Правильная посадка при выполнении ручных работ

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мачульская Татьяна Борисовна

Организация: КОУ Петропавловская адаптивная школа-интернат

Населенный пункт: Омская область, п. Муромцево

Цель: познакомить учащихся с ручными стежками и строчками, формировать навыки выполнения стежков и строчек на практике.

Задачи:

Коррекционно - развивающая: формировать навыки правильного применения терминологии ручных работ, навыки по выполнению ручных стежков и строчек;

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, прививать эстетический вкус.

Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, образцы, ПК, проектор.

Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки.

Наглядные пособия: стенд с образцами швов.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

4.Повторение изученного материала.

6. Знакомство со словарным словом.

Физминутка.

7. Знакомство с новым материалом

9. Закрепление нового материала

10. Оценивание.

1.Проверка готовности к уроку (спец одежда, тетрадь, альбом, учебник, дневник, ручка, карандаш,).

Прозвенел уже звонок.

Я приветствую всех кто пришел на урок!

Так что время не теряем, и работать начинаем!

За выполненное задание

- без ошибок - 2 балла

-1-2 ошибки -1 балл

- 3 и более ошибок – 0 баллов

  • На уроке будь старательным
  • Будь спокойным и внимательным.
  • Все пиши не отставая,
  • Слушай не перебивая.
  • Говори все чётко внятно,
  • Чтобы было все понятно.
  • Если хочешь отвечать,
  • Надо руку поднимать.

Как вы думаете, какой работой мы будем сегодня учиться заниматься на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с рунными стежками и строчками

  • вспомним историю появления, ремонтных работ в старину;
  • повторим правила техники безопасности;
  • узнаем, что такое ручные стежки и строчки,
  • научимся выполнять их на практике.

Выполнить ремонтные работы вещей - совсем несложно, но она имеет свою историю. Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного отдохнуть.

- Скажите, как назывался праздник в старину, когда собирались женщины вышивать, вязать, рукодельничать?

- Что вкладывали в заплату рукодельницы?

Для чего они их вкладывали?

Стежки – один из самых простых способов, которыми овладел человек, чтобы скрепить один кусок ткани с другим. Древние люди, чтобы защититься от холода, сшивали костяными иглами шкуры убитых животных, в качестве ниток использовали высушенные на солнце жилы. Так появилась первая одежда.

Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.

Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место.

Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
  3. Голову слегка наклонить вперёд.
  4. Нельзя опираться грудью о стол.
  5. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
  6. При работе не следует ставить локти на стол.
  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Выполняя практическую работу, вы сможете самостоятельно дать оценку своей работе по оценочной таблице.

В ходе практической работы учитель следит за правильностью и аккуратностью выполнения задания.

- Контроль за выполнением работы.

- Оказание индивидуальной помощи.

- Внесение вопросов учащимися по ходу работы.

- Следить за правильной осанкой.

  1. Выполнить строчки временного назначения.
  2. Выполнить строчки постоянного назначения.
  3. Выполнить практическое задание в соответствии с таблицей.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия)

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
  3. Смётывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После смётывания нитки копировальных стежков удаляют.
  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.
  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
  6. Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.
  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

Вопросы для оценивания.

  1. Что называется стежком?
  2. Что называют строчкой?
  3. Где применяются прямые стежки?

Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий

Чем мы сегодня занимались на уроке?

  • было интересно…
  • этот урок дал мне….
  • за урок я получила оценку.

Закончен урок,
Скоро зазвенит звонок.
На отдых пора,
Подготовим себя.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ .

1. Опасности в работе :

• повреждение пальцев иглой или булавкой ;

• травма руки ножницами ;

• травма глаз .

2. Что нужно сделать до начала работы :

• сосчитать количество иголок и булавок в игольнице ;

• положить инструменты и приспособления в отведенное для них место .

3. Что нужно делать во время работы :

• быть внимательной;

• надевать наперсток на средний палец правой руки , чтобы не уколоть его ;

• вкалывать иглы и булавки только в игольницу ;

  • выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в на­правлении от себя;

• класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями , направ­ленными от себя ;

• передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед .

4. Что нужно сделать по окончании работы :

• количество иголок и булавок в игольнице должно быть столько , сколько было в начале работы ;

• убрать рабочее место .

Терминология ручных работ. Таблица 1.

содержание работы

примеры применения

Сметать

временно соединить 2 или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками

сметать части пояса, части оборки, детали изделия

Наметать

временно соединить 2 детали, наложив одну деталь на другую, прямыми стежками

Как у вас с осанкой? Как вы сидите на рабочем месте? Встаньте возле зеркала, повернитесь боком и посмотрите на себя, а именно на свою спину. Что вы видите? Удивлены?! Если у вас всё в порядке, поздравляю! Но это не значит, что вам не нужно читать мою статью. Знаете ли вы, что большая часть людей страдает сколиозом – искривлением позвоночника. Такое заболевание очень часто распространено у школьников и студентов. Но не нужно забывать, что сколиоз также не щадит людей взрослого возраста. Всему причина не соблюдение технических правил организации рабочего места. Особенно это важно для тех, кто весь день проводит за швейной машинкой и для тех, кто просто любит шить.

Рабочее место

Почему нужно правильно организовать рабочее место?

Согласитесь, чем комфортнее и удобнее организация рабочего места, тем работа спорится быстрее, к тому же меньше устаешь. Когда рабочее место обустроено по всем правилам, тогда работается не в тягость, а в радость! Правильная посадка фигуры на рабочем месте, обеспечивает наименьшую утомляемость и хорошее самочувствие в конце рабочего дня.

Симптомы нарушения осанки:

  • Вы быстро устаете на работе
  • Во время выполнения операций вы чувствуете дискомфорт
  • Вы не обращаете внимание на недомогание, пока не появятся резкие боли
  • Вы ощущаете покалывание и онемение в различных точках тела
  • Некоторое время вы не придаёте значения болям, но со временем становится всё тяжелее
  • Если вам знакомы эти ощущения, то стоит забить тревогу и обратить серьёзное внимание на устранение недостатков, которые вызывают эти симптомы. А это значит нужно задуматься о том, как вы сидите за рабочим столом, как держите спину. Обратить особое внимание на положение: головы, рук и ног.

Организация рабочего места

Правильное положение

  • Расстояние от глаз до изделия должно составлять примерно 30 см. (не менее 25 см. и не более 35 см.)
  • Регулировка этого расстояние осуществляется при помощи стула с функцией подъёма и опускания сидения (как при машинных, так и при ручных работах)
  • Подошвы ног должны располагаться на специальном прорезиненном коврике или на педали швейной машинки (при работе на производственной машинке)
  • Расстояние от нижней части бедра до икр; брюшной полости до верхней части бедра; нижней части плеча до предплечья, должно составлять 90 градусов.
    Как показано на рисунке:

Не правильное положение

Это не правильное положение:

  • Обе ладони рук должны лежать на поверхности рабочего стола, плечи опущены.
  • При работе правая рука находится перед лапкой швейной машины, левая рука за лапкой. Таким образом правая рука помогает двигать ткань под лапку, а левая рука помогает продвижению ткани по зубчатой рейке, от себя.
  • Также следите за тем, чтобы ваша одежда и волосы не попали в маховое колесо машинки и под иглу. Для безопасности используйте рабочую одежду прилегающих силуэтов, а волосы аккуратно заберите в причёску.
  • Помещение, в котором вы работаете должно быть хорошо освещено, также используйте дополнительный настольный светильник. Лучше хорошо регулируемый и с флуоресцентной лампой. Свет, которого, должен падать с левой стороны.
  • Стул желательно иметь на 5 ножках с колёсиками и мягкой спинкой с регулируемым наклоном, чтобы удобно было поворачиваться и брать инструменты.

Стул должен быть с 5-ю ножками на колёсиках

  • Старайтесь, чтобы все необходимые инструменты лежали под рукой, а не нужных деталей не было.
  • Постарайтесь не копить мусор на рабочей поверхности, а сбрасывать его в мусорную корзину, расположенную возле рабочего места
  • Когда вы всё отрегулировали, то попросите кого-нибудь со стороны посмотреть на вас, а именно как вы сидите. После этого можно приступать к работе.

И самое главное не забывайте делать перерывы каждый час. Например, встать, размяться, сделать несколько простых упражнений, походить, подышать свежим воздухом, расслабиться, выпить стакан чистой воды. Такие паузы во время работы помогают снять стресс. После работы приберите рабочее место: протрите пыль, почистите машинку (если нужно), разложите все инструменты по своим местам. Чтобы на следующий день, когда вы снова приступите к работе, рабочее место приятно вас радовало.

Более подробно об этом здесь:

P.S. Вам понравилась данный материал?

Тогда, оставляйте свои комментарии и расскажите друзьям в соцсетях!

До новых встреч!

С уважением, Мария Новикова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Привет! Меня зовут Мария и я автор данной статьи.

Хватит быть серой мышкой, вступай в ряды модных и стильных! Не знаешь как? Я помогу тебе! Прямо сейчас, сделай заказ на персональную выкройку или консультацию по пошиву и раскрою одежды. В том числе консультацию по выбору ткани, фасона и собственного имиджа.


При изготовлении швейного изделия используют большое количество приёмов и способов выполнения тех или иных операций. Одни операции выполняют на швейной машине. Их называют машинными. А другие – руками. Называют ручными работами. На этом уроке мы обсудим именно швейные ручные работы. Перечислим инструменты и приспособления для данных работ. Поговорим о требованиях к выполнению ручных работ. А затем рассмотрим виды ручных работ и способы их выполнения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Швейные ручные работы"

При изготовлении швейного изделия используют большое количество приемов и способов выполнения тех или иных операций. Одни операции выполняют на швейной машине. Их называют машинными (швейными). А другие – руками. Называют ручными работами.



На этом уроке мы обсудим именно швейные ручные работы.

К инструментам для ручных работ относятся ручные иглы, наперсток, ножницы. К приспособлениям – булавки, распарыватель, копировальное колесико.





Ручные швейные иглы должны быть идеально гладкими и ровными, острыми, упругими и без заусенцев.


Ржавчина или поврежденное острие делают их негодными для шитья. Такие иголки обязательно испортят ткань. Они более опасны при ранении.

Иглы отличаются по длине и толщине. Их подбирают в зависимости от вида изделия, обрабатываемой ткани и выполняемой операции. Чем тоньше ткань, с которой вы работаете, тем тоньше нужна игла.

Наперсток. Вещь хорошая, поскольку защищает палец от укола иглы.


Он подбирается строго по размеру среднего пальца правой руки. Наперсток должен плотно охватывать палец, чтобы не соскакивать, но и в тоже время не слишком сжимать его.


Маленькие ножницы нужны для мелких работ, например для отрезания нити. Они должны быть острыми и легко раздвигаться в области винта.


Булавки используют для скалывания деталей. Они должны быть острыми, тонкими и без заусенцев.


Распарыватель – это маленький нож, который по своему внешнему виду напоминает стрелу.


Он одновременно приподнимает нитку над тканью и разрезает ее. Им очень удобно распускать машинные и ручные швы.

Копировальное колесико. Оно предназначено для перенесения линий выкройки на ткань.


Необходимо помнить, что неисправный инструмент или приспособление, а также незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.

В зависимости от вида работы швея может выполнять ее стоя или сидя за столом, на котором располагаются все нужные инструменты, приспособления и принадлежности.

Необходимо знать правильную посадку во время работы.

Правильная посадка заключается в следующем:


· Высота стула должна быть такой, чтобы ноги твердо опирались всей подошвой о пол или стояли на специальной подставке.

· Во время работы нужно следить за правильной осанкой, положением позвоночника. Так как неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника и развитию близорукости. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед. Голову слегка наклонить вперед. Нельзя опираться о стол. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 сантиметров. При работе не следует ставить локти на стол. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 сантиметров. В процессе работы нужно периодически менять положение корпуса (от слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

· Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Стежок, строчка и шов.

Основной способ соединения деталей из ткани с помощью ниток. Называется такое соединение ниточным.




При соединении материалов с помощью ниток игла совершает постоянно повторяющуюся работу: она дважды прокалывает ткань, протягивает нитку и оставляет за собой след. Его называют стежок. Несколько стежков проложенных друг за другом, называются строчкой. А соединение двух или нескольких слоев материала строчкой называется швом.

Стежки и строчки, могут быть временными и постоянными.

Временными строчками закрепляют подогнутый край изделия, соединяют детали между собой, чтобы получить качественную машинную строчку или провести примерку изделия.


В дальнейшем эти строчки удаляют. Постоянными ручными стежками пришивают пуговицы, подшивают низ изделия, вышивают.


Все стежки должны быть ровными, расстояние между ними как с лицевой, так и с изнаночной стороны – одинаковым, а нитки равномерно затянутыми. Длина стежков зависит от их вида и толщины материала.

Требования к выполнению ручных работ:

1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки или резцом колесиком.



2. При нанесении меловых линий на ткань, их толщина не должна превышать одного миллиметра.


3. При переводе линий резцом-колесиком его колесико должно проходить строго по середине толщины меловой линии.


4. Для строчек временного назначения нужно использовать нитки контрастные по цвету с материалом.


5. Для строчек постоянного назначения нитки нужно подбирать совпадающие по цвету с тканью.


6. Толщину и длину иглы подбирать в зависимости от вида ткани и выполняемой операции.


7. Длина стежков и расстояние между ними должны соответствовать выполняемой операции и виду ткани.


8. Для удаления ниток временного назначения их нужно разрезать ножницами через каждые 10-15 сантиметров, затем осторожно вытянуть концы ниток.


9. Отделку на изделии пришивают нитками в тон отделки.


10. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы. А пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.



Ручные работы и способы их выполнения.

Перенос линий выкройки на детали кроя.

Это можно сделать различными способами. Зависит от того, нужно ли видеть линии только на изнаночной стороне детали кроя или они должны быть видны и на лицевой стороне. При этом важно учитывать вид и свойства материала.

Перенести линии выкройки быстро и аккуратно можно с помощью резца-колесика и копировальной бумаги.



Для этого копировальную бумагу, контрастную по цвету, накладывают вместе с выкройкой и проводят резцом-колесиком вдоль краев выкройки, по всем контурам, внутренним линиям и меткам. При этом контуры выкройки должны проявиться на обратной стороне в виде точек.

Этот способ не подходит для тонких тканей. Так как их можно повредить колесиком. Также не подходит для набивных и пестротканых тканей. Потому что мелкие точки от колесика будут просто незаметными. В этом случае линии выкройки обводят портновским мелом.

Можно использовать булавки. Вдоль линии контура выкройки вкалывают булавки насквозь через два слоя ткани верхней детали.



На нижней детали портновским мелком делают метки, а затем проводят линии. При переносе кривых линий булавки вкалывают так часто, как это нужно, чтобы выявить контуры линии. Такой способ непригоден для тонких тканей. Так как булавкой можно вызвать раздвижку нитей.

Перенести линии выкройки можно при помощи прямых стежков ниткой контрастного цвета.


Для этого средний и указательный пальцы левой руки подводят под ткань, а сверху прижимают большим пальцем. Затем правой рукой острие иглы вводят в ткань, иглу проталкивают и выводят на поверхность около большого пальца левой руки. При этом мизинец левой руки должен прижимать ткань к столу. Правой рукой выводят иглу из ткани на лицевую сторону и затягивают стежок. Следующие стежки выполняют точно так же.

Еще линии выкройки можно перенести при помощи копировальных стежков. Их называют силками. Игла вкалывается справа налево. Длина стежков и расстояние между ними не должны превышать полсантиметра. Однако стежки не затягивают, а оставляют в виде петли длиной один-полтора сантиметра. Когда все копировальные стежки проложены, детали кроя раздвигают и нитки разрезают.

Обмётывание.

Обметать – это значит обработать специальным обметочным швом открытые срезы деталей, чтобы избежать их осыпания.




Чаще всего, это делается по низу изделия, который нужно будет подогнуть. Сделать это лучше с помощью швейной машины. Но если такой возможности нет, то нужно набраться терпения и обметать срезы косыми или петельными стежками. Делают это в направлении слева направо, огибая стежками срез. Нитку туго не затягивают.

Ручная закрепка.

Начало и конец строчки ручных стежков всегда нужно закреплять. Но делать это не узелком, а двумя-тремя короткими стежками на одном месте.


Такую закрепку потом будет легко удалить. А если она попадет под машинную иглу, то не портит строчку.

Смётывание. Сметать – это значит временно соединить две детали изделия. Эта операция выполняется перед примеркой и служит для скрепления основных деталей между собой.


Для того чтобы сметать детали швейного изделия, их нужно сложить лицевыми сторонами внутрь. При этом помните, что срезы деталей должны обязательно совпасть. Затем сколоть булавками точно по линии шва. Проложить строчку прямых ручных стежков. При этом не забыть отступить от намеченной линии шва на один миллиметр в сторону среза детали, чтобы потом смёточные строчки не попали под строчки машинных стежков. Начало и конец строчки закрепить.

Замётывание. Заметать – значит проложить стежки по сгибу изделия.


Перед тем, как определить окончательную длину юбки или платья, низ предварительно заметывают на изнаночную сторону. После уточнения и корректировки намечают окончательную длину изделия.

Заметывание может быть с открытым (острым) срезом и с закрытым.

Для того чтобы выполнить замётывание с открытым срезом, припуск на подгибку детали нужно подогнуть на изнаночную сторону. Делают это так, чтобы сгиб прошел точно по намеченной линии. Затем проложить ручные прямые стежки. Не забываем начало и конец строчки закрепить ручной закрепкой.

Для того чтобы выполнить замётывание с закрытым срезом, припуск на подгибку детали нужно подогнуть на изнаночную сторону. Делают это так, чтобы сгиб прошел точно по намеченной линии. Затем заколоть булавками. Проложить ручные стежки близко к сгибу. Подогнуть срез еще раз. Опять заколоть булавками. Помните! Ширина подгибки должна быть одинаковой по всей длине детали. Затем проложить ручные стежки близко ко второму сгибу.

Итоги урока. Мы узнали: о швейных ручных работах. Рассмотрели инструменты и приспособления для них. Узнали, что называют стежком, строчкой и швом, а также о требованиях к выполнению ручных работ. А затем рассмотрели виды ручных работ и способы их выполнения.

Читайте также: