При прорастании семени фасоли первым появляется зародышевый корешок из него развивается

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 39 Виды корней и типы корневых систем

ВСПОМНИТЕ

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. У всех ли растений имеются корни?

Нет, корни есть только у высших растений.

3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень имеет более сложное строение. Он служит не только для прикрепления растения к супстрату, но и проводит воду и микроэлементы.

Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу в рабочей тетради

Название Тип корневой Особенности строения
растения системы корневой системы

подсолнечник стержневая развит главный корень
щавель
морковь
свекла

ячмень мочковатая главный корень
лук слабо развит
чеснок или рано отмирает

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
2. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
3. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
4. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисуйте и сделайте надписи.
5. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
6. Сделайте вывод.


2.

3. Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.
Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.


4.


5.

В обоих случаях это крупные растительные клетки. Под клеточной оболочкой в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком, но разная форма клеток. Клетки корневого волоска небольшие, тонкая клеточная стенка, густая цитоплазма, большое ядро, небольшие вакуоли, много митохондрий и протопластов. Клетки кожицы лука крупные, толстая клеточная стенка, цитоплазма разжижжена, крупные вакуоли, ядро не крупное. Корневые волоски включают более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука, таким образом увеличивается их поверхность всасывания.

Вывод : все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, на-зывают придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?

Кор невую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней

4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками зоны деления.

6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления располагаетсяна кончике корня. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.

7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Выше зоны деления расположена зона растяжения (роста); здесь клетки вытягиваются и корень растёт в длину.

8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков. У многих растений корневые волоски напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня. Корневой волосок — длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания. Именно через зону проведения все впитанные из почвы питательные вещества поступают в стебель и далее к другим частям растения.

ПОДУМАЙТЕ! При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание — присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Чтобы появилось больше боковых корней, при этом улучшится снабжение растений водой и минеральными веществами.

Человечество культивирует фасоль уже около пяти тысяч лет. Однако в Европу и в Россию эта культура попала лишь в восемнадцатом веке. В пищу употребляют семена и стручки фасоли, богатые белками, углеводами и витаминами.

Это полезное и красивое растение несложно вырастить на приусадебном участке. Для понимания нюансов ухода за фасолью познакомимся с особенностями строения и схемой прорастания семени фасоли.

Что представляют собой семена фасоли

Семейство бобовые, к которым относится фасоль, относится к классу двудольных растений.

Из чего и как образуются семена фасоли?

Фасоль — это однолетнее травянистое самоопыляемое растение. В зависимости от сорта различают кустовую, полувьющуюся и вьющуюся формы.

Особенность строения корневой системы фасоли в том, что на отростках корня образуются клубеньки, содержащие азотфиксирующие бактерии. Симбиоз с такими бактериями помогает растениям усваивать свободный азот. Стержневой корень проникает вглубь почвы до 1 м.

Сухие двустворчатые плоды называют бобами или стручками. Они содержат несколько почковидных белой, красной или пестрой окраски семян. Размеры их варьируются от 8 до 25 мм.

Интересно. Фасоль обладает значительной пищевой ценностью. Аминокислоты растения по составу схожи с белками мяса и рыбы. Продукт содержит витамины, в основном группы В, минеральные вещества (калий, кальций, магний, фосфор). Большая часть полезных веществ сохраняется при консервации и температурной обработке.

Структуры семени с фото и их значение

Семя образуется после оплодотворения из семяпочки и несет в себе зародыш. В зародыше заложены две семядоли или эмбриональных листочка, зародышевый корешок и зародышевый побег. От пересыхания и повреждения зародыш защищает кожура. Более подробно рассмотрим, каково строение зародыша семени фасоли.

Зародышевый побег двудольного растения

Из чего и как образуются семена фасоли?

Зародышевый побег состоит из подсемядольного колена (гипокотиля) и почечки.

Почечка имеет конус нарастания и несколько зачатков листьев. Из этих органов развивается главный побег растения.

Подсемядольное колено расположено между семядольным узлом, от которого отходят семядоли, и зародышевым корешком. По виду напоминает стебелек.

При благоприятных условиях гипокотиль начинает расти первым и выталкивает из семечка зародышевый корешок. Затем, активно развиваясь в длину, дугообразно изгибается и появляется на поверхности почвы. После росток выпрямляется и выносит семядоли и зародышевую почечку.

Зародышевый корешок

Зародышевый корешок состоит из сгустка клеток, способных интенсивно делиться, прикрытых корневым чехликом. Он первым появляется снаружи семени, закрепляется в почве и начинает всасывать влагу и питательные вещества.

Из зародышевого корешка развивается главный (первого порядка) корень. В результате разветвления главного корня у фасоли появляется стержневая многолетняя корневая система.

Семядоли

В процессе вызревания семени питательные вещества, необходимые для развития ростка, накапливаются в семядолях. После появления на поверхности почвы эмбриональные листочки зеленеют и начинают фотосинтез, обеспечивая рост главного побега из зародышевой почечки.

Когда первые листья достаточно разовьются, семядоли засыхают и отпадают.

Что такое прорастание семени

Вызревшие семена пребывают в состоянии покоя и могут длительное время находится в неблагоприятных условиях, сохраняя зародыш живым.

Из чего и как образуются семена фасоли?

Переход от покоя к жизнедеятельности называют прорастанием. В зародыше ускоряются обменные процессы, и семена набухают. Первым появляется корешок, затем гипокотиль. Во время прорастания зародыш развивается, используя питательные вещества из семени.

Условия, необходимые для прорастания

Для прорастания необходима совокупность условий: живой зародыш, благоприятные температура и влажность, подходящий световой режим и доступ кислорода.

Температура

Прорастание возможно только при положительной температуре. Диапазон температуры, благоприятной для появления ростков, различен для растений разных групп и географического происхождения.

Для фасоли минимальная температура прорастания — +8 — +10°С, оптимальная — +20 — +22°С.

Влажность

Активация семян начинается при хорошем увлажнении. Вода усиливает дыхание и инициирует работу ферментов, под воздействием которых накопленные питательные вещества переходят в усвояемую форму.

Жиры преобразуются в жирные кислоты, крахмал — в сахара, белки — в аминокислоты. Наибольшее количество воды нужно для прорастания семенам, богатым белками, таким как фасоль и горох.

Кислород

Для активного обмена веществ, необходимого для роста, требуется кислород. Этот элемент участвует в реакциях синтеза внутри клеток.

Без доступа воздуха семечко прорасти не сможет, в плотной почве или под слоем воды оно погибнет.

Световой режим

Солнечный свет необходим для реакций фотосинтеза — образования питательных веществ. При недостаточном освещении проросток отстает в развитии или совсем останавливает рост.

Фасоль требовательна к интенсивности освещения, поэтому ее сажают на открытых, не затененных участках.

Заключение

Внутри плода (боба) располагается от 2 до 8 фасолин. Семена имеют почковидную форму, окрашены в зависимости от сорта в красный, белый, черный цвета. Размер колеблется от 8 до 25 мм. Как любое семя двудольного растения, фасолинка состоит из двух семядолей, наполненных питательными веществами, и зародыша. Защиту от повреждений обеспечивает плотная семенная кожура.

Для прорастания семян фасоли необходима совокупность благоприятных факторов: температура не ниже +10°С, высокая влажность, доступ кислорода и интенсивное освещение. Семена фасоли сохраняют всхожесть в течение 5-6 лет. При правильном проращивании и уходе фасоль порадует богатым урожаем питательных, полезных и вкусных бобов.

prorostok

Проросток — молодое растение со стеблем и листьями, по­явившееся над землей . Для прорастания семени необ­ходимы такие факторы, как влажность, тепло и свободный доступ кислорода. Кроме того, для прорастания некоторых семян, особенно мелких (салат, мятлик, многие сорняки), обычно требуется воздействие света.

Условия прорастания семени

Условия прорастания семени

Вода (влажность)

Вода необходима для набухания и прорастания семян. Семена состоят из органических и неорганических веществ. Если семена намочить, крахмал и дру­гие органические вещества переходят в растворимое состояние.

Теперь зародыш семени может использовать их для питания и начать прорастать. Чем плотнее и тверже кожура семени, тем медленнее впитывается влага. Следовательно, вода необходима для набухания семени и разрыва кожуры, превращения питатель­ных веществ в растворимое состояние.

Тепло

Тепло также необходимо для прорастания семени. Наиболее низкая темпе­ратура, при которой могут прорастать семена гороха, ржи, пшеницы, ячменя, овса, льна, клевера, люцерны — 0-5°С; семена кукурузы и подсолнечника — 10-12°С, семена тыквы, дыни, огурцов, риса, хлопчатника, табака — 10-25°С.

Температура прорастания семян различных видов растений

Температура прорастания семян различных видов растений

Воздух

Доступность воздуха — еще одно условие, необходимое для прора­стания семени. Полностью погруженные в воду семена через 2-3 дня набухают, но не прорастают и в конце концов загнивают, поскольку им не был доступен воздух. У прорастающих семян дыхание усиливается и возрастает потребность в кислороде.

Глубина заделки семян

Глубина заделки семян в почву зависит от вида растения и от размеров са­мого семени. Чаще всего нужно сажать семена на глубину в 2-3 раза, превыша­ющую размер самих семян.

Потребность разных растений в свете неодинакова. Изучению их светочув­ствительности посвящено много работ. Особенно светочувствительны семена салата, сельдерея, березы и др. Так, глубоко запаханные в почву семена многих сорняков впадают в состояние покоя.

Но как только проросток достигает поверхности почвы, его развитие возможно только при наличии освещенности. Семена табака, лука, моркови, помидора, подсолнечника, кукурузы также быстро прорастают при наличии достаточного освещения.

Прорастание семени

Прорастание семени — это формирование про­ростка из зародыша. При достаточном увлажне­нии запасные питательные вещества становятся растворимыми и питают зародыш.

Кожура набух­шего семени лопается, и появляется первичный (зародышевый) корешок, с помощью которого развивающийся проросток укрепляется в почве и начинает поглощать воду с растворенными в ней минеральными солями.

Прорастание семени фасоли

Рис.3 Процесс прорастания семени фасоли

У двудольных растений из зародышевого ко­решка вначале развивается главный корень. Вслед за корнем развивается почечка, которая выносит­ся на поверхность почвы и приобретает зеленый цвет. Она выполняет функцию первичного листа.

Строение проростка

У проростка однодольного растения появляются придаточные корни.

Прорастание семени пшеницы

Прорастание семени пшеницы

Молодое растение со стеблем и листьями, появившееся над землей, называют про­ростком. Для прорастания семени необходимы такие факторы, как влажность, тепло и свободный доступ кислорода. Кроме того, для прорастания некоторых семян, особенно мелких (салат, мятлик, многие сорняки), обычно требуется воздействие света.

Глубина заделки семян в почву зависит от вида растения и от размеров самого семени.

1 Дуб черешчатый. 2. Яблоня лесная. 3. Морковь посевная. 4. Пшеница мягкая. 5. Лук репчатый. 6. Подсолнечник однолетний. 7. Фасоль обыкновенная. 8. Ландыш майский. 9. Рожь посевная. 10. Кукуруза обыкновенная. 11. Горох посевной.

3. Изучение нового материала:

3.1. Функции корня. Беседа с опорой на имеющиеся знания учащихся.

Что такое корень?

Каковы функции корня?

У всех ли растений имеются корни?

Чем корень отличается от ризоидов?

Во вторую колонку записываются ответы учащихся в начале урока, а в третью колонку после беседы с учителем.

3.2. Внешнее строение корня: главный, боковые, придаточные корни, типы корневых систем. Работа с рисунками на с. 89,90 учебника и рассказ учителя с демонстрацией таблицы, гербарных экземпляров растений.

4.1. Вставьте пропущенные слова:

При прорастании семени фасоли первым появляется зародышевый корешок. Из него развивается…………. . У фасоли образуется…………..корневая система, которая состоит из………..корня и ……корней. При прорастании зерновки пшеницы первым появляется зародышевый корешок. Почти одновременно с ним развиваются………. . Они отрастают от…….. . У пшеницы образуется………корневая система, которая состоит из…….. .

Рассмотрите рисунок. Какие корневые системы изображены на нём? Какие корни обозначены цифрами 1-3? Какие корневые системы характерны для двудольных растений, а какие для однодольных?

Рассмотрите рисунок. Начертите таблицу по предложенному образцу:

Впишите в одну графу таблицы буквы, которыми обозначены растения со стержневой корневой системой, а в другую – буквы, которыми обозначены растения с мочковатой корневой системой.

А – валериана лекарственная, Б – клевер горный, В – козлобородник луговой, Г – лук репчатый, Д – первоцвет весенний.

5. Домашнее задание:

Выучить §19, ответить на вопросы после §.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виды корней. Типы корневых систем .

Цели урока: Сформировать знания о видах корней и типах корневых систем, понятия – главный, боковой, придаточный корень, стержневая и мочковатая корневая система. 2. Познакомить с функциями корня. 3. Выработать умения распознавать виды корней, типы корневых систем, самостоятельно проводить анализ, делать выводы на основе полученных результатов

СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ Каково строение семени однодольных и двудольных растений? Какое строение имеет зародыш? Как расположен эндосперм у семени фасоли и у зерновки пшеницы? Какой орган первым появляется у семени?

Верю-не верю У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. 2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 3. Строение семян всех двудольных растений одинаково. 4. Первым у проростка появляется корешок. 5. Молодое растение называют заростком. 6. Снаружи семена покрыты корой. 7. Через семявход в семя проникает вода. 8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными. 1 2 3 4 5 6 7 8 + - + + - - + -

Функции корня: Закрепляет и удерживает в вертикальном положение растение; Питает растение, всасывает воду и минеральные вещества. Корень – один из важнейших вегетативных органов растения

Виды корней Придаточные корни развиваются от стебля; Боковые корни развиваются на главном и на придаточных корнях; Главный корень развивается из корешка зародыша.

Стержневая и мочковатая корневая система

А). Валериана ползучая; Б). Клевер горный; В) Козлоборотник луговой; Г) Лук репчатый; Д )– первоцвет весенний

Закрепление Корень, развивающийся из корешка зародыша это – . (7 букв) Корень, отходящий от главного или придаточного корней это – . (7 букв) 3. Корни, увеличивающие корневую систему это – . (11 букв) 4. Корневая система из придаточных и боковых корней это – . ( 10 букв) 5. Корневая система подсолнечника - …(10 букв)

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока.

Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)

Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1. Функции корня.2. Виды корней.3.

Урок по теме: "Виды корней. Типы корневых систем".

Представленный материал содержит план проведения урока, презентацию и методические рекомендации к использованию ресурса. Поскольку объём загружаемых файлов не должен превышать 3-х мегабайт, то презент.


Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ.

Урок по теме - Виды корней. Типы корневых систем.

Комбинированный урок по ботанике для 6 класса по теме - Виды корней. Типы корневых систем.


Виды корней. Типы корневых систем.
методическая разработка по биологии; Виды корней. Типы корневых систем.

В этой методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами. Познакомить учащихся с функциями корня, сформировать у учащихся представление .

Читайте также: