При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков

Обновлено: 08.07.2024

от 22 марта 1974 года N 175

Об упорядочении предоставления в пользование земельных участков

(с изменениями на 28 августа 1979 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 1992 года N 119
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях усиления контроля за использованием земель, бережного отношения к ним при строительстве, а также совершенствования порядка предварительного согласования места расположения объектов и предоставления земельных участков Совет Министров РСФСР

2. Обязать Министерство сельского хозяйства РСФСР по согласованию с Министерством совхозов РСФСР в 4-месячный срок разработать и утвердить Инструкцию по межхозяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других землепользователей.

3. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Совета Министров РСФСР от 23 марта 1971 года N 165 "О порядке предоставления в пользование земельных участков" (СП РСФСР 1971 года N 8, ст.53).

пункт 1 после слов: "с Госстроем РСФСР" дополнить словами: "Министерством сельского хозяйства РСФСР";

пункт 3 признать утратившим силу.

Председатель
Совета Министров РСФСР
М.Соломенцев

Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.Смирнов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров РСФСР
от 22 марта 1974 года N 175

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств
о предоставлении земельных участков

(с изменениями на 28 августа 1979 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на все земли, независимо от того, в чьем пользовании или ведении они находятся, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

2. Для решения вопроса о предоставлении земельных участков, а также в целях осуществления государственного учета земель и контроля за их использованием материалы по отводу земельных участков объединяются в землеустроительные дела, которые заводятся:

главными (старшими) инженерами-землеустроителями управлений сельского хозяйства райисполкомов или организациями института "Росгипрозем" Министерства сельского хозяйства РСФСР - на земельные участки, предоставляемые из земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, земель государственного лесного фонда, земель государственного водного фонда и земель государственного запаса;

главными архитекторами городов или районными архитекторами - на земельные участки, предоставляемые из земель огородов, рабочих, курортных и дачных поселков;

сельскими Советами депутатов трудящихся (с участием районного архитектора) - на земельные участки, предоставляемые из земель сельских населенных пунктов, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

В случаях отвода земельных участков под один объект из земель разных категорий землеустроительные дела и права на пользование землей оформляются главными (старшими) инженерами-землеустроителями управлений сельского хозяйства райисполкомов или организациями института "Росгипрозем".

Землеустроительное дело заводится на весь земельный участок в целом под объект, независимо от количества землепользователей, у которых изымается земля.

3. При оформлении предоставления земель для расширения существующих объектов проверяется правильность использования ранее отведенных земель, а также состояние работ по рекультивации нарушенных земель.

Земля под разработку полезных ископаемых открытым способом и добычу торфа отводится, как правило, после приведения ранее отведенных земельных участков в состояние, пригодное для хозяйственного использования и возвращения их прежним землепользователям.

4. При изъятии земель колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий для несельскохозяйственных нужд Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы устанавливают сроки и места освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий или улучшения сельскохозяйственных угодий, если отсутствуют земли для нового освоения, и обеспечивают разработку в установленном порядке необходимой для этих целей проектно-сметной документации.

5. Генеральные планы городов, которые утверждаются Советом Министров РСФСР, на начальной стадии проектирования согласовываются с Министерством сельского хозяйства РСФСР в части перспективного изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Генеральные планы остальных городов и поселков городского типа согласовываются с министерствами сельского хозяйства автономных республик, управлениями сельского хозяйства крайисполкомов, облисполкомов.

6. Рассмотрение ходатайств о переводе лесных площадей в нелесные для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится применительно к порядку предоставления земельных участков в пользование.

II. Предварительное согласование места
расположения объектов (кроме линейных) и
примерных размеров намечаемой к изъятию площади

7. Предприятия, организации, учреждения, заинтересованные в предоставлении земельного участка за пределами городской черты, обращаются в Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком с ходатайством о согласовании места расположения объекта и выбора земельного участка (строительной площадки). В ходатайстве указывается решение соответствующих органов о строительстве объекта либо разработке недр в данном районе, а также размер земли, намечаемой к изъятию.

К заявке о согласовании места разработки полезных ископаемых прилагается заключение госгортехнадзора, копия горноотводного акта или выписка из него.

8. Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком в 5-дневный срок рассматривает ходатайство и принимает решение о начале работ по определению места расположения объекта и выбору земельного участка, что является основанием для проведения необходимых предварительных изысканий.

Определение места расположения объекта производится в соответствии с Временной инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства (СН 202-69), утвержденной постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1969 года N 129, с последующими изменениями и дополнениями.

Выбор места расположения объектов на орошаемых и осушенных землях, пашне, на землях, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, общей площадью свыше 5 гектаров, производится обязательно с участием организаций института "Росгипрозем", с учетом качества земель и перспективы их использования (в том числе рекультивации).

Материалы предварительного согласования места расположения объекта готовятся заказчиком с участием проектной организации, главного (старшего) инженера-землеустроителя управления сельского хозяйства райисполкома - государственного районного инспектора по использованию и охране земель, руководителей соответствующих лесохозяйственных предприятий. При этом должны быть учтены: материалы бонитировки почв, агрохозяйственного и почвенного обследований, требования рационального использования земельных ресурсов, возможности предоставления земельных участков из земель государственного запаса и земель несельскохозяйственного назначения, земель, не пригодных для сельского хозяйства, или сельскохозяйственных угодий худшего качества, а также не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками или малоценными насаждениями; необходимость максимального сохранения ценных сельскохозяйственных угодий и лесов, существующей организации территории, предотвращения эрозионных процессов и заболачивания земель, избежания недостатков землепользования, наиболее целесообразного использования капитальных вложений, израсходованных на улучшение земель, на строительство оросительной (осушительной) сети.

Для размещения объекта выбираются несколько вариантов и рекомендуется оптимальный вариант, предусматривающие минимальное изъятие ценных сельскохозяйственных угодий, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы. Границы выбранных земельных участков наносятся на план землепользования. По каждому варианту определяется общая площадь участков и состав их по угодьям. Кроме того, на плане указываются земли, которые будут осваиваться или улучшаться взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий. План землепользования подписывается, главным (старшим) инженером-землеустроителем, руководителями колхозов, лесхозов, совхозов или других хозяйств и представителем заинтересованного предприятия, организации, учреждения.

К материалам по выбору участка прилагаются:

справка соответствующего территориального геологического управления об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов госгортехнадзора на застройку этого участка;

выписка из протокола общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) о согласии на изъятие намечаемого под объект земельного участка с указанием примерного его размера.

9. Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы в 15-дневный срок рассматривают указанные в пункте 8 настоящего Положения материалы о согласовывании места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади, а также заключения по ним главных государственных инспекторов по использованию и охране земель автономных республик, краев, областей и министерств лесного хозяйства автономных республик, краевых, областных управлений лесного хозяйства (если строительство намечается на землях гослесфонда) и принимают решение по этому вопросу.

10. При необходимости размещения промышленных и других объектов на орошаемых и осушенных землях, пашне, землях, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками общей площадью более 5 гектаров, или в лесах первой группы площадью более 50 гектаров с последующим изъятием этих угодий в постоянное пользование Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком направляет на рассмотрение Совета Министров РСФСР материалы, указанные в пунктах 7-9 настоящего Положения (за исключением объектов, подчиненных министерствам и ведомствам СССР).

По объектам, подчиненным министерствам и ведомствам СССР, министерства и ведомства - заказчики представляют на рассмотрение Совета Министров РСФСР одновременно с заданием на проектирование материалы предварительного согласования места расположения объектов, независимо от площади указанных земельных угодий, на которых намечается размещение этих объектов.

11. Решение (соответственно) Совета Министров РСФСР, Совета Министров автономной республики, крайисполкома, облисполкома о предварительном согласовании места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади является основанием для проведения проектно-изыскательских работ.

Предварительное согласование места расположения объекта и размеров намечаемой к изъятию площади действительно в течение трех лет. Указанный срок может быть продлен органом, принявшим решение о согласовании места расположения объекта.

12. Место расположения водохранилищ и примерные размеры земельных угодий, намечаемых для затопления, предварительно согласовываются в порядке, установленном настоящим Положением, на стадии разработки технико-экономического обоснования строительства гидротехнических сооружений.

13. Вопрос о месте расположения санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха должен решаться в соответствии с Положением о курортах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 года N 654.

III. Возбуждение и рассмотрение ходатайств
о предоставлении земельных участков

14. Предприятия, организации, учреждения, заинтересованные в предоставлении земельных участков, направляют ходатайства о предоставлении земельных участков в райисполком или горисполком, по месту нахождения испрашиваемых земель, с указанием органа, утвердившего проект строительства, строительной организации, которая будет осуществлять строительство, размеров земельных участков, площади леса, подлежащего вырубке.

К ходатайству о предоставлении земельных участков прилагаются следующие документы:

а) материалы предварительного согласования места расположения объекта, указанные в пунктах 7-13 настоящего Положения;

б) соответствующие документы о финансировании строительства;

в) копия генерального плана размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности строительства по годам;

г) проект рекультивации земель (технического и биологического этапов) или проект снятия, сохранения и использования - плодородного почвенного покрова;

д) акт технического обследования (с заключением лесохозяйственных предприятий) и план (чертеж) лесных участков с указанием границ групп лесов в случае, если отвод участков производится из земель государственного лесного фонда (в том числе из лесов колхозов, совхозов к других хозяйств);

е) справка о согласовании изъятия земельного участка в соответствии со статьей 35 Земельного кодекса РСФСР.

15. Райисполком, горисполком в 2-недельный срок рассматривает материалы о предоставлении земельных участков, обеспечивает подготовку землеустроительного дела и направляет его в Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком.

В землеустроительном деле, помимо материалов, указанных в пункте 14 настоящего Положения, должны быть следующие документы:

а) план земель (копия чертежа проекта внутрихозяйственного землеустройства) колхоза, совхоза (бригады, отделения) или другого землепользователя с нанесенными на нем границами земельных угодий, полей севооборотов, земельных участков, намечаемых к предоставлению и к освоению под сельскохозяйственные угодья; выкопировка из генерального плана города или схема застройки города (поселка) с нанесенными границами намечаемого к предоставлению земельного участка;

б) экспликация земельных угодий хозяйства, из земель которого изымается участок, и предоставляемого участка (участков);

в) справка о необходимости переселения граждан с изымаемых участков, переноса или нового строительства общественных зданий, сооружений и строений граждан с указанием места их переноса, количества хозяйств (семей), условий переселения и земель, за счет которых переселяемые граждане будут наделены приусадебными участками;

г) заключение главного (старшего) инженера-землеустроителя управления сельского хозяйства райисполкома - государственного районного инспектора по использованию и охране земель, главного архитектора города (районного, архитектора) о целесообразности предоставления земельного участка;

д) решение райисполкома, горисполкома о необходимости предоставления земельного участка (участков) и условиях его отвода.

16. Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком в 2-недельный срок рассматривает землеустроительное дело и принимает решение о предоставлении земельных участков.

В тех случаях, когда решение о предоставлении земельных участков будет приниматься Советом Министров РСФСР, Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком докладную записку Совету Министров РСФСР, свое решение и землеустроительное дело натравляет на заключение:

в Министерство сельского хозяйства РСФСР, если земельные участки изымаются под один объект из земель сельскохозяйственного назначения или из земель сельскохозяйственного назначения, государственного лесного фонда и земель других категорий.

При необходимости изъятия земельных участков в курортных местностях и зонах отдыха заключение по указанным материалам дается Министерством сельского хозяйства РСФСР совместно с Госстроем РСФСР;

в Министерство совхозов РСФСР - при изъятии земельных участков из земель подведомственных ему хозяйств. Заключение по указанным материалам дается этим Министерством совместно с Министерством сельского хозяйства РСФСР;

в Министерство лесного хозяйства РСФСР - при изъятии земельных участков из земель государственного лесного фонда;

в Госстрой РСФСР - при изъятии земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в населенных пунктах курортных местностей и зон отдыха, утвержденных Советом Министров РСФСР.

Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство совхозов РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР или Госстрой РСФСР в 15-дневный срок рассматривают материалы об отводе земельных участков и со своим заключением направляют их в Совет Министров РСФСР.

Вопросами распределения земельных участков занимаются специальные государственные или муниципальные органы, в чьей собственности она находится.

Именно они рассматривают всю поданную претендентами на недвижимость документацию и принимают решение о ее предоставлении или об отказе в этом.

Стоит учесть, что данное решение должно быть оформлено в письменном виде и в соответствии с требованиями законодательства, о чем более подробно будет рассказано далее.

Как и кем принимается

Для получения земельного участка заинтересованному лицу нужно составить и подать в уполномоченный орган заявку с пакетом необходимых документов.

Право рассматривать подобные заявки и распределять землю обычно предоставляется исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления (то есть администрации населенного пункта).

кадастровые документы на участок

В дальнейшем эта заявка будет рассматриваться в течение установленного срока, в ходе чего будет проверена:

  • достоверность предоставленной информации;
  • наличие всех необходимых документов;
  • правильность их оформления;
  • наличие у заявителя прав на льготное получение земли;
  • наличие в собственности администрации участка с необходимыми заявителю параметрами (или конкретного земельного надела).

По результатам рассмотрения заявления сотрудники уполномоченного органа принимают решение, которое может быть:

  • положительным — в данном случае гражданину предоставляется требуемый участок (либо же он ставится в очередь за его получением);
  • отрицательным — при этом заявителю отказывают в выделении участка.


В первом случае положительное решение обязательно должно быть оформлено в письменной форме и закреплено в виде специального документа.

покупка земли с домом

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, именно данное решение будет основанием для проведения процедуры государственной регистрации перехода прав на землю.

Данное решение доносится до заявителя, после чего сторонам остается только решить различные организационные вопросы или оформить документы на землю.

В зависимости от ситуации это может быть договор аренды, купли-продажи или другой документы, подтверждающий временный или постоянный переход прав на недвижимость.

Структура и содержание документа

В письменном виде принятое решение оформляется в форме специального документа.


Обычно им является Постановление (или решение) главы местной администрации о выделении земельного участка.

Конкретный вид документа, а также его структура и содержание могут отличаться в зависимости от населенного пункта, однако обычно он включает в себя следующие сведения:

Название и номер документа

Законодательная база

земельный кодекс РФ

В начале документа обязательно указывается, на каком именно основании гражданину выдается участок.

В частности, могут быть приведены ссылки на отдельные статьи или главы Земельного кодекса РФ, специальных законов и других нормативно-правовых актов, которые касаются вопросов распределения земельных наделов.

Конкретное решение

После приведения законодательной базы приводится решение, которое было на ее основании принято. Оно может состоять из нескольких пунктов.

Характеристики выдаваемого участка и права, на которых он предоставляется

В частности, должна иметься следующая информация:

  • категория земель; номер;
  • месторасположение и адрес;
  • цели использования;
  • границы участка;
  • площадь.


Все эти характеристики должны подтверждаться специальными документами, ссылка на которые также делается в тексте.

Наличие обременений

договор купли-продажи нежилого здания

Примером обременения может быть:

В отношении государственных участков наиболее распространенным видом обременений является последний, то есть сервитут. При этом также должно быть указано, на основании какого документа это обременение было установлено и в чем именно оно заключается.

Цена участка

Данный пункт присутствует в том случае, когда предоставление недвижимости происходит на платной основе. Если это делается бесплатно, соответствующая отметка также должна быть сделана.

Ответственные лица

проблемы при получении земли

В частности, в этом пункте устанавливаются обязанности по выполнению государственной регистрации, а также определяются лица, ответственные за контроль этой процедуры.

В конце постановления обязательно указывается должность и фамилия лица, который выдал данный документ (то есть главы местной администрации или его законного представителя), а также ставится его подпись и печать.

Последующие действия

После принятия решения и оформления его в письменном виде возможно несколько вариантов развития событий, в зависимости от того, с какой именно целью выделялся участок:

Недвижимость выдается гражданину в бессрочное пользование

При этом обязательно должна происходить процедура государственной регистрации, за которой необходимо обращаться в Росреестр. После ее проведения заявитель получит документ, подтверждающий его права на землю.

Стороны подписывают договор аренды

Этот договор будет предоставлять заявителю право использовать участок в течение некоторого ограниченного срока (или без срока, но максимум до 49 лет).


При этом после истечения определенного периода (зачастую от 3 до 5 лет) у него появится право на оформление прав собственности на недвижимость.

Также стоит учесть, что договор аренды тоже подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре. Исключение составляют лишь ситуации, когда он оформлен на срок до одного года.

Стороны заключают договор купли-продажи

обязанности лиц, использующих участок

В этом случае земля предоставляется на платной основе, поэтому заявителю необходимо внести за нее определенную сумму денежных средств. После совершения оплаты подписывается договор, который также подлежит государственной регистрации.

По результатам процедуры гражданин получает официальное свидетельство о праве собственности на землю.

В зависимости от конкретной ситуации могут потребоваться и другие действия.


Более подробно о дальнейшем процедуре оформления участка должны сообщать сотрудники органа, выдавшего решение о его предоставлении.

земля в аренду на 49 лет с последующим выкупом

Как правильно составить договор купли продажи здания с земельным участком узнайте в нашем материале!

Хотите у государства взять в аренду землю на 49 лет? Узнайте, как это сделать правильно, прочитав нашу статью.

Что такое договор ЖСК и как его правильно оформлять, вы можете узнать здесь.

Причины непринятия решения и дальнейшие действия

В некоторых случаях заявитель может не получить положительного решения по своей поданной заявке.

земля под строительство

Причинами для этого могут быть следующие нарушения:

  • заявление было подано гражданином, который не имеет права на получение участка от государства (или не имеет оснований для льгот); , указанный гражданином в заявке, уже предоставлен другому лицу на праве временного или постоянного пользования;
  • его площадь превышает размеры, установленные для одного человека или семьи;
  • на указанном земельном наделе расположены здания или сооружения, которые принадлежат другим собственникам;
  • затребованный гражданином участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • он является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  • предоставление объекта недвижимости невозможно из-за особенностей его месторасположения;
  • земля, на которую претендует заявитель, уже официально выставлена на торги;
  • цели использования, указанные заявителем и установленные на самом деле, не совпадают;
  • испрашиваемый участок предоставлен для нужд обороны.


В некоторых из этих ситуаций необходимо проведение предварительной процедуры торгов, без которых выделение земельного надела невозможно.

В любом случае причины отказа обязательно должны быть донесены до заявителя с указанием правовых оснований для этого (при необходимости).

использование земельного участок

После получения отказа гражданин может воспользоваться несколькими вариантами действий:

  • обжаловать отказ в суде;
  • подать повторную заявку, но уже на другой земельный объект;
  • подать заявление на участие в торгах.

Возможно, при помощи какого-либо их этих способов он сможет достичь своей цели, а именно — получить земельный участок. В этом случае он получит либо Постановление о его выделении, либо уже другие документы, подтверждающие права на него. Конкретные особенности процедуры будут зависеть от выбранного способа получения земли.

Постановлением администрации муниципального образования района гражданину Петрову, на основании его заявления, для целей садоводства был предоставлен земельный участок площадью 12 соток, из которых 10 соток предполагалось предоставить в собственность, а 2 сотки в аренду.

Правомерно ли постановление администрации?

Охарактеризуйте режим использования земель, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства.

Нет, так как согласно абз.2 ч.4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Более того ч.5 ст. 28 этого же закона указано, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.

Задача 7.

Правомерен ли отказ администрации г. Саратова?

Какие права предоставляются собственникам зданий, строений и сооружений?

Ответ: В соответствии со ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Соответственно у собственника существует право выбора: он может приобрести как собственность данный земельный участок, так и на праве аренды.

В свою очередь, в ст.36 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Более того, в п.2 ч.1 ст. 36 ЗК РФ указано, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В Земельном Кодексе (в ч.5 ст. 36 ЗК РФ) существует определенный порядок приобретения прав на земельные участки, а именно: для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправлении с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Таким образом ,отказ администрации г.Саратова в данном случае неправомерен, так как у собственника строения существует законодательно закрепленное преимущественное право приобретения земельного участка в собственность, аренду перед другими лицами.


Нормами действующего земельного законодательства предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципального округа, гражданам или юридическим лицам при проведении открытых аукционов (торгов, конкурсов).

При этом, некоторые статьи Земельного кодекса позволяют приобретать земельные участки без проведения торгов – в отдельных предусмотренных законом случаях. Для таких ситуаций предварительное согласование является обязательной процедурой.

Что представляет собой эта процедура?

Такое согласование регулируется Земельным кодексом РФ, точнее – Статьёй 39.15. Положения, которые могут стать основанием для отказа в передаче земли ответственными органами содержатся в Статье 39.16 упомянутого ранее источника законов.

Данная процедура согласования должна проводиться, если земля, которая принадлежит государству, выделяется и предоставляется без проведения торгов.

На деле предварительное согласование – это экспертиза правовых оснований для выделения земли без проведения конкурса, включающая в себя выявление ограничений по передаче участка в собственность или аренду (его оборотоспособность, является ли он свободным) и проверку соблюдения всех необходимых строительных, санитарных, экологических стандартов в процессе согласования.

Когда нужно проводить?

Чтобы оформить права на земельный участок, он должен состоять в государственном кадастровом учёте. Постановку на учёт осуществляют с помощью кадастрового инженера, который приезжает на участок и составляет его паспорт.


Предварительное согласование должно быть проведено до приезда кадастрового инженера.

Чтобы идентифицировать земельный участок и определить его характеристики, необходимо утвердить его расположение на схеме кадастрового плана. Утверждение расположения проводят одновременно с предварительным согласованием.

Все затраты по оформлению прав и документов на участок возлагаются на лицо, имеющее намерение приобрести участок.

Процедура подачи заявления

Чтобы избежать проблем в процессе проведения процедуры и, соответственно, потери времени, следует внимательно отнестись к подготовке необходимых бумаг и изучить некоторые ключевые моменты по их оформлению.

Документы, оформленные не по установленному стандарту могут стать причиной отказа по предоставлению услуги.

Подготовка схемы

Схема расположения ЗУ может быть представлена в бумажном либо в электронном виде. Сайт Росреестра предоставляет платную услугу для её подготовки в электронном виде. Чтобы оформить схему на бумаге самостоятельно можно воспользоваться специальными компьютерными программами (например, АРГО, которая предоставляет бесплатный пробный период). Другой вариант – обратиться к кадастровому инженеру.

Самостоятельно создать схему ЗУ можно, но это несёт в себе определённый риск, т.к. существуют специальные требования к её оформлению, несоблюдение которых может повлечь отказ в приёме документов. Поэтому рекомендуется доверить этот важный этап специалисту.


В процессе подготовки важно учитывать:

  • правила застройки и использования земли;
  • документы территориального планирования;
  • существующие проекты по планировке территории;
  • документацию землеустройства;
  • ЗУ и территории общего пользования, красные линии;
  • местоположение границ земельных участков;
  • местоположение различных сооружений, недостроенных объектов.

Эту информацию можно получить в администрации или на её сайте.

Заполнение заявления

Говоря простым языком, заявление – это просьба закрепить конкретный участок за заявителем. Требования к его форме, содержанию и структуре изложены в Статье 39.15 Земельного кодекса РФ. В заявлении должна быть представлена следующая информация:

Сбор документов

К заявлению должны быть приложены:


  • копия решения об утверждении схемы расположения земельного участка – наличие этого документа значит, что распорядитель земли (местная администрация) одобряет предоставление земли заявителю;
  • схема расположения земельного участка;
  • документы, подтверждающие право заявителя на получение им участка.

Подача в местную администрацию или через Госуслуги

Собрав полный пакет документов заявитель может обратиться в местную администрацию для подачи заявления. Чиновники должны рассмотреть документы на их соответствие законным основаниям в течение 10 дней.

Если были обнаружены ошибки – документы возвращаются заявителю с указанием недочётов, которые должны быть исправлены.

Другой вариант подачи документов – сайт Госуслуги. Всё, что необходимо сделать – зайти на сайт, в поисковую строку ввести наименование услуги, затем:

Вынесение решения о принятии или отказе


Законодательством установлен срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка исполнительным органом – он составляет 30 дней. По итогам рассмотрения чиновники принимают решение – одобрить проведение предварительного согласования или отказать.

В случае положительного решения составляется итоговый документ – акт, где содержится изображение участка в масштабе, а также указываются следующие данные о нём:

  • местоположение;
  • координаты;
  • форма;
  • информация о коммуникациях и прочие данные.

Уполномоченные органы имеют право отказать заявителю в предоставлении земли в установленных законодательством случаях. Основанием для отказа могут стать следующие обстоятельства:

  • Рассматриваемый участок занят объектами недвижимости.
  • Заявитель не имеет права претендовать на землю без организации торгов.
  • Схема расположения земельного участка содержит нарушения норм Земельного кодекса РФ.
  • Участок изъят из оборота или ограничен в нём.
  • Участок зарезервирован для нужд государства или муниципалитета.
  • Участок уже выставлен на аукцион.
  • Участок уже принадлежит кому-то на праве бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды.

Результаты рассмотрения заявления должны быть отправлены заявителю в установленные сроки в виде извещения. Если муниципалитет примет решение об отказе, то в извещении перечисляют все основания, согласно законодательным нормам, послужившие причиной отклонения запроса о выделении земли.

При вынесении отрицательного решения по согласованию власти могут предложить другой участок земли, расположенный поблизости, категория земли которого, соответствует планам заявителя.

Решение властей может быть обжаловано в судебном порядке в течение 24 месяцев – это его срок действия, согласно законодательству.

Из специальных публикаций наших экспертов, посвященных вопросам получения и пользования земельным участком, вы сможете узнать:

  • Что такое личное право на пользование ЗУ?
  • Что считается неосновательным обогащением за пользование землей?
  • Куда обращаться, если администрация отказала в предоставлении надела?
  • Из-за чего можно утратить право пользования? ?
  • Как определяется порядок пользования участком при долевой собственности? ?

Действия после получения разрешения


Результатом проведения процедуры предварительного согласования ЗУ для заявителя может стать разрешение властей на последующее оформление участка либо отказ в предоставлении земельного надела.

В случае положительного решения необходимо продолжить оформление участка – заняться составлением договора купли-продажи либо аренды, проконтролировать выполнение всех кадастровых моментов (проведение межевания и постановку на кадастровый учёт), после чего осуществить регистрацию документов в Росреестре. На то, чтобы уладить все формальности, у заявителя есть 24 месяца.

Подводя итог, отметим, что предварительное согласование предоставления земельного участка – обязательная процедура проверки правомерности выделения земли заинтересованному гражданину или юридическому лицу при условии, что передача надела происходит без организации торгов, аукциона либо конкурса. При условии наличия соответствующих прав, заинтересованное лицо может получить земельный участок, выполнив предусмотренные действующим законодательством процедуры.

Читайте также: