Презентация как обрабатывали почву наши предки

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Обработка почвы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 6 КЛАСС viii ВИД Обработка почвы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 6 КЛАСС viii ВИД ОБРАБОТКА ПОЧВЫ Учитель: СЫСКОВА Т.А. бОГДАНОВИЧ 2014

Тема: Обработка почвы

Цель: Познакомить обучающихся с методами обработки почвы. Задачи. Образовательная: дать понятие о земледелии, значение и методах обработки почвы. Коррекционная: корректировка отношения обучающихся к окружающей среде через обработку почвы. Воспитательная: привить культуру проведения сельскохозяйственных работ через обработку почвы.

Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти

и давать урожай. Основное свойство почвы – ее плодородие. Плодородием почвы называют ее способность обеспечивать растения водой, необходимыми элементами питания и другими условиями для нормального их роста и развития. Охрана почвы. Почва – это часть природы. Как часть природы она нуждается в охране. Почву нельзя загрязнять цементом, бетоном, строительным мусором, железным ломом, отходами химического производства, мазутом, машинным маслом. От этих и других отходов, разбросанных на почве, могут страдать растения, домашние и дикие животные, птицы и даже человек.

Обработка почвы

Для посева и посадки сельскохозяйственных растений почву обрабатывают на различную глубину. Обрабатываемый слой почвы называется пахотным слоем. В нем располагается основная масса корней растений. Из этого слоя они получают элементы питания и воду. Виды обработки почвы. Вспашка – это основной вид обработки почвы. Пашут почву тракторным плугом на глубину 22-25 см, плотный слой разрыхляется и переворачивается. Боронование – это рыхление бороной самого верхнего слоя почвы и ее выравнивание. Культивация – это рыхление культиватором ранее вспаханной почвы на глубину 6-8 см или 10-12 см.

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ ВРУЧНУЮ «Земля имеет свойство, что из-за недоделки при

На небольших участках, где плугом пахать нельзя, почву перекапывают вручную. Перекопка почвы лопатой – это ручная обработка почвы. Для перекопки почвы применяют лопату. Лопата состоит из деревянного черенка (ручки) и железного штыка (полотна) высотой 27-28 см. Черенок вставляется в ушко лопаты и закрепляется гвоздем . Верхние края штыка лопаты по обе стороны ушка (плечики) загнуты назад и книзу, чтобы удобнее было нажимать ногой. Ручка лопаты должна быть выше пояса работающего, но не доходить до плеча.

Требования к качеству перекапывания

Одинаковая глубина перекапывания на всем участке. 2. Равномерность и слитность перекопки, то есть отсутствие неперекопанных мест. 3. Ровная поверхность перекопанной почвы. 4. Заделка сорняков и послеуборочных остатков на дно борозды.

По образованию я историк. Приходилось ездить на раскопки, изучать материалы археологических экспедиций. Часто среди прочих находок встречается и часть деревянного орудия труда, сделанного, как правило, из коряги или ветки дерева. Это ручная мотыга. Часто попадается рало – тоже орудие для рыхления почвы, но уже более совершенное: рало мог тянуть бык или лошадь, помогая древнему земледельцу.

Что объединяет эти орудия труда? Они предназначены для рыхления земли. Наконечник рала или сохи входит в землю на небольшую глубину – 5–7 см. Воткнешь глубже, потянешь, и он просто сломается. Поэтому такими орудиями труда наши предки не пахали, а скорее проковыривали землю. Затем кидали семена. Осенью же, собрав урожай, всегда оставляли солому, ботву на поле. Земли использовали таким образом тысячелетия. Конечно, давали полю отдохнуть, оставляли под паром. Если вы помните уроки истории в школе, то такая система называется триполье. Вся земля делится на три части – две засевают, а третью оставляют отдыхать. Это значит, что землю просто не трогают, и она зарастает травой. Обратите на это внимание. Никто землю не пропалывает, не рыхлит в течение сезона. Молодая травка захватит поле, осенью она поляжет, а весной образуется участок земли, обогащенный органикой. Прорыхлим его, и можно снова получить высокий урожай.

Но в XIX веке эту систему сменило плужное земледелие. Плуг, в отличие от рала, имеет острое лезвие – лемех. Оно погружается в землю на большую глубину, режет ее, а затем переворачивает. Та же перекопка! Плужное земледелие было принято на ура. Урожаи-то в первые годы выросли потому, что почва активно минерализировалась. Но затем земли стали истощаться, гумусовый слой исчез, и пришлось сыпать химию. Помним, что именно гумус делает почву рыхлой, рассыпчатой. Без него она превращается в гранит, трескается. Корни в такой почве развиваются плохо, а значит, и урожай будет мал. Поэтому сейчас 50 % пшеницы с гектара – чуть ли не рекорд.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Часть 2, Глава 4. Неприрученные братья наши меньшие

Какую землю выбирать под выращивание картофеля

Какую землю выбирать под выращивание картофеля Картофель можно выращивать на каких угодно землях, но не на всякой земле можно получить большие урожаи. Выбирать землю под картофель не всегда приходится. Чаще случается выращивать картофель в яровом клину. Но все же

Как и чем удобрять землю под картофель

Как и чем удобрять землю под картофель Я уже говорил, что нет другого растения, которое так щедро отблагодарило бы за данное ему удобрение, как картофель. Прежде утверждали, что под картофель землю удобрять не надо, что картофель по свежему удобрению получается плохого

Как напоить землю

Как напоить землю Казалось бы, тут все просто: бери лейку и обильно поливай. Но не всякая почва способна принять нужное вашим растениям количество воды.Как происходит полив в природе? Не только дождь или снег наполняют землю влагой. Даже в засуху, когда садовод вынужден

Кто лучше разрыхлит землю?

Кто лучше разрыхлит землю? Повторю, в естественных условиях рыхлит почву органика и почвенные животные – в первую очередь, дождевые черви. Возьмите лопату и подойдите к компостной куче. Ничего не стоит воткнуть лопату и сделать ямку. Никаких усилий. Да даже рукой можно

Не перекапывайте землю после внесения навоза

Не перекапывайте землю после внесения навоза Когда в моем владении оказался садовый участок, то никаких особенных знаний о том, что и как делать, у меня не было. Сейчас я часто в шутку говорю знакомым, что это незнание меня и выручило.Вместе с участком досталась и куча

Приручайте сорняки – насыщайте землю органикой!

Приручайте сорняки – насыщайте землю органикой! Здесь мы подходим к решению очень важной проблемы – насыщения земли органикой. Нельзя вырастить овощи и, собрав урожай, оголить землю. Органика – это и еда, и вода, и воздух. Это жизнь.И у нас на участке этой органики пруд

Если нужно быстро очистить землю от сорняков

Если нужно быстро очистить землю от сорняков Предыдущие способы хороши, когда у вас относительно не заросший участок: есть грядки, цветник, но они, так скажем, немного заросли. Сажайте сидераты, засыпайте сорняки перегноем, лишая их света и воздуха, и вы добьетесь отменных

Можно посадить что-то на землю, забитую сорняками?

Можно посадить что-то на землю, забитую сорняками? Опытный садовод скажет вам – нет. Сорняки задушат растение. Но недавно сосед поведал мне, как он обманул коварный пырей. Конечно, не могу с вами не поделиться.1. Выбранный участок земли застилаете сначала газетами, а затем

Как при помощи плоскореза подготовить землю под посев? Мой опыт

Как при помощи плоскореза подготовить землю под посев? Мой опыт У каждого свои приемы, поэтому еще раз обращаю ваше внимание – это мой личный опыт. На обработку участка в шесть соток я трачу три часа. Обрабатываю два раза: первый – перед посевом ранних овощей, зелени,

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве, ее составе, свойствах и охране.

сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;

формировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

продолжить формирование умений работать с учебным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов;

воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям; желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Планируемые результаты:

формирование представления о почве и ее образовании;

ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы;

объяснить причину плодородия почв.

Метапредметные результаты:

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в виде схемы; создать кластер “Состав почвы”

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

создать слайд презентации по теме урока;

находить ответы на вопросы в иллюстрации.

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в группе;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

формирование уважительного отношения к иному мнению

принятие и освоение социальной роли обучающегося

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Тип урока: урок новых знаний

Аннотация урока

Учащиеся делятся на группы, исследующие различные аспекты данного урока. Сначала дети исследуют свойства почвы (2 свойства - самостоятельно и 3 свойства совместно с учителем). Итогом работы будет кластер (или “карта ума”). Планирую, чтобы сделали совместно, все группы создали одну.

В течении урока проводится формирующее оценивание.

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей!

Введение в тему.

Какой раздел мы изучаем? (Путешествие в мир веществ)

Какие вещества мы изучили? (вода, воздух)

Что о них узнали? (их свойства, значение и охрана)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны окружающего мира.

Посмотрите на доску, прочитаем диалог школьников. Как вы продолжите слова мальчика? Куда надо сажать растения? Какова же проблема урока? (Почему растениям нужна земля?)

Посмотрите на доску: Подумайте, как написать слово “земля” в каждом предложении.

Мы видим, что у слова “земля” несколько лексических значений. Как вы думаете, какое интересует нас? (почва, потому что это тоже вещество, а мы изучаем эту тему)

Какова тема нашего урока?

Заполните первые две колонки таблицы ЗИУ (знаю - интересуюсь - узнал)

- Что вы знаете о почве?

- Что хотите узнать? Составим план урока.

С чего начнем? (дать научное определение почве) Что еще хотели бы узнать о почве?

Что мы сейчас делали? (назвали тему, определили проблему, наметили план)

Какое умение формировали? (умение организовывать свою работу)

Итак, тема нашего урока: Почва-кормилица. Слайд 4.

Мы с вами сегодня научные сотрудники. Наш класс на 45 минут станет научной лабораторией. Как и положено исследователям, все свои наблюдения и выводы будем заносить в лабораторные журналы (см. Приложение 1)

Приступим к работе, следуя составленному плану. Слайд 4

III. Изучение нового материала.

- Так, что же такое почва?

Где мы можем узнать научное значение слова “почва”? (словарь; учебник с.111)

Что такое почва? Как вы понимаете слово “плодородный”?

Ответили на первый пункт плана? (Да)

Переходим к следующему вопросу: Состав почвы.

А как узнать состав почвы? Какую работу, как ученые, мы должны проделать? (надо провести опыты)

Открываем наши лабораторные журналы. Какое 1 задание. Слайд 4 шторка

Цель этого задания? (узнать какие вещества входят в состав почвы)

Пробегите глазами лист: Сколько опытов вам предстоит провести самостоятельно?

Работая в группе, выполните опыт 1 и 2. Внимательно читайте задание, выполняйте его, делайте выводы. Не забывайте вести записи в журнале.

Помните о правилах дружной работы!

Проверка работы

Какой вывод по 1 опыту сделали?

Для чего нужен воздух в почве? (корням растений нужен воздух)

Какой вывод по 2 опыту?

Где расположились песок и глина, когда размешали почву в стакане с водой?

Посмотрите на мой стаканчик: в нем хорошо видны слои расположения глины и песка.

Продолжение опытов

Следующие опыты буду проводить я, а вы будете наблюдать и отражать выводы в своих лабораторных журналах.

Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (тигель - специальная емкость для нагрева, спиртовка, стекло).

Как вы думаете, почему опыты буду проводить я? (они опасны)

В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Я положила в тигель немного почвы и теперь нагрею её. Над почвой помещу стекло.

Какова цель опыта? Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на стекле.

Какой вывод сделаем? (в почве есть вода).

Зачем в почве вода?

Продолжу прокаливать почву.

Прочитайте, что будете наблюдать (Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных)

Какой вывод сделаем? (в почве имеются остатки растительных и животных организмов)

Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу стекло над огнем.

Что происходит с водой? (Вода испаряется)

Что видим на стекле? (на стекле остаются белый налет).

У вас был похожий опыт в теме “Превращение воды” На что похож налет.

Да, это минеральные соли. Предположите, зачем в почве нужны соли.

(соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Соли растворяются в воде).

Теперь вам предстоит обобщить все наблюдения.

Прочитайте задание 2. Слайд 4 шторка

Создайте “карту ума”. Как она будет называться? Работать будем на МакБуках в программе FreeMind

Работайте, не пропустите ни одного свойства. На работу 3-4 мин

Сверьте с образцом. Слайд 5

Расскажите по схеме: Что входит в состав почвы?

Какая группа хочет оценить свою работу?

Оценивание по плану:

1. В чем заключалось задание? Какая была цель?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

4. Какое умение формировали?

Посмотрим на ПЛАН урока. На какой вопрос мы ответили?

Физкультминутка для глаз (Тренажер Базарного)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Работа в группах

Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на группы. Слайд 6

Будет 4 группы ученых: геологи (КР), почвоведы (Ж), биологи (С) и экологи (З). Каждая группа изучает свой вопрос.

Разделимся в соответствии с цветом. Цвет конуса на столе и кружочка на стуле сзади должны совпадать, т.е. если на стуле желтый кружок, то вы идете к желтому конусу, красный к красному и т.д. Найдите свою группу.

Давайте подумаем, что будут изучать геологи.

Как образуется почва?

Почвоведы? Как вы понимаете значение этого слова?

Какие почвы самые плодородные?

Что может разрушить почву?

Каждая группа работает с лабораторным журналом (см. Приложение 2): там даны все инструкции. Рассмотрите таблицу. Расскажите, как будем работать. (читаем источник информации, ищем ответы на вопросы и составляем 1 слайд презентации)

Не забудьте выбрать выступающего. На работу 10 минут.

Дети изучают информацию и делают по шаблону слайд презентации в Google (доступ к документу дан заранее)

Проверка работы

Выступление каждой группы.

Геологам вопрос: какую одну из составляющих состава почвы теперь можно изменить, назвав научным словом? остатки растений и животных называется гумус или перегной)

IV. Рефлексия.

Давайте подведём итог. Слайд 7

Возвращение к таблице ЗИУ

Что вы узнали на уроке?

Если вам пока не удалось получить ответ на ваш вопрос, вы можете поискать самостоятельно дома в книгах, спросить у взрослых, в Интернете, а на следующем уроке расскажете нам о своих открытиях.

У вас на столе лежит лист оценивания. Заполните его. Внимательно читайте утверждения и ставьте галочки рядом с тем утверждением, которое вам ближе на сегодняшний момент, т.е. как вы поняли материал урока (см. Приложение 3).

Есть желающие высказаться по листу?

V. Домашнее задание.

Все материалы сегодняшнего урока будут в блоге “Наш класс”: карта ума, презентация. Вы сможете повторить материал, а по результатам листа оценивания вы определитесь над какому вопросу стоит уделить больше внимания.

По желанию: создать кроссворд с новыми научными словами

1. Исследуй состав почвы

Положи в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдай, появились пузырьки воздуха?

Размешай почву в стакане. Дай воде отстояться. Наблюдай, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.

Опыт 3 (проводит учитель)

Положим на сковородку немного почвы и нагреем ее. Наблюдай, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Опыт 4 (проводит учитель)

Продолжим прокаливать почву. Наблюдай, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

Опыт 5 (проводит учитель)

Насыплем остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Размешаем, профильтруем воду и нальём немного на стекло. Наблюдай, что останется на стекле после испарения воды.

Земледелие в экономике России, во все времена, было ведущей отраслью. А до времён, когда стали производится в промышленных масштабах минеральные удобрения, в старину было одно единственное и важнейшее удобрение – это навоз домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней и домашней птицы. Экскременты домашних животных, в силу особенностей их питания, имели все необходимые составляющие, для полноценной подкормки почвенного гумуса.

Органическая подкормка

Органическая подкормка

Кроме навоза, применялась минеральная подкормка – зола, которая использовалась на крестьянских и барских огородах. Также для улучшения качества почвы огородных участков земледельцы подкармливали растения настоями трав: крапивы, лопуха, чистотела и других.
Огородники использовали павшую листву, хвойные иголки и торф. Но всегда, в отдалённые времена, земледельцы называли главной проблемой своей деятельности не климат и почвы, а возможность иметь достаточный объём органических удобрений, крайне важных для получения высоких урожаев.

Секреты использования органических подкормок для растений

Животные – источник плодородия

В старину труд крестьянский был чрезвычайно тяжёл и низко продуктивен. Барщина и непосильные налоги, несовершенные орудия труда, наделы с почвой низкой плодородности, неэффективные приёмы агротехнологий не позволяли получать высокие урожаи.

Но, несмотря на перечисленные негативные факторы вырастить достойный урожай можно было, обильно удобрив почву. Поэтому главной задачей содержания домашних животных было не только производство мяса, шерсти, кожи и яиц, а обеспечение наделов органическими удобрениями – навозом. Средний крестьянский двор (4-6 душ) в своём хозяйстве имел пару коров, одну-две конских тяги, 3-5 овец, одну-три свиньи и около десятка кур. Гуси и утки содержались только в тех местностях, где был свободный доступ птиц к водоемам. Именно помет этих животных лучшее средство из имеющихся, удобрявших крестьянские огороды.

Подкормка огородных культур

В далёком прошлом огороды не удобряли навозом крупного рогатого скота, и даже навоз овец не использовался в этих целях, так как это считалось излишеством. Причина такого подхода проста – навоза всегда катастрофически не хватало, даже для основных злаковых культур — пшеницы, ржи, овса и ячменя, поэтому обходились минимумом.

Удобрение крестьянских огородов производилось с помощью помета домашней птицы. Для капусты, редьки, репы, свёклы, моркови, чеснока и лука, лучшим удобрением считался разбавленный раствор куриного или гусиного помета.

Несгораемые остатки древесины

Несгораемые остатки древесины

Не забывали хозяйки и про золу, которой было всегда в достатке круглый год. Золу просеивали, разбавляли в воде и этим раствором проводили подкормку растений. Также золу рассыпали по участку перед зяблевым вскапыванием огорода, таким образом, улучшая микроэлементный состав почвы.

Второй почвой крестьяне называли торф, который добавляли в нейтральные грунты, чем повышали сбор урожаев капусты, редьки и репы. Также использовались опавшая листва с деревьев и иголки хвойных, которые помогали обогатить гумус и поддержать урожайность огородных культур, на требуемом уровне.

Кое-что о росчисти

Так в старину земледельцы называли участки леса, на которых вырубались деревья, выкорчевывались их корни, сжигались ветки и вся мелкая растительность. В первые два-три года, на таких землях не было надобности применять навоз, потому что состав золы имел в себе все необходимые микроэлементы для вегетации злаковых.

Фактически это была практика использования минеральной подкормки грунта. В таком методе было одно отрицательное последствие – под воздействием высоких температур погибали полезные почвенные микроорганизмы. Но если участок выдерживался в очищенном состоянии до полугода, почвенная флора и фауна снова заселялась в грунт, и он становился пригодным для культивации.

Росчисть готовилась осенью-зимой, а следующей весной-осенью, достаточно было вспахать почву и провести посев яровых или озимых культур.

При благоприятных погодных условиях с одной посевной единицы семян получали 5-7 единиц урожая. Правда было одно условие, спустя 2-3 сезона, необходимо было вносить в грунт навоз, если такое правило не соблюдалось то урожайность падала.

Конский навоз

Конский навоз

Поэтому земледельцы, всегда содержали коров, овец и, конечно же, лошадей, а для их кормления использовали заливные луга. Домашних животных называли не только кормилицами семьи, но и кормилицами пашни, потому что одна корова за сезон стойлового содержания — а в старину это было 180-240 дней – производила 9-12 тонн навоза. Одной коровы было достаточно для полноценного удобрения 0,5-0,75 га. Лошади помимо выполнения тяжёлых сельскохозяйственных работ давали до 8 тонн навоза, а одна овца до 1000 кг.

При использовании обильной подстилки из соломы количество навозных масс увеличивалось на 20-40%, что содействовало внесению в почву дополнительных масс растительного происхождения и благоприятно сказывалось на составе грунта.

Выращивание основных хлебных злаков

В прошлые века в России была распространена система земледелия, которую называли трехпольной. Основным её принципом являлось выдерживание под паром участка, после двухлетнего выращивания озимых и яровых злаков.

На третий год, весной, на земельный участок вывозился перегной, и поле вспахивалось, а осенью проводился посев озимых. Считалось, что 4-5 месяцев достаточный срок для переработки почвенными организмами удобрения в плодородный гумус.

Основной проблемой была возможность накопить нужное количество навоза. По агротехнологическим нормам для полноценного обогащения одного гектара участка требовалось от 18 до 36 тонн перегноя.

Перегнившие частицы различных растений

Перегнившие частицы различных растений

Такой разброс цифр связан с качеством плодородного слоя крестьянского надела, чем хуже плодородный слой, тем более он требовал подкормки. Фактически крестьяне два года собирали навоз, и за это время он успевал пройти все стадии ферментации и становился пригодным для внесения в почву. Но это одно важное правило трехполья не всегда соблюдалось.

Порой, при недостатке навоза, подкормка почвы откладывалась, и поле удобрялось уже не один раз в три года, а реже: раз в пять или даже семь лет. Конечно, если органическое удобрение не вносилось своевременно в почву, это сказывалось на урожайности зерновых культур.

В далёкую старину земледельцам сложно было поддерживать плодородие почвы. Так как в силу различных причин (климатических, социальных и технологических) сложно было накопить достаточное количество органических удобрений, столь необходимых для богатых урожаев. Поэтому сами крестьяне называли себя мучениками нужды.

Органические подкормки доступные для всех

И только с внедрением многолетнего севооборота, использования культур седератов, применения минеральных комплексов и прогрессивных методов обработки грунта, со временем удалось добиться устойчивых и высоких урожаев. Поэтому лучшие времена, для земледельцев, наступили значительно позже.

Читайте также: