Последовательность этапов индивидуального развития цветкового растения

Обновлено: 02.07.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта по биологии 6 класс

Задачи урока

· дать представление о росте и развитие;

· изучить условия роста и развития растений;

· определить признаки суточного и сезонного ритма роста и развития растений;

· раскрыть влияние экологических факторов на рост и развитие растений.

продолжить развитие логического мышления, общеучебных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе, применять имеющиеся знания.

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, продолжить экологическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты обучения

Предметные: объяснять значение понятий: рост, ботаника, развитие, индивидуальное развитие, суточные ритмы, сезонные ритмы, называть основные черты, характеризующие рост растения; объяснять процессы развития растения .

Метапредметные и личностные результаты:

(познавательные УУД) - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- (коммуникативные УУД) -умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли;
(личностные УУД) - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
(регулятивные УУД) - развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию.

Основные понятия:

Рост, развитие, суточные и сезонные ритмы, абиотические, биотические и антропогенные факторы

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих, готовности к работе на уроке, подготовленности рабочего места учащихся к уроку, организация внимание класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Воспринимают информацию сообщаемую учителем.

2. Актуализация (мобилизация) знаний

На протяжении ряда уроков мы с вами изучали основные процессы жизнедеятельности растений.

Какие процессы мы с вами изучили?

1) Фронтальный опрос по вопросам на с.103

Какие процессы жизнедеятельности мы с вами не разобрали?

Отвечают на вопросы

Питание, дыхание, фотосинтез, опыление, оплодотворение, размножение

Отвечают на вопросы Рост и развитие

Этап. Создание проблемной ситуации Объясните смысл поговорок. — Как ни гнети дерево, оно вверх растет.

— Не тужи о пне, отрасли есть, сыновья.

— Не от добра дерево лист роняет.

— Верба — что луговая трава: ее выкосишь, а она сызнова выросла.

Вы все правильно объяснили, молодцы. Могу добавить, что все эти поговорки касаются процессов каких процессов? Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

-Растение растет всю жизнь, различные условия могут только изменить скорость роста. -На пне появились побеги, образовавшиеся из спящих почек растения. -Изменение процессов роста и развития растения в связи с условиями внешней среды. -У растения быстро появляются новые побеги.

Роста и развития растений.

Определяют цели и задачи урока

Изучение нового материала

Работа с учебником с.99.

— С чего начинается жизнь растения?

— Что же происходит после оплодотворения и образования зиготы?

— Как долго растение может находиться в этой стадии развития?

Если семя остается жизнеспособным, то растение в зародышевом состоянии может пребывать достаточно долгое время. Известны случаи, когда семена некоторых растений оставались жизнеспособными спустя тысячи лет. На одном из прошлых уроков мы говорили, что семена арктического люпина проросли спустя 10 тыс. лет после их созревания.

— Что происходит с жизнеспособным семенем, когда оно попадает в благоприятные условия?

С этого момента начинается новый этап в жизни растения, называемый периодом молодости, который продолжается от момента прорастания семени до его первого цветения.

— Какие питательные вещества использует растение до образования у него корневой системы?

Определите периоды развития растений

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/00eb/0005e0d2-71324878/2/img10.jpg

Помимо периодов развития, у некоторых растений можно выделить определенные фазы, которые характеризуются конкретными внешними изменениями в облике.

https://present5.com/presentation/105899270_177202010/image-7.jpg

Влияние условий среды обитания и экологических факторов на растение

-Растение использует питательные вещества, заложенные в семени.

Определяют периоды развития растений

У большинства цветковых растений это: 1) появление всходов (прорастание семян); 2) появление листьев; 3) образование боковых побегов; 4) цветение; 5) образование плодов; 6) созревание семян.

-Суточные ритмы
-положение листьев и лепестков у растений
-связана суточная ритмичность активности животных

-Сезонный ритм
-опадение и распускание листвы и т.д.
-линька, миграции, брачный период и т.д.

Работа с учебником с.100

Закрепление

Выполните задания с.103-105

Выполнение письменной работы

Домашнее задание.

1. Прочитать § 18, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников .

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

Обозначьте цифрами последовательность этапов индивидуального развития цветкового растения.

Обозначьте цифрами последовательность этапов индивидуального развития цветкового растения?


Латентный период - состояние покоящегося семени.

Период молодого растения, или ювенильный, - когда растения полностью обеспечивают себя питательными веществами.

Этот период продолжается до цветения.

Период взрослого растения (матурный, или дефинитивный).

На этом этапе развития растение способно цвести и плодоносить.

Период старости (сенильный).

Растение перестает цвести и плодоносить, чахнет и отмирает.


Вопрос по анатомии и физиологии : Развитие обоняния и вкуса на разных этапах индивидуального развития?

Вопрос по анатомии и физиологии : Развитие обоняния и вкуса на разных этапах индивидуального развития.


Замените терминами следующие словосочетания : Организм на ранних этапах развития ; Индивидуальное развитие многоклеточного организма?

Замените терминами следующие словосочетания : Организм на ранних этапах развития ; Индивидуальное развитие многоклеточного организма.


Привет, мне нужна помощь с домашней работой?

Привет, мне нужна помощь с домашней работой.

Мое домашнее задание во вложениях.

Обозначьте цифрами последовательность этапов индивидуального развития цветкового растения .

Кратко охарактеризуйте особенности каждого из этапов .


Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрыто семенного растения из семени 1) плодоношение и созревание семени 2) рост и развитие вегетативного органа 3) цветение и?

Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрыто семенного растения из семени 1) плодоношение и созревание семени 2) рост и развитие вегетативного органа 3) цветение и опыление 4) образование и формирование зародыша 5) прорастание семени.


1). Рост и развитие растений зависит от ______________ окружающей среды ( надо вставить слово на месте пропуска )2)?

1). Рост и развитие растений зависит от ______________ окружающей среды ( надо вставить слово на месте пропуска )

Укажите пожалуйста последовательность этапов индивидуального развития цветкового растения .

( 1 период - семя , 2 период - проросток , 3 период - молодое растение , 4 переод - старое растение ) .

Кратко охарактеризуйте особенности каждого периода.


СРОЧНО НАДО?

Обратитесь к тексту параграфа 31 и рисунку восемьдесят учебника.

Кратко опишите приведенные этапы жизни цветкового растения.

Обозначьте цифрами их последовательность в ходе развития растений.

Семя Зигота Проросток.


В чем проявляется зависимость индивидуального развития организма от условий среды на постэмбриональном этапе развития?

В чем проявляется зависимость индивидуального развития организма от условий среды на постэмбриональном этапе развития?


Этапы развития растения?

Этапы развития растения.


Рассмотрите предложенную схему на с?

Рассмотрите предложенную схему на с.

110 и обозначьте цифрами последовательность этапов эволюции живоьного мира.


Распределите этапы жизненного цикла цветкогого растения в логической последовательности?

Распределите этапы жизненного цикла цветкогого растения в логической последовательности.

( )формирование цветковых почек.

( )распространение плодов и семян.

( )рост и развитие корней и побега.

( )прорастание нового поколения семян.

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) плодоношение и созревание семян
2) рост и развитие вегетативных органов
3) цветение и опыление
4) образование и формирование зародыша
5) прорастание семени

Дмитрий Шумаков


Дмитрий Шумаков

Дарья Айгишева

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: