Правильная посадка при письме левши

Обновлено: 07.07.2024

В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение.

Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких.

При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.

При обучении и воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Постоянно напоминать правила поведения в коллективе, правила работы на уроке. Быть жестким к соблюдению правил, касающихся безопасности.

Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

С целью снижения утомляемости леворуких детей эффективным является поочередное включение в разнообразную деятельность. Это достигается путем использования учителем наглядных пособий, звукозаписи, контроля и проверки знаний и т.п.

С целью снижения отвлекаемости левшей – не сажать рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимым сверстником.

Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

1. Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно. Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности.

2. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

3. Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.

4. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей часто задерживается по сравнению со сверстниками правшами.

Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов. Можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.

Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом: ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов; перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность; образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала; образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.

Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.

7. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Дополнительной тренировки требуют задания на списывание текста, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте.

8. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, несформированность звуко-буквенного анализа, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

10. Словарные слова можно запоминать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о, а пальто может иметь фасон в форме той самой а, в написании которой чаще всего и ошибаются.

13. При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку. Если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким способом до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15–20 минут.

16. Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.

Большинство людей на земле являются правшами (около 85%) и вся материальная база сфер жизнедеятельности предназначена для праворуких людей. Раньше это заставляло родителей насильно переучивать своих детей-левшей, что нередко приводило к серьезным последствиям в развитие и психо-эмоциональном самоощущении ребенка.

Сейчас настало новое время. За левшами закрепилась репутация людей одаренных, эмоциональных, обладающих назаурядными способностями. Среди признанных гениев-левшей: Леонардо Да Винчи, Бетховен, Аристотель, Ньютон.

Кто такой левша?

Это человек, у которого за речь и письмо отвечает правое полушарие мозга. Ведущими у него будут левое ухо, глаз, нога, рука. При переучивании левому полушарию насильно навязывают неестественные для него функции и освоение метериала, отработка навыков замедляются.

Обычно леворукие предпочтения видны уже с раннего детства. Какой рукой ребенок берет игрушку, ест, рисует. Все эти моменты должны стать звоночками для родителей.

Если у вас закрались подозрения, а не левша ли ваш ребенок, пройдите с ним

2. Определяющие позы. Попросите ребенка принять следующие положения:

— Скрестить пальцы рук. Какой палец оказался сверху?

— Встать в позу Наполеона (скрещенные руки на груди). Какая рука сверху?

— С какой стороны носит пробор на голове?

3. Какую руку пользует ребенок в следующих бытовых навыках:

— держит ручку, карандаш, чашку, ложку

— подметает пол, копает

— забивает гвозди, закручивает болт, пилит (для мальчиков)

— режет овощи, включает плиту, моет посуду (для девочек)

Если вы убедились в том, что ваш ребенок — левша:

1. Не переучивайте. Ломка заложенных природой функций, свойственных каждому полушарию, ломает не только психику ребёнка, но задерживает у него в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких детей долгое время остаётся односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Такой ребенок будет испытывать трудности в обучении, что может привести к негативизму, отстранению, уходу из школы.

2. Убедите ребенка в том, что леворукость — это особенность, а не недостаток. Большинство его одноклассников правши. Но сейчас лобируются множество приспособлений для левшей. Прописи, ручки и карандаши, учебные пособия и прописи для левшей. В больших городах уже есть целые магазины для левшей.

3. Правильно организуйте рабочее место ребенка-левши

• свет должен падать справа или спереди, чтобы ребенок не закрывал его рукой

• в школе левша должен сидеть на соответствующей стороне парты, чтобы локоть чуть-чуть выходил за край. Тогда он не помешает соседу и сам не будет испытывать дискомфорта

• тетрадь на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.

Как научить левшу писать правильно и красиво?

Как держать ручку левше:

• Левая рука составляет одну прямую с ручкой, небольшой наклон допускается. Правая во время письма перемещает тетрадь.

• Все линии во время письма прямые. Наклон букв достигается наклоном тетради

• При письме пальцы на ручке должны располагаться выше, чем у праворуких детей. Примерно на 4 см от кончика.

• Следует избегать чрезмерного напряжения указательного пальца. Попросите ребенка приподнять его. Палец должен свободно двигаться вверх\вниз.

Ручка для левши. Особенности:

— пишущий под любым наклоном стержень

— тонкий стержень и быстросохнущие чернила. Толстые оставляют чернильный след, размазываются, т.к. кисть левой руки проходит по написанному). В таких случаях на первых порах можно использовать промокашку.

Для отработки навыков правильного письма можно использовать ручки, карандаши, ножницы, точилки и линейки для левшей. Их производят фирмы Стабило (Schwan-Stabilo (ручка для левшей с маркировкой L на корпусе), Пилот, Левша (бюджетный вариант Пилота), Angular Pen.

Особенности обучения детей-левшей



Никита Погодин

Автор Фоксфорд.Медиа
Левша с 30-летним стажем, учился в классе для леворуких детей
Жертва стереотипов

Ещё каких-то 35 лет назад в Советском Союзе левшей переучивали жестокими методами: надевали варежку, бинтовали пальцы. Зачем — не очень понятно. Вероятно, под влиянием социалистической идеи всеобщего равенства. Инквизиторские методы практиковались до 1986 года, когда вопросами левшества заинтересовались учёные. Они смогли доказать, что эта особенность — вариант нормы и не нуждается в коррекции.

Ведущие учёные-физиологи своего времени М. М. Безруких, А. С. Чуприков и Г. Г. Аракелов доказали, что переучивание затормаживает развитие и наносит психике непоправимый вред. Они же впервые заговорили об особенностях обучения левшей:

Сейчас очевидно, что на этих принципах должно строиться обучение любых детей, но в конце XX века и это было серьёзным прорывом. В 1990-х годах в ряде школ России и СНГ появились экспериментальные классы для леворуких детей, где применялся новый подход.

Теперь науке известно, что полушария мозга не действуют по отдельности. А единственное отличие мозга левши в том, что речевой центр находится справа, а не слева, как у правшей. И это никак не связано с творческими способностями, темпераментом и чувствительностью. Если у леворукого ребёнка возникают психоэмоциональные проблемы — они вызваны не особой физиологией, а трудностями адаптации.

Проблемы левшей

Большинство людей на Земле праворукие, и это сказывается на всей культуре — от приветствия правой рукой до правил дорожного движения и письма (хотя, как известно, есть исключения).

Впрочем, лингвистическая дискриминация — не самая большая проблема леворуких людей. Куда важнее трудности, которые они испытывают в быту и при обучении.

В ряде случаев ведущая левая рука или нога может быть преимуществом. Левшей очень ценят в спорте — за возможность делать нестандартные подачи, совершать хитрые отборы и наносить неожиданные удары. Хоккеист Евгений Малкин, теннисистка Мария Шарапова, боксёр Султан Ибрагимов и легенды футбола Пеле и Диего Марадона достигли успехов во многом благодаря левшеству. Ловкое владение левой рукой бывает незаменимо в прикладных профессиях: от реставратора до хирурга.

Особенности обучения ребёнка-левши

Понять, левша ребёнок или правша, можно уже в три месяца. Давайте малышу игрушки и следите, какой ручкой он к ним тянется, в какой держит увереннее, какой трясёт активнее.

Впрочем, иногда ведущая рука окончательно определяется только к четырём-пяти годам. И если это левая рука — нет смысла сразу обращаться к психологу. Достаточно следовать рекомендациям:

Ни в коем случае не настаивайте, чтобы ребёнок рисовал или писал правой рукой, даже если вам не нравится, как у него получается левой. Со временем ребёнок сможет лучше, но только своей ведущей рукой. Переучивание вызывает неврозы, заикание, проблемы с самооценкой и даже расстройства личности. Корявый почерк — точно не повод обрекать ребёнка на пожизненную психотерапию.

Этот же совет можно дать родителям правши: дети часто ленятся и пытаются делать всё только ведущей рукой. Гармонично развить обе поможет лепка, игры с мячом, плавание и музыкальные инструменты.

Не раздражайтесь, если ребёнку сложно научиться резать ножницами, пользоваться вилкой или завязывать шнурки, глядя на вас. Ребёнку-левше действительно трудно учиться у правши: приходится не только запоминать положения, но и мысленно переносить их на другую руку. Поэтому лучше возьмите его руки в свои и проделайте нужные действия несколько раз.

Не всем преподавателям понятны проблемы левшей. Чтобы ребёнок получал знания, а не психологические травмы, педагоги должны считаться с особенностью ребёнка. Учитель музыки — понимать, что партии для правой руки даются левше труднее. Учитель физкультуры — не раздражаться, если ребёнок не сможет сразу повторить упражнение. А учитель русского — проявлять лояльность к особенностям почерка левой руки. И быть в курсе особенностей обучения левшей письму, о которых мы поговорим отдельно.

Методика обучения левшей письму

Прежде всего нужно правильно организовать рабочее место. Источник света должен быть справа, чтобы тень от руки не падала на бумагу. Если в школе парты двухместные, ребёнок должен сидеть слева — иначе они с соседом-правшой будут мешать друг другу локтями.

Позиция руки для письма у левши такая же, как у правши, но в зеркальном отражении. Ручка лежит на правой стороне среднего пальца, прижимается указательным сверху, а справа — большим. При письме кисть опирается на верхний сустав согнутого мизинца.


Пишущая рука располагается чуть ниже строки. Кисть образует прямую линию с предплечьем. Тетрадь левша двигает правой рукой. Чтобы рука не слишком заслоняла текст при письме, левши держат ручку на 3,5 сантиметра выше, чем правши. Нужно избегать давления на средний палец, чтобы не натереть мозоль.

Желательно, чтобы ручка не была ребристой — грани сильнее натирают палец. Хорошо подходят ручки с резиновым покрытием. Толщина основания зависит от длины пальцев — кому какая удобнее. Стержень должен быть тонким и хорошо писать под любым углом. Но самое важное — паста. Чернила должны высыхать очень быстро, чтобы рука их не размазывала. Гелевые ручки не подойдут.

В продаже можно встретить ручки для левой руки, с необычным изгибом. Но необходимость в специальных приборах для левшей (за исключением ножниц) вызывает сомнения. С ними ребёнок так и не научится пользоваться обычными вещами.

Техника безотрывного письма, которую обычно преподают в школах, леворуким недоступна. Для обучения левшей письму разработаны специальные прописи.

Левой рукой неестественно писать буквы с наклоном вправо. Обычно почерк у левшей прямой или с лёгким левым наклоном. Если учитель требует правый наклон — можно расположить тетрадь под нужным углом. Но лучше найти учителя, для которого это не принципиально.

Не стоит требовать от левши каллиграфического почерка. Если ребёнок сам поставит цель — он научится писать разборчиво и чисто.

В заключение

Закончим статью цитатой из книги исследователя левшества в России физиолога Марьяны Михайловны Безруких:

Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Содержимое публикации

Ременец Елена Анатольевна

Обучение письму леворуких детей.

Обучение письму леворуких детей.

1.Методика определения леворукости у младших школьников.

2. Гигиенические требования для леворуких школьников.

3. Примерные подготовительные упражнения в начальный период обучения письму.

4. Гимнастика для левой руки.

5. Требования к письму леворукого ребенка.

6. Предупреждение ошибок в написании букв.

7. Охрана здоровья леворуких детей.

Одним из свойств, сформировавшихся в ходе эволюции и определяющих важные индивидуальные особенности человека, является функциональная асимметрия рук.

Около 90% всех людей имеют правую ведущую руку. У подавляющего большинства праворуких людей области коры головного мозга, управляющие движениями ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии.

Леворукий ребенок попадает в праворукий мир…Многое в нем трудно и неудобно. Мама заставляет держать ложку правой рукой, а удобнее – левой… На занятиях в детском саду надо вырезать ножницами салфеточку, но, даже если делать это левой рукой, не получается так быстро и красиво, как у других ребят, ведь ножницы приспособлены для правой руки…

1. Самой острой обычно бывает проблема обучения детей письму. В последние годы появились методические рекомендации по обучению письму леворуких детей. Однако такие методические рекомендации помогут в процессе обучения, но не могут помочь решить вопрос о том, кого учить писать левой рукой, как определить леворукость. А именно этот вопрос должен решить учитель в первые дни обучения.

Может ли сам учитель определить леворукость? Да, может. В возрастной физиологии наиболее последовательной и адекватной является количественная оценка рукости по сумме баллов, полученных ребенком во время экспериментального тестирования.

Для определения предпочитаемой руки ребенка во время деятельности предлагается упрощенный вариант тестов, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН. Эти ТЕСТЫ содержат игровые задания, подобранные с учетом разных способов манипулирования, а также удобства для тестирования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наблюдая за выполнением теста, учитель может определить руку, предпочитаемую ребенком при выполнении большинства действий.

Первый тест – рисование. Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет (может). Как и во всех последующих тестах, бумагу, карандаш нужно положить прямо перед ребенком, а не под одну из рук. После того, как рисунок закончен, учитель просит повторить тот же рисунок другой рукой. В первом задании учитывается не только, какой рукой ребенок предпочел воспользоваться сам, но и сравнительное качество рисунков.

Пятый тест – вырезание ножницами по контуру рисунка любой открытки (вырезать цветок, зайчика и т.п.)

Шестой тест – нанизывание бисера (или пуговиц для младших школьников ) на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

Седьмой тест – выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками.

Восьмой тест – развязывание узелков. Учитель заранее неплотно завязывает несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая - держит узел).

При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение следующих правил: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

Читайте также: