян " для учеников 6-го класса Мельник Анастасия

Растение состоит из определенного количества органов, среди которых выделяются основные и неосновные.

Орган представляет часть организма, которому присущи определенное строение и специфические функции. Различают вегетативные и репродуктивные органы. Основными вегетативными органами являются корень и побег растения, к неосновным относятся те образования, которые возникли в процессе эволюции из основных органов (листья, колючки, чешуйки, луковицы и т. д).

Группу органов растения, формирующих его внешний вид, составляют морфологические органы. К ним относятся стебель, корни, ветви, листья (хвоя), покровные чешуйки, шипы (колючки) и т. д.

Из физических и физиологических функций, присущих корню, наиболее важными являются следующие:

  • поглощение из почвы или другого субстрата воды и растворенных в ней питательных элементов минерального и органического происхождения и транспортировка их к другим частям растения;
  • биологическое взаимодействие с представителями почвенной фауны;
  • синтезирование определенной группы органических веществ (аминокислоты, гормоны, алкалоиды и пр.), используемых впоследствии другими частями растения;
  • накопление запасных веществ, необходимых для жизнедеятельности растения;
  • укрепление (фиксация) растения в почве, обеспечивающее возможность вертикального его роста и вынесения вверх других морфологических органов.

У отдельных видов растений корни могут выполнять, кроме указанных, некоторые другие специализированные функции.

Как морфологический орган корни растений сформировались в процессе их эволюции в период выхода на сушу. Первые представители наземной флоры существовали уже более 400 млн лет назад — в силурийском и девонском геологических периодах. Они составляли группу риннофитов (от названия небольшого ископаемого травянистого растения — ринии). Риния во многом еще сохранила сходство с водорослеобразными предками, но имела верхушечное нарастание и цилиндрическое строение всех органов, часть из которых обладала вертикальной ориентацией и дихотомическим ветвлением, а часть простиралась непосредственно по влажной поверхности почвы, поглощая воду ризоидами — своеобразными волосковидными выростами. Осевой орган ринии, имевший цилиндрическую форму, получил название телом. Ни стеблей, ни листьев, ни корней у ринии еще не было. В ходе дальнейшей длительной эволюции, направленной на приспособление к наземной жизни, от риннофитов произошли растительные организмы с достаточно четко выраженной дифференциацией на стебель и корень. Вполне вероятно, что корни произошли от теломов, первоначально простиравшихся по поверхности почвы, а затем углубившихся в нее.

Приобретение растениями способности образовывать корни явилось одним из важнейших этапов в эволюционном развитии живой материи планеты, обеспечивших возможность ее выхода на поверхности материков, лишенных сплошного водного покрова, и их освоения.

Возникновение корня у каждого отдельного растения происходит в результате процесса корнеобразования, начало которого относится ко времени формирования и развития зародыша. Онтогенез высшего растения, возникшего половым путем, начинается с одной клетки, представляющей оплодотворенную яйцеклетку — зиготу. Зигота формируется в семени, образующемся из семяпочек или семязачатков. В результате интенсивного деления зиготы образуется зародыш семени, полностью (или в преобладающей мере) состоящий из образовательной ткани — меристемы.

В зрелом семени древесных растений обосабливается зародок, морфологически представляющий собой зародышевый побег и зародышевый корешок.

Зародышевый побег включает зародышевый стебелек и семядоли. На верхнем его конце сформирована точка роста (конус нарастания, апекс). Часть зародышевого побега занята основаниями семядолей (семядольный узел). Остальная часть представляет собой подсемядольное колено (гипокотиль), которое переходит в зародышевый корешок. Зародышевый корешок также имеет меристематический конус нарастания, который прикрыт корневым чехликом.

Уже в зародыше сформирована полярность растений, представляющая морфологическое и физиологическое различия между противоположными точками (полюсами) растения — апексом зародышевого корешка и верхушечной меристемой побега. У сформировавшихся растений полярность может проявляться также в различии между основанием и верхушкой каждого морфологического органа, а также между тканями, составляющими различные его участки.

В процессе прорастания семени первым за пределы его оболочки выходит зародышевый корешок, сразу же начинающий самостоятельно всасывать из окружающего пространства воду и питательные вещества. Проталкиванию корешка в почву в этот период способствует усиленный рост подсемядольного колена.

Рост зародышевого корешка является результатом физиологических функций его зародышевой системы, которая затем трансформируется в апикальную меристему. В процессе прорастания из зародышевого корешка формируется главный корень проростка. Его первоначальное анатомическое строение и физиологические функции полностью сохраняются в окончании корня на всем протяжении жизни каждого отдельного корня.

Меристема зародыша корня древесных пород состоит из группы живых клеток, которые при благоприятных условиях начинают интенсивно делиться. В отличие от апикальной меристемы побега, апикальная меристема корня откладывает клетки по отношению своего положения не только внутрь, но и наружу. Клетки, которые откладываются наружу, пополняют ткани корневого чехлика. Из клеток, откладывающихся внутрь, происходит в последующем формирование всех тканей, составляющих корень. В этом процессе на протяжении всего периода жизни корня сохраняются несколько живых делящихся клеток меристемы, которые называются инициальными.

Таким образом, первичную меристему можно рассматривать как совокупность группы инициальных клеток и образованных ими живых клеток, которые не способны самостоятельно делиться, но оформляются в определенные функциональные группы в процессе дифференциации. Эта группа клеток проходит затем ряд трансформаций, результатом которых и является рост корня.

Клетки, отложенные от инициальных клеток внутрь корня, обладают способностью интенсивного роста, проявляющегося в их растяжении и увеличении размеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Семя, наверное, самый маленький орган растения, но именно ради образования семени растения цветут и образуют плоды. Из маленького семени вырастают могучие дубы и яркие астры, вкусные арбузы и горькая полынь. Насколько разнообразны растения на Земле, настолько же многообразны и их семена. Однако общий план строения и функции, которые семена выполняют, у всех видов одинаковы.

Семена цветковых растений

Среди семенных растений цветковые растения – наиболее развитые и сложные по строению и размножению представители царства растений. Они размножаются семенами и расселяются по Земле с помощью семян. С семени цветковое растение начинает свою жизнь.

Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.

Семя – орган полового размножения и расселения растений.


Снаружи у семян имеется плотный покров – кожура. Главная функция семенной кожуры – защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания.

У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).

На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение.


Эндосперм – запасающая ткань семени.

Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.

Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.

Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными , а с двумя – двудольными .

Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Из нее затем развивается надземный побег с настоящими зелеными листьями. При прорастании семени появляется молодое растеньице – проросток. От воды набухают все семена – и живые, и неживые, потерявшие всхожесть.

Проросток вырастает только из семян с живым зародышем.

Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега. Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.

Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой (система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей).

Аудиофрагмент "Семя" (1:42)

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

Семена имеют кожуру, зародыш и многие – эндосперм. Зародыш состоит из зародышевого корня и зародышевого побега-стебля с двумя семядолями и верхушечной почкой (у двудольных) или с одной семядолей и верхушечной почкой (у однодольных). При поступлении воды в живое семя оно набухает и прорастает. Тело проростка состоит из главного корня и главного побега.

Плод (образуется из завязи пестика) состоит из семени и околоплодника.

  • Семя образуется из семязачатка.
  • Околоплодник образуется из стенки завязи, он защищает семена и способствует их распространению. Типы плодов в зависимости от строения околоплодника:
    • сочный односемянный (костянка у вишни)
    • сочный многосемянный (ягода у смородины)
    • сухой односемянный (орех у лещины, зерновка у пшеницы, семянка у подсолнечника)
    • сухой многосемянный (коробочка у мака, боб у гороха, стручок у капусты).

    Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

    • Зародыш образуется из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). Он состоит из зародышевого стебелька, зародышевого корешка, зародышевой почки и зародышевых листьев – семядолей.
    • Эндосперм образуется из оплодотворенной центральной диплоидной клетки, он запасает вещества для питания зародыша (проростка) при прорастании семени.
    • Семенная кожура образуется из оболочки семязачатка.

    У бобовых (горох, фасоль) в семени нет эндосперма, вещества запасаются в крупных семядолях.

    Распространение семян и плодов:

    • ветром (клен, одуванчик)
    • животными внутри желудочно-кишечного тракта (вишня, рябина)
    • животными на шерсти/перьях (репейник)
    • самораспространение (бешеный огурец)

    Для прорастания семян требуются кислород, тепло и вода. Для школьных опытов семена заворачивают во влажную марлю и помещают в теплое место.

    Тесты


    662-01. Какой буквой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питательные вещества?

    662-02. При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из
    А) зародышевого корешка
    Б) почвы
    В) семядоли
    Г) эндосперма

    662-03. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна?
    А) ветром
    Б) водой
    В) млекопитающими
    Г) насекомыми

    662-04. При прорастании семени проросток гороха первое время получает питательные вещества из
    А) зародышевого корешка
    Б) почвы
    В) семядолей
    Г) эндосперма

    662-05. Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это
    А) завязь пестика
    Б) плод
    В) семязачаток
    Г) пыльники тычинок

    662-06. Плоды рябины приспособлены к распространению
    А) ветром
    Б) птицами
    В) насекомыми
    Г) водой

    662-07. Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в
    А) зародыше
    Б) эндосперме
    В) семенной кожуре
    Г) плёнчатом околоплоднике

    662-08. Какое из перечисленных условий является необязательным для прорастания семян?
    А) наличие воды
    Б) доступ кислорода
    В) наличие почвы
    Г) живой зародыш

    662-09. При прорастании семени фасоли проросток первое время получает питательные вещества из
    А) зародышевого корешка
    Б) почвы
    В) семядолей
    Г) эндосперма

    662-10. При проращивании семян необходимо
    А) завернуть семена во влажную марлю и поместить в теплое место
    Б) положить семена в сосуд с водой и поставить в темное холодное место
    В) насыпать сухие семена в пустой сосуд и оставить на свету при комнатной температуре
    Г) завернуть семена во влажную марлю и убрать в освещенное холодное место

    662-11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

    Целое Часть
    Семя
    Корень Боковой корень
    Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?


    А) плод
    Б) соцветие
    В) цветок
    Г) плодовое тело


    662-12. Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод

    662-13. Какой фактор НЕ влияет на прорастание семян?
    А) вода
    Б) тепло
    В) почва
    Г) воздух

    662-14. Какое из перечисленных условий является НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для прорастания семян?
    А) наличие воды
    Б) определённая температура
    В) наличие света
    Г) живой зародыш


    662-15. Какой цифрой обозначена часть семени зерновки, в которой сосредоточены питательные вещества?

    Читайте также: