Посадка самолета в белоруссии в мае 2021

Обновлено: 05.07.2024

Появились новые детали международного скандала, который разгорелся в небе над Белоруссией. Этим утром Латвийская авиакомпания AirBaltik заявила, что прекращает полеты над Республикой Беларусь. Вообще запретить их на международном уровне сейчас требуют США и Евросоюз, а лично президента Белоруссии обвиняют в авиапиратстве. Все из-за инцидента в минском аэропорту накануне, который сейчас на всех первых полосах международных изданий.

На кадрах - первые минуты после посадки. Международный аэропорт Минска. Служба безопасности провожает пассажиров рейса Афины - Вильнюс в автобус. Они напуганы, потому что им уже объявили, что борт авиакомпании Ryanair якобы заминирован.

После обысков уже в самом аэропорту Минска выяснилось, что никакой бомбы в самолете нет. Зато есть важный пассажир. Роман Протасевич – создатель оппозиционного Telegram-канала Nexta - того самого, что не просто освещал, а фактически координировал прошлогодние протесты. В Белоруссии Протасевича обвиняют в причастности к террористической деятельности и "возбуждении социальной вражды". Его даже объявили в международный розыск. Пассажирам прямо перед экстренной посадкой Протасевич якобы заявил, что ему грозит смертная казнь.

"Я не боялся за свою жизнь, все было спокойно. Роман не сопротивлялся, стоял в очереди. Позже его забрали", - говорит пассажир.

Протасевича действительно задержали. Хотя смертная казнь ему, скорее всего, не грозит. Максимум, что может получить блогер, – это 15 лет колонии. Впрочем, европейские политики уже назвали этот случай авиапиратством. Когда самолет все-таки долетел до Вильнюса, на борт поднялась Ингрида Шимоните – премьер-министр Литвы.

"Очень сочувствую всему, что вам пришлось пережить для того, чтобы вернуться. Это беспрецедентный случай, и такое терпеть нельзя", - заявила премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.

В этой истории много вопросов. Например, почему самолёт после требований белорусских властей развернулся, хотя путь до литовской столицы был короче, чем до Минска. Но с пилотом связался диспетчер и сообщил, что на электронную почту якобы пришла информации о бомбе на борту. Судя по опубликованным переговорам пилотов и диспетчеров, именно капитан воздушного судна решился развернуть самолет на столицу Белоруссии:

- Эта рекомендация приземлиться в Минске, откуда она к вам поступила? Она пришла от авиакомпании? От аэропорта отправки? Или аэропорта прибытия?

- Это наша рекомендация.

Причем появился самолет в Минске в сопровождении целого истребителя. Поднять МИГ-29, по данным местных СМИ, приказал лично президент республики Александр Лукашенко.

"Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и в случае необходимости помочь гражданскому судну осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2", - сказал начальник главного штаба, первый заместитель командующего ВВС и войсками ПВО вооруженных сил Белоруссии Андрей Герцевич.

К "белорусской спецоперации" - именно так называют произошедшее в Минске – сейчас очень пристальное внимание. Крупные авиакомпании уже приняли решение не летать над республикой, а европейские лидеры и дипломаты осудили спецслужбы, президента Лукашенко и в очередной раз призвали к введению санкций. С подобным заявлением, правда, почему-то прочитанным по бумажке, из-за границы выступила и Светлана Тихановская – еще один лидер белорусских протестов.

"Мы уже сообщили в офис RyanAir и Международную организацию гражданской авиации, потребовав начать расследование по факту произошедшего и принять меры вплоть до приостановления членства Белоруссии в международной организации гражданской авиации", - сказала Тихановская.

Впрочем, это ведь отнюдь не первая принудительная посадка в истории. В июле 2013-го из Москвы домой летел Эво Моралес – президент Боливии. В это же время в транзитной зоне Шереметьево находился беглый американец Эдвард Сноуден. У Боливии он просил политического убежища, и в Вашингтоне тогда решили, что Моралес своим самолетом вывозит Сноудена. Штаты "попросили" европейских партнеров - Францию и Португалию – закрыть небо, Моралесу пришлось сесть в Вене, где его самолет обыскали. Никаких санкций за это тогда так и не последовало… Этому удивлялись и в российском МИД.

Белорусские же дипломаты заявление о политизации посадки рейса Афины - Вильнюс называют необоснованным и неподтвержденным. Спецслужбы якобы действовали по обстоятельствам, а о нахождении Протасевича на борту узнали уже в процессе обысков. Правда, один из местных телеканалов сообщил, что КГБ получило информацию из Telegram-канала другого оппозиционного блогера.

Международная организация гражданской авиации (IСАО) завершила расследование принудительной посадки самолета ирландской авиакомпании "Райнэйр" в Минске 23 мая 2021 года. Отчет об этом был передан всем 193 государствам — членам IСАО.

Документ объемом более 50 страниц основан на данных и информации, которые страны предоставили в распоряжение организации. В нем содержится техническая информация, хронология событий и анализ принятых решений.

В докладе указывается и на путаницу со временем получения электронных писем с угрозами взорвать самолет, которые якобы разослал ХАМАС в аэропорты Вильнюса, Минска, Софии, Бухареста, Киева и Афин. Так, письмо поступило в аэропорт Минска в 12:56:45 по местному времени (когда самолет уже готовился к экстренной посадке). Однако Белоруссия представила в IСАО скриншот письма с другим временем получения — 12:25. Эксперты организации отмечают, что Минск отправил в IСАО только скриншот письма и проверить его метаданные было невозможно.

Совет IСАО обсудит шаги, которые ей следует предпринять в связи с выводами доклада, на своем заседании 31 января. В этот же день будет рассмотрен запрос Белоруссии о законности санкций других государств, наложенных на нее в связи с инцидентом.

Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская выразила ICAO благодарность за подготовку отчета и старт публичной работы по этому делу.

Самолет ирландского лоукостера "Райанэйр", летевший из Афин в Вильнюс, совершил экстренную посадку в Минске 23 мая. Белорусские диспетчеры сообщили пилотам, что получили письмо с угрозой взрыва на борту этого самолета и перенаправили его в минский аэропорт. По словам директора Департамента авиации Беларуси, письмо пришло из Швейцарии и начиналось словами: "Мы, солдаты ХАМАСа. " Представители палестинской террористической организации опровергли свою причастность к инциденту дважды. Впоследствии выяснилось, что команда белорусских диспетчеров на разворот ирландского самолета поступила до того, как к ним пришло письмо с угрозами.

Глава компании "Райанэйр" Майкл О'Лири назвал принудительную посадку самолета "государственным угоном" и "воздушным пиратством" со стороны белорусских властей.

В самолете находились белорусский оппозиционный блогер и основатель "Телеграм"-канала "Нехта" Роман Протасевич и его девушка, гражданка России Софья Сапега. Их задержали сразу после посадки лайнера.

Сейчас пара находится под домашним арестом и ожидает процесса по делу, связанному с массовыми протестами в Белоруссии. Их выпустили из СИЗО после того, как Протасевич дал "признательные показания" и интервью белорусскому государственному телевидению.

В декабре диспетчер минского аэропорта сбежал в Польшу и рассказал, кто сажал самолет с Протасевичем, "спасая от бомбы ХАМАСа".

самолет вильнюс

После приземления с борта сняли белорусского оппозиционера Романа Протасевича - основателя телеграм-канала Nexta, разыскиваемого властями Беларуси. Он покинул страну в прошлом году. Вместе с ним задержали его подругу.

Кроме того, до Вильнюса в итоге не долетели еще несколько пассажиров, но об их задержании ничего не сообщалось. По мнению О'Лири, это могли быть агенты белорусского Комитета государственной безопасности.

Би-би-си отвечает на основные вопросы о том, как самолет, который летел из Афин в Вильнюс, оказался на земле в Минске и какие последствия может иметь эта вынужденная посадка.

Как экипаж получил сигнал о минировании? Кто его дал?

Авиакомпания Ryanair вечером 23 мая заявила, что указание посадить самолет в Минске дали белорусские диспетчеры.

По данным сервиса Flightradar24, в момент изменения курса до аэропорта Вильнюса самолету оставалось 72 километра, до границы с Литвой - 30 километров, а до аэропорта Минска - 183 километра. При этом с учетом маневров до посадки в Минске самолету пришлось преодолеть и вовсе 300 километров.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Однако официальные белорусские СМИ распространили другую версию - что решение садиться в Минске принял сам экипаж. Так, телеграм-канал издания "Белта" приводит запись, которую называет фрагментом переговоров пилотов самолета Ryanair и диспетчера. В нем говорится, что рекомендация приземлиться в Минске исходила от экипажа.

Другой отрезок опубликовал канал ОНТ. По его данным, о минировании самолета сообщил белорусским властям командир экипажа, и именно пилоты Ryanair запросили посадку в Минске "согласно существующим международным инструкциям". Однако в записи разговора, который приводит канал, именно служба безопасности аэропорта сообщает, что "получила информацию по e-mail".

Правда ли, что самолет пытался уйти от преследования истребителей?

Точный ответ на этот вопрос дать сложно.

По данным сервиса Flightradar24, самолет отлонился от своего обычного плана полета еще до поворота на Минск. "Самолет все еще находился на крейсерской высоте в то время, когда он изменил курс, что является необычным, поскольку история полетов показывает, что FR4978 обычно начинает снижение в Вильнюсе примерно в 177 км от аэропорта VNO [аэропорт Вильнюса]", - говорится в блоге сервиса.

Эксперт Вадим Лукашевич на своей странице в "Фейсбуке" на основе этого сделал вывод, что пилоты самолета Ryanair уходили от преследования истребителя. Однако в ответ на этот пост пилот Андрей Литвинов в своем "Твиттере" отметил, что разрешение на снижение до определенной высоты пилотам дает диспетчер, в зоне которого находится самолет - в данном случае это были белорусские диспетчеры.

"Как правило задача истребителей - сопроводить самолет и проконтролировать, чтобы он не отклонялся от курса и поскорее покинул воздушное пространство страны. А здесь мы видим, что самолет резко разворачивается и садится в аэропорту, который расположен гораздо дальше. Тут необходимо понять, как вел себя истребитель, но пока мы не знаем ответа на этот вопрос", - сказал Лукашевич в разговоре с Би-би-си.

Командующий ВВС Белоруссии Игорь Голуб в свою очередь заявил на брифинге, что лайнер никто не принуждал к посадке и что дежурный экипаж истребителя МиГ-29 взлетел только через 17 минут после того, как поступил сигнал о возможном минировании рейса.

В каких случаях государство имеет право перехватывать и сажать гражданские суда? Как это регулируется?

Ситуация возникновения угрозы на борту воздушного судна регулируется, в частности, Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации. В 1984 году она была дополнена специальной статьей 3 bis, посвященной перехвату. По ней в случае перехвата жизнь находящихся на борту людей и безопасность воздушного суда не должны подвергаться опасности.

При этом государство имеет право требовать посадки самолета в конкретном аэропорту, если воздушное судно "совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями конвенции".

"Но при этом у государства, в чьем воздушном пространстве находится самолет, большая степень усмотрения - в случае возникновения угрозы у него есть право перехватить его и принудить к посадке. Ничто в принципе не запрещает поднять в воздух истребители для сопровождения такого самолета в целях безопасности", - считает он.

По Чикагской конвенции перехвата гражданских воздушных судов следует избегать и предпринимать его только в качестве крайней меры.

Таким образом, у пилота в данном случае выбора не было, он был обязан подчиниться диспетчерам белорусской воздушной зоны и сесть там, где ему сказали, говорит Богуш. Но белорусские власти международное право безусловно нарушили, считает он: "Версия об угрозе, например, не объясняет, почему диспетчеры направили самолет со значительным отклонением от курса в Минск, а не посадили его в ближайшем аэропорту в Вильнюсе, куда и так направлялся самолет".

"Если информация о наличии бомбы на борту явно ложная и недоказуемая, то перехват судна - это нарушение Чикагской, а также Монреальской конвенций, сказал Би-би-си профессор права Университета Ливерпуля Константин Дегтярев.

Монреальская конвенция регулирует борьбу с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Впрочем, Беларусь присоединилась к ней с оговоркой, согласно которой она не признает юрисдикцию международного суда на разрешение споров, связанных с этой конвенций, отметил Дегтярев.

Есть еще Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, говорит он, но она касается непосредственно угона самолета и вряд ли может здесь быть использована.

Пассажиры, политики и Дмитрий Песков. Что говорят о задержании Протасевича

Ситуацию с самолетом Ryanair можно назвать беспрецедентной, сказал Би-би-си Лукашевич.

В связи со случившимся сейчас вспоминают инцидент 2013 года. Тогда несколько европейских стран заблокировали использование своего воздушного пространства боливийским государственным самолетом Эво Моралеса из-за подозрений в том, что на нем находился Эдвард Сноуден, который слил файлы разведки США. Хотя правительственные самолеты не подпадают под действие соответствующих конвенций, страны извинились, когда самолет приземлился в Вене и оказалось, что Сноудена на борту не было.

"В случае с самолетом Эво Моралеса ему просто закрыли воздушное пространство. Его принудили изменить маршрут, но его не принуждали к тому, чтобы сесть в определенном месте", - напомнил Лукашевич.

Однако были и случаи, когда пассажирские самолеты сажали ради задержания пассажира. Так, в октябре 2016 года самолет авиакомпании "Белавиа" вылетел в Минск из киевского аэропорта Жуляны, однако вскоре был вынужден вернуться в аэропорт вылета. По данным ТАСС, за 50 км до входа в воздушное пространство Белоруссии командиру корабля поступило указание от диспетчера немедленно возвращаться в "Жуляны" без объяснения причин.

По информации "Белавиа", командиру корабля сообщили, что "в случае невыполнения команды, в воздух будут подняты истребители". В Службе безопасности Украины эту информацию позднее отвергали, боевые самолеты в итоге использованы не были.

После посадки в Киеве с рейса сняли активиста "антимайдана" Армена Мартиросяна - проживавшего в России гражданина Армении. Самолет выполнил свой рейс после дозаправки. Мартиросяна также отпустили, и в тот же день он все-таки вылетел в Минск.

Президент Украины Петр Порошенко тогда в телефонном разговоре с белорусским президентом Александром Лукашенко извинился за произошедший инцидент.

Другая ситуация, с которой сравнивают ситуацию с посадкой самолета Ryanair - инцидент, который случился в феврале 2010 года. Тогда, как писал "Коммерсант", ВВС Ирана принудительно посадили в городе Бендер-Аббас Boeing 737 авиакомпании "Кыргызстан", который следовал из Дубая в Бишкек. На борту самолета задержали лидера действующей на юго-востоке страны суннитской террористической организации "Джундалла" Абдульмалика Риги и его соратника. Рига в итоге был приговорен к смерти и казнен в иранской тюрьме.

Как можно привлечь Беларусь к ответственности?

Эффективных механизмов привлечения государства к ответственности за нарушение Чикагской конвенции нет, считает Богуш. Сначала нужно пройти многоступенчатую процедуру разрешения споров в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и только она может потенциально закончиться в международном суде ООН в Гааге.

"Воздушное право очень гибко и благодушно относится к государствам - все базируется на презумпции их добросовестности, - объясняет эксперт. - Как и в вопросах прав человека, когда государства действуют недобросовестно, возникает ступор".

Белорусские власти, по его словам, формально могут ссылаться на то, что информация об угрозе самолёту поступила, они должны были проверить пассажиров и среди них "случайно" оказался обвиняемый в серьёзных преступлениях гражданин Беларуси.

Эту позицию транслирут официальные белорусские СМИ - так, канал ОНТ утверждает, что Протасевича задержали не сразу после посадки самолета, а только после того, как его фотографию опубликовал в "Твиттере" советник Светланы Тихановской Франак Вечорка.

По мнению Дегтярева, рассмотреть эту ситуацию должен Совет безопасности ООН - "как явное вопиющее нарушение Беларусью основных норм международного права, в том числе прав человека". "Эти нормы работают, даже если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию", - говорит юрист. Он считает, что отдельные страны могут ввести санкции против белорусской авиаиндустрии.

"Даже после трагедии с корейским Боингом, который был сбит СССР в 1983 году, США наложили санкции на "Аэрофлот", было разбирательство в ИКАО - и все. В нынешней ситуации - может быть, запретят летать "Белавиа". Но даже в полную остановку полетов через Беларусь я не очень верю", - сомневается Богуш.

"У международного права есть механизмы. Будут ли они использованы и не заблокирует ли, например, Россия эффективные меры воздействия, это большой вопрос. Если у Лукашенко останется чувство безнаказанности, это создаст предпосылки для новых нарушений", - уверен Дегтярев.

Поможет ли международное право Протасевичу

Лидеры Евросоюза в своих заявлениях отдельно требуют освободить Протасевича. Белорусские силовики говорят, что задержали гражданина Беларуси на ее территории.

"Я не вижу пока реальных вариантов вытащить Протасевича из Беларуси благодаря международному праву. Он захвачен на территории Республики Беларусь, независимо от того, как он туда попал. Беларусь даже не подчиняется юрисдикции Европейского суда по правам человека", - напоминает Богуш.

Очевидно, что цель этой операции была связана именно с задачей захватить Протасевича, полагает он: "Безусловно, белорусский режим нарушает права своих граждан, но нет никакого международного юрисдикционного органа, который может вмешаться".

По мнению Богуша, в целом ситуация с Протасевичем юридически ничем не отличается от похищений, убийств и репрессий в отношении большого числа граждан Беларуси. Международное право позволяет государствам в порядке универсальной юрисдикции возбуждать дела о преступлениях против человечности, даже создавать трибуналы, но вряд ли кто-нибудь будет это делать.

Вопросы в этой связи возникают к Евросоюзу и его государствам-членам, рассуждает эксперт. "Там нет единства, они и санкции против Беларуси толком не могли согласовать. Непонятно, как попали в Грецию предполагаемые сотрудники белорусского КГБ, учитывая визовый режим, за который так держится Евросоюз, и ограничения, связанные с пандемией", - отмечает он.

Если выяснится, что международный закон нарушен - что грозит Минску?

Вечером 24 мая Великобритания первой ввела запрет на полеты в страну белорусской авиакомпании "Белавиа" и рекомендовала британским авиакомпаниям избегать воздушного пространства Беларуси.

Поздно вечером 24 мая саммит ЕС принял решение запретить белорусским компаниям летать в Евросоюз. Также лидеры стран ЕС призвали европейских перевозчиков отказаться от полетов в Беларусь.

До этого агентство Блумберг сообщало, что Евросоюз обсуждает возможность полного прекращения полетов через Беларусь, а также приостановку наземного транзита.

ИКАО называла инцидент возможным нарушением Чикагской конвенции, но позже заявила, что этот документ не покрывает "право на закрытие воздушного пространства и приземление самолета".

Некоторые авиакомпании уже оперативно изменили свои маршруты. Например, в понедельник рейс венгерского лоукостера Wizz Air из Киева в Таллин был направлен в обход воздушного пространства Беларуси. Облетать страну начали лайнеры австрийской авиакомпании Austrian Airlines и латвийской Air Baltic. В Росавиации при этом заявили, что российские авиакомпании продолжают полеты в Беларусь и над Беларусью в штатном режиме.

Автор фото, PETRAS MALUKAS/GETTY IMAGES

МИД Литвы рекомендовал своим гражданам покинуть Беларусь после инцидента с самолетом

Сразу несколько стран обвинили власти Беларуси в авиационном пиратстве. Так, руководитель авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири назвал посадку Боинга в Минске "угоном, совершенном при поддержке государства", а МИД Греции обвинил Минск в "акте государственного авиапиратства".

Российские власти с такой позицией не согласны и припоминают подобные шаги со стороны других стран. Например, Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал Польшу и Румынию "воздушными пиратами", вспомнив ситуацию 2017 года: тогда пассажирский самолет компании S7, на борту которого правительственная делегация во главе с Рогозиным летела в Кишинев, не пропустили через воздушное пространство Румынии и Польши. В итоге самолет сел в Минске.

С точки зрения международного права авиационное пиратство состоит в первую очередь в незаконном захвате воздушного судна и регулируется Конвенцией ООН, принятой в декабре 1970 года. Однако в ней написано, что совершить такое преступление может только человек, который находится на борту самолета.

Европейские политики связывают инцидент напрямую с властями Беларуси и Александром Лукашенко. "Мы возлагаем ответственность за безопасность всех пассажиров и самолетов [в небе над Белоруссией] на правительство Беларуси", - написал в "Твиттере" глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.


Информация об отчете по инциденту с рейсом Ryanair FR4978 появилась 17 января. ICAO сообщила, что выводы следственной группы получили все 193 страны-члена организации.

Впрочем, самое интересное осталось за кадром. ICAO не захотела опубликовать хотя бы краткую выжимку доклада, его основные тезисы. А ведь речь идет об одном из самых громких авиационных инцидентов 2021 года. Неужели общественность не должна знать правду?

Одним из первых на появление доклада отреагировал министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.

Завесу тайны над расследованием ICAO приоткрыл портал The Aviation Herald. Его редакция раздобыла итоговый доклад и опубликовала его основные тезисы.

Потому что угон или акт государственного пиратства, как тогда говорили, предполагает некое насильственное действие, подавление воли человека, который становится жертвой преступника.

Прилетел истребитель и приказал поворачивать на Минск — это действительно похоже на угон.

МИГ-29 — основной элемент версии об угоне пассажирского лайнера в небе над Беларусью. Без него эта концепция просто рушится: в конечном итоге экипаж самолета самостоятельно и добровольно принял решение возвращаться в Минск.

К примеру, сотрудники аэропорта во время обыска попросили остаться на борту самолета одного члена экипажа, хотя по правилам это запрещено.

Выходит, ЕС просто так запретил своим авиакомпаниям совершать рейсы над Беларусью. Белорусским авиакомпаниям просто так запретили использовать воздушное пространство Евросоюза и Украины.

Эта история достойна пера Джорджа Оруэлла. В мае-июне прошлого года лишь представители России призывали мировое сообщество не делать поспешных выводов об инциденте с рейсом Ryanair FR4978. Их позиция была продиктована не симпатиями к режиму Лукашенко, а здравым смыслом: нельзя наказывать подозреваемого до того, как закончилось расследование. Это правовой абсурд.

Но с Беларусью так и произошло. Ее обвинили, ее наказали и только потом провели расследование.

Лукашенко НЕ УГОНЯЛ самолет с Протасевичем! Отчет ICAO: санкции против Беларуси ввели просто так © RuBaltic•Ru

Читайте также: