Праздник урожая картины художников

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Страда – сезонная летняя и осенняя крестьянская работа, когда проводится косьба травяных угодий, жатва и уборка хлебов.
Хлеборобы в этот момент трудятся напряжённо, не покладая рук, стараясь максимально использовать благоприятные погодные условия и отпущенное Богом время.
Уборочная страда была серьёзным сюжетом у старинных русских и советских художников. В нынешнее время этот тяжёлый труд не в почёте, немало людей видимо думают, что хлеб печатают на 3D-принтерах.
Живописные картины с изображением крестьянской страды, особенно старинные, имеют мощный спрос у коллекционеров живописи.

Праздник урожая в советском колхозе

Осенний праздник урожая ведет свою историю со времен языческой Руси. Во времена СССР древнюю традицию не стали искоренять полностью, сделав этот день элементом пропаганды советской власти.

Деревня в то время перестраивалась на новый лад. Коллективизация села проходила тяжело и привела к резкому спаду сельского хозяйства, недовольству крестьян, голоду.

Правительство страны при помощи изобразительного искусства стремилось продемонстрировать изобилие и сытую жизнь колхозника. Многие картины, изображающие радостных крестьян, побывали на международных выставках. Натурой для полных оптимизма произведений служили несколько образцовых колхозов, выделявшихся на общем фоне.



За спинами людей раскинулась широкое поле, с небольшими современными постройками и далекими зелеными холмами. Картина наполнена ярким солнечным светом, лучи падают на людей, зелень, убранство стола, придавая всему действу воздушную легкость, ощущения радости бытия.


Рядом художник расположил хлопкоробов среднеазиатских республик в национальных костюмах, с мешками и корзинами хлопка в руках. В левой части полотна шагают свекловоды Украинской ССР. В центральной группе идут различные представители колхозов, трактористы и председатели, женщина, поднявшая над головой золотой сноп пшеницы. Гапоненко изобразил на полотне множество детей, радостные, счастливые пионеры в красных галстуках идут на первом плане, ребятишки поменьше держат за руки своих мам. Картина, демонстрирующая единство народов СССР, пышущих счастьем крестьян и плоды сельскохозяйственной деятельности, вселяла в зрителя гордость за величие страны.

Художники обращались к теме праздника урожая в течение всей истории Советского союза. В этих полотнах всегда присутствовали радостные крестьяне с плодами своих трудов, но, все же, такой размах пафоса и оптимизма, демонстрация изобилия и счастья присутствовал только в предвоенные годы.

Виноградов & Дубосарский. Невыносимая радость бытия. Самая большая провокация в современном российском искусстве

Чтобы ощутить всю громадность этой эстетической разводки, нужно вернуться в далекий, как говорят, 1994 год. Именно тогда Владимир Дубосарский и Александр Виноградов сошлись на просторах московского contemporary art, чтобы замутить свой столь неодназначый проект. В те жестокие и веселые времена актуальным искусством считались вот что: брутальные и дикие выходки в интерьерах и на открытом воздухе агрессивных творцов вроде Бренера и Кулика, как правило, голых, а также изготовление ассамбляжей, объектов и инсталляций. Вы не поверите, но тогда дело доходило до создания инвайронмента – что это такое, я объяснять сейчас не буду.

И вот во всем этом тандем (как сейчас говорят) Дубосарский-Виноградов вдруг предложил в рамках актуального искусства этот совершенно традиционный и третируемый продукт – картины. Причем, не просто картины. Копии модернистских стандартов выставлял тогда, скажем, и Тер-Оганян. Дубосарский-Виноградов предложили картину в самом прОклятом в то время вместе с коммунизмом классическом соцреалистическом стиле. Ну, что-то вроде Аркадия Пластова. Тем более, что писать картины они, в отличие от большого числа актуальных художников, умели – оба закончили училище 1905 года, а потом и Суриковский институт.

На самом деле Дубосарский-Виноградов завернули совершенно точно просчитанную и безумно красивую поганку, по сути своей не менее радикальную, чем голый Кулик или Осмоловский с нецензурной лексикой на Красной площади. В чем, конечно, все продвинутые люди через некоторое время все-таки разобрались.

Тотальная живопись (фрагмент)

Итак, переходим к сути проекта. Начнем с того, что это высказывание совершенно персонажное. То есть, все эти картины как бы сделаны неким жизнерадостным и не особо разборчивым художником, который раньше, условно говоря, писал картины про коммунизм, а теперь перешел на обслуживание другого доминантного клиента – новых русских. То есть язык произведения остался прежним – ведь он же, этот гипотетический художник, по-другому не может, да и гипотетический потребитель другого языка не понимает – а тематика произведений изменилась в соответствии с веяниями времени.

О том, что это – как бы, говорит многое. Самое главное – это, конечно, перебор во всем. Если красота – то такая, что уже тошнит. Если счастье – то тоже тошнит. Если сентиментальность – то, естественно, тошнит. Если торжественность – то, извините, опять же тошнит. Не дождешься от Дубосарского-Виноградова простого, нормального, человеческого чувства. Ну, чтоб не тошнило.

Кроме того, тандем не пошел выставляться в коммерческие галереи. Он продолжал работать на тех же площадках актуального искусства, что и раньше. То есть потребитель их искусства остался тот же, что и у искренних, радикальных нонконформистов.

Опять же часто встречающийся в работах Дубосарского-Виноградова абсурд доходчиво сигналит нам о том, что это - как бы.

Короче, под видом честного, крепкого, тупого китча нам подсовывают типичную симуляцию, остроумную и хорошо сделанную. Не случайно их работы идут на ура и среди тертых посетителей галерей актуального искусства и среди тех, кто про это искусство никогда не слышал. Впрочем, воспринимают те и другие эти работы по-разному. Вторые – по-честному, что особенно приятно авторам.

Вполне естественно, что выбранная Дубосарским-Виноградовым квазихолуйская позиция позволяет им творчески перерабатывать всяческую поп-культуру. Ведь их гипотетический потребитель ее потребляет. И вот из-под кистей Дубосарского-Виноградова выходят общедоступные мифологические конструкты, наполненные отечественным содержанием.

Или получается какая-то хоррор-голливудщина, опять же, российского розлива.

Или просто дебильно-радостная попса, переодетая в наши вещи, неброские, но ноские (тут я не пытался писать в рифму, просто других слов не нашел).

Надо сказать, что при всем своем сюжетном патриотизме и при всей боли за судьбы Родины Дубосарский-Виноградов не обходят в своем монументальном творчестве (а картины у них о-о-очень большие) и зарубежные темы. Тем более что первый реальный заказ они получили из Германии. Вот этот.

Они его получили после того, как написали картину, посвященную очередной годовщине объединения Германии. Как видите, перед зарубежным клиентом тандем прогибается не выше, но и не ниже, чем перед отечественным.

Истоки творческого метода Дубосарского-Виноградова лежат, безусловно, в поп-арте. Там тоже под видом радостного приятия общества потребления лежала хорошо скрытая ирония по поводу этого общества. Эту связь тандем даже визуализировал.

Уорхол в Москве

Тут фишка в чем? Уорхол – один из ключевых поп-артистов, о нем в Википедии есть – в Москве никогда не был.

В общем, надо закругляться, а то у меня по знакам перебор. Короче, сейчас Дубосарский-Виноградов входят в пятерку самых известных российских художников, их работы продаются за десятки тысяч долларов или евро - как получится. И хранятся в очень знаменитых музеях. А когда-то мастерская Дубосарского находилась в заброшенном сквоте в Трехпрудном переулке, и под раковиной там стояло ведро.

Автор: Вадим Кругликов

Дачный мини-мир - Праздничный мир

Последние статьи в блоге

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. Но чтобы каждый год этот праздник был счастливым и радостным, нам нужно не только просто усердно трудиться в полях, садах и огородах, но и многое знать и уметь.

Кто-то занимается фермерством, кто-то просто живет в деревне и ухаживает за своим садом-огородом, а кто-то каждый выходной отправляется на дачу, чтобы потрудиться и отдохнуть на своем маленьком любимом участке. И как не радоваться, наблюдая, как крохотные зернышки и семена прорастают, выпуская первые листочки, постепенно превращаясь в мощное растение, приносящее по осени плоды?

Но ведь хочется не только иметь богатый урожай, но и красивый ухоженный участок с раскидистым садом, аккуратными дорожками цветами и украшениями, радующими глаз. Чтобы приятно было отдохнуть после дневных забот и трудов и позвать гостей. Вот обо всем этом мы и поговорим на этой страничке сайта. Все материалы с близкой тематикой вы можете отыскать по нашей мини-карте:

Приятной вам прогулки по нашему виртуальному саду-огороду! Пусть Земля к вам будет щедрой, урожай - всегда богатым, настроение - отличным, а на труд обязательно хватает сил и здоровья!

Интересности

Необычные овощи и фрукты


Это может показаться странным, но привычные для нас овощи могут быть весьма странного и, на первый взгляд, очень даже необычного цвета.

Праздник урожая - история и традиции

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. Как празднуется Праздник Урожая в разных культурах, с чем связаны народные традиции и обряды праздника и еще много интересного.

Полезности

Огуречная магия: календарь посадок, приметы, заговоры


Чтобы вырастить вкусные хрустящие огурчики, можно не только усердно трудиться на грядках, но и призвать на помощь опыт наших предков, заключенный в народных приметах и заговорах и воспользоваться огуречной магией.

Садово-огородная магия: заговоры и советы для вашего урожая (чсть 2)


Мало посадить растения в своих садах-огородах и тщательно за ними ухаживать, - важно еще и предохранить их от всяких насекомых-вредителей, птиц и животных, забредающих на ваш участок в поисках вкусной ми легкодоступной пищи. Да и от лихих людей тоже нужно уберечься.

Литературности

Рукоделие и мастер-классы

Мастерим поделки из природных материалов


Забавные поделки из различных природных материалов для детского и совместного творчества. Большая коллекция в понятных картинках будет весьма кстати осенними и зимними вечерами.

Поделки из овощей и фруктов своими руками


Поделки из овощей и фруктов - самая популярная тема осеннего сезона: выставки и конкурсы в детсадах и школах, конкурс на празднике урожая, украшение осеннего стола и дачного участка, да и просто желание полюбоваться урожаем и получить заряд бодрости от творческого процесса.

Поделки из тыквы: коллекция идей и МК

Тыквы: шикарные идеи для дизайна + ммастер-классы

Чтобы создать в доме тыквенно-осеннее настроение можно задекорировать тыквы самым невероятным образом. Необычный декор внесет свежую нотку в оранжево-золотистую гамму осени и ваш интерьер заиграет новыми красками!

Оформление блогов

Карта раздела

Праздник Урожая 2017 запомнился картинами из даров природы

Праздник начался с песни, рассказывающей как выращивать, жать, молотить, молоть, мять, выпекать хлеб. Затем ученики третьего класса, прошедшие полный путь зерна — от поля до стола, раздали собственноручно выращенный хлеб гостям.

Изюминкой праздника стало создание панно из овощей, фруктов и другого природного материала. Каждый класс составлял свою композицию. В реальном времени рождались шедевры прикладного искусства. Это завораживающее зрелище, когда из отдельных мисок, стопок, пакетов берутся ингредиенты, укладываются определённым порядком и из них образуется эмблема.

Некоторые картины оказались съедобными, их дети по завершении смотра съели, а остальные были сложены в центр площадки для дальнейшего любования.

Дети и взрослые участвовали в народных танцах и интересных играх. На ярмарке продавались изделия ручной работы, свежие белые грибы, пряники с изображением радуги, домашние зимние заготовки. На втором этаже столы ломились от яств. Авторы блюд стремились удивить гостей, показать, что можно сделать из простой картошки, тыквы, яблок и так далее. Безалкогольный глинтвейн выдавался бесплатно.

Праздник закончился запуском воздушного змея. Каждый из гостей мог привязать к его хвосту верёвочку и загадать желание. Желания оказались вполне подъёмными — змей весело взмыл в небо. Дети по очереди держали нить, бегали за змеем, скатывались кубарем с горок.

Как встретить новый 2022 год Тигра


Новый год 2022 - каким он будет. Как правильно встретить новый 2022 год Тигра

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Русские праздники в картинах художников

Изображение

А. П. Рябушкин - "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 год)

Изображение

А. И. Корзухин - "Девичник" (1889 год)

К. Е. Маковский - "Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)" (1895 год)

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная - видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Изображение

Другое название картины "Пир у боярина Морозова". Борис Морозов - воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну "распиливал" не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают. никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает .

Изображение

Б. М. Кустодиев - "Зима. Масленичные гуляния" (1919 год)

С. Сочивко, Казачий рынок


В старину жизнь крестьян была четко подчинена ритмам природы, причем распорядок их существенно отличался от нашего, современного. О том, что летом можно отдыхать, люди, работающие на земле, не могли и подумать. А вот зато после светлого праздника Покров, когда урожай уже собран и начинаются первые морозцы, можно было и свадебку сыграть, и на ярмарку съездить.

Б. М. Кустодиев, Ярмарка

К.К. Кузнецов, Рынок зимой

Б.М. Кустодиев, Ярмарка

А.А. Попов, Балаганы в Туле на Святой неделе

Б.М. Кустодиев, Ярмарка

А.П. Васнецов, Новгородский торг

В.И. Штернберг, Ярмарка на Украине

К. Коровин, Рынок во Пскове

И.С. Куликов, Ярмарка

И. С.Куликов, Базар у карусели

К.Ф. Юон, Троицкий посад. Загорск

К. Маковский, Ярмарочные балаганы

В. Маковский, Ярмарка в Полтаве

И.С.Куликов, Базар с баранками

С. Ивлева, Ярмарка

С. Нестерчук, Ярмарка в старом Дмитрове

О. Долгая, Свенская ярмарка

А.В Шевелев,Базар на Красной площади

Ф.В. Сычков, Колхозный базар

А о том, как развлекались наши предки на ярмарках, вы можете узнать из обзора горячая историческая десятка: топ-10 ярмарочных забав на Руси .





В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера. Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин, и другие портреты односельчан.







[1] Аркадий Александрович Пластов. Сост. Н.Н.Пластов. Автор статьи Т.Ю.Пластова. - М.,2006.- 367 с..илл, с.14.

Читайте также: