Правильная посадка за рулем автомобиля с мкпп гранта

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Большинство автомобилистов уверены, что залог безопасности — это удобная посадка. Однако далеко не всегда это действительно так.

Впрочем, специалисты подтверждают, что комфорт водителя действительно важен для безопасного движения. Однако в любой ситуации сидящий за рулем человек должен без проблем доставать до всех органов управления, особенно рулевого колеса и педалей. Помимо этого, во время езды он не должен куда-либо тянуться или выполнять неестественные движения.

Почему нельзя лежать

Стоит отметить, что большинство экспертов в области дорожной безопасности отмечают, что сама посадка должна быть максимально вертикальной. Кроме того, специалисты напоминают еще об одном важном нюансе.

По теме

Подводная лодка

По теме

Кстати, сам ремень должен находиться во время езды не на животе, а удерживать таз. Только в этом случае конструкция гарантирует максимальную производительность в случае дорожно-транспортного происшествия.

Также эксперт рассказал, как автомобилисту спасти свои коленные суставы. Так, ноги водителя никогда не должны быть полностью выпрямлены. Даже если педаль полностью нажата, ноги должны быть слегка согнуты в коленях. В противном случае суставы в коленях получают слишком большую нагрузку и со временем могут выйти из строя. Что, разумеется, приведет к дорогостоящему лечению.

Не прижимайся

Также стоит отметить, что из-за принципа работы подушки безопасности водителю не стоит приближаться к рулю слишком близко. Дело в том, что эйрбег не должен касаться тела во время надувания или в точке максимальной твердости. Напротив: свою функцию система безопасности выполняет только когда начинает сдуваться. Эксперт поясняет, что во всех других ситуациях она может нанести дополнительные травмы.

Как надо

По словам Роберта Штястны, идеальный рецепт настройки водительского кресла есть. Для этого нужно ровно сесть на сиденье и вытянуть руки вперед. Важно, что лопатки при этом должны располагаться на спинке.

Впрочем, одновременно эксперт поясняет, что не нужно забывать про ноги, которые также должны быть согнуты. А, так как соотношение пропорции тела и конечностей у всех разное, для оптимальной настройки сидений может потребоваться некоторое время.

При чем тут краш-тест

Специалист в области безопасности подчеркнул, что лучше всего при настройке водительского кресла ориентироваться на манекены, которые используются для краш-тестов автомобилей. Именно они всегда сидят максимально правильно.

Голова

Не менее важно обращать внимание на настройки подголовника.

Кулак на голове

Не покалечить позвоночник в случае опрокидывания автомобиля поможет правильный выбор высоты кресла. Здесь, разумеется, каждый водитель настраивает сиденье под себя. Но важно помнить: при идеальных настройках между головой и потолком может поместиться сжатый кулак.

Сегодня многим приходится значительную часть времени проводить за рулем. Правильно выполненная посадка за рулем позволяет не уставать в дороге и дает возможность оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации.

Плохо отрегулированное сиденье водителя не только увеличивает нагрузку на его позвоночник, но и уменьшает угол обзора. Не правильно расположенные руки на руле автомобиля замедляют управление в аварийной ситуации. Обязательные условия комфортной и безопасной поездки: туловище не напряжено, руки и ноги расположены так, чтобы не делать лишних движений.

Регулировка сиденья

Регулировка сиденья обеспечивает комфортное расположение места водителя в зависимости от его веса и роста. Обеспечивается правильная посадка за рулем путем выбора удобного расстояния между сиденьем, педалями и рулем. Удобное расстояние подразумевает правильное расположение ног — они должны быть немного согнуты и могут свободно перемещаться между педалями автомобиля.

посадка за рулем

Затем устанавливается угол наклона спинки водительского кресла. В зависимости от сложности и длительности поездки, его выбирают 90° или 75°. В любом варианте необходим плотный контакт спины водителя со спинкой сиденья. Не менее важно отрегулировать высоту подголовника. Он должен располагаться на уровне затылка.

Проверяем регулировку сиденья. Если руки достают до верхней части рулевого колеса автомобиля, ноги свободно нажимают на педали, значит все выполнено правильно.

Регулировка руля

Следующий этап — надо установить комфортное положение рук на руле с помощью регулировки положения руля по высоте и наклону. Возможность изменять удаленность руля от места водителя входит в перечень обязательных опций практически любого современного авто.

регулировка сиденья в авто

Ошибки регулировки руля автомобиля:

  • Установлен низко — руки меньше устают, но нельзя допустить, что бы он касался колен и мешал ногам управлять педалями.
  • Установлен далеко — руки будут напряжены и быстро устанут.
  • Установлен слишком близко, тогда трудно управлять движением автомобиля.

Выбирают среднее положение, когда возможно свободное вращение рулевого колеса. При этом руки должны быть в полусогнутом положении, примерно на 120°.

Регулировка считается выполненной правильно, если руль не закрывает приборную панель, а кисти рук, удерживающие рулевое колесо в среднем положении, расположены немного ниже плеч.

Размещаем руки на руле

хват рулевого колеса

Нередко на дороге возникает ситуация, когда нужно максимально быстро изменить траекторию движения автомобиля. Безопасный выход из критической ситуации обеспечивает только правильное положение рук на руле. Опытные инструкторы рекомендуют разместить руки на руле в следующем положении:

  • правая рука на отметке 3 часа;
  • левая рука на отметке 9 часов;
  • кисти рук немного выше локтей.

Пальцы должны плотно охватывают обод руля, но сильно напрягать мышцы не стоит – руки быстро устанут. Если руль с горизонтальной перекладиной, пальци на нее опираются. В этом случае улучшается управляемость и легко выполнить повороты не отрывая рук от рулевого колеса.

Применяется вариант, когда руки немного сдвинуты вверх (положение 2 часа и 10 часов). Тогда, без перехвата рук, безопасным будет поворот на угол меньше 45°.

Для водителя важно привыкнуть к правильному стилю вождения без перехвата руля.

Не рекомендуют размещать:

Расположение ног на педалях

Оптимальный вариант — стопа правой ноги размещается между педалями газ-тормоз. Управление выполняется поворотом стопы влево или вправо, не отрывая пятки от пола.Такая позиция наиболее удобная для безопасного управления. Педали тормоз-сцепление требуют повышенного усилия при нажимании, поэтому они нажимаются средней части стопы.

На машине с АКПП (автоматическая коробка передач) нет педали сцепления, вместо нее есть подставка для левой ноги. Управление тормозом и газом выполняется также, как и для авто с механикой, правой ногой.

Сели и пристегнулись

Знание того, как правильно сидеть за рулем не поможет, если во время поездок не пристегиваться ремнем безопасности. Большинство авто имеют подушку безопасности. Объем всех подушек безопасности, при их срабатывании, рассчитывается из условия, что пассажир не просто пристегнут ремнем безопасности, но сделал это правильно.

Итак, правильно, это значит, что ремень:

  • проходит вдоль всей груди от плеча вниз;
  • никогда не оказывается около горла;
  • плотно прижимает туловище к креслу (но не сдавливает сильно грудную клетку);
  • надежно удерживается защелкой в фиксаторе.

Проверка подготовки к движению:

  • сесть на сиденье;
  • пристегнуться ремнем безопасности;
  • уточнить удаленность руля от рук водителя;
  • проверить возможность быстро управлять педалями автомобиля.

При необходимости надо откорректировать установку водительского кресла.

Полезно знать

В основном это советы для начинающего водителя:

  • перед пуском двигателя с МКПП убедитесь в том, что выключена передача, либо выжмите педаль сцепления;
  • перед началом движения в обязательном порядке проверяйте степень обзора в зеркалах заднего вида;
  • проверку расположения сидений и руля следует проверять после каждой смены водителя.

Спешка либо халатность в подобных вопросах может обернутся неприятными последствиями во время движения.

правильная посадка за рулем на дальних рейсах

Правильная посадка за рулем важна во всех случаях. Она влияет на все, от точности движений до скорости реакции.

Если же речь идет о дальних рейсах, то ее значение многократно возрастает, вплоть до того, что неправильное положение тела может оказаться скрытой причиной профессиональных заболеваний.

Посадка за рулем правильная…

Водитель в своем кресле сидит прямо с таким расчетом, чтобы спина плотно прилегала к спинке сиденья. Благодаря этому, улучшается контакт с автомобилем. Человек сразу же почувствует потерю устойчивости и управляемости. Ноги свободно достают до педалей, в том числе и в нажатом состоянии.

Руки лежат на руле, локти слегка согнуты. Такая посадка за рулем водителя является наиболее естественной. Для работы рулем, педалями и рычагами требуются минимальные усилия и обзор получается самый лучший. В результате дальняя поездка оказывается не слишком утомительной.

правильная посадка за рулем

…И неправильная

Если сиденье от руля находится слишком далеко, то спина не имеет опоры. Из-за этого ее мышцы все время напрягаются. Основная нагрузка приходится на относительно слабые мышцы предплечья и кисти. Зато недостаточно используются сильные мышцы плеч, так как амплитуда движений сокращается.

Если, в придачу, наклон руля чрезмерный или недостаточный, то руки будут уставать еще и из-за этого. К педалям также придется дотягиваться, используя при этом рулевое колесо в качестве опоры. В таком положении намного хуже обзорность и трудно выполнить резкий поворот. В подобных случаях кресло надо обязательно подвинуть к рулю. При невозможности – положить специальную подушку под спину.

Обратная ситуация – сиденье выдвинуто далеко вперед. Она ничуть не лучше предыдущей. Рукам неудобно поворачивать руль, а ноги слишком согнуты, из-за чего работа педалями заметно усложняется.

Кроме положения самого кресла, надо правильно отрегулировать наклон его спинки. Для грузовых автомобилей он находится в пределах 97 ± 2 град. При таком положении бедренные мышцы максимально расслаблены, а вес тела пропорционально распределен между сиденьем и спинкой.

При чрезмерном наклоне человек сидит вразвалку. Из-за этого мышцы шеи, рук и нижнего отдела позвоночника постоянно напрягаются. А ноги не имеют хорошей опоры. Такая посадка за рулем кажется удобной только на первый взгляд. Но в действительности, водитель быстро устает, а его внимание снижается.

Как отрегулировать сиденье

Для обеспечения правильной посадки за рулем водителя, сиденье регулируется следующим образом. Надо сесть в кресло и левой ногой выжать сцепление. В этом положении сиденье подгоняется так, чтобы нога была чуть согнута в колене.

Положение корпуса должно быть устойчивым. Сидеть надо так, чтобы вес тела пропорционально распределялся между креслом и его спинкой. Один из простых способов проверки заключается в том, чтобы попытаться одновременно оторвать ноги от пола, а руки от руля. Если это удалось без проблем, значит, посадка правильная. После установки кресла водителя, надо в течение месяца контролировать правильность положения тела, чтобы убедиться, что и в дальней дороге ощущения не хуже, чем во время регулировки.

Рассмотренная тема лишний раз подтверждает простую истину о том, что в работе водителей на дальних рейсах не бывает незначительных мелочей. Если кто-то с этим не согласен, то пусть почитает статистику – там приводятся сведения о том, сколько ДТП случается из-за усталости водителя. Цифры эти совсем не малые.


В первую очередь, сев за руль автомобиля, вам необходимо правильно настроить рабочее место водителя. Правильно настроенное рабочее место позволит вам долгое время находиться за рулем без чувства усталости и переутомления, при этом обеспечивая безопасность и возможность быстрого реагирования на изменяющуюся дорожную обстановку.

Сев за руль, нужно правильно отрегулировать водительское сиденье. Как это примерно должно быть, показано на картинке.

Проверить правильность посадки можно так:

— при полном нажатии педали сцепления и тормоза нога не должна полностью выпрямляться в колене, должен сохраняться небольшой угол

— обхватите рукой верхнюю точку рулевого колеса, при этом рука не должна полностью выпрямляться в локте

— при повороте руля на 180 градусов в обе стороны, при включении самой отдаленной передачи в КПП спина не должна отрываться от спинки сиденья

— спина должна плотно прилегать к спинке сиденья, голова почти касаться подголовника

Далее, если у вашего автомобиля имеется регулировка ремней безопасности по высоте, регулируем их. Ремень должен проходить через плечо, плотно прижимая вас к сиденью.

Следующим этапом будет настройка положения рулевого колеса. В зависимости от возможностей вашего автомобиля, настройте рулевое колесо по наклону и вылету. Чем ниже расположено рулевое колесо, тем удобнее с ним работать, однако оно не должно задевать колени водителя и перекрывать щиток приборов. Если в рулевое колесо встроена подушка безопасности, ступица руля должна быть направлена по возможности в район грудной клетки, а не головы.

Последним этапом регулируем зеркала заднего вида. Через зеркала мы получаем очень много информации, они непосредственно влияют на безопасность.

Салонное зеркало настраиваем так, чтобы в него был виден весь проем заднего стекла.

Боковые зеркала по высоте настраиваем так, чтобы линия горизонта находилась примерно по середине зеркала. По ширине зеркала нужно выставить так, чтобы они захватывали небольшой кусок задней части автомобиля, для удобства парковки по зеркалам.

Разумеется, эти рекомендации носят общий характер и не всегда применимы, так как все люди индивидуальны. Настроив рабочее место, проверьте, комфортно ли вам так управлять автомобилем. Если какие-то настройки вызывают дискомфорт, подкорректируйте их под себя, но старайтесь все же следовать указанным рекомендациям.

Статья о правильной настройке водительского кресла — важные нюансы настройки, настройка памяти сидения, дополнительные советы. В конце статьи — видео о том, как настроить кресло водителя.


Для чего нужно настраивать водительское сидение


Комфорт любят все. С каким наслаждением дома после работы мы погружаемся в мягкое кресло перед телевизором! Однако многие автолюбители ошибочно приравнивают сидение в автомобиле к своему домашнему креслу, а ветровое стекло воспринимают почти как телеэкран.

Разумеется, комфорт водителю в машине тоже нужен, но этот комфорт не должен создавать трудности в управлении автомобилем и ослаблять ваше внимание. Поэтому здесь нужно выбрать золотую середину: водительское сидение должно быть настроено так, чтобы и находиться в нем было комфортно, и управлять машиной было удобно.

В противном случае длительное нахождение в однообразной позе в состоянии постоянного мышечного напряжения может весьма негативно сказаться на здоровье водителя, а также на его способности управлять автомобилем.

При неправильно отрегулированном сидении могут развиться такие заболевания, как застой крови, шейный и поясничный остеохондроз, артрит, и все эти недуги могут сопровождаться значительными нервными расстройствами. В общем, как ни крути, но водительское сидение регулировать надо.

Основные настройки водительского кресла

  • продольные регулировки, позволяющие передвигать сидение в направлении рулевого колеса или от него;
  • наклон спинки;
  • высота подушки . Подушку можно регулировать в положения выше или ниже — это зависит от индивидуальных габаритов водителя;
  • поясничная поддержка;
  • регулировка положения рулевого колеса (предусмотрена не на всех машинах);
  • подголовники.

Настраиваем кресло водителя


Посадка и продольные регулировки

Прежде чем приступить к продольным регулировкам, вам надо устроиться на сидении с максимальным удобством. При этом сесть нужно достаточно плотно по отношению к подушке и спинке с таким расчетом, чтобы между поясницей и спинкой кресла не было зазора.

После этого нужно выжать педали сцепления и газа. При этом вы не должны тянуться ногами к педалям, а с другой стороны колени не должны выпирать так, чтобы создавать помехи вращению руля. Надавливая на педали, проследите, чтобы пятки не находились в воздухе, но оставались на полу. Угол согнутых коленей должен составлять около 120 градусов.

Наклон спинки


Для того, чтобы правильно настроить водительское сидение, оптимальный наклон спинки водительского кресла крайне важен. Чрезмерно откинутая назад спинка не даст правильной посадки за рулем, равно как и слишком наклоненная вперед.

Если же угол наклона спинки буде меньше 95 градусов, вы ощутите серьезную нагрузку на поясницу, а ваша голова окажется чрезмерно высоко. А если спинка будет слишком отклонена назад, голова опустится слишком низко, отчего пострадает угол обзора, а вам придется постоянно тянуться к рулевому колесу.

Предлагаем вашему вниманию алгоритм проверки правильного регулирования спинки сидения:

  • положите руки на руль машины и обратите внимание на расположение рук: они должны находиться соответственно часовым стрелкам либо на 10 и 2 часах, либо на 9 и 3 часах;
  • лопатки должны плотно примыкать к спинке, не оставляя пространства;
  • локтевые суставы не должны быть до конца распрямлены;
  • положение ладоней – немного ниже плеч.

Кроме того, попытайтесь установить запястье на верхнюю часть рулевого колеса. Если вы сидите верно, то ваша ладонь при этом будет спокойно свисать вниз, а верхняя часть спины останется плотно прижатой к спинке кресла.

Высота подушки

Высота сидения должна быть отрегулирована с таким расчетом, чтобы между потолком салона и макушкой головы было около 10-15 см. При этом у вас должен быть максимальный угол обзора дороги. При необходимости можно отрегулировать руль, чтобы он не загораживал приборную панель.

Подголовник

Подголовник расположите примерно по уровню глаз. В процессе передвижения откидываться на него головой не рекомендуется – наклоните голову слегка вперед. Расстояние от подголовника до затылка должно быть не меньше и не больше 3-5 см.

Затылок расположите по центру подголовника. Такое положение предупредит возможные травмы головы при внезапных разгонах.

Как настроить память водительского сидения


После автомойки или после посещения станции техобслуживания, а также после использования автомобиля другим водителем водительское кресло окажется в совсем другом положении, и возвращать его вручную не совсем удобно. И тогда вам на помощь придет настроенная память водительского сидения.

Программируем первое положение. Для этого сначала отводим подушку сидения максимально назад и максимально вниз, а спинку устанавливаем вертикально. Затем с помощью оперативных кнопок выставляем нужное положение.

Чтобы его зафиксировать, нажимаем командную кнопку и удерживаем ее несколько секунд до появления фиксирующего сигнала. После этого выставленное положение сохраняется в памяти устройства.

Для того, чтобы выставить сидение в запрограммированную позицию, нужно коротко нажать командную кнопку. Вслед за нажатием прозвучит сигнал, и затем кресло перейдет в сохраненное положение.

Дополнительные советы о правильной посадки в автомобиле


Не забывайте, что посадка во многом зависит от типа машины. Назовем основные виды посадок:

  1. Высокая. Такая посадка, как правило, бывает в грузовых машинах и в автобусах.
  2. Низкая – в легковых автомобилях.
  3. Полулежачая – в спортивных машинах.

Отправляясь в поездку на автомобиле, старайтесь носить такую одежду, которая не сковывала бы ваших движений. Для правильного положения в водительском кресле используйте все варианты регулировок.

Видео о том, как настроить сидение водителя под себя:

Правильное расположение в водительском кресле предотвращает усталость, обеспечивает наилучшую обзорность, обеспечивает возможность быстрого реагирования водителя в экстренных ситуациях, когда счёт идет на десятые доли секунды. Ведь что такое полсекунды? Полсекунды — это 8 метров пройденного пути при скорости 60 км/ч. Это очень много! Поэтому, с разъяснений как правильно устроиться на водительском кресле начинаются все занятия в хороших школах повышения водительского мастерства. К сожалению, в обычных автошколах инструкторы не уделяют этому должного внимания. И мы порой находимся в большом заблуждении, что удобно значит правильно.

Поэтому, в рамках проекта АвтоDiVA мы представляем небольшой практикум, посвященный правильному расположению водителя за рулем как во время движения, так и при остановках.

А теперь, перемещаемся в салон автомобиля, на водительское кресло.

Шаг 1. Садимся в водительское сиденье и прижимаем спинку к спинке кресла

К сожалению, это получается не всегда, не у всех и не во всех автомобилях, поскольку все мы, люди, разные, и некоторые из нас имеют существенные отклонения от неких среднестатистических параметров телосложения. Например, если миниатюрная дама опустит сиденье на самый низ, то скорее всего она увидит небо, а не дорогу. Начинающим водителям будет комфортней сидеть повыше, дабы лучше чувствовать габариты автомобиля.

Подобная опция предусмотрена не во всех транспортных средствах. Поэтому, следуем далее и продолжаем изучать возможности водительского кресла.

Шаг 2. С помощью продольной (вперёд-назад) регулировки добиваемся такого положения, чтобы при нажатой педали сцепления нога оставалась слегка согнутой в колене.

Если у Вашего автомобиля коробка- автомат, проделайте то же самое, но с педалью тормоза или воображаемой педалью сцепления. В таком положении достигается максимальное усилие при нажатии на педаль и наибольшая скорость выполнения нажатия.

Шаг 3. Теперь дошла очередь и до регулировки спинки водительского сиденья.

Не забываем о спине, которая всегда должна быть прижата к креслу. Поэтому правильно отрегулированная спинка сиденья имеет небольшое отклонение от вертикального положения, обычно не более 100 градусов. При управлении автомобилем мышцы спины не должны быть постоянно напряжены. Вес тела распределяется на водительское сиденье, на рулевое колесо может приходиться только вес рук.

Оптимальное положение головы, центра нашего управления, строго по вертикали. При смене её положения рефлекторно изменяется положение рук, может нарушиться кровообращение в сосудах или тонус мускулатуры.

Шаг 4. Отрегулируем руль.

Шаг 5. Положение рук на рулевом колесе.

Шаг 6. Проверка правильности посадки.


Сначала положите левую руку запястьем на руль, а правую — на коробку передач или на селектор АКПП. Вы должны переключать все передачи и нажимать на все кнопки в автомобиле, не отрываясь от водительского сиденья. Если это не достигнуто, откорректируйте регулировки. Не всегда не удаётся отрегулировать сиденье в соответствии с этим параметром. В этом случае настройте кресло так, чтобы в зоне досягаемости были основные органы управления.

Далее, кладете руки на колени и пробуете оторвать ступни без напряжения. Если у вас это получилось, значит, вы сидите правильно. Даже, если первоначально вам покажется, что положение не совсем удобное, это не значит, что оно не правильное. Несколько поездок и вы оцените преимущество расположения на водительском сиденье. Именно так сидят спортсмены, работая многие часы за рулём в условиях высоких скоростей и экстремальных дорожных условий.

Во многих современных автомобилях возможности регулировки водительского места значительно расширены. Многие модели снабжены несколькими настройками рулевой колонки, регулировкой поясничного подпора, высоты и угла наклона подушки сиденья, а также интенсивности боковой поддержки. Если Ваш автомобиль именно такой, алгоритм настройки рабочего места может отличаться от выше описанного. Например, отрегулировав продольное положение водительского сиденья и наклон спинки, принимаетесь за настройки рулевой колонки и высоты кресла. Затем добиваетесь от регулировок поясничного подпора плотного прилегания спины к креслу. Напоследок, корректируйте боковую поддержку.

Шаг 7. Регулируем стёкла и зеркала.

Зеркало заднего вида отрегулируем так, чтобы вы могли видеть в нём всё заднее стекло, не меняя правильного положения в водительском кресле. В свою очередь боковые зеркала должны показывать край вашего автомобиля и соседнюю полосу.

Шаг 8. Если подголовники у вас регулируемые, то они тоже требуют коррекции.


В дорожном потоке постоянно контролируем то, что происходит сзади автомобиля, периодически посматривая в зеркала заднего вида. Это помогает прогнозировать ситуацию, прослеживать насколько она меняется на дороге и иногда спасает от встреч с лихачами, прыгающими на большой скорости по полосам.

В осенне-зимний период обращайте внимание на изменения в вашем положении в автомобиле, когда надеваете пальто или шубу, они существенно могут ограничить движение и комфорт при управлении автомобилем.

И не забывайте, что каждый человек, в первую очередь, индивидуален, и имеет свои антропометрические особенности, под которые не всегда можно настроить автомобильное сиденье, особенно если этих регулировок раз, два и обчёлся. Поэтому у людей высокого роста может не хватать длины рук, а ноги, напротив, будут согнуты. А если отсутствует регулировка рулевой колонки по глубине, придется немного сдвинуть кресло вперёд. Иногда некоторым приходиться ориентироваться не на все передачи, а только до третьей из-за того, что небольшое количество регулировок не позволяет правильно настроить водительское кресло.

После изучения большого количества информации, которая оказалась полезна при написании данной статьи ваша покорная слуга долго настраивала своё водительское сиденье, осознав, что до этого ездила не совсем правильно. Первоначально в правильном положении ездить было слегка неудобно, но после свыклась. Самое главное и радостное — в длительных разъездах исчезли боли в спине. Сейчас приучаю всех своих друзей сидеть правильно. Чего и Вам желаю!

Читайте также: