При прорастании семени зародышевый корень проникает в почву вследствие
Обновлено: 05.07.2024
Тесты по биологии 6 класс. Тема: "Прорастание семян"
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Семя – это .
1) Зачаток растения с запасом питательных веществ, необходимый для привлечения животных
+2) Зачаток растения с запасом питательных веществ, необходимый для размножения и расселения
3) Зачаток растения без запаса питательных веществ, необходимый для размножения и расселения
4) Зачаток растения с запасом питательных веществ, необходимый для сокращения места обитания
2. Пока семя находиться в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нем:
4) С использованием большего количества питательных веществ
3. Выберите НЕ верное утверждение
1) Дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем
2) Зародыш может погибнуть от длительного хранения семени
3) Семена бывают всхожие и невсхожие
+4) Невсхожие семена не набухают при проникновении воды
4. Укажите первый этап в прорастании семян фасоли
+1) Развитие молодого корня из зародышевого корешка
2) Развитие надземного стебля
3) Рост зародышевого стебля
4) Укрепление в почве
5. Укажите этап в прорастании семян фасоли после этапа роста зародышевого стебля
1) Укрепление в почве
+2) Развитие надземного стебля
3) Развитие молодого корня из зародышевого корешка
4) Нет верного ответа
6. Какие условия необходимы для прорастания семян
1) Давление, воздух
2) Вода, давление, определенная территория
+3) Вода, воздух, тепло
4) Темнота, давление, почва
7. Зародыш может потреблять питательные вещества только
+1) В виде раствора
3) В твердом виде
4) В газообразном виде
8. Если семена высеять в сухую почву, то они
1) Будут лучше расти
2) Будут хуже расти
4) Будут так же расти, как и в обычной почве
9. Какому растению воды необходимо в 2 раза меньше их массы
тест 10. Зачем семени необходим постоянный приток кислорода
2) Вместе с кислородом приходят и другие питательные вещества
3) Кислород необходим для фотосинтеза
4) Семя не требует кислорода
11. Какие семена прорастут при малом количестве кислорода
2) Семена тюльпана
+3) Семена тимофеевки
12. Если семенам недостаточно тепла, то они
3) Прорастут с какими-либо изменениями
4) Будут дольше прорастать
13. Средняя температура прорастания семян
14. Верны ли следующие утверждения
А. Семена ржи могут прорастать при 1 °С
Б. Сначала зародыш питается запасными веществами эндосперма
1) Верно только А
2) Верно только Б
15. Выберите НЕ верное суждение
1) Из семени развивается проросток
+2) Семена высеивают в одинаковые сроки
3) Для посева необходимо брать полновесные семена с живым зародышем
4) Проросток использует запасные питательные вещества
16. Ранней весной высеивают семена
17. Если опоздать с посевом семян, то .
1) Семена не прорастут
2) Вкус плодов будет испорчен
3) Это ни на что не повлияет
+4) Это снизит урожай
18. Верны ли следующие утверждения:
А. Семена можно сеять своевременно
Б. Для высева семян глубина не важна
+1) Верно только А
2) Верно только Б
19. К мелким семенам относят
1) Семена гороха
3) Семена редиса
тест_20. К средним семенам относят
+1) Семена огурцов
21. К крупным семенам относят
3) Семена редиса
+4) Семена фасоли
22. Какие семена не стоит сеять глубоко
23. На глинистых почвах…
1) Сеять семена не стоит
+2) Не рекомендуется сеять слишком глубоко
3) Стоит сеять семена глубоко
4) Вид почвы не влияет на посев
24. Верны ли следующие утверждения
А. При питании и делении клеток корешка, стебелька и почечки зародыш превращается в проросток
Б. Корешок отстает от других органов в развитии
+1) Верно только А
2) Верно только Б
Автор теста по теме "Прорастание семян " для учеников 6-го класса Мельник Анастасия
Растение состоит из определенного количества органов, среди которых выделяются основные и неосновные.
Орган представляет часть организма, которому присущи определенное строение и специфические функции. Различают вегетативные и репродуктивные органы. Основными вегетативными органами являются корень и побег растения, к неосновным относятся те образования, которые возникли в процессе эволюции из основных органов (листья, колючки, чешуйки, луковицы и т. д).
Группу органов растения, формирующих его внешний вид, составляют морфологические органы. К ним относятся стебель, корни, ветви, листья (хвоя), покровные чешуйки, шипы (колючки) и т. д.
Из физических и физиологических функций, присущих корню, наиболее важными являются следующие:
- поглощение из почвы или другого субстрата воды и растворенных в ней питательных элементов минерального и органического происхождения и транспортировка их к другим частям растения;
- биологическое взаимодействие с представителями почвенной фауны;
- синтезирование определенной группы органических веществ (аминокислоты, гормоны, алкалоиды и пр.), используемых впоследствии другими частями растения;
- накопление запасных веществ, необходимых для жизнедеятельности растения;
- укрепление (фиксация) растения в почве, обеспечивающее возможность вертикального его роста и вынесения вверх других морфологических органов.
У отдельных видов растений корни могут выполнять, кроме указанных, некоторые другие специализированные функции.
Как морфологический орган корни растений сформировались в процессе их эволюции в период выхода на сушу. Первые представители наземной флоры существовали уже более 400 млн лет назад — в силурийском и девонском геологических периодах. Они составляли группу риннофитов (от названия небольшого ископаемого травянистого растения — ринии). Риния во многом еще сохранила сходство с водорослеобразными предками, но имела верхушечное нарастание и цилиндрическое строение всех органов, часть из которых обладала вертикальной ориентацией и дихотомическим ветвлением, а часть простиралась непосредственно по влажной поверхности почвы, поглощая воду ризоидами — своеобразными волосковидными выростами. Осевой орган ринии, имевший цилиндрическую форму, получил название телом. Ни стеблей, ни листьев, ни корней у ринии еще не было. В ходе дальнейшей длительной эволюции, направленной на приспособление к наземной жизни, от риннофитов произошли растительные организмы с достаточно четко выраженной дифференциацией на стебель и корень. Вполне вероятно, что корни произошли от теломов, первоначально простиравшихся по поверхности почвы, а затем углубившихся в нее.
Приобретение растениями способности образовывать корни явилось одним из важнейших этапов в эволюционном развитии живой материи планеты, обеспечивших возможность ее выхода на поверхности материков, лишенных сплошного водного покрова, и их освоения.
Возникновение корня у каждого отдельного растения происходит в результате процесса корнеобразования, начало которого относится ко времени формирования и развития зародыша. Онтогенез высшего растения, возникшего половым путем, начинается с одной клетки, представляющей оплодотворенную яйцеклетку — зиготу. Зигота формируется в семени, образующемся из семяпочек или семязачатков. В результате интенсивного деления зиготы образуется зародыш семени, полностью (или в преобладающей мере) состоящий из образовательной ткани — меристемы.
В зрелом семени древесных растений обосабливается зародок, морфологически представляющий собой зародышевый побег и зародышевый корешок.
Зародышевый побег включает зародышевый стебелек и семядоли. На верхнем его конце сформирована точка роста (конус нарастания, апекс). Часть зародышевого побега занята основаниями семядолей (семядольный узел). Остальная часть представляет собой подсемядольное колено (гипокотиль), которое переходит в зародышевый корешок. Зародышевый корешок также имеет меристематический конус нарастания, который прикрыт корневым чехликом.
Уже в зародыше сформирована полярность растений, представляющая морфологическое и физиологическое различия между противоположными точками (полюсами) растения — апексом зародышевого корешка и верхушечной меристемой побега. У сформировавшихся растений полярность может проявляться также в различии между основанием и верхушкой каждого морфологического органа, а также между тканями, составляющими различные его участки.
В процессе прорастания семени первым за пределы его оболочки выходит зародышевый корешок, сразу же начинающий самостоятельно всасывать из окружающего пространства воду и питательные вещества. Проталкиванию корешка в почву в этот период способствует усиленный рост подсемядольного колена.
Рост зародышевого корешка является результатом физиологических функций его зародышевой системы, которая затем трансформируется в апикальную меристему. В процессе прорастания из зародышевого корешка формируется главный корень проростка. Его первоначальное анатомическое строение и физиологические функции полностью сохраняются в окончании корня на всем протяжении жизни каждого отдельного корня.
Меристема зародыша корня древесных пород состоит из группы живых клеток, которые при благоприятных условиях начинают интенсивно делиться. В отличие от апикальной меристемы побега, апикальная меристема корня откладывает клетки по отношению своего положения не только внутрь, но и наружу. Клетки, которые откладываются наружу, пополняют ткани корневого чехлика. Из клеток, откладывающихся внутрь, происходит в последующем формирование всех тканей, составляющих корень. В этом процессе на протяжении всего периода жизни корня сохраняются несколько живых делящихся клеток меристемы, которые называются инициальными.
Таким образом, первичную меристему можно рассматривать как совокупность группы инициальных клеток и образованных ими живых клеток, которые не способны самостоятельно делиться, но оформляются в определенные функциональные группы в процессе дифференциации. Эта группа клеток проходит затем ряд трансформаций, результатом которых и является рост корня.
Клетки, отложенные от инициальных клеток внутрь корня, обладают способностью интенсивного роста, проявляющегося в их растяжении и увеличении размеров.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Семя, наверное, самый маленький орган растения, но именно ради образования семени растения цветут и образуют плоды. Из маленького семени вырастают могучие дубы и яркие астры, вкусные арбузы и горькая полынь. Насколько разнообразны растения на Земле, настолько же многообразны и их семена. Однако общий план строения и функции, которые семена выполняют, у всех видов одинаковы.
Семена цветковых растений
Среди семенных растений цветковые растения – наиболее развитые и сложные по строению и размножению представители царства растений. Они размножаются семенами и расселяются по Земле с помощью семян. С семени цветковое растение начинает свою жизнь.
Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.
Семя – орган полового размножения и расселения растений.
Снаружи у семян имеется плотный покров – кожура. Главная функция семенной кожуры – защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания.
У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).
На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение.
Эндосперм – запасающая ткань семени.
Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.
Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.
Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.
Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными , а с двумя – двудольными .
Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Из нее затем развивается надземный побег с настоящими зелеными листьями. При прорастании семени появляется молодое растеньице – проросток. От воды набухают все семена – и живые, и неживые, потерявшие всхожесть.
Проросток вырастает только из семян с живым зародышем.
Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега. Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.
Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой (система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей).
Аудиофрагмент "Семя" (1:42)
Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)
Семена имеют кожуру, зародыш и многие – эндосперм. Зародыш состоит из зародышевого корня и зародышевого побега-стебля с двумя семядолями и верхушечной почкой (у двудольных) или с одной семядолей и верхушечной почкой (у однодольных). При поступлении воды в живое семя оно набухает и прорастает. Тело проростка состоит из главного корня и главного побега.
Плод (образуется из завязи пестика) состоит из семени и околоплодника.
- Семя образуется из семязачатка.
- Околоплодник образуется из стенки завязи, он защищает семена и способствует их распространению. Типы плодов в зависимости от строения околоплодника:
- сочный односемянный (костянка у вишни)
- сочный многосемянный (ягода у смородины)
- сухой односемянный (орех у лещины, зерновка у пшеницы, семянка у подсолнечника)
- сухой многосемянный (коробочка у мака, боб у гороха, стручок у капусты).
Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.
- Зародыш образуется из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). Он состоит из зародышевого стебелька, зародышевого корешка, зародышевой почки и зародышевых листьев – семядолей.
- Эндосперм образуется из оплодотворенной центральной диплоидной клетки, он запасает вещества для питания зародыша (проростка) при прорастании семени.
- Семенная кожура образуется из оболочки семязачатка.
У бобовых (горох, фасоль) в семени нет эндосперма, вещества запасаются в крупных семядолях.
Распространение семян и плодов:
- ветром (клен, одуванчик)
- животными внутри желудочно-кишечного тракта (вишня, рябина)
- животными на шерсти/перьях (репейник)
- самораспространение (бешеный огурец)
Для прорастания семян требуются кислород, тепло и вода. Для школьных опытов семена заворачивают во влажную марлю и помещают в теплое место.
Тесты
662-01. Какой буквой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питательные вещества?
662-02. При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из
А) зародышевого корешка
Б) почвы
В) семядоли
Г) эндосперма662-03. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна?
А) ветром
Б) водой
В) млекопитающими
Г) насекомыми662-04. При прорастании семени проросток гороха первое время получает питательные вещества из
А) зародышевого корешка
Б) почвы
В) семядолей
Г) эндосперма662-05. Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это
А) завязь пестика
Б) плод
В) семязачаток
Г) пыльники тычинок662-06. Плоды рябины приспособлены к распространению
А) ветром
Б) птицами
В) насекомыми
Г) водой662-07. Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в
А) зародыше
Б) эндосперме
В) семенной кожуре
Г) плёнчатом околоплоднике662-08. Какое из перечисленных условий является необязательным для прорастания семян?
А) наличие воды
Б) доступ кислорода
В) наличие почвы
Г) живой зародыш662-09. При прорастании семени фасоли проросток первое время получает питательные вещества из
А) зародышевого корешка
Б) почвы
В) семядолей
Г) эндосперма662-10. При проращивании семян необходимо
А) завернуть семена во влажную марлю и поместить в теплое место
Б) положить семена в сосуд с водой и поставить в темное холодное место
В) насыпать сухие семена в пустой сосуд и оставить на свету при комнатной температуре
Г) завернуть семена во влажную марлю и убрать в освещенное холодное место662-11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое Часть … Семя Корень Боковой корень
А) плод
Б) соцветие
В) цветок
Г) плодовое тело662-12. Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод
662-13. Какой фактор НЕ влияет на прорастание семян?
А) вода
Б) тепло
В) почва
Г) воздух662-14. Какое из перечисленных условий является НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для прорастания семян?
А) наличие воды
Б) определённая температура
В) наличие света
Г) живой зародыш662-15. Какой цифрой обозначена часть семени зерновки, в которой сосредоточены питательные вещества?
Читайте также: