Презентация на тему минеральные удобрения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Загрузить презентацию (697 кБ)

  • познакомить учащихся с основными видами минеральных удобрений, их многообразием
  • определить состав удобрений, способы их получения и распознавания
  • рассмотреть физические и химические свойства удобрений
  • выявить роль удобрений в жизни растений.

Продолжительность урока: 2 часа.

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Какие химические вещества входят в состав живых растений?
Учащиеся: Неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)
Учитель в ходе обсуждения учащиеся заполняют на интерактивной доске обобщающую схему:

Химический состав растений

? ?
? ? ? ? ? ? ?

Учитель: Из каких химических элементов состоят данные вещества? На данной интерактивной схеме найдите соответствие между веществами и их поэлементным составом:

Учащиеся предлагают свое решение и выполняют его, соединяя на интерактивной доске стрелками соответствующие элементы правого и левого столбика.

Учитель: Проверим ваше решение, сравнив его с поясняющей таблицей.

(В случае обнаружения ошибок класс исправляет и дает обоснованные комментарии своего выбора)

Учитель: Рассмотрим перечень предлагаемых химических элементов на динамической схеме (символы элементов предварительно крепятся на магнитной доске)
Какие химические элементы, по вашему мнению, чаще всего встречаются в растениях? Классифицируйте выбранные вами элементы на 2 группы. Какой признак вы взяли за основу своей классификации?

Учащиеся: распределяют выбранные химические элементы, делят их на 2 группы, обосновав свой выбор.

Учитель: Сравним ваше решение с данной интерактивной схемой:

Химические элементы
? ?
C O H N P S K Ca Mg Fe Mn Cu Zn Cr

Учитель: Блицопрос:
– Откуда растения получают необходимые им питательные элементы?
– Откуда в растение поступает углерод?
– Откуда растение может взять кислород и водород?
– Что является источником азота для растений?

Учащиеся в ходе блицопроса приходят к выводу, что в питании растений важную роль играет ионный состав почвенных растворов.

  • Нитрат-ионы
  • Ионы аммония
  • Фосфат-ионы
  • Гидрофосфат-ионы
  • Дигидрофосфат-ионы
  • Сульфид-ионы
  • Катионы калия, кальция, магния…

Учащиеся по цепочке выходят и записывают напротив названий соответствующие формулы. Следующий ученик должен проверить формулу предыдущего ученика, при обнаружении ошибки – зачеркнуть и записать правильный вариант ответа.

Учащиеся: В ходе рассуждений приходят к идее о том, что в минеральном питании растений важнейшую роль имеют особые вещества, в состав которых обязательно должны входить элементы фосфор, азот и калий.

Учитель: вещества, три важнейших питательных элемента: азот, фосфор, калий и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.

(Делается совместное с учащимися обобщение, определение демонстрируется на слайде)

– Как вы думаете, какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на уроке и реализовать ее?

(Учащиеся обсуждают и предлагают возможные цели)

– классификация удобрений
– названия, состав удобрений
– питательная ценность удобрений
– некоторые общие физические и химические свойства удобрений
– отдельные удобрения, их распознавание

3. Изучение нового материала с элементами промежуточного закрепления

Учитель: Рассмотрим классификацию минеральных удобрений по:
А) основному питательному компоненту (азотные, калийные и фосфорные)
Б) числу питательных элементов (простые и комплексные: сложные и смешанные)

  • Назовите простые удобрения, укажите их химический состав
  • Назовите комплексные удобрения
  • Поясните свой выбор

Учащиеся работают с таблицами, анализируют состав удобрений, определяют признаки классификации:

Для группы № 1:

Для группы № 2:

Для группы № 3:

– Почему данные удобрения относят к комплексным?
– Назовите комплексные удобрения, содержащие наибольшее число питательных элементов

Учащиеся дают ответы со своими обоснованными комментариями. В результате обобщения информации, поступившей от трех групп, сделаем вывод по многообразию комплексных удобрений:

Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов объединены химической связью. (Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной формулой)
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух, трех) различных веществ.

Промежуточное закрепление:

Учитель:

Задание 1: Разделите данные удобрения на три группы:

– простые
– комплексные сложные
– комплексные смешанные

Задание № 2. Заполните интерактивную схему:

Минеральные удобрения

? ?
. ??

Учитель: Рассмотрим питательную ценность минеральных удобрений.
Основные положения вопроса:
– Удобрения с высоким содержанием питательного элемента (с высокой массовой долей его) называются концентрированными.
– Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем.
– Почему предпочтительнее использовать концентрированные удобрения?

Промежуточное закрепление:

Группы 1 – 3 учащихся производят расчеты массовых долей питательного элемента для выбранных удобрений и определяют среди них концентрированные.

Учитель: рассмотрим некоторые физические свойства минеральных удобрений.

Практическое задание: Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов минеральных удобрений. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

Учащиеся проверяют на практике данное физическое свойство и комментируют полученные результаты.

  • Удобрения селитры – взрывоопасны.
  • Гигроскопичность – способность поглощать влагу даже из сухого воздуха.

Например:

– Сильногигроскопичное удобрение – аммиачная селитра
– Слабогигроскопичное удобрение – сульфат аммония

Гигроскопичные удобрения выпускают в виде гранул. А в чем может быть преимущество гранул перед порошкообразным удобрением? При каких условиях надо хранить селитры?

Учащиеся:

  • Меньше поглощают влагу
  • Экономически более выгодны
  • Растениями используются дольше

Условия безопасного хранения селитр:

– Предохранять от слеживания
– Контролировать температурный режим, предотвращать нагревание

4. Закрепление полученных знаний на практике:

Учитель: познакомимся с планом характеристики минерального удобрения.

  • Простое или комплексное удобрение
  • Концентрированное или неконцентрированное удобрение
  • Внешний вид (агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
  • Растворимое или нерастворимое
  • Гигроскопичное или негигроскопичное
  • Гидролизуется или не гидролизуется
  • Способ получения

Задание 1: Дайте характеристику удобрения по плану

1 вариант: Аммиачная селитра
2 вариант: Аммиачная вода

Задание 2: Распознайте минеральные удобрения практическим путем:

  • 1 вариант: докажите практически качественный состав аммиачной селитры
  • 2 вариант: докажите качественный состав сульфата аммония
  • 3 вариант: распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
  • Что значит распознать удобрение?
  • Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония?
  • Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
  • Какова качественная реакция на сульфат – ионы?

Запишите соответствующие реакции.

5. Представление учащимися опережающего творческого задания

Учитель: Рассмотрим биологическое значение минеральных удобрений в жизни культурных растений.

Задание: Распознайте практическим путем фосфорные удобрения.

Выполните задания:

Вариант 1: Рассмотрите в коллекции двойной суперфосфат, простой суперфосфат, фосфоритную муку.
Вариант =2: Дайте характеристику двойного суперфосфата по плану.

Выполните задание: Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение? Запишите соответствующие уравнения реакций.

Представление опережающего задания.

… Многочисленные эксперименты показали, что растения особенно нуждаются в фосфоре в начальный период развития. При нехватке его растения остаются низкорослыми их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком. В 20-х годах 20 века А.Н.Ферсман открыл крупное месторождение апатитов на Кольском полуострове, в Хибинах. Производство фосфорных удобрений возросло…(содержание выступления может быть и иного содержания)

Задание: Распознайте практическим путем калийные удобрения.

Распознайте практическим путем калийную соль.
Запишите уравнения соответствующих реакций.

Представление опережающего задания.

Задание 4. Химический диктант:

1 Вариант: Запишите химический состав удобрений: мочевины, преципитата, простого суперфосфата, кальциевой селитры, нитрофоса.
2 Вариант: Запишите химический состав удобрений: аммиачной селитры, фосфоритной муки, карбамида, двойного суперфосфата, аммофоски.

6. Подведение итогов работы на уроке. Оценка работы учащихся с комментариями. Самооценка.

Минеральные удобрения
Минеральные удобрения Минеральные удобрения – источник различных питательных .
В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но час.
Недостаток элементов восполняется при помощи удобрений. Почвенную кислотность.
Питание растений Как же осуществляется питание растений содержащимися в почве.
Применение минеральных удобрений Применение минеральных удобрений – один из о.
Применение минеральных удобрений Применение минеральных удобрений – один из о.
Спасибо за просмотр.

Минеральные удобрения

Минеральные удобрения

Минеральные удобрения Минеральные удобрения – источник различных питательных .

Минеральные удобрения Минеральные удобрения – источник различных питательных элементов для растений и свойств почвы, в первую очередь азота, фосфора и калия, а затем кальция, магния, серы, железа.

В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но час.

В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но часто отдельных элементов бывает недостаточно для удовлетворительного роста растений. На песчаных почвах растения нередко испытывают недостаток магния, на торфяных почвах – молибдена, на черноземах – марганца и т. д.

Недостаток элементов восполняется при помощи удобрений. Почвенную кислотность.

Недостаток элементов восполняется при помощи удобрений. Почвенную кислотность устраняют при помощи углекислых солей кальция и магния.

Питание растений Как же осуществляется питание растений содержащимися в почве.

Питание растений Как же осуществляется питание растений содержащимися в почве элементами? Обратимся к теории электролитической диссоциации. Растения избирательно извлекают необходимые элементы из водного почвенного раствора в виде ионов (катионов NH4 , К, Mg, Ca, H, анионов NO3, H2PO4, SO4 и другие).

Применение минеральных удобрений Применение минеральных удобрений – один из о.

Применение минеральных удобрений Применение минеральных удобрений – один из основных приемов интенсивного земледелия. С помощью удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. При помощи минеральных удобрений можно использовать даже самые бедные, так называемые бросовые земли.

Применение минеральных удобрений Применение минеральных удобрений – один из о.

Применение минеральных удобрений Применение минеральных удобрений – один из основных приемов интенсивного земледелия. При высоком уровне агротехники и применении удобрений можно управлять урожайностью, повысить ее в несколько раз – такую задачу решают наши химики и сельскохозяйственные работники работники в настоящее время, с тем, чтобы в достатке обеспечить потребности страны в продуктах питания и промышленности в сырье.

Спасибо за просмотр.

Спасибо за просмотр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации послужит наглядностью при изучении материала как в курсе химии, так и в курсе биологии. Содержит лабораторную работу.

Химия 9 класс

Химия 9 класс

Задачи урока: Конкретизировать и углубить знания школьников о многообразии и значении удобрений, их классификации, Номенклатуре. 2. Развивать навыки проведения химического эксперимента по изучению свойств веществ. 3. Познакомить с профессиями работников земледелия. 4. Развивать вычислительные навыки по нахождению массовой доли химического элемента в вешестве. 5. Формировать навыки рационального землепользования.

Задачи урока:

  • Конкретизировать и углубить знания школьников о

многообразии и значении удобрений, их классификации,

Номенклатуре.

2. Развивать навыки проведения химического эксперимента по изучению свойств веществ.

3. Познакомить с профессиями работников земледелия.

4. Развивать вычислительные навыки по нахождению массовой доли химического элемента в вешестве.

5. Формировать навыки рационального землепользования.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4.Решение расчетных задач на вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

6. 6. Знакомство с профессиями земледелия.

7. Обобщение.

8. Итоги урока.

Химические элементы в растениях.

Таблица 1. Содержание химических

элементов в клетке

Количество, %

Удобрения – минеральные и органические вещества, содержащие элементы питания растений. При внесении в почву они усиливают мобилизацию питательных веществ, активизируют жизненные процессы растений и изменяют свойства самой почвы.

Удобрения – минеральные и органические вещества, содержащие элементы питания растений. При внесении в почву они усиливают мобилизацию питательных веществ, активизируют жизненные процессы растений и изменяют свойства самой почвы.

Удобрения органические минеральные

органические

минеральные

Органические удобрения Навоз Навозная жижа Компост Биогумус

Органические удобрения

Навозная жижа


В практике земледелия зелёное удобрение применяется с незапамятных времён. В Европе этот приём, позаимствованный из Китая, начал распространяться в странах Средиземноморья уже во времена Древней Греции. Здесь, кстати, уместно будет процитировать слова римского писателя и учёного Плиния Старшего, жившего в 23- 79 годы нашей эры. В отношении зелёного удобрения Плиний говорит следующее:

В практике земледелия зелёное удобрение применяется с незапамятных времён. В Европе этот приём, позаимствованный из Китая, начал распространяться в странах Средиземноморья уже во времена Древней Греции. Здесь, кстати, уместно будет процитировать слова римского писателя и учёного Плиния Старшего, жившего в 23- 79 годы нашей эры. В отношении зелёного удобрения Плиний говорит следующее: "Все согласны с тем, что нет ничего полезнее люпина, если его до образования бобов заделать в почву плугом или пучки люпина, срезанные у поверхности почвы, закопать близ корней плодовых деревьев и кустов винограда … Это такое же хорошее удобрение, как и навоз".

Минеральные удобрения Фосфорные Калийные Азотные Микроудобрения

Минеральные

Микроудобрения

Культура Прирост урожая от внесения 1 центнера азотного удобрения Пшеница 4-5 центнер Сахарная свекла 30-40 центнер Картофеля 20-30 центнер

Прирост урожая от внесения

1 центнера азотного удобрения

Вынос элементов питания с урожаем Культура Продукция Вынос на 1 т. Урожая, кг Пшеница N Озимая Яровая P 2 O 5 зерно Рожь зерно K 2 O 35 Кукуруза зерно 10 27 зерно 24 24 12 Овес 10 22 зерно 24 Ячмень зерно Горох 29 7 25 33 зерно Лен-долгунец 26 10 Семена, волокно Сахарная свекла 25 10 - Корни Картофель 106 80 16 26 20 5,9 Клубни 53 26 Клевер красный 95 100 1,8 Сено 5 7,5 - 1,5 5,6 7 15 Примерные коэффициенты усвоения элементов питания Удобрения Коэффициенты использования удобрений, % Минеральные N Органические P 2 O 5 50-70 K 2 O 10-30 15-30 40-80 15-30 30-70

Вынос элементов питания с урожаем

Вынос на 1 т. Урожая, кг

P 2 O 5

K 2 O

Лен-долгунец

Сахарная свекла

Клевер красный

Примерные коэффициенты усвоения элементов питания

Коэффициенты использования удобрений, %

Минеральные

Органические

P 2 O 5

K 2 O

Элементы питания Признаки недостатка Азот Листья небольшие, бледно-зеленые и желтые Фосфор Листья голубоватые, темно-зеленые, с красноватым оттенком, засыхающие листья темные. Калий Листья желтые или бурые, морщинистые, по краям закручиваются. Недостаток химических элементов вызывает нарушение обмена веществ в растениях Элементы питания Бор Признаки недостатка Медь Отмирание точек роста у растений; у льна и хлопчатника опадают бутоны, цветки, завязи; у сахарной свеклы загнивает сердцевина и образуется дуплистость корня. Кончики листьев белеют, листья засыхают, семена не завязываются. Марганец У зерновых хлебов листья желтеют, возникает пятнистость с белыми и бурыми полосками.

Элементы питания

Признаки недостатка

Листья небольшие, бледно-зеленые и желтые

Листья голубоватые, темно-зеленые, с красноватым оттенком, засыхающие листья темные.

Листья желтые или бурые, морщинистые, по краям закручиваются.

Недостаток химических элементов вызывает нарушение обмена веществ в растениях

Элементы питания

Признаки недостатка

Отмирание точек роста у растений; у льна и хлопчатника опадают бутоны, цветки, завязи; у сахарной свеклы загнивает сердцевина и образуется дуплистость корня.

Кончики листьев белеют, листья засыхают, семена не завязываются.

У зерновых хлебов листья желтеют, возникает пятнистость с белыми и бурыми полосками.

Острое отравление нитратами и нитритами. Нитратные ионы превращаются в организме человека в нитритные ионы, которые вызывают заболевание метилобеанемии (гемоглобин взаимодействует с NО2‾ и теряет возможность переносить кислород). В кишечном тракте нитриты превращаются в нитрозамины – сильные канцерогенные агенты. Допустимые нормы нитратов для человека.

Острое отравление нитратами и нитритами.

Нитратные ионы превращаются в организме человека в нитритные ионы, которые вызывают заболевание метилобеанемии (гемоглобин взаимодействует с NО2‾ и теряет возможность переносить кислород). В кишечном тракте нитриты превращаются в нитрозамины – сильные канцерогенные агенты.

Допустимые нормы нитратов для человека.

В сельском хозяйстве золу используют как калийно-фосфорное и известковое удобрение. Она содержит все основные питательные элементы (фосфор, калий, кальций), кроме азота (он улетучивается во время горения). В золе есть около 30 микроэлементов. В том числе еще магний, сера, железо, бор, марганец и т.д. Все они находятся в доступной для растений форме. Наименование компонента Содержание, % CaCO 3 17 CaSiO 3 16,5 NaPO 4 15 CaSO 4 14 K 3 PO 4 13 CaCl 2 12 MgCO 3 4 MgSiO 3 4 MgSO 4 4 NaCl 0,5 Зола помогает в борьбе с некоторыми мелкими сосущими вредителями. Ею опудривают всходы редьки, редиса, картофеля и других культур. Капусту она спасает от поражения килой. Пользуйтесь золой - и вы увидите, как преобразятся, похорошеют ваши растения!

В сельском хозяйстве золу используют как калийно-фосфорное и известковое удобрение. Она содержит все основные питательные элементы (фосфор, калий, кальций), кроме азота (он улетучивается во время горения). В золе есть около 30 микроэлементов. В том числе еще магний, сера, железо, бор, марганец и т.д. Все они находятся в доступной для растений форме.

Данная презентация может быть использована на уроке по изучению минеральных удобрений или на элективном занятии в 9 классе.



Целевая аудитория: для 9 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

23 февраля

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: