Правильная посадка детей за партой

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Ребёнок – школьник много времени проводит за партой. Правильная посадка за партой – залог правильного развития позвоночника, мышц спины и многих внутренних органов.

Ребёнок находится за письменным столом на протяжении всего дня. Конечно, есть время перерывов и пауз, но общий период сидения достаточно длителен. Искривления позвоночника – процесс, который развивается быстро. Влияние такого нарушения на состояние других внутренних органов очень велико. Искривление позвоночника способно провоцировать нарушения в работе дыхательной и пищеварительной систем. У таких детей чаще диагностируют астму, бронхиты, воспаления лёгких, гастриты, запоры и колики. Центральная нервная система также подвергается изменениям. У детей с искривлениями осанки наблюдается невнимательность и проблемы с памятью.

Как правильно сидеть за партой?

Правильная осанка школьника является гарантией того, что нагрузка на позвоночник будет распределена должным образом. Это, в свою очередь, предотвращает развитие искривления. Если ребёнок располагается за партой в правильном положении, наблюдается повышенная работоспособность, сосредоточенность и концентрация мозговой деятельности.
Расположение ребёнка за столом должно быть таким:

  • Колени образуют прямой угол.
  • Спина и бёдра расположены под прямым углом.
  • Локти располагаются на столе.
  • Стопы должны опираться о подставку для ног или о пол.
  • Спинка стула оснащена выступом, который необходим для поясницы.
  • Положение спины – ровное, но без напряжения.
  • Стул должен подходить школьнику по росту.
  • Наклонять шею к столу нельзя. Она должна оставаться прямой.
  • Спина и спинка стула обязаны соприкасаться.

Необходимо учитывать, что правильная осанка и организация рабочего угла ребёнка – понятия взаимосвязанные. Нельзя приобрести один комплект мебели на все учебные годы. Необходимо, чтобы предметы мебели изменялись по мере роста ребёнка. Допустимо использование мебели с возможностью регулирования различных характеристик: высоты, угла наклона и т.д. Также родителям стоит учитывать, что слишком светлая мебель будет отражать солнечные лучи. В то время как тёмная мебель способствует поглощению большого количества света. Оба варианта неприемлемы, потому что провоцируют скорую утомляемость глаз. Лучшим вариантом считается мебель, цвет которой максимально приближен к натуральному дереву.
Соотношение роста ребёнка и высоты стола, стула:

  • Если рост школьника от 110 до 119 см, то стол в высоту составляет - 52 см, высота стула – 32 см.
  • Когда ребёнок 120 - 129 см, высота стола - 57 см, стул - не выше 35 см.
  • Ребёнок составляет 130 -139 см, оптимальной высотой стола в этом случае будет - 62 см, подходящий стул - 38 см.

Добросовестные родители не должны упускать из виду, что спортивные занятия – это необходимая профилактика нарушений осанки. Регулярные занятия позволят мышцам спины и живота находится в правильном положении. У ребёнка с начальных классов важно формировать сознательный контроль за положением собственного тела при занятиях за столом дома или партой в школе.

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.


Если ваш малыш подрос и идет в школу, задумайтесь о выборе подходящей мебели. Если приучить ребенка с самого начала сидеть за рабочим столом правильно, то еще несформированный опорно-двигательный аппарат разовьется без нарушений и проблем с искривлением. Зная несложные советы по тому, как должен сидеть школьник за партой, вы с легкостью подберете кресла и столы.

Правильная посадка. Параметры и габариты мебели

Здесь важно понять и потом показать и объяснить ребенку, как нужно сидеть за партой:

  • Ребенок должен располагаться целиком на сидении стула или кресла. Так нагрузка на ноги и спину будет равномерна. Если принять такое положение, вы увидите, что внутренний коленный сгиб касается сидения
  • Край кресла должен чуть заезжать по стол. Достаточно 4-7см. Соблюдая это правило, не будет необходимости наклоняться вперед, и тянутся к столешнице
  • Следите за локтями. В правильном положении они должны находиться на поверхности стола под углом 90°. Это касается и кресла, когда вы поднимаете сидение, пододвиньте ребенка к столу и посмотрите на локти. Свободное расположение под прямым углом – это правильная посадка



Спинка у кресла имеет важное значение. Ребенок должен опираться на нее всей спиной. Если на вашем стуле есть небольшой выступ для поясницы, это идеальный вариант кресла. Такая модель считается ортопедической и лучшей в своем сегменте. Основание спинки должно располагаться в начале крестцового отдела.

При наличии у стола или стула подставки для ног, необходимо обязательно ставить на них всю стопу. Если подставки нет, ее можно докупить или даже изготовить самостоятельно. Подставка нужна, чтобы избежать деформации костей и нарушения кровообращения.

Ортопедическое кресло для ребенка TCT Nanotec Orto-Duo
Регулируемая подставка для ног Fundesk SS12T

При покупке предпочтение лучше отдать трансформирующимся моделям. Здесь вы сможете подстроить угол наклона столешницы для повышенного комфорта при работе, в зависимости от ее вида. Например для письма и чтения можно поставить угол 15 градусов, а для черчения и рисования 30 градусов. К тому же ножки стола, регулируемые по высоте очень практичны, парту можно подстроить под рост ребенка.

Как приучить ребенка сидеть правильно

Комплект парта и стульчик Mealux EVO-18 с лампой для школьника
Детская растущая парта для школьника Comf-Pro Twins

Проводите время вместе за столом по 10-15 минут, чтобы он привык. Позже, когда будете делать уроки, не заставляйте сразу выполнять все задания. Сделайте небольшой перерыв, чтобы ребенок отдохнул. В это время можно вместе сделать пальчиковую гимнастику или попрыгать. Если вы пару месяцев будете контролировать положение за столом, ребенок сам привыкнет и будет соблюдать требования, ведь это не только правильно, но и удобно.

Позвоночник, как и весь скелет ребенка, до подросткового возраста находится в стадии активного развития. В возрасте 6-7 лет, в то время когда ребенок идет в первый класс, его позвоночник очень гибок и эластичен, как пластилин. И именно в этом возрасте очень серьезная и первоочередная задача, о которой должны помнить родители - это формирование правильной осанки у ребенка. Дабы избежать многочисленных нарушений в развитии позвоночника и деградации спинных мышц, ребенок должен правильно сидеть за рабочим столом. Когда ребенок идет в школу, очень важно сформировать правильную осанку и приучить ребенка не только комфортно, но и правильно сидеть за партой или письменным столом.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сиди правильно" правила посадки за партой.

Презентация доступно расскажет учащимся 1 классов о том как правильно и как неправильно сидеть за школьной партой.


Как правильно сидеть за партой

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь н.


Сидеть за партой и держать ручку правильно
презентация "Сиди правильно"

Использовать презентацию можно на любом уроке в начальной школе. Хорошо помогает при формировании навыков письма в 1 классе.

Беседа с учащимися начальных классов "Как важно сидеть за партой правильно"

С помощью данного материала можно познакомить первоклассников с правилами посадки при письме.

Читайте также: