Правила посадки в вертолет

Обновлено: 07.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 ноября 2020 года N 518

В соответствии со статьей 48 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2014, N 30, ст.4254), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275),

2. Настоящий приказ действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

в Министерстве юстиции

29 января 2021 года,

регистрационный N 62270

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 года N 518

Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам"

I. Общие положения.

1. Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам" (далее - Правила) разработаны в соответствии с требованиями статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2014, N 30, ст.4254), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275), приложением 14 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.

II. Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, вертодромам

Класс и физические характеристики вертодромов

2. I, II и III классы вертодромов определяются по их физическим характеристикам.

3. Класс вертодрома определяется:

на однополосных вертодромах - классом взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);

на многополосных вертодромах - классом ВПП с искусственным покрытием (далее - ИВПП), а при ее отсутствии - грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ГВПП), имеющей наибольшую длину.

4. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с таблицей 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Ширина ВПП вертодрома должна быть не менее:

15 м - для ВПП класса III;

20 м - для ВПП классов I и II.

6. Ширина летной полосы (далее - ЛП) вертодрома должна быть не менее:

35 м - для ВПП класса III;

50 м - для ВПП классов I и II.

7. За каждым концом ВПП должен располагаться участок летной полосы длиной не менее 3 м при использовании вертолетами, выполняющими полеты в визуальных метеорологических условиях, и не менее 30 м - для полетов вертолетов, выполняющих полеты в приборных метеорологических условиях.

8. ЛП, расположенная по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП), должна быть спланирована и подготовлена, чтобы свести к минимуму риск повреждения вертолета при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.

Грунтовая поверхность ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями элементов вертодрома (ИВПП, обочинами, рулежными дорожками) должна располагаться на одном уровне с ними.

9. В пределах ЛП не должно быть иных объектов, кроме тех, которые могут находиться там по своему функциональному назначению (визуальные средства), при этом данные объекты должны иметь ломкую и ослабленную конструкцию.

10. Ширина полос обеспыливания вдоль швартовочных площадок должна быть не менее:

5 м - для ВПП класса III;

10 м - для ВПП классов II;

12 м - для ВПП классов I.

11. В целях определения параметров рулежных дорожек (далее - РД) для каждой РД должны быть установлены индексы вертолетов, эксплуатируемых на данных РД. Индекс вертолета устанавливается по диаметру несущего винта и составляет:

индекс 1 - для вертолета с диаметром несущего винта до 16 м;

индекс 2 - для вертолета с диаметром несущего винта от 16 м до 22 м;

индекс 3 - для вертолета с диаметром несущего винта от 22 м и более.

12. Ширина РД должна быть не менее приведенной в таблице 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

13. При движении по воздуху ширина воздушной РД для вертолетов должна быть не менее двойной наибольшей ширины шасси вертолетов.

14. С двух сторон РД с искусственным покрытием должны быть предусмотрены полосы обеспыливания. Общая ширина РД и двух полос обеспыливания должна быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 14 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

При буксировке вертолетов по РД допускается отсутствие полос обеспыливания.

15. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ВПП и примыкания к отдельным местам стоянки (далее - МС) должен быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 12 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

16. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в таблице 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

17. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в таблице 4 приложения N 2 к настоящим Правилам.

18. Расстояния между элементами вертодрома в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета должны быть не менее:

Правила поведения спасателей около вертолета и внутри него составлены с учетом техники безопасности.

Спасатели, находясь на посадочной площадке и внутри вертолета, обязаны выполнять распоряжения командира вертолета, а также бортмеханика.

После совершения вертолетом посадки к нему можно приближаться, как правило, только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится.

Следует помнить о том, что даже после приземления командир вертолета (пилот) может изменить положение вертолета по самым различным причинам.

После приземления по команде командира воздушного судна руководитель спасательных работ подходит к вертолету, и с ним командир согласовывает все дальнейшие действия.

Всех спасателей необходимо предварительно предупредить о том, что нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий стержень не коснется земной поверхности.

В случае если после приземления на временную посадочную площадку двигатель вертолета не будет выключен, подход спасателей к вертолету, выход из него, погрузка или выгрузка пострадавшего снаряжения, приближение или удаление от вертолета осуществляются только со стороны переднего сектора так, чтобы командир имел возможность вести наблюдение за всеми передвижениями около вертолета, а кроме того, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны вертолета. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.

Передвигаться необходимо только в желаемой или допускаемых зонах и никогда в опасной. Передвижение в опасной зоне или наиболее опасной может закончиться несчастным случаем, вплоть до смертельного исхода.

Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение следует переносить как можно ниже и параллельно к поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть свернуты, легкие предметы снаряжения тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую упаковочную тару. Следует не забывать о правилах переноса лыж, лыжных палок, зондов, пустых носилок. Их перенос к вертолету или от него должен осуществляться только в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что небезопасно не только для спасателя или туриста, переносящего данное снаряжение, но также и для вертолета.

В случае вращения лопастей несущего винта нельзя удаляться от вертолета в ту сторону, где местность расположена выше, чем место посадки вертолета, ибо это угрожает попаданием в радиус вращения лопастей несущего винта, что, в свою очередь, может окончиться смертельным несчастным случаем.

После приземления вертолета спасатели осуществляют выход из него только по распоряжению бортмеханика. Всеми действиями спасателей на посадочной площадке руководит начальник поисково-спасательного отряда или лица, специально им назначенные.

Спасатели, работающие у вертолета, должны быть в защитных касках, обязательно застегнутых под подбородком, и в защитных очках, что предохраняет глаза от попадания в них пыли, снега и других предметов, поднимаемых с поверхности земли воздушной струей, создаваемой лопастями вращающегося винта.

Во время взлета или посадки вертолета спасатели должны находиться на безопасном расстоянии от места посадочной площадки, в том числе при запуске двигателя. Все легкие предметы (лыжные шапочки, рукавицы, репшнуры, посуда и другие) в радиусе 50 м должны быть зафиксированы различными способами во избежание их попадания в винты вертолета или турбины. Кроме того, воздушным потоком, создаваемым вращением винта, легкие предметы могут быть сброшены с посадочной площадки вниз, если операция происходит в горах.

Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик, и при необходимости застраховывается. Спасатели размещаются на сидениях по указанию бортмеханика или других членов экипажа вертолета и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.

Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвижение по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего снаряжения.

Запрещается находиться у открытой двери без применения самостраховки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.

Спасатели должны четко усвоить, что успех любой спасательной операции зависит от хороших совместных действий с экипажем вертолета и точного соблюдения всех имеющихся инструкций, особенно по технике безопасности. Даже незначительное, на первый взгляд, нарушение может привести к созданию аварийной ситуации, которая может закончиться трагически [9].

Как и любое воздушное судно, вертолёт относится к транспортным средствам повышенной опасности. Это означает, что во время полётов необходимо строго следовать правилам безопасности, причём они действуют не только для пилота, но и для пассажиров. Между тем, при аренде вертолёта с пилотом многие заказчики не считают нужным посетить даже короткий инструктаж и прибывают на взлётную площадку буквально за несколько минут до взлёта. Рекомендуем всем, кто планирует совершать полёты на вертолёте в Москве и за её пределами, ознакомиться с коротким перечнем правил безопасности, обязательных для пассажиров вертолётного транспорта.

Безопасная посадка в вертолёт

Даже если вы сильно спешите, не следует ожидать подлёта вашего воздушного судна в зоне посадки. Кроме того, что она является зоной повышенной опасности, для вас существует немалый риск получить небольшие травмы из-за попадания пыли и песка, поднятых в воздух, на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Подъезжать на личной автомашине перед посадкой вплотную к стоящему геликоптеру запрещено.

Во время посадки на борт пассажирам запрещается:

  • делать резкие движения, прыгать, размахивать руками и т.д.;
  • приближаться к хвостовой части воздушного судна, чтобы не быть травмированным вращающимся винтом и не попасть в зону воздушной тяги, которая может затянуть под лопасти даже достаточно тяжёлого человека (до 120 кг);
  • выбрасывать в зоне посадки мусор – пластиковые и бумажные упаковки, пакеты и др., которые могут попасть в турбину двигателя или прилипнуть к лопасти винта, что создаёт предпосылки для образования аварийной ситуации;
  • погружаться на борт, находясь под воздействием алкоголя или наркотиков – это может создать опасность для здоровья и жизни как этого, так и других пассажиров и пилота.

Если вы арендовали вертолёт, не относитесь к нему, как к обычному такси. Осуществляйте посадку под контролем опытного специалиста, который позаботится о соблюдении всех правил.

Правила безопасности во время полёта

Находясь в кабине заказанного вертолёта, необходимо особенно строго соблюдать правила поведения на борту, ведь от этого напрямую зависит ваша безопасность.

Во время полёта недопустимо:

  • курить на борту;
  • пользоваться газовой горелкой, зажигалкой и любыми другими устройствами с открытым пламенем, так как существует огромная опасность возгорания топливных баков, которые расположены буквально за стенкой пассажирской кабины;
  • ходить по салону, а тем более прыгать и совершать другие действия, приводящие к смещению центра тяжести воздушной машины: во-первых, это создаёт пилоту дополнительные проблемы при управлении вертолётом, а во-вторых, при крене кабины вы можете упасть и получить травму;
  • выполнять любые действия, отвлекающие пилота от управления – заговаривать с ним, задавать вопросы, вести фотосъёмку кабины, просить пилота позировать для съёмки и т.д.;
  • распивать на борту спиртные напитки, употреблять наркотики.

Разумное, адекватное поведение на борту и строгий самоконтроль – вот лучшая гарантия благополучного завершения перелёта.

Правила безопасности при приземлении вертолёта

После того, как геликоптер опустился на посадочную площадку, ни в коем случае нельзя выбегать из салона без разрешения экипажа. Пилот должен выйти первым и осмотреть площадку, чтобы убедиться в отсутствии опасности для людей. Только после этого пассажиры спокойно покидают борт.

Как заказать аренду вертолета

Ведущее авиапредприятие Москвы AeroCGL предлагает компаниям, организациям и частным лицам заказать вертолёт для перелётов в любые точки столицы, области и других регионов. Аренда частного вертолёта – это самый быстрый и надёжный способ перемещения, ведь вам не помешают транспортные заторы, плохое состояние дорожного покрытия и другие препятствия, характерные для наземных поездок. Для перевозки пассажиров мы используем новые машины современных моделей с усиленными средствами безопасности, многократным дублированием важных узлов и систем. Управляют ими опытные пилоты, за плечами которых многие тысячи часов налёта.

Позвоните нам, чтобы арендовать вертолёт на необходимую вам дату или на определённый период времени. У нас вы найдёте привлекательные цены, высококлассный сервис и техническую оснащённость на уровне высочайших мировых стандартов.

Воспользуйтесь нашими услугами, чтобы не замечать самые долгие расстояния, а каждое мгновение проводить с комфортом и выгодой!

Все виды частных авиаперевозок — vip-чартеры, групповые чартерные рейсы, грузовые чартеры, услуги вертолёта.

Все посадки необходимо по возможности выполнять против ветра.

Перед посадкой необходимо проверить готовность экипажа к ней по контрольной карте (приложение 7).

Вертикальная посадка с работающими двигателями

Вертикальная посадка с работающими двигателями является основным видом посадки для вертолета.

Посадку выполнять против ветра (при необходимости или по тактическим соображениям допускается посадка при боковом ветре до 7 м/с и попутном ветре до 5 м/с). Планирование перед посадкой производить на скорости по прибору 110 км/ч.

С высоты 100 м плавно отклонить ручку управления на себя и произвести уменьшение поступательной скорости с таким расчетом, чтобы на высоте скорость по прибору составляла

С высоты плавным перемещением ручки управления на себя и одновременным увеличением общего шага несущего винта погасить поступательную и вертикальную скорости вертолета с таким расчетом, чтобы произвести зависание на высоте

Плавно уменьшить общий шаг несущего винта, так чтобы вертикальная скорость снижения до момента касания колесами земли не превышала 0,2 м/с. Не допускать боковых перемещений вертолета перед приземлением. Уменьшить общий шаг несущего винта до минимального, предварительно убедившись, что вертолет устойчиво стоит на грунте.

Примечание. При посадке с боковым ветром удерживать вертолет от смещений отклонением ручки управления в сторону ветра до момента приземления.

После заруливания на стоянку поставить вертолет на стояночный тормоз и выключить потребители электроэнергии, за исключением приборов, контролирующих работу силовой установки. Установить рукоятку коррекции в крайнее левое положение и на режиме малого газа в течение мин охладить двигатели. Установить ручку управления в положение на себя на одно деление по указателю триммера и стоп-краном выключить оба двигателя. После остановки двигателей закрыть пожарные краны и выключить подкачивающие насосы.

Посадка вертолета с работающими двигателями с поступательной скоростью (по самолетному)

Посадка с работающими двигателями с поступательной скоростью выполняется в случае невозможности произвести зависание из-за недостатка располагаемой мощности двигателей и в учебных целях.

Посадка может производиться на аэродром или ровную проверенную площадку при условии безопасности подхода. Для выполнения посадки по самолетному планирование после четвертого разворота производить со скоростью 110 км/ч по прибору.

С высоты уменьшать скорость планирования взятием ручки управления на себя так, чтобы на высоте приборная скорость уменьшилась до Снижение с высоты выполнять с постепенным уменьшением поступательной скорости полета и вертикальной скорости снижения с таким расчетом, чтобы при выходе на высоту скорость полета была а вертикальная скорость снижения

Плавно приземлить вертолет на основные колеса с последующим опусканием переднего колеса и уменьшением общего шага несущего винта до минимального.

Торможение вертолета для уменьшения длины пробега производить несущим винтом, отклоняя ручку управления на себя, и тормозами колес.

Посадка на режиме самовращения несущего винта

Посадка на режиме самовращения несущего винта при неработающих двигателях производится при одновременном отказе двух двигателей в полете, поломке трансмиссии, при которой не нарушается вращение несущего винта, и в учебных целях.

Посадка на режиме самовращения несущего винта может выполняться двумя способами: с поступательной, скоростью приземления и с малой скоростью приземления

Посадка с поступательной скоростью приземления по технике пилотирования проще и может применяться в учебных целях.

Для посадки с выключенными двигателями в учебных целях необходимо:

  • на высоте произвести расчет на посадку;
  • перевести вертолет на снижение на скорости 100 км/ч по прибору;
  • уменьшить общий шаг несущего винта до минимального и повернуть рукоятку коррекции влево до упора;
  • убедиться, что вертолет устойчиво снижается с вертикальной скоростью и обороты несущего винта установилась в пределах 79 +1 —84%:
  • выключить на высоте не менее оба двигателя закрытием стоп-кранов, предварительно убедившись в точности расчета.

На установившемся планировании триммерами сбалансировать вертолет и выдерживать:

  • скорость планирования 100 км/ч по прибору;
  • обороты несущего винта 79 +1 -84%

Заход на посадку производить против ветра или при ветре не более 5 м/с. C высоты ручкой управления произвести плавное торможение вертолета до скорости и на этой скорости произвести снижение до высоты

Вертолет приземляется на основные колеса на скорости После приземления уменьшить общий шаг несущего винта до минимального; для сокращения длины пробега использовать тормоза колес.

Посадка на режиме самовращения несущего винта с отказавшими двигателями с малой поступательной скоростью приземления по технике пилотирования сложна и может производиться только на неподготовленные или малоразмерные площадки.

Посадка с одним работающим двигателем

Посадка с одним работающим двигателем может производиться в случае отказа одного из двигателей и с учебной целью.

Посадку с учебной целью рекомендуется выполнять при массе вертолета не более 3300 кг.

Для выполнения учебной посадки с одним работающим двигателем необходимо:

В процессе отработки посадок с одним работающим двигателем вертикальную скорость снижения на высоте постепенно увеличивать до

Высота начала гашения вертикальной скорости перед приземлением во всех случаях должна соответствовать 1,5 Vy.

Примечание. Посадка вертолета с одним работающим двигателем с вертикальной скоростью снижения происходит практически без пробега.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При выполнении посадки с одним работающим двигателем увеличивать вертикальную скорость снижения более 4 м/с запрещается.


11.6. Полеты на вертолетах в целях перевозки пассажиров выполняются с посадками, как правило, на аэродромы (вертодромы) и посадочные площадки.

При перевозке почты, грузов, выполнении авиационных работ, в том числе с перевозкой пассажиров заказчика - юридического лица, разрешается производить посадки на площадки, подобранные с воздуха.

Полеты с посадочных площадок, расположенных на вершинах гор, седловинах, террасах, оборудованных на крышах зданий, приподнятых платформах, палубах морских (речных) судов, плавучих буровых установках, производятся в соответствии с настоящими Правилами, требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа и инструкциями по производству полетов на конкретную площадку.

Тренировочные полеты, полеты при поиске и спасании и обеспечении ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по срочным санитарным заданиям могут выполняться специально подготовленными в установленном порядке летными экипажами ночью на площадки, подобранные с воздуха, при минимальных условиях ПВП.

11.6.1. На аэродромах могут оборудоваться специальные площадки с отдельным стартом для вертолетов.

На контролируемом аэродроме:

для взлета или посадки вертолета по согласованию с органом ОВД командир вертолета может использовать любую часть ВПП (или любую другую часть летного поля, если это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме (или аэронавигационным паспортом аэродрома)), в том числе из-за наличия на части ВПП производственного дыма или явлений погоды, ухудшающих видимость на части ВПП до значения ниже минимума;

при наличии на части ВПП производственного дыма или явлений погоды, ухудшающих видимость до значения ниже минимума, взлет или посадка вертолета разрешаются по усмотрению командира вертолета в той части ВПП, где метеорологические условия соответствуют минимуму командира вертолета.

11.6.2. При принятии решения на вылет по ПВП командиру вертолета, допущенному к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, разрешается использовать посадочные площадки заказчика в качестве запасных.

Право подбора посадочных площадок с воздуха днем и ночью дается в установленном порядке после прохождения специальной программы подготовки.

11.6.3. Перед запуском двигателя (двигателей) вертолета предметы, которые могут быть увлечены потоком воздуха от несущего винта, должны быть удалены от концов лопастей на расстояние не менее одного диаметра несущего винта.

11.6.4. Запуск и опробование двигателя (двигателей) с включением несущей системы разрешается производить:

при отсутствии швартовочных креплений - при полном составе летного экипажа;

при надежной швартовке вертолета на площадках, а также на палубах морских (речных) судов - командиру вертолета, а также бортмеханику или лицам ИАС, прошедшим специальную подготовку.

11.6.5. При рулении вертолета, в том числе при рулении по воздуху (при наличии полозкового (лыжного) шасси), расстояние от концов лопастей несущего винта до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта.

При наличии на посадочной площадке снега (пыли) принимаются меры, исключающие или уменьшающие возможность образования снежного (пыльного) вихря.

В случае образования снежного (пыльного) вихря перед зависанием на взлете экипаж струей от несущего винта раздувает снег (пыль) до появления устойчивой видимости наземных ориентиров.

11.6.6. В целях определения возможности и выбора метода взлета по запасу тяги, проверки расчета центровки, исправности органов управления перед каждым взлетом выполняется контрольное висение со следующими особенностями:

при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР), учебных и тренировочных полетов контрольное висение производится перед началом полетов и после каждой дозаправки топливом;

висение и перемещение вертолета на высоте до 10 м разрешаются при видимости не менее 500 м и высоте облаков не ниже 50 м независимо от минимума командира вертолета, если иное не установлено РЛЭ или эквивалентным ему документом.

При висении в случае потери видимости наземных ориентиров летный экипаж выводит вертолет из зоны вихря вверх.

Если состояние грунта или конструкция вертолета не позволяют выполнить руление, перемещение выполняется на высоте, установленной РЛЭ или эквивалентным ему документом.

При перемещении на высоте до 10 м, висении для взлета и при посадке вертолета расстояние от концов лопастей несущего винта должно быть не менее:

до препятствий - половины диаметра несущего винта, но не менее 10 м;

до других воздушных судов - двух диаметров несущего винта;

до препятствий на палубах морских (речных) судов, приподнятых платформах, зданиях и сооружениях - согласно РЛЭ вертолета.

Висение вертолета над водной поверхностью производится на высоте не менее одного диаметра несущего винта. Высота определяется по радиовысотомеру и визуально.

Приземление вертолета после контрольного висения перед взлетом не обязательно.

11.6.7. При взлете с ВПП с разбегом длина ВПП (часть ВПП) при прекращении взлета должна обеспечивать безопасное приземление вертолета с пробегом.

11.6.8. Взлет вертолета с места стоянки и посадка на нее разрешаются при условии, если:

место стоянки определено для этих целей;

вертолет не создает препятствий взлетам и посадкам других воздушных судов;

несущие винты не создадут пыльного или снежного вихря, приводящего к потере визуального контакта с наземными ориентирами.

11.6.9. Работы, требующие использования режима висения вертолета вне зоны влияния воздушной подушки, а также взлет и посадка на площадках, подобранных с воздуха, в сложной по рельефу местности или в условиях возможного образования снежного (пыльного) вихря, выполняются с полетной массой, позволяющей маневрирование в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки.

11.6.10. Висение, взлет и посадка в снежном (пыльном) вихре при отсутствии видимости наземных ориентиров выполняться не должны.

11.6.11. При наборе высоты и заходе на посадку должен быть обеспечен запас высоты над препятствиями не менее 10 м, а над воздушными судами, находящимися на земле, - на высоте не менее двух диаметров несущего винта вертолета.

11.6.12. В полете при встрече с метеорологическими условиями ниже установленного минимума или опасными явлениями погоды командиру вертолета, имеющему соответствующий допуск, разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.

О своих действиях командир вертолета в контролируемом воздушном пространстве информирует орган ОВД, в неконтролируемом - передает в эфир (на рабочей частоте).

Взлет с площадки, подобранной с воздуха, разрешается без технического обслуживания (при метеорологических условиях, соответствующих минимуму командира вертолета), после выполнения предполетного осмотра вертолета (согласно РЛЭ или эквивалентному ему документу) и записи его результатов в бортовой журнал.

11.6.13. В горной местности разрешается прокладывать маршрут полета по ущельям, минимальная ширина которых на высоте полета должна быть не менее 500 м, и обеспечивать в случае необходимости возможность разворота на 180°.

Минимальное расстояние от концов лопастей несущего винта до склонов гор при выполнении разворота должно быть не менее 50 м.

11.6.14. При оказании помощи людям, находящимся на воде, во избежание захлестывания их волной от струи несущего винта и относа плавсредств зависание и снижение для принятия на борт людей выполняются вертикально.

11.6.15. Посадка на подобранную с воздуха площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее наземного осмотра в целях определения прочности и пригодности поверхности для посадки одним из членов экипажа или специально подготовленным должностным лицом инженерно-технического персонала.

Высадка должностного лица для вышеуказанных целей производится в режиме висения, а посадка вертолета - по его разрешению.

На вертолетах, оборудованных полозковыми (лыжными) шасси, при подборе площадки с воздуха наземный осмотр не производится. Такие посадки может производить также и командир вертолета, летный экипаж которого состоит (по РЛЭ или эквивалентному ему документу) из одного пилота.

11.6.16. При невозможности посадки разгрузка и загрузка вертолета выполняются в режиме висения согласно требованиям РЛЭ вертолета или эквивалентного ему документа под руководством одного из членов экипажа, которого определил командир вертолета.

Читайте также: