Появление плода у покрытосеменных это ароморфоз или идиоадаптация

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Биологический прогресс. Вообще эволюция — это процесс развития от низших форм к высшим, от простого к сложному. Академик А. Н. Северцов особо выделял существование биологического прогресса и биологического регресса в истории развития органического мира.

Биологический прогресс — это успех конкретного вида или систематических групп в борьбе за существование. Основные признаки биологического прогресса: а) увеличение числа особей систематических групп; б) расширение ареала; в) образование новой популяции, разновидности, вида.

Направления биологической эволюции. Академики А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен определили три направления биологической эволюции, приводящие к биологическому прогрессу:

1. Ароморфоз (арогенез).

2. Идиоадаптация (аллогенез).

3. Дегенерация (катагенез).

1. Ароморфоз (греч. air о— "поднимать", morpha — "форма"), или морфофизиологический прогресс, усложнение строения особей, развитие приспособлений к жизни. Представим результат ароморфоза

2) Эукариотные клетки.

3) Половой процесс.

Накопление кислорода в атмосфере. Образование ядра и органоидов в клетке. Обмен генетическим аппаратом между клетками.

Выход многоклеточных организмов.

5) Двусторонняя симметрия.

7) Система органов.

8) Конечный отдел кишечника и анальное отверстие.

9) Двигательная, дыхательная, кровеносная системы.

10) Опорные органы хорды.

Появление плоских (трехслойных) круглых, кольчатых червей. Появление бесчерепных хордовых.

11) Классификация растений на ткани.

12) Образование тела животных из отделов.

13) Образование челюстей животных.

14) Развитие нижних конечностей у позвоночных.

16) Появление органов у растений. 16 Изменение жабер в конечность.

17) Развитие органов дыхания.

Выход растений, скорпионов на сушу; активное питание, движение.

Выход папоротникообразных и кисте- перых рыб на сушу.

19) Твердая оболочка яйца, ороговение кожи, появление семени.

20) Образование семян и пыльцевой трубки.

Появление пресмыкающихся и голосеменных.

Появление покрытосеменных (цветковых) растений.

21) Четырехполостное (камерное) сердце.

22) Деление кровеносных сосудов на артерии и вены.

23) Образование молочных желез.

24) Развитие цветка, плода и матки.

25) Активное развитие головного мозга.

Появление первых теплокровных (примитивных млекопитающих и птиц-археоптериксов).

Примечание. Материалы, приведенные в таблице, даны в соответствии с эпохами развития.

в виде таблицы (табл. 2). В результате ароморфоза образуются новые систематические группы: типы и классы.

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Подъем общей активности животных способствовал появлению сложных изменений органов дыхания: жабер, легких. Усложнились сердца у рыб, птиц и млекопитающих. Все это способствовало активной жизнедеятельности животных, уменьшило их зависимость от условий внешней среды. Крупные систематические группы — тип, класс, отряд — образовались в процессе длительной эволюции путем ароморфоза. Ароморфоз — основной путь к биологическому прогрессу.

Эволюция кровеносной системы — это усложнение от трубчатых кровеносных сосудов ланцетника до двух-, трех-, четырехкамерного сердца. В эволюции млекопитающих можно выделить несколько крупных ароморфозов: живорождение, теплокровность, прогрессивное развитие кровеносной системы (формирование большого и малого кругов кровообращения) и головного мозга (рис. 32). Высокий общий уровень организации млекопитающих, достигнутый благодаря перечисленным ароморфозным изменениям, позволил им освоить все возможные среды обитания (Арктика, Антарктида) и привел в итоге к появлению высших приматов и человека.

Рис. 32. Ароморфоз позвоночных животных

1) переход от размножения спорами к размножению семенами; 2) развитие цветка; 3) образование плода из цветков; 4) размножение в воде и на суше; 5) усложнение строения растений.

Ароморфоз — это основной путь эволюции, идущий в направлении:

а) от одноклеточных к многоклеточным;

б) от двухслойного к трехслойному организму;

в) от низших уровней до хордовых.

2. Идиоадаптация — аллогенез (греч. idios — "особенность", лат. adaptatio —"приспособление"), т. е. приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но без принципиальной перестройки их биологической организации. Поскольку каждый вид организмов находится в определенных местах обитания, у него вырабатывается приспособление к этим условиям. К примерам идиоадаптации относятся покровительственная окраска животных, железистые волоски, колючки растений, плоская форма тела скатов и камбалы (рис. 33).

Рис. 33. Примеры идиоадаптации: 1— камбала; 2 — скат

В зависимости от образа жизни изменяются конечности птиц: у совы пальцы приспособлены к захвату пищи (одинаковые четыре пальца), у дятла — для свободного передвижения по стволу дерева, у аиста длинные конечности приспособлены для передвижения в болоте. К типичным примерам идиоадаптации относятся: особенности в строении конечностей (крот, копытные, плавающие), различия в клюве у птиц (у хищных — загнутый, болотных — очень длинный, у кедровки — перекрещивающийся, для раскалывания семян). Покровительственная окраска различных насекомых, рыб, у растений приспособление цветка к опылению, плодов и семян — к распространению. Ланцетник и позвоночные животные имели общего предка, вероятно, бесчерепных животных. Ланцетник дожил до настоящего времени только благодаря приспособлению к песчаному дну моря. Многие виды, имея сходный уровень организации, смогли приобрести свойства, позволившие им занять совершенно разные места в природе. Например, одни виды рыб обитают в пресной воде, другие — в соленой, третьи — в глубоких слоях водоема.

Скат — хрящевая рыба, обитающая в глубоких водах, перешла к жизни на дне. В процессе эволюции, с увеличением давления воды, скат приобрел плоскую форму тела. Из-за медленного движения скат утратил хвост и стал доступен для врагов. Поэтому возникли покровительственная окраска под цвет песчаного дна (песок, ракушки) и хвостовые шипы. Темное дно способствовало образованию электрического органа. Однако основные черты строения, характерные для рыб, не изменились.

3. Дегенерация (катагенез) (греч. kata — "упрощение, обратное движение") — упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Очень часто дегенерация наблюдается при переходе видов к паразитическому образу существования. Например, вследствие обитания плоских червей в организме животных у них исчезли органы пищеварения и обоняния. Однако это упрощение не оказывает влияния на червей, а наоборот — помогает им сохраниться в организме хозяина. Хотя предки плоских червей свободно плавали в воде, переход их к паразитизму явился причиной упрощения их строения. Бесполезные для жизнедеятельности организмов органы редуцируются, а взамен них развиваются различные новые приспособления. Несмотря на то, что дегенерация приводит к значительному упрощению организации, виды, идущие по этому пути, могут увеличивать свою численность и ареал.

Биологический прогресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация.

1. Биологический прогресс — это возрастание приспособленности организмов, ведущее к высокой численности особей в систематической группе, расширению ареала и разделению на подчиненные систематические группы, приспособление популяции и вида к среде обитания.

2. Направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

1. Как вы понимаете биологический прогресс?

2. Назовите главные направления эволюции организмов.

1. Какой вид биологической эволюции повышает уровень организации групп организмов?

2. Приведите примеры ароморфоза.

1. Что такое идиоадаптация?

2. Разберите отдельно строение рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, обезьяны (рис. 32).

Лабораторная работа № 5

Анализ примеров ароморфоза, идиоадаптации растений и животных

Оборудование: гербарии споровых растений (мох, подорожник, хвойные), покрытосеменных растений (любое цветковое растение); растения с колючками, ворсом (верблюжья колючка, шиповник), рисунки клюва и ног птиц, животных с покровительственной (маскирующей) окраской, рыбы-скат.

Выполняемые задания.

1. Анализируя основные особенности споровых и покрытосеменных растений, понять ароморфозы растений.

2. Определить идиоадаптацию по колючке растений и железистым волокнам.

3. Разобрать примеры идиоадаптации: строение клюва и ног птиц, обитающих в различных условиях среды.

4. Выявить причины идиоадаптации в строении рыбы-ската.

Относится ли к ароморфозу появление слоя мезодермы в червях? Если относится, то у каких червей?

1. Проанализируйте явление ароморфоза в строении сердца позвоночных животных.

2. Каковы пути достижения биологического прогресса?

3. Какие усложнения произошли в строении млекопитающих при прогрессивном пути развития?

4. Какой самый крупный ароморфоз у растений?

5. Изменяется ли биологический уровень строения организмов при идиоадаптации?

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1. наличие двойного оплодотворения

2. образование корней у папоротниковидных

3. снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. образование плодов с семенами у покрытосеменных растений

6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Эволюция органического мира продолжается с момента возникновения жизни на Земле, то есть на протяжении почти 4-х миллиардов лет.

Первыми живыми организмами были одноклеточные микробные существа (бактерии и археи). С них, собственно, всё и началось.

Листья

Трудно себе представить, что по большому счёту у всех ныне существующих живых организмов – один общий предок.

Каким же образом со временем образовалось огромное биологическое разнообразие? Как оно изменялось в ходе эволюционного процесса? Почему одни объекты живой природы вымерли, а другие дошли до наших дней почти в первозданном состоянии?

В значительной степени это объясняется таким явлением, как ароморфоз, о котором и пойдёт речь.

Ароморфоз — это.

Под ним понимается длительный эволюционный процесс, связанный с преобразованием (в сторону усложнения) внешних и внутренних структур и повышением уровня организации живых организмов.

Ароморфоз - это.

В результате подобных изменений происходит подъём на новую ступень развития, что даёт возможность расширять ареал обитания и лучше приспосабливаться к условиям внешней среды. Благодаря ароморфозу появляются дополнительные таксономические единицы, включая классы, типы и отделы.

Ароморфоз протекает на фоне наследственных изменений и борьбы за существование, в которой более совершенные организмы получают определённые преимущества, а следовательно, больше шансов выжить и произвести потомство. То есть работает механизм естественного отбора.

О существовании ароморфоза свидетельствуют такие яркие проявления (примеры) как:

  1. появление многоклеточных организмов;
  2. приобретение растениями способности к фотосинтезу;
  3. усовершенствование кровеносной, пищеварительной и дыхательной системы у животных;
  4. переход к половому размножению.

Это далеко не полный перечень. Далее он будет частично дополнен отдельными примерами.

Преобразования и усложнения, происходящие в популяциях, различаются по степени важности, сложности и универсальности.

Так, ароморфоз представляет собой переход на качественно новый морфологический и организационный уровень развития (например, возникновение хорды и позвоночника у животных), в то время как мелкие эволюционные трансформации в рамках одного вида (например, приобретение маскировочной окраски) относится к идиоадаптации.

Свинья

Ароморфоз растений

Первые растения возникли в водной среде более двух миллиардов лет назад.

Прошло полтора миллиарда лет, прежде чем водоросли появились на суше, где образовали новые разновидности и формы, и приспособились к жизни в новых условиях.

Вишня

Важнейшим ароморфозом в мире растений стало приобретение способности к фотосинтезу (то есть к преобразованию солнечной энергии в химическую), что обеспечило наземных животных питательными веществами и кислородом.

Из остальных существенных преобразований отметим следующие:

  1. способность размножаться вне водной среды;
  2. появление цветов, семязачатков и плодов;
  3. развитие корневой системы;
  4. образование проводящих тканей (стеблей) и органов (листьев).

Важным этапом ароморфоза растений стал переход от спорового, во многом зависимого от внешних факторов размножения к более прогрессивному размножению семенами.

Значение ароморфоза

Эволюционные изменения, которые затрагивают большинство представителей нашей планеты, имеют ярко выраженное направление и целевое назначение: увеличение шансов на выживание за счёт адаптации к постоянно меняющимся природным факторам.

Ароморфоз способствует освоению новых территорий и экологических ниш, появлению животных и растений, более жизнеспособных по сравнению со своими предками.

Благодаря ароморфозу прокариоты открыли дорогу эукариотам, а из одноклеточных организмов образовались многоклеточные формы жизни.

Примерно 350 млн.лет назад из океана на сушу вышли первые земноводные. Они научились дышать кислородом, передвигаться по земле и по воздуху, добывать пищу.

В процессе эволюции многие из них обрели приспособления (челюсти, ноги, крылья и т.д.), позволившие в том или ином виде сохраниться до наших дней и образовать богатейшее царство животных, к которому относимся и мы с вами.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Всё равно непонятно, как из одной клетки получилось такое многообразие сложных живых организмов.

Как птицы научились летать? У них весь скелет приспособлен для этого, я имею ввиду их лёгкие полые кости, ну не сказали же они себе, что хотят летать и поэтому получили скелет такой лёгкости.

Почему одни животные вышли из воды, а другие нет, а есть ещё и те, что вышли, а потом вернулись обратно, например, киты и дельфины.

Целью данной дипломной работы является изучение особенностей ароморфозов и идиоадаптации и их роли в процессе эволюции органического мира.

В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

2. Рассмотреть основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Содержание работы

1.1 Общая характеристика ароморфозов и идиоадаптаций…………………. 6

Глава 2. Роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптации……………………13

2.1. Зарождение и развитие живых организмов……………………………….13

2.2 Основные ароморфозы в эволюции растений……………………………..14

2.2 Основные ароморфозы в эволюции животных……………………………17

2.3 Идиоадаптации растений и животных…………………….……………….22

Глава 3. Практическая работа…………………………………………………..25

Список использованной литературы………………………………………. …45

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ (2).doc

Оценить работу в балах и внесите в таблицу (Приложение 1)

Выполнить следующие задания:

Прочитать по учебнику И.Н.Пономаревой на с.192 характеристику идиоадаптаций. Запишите определение понятия в тетрадь.

Продолжить заполнение таблицы к заданию ІІ.

Выполните следующие задания.

Оценить работу в балах и внесите в таблицу (Приложение 1)

VI. Цель: рассмотреть на примерах дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.

Выполнить следующие задания:

3. Записать в тетрадь следующие правила эволюции (основные закономерности эволюционного процесса, изложенные в краткой форме):

  • Правило необратимости эволюции. Группа организмов не может

вернуться к прежнему состоянию, то есть от современных видов не могут возникнуть их предковые формы.

  • Правило чередования основных направлений эволюции. Каждый

новый ароморфоз дает толчок для развития многочисленных идиоадаптаций.

  • Правило прогрессирующей специализации. Группа, вступившая на

путь специализации, как правило, в дальнейшем развитии будет идти по пути все более глубокого приспособления к более узким условиям существования. Например, если одна из групп позвоночных приобрела приспособления к полету (птицы), то на последующем этапе эволюции это направление сохраняется и усиливается.

Продолжить заполнение таблицы к задание ІІ.

Утверждение Ответ
В ходе эволюции, вернувшиеся в воду наземные позвоночные (киты) стали рыбами.

Общая дегенерация связана с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни.

После ароморфозов дальнейшее развитие группы идет по пути идиоадаптаций.

У паразитов наблюдается редукция органов размножения.

Дегенерация обеспечивает организмам возможность вхождения в новую среду.

Все направления эволюции в природе взаимосвязаны.

Дегенерация приводит к вымиранию вида.

Оценить работу в балах и внесите в таблицу (Приложение 1)

VII. Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.

Выполнить следующее задание:

Поставить против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

Основные пути эволюции растительного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

  1. Возникновение хлорофилла.
  2. Возникновение фотосинтеза.
  3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
  4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  5. Возникновение полового процесса.
  6. Появление проводящей ткани.
  7. Появление цветка у покрытосеменных.
  8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
  9. Появление плода у покрытосеменных.
  10. Появление семян у голосеменных.
  11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
  12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
  13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.
  14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
  15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем,

околоцветника у ряски.

  1. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
  2. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия

Основные пути эволюции животного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

  1. Возникновение многоклеточности.
  2. Возникновение хорды.
  3. Образование позвоночника.
  4. Образование пятипалых конечностей.
  5. Образование ластов.
  6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).
  7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
  8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
  9. Возникновение теплокровности.
  10. Усложнение головного мозга.
  11. Увеличение массы головного мозга.
  12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
  13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
  14. Утрата конечностей у китов.
  15. Утрата густого шерстного покрова у слона.
  16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
  17. Образование хобота у слона.
  18. Удлинение шеи у жирафа.

Оценить работу в балах и внесите в таблицу (Приложение 1)

Подведение итогов урока.

1. Прочитать цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

Обсудить результаты выполнения учебных элементов.

Выбрать домашнее задание:

Учащиеся могут выбрать одно из творческих заданий.

  • В дополнительной литературе найдите новые для вас примеры

биологического прогресса и регресса видов в связи с деятельностью человека, запишите их в тетрадь.

  • Используя рисунок, расскажите о выходе животных на сушу; об

ароморфозных изменениях конечностей животных; об идиоадаптивных изменениях, которые обеспечивают современным животным самые разные способы передвижения в разных средах обитания.

10 класс. Учебник И.П. Понамарева, О.А. Корнилова, Г.Е. Лощилина

Тема урока: Естественный отбор и его формы

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных. Создать условия для проверки и усвоения учебного материала средствами технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО).

Образовательная: показать роль естественного отбора в эволюции;

Расширить и углубить знания по формам естественного отбора путем включения новой информации.

Научить учащихся определять основные формы естественного отбора у животных.

Развивающая: Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов); учить выступать публично, учить анализировать.

Развивать поэтапную работу мыслительной деятельности учащихся и навыки работы с терминологией.

Дать возможность учащимся осознать роль мутагенов и появление мутаций у животных.

Развивать коммуникативные способности учащихся через работу в парах и развивать чувства толерантности

Воспитательная: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Форма урока: Урок-лекция.

Тип урока: Изложение нового материала.

Форма организации: парная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Дидактическое обеспечение: мультимедийная аппаратура; слайд-фильм, раздаточный материал (алгоритм работы по карточке, карточка с заданиями, тестовые задания).

На доске написан план урока:

а) В чем состоит действие естественного отбора;

б) Экспериментальное подтверждения действия отбора.

Формы естественного отбора:

Приветствие. Представление гостей.

Фронтальная беседа с классам:

Что называется наследственностью?

Что называется изменчивостью?

Что такое фенотип? Генотип? Ген?

Что такое аллельные гены? Аллели?

Что такое норма реакции?

Какие признаки называются доминантными, рецессивными?

Какие главные движущие силы эволюции?

Какие существуют формы изменчивости организмов?

Что такое генофонд?

Какие знаете формы борьбы за существование?

Что является главной движущей силой эволюции?

Главной движущей силой эволюции является естественный отбор.

Отбор в природе происходит в ходе борьбы за существование. Эти понятия неразрывно связаны. С другой стороны, естественный отбор происходит лишь тогда, когда особи в популяции различаются эффективностью размножения, т.е. способностью выжить и оставить после себя потомство. Таким образом, естественный отбор тесно связан и с изменчивостью организмов. /Слайд 1/

Довольно часто в ЕГЭ встречаются вопросы — примеры идиоадаптации и отличие от ароморфоза. Давайте разберем это подробнее.



каррикатура

Идиоадаптация (от греческого слова idios — свой, особый и латинского adaptatio — прилаживание, приспособление) — наиболее распространенный путь эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

  • Итак, во-первых, это приспособление к частным условиям среды. Например, разная форма листьев у покрытосеменных засушливых и тропических зон.
  • Во-вторых, эти изменения не поднимают организм на новый эволюционный уровень. Идиоадаптация может быть как прогрессом в организации животного, так и регрессом. Например, отсутствие глаз у крота.

Примерами идиоадаптации могут быть:

— обтекаемая форма тела — для приспособления к быстрому перемещению в водной среде;

— окраска — яркий пример — мимикрия — подражание внешнему виду другого более сильного, опасного, ядовитого существа для самозащиты;

— размножение — кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда;

— изменения кожного покрова — побольше шерсти и подшерстка у северных животных.

Вообще, любой ароморфоз возникал в начале как идиоадаптация, и уже потом становился крупным и масштабным изменением в организации.

Разница между ароморфозом и идиоадаптацией — размер изменений и следствие этих изменений.

Ароморфоз — это крупные изменения, появляются новые типы, классы и т.д. Возможно, это приведет к смене среды обитания.

Идиоадаптация — это частные приспособления к конкретным условиям, что может привести к появлению новых родов, отрядов и т.д.

Вывод можно сделать такой — идиоадаптация — это все, что служит для приспособления к условиям среды обитания.

Читайте также: