Правильная посадка на фиксе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Мы часто слышим советы обратиться к профессионалу по байк фиту, но во-первых не у всех есть на это ресурсы, а во-вторых не всегда есть в этом надобность. Ведь большинство из нас ездит на велосипеде для удовольствия, и вполне можно настроить посадку велосипеда самостоятельно, так, что вы будете чувствовать себя комфортно и уверенно.

Стоит заметить, что не существует идеальной настройки посадки для всех. Всё очень индивидуально и зависит от многих факторов, таких как: ваша гибкость, сила, цели катания и потребности. Лучший метод определить идеальную посадку – это метод проб и ошибок. В этой статье, мы рассмотрим с чего стоит начать, когда вы только купили свой первый шоссейник.

Начнём с педалей. Если вы катаетесь в контактах, то важно правильно установить шипы. Обычно новичкам советуют поставить шип на уровне с косточкой под большим пальцем. Это легко сделать, поставив туфли рядом со ступней и отметить нужное положение. Если, через какое-то время вы почувствуете напряжение в икрах или в ахилловом сухожилие, сдвиньте шип назад к пятке. Если чувствуете боль в изгибе стопы, то сдвиньте шип вперед к носку.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

Шипы также можно двигать из стороны в сторону. Здесь важно учесть, стопа должна быть на уровне с коленом. Когда, вы видите велосипедиста с коленями, расставленными по сторонам, то никаким ментальным усилием он не сможет заставить себя держать ноги прямо, ему просто нужно изменить положение шипов. Можно еще менять угол поворота шипа. Главное правило здесь – нога на педали должна стоять естественно, так словно вы стоите на земле.

Дальше переходим к седлу. Часто новички ставят седло слишком низко, чтобы чувствовать себя безопаснее, а через какое-то время, по-совету более "продвинутого" друга – впадают в другую крайность и ставят седло слишком высоко. Здесь важно найти "золотую" середину. Ставим пятку на педаль. Педаль должна быть на одном уровне с подседельной трубой (примерно 5 часов). В таком положении должен быть изгиб в колене. Если седло стоит слишком высоко, то при езде будет ощущаться покачивание бедер. В таком случае лучше опустить седло на пару миллиметров.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

Теперь давайте попробуем сдвинуть седло назад или вперед. Это нужно для правильного распределения веса велосипедиста между передней и задней частью велосипеда. Ошибочно считать, что не должно быть никакой нагрузки на руки. Нагрузка должна быть, но не чрезмерная. Отправной точкой предлагаю считать положение, когда колено находится над осью педали. Для этого привяжем груз на веревочку и пустим от колена вниз. Это поможет определить нужно ли сдвигать седло. Если в таком положении, когда колено над осью педали, вам не комфортно, и вы чувствуете, что заваливаетесь назад, то сдвиньте седло вперед на несколько миллиметров.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

Седло, также, можно наклонить или опустить на несколько градусов. Но лучше этим не увлекаться, так как может начать болеть спина, все же в большинстве случаев идеальным будет ровное положение. Если вам хочется опустить нос седла больше чем на несколько градусов, то скорее всего оно вам просто не подходит.

Когда закончили настройку задней части велосипеда, переходим к передней.

Высота и расположение руля сильно влияют на комфорт и управляемость велосипеда. Тут всё упирается в личные предпочтения. После продолжительного катания, сможете понять нужна ли вам более "аэро" позиция. А пока старайтесь настроить посадку таким образом чтобы был небольшой изгиб в локтях. Для большинства велосипедистов самым комфортным будет посадка, когда угол между верхней частью руки и торсом около 90 градусов. Высоту руля можно менять с помощью проставочных колец. Угол наклона руля лучше определять методом проб и ошибок, главное вы не должны чувствовать дискомфорта в кистях.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

После таких базовых настроек, все что нужно это время и усилие. Скорее всего вам еще не раз придется поменять положение седла или руля для достижения оптимальной посадки. Возможно придется купить новый вынос, руль или седло. Но это все мелочи по сравнению с удовольствием от поездки, когда велосипед вам не мешает, а становиться словно продолжением вашего тела.

Сейчас, куда ни глянь, у всех новомодные велосипеды, с кучей передач и других наворотов. А ведь всем известный велосипед с большой историей — именно фикс. Всем, кто привык к традиционному велосипеду, сложно понять, зачем так усложнять себе жизнь, если можно купить самый понятный по конструкции велосипед и кататься на нём.

Велосипедная трансмиссия с фиксированной передачей предполагает самую прямую и простую передачу крутящего момента на колесо — без каких-либо передач, без свободного хода педалей. Во время движения на фиксе, нужно всё время работать ногами и крутить педали — ни секунды отдыха.

liveshotsSingleB093_0.jpg

Овладеть наукой езды на фиксе не просто —это целое искусство. По привычке так и хочется перестать крутить педали на определённой скорости или увидев перед собой препятствие. С фиксом этот номер не пройдёт. Байк будет сам вращать педали, способствуя тому, чтобы ты делал то же самое до тех пор, пока взаимопонимание не будет достигнуто в двухстороннем порядке.

В отличии от синглспида (велосипед с 1 скоростью), у классического фикседа нет ни задней втулки, ни тормозов. Однако, сейчас на многих фиксах стоит ручной тормоз для безопасности.

После использования скоростного велосипеда, будет непривычно на фиксе. Ведь скоростной байк выполняет за велосипедиста половину работы, а катаясь на фиксе, основная нагрузка ложится именно на водителя. Но в этом есть своя прелесть!

tumblr_mcw34tQuJK1r1bpe4o1_500.jpg

Что особенного в фикс велосипедах?

Велосипеды с фиксированной передачей появились не вчера и даже не позавчера. Эти байки широко используются на спортивных треках, и это вполне оправдано: у них очень малый вес, высокая скорость и фантастическая надёжность.

Фиксед гиром не обязательно должен быть трековый или шоссейный велосипед. Фиксированную передачу можно сделать на любом, даже на bmx'е. Некоторые спортсмены тренируются на таких велосипедах для лучшего педалирования и устойчивости.

maxresdefault.jpg

На фикс велосипеде достаточно легко держать равновесие, стоя на педалях, поэтому их иногда используют в цирках или других артистичных катаниях.

Кстати, на многих фик велеках установлены флип-флоп (двухсторонние) втулки. Как правило, на таких втулках на одной стороне резьба под звезду (cog), а на другой под фривил. При использовании таких втулок, звезда меняется при помощи переворота колеса на другую сторону. Существует несколько типов таких втулок. Их основное назначение — возможность сменить тип привода простой перестановкой колеса. С помощью неё можно развернуть колесо на 180 градусов!

Schwinn_Madison_rear_flip-flip_hub_1.jpg

Фиксед гиры очень нравятся девушкам! Во-первых, за свой красивый дизайн, во-вторых, из-за отсутствия лишних деталей, в которых нужно разбираться. Даже если случится какая-то лёгкая поломка, починить её нетрудно. Но самое главное, это отличный фитнес тренажёр: постоянно нужно крутить педали, что повышает выносливость и делает фигуру атлетической.

Велосипеды фиксы идеальны для города: их минималистичный дизайн — отличный способ выделиться из толпы, а простота обслуживания и лёгкость ремонта выгодно отличают их от других двухколесных средств передвижения. Ведь в этих велосипедах, по сути, и ломаться нечему. Так что по ремонту он не сложнее чайника, что позволяет неплохо сэкономить на регулярном сервисе.

4927018532_d64afb1525_b.jpg

Велосипеды способны набрать достаточно большую скорость, что позволяет использовать велосипед как основной транспорт: минуя пробки, он быстро доставит в пункт назначения. Развить приличную скорость велосипеду, в первую очередь, помогает его совсем небольшой вес. Вот так сказывается отсутствие лишнего оборудования!

Фиксы очень манёвренные! Так как педали напрямую связаны с колесом, чувствительность и гибкость велосипеда к действиям райдера увеличивается. Ты словно единое целое с велосипедом, что позволяет более точно управлять им.

genna-45.jpg

На что стоит обратить внимание при покупке фикса?

Несомненно, одна из ключевых деталей в Fixed Gear велосипеде — это педали. Ведь работа у велосипеда основывается на обычной механике, и велосипедист, в первую очередь, связан с байком посредством педалей. Желательно, чтобы педали были металлические и на промышленных подшипниках.

IMG_1113_1024x1024.jpg

Фикс быстро набирает максимально высокую скорость при минимальной площади соприкосновения с трассой. Скорость особенно ценят поклонники фиксов. Поэтому при покупке такого велосипеда, обрати внимание на шины. Покрышка шириной 22-25 мм положительно повлияет на максимальную скорость байка.

Конечно, выбор производителя и дизайна велосипеда — дело вкуса, но специалисты советуют обращать внимание на известные бренды, хорошо зарекомендовавшие себя на мировом рынке. Например, такие как: NS BIKES, WELT, BEAR BIKE и другие! Качественный велосипед фикс способен прожить несколько жизней, радовать твоих детей и даже внуков.

Вывод

Многие любят фиксы за их простоту, минималистичную конструкцию, необычный дизайн и лёгкость в обслуживании. Если ты начал кататься на таком велосипеде, больше не захочешь менять его на другие — катание на фиксе захватывает, открывает новый мир и возможности.

232.jpg

Многим нравится возможность управления задним колесом и его вращением или ездить на большой скорости. К несомненному плюсу можно отнести качество педалирования: только на фикседе оно максимально эффективное. Катаясь на таком велосипеде, ты всегда будешь в отличной физической форме, поверь.

Фикс байк — идеальный вариант для города, потому что:

а) с таким велосипедом ты будешь очень стильно выглядеть и выделяться из толпы;

б) он лёгкий и быстрый, в мгновение ока доставит куда угодно, пролетая мимо пробок;

в) фиксы легко украсить, будь то корзина, багажник, фонарь и так далее;

г) на таком байке можно гонять каждый день и не бояться, что он быстро сломается, с ним ты, наоборот отлично экономишь и получаешь максимум удовольствия!

У велосипеда нет никаких лишних переключений и настроек, так что он понятен всем. При выборе фикса, ориентируйся на качество педалей, вес, шины и производителя.

Его конструкция максимально упрощена за счет отсутствия самых сложных элементов конструкции — переключателей скоростей, поэтому такой велосипед практически не нуждается в обслуживании и может обходиться без него годами. За что синглспиды так ценятся в велосообществе?

Достоинства

Все его плюсы обусловлены конструкцией:

Но есть у фикседов и свои недостатки:

  • Отдохнуть на спуске у вас не получится.
  • Так как педали у велосипеда постоянно вращаются, есть риск задеть ими бордюр или упасть на крутом повороте.
  • Запрыгивать на препятствия заметно сложнее, да и перенести вес тела на одну сторону не выйдет.
  • Стоя педалировать на фикседе неэффективно.
  • Зачастую в конструкции не предусмотрены ручные тормоза.

К счастью, есть способ совместить преимущества обеих конструкций.

Втулка флип-флоп: все плюсы fixie, но без его недостатков

Велосипед с двухсторонней втулкой флип-флоп

Какой бы вариант вы не выбрали, вам в любом случае придется учиться ездить в горку и с нее, так что на данный момент стоит рассмотреть поподробнее.

Как ездить по холмам: тонкости и нюансы

Если вы сразу же начнете заезжать во все подъемы подряд без должной подготовки, то обеспечите себе серьезную нагрузку на колени. Привыкайте к нагрузке постепенно, со временем увеличивая пройденное расстояние, а также число подъемов, и все у вас будет хорошо. А теперь подробнее о технике езды.

Поднимаемся в горку

Вместо кругового равномерного педалирования следует перейти на последовательное: то есть давить на педали надо поочередно разными ногами. Проще всего сделать это, встав на них, и поочередно перенося вес тела то на одну, то на другую ногу. Но иногда, если подъем особенно крут, этого бывает недостаточно (да и на фикседе это сделать проблематично).

В этом случае поможет техника, схожая с греблей, вот только работают в ней не руки, а ноги. Следует максимально вынести назад копчик (можно вообще свесить его с седла) и вытянуть руки, представив, что мы висим на турнике. Если не опираться копчиком о велосипедное седло, в педалировании будут участвовать еще и мышцы спины, что дополнительно повысит его эффективность. Педали следует толкать попеременно, причем максимальное усилие должно прикладываться в тот момент, когда педаль находится в наивысшей точке траектории, вектор силы должен быть направлен не вниз, а вперед. Для большей аутентичности можно представить, что вместо руля вы взялись за весла.

Еще одна хитрость: на широкой дороге можно двигаться не прямо вверх, а под углом, то есть змейкой. Для этого просто перекладывайте велоруль в противоположную сторону после нескольких толчков. Пусть пройденный путь и увеличивается, зато крутизна подъема становится меньше.

Ну а если горка уж сильно крутая, можно и пощадить свое самолюбие, спешившись и закатив велосипед в нее руками. Недаром поклонники данного велосипеда шутят, что на самом деле у них не одна передача, а три — сидя, стоя и пешком.

Спускаемся с горки

Обладателям фикседов, не оборудованных тормозами, придется сложнее. Если спуск не очень крут, а ноги пристегнуты к педалям, достаточно просто расслабиться, но в ином случае можно применить технику, аналогичную приведенной выше. Вот только усилия нужно направлять не в сторону хода педали, а в противоположном направлении. Толкать педаль следует в тот момент, когда она собирается пойти назад.

Делаем синглспид собственными руками

Синглспиды собираются на базе рам со специальными горизонтальными дропаутами, позволяющими установить колесо так, чтобы цепь была должным образом натянута. Есть возможность использования и обычной рамы, в таком случае вам придется вместо заднего переключателя установить специальный натяжитель цепи.

Но как сделать данный байк максимально просто и дешево? Вот пара распространенных вариантов:

Делаем синглспид из МТБ

Синглспид из МТБ своими руками

Синглспид из МТБ велосипеда можно сделать даже в полевых условиях (к примеру, при поломке переключателя или петуха):

  1. Для этого поставьте цепь на среднюю звезду спереди, и определите на какой из задних звезд она будет идти максимально ровно, без перекоса.
  2. Полностью снимите задний переключатель.
  3. Для того, чтобы компенсировать отсутствие натяжителя, придется укоротить цепь. Длину следует подбирать так, чтобы она не провисала (это грозит перескакиванием по звездам кассеты), но в то же время не была натянута слишком сильно (иначе крутить педали станет намного сложнее).
  4. После подбора нужной длины расклепываем ее с помощью выжимки и убираем нужное количество звеньев.

Конечно, постоянно на таком велосипеде не поездишь, но до дома вы доберетесь, а по дороге сможете подумать о преимуществах.

Если колесо оснащено втулкой с ножным тормозом, ручные тормоза можно будет снять, и — вуаля — вы счастливый обладатель недорогого велосипеда.

Замена ведомой звездочки на меньшую

Передаточное соотношение — важный параметр при сборке велосипеда. Первое время, пока вы еще не привыкли к нагрузкам, можно поставить заднюю звезду на 20 или 21 зуб, но после поставить другую — на 16 или 18 зубьев. Но стоит помнить, что соотношение зависит не только от задней, но и от передней звезды, так что подбирайте обе из них с умом.

Соотношение числа зубьев передней и задней звездочек подбирается так: по исключительно ровной местности — порядка 3.0, если наличествуют небольшие горки и спуски — 2,5, ну а соотношение 2.0 позволит вам без проблем забраться в любой подъем (но за это придется расплачиваться ограничением максимальной скорости).

Заключение

fixed gear estonia

Fixed gear (Фикседжир, фикси, фикс, глухарь) — в широком смысле этого слова это велосипед
с глухой передачей, он может выглядеть как угодно. Но чаще всего подразумевают велосипед
на тонкой раме, тонких же колесах, без тормозов и рулем - бараном.
Далее речь пойдет в этом контексте.

Хорошие бренды (комплиты), собранные китайцами/тайваньцами/ и др:
Bianchi, Fuji, Cinelli, Specialized, SE, Cannondale

Скид (skid) — буквальный перевод – это полосы оставляемые колесом на асфальте. А в контексте глухой передачи подразумевают особый способ торможения.
Бывает длинный скид (long skid) — это не целесообразно использовать на дороге, а используется как некий трюковой элемент.

Брейкскд (brakeskid) — скид используемый для торможения, в этом случае заднее колесо пускается в юз, тут есть некоторые преимущества: в скорости, ведь пустить колесо в юз это быстрее чем перевешиваться через руль и в эффективности торможения - вектор движение заднего колеса меняется относительно вектора движения велосипеда, так же при некоторой сноровке можно наклонять велосипед увеличивая пятно контакта покрышки и асфальта.

На ряду с этим можно просто поставить тормоз и не протирать резину (а за сезон, в среднем, меняют по 4 покрышки) для торможения. На фикседы обычно ставят только передний тормоз - у переднего тормоза эффективность торможения на порядок выше чем у заднего, тем более что задний у нас как-бы таки и есть.
Некоторые ставят тормоз только для экстренных ситуаций, а тормозят скидом.

fixed gear estonia

fixed gear estonia

Фиксы собирают, как правило, на трековой или, в крайнем случае, шоссейных рамах.

Шоссейные рамы отличаются геометрией: как правило, ниже каретка (каретка — узел велосипеда с подшипниками и валом на который одеваются шатуны) и база (расстояние от оси заднего колеса до оси переднего колеса) больше. Низкая каретка чревата тем что на поворотах возможна задевать асфальт шатунами (на фиксе то педали всегда крутятся) что крайне не желательно.
Так же шоссейные рамы имеют шоссейные же дропауты (то место куда вставляется колесо)
А тут могут возникнуть проблемы с натяжением цепи, особенно на современных рамах.

fixed gear estonia

fixed gear estonia

Трековые рамы подобных недостатков лишены, но на трушных, настоящих, трековых рамах, особенно на маленьких ростовках, возможны оверлапы.

Оверлап — задевание обуви/туклипсы/педали за переднее колесо во время поворотов (ну на треках жи поворачивать рулем не нужно). Эта проблема возникает лишь на маленькой скорости, на большей же повороты совершают смещением центра тяжести относительно велосипеда.

Размер рамы выбирают исходя из роста (у профессиональных гонщиков все сложнее)
но одинаковые ростовки разных производителей могут различаться — смотрим спецификацию на сайте производителя.

Для роста 180см, обычно, подходит 56 и/или 58, ростовку можно подкорректировать настройками велосипеда (высота и положение седла, длинна и высота выноса).

Для трековых ХВЗ рам справедливо:

160. 170 - 520мм
170. 175 - 540мм
175. 180 - 560мм
180. 185 - 580мм
185. 190 - 600мм

fixed gear estonia

FOOT RETENTION
(способы закрепление ноги на педали велосипеда)


На велосипеде круговое, самое эффективное, педалирование возможно только с жестким сцеплением ног велосипедиста и педалей велосипеда, а на велосипеде с глухой передачей жизненно важно постоянно удерживать ноги на педалях (если у вас нету тормоза конешн), для этого используют разные технические средства:

Самый распространенный и фиксшуйный путь:

Туклипсы(toe clips) — рамки особой формы прикрепленные к педали, чаще всего используются с ремешком. Они бывают из различных материалов, различных форм. Выбор велик и это самый дешевый способ закрепление ноги на педали.

Cтрэпы (straps) — ремень, как правило с липучкой для регулировки, который продевается сквозь педаль. В основном они используются на трюковых велосипедах, так как толкать педаль вперед в стрэпах не удобно, но они мене громоздки и более комфортны чем туклипсы.

Или контактные педали с специальной обувью.

fixed gear estonia

Массовая продукция ХВЗ (Харковского Велосипедного Завода)

Крайне распространена на просторах бывших союзных республик, дешева и не блещет качеством, не стандартные размеры некоторых узлов, шагов резьбы — все это делает хвзятину крайне непривлекательной в качестве основы для Фикса, но у нее есть и плюсы — легкая доступность и копеечная стоимость.

Для более менее приличного фикса на базе шоссейных (лучше конеш на трековых, но найти их сложнее и они дороже, как правило) хвз велосипедов лучше использовать старт-шоссе, чемпион-шоссе, спорт-шоссе — которые можно купить в сборе за 25-100 евро (туристы, спутники, украины еще хуже и с ними лучше вообще дел не иметь).
Шоссейные хвз велосипеды оснащались трубчатой резиной и шатунами на клиньях — эти запчасти стоит менять в первую очередь, ведь этим трубкам больше 20 лет, а клинья на шатунах сорвет при первом серьезном скиде.

Для того что бы поставить современные шатуны и резину надо будет купить обода под клинчера (обычные покрышки с камерами) и современные шатуны - установка которых будет обязательно сопряжена с перерезанием резьбы в кареточном узле (хотя можно просто закрутить приличную каретку большим рычагом) и установкой современной каретки.

Будут проблемы с подседелом (подсидельным штырем, палкой на которой крепится седло) — на ХВЗ (стартонах и рекордах) стандарт 25мм, а это достаточно проблематично приличный штырь купить.

Рулевая колонка — набор подшипников и чашек устанавливаемых в рулевой узел велосипеда. На фиксах используют, как правило используют дюймовые( 1"), дюйм и одна восьмая (1-1/8"), к тому же они не зависимо от размера делятся на резьбовые и безрезьбовые. С резьбовой рулевой можно устанавливать какquill выносы, так и обычные ahead. С безрезьбовой только ahead.

Читайте также: