Посадка спускаемого аппарата союз

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

И снова тишина. Наконец, в 12.50 (мск) стало известно, что капсула приземлилась в 478 км от намеченной точки посадки! Отклонение на такое расстояние очень существенно, что само по себе наталкивало на мысли о сложной ситуации на борту корабля при спуске.

После этого прошло еще немного времени, и выяснилась единственная на тот момент подробность. Руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов сказал, что посадка прошла по баллистической траектории. При этом кто-то из специалистов, присутствовавших в ЦУПе, шепнул, что еще одна такая посадка, и можно заработать инсульт.

Но в истории космонавтики нередки случаи, когда риск наихудшего исхода штатной ситуации возрастает до предела. Большей частью это связано с отказами космической техники. Обратимся к материалам прошлых публикаций и проследим интригующее развитие событий недалекого прошлого.

21 октября 2007 года спускаемая капсула корабля "Союз ТМА-10", на которой возвращались члены 15-й экспедиции МКС россияне Федор Юрчихин и Олег Котов (более полугода на орбите) и первый космонавт Малайзии Шейх Музафар Шукор (Шукор выполнял программу исследований на борту МКС на протяжении 11 суток), перешла из управляемого режима в баллистический. Капсула приземлилась в 70 километрах от запланированного места посадки, космонавты испытали перегрузки до девяти единиц (т.е. вес тела космонавта увеличился в девять раз).


По словам главного баллистика Центра управления полетами (ЦУП) Николая Иванова, перегрузка была кратковременной и не угрожала здоровью и жизни космонавтов. "Баллистический спуск, в режим которого накануне на участке спуска в атмосферу Земли система управления перевела спускаемый аппарат не является нештатным режимом, и перегрузка до девяти единиц, испытанная экипажем и продолжавшаяся около десяти секунд, не угрожала их жизни и здоровью, - сказал Иванов. - Был сбой, но система управления "Союзом" же не только не отказала, а, что принципиально важно, успешно перевела спускаемый аппарат в более надежный режим спуска в атмосферу Земли. Если бы это случилось, не дай Бог, с американским шаттлом, у которого не предусмотрен режим баллистического спуска, то встречать космонавтов пришлось бы ехать с похоронным оркестром".



ЦУП во время посадки

Во время посадки Союза в российском Центре Управления Полетами в подмосковном Королеве царил обычный деловой настрой. Встречать своих астронавтов на Байконур отбыло большинство представителей корейской делегации и американской НАСА. В соответствии с программой полета спускаемый аппарат СА отделился от орбитального модуля и приборно-агрегатного отсека, что демонстрировала анимация на экране ЦУП-а. После отделения капсула вошла в плотные слои атмосферы, и началось торможение корабля.


Мнение НАСА
Самочувствие и эмоции

В тот же день в СМИ появилась информация о неважном самочувствии космонавтов. Отмечалось, что пока место посадки искали спасатели, только Юрий Маленченко смог самостоятельно выбраться из корабля, тогда как Ли Со Ён и Пеги Уитсон потребовалась помощь. Причем в телевизионные репортажи попала только кореянка, которая перенесла перегрузки при спуске значительно легче, чем Уитсон, отработавшая в космосе полгода. Всего в поисковой операции были задействованы 12 вертолетов, три самолета и шесть эвакуационно-спасательных машин Росаэронавигации. После первичного обследования космонавтов должны были доставить в аэропорт города Кустанай, а потом в Москву. Первыми до спускаемого аппарата корабля добрались местные жители, заметившие в небе "огромный парашют". Они стали свидетелями, как командир корабля Юрий Маленченко выбирался из лежащего на боку спускаемого аппарата, и помогли ему.

Через чуть более получаса на месте посадки "Союза" приземлился уже первый вертолет поисково-спасательной службы ВВС. Спасатели помогли покинуть корабль Пегги Уитсон и Ли Со Ен. Проводившие на месте посадки осмотр космонавтов три медика, включая американского врача, сообщили, что самочувствие корейской космонавтки, летавшей в космос лишь на 11 дней, хорошее. Господин Маленченко и госпожа Уитсон, проведшие в космосе 192 дня, чувствовали себя "удовлетворительно". Российские телеканалы и телевидение американского аэрокосмического агентства показывали на месте посадки только кореянку. Позже появилось лишь несколько фотографий Юрия Маленченко. Пегги Уитсон же не смогла даже с помощью спасателей появиться перед телекамерами на церемонии встречи в Кустанае, куда космонавтов доставили с места посадки. Лишь вечером телеканалы показали всех троих космонавтов на подмосковном аэродроме Чкаловский. Причем госпоже Уитсон помогали спускаться по трапу самолета два американских врача, в то время как господина Маленченко и госпожу Со Ен поддерживали по одному врачу. Причиной неважного самочувствия космонавтов стало то, что в ходе баллистической посадки вместо перегрузок в три-четыре единицы (вес космонавта в три-четыре раза превышает его массу на Земле) этот показатель достиг восьми единиц.

Фильм “Одинокий рейнджер” – Джон Рейд - рейнджер, который борется с преступностью на Диком Западе. Тонто - индеец, который хочет отомстить за гибель своего народа.


Теория поршневых авиационных двигателей. Загрузка с Яндекс-диска. Очень удобно.

космический корабль Союз спускаемый аппарат

Космический корабль на заднем дворе

космический корабль Союз

работа системы мягкой посадки корабля Союз

Первое, чего НЕ следует делать, — это бежать к капсуле, пока она спускается, чтобы как можно быстрее обнять космонавтов. Капсула, или если правильно, спускаемый аппарат (СА) — ​​оснащена шестью твердотопливными ракетами, которые буквально стреляют в землю на высоте 80 сантиметров. Это позволяет снизить посадочную скорость с 21,6-25,2 до 5,4-7,2 км/ч. Эти ракеты являются элементом системы мягкой посадки. И если космический корабль садится нормально, срабатывают только четыре из шести. Но даже это обстоятельство не позволит Вам комфортно лежать и делать селфи рядом со спускаемым аппаратом, когда они активируются. В основном потому, что эти ракеты могут вызвать небольшой пожар. Кстати, именно они ответственны за создание облака пыли, которое окружает капсулу непосредственно перед приземлением. И которое, по мнению многих людей, возникает при ударе космического корабля о Землю.

рожар после посадки космического корабля

Пожар в степи после посадки. Фото НАСА/Роскосмос.

Приветствуем Вас на Матушке-Земле! Нет?

Итак, спускаемый аппарат уже стоит на грунте. Ну а теперь можно помочь экипажу, верно? НЕТ! В течение десяти минут после приземления нельзя приближаться к кораблю ближе, чем на 50 метров! Почему? Да потому что в этот период сразу несколько антенн связи будут развернуты с использованием пиротехнических механизмов. Крышки некоторых из этих антенн могут серьезно поранить Вас, если Вы подойдете слишком близко. Лишь только когда антенны будут развернуты, можно будет немного расслабиться. Но не полностью. Потому что капсула может внезапно покатиться. Если она приземлилась, например, не вертикально. И попасть под нее — не лучшая идея. Потому что Вас может переехать космический корабль весом две с половиной тонны. Смерть, конечно, красивая. Но глупая.

Поэтому, если вы хотите предотвратить скатывание космического корабля, нужно закрепить его камнями или другими подручными средствами.

Чего вам НЕ следует делать ни при каких обстоятельствах, так это пытаться самостоятельно привести капсулу в вертикальное положение, если она находится на боку. Подобную процедуру может провести бригада из пяти или шести человек. И в одиночку это делать крайне не рекомендуется.

Далее нужно убедиться, что основной парашют, имеющий диаметр почти 23 метра, не надувается ветром. Так как он может запросто утащить космический корабль. И если он надулся, Вам срочно нужно перерезать стропы, соединяющие парашют с основным тросом. Но помните! Между тросом и стропами находится небольшой пиротехнический механизм! Поэтому будьте осторожны.

Опасный кактус

Так, что еще… Да, нельзя подходить к спускаемому аппарату с кормы. Опять ракеты. На этот раз нет. Просто в этой области находится гамма-высотомер под названием Кактус-2В, оснащенный небольшим количеством радиоактивного цезия. Этот материал очень нужен для работы прибора. Потому что гамма-лучи сами по себе почему-то не генерируются.

Это не опасно, если нет утечки. Но лучше не приближаться ближе чем на пять метров к корме корабля. Высотомер обозначен знаком радиоактивной опасности. Команда спасателей всегда проверяет утечку цезия. Но я предполагаю, что у Вас не будет под рукой счетчика Гейгера. Так что Вам лучше держаться от него подальше. Если капсула стоит вертикально, то эта проблема снимается.

Тук-тук, кто там?

Специальный ключ

Гравитация, здравствуй!

экипаж космического корабля Союз после посадки.

Извлечение экипажа космического корабля Союз после посадки. Фото НАСА/Роскосмос.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Научно-исследовательский институт парашютостроения ‒ единственная структура в России, которая разрабатывает все виды парашютов. Благодаря работе института в сегменте космических парашютных систем наша страна ‒ лидер на мировом рынке.

4477081225.jpg

Фото: Роскосмос

В перспективе, новый космический корабль будет доставлять своих пассажиров даже к Луне. В январе этого года первый замглавы Роскосмоса Юрий Урличич на Академических чтениях по космонавтике памяти С.П. Королева сообщил, что беспилотный облет Луны планируется на 2028 год, а пилотируемый – в 2029 году.

Неземные купола: парашюты не для приземления

С самого начала космической эры в НИИ парашютостроения изучались возможности посадки космических аппаратов не только на Землю, но и на другие планеты и их спутники. Парашютные системы для примарсения или прилунения серьезно отличаются от тех, которые используются для приземления – привычные нам законы земной физики здесь не работают.

В отсутствие земной атмосферы, например на других планетах, парашютам приходится раскрываться на огромных, сверхзвуковых скоростях. Поэтому для замедления в чужеродной атмосфере нужны совсем другие конструкции. И даже по своему внешнему виду такие парашюты отличаются от своих земных собратьев. Традиционный купол парашюта когда-то был придуман неслучайно – эта форма обеспечивает наилучшее сопротивление при минимальной площади. Сверхзвук полностью меняет характер обтекания движущегося в воздухе тела. Уже по итогам первых испытаний специалисты поняли – нужно экспериментировать с формой.

Марсианские хроники: первая посадка на Красной планете

Mars3.jpg

Современные технологии сегодня могут предложить множество других решений для третьего, финального этапа примарсения. К примеру, аппараты могут тормозиться сбрасываемыми двигателями или садиться в надувных шарах-амортизаторах, как американские марсоходы Spirit и Opportunity. Но сверхзвуковые парашюты по-прежнему остаются ключевым этапом посадки. И даже если Илону Маску удастся успешно посадить корабль Starship с торможением на двигателях, беспилотные аппараты еще долго будут использовать проверенную временем технологию посадки – сверхзвуковой парашют, а затем торможение двигателями на небольшой скорости.

Читайте также: