Посадка в сильный ветер

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В то время, как крупные авиалайнеры стойко идут на посадку при порывах бокового ветра в 15-17 м/с для других самолетов, с меньшей вместимостью (например 80 пассажиров) максимальное значение составит 12 м/с. Большая скорость ветра уже не позволит совершить безопасную посадку, а самолет продолжит кружить, в ожидании благоприятных условий.

Существует две основные техники используемые в гражданской авиации, чтобы посадить воздушное судно при боковом ветре, на счет военной не уверен, если вам известно больше поделитесь с нами об этом в комментариях. Причем, пилотам гражданской авиации достаточно уметь применять, лишь одну из них. Наиболее используемая техника посадки с боковым ветром называется “упреждение”, ее применяют в гражданской авиации. Вторая техника — “скольжение”, она чаще используется в малой авиации. Задача их обеих устранить снос самолета с оси взлетно-посадочной полосы, давайте разберемся в чем их разница.

Техника пилотирования самолета на посадке с сильным боковым ветром — “Упреждение”

Эта техника пилотирования наиболее распространена в гражданской авиации, т.к. является наиболее безопасной, в отличие от “скольжения”. Суть техники состоит в том, что пилоты путем подруливания хвостовым “оперением” поворачивают нос самолета в сторону ветра, чтобы компенсировать его крен при боковых порывах ветра.

Угол поворота носа самолета против ветра исчезает в момент касания шасси взлетно-посадочной полосы, за счет их сопротивления, а самолет выравнивается. После чего, пилотам еще остается сбросить скорость, удерживая авиалайнер по курсу и прижимая его к полосе.

Если полоса покрыта льдом, либо мокрая, есть вероятность, что шасси самолета не зацепятся за полосу и выравнивание не произойдет. В таком случае, непосредственно перед касанием полосы, пилоты выравнивают направление носа самолета по оси взлетно-посадочной полосы вручную.

Техника пилотирования самолета на посадке с сильным боковым ветром — “Скольжение”

Стоит ли бояться посадки самолета при сильном боковом ветре

Отвечая на вопрос, стоил ли боятся, когда Ваш самолет идет на посадку с сильным боковым ветром — конечно же нет! Пилоты имеют точные инструкции, как управлять воздушным судном в разных условиях. Если скорость бокового ветра превышает допустимые значения, посадка совершена не будет, а пилоты сделают дополнительный круг, пока погодные условия не улучшатся. Если условия не позволяют сесть и в обозримом будущем, самолет направят на запасной аэродром. Стоит помнить, что пилоты тоже люди. Как и мы они планируют вернуться домой и никогда не станут рисковать жизнью пассажиров и уж тем более своей, в попытках противостоять непогоде.

P.s. Не забывайте, что отстегивать ремни безопасность можно только при полной остановке самолета!

Большинство травм пассажиры получают жертвуя именно этим правилом. Вставая на полном ходу, чтобы достать свои чемоданы, в то время, как самолет еще несется по полосе на скорости до 300 км/ч. и только начинает оттормаживать.


Опасна ли турбулентность, как влияют на самолет погодные условия и попадание молнии, что будет если у самолета лопнет шина или один из пилотов внезапно отключится — на эти и другие вопросы отвечает пилот British Airways.

Саша Воробьев

Пилот British Airways Стив с говорящей фамилией Олрайт отвечает на частые вопросы пассажиров о безопасности полетов.

Зона турбулентности — опасна ли она?

Несмотря на неудобства, она абсолютно безопасна, на наших курсах Fly With Confidence мы стараемся максимально доходчиво это объяснить. Те самолеты, на которых осуществляются пассажирские авиаперевозки, могут выдержать огромную турбулентность, значительно большую той, что вы, скорее всего, испытывали.
Проблема зон турбулентности в том, что их невозможно обнаружить заранее. Правда, пилоты, пролетевшие сквозь эти зоны, рапортуют об этом факте — эта информация доходит до тех пилотов, кто летит вслед за ними. Подчас из этой зоны можно выйти, если поменять высоту полета (взлететь выше или снизиться), но это не всегда помогает. Влияет это исключительно на ощущения пассажиров, но никак не на безопасность полета.


Wind shear, или сдвиг ветра. Что это? Опасно?

Сдвиг ветра — опасное явление при посадке и взлете. Это резкое изменение скорости или направления ветра в тот момент, когда самолет наращивает или снижает скорость. Если ветер повлияет на скорость таким образом, что она упадет ниже минимально допустимой, то велика вероятность падения самолета. Все пилоты проходят многочасовые тренировки, а самолеты и некоторые аэродромы оснащены системами оповещения о потенциальном сдвиге. Подробнее почитать об этом и о том, как с этим справляются пилоты, можно в ЖЖ пилота S7.

Стоит ли волноваться, если полет проходит при плохих погодных условиях (снег, дождь)?

Нет. Пилоты очень хорошо разбираются в погодных условиях, всегда изучают текущие прогнозы в аэропортах вылета и прилета, а также погоду в аэропортах по маршруту. Что касается запасов топлива, то у нас всегда залито большее количество, если по прогнозу в аэропорту прилета ожидаются проблемы — в такие моменты может потребоваться повременить с посадкой и уйти на второй круг.

Является ли слишком ветреная погода препятствием к посадке?

В сети существует множество видео, когда самолет заходит на посадку под углом, это безопасно?

Как пилоты осуществляют посадку самолетов в густом тумане?

С помощью программы Autoland. Это сложная система, использующая ILS — Instrument Landing System — сочетание наземных лучей, которые направят самолет на посадочную полосу. Пилоты в таком случае могут не увидеть полосу до момента соприкосновения шасси с землей. Так может быть, скажем, в аэропорту Хитроу, где стоит современная система ILS. Пилоты сажают самолеты вручную в 98% случаев, но тренировки по системе Autoland проводятся в British Airways каждые полгода на протяжении всей карьеры пилота.


Ничего, все коммерческие самолеты сконструированы так, чтобы попадание молнии никак не влияло на работоспособность. На самолеты устанавливают электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если молния все-таки попадает в самолет, то они отводят электричество в воздух. После любого подобного происшествия (а это также большая редкость) самолет инспектируют на предмет повреждений обшивки.

Что будет, если лопнет шина?

На низких скоростях взлета это может стать причиной, по которой взлет может быть отменен, а вот на высоких скоростях полет не будет прерываться. Сесть самолет может с любым количеством лопнувших шин

Стоит ли бояться столкновения с птицами?

Конечно нет, такие вещи происходят крайне редко. Если это случается, то ущерб для самолета минимален или его не будет вовсе, а все двигатели проходят испытания, чтобы выдержать столкновение с птицей.


Столкновение в воздухе — какие на это шансы?

Есть три вещи, которые вы должны знать об этом. Первое — диспетчеры аэропортов проходят жесткий отбор, обучение и лицензирование. Их задача состоит в том, чтобы создать так называемый защитный пузырь (protective bubble), который увеличивается в размерах с увеличением высоты и скорости самолета. Второе — пилот — профессионал своего дела, он проходит огромное количество тестов, отборов и проверок. Третье — все самолеты оборудованы электронными системами, которые позволяют пилотам осуществлять переговоры между собой.

Если авиакомпания — лоукост-перевозчик, то летать ею опаснее? Экономят же.

Не могу отвечать за другие компании, но для всех авиакомпаний-членов ICAO (Международной ассоциации гражданской авиации) есть минимальный уровень подготовки и тестов. И уровень этот на самом деле очень высок.

В небольших самолетах опаснее летать?

Нет, у них те же стандарты оборудования и безопасности, просто турбулентность в небольших авиасудах ощущается сильнее. Поэтому большинству пассажиров может казаться, что полет на таком самолете опаснее.


Какая самая опасная часть полета? Считается, что это взлет или посадка.

Поверьте, ваша поездка на такси в аэропорт по статистике намного опаснее, чем любая часть полета на самолете.

Вскоре после взлета я ощущаю падение самолета, что это?

Это всего лишь особенности нашего вестибулярного аппарата, который привык к нахождению на земле. Что касается самолета, то пилот лишь снизил скорость набора высоты.

На крейсерской высоте я иногда могу услышать внезапный громкий гул из двигателей, как будто сила работы турбин увеличивается?

Это стандартный прием step climb (шаг-подъем), он проводится с целью повышения эффективности двигателей, когда самолет становится легче (вырабатывается часть топлива).

Как понять, что самолету хватает топлива?

Уровень топлива — это то, что пилот контролирует всегда. По закону самолет должен нести запас топлива для непредвиденных случаев.

Могут ли телефоны повлиять на работу самолета?

Спят ли пилоты на борту?

На дальнемагистральных перелетах (более девяти часов) с нами всегда летит третий пилот. Пилоты по очереди отдыхают в зоне для персонала. В некоторых случаях на борту может быть сразу четыре пилота.


Что будет, если один из двух пилотов потеряет способность управлять самолетом? А если оба?

Один пилот вполне способен управлять самолетом — это стандартная тренировка на симуляторе. В мире ни разу не было случаев, чтобы отключались сразу два пилота, это выдумки из кинофильмов. Как было сказано выше, часто в состав экипажа входят три или даже четыре пилота.

Опасно ли летать ночью?

Нет, так как техника и все инструменты используются точно так же, как и днем.

В аэропорту Магадана пилоты мастерски посадили самолет Airbus А319 при мощном боковом ветре. Произошедшее попало на видео.

На размещенных в соцсетях кадрах видно, что пассажирский самолет совершает посадку в экстремальных условиях. Борт приземлялся при сильном боковом ветре, а когда коснулся земли, его практически развернуло боком.

По данным СМИ, инцидент произошел 9 февраля в аэропорту Магадана. Самолет выполнял рейс Хабаровск — Магадан. В результате экстремальной посадки никто не пострадал.

To AIRWAY
При грубой посадке с перегрузкой около 2 ед. может и сорвать. А при мягкой посадке, как на показанном ролике, будет только стирать покрышку. Я один раз после мягкой посадки с боковым ветром 15м/с замерил угол борозд на покрышке в месте первого касания о ВПП. Оказалось 24 градуса.
Насчет уборки угла упреждения непосредственно перед касанием. Этот элемент сейчас безукоризненно выполняют только 5-7 процентов пилотов. Кстати, раньше - 10-15 лет назад, этот процент был около 80. И чем тяжелее воздушное судно, тем реже пилоты применяют этот прием. Действительно, здесь требуется филигранная координация. Пилот начинает выравнивать самолет с углом упреждения. В зависимости от скорости бокового ветра и темпа приближения к земле, на высоте около 1, 5-2 метра начинает дачу ноги по сносу, вплоть до полного отклонения РН (но это не всегда). Одновременно, отклонением элеронов "на ветер" парируется неизбежное при этом кренение самолета. В момент совмещения продольной оси самолета с осью ВПП должно произойти касание. Не раньше и не позже. Этот процесс пилот регулирует подбором штурвальной колонки. Если касание произошло раньше, это конечно брак, но посадка все равно безопасная и кроме бокового тычка пассажиры ничего не почувствуют. Наиболее опасна вторая ситуация. Если угол упреждения уже убран, а касания не произошло (случается довольно часто, так как когда выполняется доворот несколько увеличивается подъемная сила обоих консолей крыла: одного - за счет вращательного движения, другого - за счет опущенного элерона, самолет как бы вспухает при зафиксированной штурвальной колонке) буквально через пару секунд начинается снос в подветренную сторону. И если еще через пару секунд касания не произошло, то выкатывание неизбежно.
Представьте себе, можно ли все это безукоризненно выполнить на "Руслане", когда пилот при выравнивании сидит на высоте 4-5 этажного здания?

Руслан как раз на посадке очень прост в пилотировании. Вот АН-12 это да, могут быть траблы.

Вот поэтому я для себя на одном методе остановился. Похожу с углом сноса, выравнивание, выдерживание, касание как можно мягче, сразу как только колеса (основные) коснуться земли - педаль по полосе, мягко опускаю переднюю ногу.
Выглядит, что из кабины, что снаружи очень красиво. Ветер даже порывистый проблем не доставляет.
А главное достоинство метода, простота. Единственно главное с-т не ударить о полосу, тогда колеса стираются.

Если ветер слабенький боковик типа 5-10 узлов, тогда согласен можно кренчиком прикрыться.

Читайте также: