Пособие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Г12 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый ма­ лыш).

Приложение содержит конспекты занятий для всех возрастных групп с использованием здоровьесберегающих технологий, приводятся формы организации детской деятельности, анкета для выявления особенностей нервно-психического здоровья и развития детей.

Пособие адресовано педагогам, методистам, логопедам дошкольных образовательных и медицинских учреждений.

УДК 373 ББК 74.100.5

От состояния здоровья детей во многом зависит благополу­ чие общества. В последнее десятилетие во всем мире намети­ лась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некаче­ ственная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положе­ нием, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействую­ щие на здоровье дошкольника.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтерна­ тивных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и прак­ тической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Основная форма валеологического воспитания детей ранне­ го и дошкольного возраста — разные виды интегрированных занятий (приложения 1—2). Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные мето­ ды: музыкальные, изобразительные, хореографические, физ­ культурные, художественные, литературные и др.

Организация занятий по воспитанию и формированию, со­ хранению и укреплению здоровья детей предусматривает ак­ тивную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя (приложение 3).

Результатом обучения и воспитания дошкольников явля­ ются новые знания, которые сразу можно использовать в прак­ тике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

— формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

— воспитание бережного и заботливого отношения к свое­ му здоровью и здоровью окружающих;

— развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервнопсихического здоровья и развития детей;

— совершенствование практических навыков здорового об­ раза жизни.

Цели предполагают разностороннее и гармоничное разви­ тие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здо­ ровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укреп-

ление психического здоровья детей и обеспечение их психо­ логической безопасности.

— культивировать и воспитывать у детей осмысленное от­ ношение к физическому и духовному здоровью как еди­ ному целому; расширить на этой основе адаптивные воз­ можности детского организма (повышение его жизнен­ ной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

— закрепить отдельные оздоровительные меры в виде кон­ стантных Психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;

— формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития твор­ ческого воображения;

— помочь детям овладеть доступными навыками самовра­ чевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремаль­ ных ситуациях;

— способствовать развитию познавательного интереса к сво­ ему и чужому телу, его возможностям.

Программа включает в себя пять основных направлений.

1. Воспитательная и оздоровительная направленность об­ разовательного процесса:

— работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);

— уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).

2. Физическое развитие и оздоровление детей:

— игры, которые лечат;

— организация двигательного режима.

3. Лечебно-профилактическая работа:

— витаминотерапия и фитолечение.

4. Работа с родителями.

5. Обеспечение психологического благополучия:

— коррекционно-развивающая работа для детей с наруше­ ниями речи;

— составление адаптивных образовательных и воспитатель­ ных программ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;

— организация предметно-пространственной среды, разви­ вающей ребенка;

— освоение технологий личностно-ориентированного взаи­ модействия с детьми;

— создание учебно-воспитательного комплекса, оборудован­ ного для занятий с детьми раннего возраста;

— введение в образовательно-воспитательную программу валеологических аспектов;

— создание условий для самореализации ребенка и обеспе­ чение его психологической безопасности.

Оздоровительная и воспитательная направленность обра­ зовательного процесса в нашем дошкольном учреждении вклю­ чает следующие мероприятия:

— лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, спе­ циальные оздоровительные игры;

— арома- и фитотерапию путем подбора специальных рас­ тений и цветового решения интерьера;

— работу с природными материалами (глиной, песком, крас­ ками);

— музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкаль­ ные паузы, игры на музыкальных инструментах, исполь­ зование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, для пробуждения после дневного сна).

Автор благодарит педагогов З.Н. Волкову, Е.М. Болдыре­ ву, С.А. Константинову, Л.В. Пилюгину, Л.И. Иванушкину за помощь в создании данного пособия.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Работа с детьми раннего возраста

Второй год жизни

Я пришел в детский сад

• Какое настроение преобладает: бодрое, уравновешенное, раздражительное.

• Какой аппетит у малыша, что любит есть, от какой пищи отказывается.

• Как засыпает: быстро, медленно, спокойно, беспокойно.

• Владеет ли навыками опрятности: просится на горшок, тя­ нет руки к воде при умывании, умеет пользоваться полотенцем, не сосет пустышку, вытирает нос платком, пьет из чашки.

• Интересуется ли игрушками, предметами.

• Проявляет ли интерес к действиям взрослых.

• Охотно ли вступает в контакт с детьми и взрослыми.

Я расту. Вот уж два годочка

• Учить ребенка игровым действиям или же самому ре­ шать игровую ситуацию (кормить куклу, если рядом посуда; строить гараж, если под рукой кубики).

• По просьбе взрослого или из подражания приучать к уча­ стию в сюжетной игре, например, баюкать куклу, укладывая

•Играть с кубиками, сооружая знакомые постройки: до­

рожку, забор, диван.

• Учить ориентироваться в трех-четырех цветах, распозна­ вать вес, фактуру предметов (тяжелый, легкий, твердый, мягкий).

• Учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

• Побуждать малыша самому раздеваться и одеваться, знать место одежды и обуви.

• Приучать мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, вытирать руки и лицо.

• Формировать навыки поведения за столом: есть аккурат­ но, не обливаясь.

• Развивать умение ориентироваться в пространстве: ме­ нять ходьбу на бег, подпрыгивать, подниматься и спускаться по лестнице.

Мои первые слова

• Учить использовать в речи законченные предложения.

• Побуждать к употреблению предлогов, прилагательных, местоимений.

• Учить отвечать на вопросы.

• Приучать договаривать четверостишия, подпевать потешки.

• Формировать у ребенка представление о человеке.

• Учить показывать и называть детали лица (губы, зубы, язык, лоб, щеки, уши и др.) и тела (руки, ноги, спина, живот).

Я и мои чувства

• Учить выражать чувства мимикой, взглядом, жестами, тоном, позами.

• Приучать обозначать словом свои эмоциональные состоя­ ния (смеюсь, боюсь, замерз).

• Учить проявлять сдержанность: не кричать в обществен­ ных местах, спокойно переходить улицу со взрослым, не бе­ гать по тротуару, не драться, не ломать, не отнимать и др.


  1. Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников.
  2. Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка.
  3. Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Основу принципов здоровьесберегающих технологий, определяют принципы дидактики:

Каждая педагогическая технология подчиняется определенным правилам. Не стали исключением здоровьесберегающие технологии. Десять золотых правил здоровьесбережения.

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Обращать больше внимания на питание.
  3. Больше двигаться.
  4. Спать в прохладной комнате.
  5. Не гасите в себе гнев, дать вырваться ему наружу.
  6. Постоянно заниматься интеллектуальной деятельностью.
  7. Гнать прочь уныние и хандру.
  8. Адекватно реагировать на все проявления своего организма.
  9. Стараться получать как можно больше положительных эмоций.
  10. Желать себе и окружающим только добра.

В воде растет,
Уборки ждет.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова. (рис).

Она здоровье укрепляет,
Гемоглобин наш повышает.
Любит варку, любит печку,
А зовется она… (гречка).

Разваренные крупинки

Сверкают словно жемчуга

Солдатской ее называют.

Эта каша любимая моя. (Перловая).

На коровьем молоке

Сварим кашу мы в горшке.

Она сытная, густая,

А по цвету золотая. (Пшенная).

Крупа, а также макароны разной формы – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, различные виды макарон, семечки и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Основная цель всех игр, которые я буду Вам предлагать – это развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. А задачи у всех разные. Они формулируются в зависимости от возрастных особенностей детей, и предлагаемой игровой ситуации дошкольникам. Сформулируем их вместе.

Для начала предлагаю Вам поиграть в домино.

Задачи: познакомить с крупами, условием произрастания, с пользой данных продуктов.

Задачи: учить сопоставлять предметы по величине, закреплять знания о диких животных.

Задачи: закреплять цвет, учить действовать по заданной схеме.

Не смотря на то, что следующие направление здоровьесберегающей технологии имеет сложное название, оно доступно детям дошкольного возраста. Заполните пустые клетки первыми буквами, предложенных слов.

Скакалка, тарелка, ролики, ель, танк, часы, игла, носки, гантели.

Стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого воспитывается выносливость и старательность. Задачи стретчинга:

  1. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  2. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  3. Повышение функциональной деятельности систем организма.
  4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности в движении.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются как физкультминутки, во время групповой и индивидуальной работы с детьми. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Стретчинг проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста, в хорошо проветриваемом помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

  1. Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсев, ноги крепко упираются в пол – вдох.
  2. Руки опустить, расслабиться – выдох.

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

  1. На выдохе – наклоняться в левую сторону, пока левая рука не коснется пола, правая рука вытянута вверх.
  2. Исходное положение.
  3. На выдохе – наклоняться в правую сторону, пока правая рука не коснется пола, левая рука вытянута вверх.

Следующий вид гимнастики позволяют выявить скрытые способности ребенка. Как Вы думаете, для какого органа эта гимнастика. Подсказки.

  1. Он образует сердцевину центральной нервной системы.
  2. Он заключен в прочную оболочку.
  3. В его структуру входит мозжечок.

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок

(дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду

В саду росли высокие деревья

(руки вверх, на одной руке развести пальцы в стороны,

другой пальцы вместе, одновременная смена позиций)

и низкие кустарники (кисти рук у груди, пальцы одной руки разведены в стороны, другой – вместе, одновременная смена позиций).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться

и увидел, что на полянке бегает черный котенок

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки

И тут Снежок нашел на траве колечко, он стал примерять его на правую лапку

но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголек стал его примерять на левую лапку

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру

а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим,

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать

танго (рука вверх, противоположная нога в сторону,

затем смена, полька (левая рука вперед, правая нога вперед,

смена, твист (левая рука вправо, правая нога влево и наоборот).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды

левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома

большой, указательный и средний пальцы

каждой руки прижаты к ладоням,

основания ладоней и кончики безымянных пальцев

соприкасаются, мизинец правой руки

Уставшие они улеглись на коврике

(вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Следующим компонентом здоровьесберегающей технологии является Психогимнастика. Она представляет собой специальные занятия: этюды, игры, упражнения. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Цель психогимнастики заключается в следующем:

  1. Проведение психофизической разрядки.
  2. Развитие познавательных психических процессов.
  3. Нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами.
  4. Коррекция отклонений в поведении или характере.
  1. Обучить навыкам ауторелаксации.
  2. Обучать технике выразительных движений.
  3. Тренировать психомоторные функции.
  4. Воспитывать высшие эмоции и чувства.
  5. Корректировать свое поведение при помощи ролевых игр.
  6. Избавлять от эмоционального напряжения.
  7. Учить распознавать эмоции и управлять ними.

Игры для развития мимики и жестов.

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Свалился во сне

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Этюды на расслабление мышц.

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюды на развитие общей моторики.

Возьми и передай

Дети сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

В царском саду росла яблоня. Стала прилетать жар-птица и клевать золотые яблочки. Пошел Иван-царевич караулить. Притаился он под яблоней и стал ждать. Увидел жар-птицу: вся она из золота, глаза хрустальные, дивится Иван-царевич. Выпрямился, схватил жар-птицу за хвост, но она вырвалась и улетела. Осталось в руках одно перо из ее хвоста. Поднял Иван-царевич перо — оно засияло, засветилось все вокруг.

(Вытянутая вперед шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка.)

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки.

Стоять: колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу.

Развитие эмоциональной сферы.

Обняться с небом, потянуться вверх, приподнявшись на носочки, раскинуть руки в стороны, соединить их на груди.

Изобразить волны руками, разведенными в стороны.

Вставьте пропущенное слово.

….. ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Как вы думаете, о каком из методов здоровьесберегающей технологий сейчас пойдет речь.

Этот метод позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, приобретение новых знаний о себе и мире. Организуются 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек – группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Итак, сказка. Тема выбрана не случайно.

Итак: жил-был мальчик Витя.
Вы только на него посмотрите:
Щеки не мыл он, не чистил уши.
А руки?! Все в грязи как у хрюши.
Волосы дыбом, не мыл даже нос,
С макушки до пяток грязью зарос.
Не берёг сердечко, с лёгкими не дружил,
С искривлённой осанкой наш Витя жил!
Ещё немного и беда бы приключилась,
Теперь послушайте, что дальше случилось.
Откроем сейчас вам секреты,
Глядите, кто к Вите пришел и дал какие советы.

Язык.
Послушайте, люди наши советы,
Мы органов ваших откроем секреты.

Сердце.
Все мы живые и нашу работу
Вы окружить обещайте заботой.

Легкие.
Если окружите нас вы заботой,
Пообещаем четко работать.

Система Сделаем жизнь вам бодрой, красивой
кровеносная. И с благодарностью скажем

Все. Спасибо!

Воспитатель.
Вот теперь откройте уши,
Приготовьтесь их послушать.

Показывает на органы.

Легкие.
Нас легкими называют,
Дышать нас призывают.
Кислород мы вам даем,
С носом дружно мы живем.

Нос.
Когда нос у вас забит,
Сразу легкое кричит:

Зубы.
Чтобы зубки не лечить,
Надо бы нас всех любить;
После пищи полоскать,
Чистить нас не забывать.

Уши.
Чтобы ушки не болели,
Нужно, чтобы нас жалели,
Не визжали, не кричали,
Разминать не забывали.

Язык.
Во всем помощник нам язык,
Все звуки он рождает,
И вкус в еде, ну просто вмиг,
Понять нам помогает.

Глаз.
Есть гимнастика для глаз,
Пожалейте, люди, нас!
Очень часто устаем,
И разминку с братцем ждем.

Сердце.
Если сердечко ваше болит,
Очень печален и скучен ваш вид –
Ему обеспечьте радость, зарядку,
И с вашим сердечком все будет в порядке.

Система Система кровеносная служит верно деткам:
кровеносная. Доставит все полезное к органам и клеткам.

Осанка.
Чтоб была красивая
У каждого осанка.
Всем необходима
Зарядка и закалка.

Воспитатель.
Послушал Витя, почесал затылок,
Схватил скорее душистое мыло,
Умыл лицо и сделал зарядку…
Теперь со здоровьем у Вити все в полном порядке.
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.


В результате внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОО:

  1. В ДОО сформирована нормативно-правовая база по вопросам оздоровления дошкольников.
  2. У воспитанников, педагогов и родителей ДОО сформированы навыки здорового образа жизни.
  3. Осуществляется взаимодействие педагогов ДОО в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками всех возрастных групп.
  4. Все участники внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО проявляют терпимость друг к другу.
  5. Внедрены научно-методические подходы к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО и семье.
  6. Улучшены и сохранены показатели здоровья дошкольников.

Итак, здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения.

Автор: Ильина Венера Константиновна

Населенный пункт: РТ, Пестречинский район, с. Пестрецы

Целью мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Будем говорить о современных и наиболее часто используемых в ДОУ здоровьесберегающих технологиях и методах, их реализации в условиях введения ФГОС ДО.

Обоснование выбранной педагогической технологии.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой является укрепление здоровья детей

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

  • пункту 4.6 Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями и т.д., поэтому, очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

- Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, формы и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Позвольте познакомить Вас с методом - кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Основоположниками являются американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое, а обучая правое – обучаете весь мозг. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, но и улучшается его речь и координация пальцев.

Представленные мною игровые упражнения как раз способствуют развитию межполушарных взаимодействий.

Что включают в себя комплексы кинезиологических упражнений?

- Упражнения для развития мелкой моторики;

- Упражнения на релаксацию.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Предлагаю вам поиграть в воздушный футбол. Давайте разделимся на две команды и с помощью дыхания забиваем сопернику гол.

Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Во время её проведения используется наглядный материал и показ педагога (показ картин).

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно. Поиграем?

- Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Массаж пальцев рук и ладоней:

Массаж грецкими орехами:

-Катать два ореха между ладонями;

-Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

Массаж с природным материалом – шишкой

- Катать шишку между ладонями

Массаж с разными крупами и бусами.

Перебирание круп или бусинок (разноцветных камешков) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

Упражнение с педагогами:

Ладошки вверх, Ладошки вниз,

А теперь их на бочок - И зажали в кулачок.

Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии.

Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы - руки, 3-4 – проекция ног.

Автор Су-Джока южно-корейский профессор Пак Чже Ву.

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Достоинства терапии Су-Джок.

  • Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.
  • Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
  • Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.

Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)

Долго зайцы так скакали (прыгать по ладони шаром),

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)

Стала гладить и ласкать,

Всех зайчат зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)

Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, средний и т.д.

Растяжки.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

“Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Релаксация. При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. В настоящее время мы практически не можем избежать большого количества повседневных стрессов. При этом, далеко не все умеют восстанавливаться, расслабляться и справляться с навалившимися стрессами самостоятельно. Умение восстанавливаться очень важно, так как это зачастую позволяет нам сохранять здоровье.

Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения очень нравится детям, потому что в них есть элемент игры. Они быстро и с удовольствием учатся умению расслабляться.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед — тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

  • Самомассаж - это массаж, выполняемый самим человеком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего

Итог мастер- класса

- Я рассказала и показала Вам разнообразные методы и приёмы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.

В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Будьте всегда здоровы и счастливы! Здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!

Любовь Гаврючина - Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие обложка книги

Аннотация к книге "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие"

В пособии раскрываются механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ. На примере комплексной программы "Подари здоровье детям" решается проблема сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста при взаимодействии медиков, педагогов, психологов и родителей.
Приложение содержит конспекты занятий для всех возрастных групп с использованием здоровьесберегающих технологий, приводятся формы организации детской деятельности, анкета для выявления особенностей нервно-психического здоровья и развития детей.

Иллюстрации к книге Любовь Гаврючина - Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.


В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Нарушение речевого и опорно – двигательного аппарата, патология органов зрения, лор органов, со стороны сердечно – сосудистой системы – вот наиболее распространенные отклонения. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов, наличие вредных привычек. Но одна из основных, я считаю - отсутствие необходимых знаний и умений у молодых родителей.

По - прежнему острой остается проблема адаптации. При поступлении малыша в детский сад он испытывает страх (отрыв от матери, оставление одного с незнакомыми детьми и взрослым). Мамы, получив направление, стараются как можно быстрее оставить на целый день, мотивируя: так быстрее привыкнет. А последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания, в основном острые инфекции верхних дыхательных путей.

Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Овладевают основными движениями, приобретают необходимые моторные навыки, учатся управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения и семьи.

ФГОС определил первоначальной задачей охрану и укрепления физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Реализацию этих задач осуществляю через применения здоровьесберегающих технологий, придерживаясь основных принципов:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Использую различные виды гимнастик:

Динамические паузы (физкультминутки) , по мере необходимости. В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Гимнастика пробуждения проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. И направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожкам, сделанных из нетрадиционного материала, для поддержания интереса использовали самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия.

Релаксация (по мере утомляемости детей, минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц.

II. Технологии обучения здоровому образу жизни, методы и приемы:

Утренняя гимнастика : продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 15 минут и состоят из трех частей: вводной (ходьба, чередующая с бегом, основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом) и заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа). Обучают движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для поддержания интереса малышей сопровождаю движения песенками, стихами.

Коммуникативные игры - дети с удовольствием рисуют пальчиками. Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной оставляет приятное ощущение, помогает расслабиться, позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение.

Коррекционные технологии, методы и приемы:

Технология музыкального воздействия. Использование спокойной музыки. В течение всего дня встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под соответствующую музыку, используем ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Сказкотерапия . Чтение авторских сказок, показ перчаточного, кукольного настольного театра, игры – драматизации, инсценировки по любимым сказкам.

Реализацию этих методов и приемов осуществляю в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.

III. Медико - профилактические технологии.

Проводятся под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами:

- мониторинг здоровья детей,

- ведение паспорта здоровья воспитанника,

- организация и контроль питания,

- организация оздоровительных профилактических мероприятий в детском саду;

- соблюдение требований СанПиНа.

Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.

Прогулки дают возможность достаточно двигаться.

Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.

Для этого использую следующие методические приёмы:

- использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.

Стараюсь правильно организовать предметно пространственную среду с учетом возраста, индивидуальных особенностей. Среда безопасна, доступна, обеспечивает развитие детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для психологической безопасности стараюсь сделать первые дни пребывания ребенка максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Создаю возможность активно действовать рядом с мамами. Установить контакт с ребёнком, закрепить полезные привычки, вызвать у него положительные эмоции, помогает фольклор. Это своеобразный метод телесной терапии в раннем возрасте. Есть возможность для уединения, для изменения пространства изготовлены ширмы.

В период адаптации, для установления контакта между детьми, создании положительного отношения к детскому саду мне помогает педагог – психолог ДОУ.

Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.

Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.

Оформила картотеки гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, которые помогают мне в работе, ознакомила родителей.

Взаимодействие с родителями строю по следующим направлениям:

- анкетирование, консультации, беседы;

Привлекаю к ознакомлению видов закаливания, соблюдая принцип постоянства. Дома и в детском саду закаливание должно стать нормой жизни.

Анкетирование, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

Рекомендую вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики, показывая последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, пятках, высоко поднимая колени. Знакомлю с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в саду; с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье.

Применяю наглядный материал:

Комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий, которые проводятся в раннем детстве, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует и у педагогов и у родителей ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Результаты:

Снизилось количество заболеваний, увеличилась двигательная активность, желание принимать активное участие в играх подвижного характера, быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми. У детей формируются навыки личной гигиены.

Список литературы.

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Радионова Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.

Читайте также: