Правильная посадка за роялем

Обновлено: 07.07.2024

Знакомство с инструментом начнем с его краткой характеристики.

Фортепиано, вобрав в себя лучшие качества клавесина и клавикорда, в конце XVIII — начале XIX века полностью вытеснило их из музыкального обихода и, постепенно совершенствуясь, стало тем универсальным инструментом, каким мы знаем его сегодня.

Современное фортепиано имеет две разновидности: рояль и пианино. Рояль (от франц. royal — королевский) предназначен преимущественно для концертного исполнения, пианино — для домашнего музицирования. Несмотря на различие в конструкции, звук на рояле и пианино извлекается одинаково. В момент нажатия клавиши молоточек ударяет по струне слабее или сильнее и тотчас же возвращается на место, но пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (он называется демпфером) поднят, и звук длится до тех пор, пока не затухнет. Но стоит отпустить клавишу, как глушитель опускается на струны, и звук мгновенно гаснет. Какие бы действия ни совершались после нажатия клавиши (надавливание на нее, раскачивание пальца на клавише и т. п.), на образовавшийся звук это абсолютно не влияет, он во всех случаях будет лишь постепенно угасать. Из этого можно сделать важный вывод: при игре на фортепиано самым существенным является момент извлечения звука, и любое напряжение мышц после нажатия клавиши будет совершенно излишним.

Инструмент, на котором будет проходить обучение, должен быть хорошо настроен и отрегулирован специалистом-настройщиком.

Черные клавиши расположены группами по 2 и по 3. Слева от двух черных клавиш находится белая клавиша до. Вправо от нее — белые клавиши ре, ми, фа, соль, ля и си, (Черные клавиши собственного названия не имеют.)

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Каждая октава имеет свое название. Центральная октава называется первой, она располагается примерно над педалями. Выше (правее) — вторая, третья, четвертая октавы и иногда клавиша до пятой октавы. Ниже (левее) первой октавы расположены малая октава, большая октава, контроктава и клавиши си и ля субконтроктавы. Названия клавиш остаются неизменными в каждой октаве. Принято считать центральной клавишей до первой октавы (до1), которая находится в центре клавиатуры. До повторяется неоднократно в разных октавах клавиатуры и находится на белых клавишах, расположенных слева от каждой группы из двух черных клавиш. Не путать группы из трех черных клавиш!

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Для точного обозначения высоты звуки с первой по пятую октавы пишутся со строчной буквы с соответствующей цифрой справа вверху: до1, ре1, ми1, фа1, соль1, ля1, си1, до2, ре2 и т. д. Звуки малой октавы пишутся со строчной буквы без цифры: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Звуки большой октавы — с прописной буквы: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Дя, Си. Звуки контроктавы и субконтроктавы — с прописной буквы и с соответствующими цифрами справа внизу: До1, Ре1, Ми1, Фа1, Соль1, Ля1, Си 1, До2, Ре2 и т. д.

С самого начала занятий необходимо выработать правильную посадку за инструментом. Прочно стоящий у инструмента стул с прямым жестким сиденьем обеспечит устойчивость посадки и даст полную свободу движениям рук. Вращающиеся стулья, кресла с подлокотниками для занятий непригодны. Сидеть следует прямо или чуть наклонясь вперед, занимая две трети сиденья, чтобы часть опоры приходилась на ступни ног (их обычное положение — перед педалями).

При положении, изображенном на рис. 1, корпус может свободно перемещаться в любом направлении.

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Высота сиденья стула должна быть отрегулирована так, чтобы предплечья опущенных на клавиатуру рук были либо параллельны уровню клавиатуры, либо чуть-чуть выше него. Для этого надо пользоваться подставкой на сиденье либо удлинить ножки стула.

В игровых движениях и в положении на клавиатуре руки должны быть свободными, но собранными (без излишнего напряжения мышц). Звук извлекается непосредственно пальцами, но в игре тем не менее участвует вся рука (а зачастую и вся верхняя часть корпуса). Искусственная изоляция какой-либо части руки приводит к быстрой утомляемости, ибо анатомически рука представляет единое целое и всякое закрепощение одного ее участка моментально отразится на других.

Положение пальцев (сгибание-выпрямление) и форма руки в процессе игры все время меняются, в зависимости от того, на какие клавиши — черные или белые — попадают пальцы. Игра на черных клавишах требует разгибания, выпрямления пальца, на белых клавишах обычно играют согнутыми пальцами. Следует стремиться к возможно большей активизации пальцев, к игре кончиками пальцев.

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Вслушиваясь в звучание инструмента после падения пальца на клавишу, проследите за общим ощущением упругости всей руки: от плеча к подушечке пальца. При этом палец принимает выпуклую (а не вогнутую!) форму. Не играющие пальцы также сохраняют округлую форму, они слегка раздвинуты и находятся над соседними клавишами (не касаясь их). К моменту затухания звука снимите руку с клавиши, плавно поднимая запястье, и опустите кисть на колено (рис. 3).

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Повторите упражнения, пользуясь указательным пальцем вместо среднего. Пальцы пианиста от большого до мизинца обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5 (рис. 4). Они подписываются под нотами и подсказывают последовательность их применения. Это называется аппликатурой.

Для обеспечения оптимального положения тела во время игры на фортепиано, есть определенные нормы.

Какой должна быть высота сидения?

Высота сиденья должна быть такой, чтобы локти у исполнителя были чуть ниже уровня клавиш, чтобы плечи можно было свободно опустить вдоль тела. Также важно, чтобы кисти удобно располагались в позиции игры. Чтобы определить нужную высоту, сядьте к краю банкетки на таком расстоянии, чтобы локти можно было спокойно двигать навстречу друг другу. Если вы только в самом начале своего музыкального образования, вполне сойдут стулья без регулировки высоты, ведь начинающий музыкант может приспособиться к различной высоте.

Низкая посадка позволяет с большей легкостью поднимать пальцы, четвертый в особенности. Уменьшается риск развития синдрома запястного канала, поскольку запястье будет более прямым. Голова будет ближе, поэтому и чувствовать инструмент будет в разы проще. Помимо этого, плечевой пояс, близко расположенный к клавишам, дает более широкий доступ к игре для всего тела. Низкая посадка позволит сидеть с прямой спиной, это не будет отнимать столько усилий.

Большая часть техник идеально сочетается с низкой посадкой, к их числу относят: ротацию предплечья, использование большого пальца, позиции с согнутыми и прямыми пальцами, а также многие другие техники. Такая посадка обеспечивает комфортные условия использования ротации предплечья, позволяющей быстро вращать запястья.

Влияние посадки на осанку во время игры на фортепиано

К сожалению, многие люди, выбрав неверное положение сиденья, сталкиваются с массой проблем. Из-за высокой посадки пианист будет сутулиться, ему придется контролировать свое тело сознательно, а это действительно отвлекает. Согласно исследованиям терапевтов-массажистов, искривление позвоночника и наклоненная вперед голова провоцирует стресс у людей. Но у высокой посадки есть и плюсы. Наклониться вперед намного проще, поэтому и усилить нажатие в громких пассажах выходит с гораздо меньшими затратами сил. Она снижает вероятность появления коллапса кисти, но это утверждение спорное, многие исследователи расходятся в причинах этого явления.

Варианты высоты сиденья при игре обладают своими преимуществами и недостатками, но все можно компенсировать корректировкой положения запястья. У каждого человека своя длина позвоночника, плеч, отсюда вывод: высота сидения не является главным фактором оптимальной посадки для каждого.

Особое внимание на высоту сидения уделяют опытные пианисты, им гораздо проще точно найти оптимальную высоту, ведь уровень в разы выше. Большинство отдает предпочтение низкой посадке, когда локти на 2 - 5 см находятся ниже, чем сама клавиатура. Если вы остановитесь на таком варианте, нерегулируемые стулья скорее всего окажутся очень высокими. Вам подойдет банкетка с регуляцией высоты.

Педагоги и авторы многих книг по искусству игры на фортепиано настоятельно рекомендуют посадку на уровне клавиш, часть учителей выступают за высокую позицию. Выдающиеся пианисты сидят повыше, поскольку педагоги так их научили, так им привычно. Но ввиду того, что большим числом преимуществ обладает именно низкая посадка, мы рекомендуем начинать с нее. Успехов вам в этом интересном деле.

Стул и положение инструмента

Убедитесь, что вы используете правильный стул для фортепиано. Стандартная высота табуретки около 50 см, лучше всего приобрести стул с регулируемой высотой.

Если вы играете на синтезаторе, а не на пианино, отрегулируйте подставку таким образом, чтобы клавиши находились примерно в 70-75 см от пола. Это стандартная высота пианино.

Убедитесь, что табурет для пианино направлен прямо на клавиатуру.

Сидячее положение

Убедитесь, что ваши руки и плечи расслаблены. Отрегулируйте табуретку передвигая вперед или назад до тех пор пока вы не сможете достигнуть удобного положения рук. Многие новички садятся близко к клавишам, но, сидя дальше, вы даете рукам больше свободы и легкости движения.

Посадка и постановка рук на пианино

Держите ноги на полу. (Позже мы будем использовать ноги, чтобы дотянуться до педалей, но пока привыкаем держать их неподвижно. Ваши колени должны быть слегка под клавиатурой и не должны касаться какой-либо части пианино. Никогда не позволяйте локтям касаться коленей!

Немного наклонитесь вперед во время игры.

Форма Руки

Постановка правильной формы руки, возможно, самый важный элемент в начале обучения игре на фортепиано.

Важно держать мышцы рук расслабленными. Прежде чем мы начнем, разомните руки, убедитесь, что нет напряжения в запястьях или пальцах.


При игре на пианино, нам необходимо сохранить изогнутую форму руки, когда это возможно. Вот отличное упражнение, чтобы найти правильную форму:

Положите руки на колени. Пусть пальцы свободно изогнутся вокруг колена. Обратите внимание на их округлую форму. Теперь поднимите руки от колен и поднесите их к клавиатуре, сохраняя тот же изгиб.

Нажимайте на клавиши кончиками пальцев— а не подушечками.

Упражнение Пузырь

Еще один отличный способ найти правильную форму руки— и метод, который особенно хорошо работает с маленькими детьми— это держать руки вверх ладонями. Теперь представьте, что в каждой из ладоней находится пузырь размером с апельсин. Какую форму вам нужно сделать, чтобы убедиться, что пузырь не уплывает? Не забывайте держать руки мягкими – иначе пузырь лопнет!

Запястья и предплечья

На приведенных выше изображениях, запястья и предплечья плоские. Будьте внимательны, не опускайте запястья. Старайтесь поддерживать прямую линию между запястьями и локтями. Отличный способ проверить это – положить линейку на предплечье. Можете пошевелить пальцами, так, чтобы она не упала?! Держите локти немного подальше от тела.

Почему это так важно?

Итак, мы подробно поговорили о правильной постановке рук на фортепиано. Но почему это так важно?

Игра кончиками пальцев дает гораздо больший контроль по сравнению с игрой подушечками пальцев. Вы сможете играть с гораздо более точной динамикой (громкость и мягкость) и более контролируемым характером звука.

Вы наверняка видели, как кто-то играет на фортепиано, и можете понять, что игра на пианино включает в себя много скрещивания пальцев друг под другом. Попробуйте сделать это плоскими руками. Невозможно, правда? Наконец, игра в такой форме позволяет пальцам двигаться гораздо быстрее.

Для любителей фортепиано, для тех,кто хочет научиться играть любимые мелодии и классические произведения, а так же для профессиональных музыкантов. Хороший, прочный дом не построишь без крепкого фундамента. Нашим фундаментом станет верная посадка за инструментом,то есть правильное расположение тела и рук за фортепиано.

Обучение игре на фортепиано. Посадка за инструментом

  • Обучение игре на фортепиано. Посадка за инструментом
  • Как научить ребенка играть на фортепиано
  • Как ставить пальцы на клавишах

Читайте также: