Правильная посадка за мольбертом

Обновлено: 08.07.2024

Ключевые слова: экзаменационная работа, критерии оценивания.

Экзамен по предмету "Живопись" проходит в 2 этапа:

1. Теоретический (Ответы на вопросы).

2. Практический (Выполнение этюда).

Оценка за два этапа суммируется и выводится одна общая оценка за экзамен.

Ответить на 1 из вопросов (методом вытягивания вопроса).

Тема задания: "Этюд несложного натюрморта".

Натюрморт состоит из 3 предметов: керамического кувшина, 2 фруктов, двух различных по тону и цвету драпировок.

Время выполнения: 4 часа.

грамотная компоновка на листе, постановка предметов на плоскость, передача характера и пропорций предметов, передача больших локальных цветовых отношений, объем и форма предметов, умение последовательно вести работу над живописным этюдом, раскрытие технических приемов работы гуашью.

Критерии оценивания экзаменационной работы учащихся.

Тема. Графические изобразительные средства.

Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.

Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.

Самостоятельная работа: рисованиепростых плоских предметов.

Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.

Тема. Зарисовка чучела птицы.

Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера. Формат А4. Материал – графитный карандаш, тушь, кисть. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.

Раздел 2. Линейный рисунок

Тема. Зарисовки фигуры человека.

Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.

Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.

Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.

Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.

Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности.

Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

Тема. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал).

Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

У начинающих художников часто стоит вопрос: как лучше, правильнее обустроить свое рабочее место?

Сейчас мы сравним варианты рабочих мест для рисования. Как правильнее? Рисовать на столе? Или рисовать на мольберте?

Рисуем за столом.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 1

Когда лист бумаги расположен перед вами горизонтально, то все, что на нем нарисовано, вы видите в перспективе, то есть, искаженно.

Например: вы положили перед собой лист бумаги и рисуете на нем круг и квадрат (лист бумаги на столе изображен в перспективе).

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 2

То есть, это вы думаете, что нарисовали круг и квадрат. Но когда рисунок поворачивается прямо, то оказывается, что нарисовано на нем вот что.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 3

Например, рисуем портрет любимого человека. Вот такой.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 4

Теперь повесим готовый портрет на стену! Видите, на нем изображен совсем другой человек? Да и вся композиция съехала куда-то вниз.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 5

И здесь уже сложнее понять, как же это произошло?

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 6

Естественно, все это не значит, что рисовать сидя за столом, нельзя. Но, чтобы избежать подобных искажений, можно посоветовать:

  • во-первых, брать бумагу небольшого формата (не больше А4 — альбомного листа);
  • во-вторых, попытаться приподнять дальний край бумаги, чтобы уменьшить перспективные искажения;
  • и в-третьих, когда будете рисовать, время от времени ставить лист вертикально и проверять, не поплыла ли форма. В этом случае перспективных искажений вполне можно избежать.

Рисуем за мольбертом.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 7

Недостатков, о которых написано выше, можно избежать, если расположить рисунок вертикально, а лучше перпендикулярно взгляду. Как это сделать? Правильно, использовать мольберт!

Мольберт же предпочтительнее для более-менее больших рисунков. И, конечно, для живописи. Никому же не приходит в голову натянутый холст положить на стол и писать на нем масляными красками?

Мольберты бывают разные, но самое существенное отличие между ними одно: за одними мольбертами нужно рисовать сидя, за другими — стоя. Профессиональным художникам больше нравятся мольберты, перед которыми приходится стоять. Когда стоишь, удобнее периодически отходить от работы и смотреть на нее со стороны. Это тоже нужно для самопроверки. Дело в том, что расстояние между работой на мольберте и художником не больше полуметра, а ошибки часто видны только на расстоянии.

Какое это расстояние? А такое, чтобы весь рисунок целиком попадал в поле зрения. Лучше всего он будет восприниматься на расстоянии, равном 1,5-2 диагоналям рисунка. Почти таком же, как рекомендуемое расстояние для просмотра телевизора. То есть, если вы пишете картину 50х70 см, у вас должна быть возможность отойти назад, хотя бы на 1,5 (а лучше, на 2) метра.

Рисуем на планшете — компромисс.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 8

Есть еще и третий вариант. Если покупать мольберт дорого (или места в квартире для него не достаточно), а за столом рисовать неудобно, можно использовать планшет. Не обязательно нужен именно планшет, это может быть любая доска, лист фанеры, или даже просто книжка большого формата. В общем, что-то, к чему можно прикрепить лист бумаги.

Планшет по размеру должен быть больше, чем рисунок. В зависимости от размера планшета, можно поставить его на колени, другой край опереть о край стола, и так рисовать.

Как и при рисовании в других положениях, нужно время от времени ставить планшет вертикально и отходить, чтобы взглянуть на рисунок на расстоянии, со стороны.


Возраст учащихся: 4 класс художественного отделения (8 лет обучения),10-11 лет.

Продолжительность урока: 45 минут.

Методическая цель: линейно-конструктивное построения предмета, подобного телам вращения.

Образовательные задачи:


обучающая: усвоение этапов и правил линейно-конструктивного построения предметов, формирование навыков изображения окружности в перспективе;

развивающая: чувство пропорций, глазомер, графические навыки, аналитическое и пространственное мышление;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, целеустремленности, умения объективно оценивать собственную работу.

Вид урока: практический

Тип урока: комбинированный

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа);

наглядный (показ, наблюдение);

практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок предмета);

эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).

Материально-техническое обеспечение урока:

для учеников: мольберт, формат листа А3, графитные карандаши разной твердости, ластик.

Применение здоровье-сберегающих технологий:

- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей и посадкой за мольбертом;

- нормирование времени при работе.

Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения.

Одна из главных задач рисунка с натуры – научить юного художника анализировать и передавать на плоскости предметы различной формы. Любая сложная пространственная форма может быть изображена как сочетание простых геометрических тел, ее составляющих. Процесс мысленного разделения сложной формы на условные простые называется анализом формы предмета и представляет первый необходимый этап рисования с натуры.

Процесс построения изоб­ражения при учебном рисовании с натуры необходимо разделить на четкие отдельные этапы. Отсутствие методической последовательности в работе приводит к бездумному сри­совыванию. В рисовании с натуры нужно строго следовать правилу развития рисунка от общего к частному и от простого к сложному..

При изображении предметов юные художники нередко пренебрегают различиями в их размерах или просто не могут правильно воспринять и передать пропорции, пытаясь акцентировать внимание лишь на их конструкции и форме, искажая тем самым пропорции и гармонию целого. А между тем соблюдение пропорций и их значение весьма значимо. Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Пренебрежение пропорциями приводит к безграмотному рисунку.

Организация учебного процесса требует краткости организационного момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной готовности класса и оборудования к уроку. Но это не значит, что учитель должен ограничиться проверкой отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся,

Начало урока – один из важнейших его моментов и должен быть направлен на создание у учащихся рабочего настроения, мотивации. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Оргмомент - 2 мин.

Повторение – 3 мин.

Объяснение нового материала - 15 мин.

Самостоятельная работа – 20 мин.

Итог урока – 5 мин.

I. Оргмомент:

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания).

Создание у учащихся рабочего настроения, мотивации:

-Сегодня на уроке вы узнаете, как рисовать кувшин. Этот навык пригодится вам при работе над натюрмортами, сюжетными композициями и даже портретами.
А вообще кувшин – это что такое?:
- Сосуд с носиком и ручку для жидкости.

- Незаменимый натурщик для художника при создании натюрморта (потому что в отличие от позирующего человека не имеет свойства скорее удрать по своим делам и не моргает и не крутит головой). Фрукты, овощи плюс кувшин, и смело можно рисовать с натуры натюрморт.

- Неплохой предмет дизайна интерьера или сада. Изящный кувшин для воды прекрасно впишется в интерьер любой комнаты, сделает обстановку интереснее и ярче.

- А если его легонько потереть, то есть некоторая вероятность, что Маг – чародей- старик Хоттабыч, либо Джин, исполнит, все что пожелаешь…

II. Повторение

На предыдущих уроках мы с вами изучали построение геометрических объемных тел. Каких?

А также мы познакомились с правилами изображения окружности в перспективе. Внимательно посмотрите на эти рисунки (Рис. 1)

и найдите ошибки, которые допустил художник при изображении цилиндров.



III. Объяснение нового материала.

Конструктивный рисунок начинается с анализа габаритов предмета и компоновки изображения на листе.

Определяем расположение листа на мольберте (по вертикали или горизонтали). Это напрямую зависит от предмета, который мы хотим изобразить на листе бумаги. Если высота больше чем ширина, то лист располагаем вертикально, если ширина больше, то - горизонтально.

Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве листа.

С помощью метода визирования определяем соотношение ширины с высотой кувшина. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и исключительно в горизонтальном или вертикальном положении, и никогда не использовать короткие карандаши.

Работу начинаем с большей величины - это высота. Намечаем ее в листе произвольно, но так что бы будущее изображение кувшина не было слишком мало или слишком велико по отношению к листу. Причем снизу пустого места оставим чуть больше чем сверху, что бы создать ощущение глубокого пространства.

А вот ширину в рисунке мы должны взять в тех же соотношения к высоте, как выяснили в натуре, т.е. ширина должна быть меньше высоты в 1,2 раза.

Далее необходимо отнять:

слева от общей ширины кувшина ширину ручки (причем ширину ручки визируем в нижней части кувшина, потому что кувшин к низу расширяется);

справа – ширину носика.

Посередине остается прямоугольник (тулово кувшина), пропорции которого проверяем еще раз методом визирования (сравниваем отношение большей ширины тулова и высоты в натуре и в рисунке). Исправляем ошибки.

Тулово данного кувшина симметрично. Поэтому проводим осевую вертикальную линию, прежде найдя середину верхнего и нижнего основания.


Быстрый набросок на глаз.

На этом же наброске легко провели осевые линии, чтобы определить неточности и ошибки.

Внесли исправления и получили симметричный рисунок.

Уточняем форму тулова кувшина.

Большинство видов посуды можно вписать в симметричные геометрические фигуры. К примеру: кувшин — в овал c трапециями, бутылку — в прямоугольники разной высоты и толщины, графин — в трапецию и прямоугольник.



На рисунке 3 намечены фигуры, в которые можно вписать сосуды разной формы. После, прямые линии мы сделаем более плавными, а углы скругленными.

Тулово нашего кувшина имеет форму трапеции (усеченный конус). Находим соотношение размеров верхнего и нижнего основания, и легкими линиями намечаем трапецию.

Намечаем месторасположения ручки и носика кувшина.

Отмечаем, где находится верхние границы ручки по отношению к тулову кувшина и его верхнего основания, отмечаем нижнюю границу ручки по отношению к нижнему основанию тулова кувшина. Далее намечаем горизонтальными легкими линиями поперечные части ручки и вертикальной линией – продольную часть ручки. И в завершении уточняем насколько отклоняются части ручки от вертикальных и горизонтальных линий.

Простраиваем окружности основании тулова кувшина.

Работу начинаем с верхнего основания, потому что оно видно полностью. Важно точно показать степень развёрнутости овала, для этого надо верно определить соотношение большого и малого диаметров (высоты и ширины).

Находим соотношение вертикального диаметра и горизонтального (степень раскрытия). Например, горизонтальный диаметр больше вертикально в 2 раза. Отмечаем на осевой линии отрезок в два раза меньше ширины верхнего основания и намечаем трапецию. Далее вертикальный радиус делим пополам, но горизонтальный радиус проводим чуть выше середины, потому что по закону перспективы ближний радиус больше, а дальний меньше. Отмечаем точками концы диаметров и аккуратно вписываем окружность, следя за симметричностью обрезанных углов трапеции.

Основные требования к изображению эллипса (рис. 4):

Края должны быть округлыми, а не заострёнными.

Нижняя половина чуть шире верхней.

Больший диаметр должен быть расположен строго горизонтально.

Левая половина должна быть симметрична правой.

Линия ближней части эллипса рисуется темнее, а дальняя — светлее.

Затем изображаем нижнее основание. Если соотношение диаметров верхнего основания было 1:2, то внизу возьмем отношения чуть-чуть больше, потому что высота кувшина небольшая и разница перспективных сокращении находящихся близко друг от друга плоскостей совсем незначительная.

6. Уточнение и обобщение изображения кувшина.

На последнем этапе полностью уточняем линейный рисунок, и вытираем ранее намеченные вспомогательные линии и фигуры.

IV. Самостоятельная работа.

Ученики садятся за свои мольберты, и последовательно строят кувшин.

Преподаватель наблюдает за работой учащихся и в случаи затруднений оказывает индивидуальную помощь, обращая внимания на ошибку и указывая способ ее устранения.

V. Итог урока.


Просмотр и оценивание работ.

И напоследок загадку вам загадаю:

У вас есть кувшин, наполненный водой. И небольшой, но пустой стаканчик. Задача состоит в том, что нужно доверху наполнить стакан, но так, чтобы в кувшине осталось столько же воды, сколько есть сейчас.


Ответ к загадке:
Пустой стакан нужно аккуратно установить на дно кувшина. Стакан при этом заполнится доверху, и в кувшине останется то же количество воды. То есть все условия выполнятся.

Домашнее задание:

Кто догадался, как решить загадку - молодец, и дома вы должны нарисовать еще стакан или кружку.

Рисование с натуры предметов с линейно-конструктивным построением ставит своей задачей правильно наблюдать, анализировать и познавать окружающую нас мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. —М.: Эксмо, 2007. — 480 е.: ил.

Рисунок. Живопись Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож-граф фак. пединститутов Сост. Н. Н. Ростовцев и др.— М.: Просвещение, 1989.—207 с.

Ростовцев Н.Н.Учебный рисунок. Издательство: Просвещение, 1976.

Соловьев А. М., Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева Учебный рисунок. Методические обоснования рисования с натуры Учебный рисунок/Под ред. А. М. Соловьева. 1953.

Тихонов С. В. и др. Рисунок: Учеб. пособие для вузов — М.: Стройиздат, 1983.—296 с, ил.

Читайте также: