Посадка в формуле 1

Обновлено: 07.07.2024

Каждый производитель, претендующий на положение лидирующего бренда в автомире, хотя бы раз за свое существование задумывался над тем, чтобы принять участие в автомобильных соревнованиях. И многим это удается.

Это делается не только из спортивного интереса. Гонщикам интересно проверить свои навыки в предельно экстремальных условиях. Для автопроизводителя это в первую очередь возможность проверить надежность и эффективность своей продукции, а также протестировать новые технологии.

Немного ранее Avtotachki представили краткий обзор самых популярных автогонок в мире. Сейчас подробней остановимся на категории Гран-при. Что это за гонка, основные правила соревнований и некоторые тонкости, которые помогут новичкам разбираться в деталях заездов на машинах с открытыми колесами.

Впервые заезд Формулы-1 произошел в 50-м году прошлого столетия, хотя до 1981-го года соревнование называлось Чемпионатом мира для гонщиков. Почему сейчас формула? Потому что это совокупность правил, которые создают определенную комбинацию, позволяющую участвовать в заездах только лучшим пилотам на самых инновационных и быстрых машинах.

Контролируется соревнование Международной группой, которая имеет название Formula1 Group. На протяжении года проходит несколько этапов на разных трассах. В Гран-при соревнуются как отдельные пилоты, которые стремятся получить титул всемирного чемпиона, так и команды, состязующиеся за звание лучшего конструктора.

Чемпионат стартует в марте каждого года, и длится вплоть до ноября. Между этапами имеется перерыв в 1-2 недели. Посреди сезона гонка прерывается приблизительно на месяц. За первую половину производители уже получают информацию по недостаткам их автомобилей, на устранение которых у них есть около 30 дней. Нередки случаи, когда этот перерыв кардинально менял ход гонки.

Ключевым моментом в данном соревновании является не столько скорость пилота, сколько тактика, которую выберет команда. Для успеха в каждом гараже имеется особенная бригада. Аналитики изучают тактики других команд и предлагают свои схему, которые, по их мнению, будут более успешными в ходе всех этапов. Примером тому служит время, когда машину нужно загнать в бокс для замены колес.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Каждой команде предоставляется три свободных заезда, которые позволяют пилотам познакомиться с виражами на трассах, а также привыкнуть к поведению нового болида, получившего обновленную комплектацию. Максимально допустимая скорость машин – 60 км/ч.

Перед каждым этапом проводится квалификация, по результатам которой определяется позиция гонщиков на старте. Всего проводится три сессии квалификационных заездов:

  1. Гонка проходит на протяжении 30 минут, начиная с 14:00 субботы. В ней принимают участие все гонщики, которые успели пройти регистрацию. В конце соревнования пилоты, пришедшие к финишу последними (семь мест от конца), перемещаются на самые последние места на старте.
  2. Похожий заезд с участием остальных пилотов. Цель та же – определить следующие 7 мест после предыдущей семерки ближе к старту.
  3. Последний заезд проходит в течение десяти минут. В нем участвует лучшая десятка предыдущей гонки. Результат – каждый пилот получает свое место на стартовой линии основной гонки.

После того, как квалификация закончилась, первые десять автомобилей закрываются в боксах. Их нельзя регулировать или комплектовать новыми запчастями. Всем остальным участникам разрешается заменить покрышки. В случае изменения погодных условий (пошел дождь или наоборот – стало солнечно) всеми участниками может меняться резина на подходящую к данному типу дорожного покрытия.

Гонка начинается в последний день недели. Заезд проходит по трассе, форма которой – круг с множеством сложных поворотов. Длина дистанции минимум 305 километров. По продолжительности отдельное соревнование не должно длиться дольше двух часов. Дополнительное время начисляется в случае аварии или временной остановки заезда по другим причинам. В конечном счете, максимально гонка длится до 4 часов с учетом дополнительного времени.

Болид заправляется один раз перед заездом. Разрешается менять сломавшиеся детали или износившуюся резину. Гонщик должен аккуратно вести машину, потому что количество пит-стопов может отодвинуть его на более низкую позицию, из-за чего менее эффективный пилот может взять финишный флаг. Когда машина заезжает на пит-лейн, она должна ехать со скоростью не ниже 100 километров в час.

Спортивный регламент

Это термин, который подразумевает список того, что можно делать, а что запрещается всем участникам состязаний. Правила составляет всемирная компания FIA Formula1 Championship. В списке правил описаны права и обязанности гонщиков. Контроль за соблюдением всех правил осуществляется членами Международной федерации автоспорта.

Основные положения

Чемпионом становится тот, кто получит максимальное количество очков, а не самый быстрый гонщик на определенной трассе. Если участник не является на состязание, и причина не уважительная, ему назначается серьезный штраф.

Болиды

Помимо правил, регламентирующих действия всех участников, существуют рамки, по которым создаются спортивные автомобили, допускающиеся к участию в заездах. Вот основное руководство, которое касается болидов:

  1. Максимальное количество автомобилей в парке команды – две. Водителя – тоже два. Иногда от команды может участвовать три-четыре пилота, но машин все равно должно быть две.
  2. Шасси болида можно создавать в конструкторском отделе команды. В этом случае авто можно комплектовать двигателем стороннего производителя. Ширина автомобиля в собранном виде должна быть в пределах до 1,8 метра, высота – не более 0,95 метра, а вес полного снаряжения (вместе с водителем и полным баком) – минимум 600 килограмм.
  3. Автомобиль должен пройти сертификацию по безопасности во время столкновения. Корпус – облегчен, и изготавливается из углепластика.
  4. Колеса болида – открытые. Колесо должно иметь максимальный диаметр в 26 дюймов. Передняя покрышка должна быть шириной минимум 30 с половиной сантиметров, максимум – 35,5см. Задняя шина должна быть шириной от 36 с половиной до 38 сантиметров. Привод – задний.
  5. Топливный бак должен быть прорезиненным, чтобы повысить его ударопрочность. Внутри него должно быть несколько секций для обеспечения большей безопасности.
  6. Двигатели, которые используются в подобном транспорте, имеют 8 или 10 цилиндров. Нельзя использовать турбированные агрегаты. Их объем – 2,4-3,0 литра. Максимальная мощность – 770 лошадиных сил. Обороты двигателя не должны превышать показатель в 18 тысяч в минуту.

Система очков

На протяжении сезона разыгрывается 525 очков. Баллы начисляются только за занятые первые десять мест. Если коротко, то вот по какой схеме происходит начисление баллов гонщику или команде:

Баллы получают, как пилоты, так и команды. Каждый страхующий гонщик также получает очки, которые зачисляются ему на личный счет.

Когда побеждает команда, на церемонии вручения награды включают гимн страны, которая дала лицензию ей на участие в соревнованиях. В честь победы конкретного пилота звучит гимн страны клуба, за который он выступал. Если страны совпадают, национальный гимн звучит один раз. Однако эти детали периодически изменяются в отдельных сезонах.

Шины для Формулы Один

Производством шин для гонок Формулы 1 занимается единственная компания – Pirelli. Это позволяет сэкономить время и средства на тестирование моделей для гонок. Каждой команде на один этап выделяется 11 комплектов покрышек для езды по сухому треку, три комплекта для мокрой дороги, а также четыре промежуточного типа.

Каждый тип шин имеет специальную маркировку, благодаря чему стюарты контролирующей компании имеют возможность проследить, не нарушает ли команда регламент гонки. Категории маркируются следующими цветами:

  • Оранжевая надпись – жесткий тип резины;
  • Надпись белого цвета – средний тип шин;
  • Желтые буквы и символы – мягкая резина;
  • Красные надписи – самые мягкие покрышки.

На протяжении гонки пилоты обязаны использовать разные категории шин.

Безопасность гонщиков

Так как машины во время заездов разгоняются до скоростей, превышающих 200 километров в час, часто на треке происходят столкновения, в результате которых нередко пилоты погибают. Одной из самых страшных аварий произошла в 1994-м году, когда погибла восходящая звезда, Айртон Сенна. По результатам экспертизы водитель не справился с болидом из-за сломавшейся рулевой колонки, которая при столкновении пробила шлем гонщика.

Чтобы снизить риск летального исхода во время неизбежных аварий, ужесточили требования по безопасности. С того года каждый болид должен оснащаться дугами безопасности, боковые части кузова стали выше.

Что касается амуниции гонщиков, то обязательным являются специальные термостойкие костюмы, включая и особенную обувь. Машина считается безопасной, если пилот справляется с задачей покинуть болид в течение 5 секунд.

Машина безопасности

Во время проведения гонки бывают ситуации, когда нет возможности остановить заезд. В таких случаях на трек выезжает машина безопасности (или пейс-кар). На трассе появляются желтые флаги, которые дают сигнал всем гонщикам выстроиться в одну линейку за автомобилем с мигающими желтыми сигналами.

Пока этот транспорт едет по треку, гонщикам запрещается совершать обгон соперника, в том числе и идущего спереди желтого авто. Когда угроза аварий будет устранена, пейс-кар завершает круг и покидает трек. Сигнал светофора дает зеленый сигнал, предупреждающий участников заезда о возобновлении гонки. Отмашка зеленым флагом дает возможность пилотам вдавить педаль в пол, и продолжить борьбу за первое место.

Остановка гонки

Согласно регламенту F-1, гонку могут полностью остановить. Для этого включают красный свет основного светофора и совершают взмахи флагами соответствующего цвета. Ни один автомобиль не может выезжать из пит-лейна. Болиды останавливаются в соответствии с теми позициями, которые они заняли на тот момент.

Если гонка останавливается (крупномасштабная авария), когда болиды уже преодолели ¾ части дистанции, то после устранения последствий заезд не возобновляется. Позиции, которые были заняты гонщиками до появления красных флагов, фиксируются, и участникам назначаются положенные очки.

Бывает так, что авария случается спустя один круг, но лидирующие машины еще не успели завершить второй круг. В этом случае происходит новый старт с тех же позиций, которые изначально занимали команды. Во всех остальных случаях гонка возобновляется с тех позиций, на которых она была остановлена.

Классификация

Классификация водителей происходит, если они прошли более 90 процентов от кругов, которые прошел лидер. Неполное количество кругов округляется к меньшему значению (то есть незавершенный круг не засчитывается).

Это единственный параметр, по которому определяется победитель всех этапов. Вот небольшой пример. Лидер прошел 70 кругов. В классификацию попадают участники, прошедшие 63 кольца или более. Лидер получает первое место на пьедестале. Остальные занимают свои места в соответствии с тем, сколько кругов было завершено.

Когда лидер пересекает финишную линию последнего круга, гонка завершается, и жюри подсчитывает количество пройденных колец другими участниками. На основании этого определяются места в турнирной таблице.

Флаги Формулы 1

Вот значение флагов, которые в процессе гонки могут видеть пилоты:

  1. Зеленый цвет – возобновление гонки;
  2. Красного цвета – полная остановка соревнования;
  3. Черный цвет – гонщик дисквалифицирован;
  4. Два треугольника (черный и белый) – гонщик получает предупреждение;
  5. Жирная оранжевая точка на черном фоне – машина находится в опасном техническом состоянии;
  6. Черно-белая клетка – завершение заезда;
  7. Желтый цвет (один флаг) – снизить скорость. Обгонять соперников запрещается из-за опасности на дороге;
  8. Идентичный цвет, только уже два флага – замедлиться, нельзя обгонять и нужно быть готовым остановиться;
  9. Полосатый флаг из желтых и красных линий – предупреждение о потере сцепления с трассой в связи с разлитым маслом или дождем;
  10. Белый цвет сигнализирует о том, что на треке едет медленная машина;
  11. Голубой цвет – сигнал конкретному пилоту о том, что его хотят обогнать.

Постановка машин на стартовую решетку

Под этим термином подразумевается разметка на дороге, которая указывает места, где должны располагаться болиды. Расстояние между участками – 8 метров. Все автомобили размещаются на треке в две колонны.

Вот по какому принципу происходит построение:

  • Места 24-18 предназначены для гонщиков, которые оказались в замыкающей семерке первой сессии квалификационных заездов;
  • Позиции 17-11 занимают последние семь гонщиков второй сессии квалификации;
  • Места первой десятки распределяются в соответствии с результатами третьего квалификационного заезда.

Если два гонщика показали одинаковое время в одной из сессий, то более передовую позицию займет тот, кто показал этот показатель раньше. На лучшей позиции стают те гонщики, кто начал, но не закончил быстрый круг. Далее располагаются те, кто не успел завершить прогревочное кольцо. Если команда допустила нарушения перед началом гонки, ей назначаются штрафы.

Подготовка к старту

До того, как начнется гонка, происходит подготовительный процесс. Вот что должно происходить за определенное время до зеленого света светофора:

  • 30мин. Открывают пит-лейн. Болиды полностью заправленные выкатываются на соответствующее место на разметке (двигатели не работают). В этот момент некоторые гонщики решают сделать ознакомительный заезд, но они все равно должны заехать на соответствующее положение перед стартом.
  • 17мин. Активируется звуковое предупреждение, что через 2мин. пит-лейн закроют.
  • 15мин. Пит-лейн закрывают. Присутствующие слышат вторую сирену. Если какой-то болид не успевает выехать из этой зоны, ему можно будет стартовать только после того, как весь пелотон пройдет первое кольцо. Участники видят светофор с пятью красными сигналами.
  • 10мин. Загорается табло, на котором указано положение каждого пилота на старте. Все покидают площадку. Остаются только пилоты, представители команд и механики.
  • 5мин. Гаснет первый комплект ламп на светофоре, звучит сирена. Болиды, которые еще не на колесах, обязаны стартовать от бокса, где производится замена колес или же с самой последней позиции решетки.
  • 3мин. Гаснет второй комплект красных ламп, звучит еще одна сирена. Пилоты салятся в болиды и пристегиваются.
  • 1мин. Механики уходят. Подается сигнал сирены. Гаснет третий комплект ламп. Заводятся моторы.
  • 15сек. Светится последняя пара ламп. В случае неполадок с машиной гонщик поднимает руку. За ним становится маршал гонки с желтым флагом.

Старт

Когда все сигналы на светофоре исчезают, все болиды должны проехать первое кольцо, которое называется прогревочным. Заезд длится 30 секунд. Каждый соперник едет не просто ровно, а виляет по трассе, чтобы максимально нагреть покрышки для улучшения сцепления.

По завершении прогрева машины возвращаются на свое место. Далее поочередно активируются все лампы на светофоре, и резко гаснут. Это является сигналом к старту. В случае отмены старта загорается зеленый свет.

Если болид начал движение раньше времени, ему полагается 10-секундный штраф за фальстарт. Это время он проведет очередной замены шин или он заезжает на пит-лейн. В случае возникновения проблем с какой-либо машиной все остальные снова заезжают на прогрев, а это авто откатывается на пит-лейн.

Бывает так, что поломка возникает на прогреве. Тогда пейс-кар включает оранжевый сигнал на крыше, после чего старт откладывается. Когда погода резко меняется (начался дождь), старт могут отложить, пока все не заменят шины.

Финиш

Гонка заканчивается взмахами клетчатого флага, когда лидер пересекает последний свой круг. Остальные гонщики прекращают борьбу после того, как пересекут финишную линию на завершении текущего круга. После этого соперники заезжают в парк команды.

Случается так, что флаг показывают раньше, чем необходимо, что можно считать концом гонки, а лидер получает свои очки на основании пройденных кругов. Другая ситуация – флаг не показывают, хотя уже пройдена положенная дистанция. В этом случае соревнование все равно завершается в согласии с выделенным регламентом.

Заезд завершается по истечении 120мин. (если гонка останавливается, к общему времени приплюсовывается и этот период) или когда лидер проедет все круги раньше.

Ограничения для повышения зрелищности

В этом случае гонщику начисляется штраф. В качестве наказания за использование подобного мотора его перемещают на самую последнюю позицию. Из-за этого ему нужно обогнать всех соперников. Не совсем справедливо, зато зрелищно.

Пилоты — только самые лучшие

Соревнования F-1 доступны исключительно для лучших гонщиков. Невозможно пробиться в Гран-при, имея только деньги. В этом случае ключевой момент – это опыт. Чтобы пройти регистрацию, спортсмен обязан иметь суперлицензию. Для этого он должен пройти всю карьерную лестницу в спортивных соревнованиях данной категории.

Из-за большого количества профессионалов не каждому удается пробиться в Королевские гонки. По этой причине много пилотов с суперлицензией вынуждены сотрудничать с менее перспективными командами, но при этом они все равно имеют неплохие деньги за счет выгодных контрактов.

Но даже в таком случае пилоту все равно нужно повышать свое мастерство. В противном случае на его место команда найдет другую восходящую звезду с большей перспективой.


Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон завершили сезон Формулы 1 красочной борьбой на последнем круге Гран-при Абу-Даби. Мы подробно рассказывали о событиях финальной гонки в отдельном материале. Здесь – основные детали скандальной ситуации, которая привела к самой финальной схватке Ферстаппен – Хэмилтон. Вот краткое содержание:

🎲 54-й круг – авария Латифи. В гонке появляется машина безопасности. На тот момент между Хэмилтоном и Ферстаппеном – 12 секунд разрыва и пять круговых машин. Хэмилтон – лидер.

🎲 Макс Ферстаппен заезжает в боксы и меняет шины. Хэмилтон в это время остается на трассе на старых шинах. Команда объясняет: при заезде Хэмилтону придется отдать позицию.

🎲 Формально у Хэмилтона сохраняется преимущество над Ферстаппеном. Обгонять во время нахождения на трассе машины безопасности можно только при прописанных условиях.

🎲 FIA запрещает круговым пилотам перегонять весь пелотон. Это можно сделать в одном случае – всем одновременно, чтобы потом все успели пристроиться в конец.


🎲 Что произошло в Абу-Даби: FIA изначально запрещала обгон, но в итоге его разрешила. И возобновила гонку в тот момент, когда еще не все пилоты доехали полноценный круг и выстроились сзади. И даже не разрешила всем круговым перегонять лидеров.

🎲 Успели гонщики, которые находились между Ферстаппеном и Хэмилтоном. Поэтому Ферстаппен свободно приблизился к Хэмилтону. Они стартовали почти одновременно.

🎲 Рестарт произошел за круг до официального завершения гонки. Ферстаппену хватило нескольких поворотов, чтобы пройти Хэмилтона. Так он и стал победителем сезона.

А у Ферстаппена был целый круг для обгона:


Пересмотр второго протеста проходил уже на фоне критических комментариев пилотов. И даже так он все равно был отклонен.

После гонки действия гоночного директора прокомментировали пилоты других команд. Ландо Норрис утверждает, что решение FIA могло повлиять на результаты гонки. Он делает акцент на том, что FIA изначально запретила круговым пилотам обгоны. И разрешила их уже поздновато.

Перейдем сразу к делу.

Начало начал

Все мы когда-то слышали, что профессиональные гонщики начинают свою карьеру с картинга, однако, это далеко не всегда так. Не существуют идеального рецепта в становлении пилота.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея.

Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT:

После выступления в этапах для новичков и любителей юный гонщик может подняться выше, в профессиональный картинг, но при условии, что будет показывать отличные результаты в любительских гонках.

Всего есть 4 класса картинга в Российской Федерации. Все они контролируются Российской Автоспортивной Федерацией.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Параллельно с выступлением в России, подросток может начать свой путь гонщика и в Европе, где существует бесчисленное множество чемпионатов по картингу. Самый главный среди них — Чемпионат Европы. Гонщик, чье имя закрепляется на высших строчках турнирной таблицы, с большой вероятностью сможет перейти дальше: в формульную или кузовную серию автоспортивных соревнований.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Константин Терещенко, гонщик серии ELMS

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

На пути к большим призам

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) — чемпионат Германии среди кузовных автомобилей. Соревнования проводятся на машинах, внешне напоминающих обычные автомобили. Но на самом деле из внешних деталей от обычного кузовного авто на болиде остаются лишь фары. Все остальные панели кузова облегчены и крепятся на пространственную раму специальными защелками для того, чтобы в случае поломки механики смогли легко добраться к нужным агрегатам.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Так выглядит открытая DRS

- KERS – система рекуперации кинетической энергии, которая накапливает энергию на торможении и отдает ее на прямых.

- Автомобиль безопасности (пейс-кар) – специальный автомобиль, который выезжает на трассу в случаях необходимости. Обычно это происходит, когда движение в обычном режиме гонки может быть небезопасным для кого-то из участников Гран-при: если на трассе находятся обломки, разлито масло, необходимо эвакуировать разбитый болид или в сложных погодных условиях. Автомобиль безопасности возглавляет пелотон, и за ним гонщики вынуждены ехать гораздо медленнее, нежели в обычном режиме. Кроме того, при движении за пейс-каром запрещено обгонять соперников.

- Андеркат — осознанный ранний пит-стоп, благодаря которому получается пройти соперника (за счет стратегии или более свежих шин).

В зависимости от стиля пилотирования гонщика, формы поворота, точки торможения и других факторов апекс может иметь разное местоположение

В зависимости от стиля пилотирования гонщика, формы поворота, точки торможения и других факторов апекс может иметь разное местоположение

- Боксы — гаражи гоночных команд. Это специальные помещения, где проходят все подготовительные и ремонтные работы по ходу гоночного уик-энда.

- Большой шлем – особое достижение, когда один пилот в рамках одного этапа выиграл квалификацию, гонку, показал самый быстрый круг и лидировал от старта до финиша.

- Виртуальный автомобиль безопасности (VSC) – специальный режим на трассе, когда ситуация не достаточна для того, чтобы выпустить реальный автомобиль на трассу. Согласно правилам, в режиме VSC гонщики должны замедлиться приблизительно на 40% и проезжать круг за определенное время. Однако этот темп более быстрый, чем движение за реальным автомобилем безопасности. Обычно режим VSC вводят на пару кругов.

Гранулирование шин

- Грязный воздух – воздух за болидом, который создается завихрениями воздушных потоков от корпуса и антикрыльев. Он серьезно мешает следующему сзади автомобилю. Однако в регламенте-2019 попытались уменьшить эту проблему, изменив элементы аэродинамики.

- Закрытый парк – особое правило, по которому механики не имеют права изменять настройки на болиде или производить замену каких-то деталей в период между квалификацией и гонкой. Исключение делается только для тех автомобилей, которые пострадали во время аварии в квалификации, и для тех, на которых были обнаружены неисправные детали. Cогласно правилам закрытого парка, в период между квалификацией и гонкой сломанную деталь можно заменить только на абсолютно идентичную. Если же происходит замена на деталь другой спецификации, то пилот обязан стартовать с пит-лейн.

- Кокпит — открытая кабина гоночного автомобиля.

- Круговой — пилот, уступающий круг другому пилоту. Такому гонщику показывают синий флаг как знак, что он должен пропустить вперед более быстрый автомобиль, который догнал его на круг.

- Маршалы — сотрудники трассы, которые сигнализируют предупреждающими флагами, эвакуируют разбитые болиды, убирают обломки.

Маршалов легко выделить среди остальных сотрудников автодрома — они непременно одеты в оранжевые комбинезоны

Маршалов легко выделить среди остальных сотрудников автодрома — они непременно одеты в оранжевые комбинезоны

- Моторхоум – передвижной офис, который команды возят за собой в европейский период чемпионата. Они обустраиваются прямо на автодроме из трех-семи специальных грузовиков. Внутри таких мобильных офисов находятся комнаты пилотов, кабинет руководителя команды, медицинский кабинет, дополнительные офисы, гостевая зона и другие необходимые помещения.

Насколько развилась безопасность гоночных болидов "Formula 1" за 60 лет.

Безопасность в Формуле 1. Как технологии защищают пилотов F1

С тех пор как первые гонщики Formula 1 появились и выехали на мировые автотреки на своих высокопроизводительных автомобилях, изменилось многое. И лишь один из главных моментов остался неизменным- это скорость, до которой разгоняются эти высокотехнологичные спортивные "снаряды" (болиды). Год от года гоночные болиды становятся все быстрее и динамичнее.


Для кого-то из нас (вас) это покажется парадоксальным, но именно благодаря продуманности всех систем безопасности пилоты болидов осознанно идут на больший риск при гонках, разгоняют свои одноместные автомобили с открытыми колесами до огромных скоростей. Гораздо больших чем те, которые они могли бы себе позволить на менее безопасных болидах. За свою жизнь теперь гонщики могут не опасаться и смело идти к авто-подиуму.

Formula 1 не всегда была безопасной


Самые первые меры безопасности были введены в Формуле 1 примерно через десять лет, после первой состоявшейся гонки, а практика подачи сигналов при помощи сигнальных флажков была введена три года спустя. Тогда же впервые были применены автомобильные противопожарные системы в конструкции топливного бака. Через годы противопожарная система перешла в серийное производство на самых дорогих люксовых авто.

Начиная с 1963 года водители болидов F1 обязаны были носить огнестойкие костюмы. Первым драйвером использовавшим закрытый шлем "фулфейс" был Дэн Герни, произошло это в 1968 году, во время практики на Гран-При Великобритании. С самого начала развития мер безопасности в этом виде спорта команды сосредоточились на возможности водителя быстро покинуть кабину и предотвращения возгорания болида. 1972 год принес еще несколько улучшений. Подголовники и красные задние фонари а также обязательные шеститочечные ремни безопасности уже применялись на всех болидах.

Спустя три десятилетия после первой состоявшейся гонки Формулы 1, т.е. в 1980 году, стало обязательным постоянное присутствие врачей на гоночных треках на всякий случай, а если… Как раз за год до этого политы Ники Лауда, Карлос Ройтман и Марио Андретти начали выступать на соревнованиях в новых пятислойных комбинезонах, сделанных из несгораемого материала похожего на тот самый, который используются и применяется до сегодняшнего времени в НАСА.

1990-е годы привели к следующему введению в официальную Formula One автомобиля безопасности (safety car), краш-тестов для защитных элементов, которые применяются на одноместных болидах, а также и съемного рулевого колеса. Именно в это самое время (в 90-е годы) начали применяться многие другие новшества, которые улучшили саму безопасность водителя, а именно начали использовать пит-команд и сейфти-стюартов.

Безопасность 21 века


В 1981 году на стартовую решетку трассы подали и выкатили McLaren F1, т.е. новый вид автомобиля, в котором была использована новая технология "клетка для выживания закрытого типа" известная сегодня - как монокок. Почти 20 лет эта супертехнология пылилась на полках в виде чертежей, которая была изобретена Колином Чепменом еще в 1960-х прошлого столетия. С тех пор развитие монококов не прекращалось. Современные разработки за счет применения передовых материалов позволяют сегодня обеспечивать самый высокий уровень безопасности даже при использовании открытой кабины болида.

Это продемонстрировала "клетка безопасности" в автомобиле Алонсо в котором, вся конструкция созданная для защиты водителя от пагубного влияния удара выдержала серьезные нагрузки, в то время как остальная часть автомобиля была напрочь разрушена.

Для дальнейшего развития темы безопасности был придуман и создан комитет безопасности, в который вошли бывшие гонщики Формулы 1. Целью создания такого комитета была идея, помочь стюардам в принятии решений касающихся гоночных инцидентов. На каждом Гран При обязаны присутствовать три стюарда от FIA в обязанности которых входит обеспечение безопасности и следования строгих правил.


В 2011 году FIA предписала уменьшить размеры ролл-баров для автомобилей Формулы 1. Система крепления колес также была усовершенствована и все для того, чтобы предотвращать вылет шин и колес на трассу после столкновения болидов друг с другом. Еще одно важное новшество безопасности касалось самого шлема. В него был включен полностью новый элемент, который был сделан из нового материала, а именно, это были полосы в верхней части козырька основной составляющей которых стал Zylon (название материала).

Полоса, сделанная из материала Zylon в два раза упрочила шлемы Формулы- 1, сделано это было путем укрепления самого слабого места этого жизненно важного оборудования безопасности пилота (лица пилота) поликарбонатовым забралом.

За два года, до того момента как было введено данное правило, гонщик Фелипе Масса получил перелом черепа в квалификационных автогонках Hungarian GP 2009 года, именно после того, как пружина от задней подвески Баррикелло ударил его прямо по голове пока он ехал со скоростью около 281 км/ч. К нашему счастью трагедии удалось избежать.

Материал "Zylon" представляет собой синтетический полимер, который имеет прочность на разрыв в 1,6 раза выше, чем материал кевлар. Он сегодня используется в марсаходах, в теннисных ракетках, в сноубордах, а также применяется для различных медицинских целей. С 2007 года в Формуле- 1 этот материал начал использоваться вместо карбона. Именно он в обязательном порядке должен защищать кузов от пробития.

Безопасность F1 и серийные автомобили


Как и в обычных дорожных автомобилях безопасность машин Формулы 1 состоит из сочетания многих элементов, которые работают вместе друг с другом для защиты водителя. Общими элементами между обычными дорожными автомобилями и гоночными болидами являются ремни безопасности и зоны их деформации.

Зона деформации делает именно то, о чем говорит само ее название. Это часть кузова автомобиля которая поглощает силу удара а далее рассеивает и уменьшает данное опасное влияние на человека, который в этот момент находится в автомобиле. Конечно одноместные суперкары F1 являются более продвинутыми автоболидами, чем их гражданские коллеги, но тем не менее, сама эта система работает по одинаковому принципу, как на самих суперкарах так и у обычных автомобилей.

Шлемы в Формуле 1 и в самом автоспорте в целом привели к улучшению защитных устройств, которые продаются населению. Может в самом автомобиле шлем и не нужен, но вот для велосипедистов или мотоциклистов он является обязательным атрибутом, так как, даже при небольшой скорости на которой может произойти удар это может привести к летальному исходу (к смерти) или к серьезным травмам. Вспомните дорогие автомобилисты того же Шумахера…

К счастью стандарты безопасности введенные FIA и FIM (это эквивалентно ФИА в мире мотоспорта) достаточно быстро распространились на потребительском рынке.

Помните господа, никогда не используйте тот шлем, который уже побывал в аварии, даже пусть и не взначительной. Старайтесь правильно пристегивать шлем при помощи пряжки, а также не скупитесь и не жадничайте при покупке нового шлема.

Противопожарная защита является еще одним элементом безопасности, который значительно улучшился за последние годы благодаря тем же автогонкам и благодаря автомобилям запущенным в серийное производство. Это развитие длилось в общей сложности долгие 60 лет и продолжается до сих пор до нашего времени. Существует два конкретных пути предотвращения возгорания:

В то время как у гоночных автомобилей на борту установлены огнетушители, которые активируются при помощи кнопки и их включение "маршал" может произвести удаленно и самостоятельно, то у современных уже серийных автомашин внутри установленны специальные топливные баки, которые специально предназначены для предотвращения утечек топлива и даже от серьезного удара. При таковом ударе автоматически также отключается и вся система подачи топлива.

F1 на сегодняшний день являются для водителей более безопасной, чем когда-либо это было и, мы надеемся, что все нововведения используемые на них и которые будут использоваться в скором времени, будут использоваться и в других областях автоспорта. К примеру, эти некоторые технологии уже сейчас применяются на автомобилях World Rally Championship.

Какие системы безопасности от F1 не могут быть использованы в современных серийных автомобилях?

Прежде всего хотим отметить,- это шеститочечные ремни безопасности. Несмотря на то, что это самый высокий стандарт в автомобильной безопасности на сегодня он не может быть применен в производстве автотранспортных средств используемых на обычной дороге, и это из-за его сложности и наряду с существенным ограничением движения водителя, которое появляется и осложняется из-за его достаточно жесткой фиксации.

То же самое относится и к системе HANS, тому блестящему решению для защиты шеи водителей. Такая система защиты никогда не станет распространена на обычных серийных автомобилях из-за того, что для нее требуется шлем и она серьезно сковывает движение водителя, а это не подходит как вы понимаете для дорожного использования. Само собой разумеется, в дорожных версиях автомобилей не будут применяться и сами шлемы, вместо них чудеса творят современные подушки безопасности.

Вторая система- это само сидение. Водители F1 используют сидения которые произведены непосредственно по форме их тела (пилотам приходится соблюдать строгую диету, чтобы всегда оставаться в нужной форме, т.е. в форме кресла…). Такие сидения позволяют извлекать водителя после аварии без перемещения его из кресла, что позволяет избежать серьезной травмы позвоночника. И естественно, что такая система подходит только для автотранспортных средств с открытой кабиной.

Клетка безопасности является основной концепцией, которая успешно применяется в производстве транспортных средств, но не в том самом виде, как в автомобилях Формула 1 и не из тех самых материалов. В Королевских гонках все намного сложнее, изысканнее и конечно же дороже.

К примеру, компания McLaren P1 действительно создала противоаварийную защитную ячейку настолько эффективной, что для такого гоночного болида больше не требуется трубчатого каркаса.

Авария с участием Фернандо Алонсо - 2016 Australian Grand Prix

Читайте также: