Посадка самолета в туман

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Всё имеет свои пределы. В том числе и возможности систем посадки и оборудования на борту ВС.
Аэропорты в любую погоду работают по фактической погоде. Нельзя же работать по вчерашней. Это экипажи ВС при принятии решения на вылет могут руководствоваться прогнозом. Ну и в любом случае только экипаж несет окончательную и полную ответственность за исход полета, так что именно он принимает решение выполнять заход и посадку или нет, независимо от метеоусловий. Конечно, есть свои ограничения и у экипажа, и у аэродрома, и у ВС - но крайнее решение остается за человеком на борту.

Когда то давно интересовался профессионально этим вопросом.
Однажды, читая авиационный журнал (не наш, ах в оригинале) я наткнулся на статью о заходе в Хитроу при минимуме 0х0 - эксперименты с оборудованием. Все боле-менее у них было нормально, но вот проблема - трап не подогнать к самолету. Траповщики боятся в таком тумане.
Это на полном серьезе. Как сейчас - не знаю. Это было 20+ лет тому назад.

сейчас трапы оборудованы системой "прозрачный туман"производства Нагасаки лимитед, так что этой проблемы уже давно не существует.

Спасибо за ответ, но мне говорили, что в Советском Союзе в этом плане было строже. Экипаж должен был неукоснительно подчиняться приказу диспетчерам не садить самолет, если погода, по мнению последних, была неблагприятной для посадки.

Вот на этой ветке рассказывал, как сам "ёжиком в тумане" над Казанью два часа кружил. Там есть комментария Denokana, возможно он вам будет интересен

Туманы создают большие неприятности для пассажирских авиалайнеров различных авиаперевозчиков мира, а кроме того, приводят и к недовольству пассажиров, которые вынуждены ожидать стабилизации метеорологической обстановки в других аэропортах, либо же ожидать рассеивания тумана для осуществления вылета. Ежегодно, плохие метеорологические условия, в частности туман, становится причиной для задержек тысяч авиарейсов по всей планете, что естественно приводит к дополнительным затратам авиаперевозчиков, и несмотря на то, что ранее информационный портал Avia.pro уже представлял несколько разработок по минимизации ущерба от этого явления, существуют и другие идеи, которые также вполне вероятно могут снизить влияние тумана на совершение пассажирских авиарейсов.


Такое атмосферное явление как туман, представляет собой ничто иное как скопление в воздухе мелкодисперсного конденсата, образующегося за счёт разности температур воздуха и земли. Чем меньше частицы конденсата, тем более плотным является туман, и тем самым хуже становится зона видимости. Обычные световые приборы, как правило, помогают лишь в том случае, если туман не является плотным, и при увеличении дисперсности конденсата, действительная польза от светосигнального оборудования расположенного на взлётно-посадочных полосах уменьшается.


Учёные из Германии в настоящее время предлагают использоваться на взлётно-посадочных полосах аэропортов лазерное оборудование, которое обеспечивает вполне эффективную зону видимости для посадки самолётов даже в условиях плотного тумана. Подобные установки представляют собой ничто иное как лазерное оборудование, смонтированное в виде отдельных участков, которые в случае снижения видимости на взлётно-посадочной полосе могут быть задействованы. В этом случае, свет лазера хоть и будет рассеиваться, но всё же он будет весьма сфокусированным по сравнению с обычным светосигнальным оборудованием, эксплуатируемым в настоящее время, что позволит обозначить не только габариты взлётно-посадочной полосы, но и указать пилотам все необходимые параметры позволяющие осуществлять приземление.

Специалисты из Китая также предлагают использовать лазерное оборудование, однако в этом случае, длина волны лазера не будет видна человеческому глазу, и использоваться система будет для указания текущего положения взлётно-посадочной полосы на мониторе бортового компьютера. Смысл разработки главным образом заключается в том, что лазерный луч формирует целеуказание для бортового компьютера воздушного судна. который в свою очередь выводит всю необходимую для посадки информацию, и после несложных операций, пилот летательного аппарата может запросто посадить самолёт даже при фактически нулевой видимости. В настоящий момент эта система существует лишь в теоретическом представлении учёных и инженеров, однако, поэтапность выглядит следующим образом:

  • Воздушное судно, приближаясь к границе аэропорта попадает в зону видимости радиолокационной установки;
  • Посредствам отправки лазерного сигнала на бортовой компьютер самолёта передаётся код с месторасположением взлётно-посадочной полосы, который корректируется в зависимости от местоположения самолёта;
  • При осуществлении снижения, бортовой компьютер указывает пилоту параметры необходимые для приземления, с отображением габаритов ВПП и её расположением в пространстве.

В действительности, сигнал может передаваться и обычным радиоволновым сигналом, однако из-за возможных помех, предполагается использовать именно лазерную установку.

Погода является одним из важных факторов, которые следует учитывать при планировании полета. Пилот Тапио Сийвола и вице-президент Air Navigation Services Finland Карри Ханнула рассказывают о сложных погодных условиях и о том, как гром, туман, метель и ветер влияют на планирование полета.

Гроза – летняя неприятность

Заметить грозовые облака проще днем, а ночью их можно обнаружить только с помощью метеорологического радара. При посадке самолет начинает снижаться за 10-15 километров до взлетно-посадочной полосы. Если на его пути окажется грозовое облако, то возможность использования данной взлетно-посадочной полосы будет под вопросом. Нельзя пролететь сквозь или под грозовым облаком из-за риска возникновения конвекционных течений и града. Поэтому иногда, чтобы облететь грозовые облака, приходится преодолевать достаточно большие дополнительные расстояния.

Туман может помешать приземлению

Если при приземлении взлетно-посадочная полоса не видна на расстоянии 30 метров, то перед посадкой пилоту, возможно, придется уйти на второй круг или самолет отправят в другой аэропорт. В таких погодных условиях нет места спешке, время посадок увеличивается. Главная цель – безопасное приземление.

Лед и влажность – сложная комбинация

Обледенение запросто может привести к задержкам вылетов. Взлетно-посадочные полосы должны быть очищены для обеспечения безопасности, а самолеты обязательно проходят процедуру обработки противообледенителями.

Самое сложное, когда случаются заморозки в сочетании с высокой влажностью воздуха, поскольку это приводит к замерзанию авиационных двигателей. Это означает, что самолет не может доехать на станцию ​​противообледенительной обработки самостоятельно. Тогда противообледенительная служба должна подъехать к каждому самолету отдельно. Если самолеты, стоящие в очереди для обработки противообледенителями, расположены далеко друг от друга, это может замедлить работу аэропорта. Финские аэропорты полностью обеспечены всеми возможностями для проведения таких процедур – тысячи самолетов проходят обработку каждый год.

Порывы ветра усложняют полет

«Если ветер сильный, но устойчивый, то это не мешает спокойному полету. Но вот порывистый, быстро меняющий свое направление ветер может стать настоящим испытанием для пилота. Когда самолет и все необходимые для управления приборы трясутся, то пилоту приходится нелегко. Кроме того, посадка в сильный ветер – это не простая задача. Быстрые изменения скорости ветра могут привести к пропущенному заходу на посадку или отправлению на другой аэродром.


Заслуженный пилот России Юрий Сытник объяснил опасность тумана при посадке воздушного судна — самолет может приземлиться мимо взлетно-посадочной полосы. Его слова приводит телеканал РЕН ТВ.

По словам Сытника, около 30 процентов летчиков побаиваются тумана и чувствуют себя некомфортно, 30 процентов испытывают азарт и хотят продемонстрировать свое мастерство. При этом, по его мнению, еще 40 процентов — это самые хорошие летчики, которые никогда не допустят инцидента.

Ранее сообщалось, что в московских аэропортах из-за тумана произошла массовая отмена и задержка более 177 рейсов. Во Внуково задержаны 47 самолетов, 4 отменены, в Шереметьево — 40 и 15 рейсов соответственно. В Домодедово известно об изменении времени вылета 56 рейсов, еще 15 были отменены.

Читайте также: