Посадки основных деталей редукторов

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

КОНЦЫ ВАЛОВ РЕДУКТОРОВ И МОТОР-РЕДУКТОРОВ

Основные размеры, допускаемые крутящие моменты

Reducers and motor-reducers shaft ends. Basic dimensions, allowable torques

* В указателе "Национальные стандарты" 2006 год

ОКС 21.120.10, 21.200. - Примечание "КОДЕКС".

Дата введения 1996-07-01

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом редукторостроения (НИИредуктор) Минмашпрома Украины

ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6-94 от 21 октября 1994 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа стандартизации

Госстандарт Республики Казахстан

3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 10 января 1996 г. N 8 межгосударственный стандарт ГОСТ 24266-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996 г.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на цилиндрические и конические с конусностью 1:10 концы валов редукторов и мотор-редукторов общемашиностроительного применения, выполняемых в виде самостоятельных изделий, передающих крутящий момент при помощи призматических шпонок, и устанавливает основные размеры концов валов и допускаемые крутящие моменты. Стандарт устанавливает обязательные требования, обеспечивающие взаимозаменяемость редукторов и мотор-редукторов, и может быть использован для сертификации.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте имеются ссылки на следующие стандарты:

3 ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ, ДОПУСКАЕМЫЕ КРУТЯЩИЕ МОМЕНТЫ

3.1 Значения диаметров концов входных валов и допускаемых крутящих моментов для редукторов должны выбираться из таблицы 1.

3.2 Значения диаметров концов выходных валов и допускаемых крутящих моментов должны выбираться из таблицы 2.

3.3 Размеры концов валов и поля допусков диаметров - по ГОСТ 12080 и ГОСТ 12081.

Дополнительные сведения о размерах цилиндрических концов валов приведены в приложении А.

1 Допускаемые крутящие моменты соответствуют длительной работе редукторов с постоянной или переменной нагрузкой, не выше допускаемой, и пусковыми моментами, не превышающими двукратного значения допускаемых.

2 Допускаемое значение радиальной консольной нагрузки в ньютонах, приложенной к середине посадочной части конца входного вала, - не более 125 для всех редукторов.

3 Значения допускаемых крутящих моментов выбраны по ГОСТ 12080 и ГОСТ 12081 при К=8,0. Допускается выбирать при К, равном 4; 5,6 или 11,2.

4 Допускается увеличение значений допускаемых крутящих моментов при условии обеспечения запасов прочности.

1 Допускаемые крутящие моменты соответствуют длительной работе редукторов и мотор-редукторов с постоянной или переменной нагрузкой, не выше допускаемой, и пусковыми моментами, не превышающими двукратного значения допускаемых.

2 Значения допускаемых крутящих моментов выбраны по ГОСТ 12080 и ГОСТ 12081 при К=5,6. Допускается выбирать при К равном 4,0 или 8,0.

3 Допускается для валов, имеющих частоту вращения менее 25 об/мин, выбирать значения допускаемых крутящих моментов, отличающиеся от приведенных в примечании 2.

4 Допускаемое значение радиальной консольной нагрузки в ньютонах, приложенной к середине конца выходного вала, - не более 125 для планетарных редукторов и мотор-редукторов с передаточным отношением 12,5 и одноступенчатых редукторов и мотор-редукторов всех типов, кроме червячных, и не более 250 - для остальных типов редукторов и мотор-редукторов.

5 Допускается увеличение значений допускаемых крутящих моментов при условии обеспечения запасов прочности.

3.4 Размеры шпонок и шпоночных пазов на цилиндрических концах валов - по ГОСТ 23360, ГОСТ 10748, на конических - по ГОСТ 12081.

Примечание - Допускается исполнение концов валов с двумя шпоночными пазами, расположенными под углом 120°.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Дополнительные сведения о размерах цилиндрических концов валов приведены на рисунке А.1 и в таблице А.1.

Назначение посадок производится при разработке конструкции. Посадки указывают на чертеже общего вида, а затем на рабочих чертежах деталей проставляют предельные отклонения.

Это выполняется одним из трёх способов:

условным обозначением числовыми значениями отклонений, мм. условным обозначениями совместно с числовыми, взятыми в скобки.

Первый способ применяют, если номинальный размер включён в ГОСТ 6636-69 и отклонения приняты по системе отверстия СТ СЭВ 145.75

В других случаях оправдано применение второго или третьего способов.

Назначение посадок проводим в соответствии с данными таблицы 10.13 [2, стр.263].

Определим посадки для промежуточного вала.

Зубчатые колёса на вал напрессовываются с посадкой Н7/r6 по ГОСТ 25347-82, обеспечивающей гарантированный натяг.

Посадка с натягом


Шейки валов под подшипниками выполнены с отклонением вала k6.

Отклонение отверстий в корпусе под наружные кольца подшипников по Н7.



Отклонение под распорные втулки H8/h8.

Посадка с зазором

14 Сборка редуктора

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищаем и покрываем маслостойкой краской.

Сборку производим в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов:

на ведущий вал напрессовывают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80 – 100ºС;

в промежуточный вал закладываем шпонку 12 × 8 × 75 и напрессовывают зубчатое колесо и щестерню до упора в распорные кольца, затем устанавливаем шарикоподшипники, нагретые в масле;

в ведомый вал закладываем шпонку 14 × 9 × 35, напрессовываем колесо тихоходной ступени до упора в бурт вала, устанавливаем распорную втулку и шарикоподшипники, нагретые в масле.

Собранные валы укладываем в основание корпуса редуктора, и надеваем крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливаем крышку на корпус с помощью двух конических штифтов 12 × 36 ГОСТ 3129 – 70; затягиваем болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого в подшипниковые камеры закладываем пластичную смазку; ставим крышки подшипников с комплектом металлических прокладок. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладываем манжетные уплотнения. Проверяем проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляем крышки винтами.

Затем ввёртываем пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливаем в корпус масло и закрываем смотровое отверстие крышкой с прокладкой; закрепляем крышку болтами.

Собранный редуктор обкатываем и подвергаем испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.

По данным задания на курсовой проект спроектирован привод к скребковому конвейеру, представляющий собой электродвигатель, двухступенчатый цилиндрический косозубый редуктор и сварную раму.

В процессе проектирования подобран электродвигатель, произведён расчёт редуктора.

Расчёт редуктора включает в себя кинематические расчёты тихоходной и быстроходной ступеней, определение сил, действующих на звенья узлов, расчёты конструкций на прочность, процесс сборки отдельных узлов.

1. С. А. Чернавский, Г. М. Ицкович, К. Н. Боков и др. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для техникумов – М.: Машиностроение,1979. – 351с.

2. С. А. Чернавский, К. Н. Боков, И. М. Чернин, Т. М. Ицкович, В. П. Козинцов. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение,1979. – 351с.

3.Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – Калининград: Янтар. сказ, 1999. – 454с.

4.Цехнович Л.И., Петриченко И.П. Атлас конструкций редукторов,: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и дополн. – К: Выща. шк.,1990. – 151с.: ил.

5.Анурьев В. И. Справочник конструктора – машиностроителя: В 3-х т. Т.1 – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение,1982. – 736с.

6.Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для технических специальностей вузов. – 6-е изд., исп. – М.: Высш. шк.,2000. – 447с.

1 Выбор стандартного электродвигателя

1.1 Определение требуемой мощности электродвигателя

1.2 Выбор типа электродвигателя

1.3 Выбор частоты вращения вала электродвигателя

2 Кинематический расчёт

2.1 Определение общего передаточного отношения привода

и разбивка его по ступеням

2.2 Определение частот вращения на валах двигателя

3 Определение крутящих моментов на валах привода

4 Расчёт цилиндрических косозубых передач редуктора

4.1 Расчёт быстроходной ступени

4.1.1 Определение межосевого расстояния для быстроходной ступени

4.1.2 Выбор материалов

4.1.3 Определение допускаемых контактных напряжений

4.1.4 Определение эквивалентного числа циклов перемены напряжений

4.1.5 Определение допускаемых напряжений для шестерни

4.1.6 Определение допускаемых напряжений для колеса

4.1.7 Определение расчётного допускаемого контактного напряжения

для косозубых колёс

4.1.8 Расчёт межосевого расстояния для быстроходной ступени

4.1.9 Определение модуля

4.1.10 Определение числа зубьев шестерни Z1 и колеса Z2

4.1.11 Определение основных размеров шестерни и колеса

4.1.12 Определение коэффициента ширины шестерни по диаметру

4.1.13 Определение окружной скорости колёс и степени точности

4.1.14 Определение коэффициента нагрузки для проверки контактных напряжений

4.1.15 Проверка контактных напряжений

4.1.16 Расчёт зубьев на выносливость при изгибе

4.2 Расчёт тихоходной ступени

4.2.1 Определение межосевого расстояния для тихоходной ступени

4.2.2 Выбор материалов

4.2.3 Определение расчётного допускаемого контактного напряжения для тихоходной ступени

4.2.4 Определение модуля

4.2.5 Определение числа зубьев шестерни Z3 и колеса Z4

4.2.6 Определение основных размеров шестерни и колеса

4.2.7 Определение коэффициента ширины шестерни по диаметру

4.2.8 Определение окружной скорости колёс и степени точности

4.2.9 Определение коэффициента нагрузки для проверки контактных напряжений

4.2.10 Проверка контактных напряжений

4.2.11 Расчёт зубьев на выносливость при изгибе

5 Предварительный расчёт и конструирование валов

5.1 Расчёт и проектирование второго вала привода

5.2 Расчёт и проектирование третьего вала

5.3 Расчёт и проектирование четвёртого вала привода

6 Выбор метода смазки элементов редуктора и назначение смазочных материалов

Читайте также: