Посадка самолета в дождь

Обновлено: 08.07.2024

Половина всех гроз продолжается не более часа. Полеты в зоне грозовых облаков опасны: там наблюдаются мощные восходящие и нисходящие потоки воздуха до 20 - 30 м/сек., более интенсивное обледенение, разряды молнии, град, сильные ливневые дожди, плохая видимость. - Мы про грозы знаем и стараемся туда не лезть, - уверяет Алексей Кочемасов. - У самолета есть локатор, который хорошо видит грозовые очаги. В зависимости от плотности облаков на его экране грозовой объект высвечивается различными цветами. Слабая облачность - едва зеленый цвет, более плотные облака - ярко-зеленый, грозовые облака - ярко-красный цвет, облака, содержащие градообразования (лед), - пурпурно-красный. Сдвиг ветра и сильная болтанка - темно-вишневый. В зависимости от цвета на локаторе экипаж решает: идет ли он по заданному маршруту или выбирает новый.

Разгорается скандал: австралийские стюардессы увидели в Интернете постеры с обнаженными девушками в салоне самолета и оскорбились.

Как я победила страх перед полетами

Возрастная категория сайта 18 +

Не секрет, что многие люди страдают аэрофобией. Каждый полет становится для них настоящим испытанием. Но даже если вы не относитесь к таким людям и знаете, что по статистике перелеты по воздуху безопаснее, чем передвижение по земле, некоторые явления на борту самолета (например турбулентность или заход на второй круг при посадке) наверняка заставляют вас в этом сомневаться. Мы решили выяснить, какие из этих вещей являются вполне нормальными, а какие в самом деле могут представлять опасность.

Турбулентность

С этим явлением в той или иной степени сталкивался каждый пассажир. Заключается оно в том, что самолет начинает трясти и подбрасывать, иногда едва ощутимо, а иногда весьма значительно. В такой ситуации всем становится не по себе, и это понятно, но все же стоит помнить, что турбулентность - это абсолютно нормально, и не впадать в панику.

"Болтанка" вызвана разницей в температуре восходящих и нисходящих потоков, особенно в облаках, над большой водой, горами или в потоке воздуха от другого самолета (такое часто случается около аэропортов). Но бояться, что самолет, попав в воздушную яму, развалится, не стоит: он спроектирован с учетом таких нагрузок.

Разумеется, пилоты стараются избегать грозовых облаков и обязательно предупреждают пассажиров о входе в зону турбулентности, чтобы все успели вернуться на свои места и пристегнуть ремни. Но бывают ситуации, в которых она возникает внезапно. Об этом мы подробно расскажем в конце статьи.

Вспышки света в иллюминаторе

Некоторых пассажиров пугают всполохи света в иллюминаторе, но на самом деле в них нет ничего необычного, все так и должно быть. Это мигают проблесковые огни на законцовках крыла, которые вместе с остальными навигационными огнями служат для предотвращения столкновений летательных аппаратов, особенно вблизи аэропортов.

Часто свет этих огней отражается от облаков, создавая иллюзию молний, что действует на нервы особо впечатлительным пассажирам, хотя в этом нет абсолютно ничего опасного. Кстати, настоящие молнии также попадают в самолет, но для современных летательных аппаратов это не страшно, так как они спроектированы с учетом таких ситуаций.

Для защиты самолета от молнии листы его обшивки плотно пригнаны друг к другу, бортовые системы экранированы медными сетками, топливные баки по мере выработки горючего заполняются инертным газом во избежание возгорания, а на крыльях установлены электростатические разрядники. И все же полеты в грозу считаются опасными, поэтому пилоты стараются обойти грозовой фронт.

Раскачивание крыльев

Еще одна особенность самолетов, которая может напугать неопытного пассажира, - раскачивание крыльев. Тут также нет ничего странного, ведь крылья гибкие, и, как мы уже упоминали, летательные аппараты спроектированы с расчетом на турбулентность. Тем более что самолеты перед взлетом тщательно проверяют, поэтому не стоит бояться, если вы увидели в иллюминатор, как лайнер машет крыльями: все идет как положено.

Уход лайнера на второй круг

Уход самолета на второй круг перед посадкой еще не является признаком наличия у него технических проблем. Возможно, что аэропорт сильно загружен или на траектории захода на взлетно-посадочную полосу появилось препятствие (например стая птиц), дует сильный боковой ветер или безопасная посадка временно невозможна по иным причинам. Лучше задержка, чем опасность, поэтому не стоит волноваться, это вполне обычная ситуация.

Вибрация, скрип и стук при взлете, посадке или рулении

Всяческие "подозрительные" звуки, издаваемые самолетом, как правило, не являются признаками надвигающейся опасности. Их могут издавать закрылки, которые выдвигаются перед взлетом для того, чтобы увеличить подъемную силу, после взлета они убираются обратно и снова выпускаются перед посадкой.

Странный звук (как будто проводят монетой по гитарной струне) во время руления издает блок передачи мощности - устройство, которое выравнивает давление во всех гидравлических системах самолета.

Стук и скрип после взлета и перед посадкой - это шасси, а вибрация во время приземления - это срабатывает противоюзовое устройство, которое предотвращает скольжение. Кстати, резкое приземление также является нормальным, если самолет садится в дождь, так как жесткая посадка обеспечивает лучшее сцепление с асфальтом.

Как и все части самолета, его шасси и колеса выполнены с учетом возможных огромных нагрузок. На фото слева вы видите результат не слишком удачного приземления, однако шины не лопнули (на современных лайнерах они, как правило, бескамерные и накачиваются техническим азотом), и в итоге все закончилось благополучно.

А вот что на самом деле опасно

Очень опасным явлением можно назвать обледенение, которое происходит при полете в атмосфере с переохлажденными каплями воды, а также у земли или даже на самой взлетной полосе. Дело в том, что при обледенении (кстати, обледенеть может не только корпус, но и двигатели) лайнер тяжелеет, ухудшаются несущие свойства крыла, самолет становится неуправляемым.

К счастью, с этим явлением научились справляться: в холодную погоду лайнеры перед полетом обязательно обрабатывают специальной жидкостью. Ну а если обледенение происходит в воздухе, то с ним справляется экипаж: запускает противообледенительную систему и покидает опасную зону облачности.

К прочим опасным явлениям относятся гроза, сильный ливень, шквалистый ветер, смерч, пыльная буря, облака пепла от вулканов, а также аномально высокие или сверхнизкие температуры. В этом случае погода считается нелетной, и, соответственно, рейс переносится. Но что делать, если опасная ситуация, например гроза, возникла уже в полете?

На этот случай у экипажа есть инструкции, а у самолета - метеолокатор, который видит грозовые очаги, каждый из которых высвечивается различными цветами от светло-зеленого до темно-вишневого: чем темнее цвет, тем опаснее объект. В зависимости от цвета на локаторе экипаж принимает решение, следовать ли по заданному маршруту или выбрать новый, более безопасный.

Как мы уже говорили, экипаж предупреждает пассажиров о входе в зону турбулентности и настоятельно рекомендует пристегнуть ремни. Но существует также явление под названием "турбулентность ясного неба" (сокращ. ТЯН), когда предупредить пассажиров вовремя не представляется возможным. Этот вид турбулентности, как нетрудно догадаться из названия, возникает в чистом небе, а не в облаках, при этом уловить ее приближение невозможно даже с помощью метеолокатора.

Но и в этом случае не стоит думать, будто бы современный самолет развалится в воздухе, - он рассчитан на значительные нагрузки. Даже в прошлом подобные катастрофы были редкостью: например, в 1964 году Boeing B-52 (на фото) попал в зону турбулентности ясного неба, потерял вертикальный стабилизатор, но в итоге благополучно приземлился в Арканзасе.

Основная опасность попадания в зону ТЯН состоит в том, что непристегнутые пассажиры могут получить травмы. Поэтому стоит обратить внимание на памятки для пассажиров, которые рекомендуют оставлять ремни пристегнутыми на протяжении всего полета, а при передвижении по салону держаться за спинки кресел или багажные полки - просто на всякий случай.

Десятки тысяч пассажиров ежегодно сталкиваются с задержкой рейса. Естественно эта тема не могла пройти мимо блогеров и журналистов и интернет наводнился “полезными” советами. Сегодня мы развеем несколько популярных мифов.

Миф 1. Чтобы избежать задержки рейса из-за непогоды, путешествуйте в начале дня.

Почему-то считается, что погода портится преимущественно к вечеру. Если мы говорим о грозе или ураганном ветре, то чаще всего так оно и есть. Но в нашем климате это не такие уж и частые явления, а вот туман наоборот, встречается сплошь и рядом.

задержка рейса из-за тумана

Именно из-за тумана чаще всего отменяют и задерживают рейсы в средней полосе России, Украине и Беларуси. А когда на землю опускается туман? Правильно, утром.

Миф 2. Чтобы избежать задержки рейса, заранее узнайте прогноз погоды.

Разочаруем вас и здесь. Знание прогноза погоды ничего вам не даст. Вы ведь не диспетчер и не командир самолета, чтобы знать, достаточно ли сильный ветер/дождь/туман для того, чтобы отменили или задержали рейс.

Что делать, если вы подозреваете, что рейс задержат или отменят из-за непогоды? Ответ тут может быть только один – звоните в авиакомпанию. Только там вам дадут верные указания и официальную информацию.

Миф 3. Позвоните в аэропорт перед вылетом и если рейс задерживается, подождите дома.

Из той же серии:) Совет в принципе хороший, на случай если рейс вообще отменили. А вот если задержали, то вам все равно придется ехать в аэропорт. Задержка вылета – это всего лишь задержка вылета, регистрация при этом заканчивается по старому времени, т.е. за 40 минут до изначального вылета. И если вы, узнав о задержке, решили провести лишний час дома, то приехав в аэропорт можете не попасть на свой рейс, т.к. регистрация уже окончена.

задержка рейса из-за непогоды

Если онлайн табло аэропорта упорно говорит, что ваш рейс будет задержан, а вы еще не выехали из дома, то обязательно позвоните в авиакомпанию и уточните официальную информацию у них, самое главное – изменятся ли в связи с задержкой рейса сроки регистрации пассажиров?

Не забудьте, что на популярных маршрутах вы можете столкнуться с овербукингом, поэтому приезжать впритык к окончанию регистрации не стоит.

Миф 4. Выбирайте более крупные самолеты.

Данное утверждение основывается на том факте, что большие самолеты меньше трясет в пути. К сожалению, размер самолета никак не влияет на его способность взлететь в туман.

Кроме этого, размер и вместимость борта не зависят от авиакомпании и вряд ли вы сможете выбрать самолет побольше. Решающий фактор здесь продолжительность полета. На маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом никогда не пустят Airbus A380, а на рейс Москва – Нью-Йорк Boing 737.

Миф 5. Можно перебронировать авиабилет и улететь рейсом другой авиакомпании

Во-первых, полететь рейсом другой авиакомпании – это не перебронировать билет, а сдать старый и купить новый. К тому же имейте в виду, что сдать билет можно только со штрафами, а некоторые билеты и вовсе невозвратные. Да и деньги назад вы получите не моментально.

Во-вторых, если самолет задерживается из-за непогоды в пункте вылета, то какой бы авиакомпании он не был, вы не улетите. Другое дело, когда непогода в городе прибытия и вы можете в последний момент полететь в Ниццу вместо Барселоны:)

Миф 6. В случае задержки рейса из-за непогоды нужно написать претензию в авиакомпанию.

Боюсь, что от количества претензий погода ну ни как не изменится:) Вы можете пожаловаться на авиакомпанию только, если она не выполняет возложенные на нее обязательства в связи с отменой или задержкой рейса.

Но в любом случае, рассчитывать на моральную компенсацию не стоит. Непогода относится к форс-мажорным обстоятельствам, на которые авиакомпания или аэропорт повлиять не могут.

летная и нелетная погода фото

Что касается технической оснащённости аэропорта, то здесь берётся во внимание свето-техническое и радио-навигационное оборудование, состояние конкретной взлётно-посадочной полосы, а также местность, где эта самая полоса расположена. Так, например,

аэропорт Мальдивы Хулуле фото Hulhule foto


Взлетно-посадочная полоса в аэропорту Хулуле, Мальдивы


Есть аэродромы, оснащённые самыми последними техническими новинками, и они могут принимать рейсы в условиях практически нулевой видимости. А есть аэропорты, где минимальная видимость должна составлять, например 600 или 800м. И даже, если самолёт оснащён по последнему слову техники, в условиях плохой видимости в данный аэропорт рейс не может быть выполнен.

Под метеоусловиями мы пассажиры, как правило, подразумеваем сильный ливень или снегопад, сильный ветер, град, молнии, туман.

Состояние взлётно-посадочной полосы – это как состояние самой полосы, так и следствия погодных условий на эту полосу, такие как обледенение или сильный снегопад, который может свести на нет всю работу по очистке полосы. В таких условиях, взлёт-посадка может быть невозможной.

На видимость влияет туман, дождь, снег, пыль, дым, в общем, всё то, что эту самую видимость понижает. И не так важно, что именно стало причиной плохой видимости. Главное, насколько хорошо в конкретных условиях видно взлётно-посадочную полосу.

Здесь ещё нужно уточнить такой момент как высота принятия решения или, как называют, точка невозврата – это та высота, до которой при снижении пилот ещё может уйти на второй круг. То есть до этой высоты пилот должен принять решение, может ли он осуществить посадку или вынужден снова набрать высоту.

Также большое значение имеет направленность ветра. Самолёты взлетают и садятся против ветра. Это сокращает дистанцию разбега и пробега, то есть позволяет раньше совершить отрыв во время взлёта или быстрее снизить скорость самолёта во время посадки.

Но есть аэропорты, где невозможно изменить направленность взлёта/посадки из-за географических особенностей. Например, с одной стороны взлётно-посадочной полосы море, с другой - горы. Если ветер дует в сторону моря, тогда осуществить посадку возможно (в сторону гор), а вот взлететь уже нет (попутный ветер не дает возможности быстро оторваться от земли). По этому, пассажирам иногда непонятно, почему одни самолёты летают (то есть приземляются), а другие нет (то есть не взлетают).

Читайте также: