Пожалел лишайник гору поселился лезет в гору

Обновлено: 07.07.2024

Используемые технологии: , технология развития критического мышления, формирования приёмов учебной деятельности .

Методы: исследовательский, познавательный, практический , метод проблемного изложения.

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю

Формы обучения: фронтальная, групповая,индивидуальная

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения: способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия: проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.

I.Организационный момент. Настрой на урок. Слайд 2

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Доброе утро Солнцу и птицам! Доброе утро Улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов! Наши глаза внимательно смотрят и все . (видят).

Уши внимательно слушают и все . (слышат).

Голова хорошо . (думает).

II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1 .тестирование- взаимопроверка

(на доске 1а,2б,3а,4а; оценки: 0-5,1-4,2-3)

1. Лед и снег - это вода:

а) в твердом состоянии б) в жидком состоянии в)газообразном состоянии.

2. Что происходит с водой при нагревании?

а) сжимается; б) расширяется; в) изменений не происходит.

3. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась; б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. .4.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?

а) облако - капелька воды - поверхность океанов, морей, рек и суши - испарение воды - водяной пар - облако;

б) облако - поверхность океанов, морей, рек и суши - капельки воды - водяной пар - облако;

в)облако - водяной пар - поверхность океанов, морей, рек и суши - капелька воды - облака ;

Отчего загрязняется вода в реках, морях, озерах

Чем опасно загрязнение воды

Как люди охраняют воду от загрязнения

2 ученика работают по карточкам -объяснить ситуацию

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где - то течёт вода. Он понял, что кто - то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.

III.Самоопределение к деятельности

Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу. Слайд3,4

Земля - какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю. Слово "земля" имеет много значений:

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

Одно из них почва слайд 6,7

Как вы думаете о какой земле пойдет сегодня речь Главное слово нашего урока почва

Дети определяют тему урока

Что такое почва? Стр 64

Свойство почвы- плодородие

Кто обитает в почве?

Работа с учебником

Для того чтобы ответить на первый вопрос обратимся к учебнику стр 64 Слайд 9

Вывод. Почва - верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2- 3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Важное свойство

1 см почвы - 100 лет - возьмите линейку и отметьте 1 см.Много это или мало?

Работа в тетради №1 стр 36

Почему ее называют плодородной, чем же таким она обладает, что на ней растут растения. (Вспомните, что необходимо живым организмам для жизни ) слайд 10

Сегодня вы будете исследователями.

Чтобы работа у нас спорилась вы должны выполнять следующие правила Слайд11

Для этого проверю ваше внимание

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности - вы хлопаете в ладоши над головой, если нет - качаете головой.

Осина, апельсин, черника, брусника, сосна, багульник, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, морошка, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана, клюква

Молодцы , думаю вас можно допустить в исследовательскую лабораторию.

Проведете несколько опытов и выясните состав почвы, (на доске карточка почва, прикрепляются карточки с ее составом- по мере выполнения опытов схема заполняется)

Работа в тетради стр 37

Выполнение практической работы учебник стр65

Опыт 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте. Что вы видите? Какой вывод можете сделать?

Опыт 2.(Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт?

Опыт 3.(Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод.
Вывод: перегной

Опыт 4.Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод.

Вывод: это глина и песок

Опыт 5.Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

Учитель. Куда исчезла вода? Что видите на стекле?(ответы детей)

Вывод : минеральные соли

Учитель: Обращает внимание детей на схему .Просит сделать вывод - состав почвы

Вывод. :В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.(на доске заполненная схема состав почвы)

V.Физминутка- гимнастика для глаз

Работа с учебником стр 66

Что растения получают из почвы? Слайд 12

Учитель. Кто знает, как образуется почва (ответы ребят)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд 13 -

Как же на безжизненных голых скалах появилась почва?

В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные

Солнце жаркое печёт,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается -

Как образуется почва?

Вывод :из остатков растений под действием бактерий образуется перегной. Так постепенно очень медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву "Слайд 14

VI.Закрепление Работа в тетради №4стр 38

Своей работой на уроке я - доволен / недоволен

За урок я - не устал / устал

Моё настроение - стало лучше / стало хуже

Самооценка Слайд 15

Выдающийся русский ученый В. В. Докучаев впервые дал следующее определение почвы: “Почвой следует называть ”дневные”, или наружные, горизонты горных пород (все равно каких ), естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых. ”

Почва – элемент географического ландшафта. Первопричиной образования почв явились живые организмы (главным образом растения и микробы ), поселяющиеся в разрушенной выветриванием горной породе.

Происхождение почвы и ее свойства неразрывно связаны с условиями окружающей среды. Она отражает в своих свойствах исторический ход влияющих на нее природных условий, производительных сил и производственных отношений.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Ситникова Светлана Алексеевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 104.64 Kb

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Урок по окружающему миру

учитель начальных классов

I квалификационной категории:

Ситникова Светлана Алексеевна

Тема урока: Почва и её состав.

Тип урока: урок изучения нового материала

1.Мотивация: Вот и звонок, начинаем урок. Расправьте плечики, глубоко вдохните, выдохните, улыбнитесь и садитесь.

Приветствую вас на уроке Открытий.

Как вы думаете, какие открытия нас ожидают?

2.Определяем проблему урока.

а)Учитель: Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, осенью смотришь - вместо одного мешка из кладовой взяли 20; ведро картофеля в чудесной кладовой превращается в 12 вёдер, горстка семян делается большой грудой огурцов, моркови, редиса, томатов.

Сказка ли это? (предположения детей)

Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?(земля)

- СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА. (Почва.)

Вспомните, при изучении воздуха и воды на что очень важное мы обращали

внимание? (На их состав) . УТОЧНИТЕ ТЕМУ УРОКА.

б) Самооценивание уровня знаний учащимися. /Индивидуальная карта/

-Подумайте, что вы знаете по этой теме?

- ОТМЕТЬТЕ, пожалуйста, уровень ваших знаний по этой теме на шкале знаний любым цветным карандашом.

3. Самостоятельное открытие знаний их применение.

работа в парах: рассмотрите изображения на слайдах 2 и 3, дайте ответ

Что же такое почва? Согласны с мнением пары?

б) Применяем знания

Просмотр Слайда 3.

«Как вы думаете, почему одна гора с растительностью, а другая нет?

Давайте узнаем, как образовался слой почвы на безжизненной горной породе.Ответ вы найдёте, выполнив следующее задание. в) Самостоятельная работа по индивидуальной карте – задание №1(разноуровневое)

Самостоятельное чтение стихотворения- Слайд 4

Солнце жаркое печёт, Пожалел Лишайник Гору.

Ветер больно Гору бьёт, Поселился, лезет в гору.

И Вода старается - Трещины прикрыла Почва.

Трещин прибавляется. Зацвели на ней Цветочки.

И заплакала Гора: Загордилась тут Гора:

- Ох, стара я, ох, стара! - Вновь я стала молода!

-Перечитайте стихотворение и составьте (на индивид. карте- зад.1) сумму компонентов, участвующих в образовании почвы. Недостающие компоненты обозначьте условными знаками.

Обмен карточками. Взаимопроверка.

-Назовите участников процесса образования почвы.

/ - Есть ли ошибки, дополнения?/

4. Ф/м: А сейчас все дружно встаньте и со мною повторяйте.

5. Совместное открытие знаний

- Друзья, а вы знаете, из чего состоит почва?

В её образовании участвуют несколько компонентов. А состав тоже

разнообразен или нет?

- Вспомните правила работы в лаборатории. /Слайд 6/

- Готовы? В путь! /Слайд 7/

Самостоятельная работа по карточкам.

Положите в сосуд с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, что получится? Фиксируйте своё открытие в карточке.

Размешайте воду в стакане. Дайте воде отстоятся. Наблюдайте, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана, а что всплыло? /Этот процесс долгий, я заранее выполнила этот опыт и вот что получилось. Позже вы сможете сравнить свой результат с моим. А пока рассмотрите, что осело на дне стакана, а что всплыло./ - песок, глина, перегной

Положите ложечкой на салфетку немного почвы. Накройте её другой салфеткой и прижмите почву рукой.-Что произошло? Что это доказывает? – есть вода

-Озвучьте открытия, которые вам удалось уже сделать. Справились?

- Следующее открытие уже сделала одна из ваших одноклассниц. Сейчас она поделится им с вами.

/ Девочка, используя фотоматериалы даёт объяснение своей работы/

Чтобы установить следующий компонент почвы, нужно почву поместить в стакан с водой, размешать, дать отстояться и немного налить на стекло. Подогреть. После испарения воды на стекле останется белый налёт.

- Что это? – минеральные соли.

- Посмотрите на схему и сделайте вывод.

а)Наша работа подходит к концу.

Отметьте на шкале свой уровень знаний темы теперь.

б) Какими новыми знаниями вы поделитесь дома?

Всё ли мы узнали о почве? Чего не знаем?

Вот об этом и поговорим на следующем уроке.

Д/З: установить главное свойство почвы, решив кроссворд, и выяснить значение ключевого слова.

Делаем открытия, исследуем состав почвы

Положите в сосуд с водой небольшой комок почвы.

Наблюдайте, появились ли пузырьки? Что это значит?

Размешайте почву в стакане. Дайте воде отстоятся. Наблюдайте, каким стал

цвет воды, что осело на дне стакана, а что всплыло? Что это значит?

Положите на салфетку немного почвы. Накройте её другой салфеткой и прижмите почву рукой.

-Что произошло? Что это доказывает?

Делаем открытия, исследуем состав почвы

Положите в сосуд с водой небольшой комок почвы.

Наблюдайте, появились ли пузырьки? Что это значит?

Размешайте воду в стакане. Дайте воде отстоятся. Наблюдайте, каким стал

цвет воды, что осело на дне стакана, а что всплыло? Что это значит?

Положите на салфетку немного почвы. Накройте её другой салфеткой и прижмите почву рукой.

-Что произошло? Что это доказывает?

Главное свойство почвы

1.Верхний плодородный слой земли.

2.Насекомое, повышающее урожай.

3.Жидкость, входящая в состав почвы.

4.Самая богатая перегноем почва.

5.Газообразное вещество почвы.

6.Вещество почвы, которое плохо пропускает воду.

7.Сыпучее вещество почвы.

Индивидуальная карта ученика

Солнце жаркое печёт, Пожалел Лишайник Гору.

Ветер больно Гору бьёт, Поселился, лезет в гору.

И Вода старается - Трещины прикрыла Почва.

Трещин прибавляется. Зацвели на ней Цветочки.

И заплакала Гора: Загордилась тут Гора:

- Ох, стара я, ох, стара! - Вновь я стала молода!

В образовании почвы участвуют:

Индивидуальная карта ученика

Солнце жаркое печёт, Пожалел Лишайник Гору.

Ветер больно Гору бьёт, Поселился, лезет в гору.

И Вода старается - Трещины прикрыла Почва.

Трещин прибавляется. Зацвели на ней Цветочки.

И заплакала Гора: Загордилась тут Гора:

- Ох, стара я, ох, стара! - Вновь я стала молода!

В образовании почвы участвуют:

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

1. Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха? Почему?

2. Почему в маленьких поселках и деревнях легче дышать и воздух бывает прозрачным?

3. Можно ли считать символом величия человека лес дымящихся труб?

4. Почему небо голубое?

5. Почему академик А.Е. Ферсман назвал атмосферу величайшим "источником минерального сырья, запасы которого практически неисчерпаемы"?

6. Разреши спор двух учеников. Один считает, что теплее всего бывает в полдень, другой – что после полудня. Кто прав? Когда в течение суток бывает теплее всего? Объясните почему.

7. Можно ли загореть в Арктике, в горах зимой? Почему?

8. Почему в Арктике и Антарктике вечная зима, а на экваторе – вечное лето?

1. Да. Из-за задымленного воздуха, содержащего ядовитые газы, гибнут леса.

2. Так как воздух чист.

3. Нельзя. Человек не должен отравлять ту среду, в которой сам живет.

4. Так как молекулы воздуха рассеивают преимущественно голубые и синие лучи, входящие в состав солнечного света.

5. Азота в воздухе столько, что на каждый гектар земной поверхности его приходится примерно 30 млн тонн. Азот идет на производство аммиака – исходного продукта для получения удобрений, взрывчатых веществ, красок, медикаментов.
Широко используется в промышленности и добываемый из воздуха кислород. Он необходим в металлургии, при сварке металлов.

6. Теплее всего бывает не в полдень, как можно было бы предположить (когда солнце достигает наивысшей точки над горизонтом, а значит, и приток тепла тогда больше), а позже. Это происходит потому, что воздух воспринимает тепло не мгновенно, а с некоторым опозданием, уже на земле.

7. Загар получают под действием ультрафиолетовых лучей. До поверхности Земли доходит лишь незначительная их часть. Чем чище атмосфера или разреженнее воздух, тем больше ультрафиолетовых лучей проходит через атмосферу. По этой причине можно хорошо и быстро загореть в Арктике, в горах зимой.

8. На обе полярные области лучи солнца падают под маленьким углом, они как бы скользят вдоль земной поверхности, отражаются, не успевают нагреть поверхность Земли, воздух. Отражение усиливается белизной снега. К тому же в течение полугода на полюсах солнца вообще не видно. Вот почему на полюсах Земли круглый год стоят морозы.
На экваторе солнечные лучи круглый год падают почти отвесно и поэтому отражаются от нее в гораздо меньшей степени. В результате в области экватора всегда тепло.

Почва

Загадки

Черная, сыпучая,
В поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать
И сажать.

Зимой хоть бела, но черна,
Весной зелена, но черна,
Летом и осенью пестра, но все же черна.

1. Какую почву называют царем почв? Почему?

2. В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая.
Определите, в почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему?

3. Почему на месте осушения болот вырастают богатые урожаи?

4. Почему для защиты почвы от разрушения необходимо сажать растения?

5. Почему при сжигании почвы появляется неприятный запах?

6. Почему в глубине тундровой почвы даже летом держится вечная мерзлота?

7. Может ли уплотнение почвы повлиять на жизнь деревьев?

8. Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
– Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
– Вновь я стала молода!

Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

9. Мы привыкли к тому, что вода в почве – это благо. Если в почве нет воды, растения погибают. Но может ли вода быть для почвы горем? Почему?

10. Всякую ли землю можно назвать почвой?

11. Весной после перекапывания почвы ее следует сразу же обработать граблями. Почему это делают?

12. Почему после полива или обильного дождя верхний слой почвы всегда необходимо рыхлить?

13. Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

14. Почему глинистая и песчаная почвы менее плодородны, чем чернозем?

15. Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель?

16. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему?

17. Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему?

18. Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.

19. Сказала лопата:
– Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали:
– Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
– Земля – чтобы жить. (А.Тетивкин)

Как вы понимаете слова "Земля" и "земля"?

20. Почему почву называют плодородным слоем Земли?

21. Почему почву называют многоэтажным домом?

2. В почве темного цвета, богатой перегноем.

3. В почве много перегноя.

4. Растения своими корнями укрепляют верхний слой земли.

5. Это сгорает перегной, состоящий из остатков растений и животных.

6. Зимой температура воздуха в тундре снижается до –30–40 ОС, а иногда и до –50 ОС. Снега в тундре мало, всего 25–50 см. Ветер сдувает снег с возвышенностей, и оголившаяся земля сильно промерзает. Поэтому даже летом почва не оттаивает п/олностью, и на некоторой глубине сохраняется замерзшая земля, образуя слой вечной мерзлоты.

7. Деревья сильно страдают из-за уплотнения почвы, так как нарушается доступ воздуха к корням.

8. Благодаря процессу почвообразования.

9. В болотных почвах, в которых имеется избыток воды, корням растений не хватает воздуха. В таких почвах при недостатке кислорода образуются соединения железа сине-голубоватой окраски, ядовитые для растений.

10. Нет. Почва – это такая земля, которая способна снабжать растения питанием и водой. Почва обладает плодородием. Песчаные пространства, каменистые россыпи в горах по внешнему виду напоминают почву, но не обладают плодородием.

11. Чтобы уменьшить потери влаги.

12. Такой агроприем дает возможность сохранить влагу верхнего слоя почвы.

13. Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.

14. Так как в черноземе много органических остатков, структура почвы комковатая, почва богата минеральными солями и водой.

15. Они обогащают почву различными минеральными солями.

16. Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.

17. Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.

18. Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной.

19. Речь идет о Земле – планете и о земле – почве.

20. Так как этот слой является "кормильцем" для всего живого.

21. В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: