Праздник хлеба праздник урожая хлеба

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило!
Ученики: Это хлеб.
Воспитатель: Да, вы правильно угадали, сегодня мы будем говорить о хлебе.
И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!


Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы о том, сколько лет хлебу, как он появился? Об этом и других
интересных фактах о хлебе нам сейчас расскажут ученики 9 класса.



Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.
Интересен факт, что первым хлебным сырьем были вовсе не злаковые культуры, а желуди. По свидетельствам историков, древние люди считали,что орехи и желуди обладают волшебной силой. Поэтому их стали растирать в муку, и употреблять, смешивая с водой.


Легенда гласит, что первый хлеб получился совершенно случайно. Обычная каша из зерен запеклась – так получилась первая лепешка.



Андрей.
Слово "пекарь" появилось в 1300-1200 годах до нашей эры. Об этом свидетельствуют отдельные указания в письменных источниках. А как ремесло хлебопечение становится признанным и почитаемым спустя 8 - 10 столетий. Очень часто пекарей называли "басманниками", от слова "басман" - хлеб для царя.



С древних времен ремесло пекаря ценилось очень высоко: за гладиатора в Древнем Риме платили около десяти тысяч сестерциев, но раб, умеющий печь хлеб, стоил от 100 тысяч. В Византии пекарей освобождали от налогов, а за выпечку плохого хлеба могли изгнать из города. На Руси издревле людей обычных специальностей (сапожников или конюхов) кликали Ваньками да Васьками, но пекарей всегда уважительно величали полными именами: Иван или Василий.



Сам русский царь-государь посылал свежевыпеченные калачи в знак уважения высокопоставленным лицам. Да и в наши дни почетных гостей принято встречать хлебом-солью. Одним словом, хлеб – всему голова, так было и так будет.
хлеб в форме коровы картинки для детей



Олег.
Хлеб всегда представлял большую ценность – ведь он был продуктом первой необходимости. Поэтому в разные времена хлеб служил заменой денежным знакам. Еще в прошлом веке это случилось и в России. После революции было принято решение выпустить чеки, которые равнялись 1 пуду хлеба - (16 кг).


Во все времена хлеб играл огромную роль в жизни человека. Например, во время войны России и Турции, наступление русских потерпело неудачу, лишь потому, что у них закончилась мука для выпечки ржаного хлеба. На вражеской территории рожь не росла, а местный пшеничный хлеб был непривычен для организма солдат, что подорвало их здоровье.

Ирина.
С хлебом связано множество народных поверий и обычаев. К примеру, в Индии не есть хлеб - считалось большим несчастьем. Именно поэтому запрет на употребление хлеба выносили преступникам. У скандинавов считается, что если парень и девушка случайно откусили кусочки от одной булки, они обязательно влюбятся друг в друга и поженятся.



Воспитатель.
О ценности хлеба очень хорошо рассказывает народная сказка.
Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок.





Иван.
Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы. В Музее Истории Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм - на детей и 250 грамм - на взрослого. В этом хлебе 80 % жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2 % муки.



И над собой посмеивалась часто:
Ведь нет войны, какое это счастье,
И хлебный рядом, прямо за углом…
Но по ночам одно ей только снилось –


И бабушка рассказывала мне,
Как обжигала радостью Победа.
Воякой в шутку называла деда,
Который был сапером на войне.

Она ушла морозною зимой.
Блокадный ветер долетел сквозь годы.
Зашлась голодным плачем непогода
Над белой и промерзшею землей.


Воспитатель:
Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба. А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его. И вот сейчас ученики 4 класса прочитают нам стихотворение.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.


Ответы учеников:
Мне очень неприятно и стыдно за мальчиков, которые играли хлебом в футбол.
Хлеб – это наше богатство и к нему надо относиться бережно.
Мы должны быть благодарны людям, которые выращивают для нас хлеб.
Когда хлеб лежит на столе – то, кажется, что так и должно быть, цену хлебу узнаешь, лишь только тогда, когда проголодаешься.
Хорошо, что мы живём в мирное время, и нам не приходится голодать.
Но мы не должны забывать про жителей Ленинграда, перенёсших блокаду города во время войны.
Хлеб - драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
Мой папа говорит, что хлеб — всему голова.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что хлеб — всему голова,
хлеб – это наше богатство, ведь недаром русским народом сложено много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте вспомним их.


Пословицы и поговорки о хлебе.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда.
Хлебушко – калач дедушка.
Хлеба нет – корочка в честь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Человек хлебом живет, а не промыслом.
Без хлеба, без соли худая беседа.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Хлеб черствый – обед честный.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Воспитатель:
Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей разных профессий. Вспомните, пожалуйста, какие это профессии?

Ответы детей:
Механизаторы, трактористы, комбайнёры, повара, агрономы, мельники, шофера, пекари, кондитеры, продавцы.

Воспитатель.
И вот сейчас я предлагаю вам стать пекарями, а какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, приняв участие в игре – эстафете.




Ответы детей:
Трудиться – всегда пригодится.
Без труда – не вынешь и рыбку из пруда.
Хочешь есть пироги – не лежи на печи.
Кто не работает, тот не ест.
Под лежачий камень и вода не течёт.

Наталья.
Я хочу вам рассказать о подвиге нашего земляка Анатолия Мерзлова.Это случилось 3 июня 1977 года. Рязанский комсомолец Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва после того, как он окончил училище механизации и получил профессию тракториста. Анатолий работал на своём стареньком тракторе, подбирая солому. От случайной искры солома вспыхнула. Рядом было поле ещё
не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться туда. Анатолий на своём тракторе стал бороться с огнём…. В этом бою он погиб. Ему было 18 лет.


Занимался над землею день,
И берёзы колыхалась тень.
Вдруг над полем взвился к небу смерч,
Подошла вплотную к хлебу смерть.

Обжигало руки и глаза,
И зерно, как чёрная слеза
Я с огнём сражался, как умел,
Надо мной спасённый хлеб звенел.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра!

Как живёшь теперь ты без меня?
Помнишь, я не вышел из огня,
Нет дороже хлеба ничего,
Он растёт из сердца моего.

Воспитатель:
Ребята, я думаю, что вы поняли, сколько человеческого труда, иногда даже с риском для жизни, сколько любви, терпения, заботы вкладывают люди в то,чтобы вырастить хлеб. А мы должны ценить, беречь и уважать их труд,относиться к хлебу бережно.
Ученики 2 класса прочитают нам стихотворение.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Воспитатель: И в заключение нашего праздника хочется сказать такие слова:
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.

Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.

И, если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб.
Ведь прав был пекарь – мудрый человек -
Дороже хлеба в жизни нет!

День хлеба

Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября.
Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Сегодня в каждой стране есть свои традиции приготовления хлебобулочного изделия. Например, в России традиционным хлебом стали каравай и ржаной хлеб, на Ближнем Востоке — пита, во Франции — багет, в Италии — фокачча и чиабатта, а на северном Кавказе — чурек.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Считается, что хлеб – один из самых важных продуктов . Его едят каждый день по нескольку раз, и он не надоедает! Этот продукт присутствует в кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что с ним встречают гостей, без каравая не обходится свадьба, с хлебом впервые переступают порог дома. Полезные свойства ржаного хлеба используют при лечении анемии, болезни сердца и сосудов.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Средний объем потребления хлеба году по республике составил 105,4 кг, что составляет 109,7 % от рациональной нормы потребления.

p, blockquote 6,0,1,0,0 -->

Массовая профилактика — наиболее эффективный метод ликвидации дефицита йода, которая включает в себя внесение солей йода в наиболее распространенные продукты питания (соль, хлеб, вода). Среди обогащенных пищевых продуктов до 89% составляют хлеб и хлебобулочные изделия .

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

День хлеба

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

История хлеба

Мучное лакомство, без которого не обходится ни одна трапеза людей во всем мире, имеет достаточно древний возраст. Его изобрели еще в неолите, хотя, конечно, тот хлеб совсем не был похож на современный продукт. Злаковое лакомство, которое готовили наши первобытные предки, состояло из воды и крупы, представляя собой запеченную на костре кашицу. Ученые до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос: был ли то результат целенаправленных действий при воплощении пришедшей кому-то в голову идеи или же случайного эксперимента с жидкостью и дроблеными зернами злаков. Спустя время кашицу сменила лепешка. Данный продукт в разных видах, приготовленный из разных злаков существует и поныне у многих народностей: мексиканцы питаются тортильей, африканцы — эфиопской инжерой, китайцы — баобином и т.д.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. Первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. Уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем и даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, он стал пользоваться большей популярностью.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Дрожжевой хлеб придумали, согласно изысканиям историков, древние египтяне. Этот удивительный народ вывел сорт пшеницы с большим количеством клейковины и стал производить мучное изделие соответствующего типа из теста в XVII-м столетии до н.э. Что же использовали для закваски? Бактерии воздуха, вино, пиво, виноградный сок.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Очень любили и часто пекли древние народы, а именно уже упомянутые египтяне; греки, римляне, евреи, хлеб из ячменной крупы/муки. До сих пор его едят в Греции, Германии и Швейцарии. А вообще, сырье для изготовления хлеба используют в зависимости от того, для выращивания какого вида злака благоприятны условия той или иной местности. Так, на азиатском и африканском континентах большой популярностью пользуются лепешки из сорго, индийцы и китайцы лакомятся изделиями из риса, кукурузные лепешки — частый гость на столах румынов и венгров. И все же в цивилизованных странах предпочтение отдается пшеничному и ржаному хлебу.

p, blockquote 13,1,0,0,0 -->

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Стоит упомянуть и о том, кто изобрел привычный нам сегодня хлеб в нарезке. Им стал некто Отто Фредерик Роведдер. Работу над устройством, превращающим буханку хлеба в аккуратные ломтики, этот человек начал в 1912 году, а закончил, добившись реальных практических результатов, только в конце 20-х гг. прошлого века. Изобретение Роведдера быстро приобрело бешеную популярность.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

День хлеба

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Хлеб на Руси

Славяне издревле пекли хлеб в русской печи в домашних условиях. Затем, по мере зарождения и развития различных видов ремесел, функцию производителей хлеба взяли на себя ремесленники-пекари. Малые партии мучного продукта пекли в так называемых хлебных избах, а большие — в хлебных дворцах.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,0,1,0 -->

Хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире.

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья, а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое. Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со всех уголков Земли принимают поздравления и признательность в тяжелом и ответственном деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике. Может быть это поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. С праздником всех – кто есть хлеб, и кто вкладывает силы и душу в его создание!

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Заботьтесь о том, чтобы Ваше питание было разнообразным, и тогда все витамины, недостающие макро- и микроэлементы будут поступать с продуктами в достаточном количестве. Будьте здоровы!


Фото: ShutterStock

Всемирный день хлеба – международный праздник, который во всем мире отмечают 16 октября. Хлеб – один из старейших и популярнейших продуктов, который едят во всех странах мира, поэтому не удивительно, что у него такой праздник появился.

Как 16 октября появился праздник Всемирный день хлеба


Всемирный день хлеба начали праздновать недавно – в 2006 году. Несмотря на то, что у каждого народа с хлебом связаны какие-то традиции и обычаи и во многих странах существуют свои национальные праздники, посвященные хлебу, Международный Союз пекарей и кондитеров решил учредить такой праздник, придав ему статус международного.

Дата 16 октября была приурочена к созданию в этот день Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН , занимающейся развитием мирового сельского хозяйства. В этот же день отмечается и другой праздник – Всемирный день продовольствия. Поэтому праздник получился объединенный для людей многих профессий. Ведь прежде, чем хлеб попадет к нам на стол, он проходит путь выращивания зерна, сбора урожая, изготовления муки, выпечки и продажи – и в этом принимают участие люди разных профессий. Всемирный день хлеба – это их праздник и теперь его отмечают во всех странах мира. Хлеб – один из древнейших продуктов на земле, он всегда был почитаем разными народами и люди всегда бережно к нему относились.

В этот день во многих странах устраиваются выставки и ярмарки хлебной продукции, проходят встречи и симпозиумы пекарей, кондитеров, кулинаров, устраиваются благотворительные акции для нуждающихся.

История хлеба, как основного продукта питания


Трудно сказать, сколько тысячелетий насчитывает история хлеба. Его научились печь еще в глубокой древности. Первые упоминания о хлебных лепешках, выпекаемых на раскаленных камнях, встречаются в ранней письменности и свидетельствуют о том, что хлебу, как минимум восемь тысяч лет, но весьма вероятно, что наши предки умели печь его раньше, когда еще не существовало письменности.

На Руси к хлебу всегда относились бережно, считая его главной пищей. Тысячи пословиц и поговорок посвяще ны хлебу, множество молитв, в которых упоминается о хлебе насущносм. Существовал специальный ритуал замеса теста и выпечки хлеба, перед которым хозяйка обязательно молилась и благодарила бога за хлеб. Все знали, что приступать к выпечке можно только в хорошем настроении, в процессе этого нельзя ругаться и сквернословить. Перед тем, как поставить хлеб в печь, над ним нужно было прочитать молитву и окрестить.

В России существует несколько праздников, посвященных хлебу или с ним связанных. 29 августа отмечается Хлебный Спас. В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая, освещать его в церкви и обязательно ставить на самую середину праздничного стола.

18 февраля отмечается Агафьин день, также посвященный хлебу. Древние славяне в этот праздник, который называли Днем Хлеба и соли, освещали каравай и солонку соли. Их хранили как обереги, в случае болезней и несчастий обходили с хлебом и солью дом и читали молитвы. Этот ритуал сохранялся до конца XIX века, но со временем значение хлеба как талисмана было забыто.

Шавуот. Смысл и значение еврейских праздников

В книге Деяний 2:1 говорится о наступлении дня Пятидесятницы. Сегодня христиане читают этот стих без понимания значимости этого в еврейской истории. Эта статья написана для того, чтобы разъяснить, что этот день означал в Торе и его значение для наших жизней, как верующих в Мессию. Наряду с распятием и воскресением это ещё один невероятно значимый день. В этот день обещанное мессианское Царство явилось людям, это центральное событие невероятной важности. Как для евреев, так и для язычников это был день исполнения многих пророчеств (Исайя 2:1-4, Даниил 2:44-45, Иоиль 2).

Еврейский праздник Шавуот и начало церкви

Когда мы начинаем понимать связь еврейского праздника Шавуот с идеей празднования праздника Жатвы становится очевидно, почему Господь избрал пир Шавуота в качестве исторического дня для начала Церкви. То, что в течение 50 дней после смерти Мессии на Пасху произошло еще одно важнейшее событие, ни в коем случае не было совпадением.

Одно из времен, предназначенных Богом

Оглядываясь назад на Тору, мы обнаружим, что 23 глава книги Левит описывает семь предназначенных, особых времен для народа Израиля. Это были времена, когда Израиль должен был остановить все свои дела и обратить всё своё внимание на Бога. Первым таким днём был Шаббат (День Субботний), что являлось еженедельным напоминанием о том, что необходимо оторваться от работы и обычных дел, чтобы сосредоточиться на Боге. Затем следовали три весенних пира: Пасха, включая праздник Пресных хлебов, Первых плодов и пир недель или Шавуот. Еврейскими названиями для этих трех праздников были: Пейсах, Ха-бикурим, Шавуот. После этих трех пиров весной следовали три осенних пира: Рош Хашана, Йом Кипур, Суккот. Независимо от того, евреи мы или нет, верующему следует знать о каждом из этих специальных времен и не нужно недооценивать важность праздничного календаря. Каждое из этих специальных времен наполнено глубокой связью с Мессией.

Обзор еврейского календаря

Пасха

Пасха обозначала вмешательство Господа, когда израильтянам в Египте было велено заколоть ягненка без порока и пролить его кровь на пороги их домов. И когда ангел смерти проходил над их домами их перворожденные младенца мужского рода оставались живы из-за крови ягнят (Исход 12:12-14).

1400 лет спустя Иешуа во время Тайной Вечери взял традиционные элементы Пасхального ужина в память о Господнем присутствии и связал их со Своей жертвой. Поскольку Он был готов отдать Свою жизнь, как Пасхальный агнец. Его кровь обеспечила наше искупление. Во исполнение Исход 12, Исайя 53 Он умер, как агнец Божий именно на Пасху.

Первые плоды

Двумя днями позже был праздник Первых плодов. Как описано в Левит 23:9-14 в этот день израильтяне должны были выйти из своих домов и собрать первый урожай в году. Вероятнее всего это был ячменный сноп. И они должны были отнести этот сноп священнику. Это означало, что они понимают, что Господь даровал им урожай и первая часть принадлежит Ему, а остальной урожай у них еще впереди. Именно в этот день Иешуа воскрес, став первым из мертвых, как об этом говорит Павел – 1 Коринфянам 15:20. Став первым плодом, воскреснув из мертвых, за чем последовало и обещание будущего урожая — воскресение всего народа Господня. Павел говорит, что поскольку Господь воскресил Его из мертвых, мы знаем, что Он воскресит также и нас. И было ли это простым совпадением, что Его воскресение совпало с праздником первых плодов?

Праздник Шавуот

И теперь мы подходим к центральному празднику, о котором говорится в этой статье. Давайте обратимся к книге Левит 23:15-21.

От урожая ячменя к урожаю пшеницы

Вместе с пшеницей паломники, праздновавшие Шавуот, приносили с собой первые плоды всех зерновых и возлагали их перед алтарем. Ранние еврейские Писания сообщают о паломничестве израильтян, приносивших свои первые плоды в храм. Они стекались в Иерусалим со всех концов Израиля. В своих руках они несли корзины первых плодов своего урожая. Богачи несли корзины, украшенные золотом и серебром, бедняки корзины, сплетенные из ивовых ветвей. Те, кто жил вблизи Иерусалима приносили фиги и виноград, кто подальше – инжир и изюм. К корзинам привязывали голубей, предназначенных для жертвоприношения. Возглавлял процессию, идущую к храму, жертвенный бык с позолоченными рогами, в венке из листьев оливы. Перед быком шел флейтист, играющий Псалмы, которые пели паломники.

Отдавать Богу лучшее, что есть

В основании приношения первых плодов Господу был акт доверия Богу и ожидание грядущего урожая теми, кто принес эти плоды. Люди должны были принести первые и лучшие свои плоды Господу. Это великий пример веры для нас и сегодня.

Традиционный праздник Шавуот

И сейчас, когда мы увидели важность и значение праздника Шавуота в Торе, мы рассмотрим его с точки зрения еврейской традиции. И мы увидим, что у него есть и совершенно другое направление.

Еврейский праздник Шавуот всегда был днём дарования Закона на горе Синай, как мы читаем об этом в книге Исход, главе 19. И, несмотря на то, что это нигде не указано в Библии, действие 19 главы книги Исход происходит в третьем месяце. Традиционный упор на то, что празднуется дарование Закона и изучается Тора в Шавуот, на самом деле сохраняет свое значение после разрушения храма и мятежа в 132 году н.э. Это была в действительности последняя попытка восстановить Иерусалим и храм. После этого синедрион, собранный в 140 году перенес смысл и значение Шавуота от храма и праздника возложения плодов к историческому событию дарования Закона. Таким образом, хотя Шавуот уже был традиционным днём дарования Закона во время Иешуа, многое из его уникального значения не пошло дальше в традицию.

Многие ортодоксальные евреи празднуют традицию, которая началась в 16 веке. Они на протяжении всей ночи читают Тору, преломляя сырные лепешки, с целью сохранения традиции есть на праздник молочные продукты. Мы можем провести здесь духовную параллель с тем, что нам необходимо постоянно вкушать чистое духовное молоко. Также есть традиция читать книгу Руфь, потому что история Руфи связана со сбором урожая ячменя.

Связь Пасхи и Шавуота

Исход 19, 20 главы – история дарования 10 заповедей и Завета на горе Синай – это обязательные отрывки для чтения из Торы на Шавуот. Во времена Иисуса евреи распространились по всему известному на то время миру. Поскольку Шавуот был одним из трех паломнических праздников, еврейские паломники со всего мира стекались в Иерусалим. Поля были оставлены, урожай собран. Люди закончили тяжелую работу и теперь могли возрадоваться и возблагодарить Бога за все, что Он им дал. Теперь они были готовы к великому празднику, чтобы разделить эту радость со своими братьями со всего мира.

В храме

Праздник начинался с призывов священников трубить в трубы. Затем люди стекались во дворы храма с целью получить одобрение своим приношениям, достаточно ли они хороши. Затем делались объявления. Рассвет достигал Хеврона. Наступало время для утренних приношений. Вот как описывает происходящее Альфред Эдершайм (Alfred Edersheim):

Приношения на Шавуот

Евреи во второй главе книги Деяний

Так что теперь мы подходим к Деяниям второй главе, где в стихе 15 говорится, что был третий час дня. Так что вероятно, что все приношения уже были сделаны. Все Апостолы находятся в одном месте, а толпа, которой вскоре будет проповедовать Петр, находится, если не в храме, то где-то рядом. Вокруг царит радость от обильных приношений Богу. Приношение свершилось. Тогда вот что Пётр говорит в книге Деяний второй главе:
Вдруг с небес раздался звук, похожий на шум неистового порыва ветра, и наполнил весь дом, где они сидели. И явилось им нечто, подобное языкам пламени, эти языки разделились, и на каждого из апостолов пал такой огненный язык. И исполнились они все Духом Святым, и стали говорить на разных языках, ибо Святой Дух даровал им эту способность. В Иерусалиме же, находились очень набожные Иудеи. И когда раздался этот звук, собралась толпа; люди были удивлены, ибо каждому из них слышалось, что апостолы говорят на его родном языке. Все были поражены и, недоумевая, говорили: «Разве все эти люди, которые говорят, не галилеяне? Как же это каждому из нас слышится, что они говорят на его родном языке? Среди нас и парфяне, и мидяне, и эламиты, жители Месопотамии и Иудеи, и каппадокийцы, жители Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египта, и обитатели тех частей Ливии, что примыкают к Киринее, и римляне, и критяне, и аравийцы, и иудеи, и обращённые все мы слышим, как они рассказывают о великих делах Божьих на наших родных языках.

Тогда Пётр встаёт и говорит, что Бог исполнил то, что обещал. Он дал Свой Дух, Он выполнил обещания. Он даже цитирует 15 Псалом о воскресении Иешуа, говорит о его исполнении, ибо мы знаем, что Давид говорил не о себе, потому что он мертв и похоронен здесь, в Иерусалиме. Интересная аллюзия в день, традиционно считающийся днём смерти Давида.

Затем, толпа из 3000 человек дала свой ответ. И это было идеальное время для Бога, а не только для тех 3000 человек. Они все были свидетелями событий в Иерусалиме, они были паломниками, которые затем вернулись в свои страны, где рассказали, что видели. Вы не могли бы выбрать лучшее время для такой цели. Становится очевидно, что Бог не просто так выбрал именно это время для начала Своей Церкви, Тела Христа.

Связь между событиями на горе Синай и днём Пятидесятницы

Мы видим картины Исхода 19 главы в первых стихах книги Деяний второй главы. Мы видим, что во второй главе Деяний описывается неистовый порыв ветра, который наполнил весь дом. Вы можете чувствовать себя так, как будто вы у подножия горы Синай. На Синае, где был гром и молнии Господь спустился на гору в огне, и вся гора затряслась. В книге Деяний второй главе описываются языки пламени, которые спускались на головы людей, когда на них изливался Святой Дух.

Но есть еще одна картина, связанная с урожаем из Левита 23 глава. В день Пасхи, когда Иешуа был распят, Он стал первым плодом, воскреснув из мертвых, как об этом говорит Павел. Самый первый плод! Он был намеком на урожай в будущем. Теперь, на Шавуот, этот урожай только собирался прийти.

Первые плоды душ

В 41 стихе сказано, что три тысячи душ было спасено. Это было началом урожая душ. Первым плодом был Иисус, но теперь, позднее, мы видим первые плоды Шавуота, здесь начиналась Церковь. Это как если бы Петр собрал бы вместе 3000 душ в один сноп, чтобы предложить Богу, как приношение, чтобы в будущем ожидать еще большего урожая.

Мы можем представить себе последователей и учеников Иешуа в книге Деяний второй главе, в самый разгар этого процесса, сбора первых плодов душ. Праздник Шавуот теперь имел для них дополнительное значение, потому что он был спустя 50 дней после воскресения Христа. Он был первым плодом воскресения. На самом деле, ученики и последователи Иешуа сами были первыми плодами служения Мессии. На Шавуот был начат великий урожай душ, первыми из которых стали те 3000 человек. Интересно, что на горе Синай, во время дачи Закона погибло 3000 человек в результате своих грехов, а сейчас, на Шавуот, 3000 душ было спасено!

Как только ученики воскресшего Мессии собрались, чтобы отпраздновать Шавуот в Иерусалиме, Святой Дух излился на Апостолов таким образом, что им это дало возможность смело провозглашать Слово Божье на иностранных языках. Иерусалим был полон евреев со всего мира. Тот факт, что эти необразованные люди были способны говорить о Боге на иностранных языках, был поразительным! Все люди, посетившие в те дни Иерусалим, вынуждены были признать, что происходит что-то необычное. Симон, в прошлом импульсивный рыбак, начал проповедовать, объясняя важность этого момента. Имейте в виду, что это тот же Пётр, который 50 дней назад из-за страха сказал, что не знает Иисуса Христа. Это было еще до воскресения Христа. Но Святой Дух значительно расширил его возможности. Они начали смело провозглашать истину о том, что Иисус и есть Мессия, о том, что, несмотря на то, что они Его распяли Бог спас Его от смерти и по-прежнему хочет благословить еврейский народ и обращается к ним с любовью. Его смелая речь была наполнена ссылками на их пророков. Благодаря силе Духа проповедь Петра оказала очень сильное влияние на слушающих, как и было предсказано:

Очевидно, мы видим, что это предсказание исполнилось в день Пятидесятницы, как описано во второй главе книги Деяний. Дух сошел, как и предсказано, Царство пришло с силой, начиная с Иерусалима.

Иногда верующие, слыша или читая о таком множестве крещений, принимают это за что-то само собой разумеющееся. Церковь началась в Иерусалиме с 3000 крещенных евреев! Это трудно понять. Это должно было быть невероятное зрелище! Все бассейны по всему Иерусалиму были перегружены. Это должно было оказать невероятное влияние на весь Иерусалим, учитывая то, что происходило с верующими после крещения.

Единство и гармония такого количества евреев из многих стран, разделенное их общей надеждой на Мессию, сделало их очень динамичной группой. Позднее этот дух единства и веры охватил и язычников. В конечном счете, они стали единой группой, состоящей из евреев и язычников, что само по себе было неслыханным явлением в первые века. Эта община верующих стала реализацией всех мессианских пророчеств (Послание Ефесянам 2:11-14, 3:4-13)

Праздник Шавуот сегодня

В наше время евреи со всего мира собираются вместе, чтобы отметить Шавуот, но не как праздник урожая, а в честь памяти дня, когда были даны десять заповедей. К сожалению, они пропускают более существенный акцент празднования сбора урожая, и особенно духовного, который был собран две тысячи лет назад, когда урожай составил три тысячи еврейских мужчин, указывавший на еще больший урожай в будущем. С этой целью мы стремимся провозгласить, что Мессия пришёл, став первым плодом воскреснув из мертвых (1 Послание Коринфянам 15:20).

Актуальность сельскохозяйственных элементов

Некоторые из нас не до конца понимают смысл сельскохозяйственных праздников и почему они были так важны в Библии. Задумайтесь на минуту о всеобщем фокусе на урожае. Ваша способность выжить будет зависеть от того, взойдет зерно или нет. Если все плохо с едой в холодильнике, а вокруг нет супермаркетов за углом, то вы в беде. Было бы очевидно, что и вы тоже полагались бы на Бога и молились бы за урожай. Сможете ли поесть в этом году? Сможете ли вы прокормить свою семью? Вы будете сильно искушены испробовать всё, вы будете молиться чему угодно, вот почему было так популярно идолопоклонство и именно в области плодородия и погоды.

Господь всегда старался показать им, что будет только то, что Он обеспечит и осуществит. Именно поэтому первые плоды должны были быть посвящены Ему. Сегодня мы можем быть обмануты той легкостью, с которой мы приобретаем продукты питания, мы можем думать, что мы не полностью зависим от Бога. Бог использовал сельскохозяйственные праздники, чтобы помочь народу понять духовные истины о Себе. Этот смысл раскрывался каждый раз, когда был такой праздник. Бог специально сделал так, чтобы все приходили и благодарили Его и возносили Ему хвалу.

Шавуот и Пасха

Один заключительный момент стоит отметить. Время празднования Шавуота всегда привязывалось ко времени празднования Пасхи. В отличие от Пасхи и праздника Кущей Шавуот не имел четкой даты. Израильтяне вынуждены были учитывать время Празднования Пасхи в своем календаре, чтобы выяснить, когда отмечать Шавуот. Он был постоянным напоминанием об освобождении Богом и об искуплении кровью Пасхального Агнца. Празднование радости от урожая не может быть отделено от воспоминаний о Божьем избавлении.

С мессианской точки зрения, в каждый Шавуот верующие также вынуждены помнить Пасху и Пасхального Агнца – Иешуа. И хотя день Пятидесятницы считается днём рождения Церкви и днём сошествия Духа, мы никогда не смотрим на эти события, как на основание для нашей веры. Веру нам дает то, когда мы смотрим на Иешуа, понимая, что именно Он является нашей основной надеждой и верой (Евангелие от Иоанна 3:14-16). Наша защита и надежда только лишь в Божьем помазаннике – Иешуа, Который был Пророком, Священником и Царём (Послание Евреям 1:1-3):

Автор: Филипп Лестер, Нью-Йорк

Перевод: Инна Кулешова, Игорь Петров

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Читайте также: