Посадка самолета с горящим двигателем

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Вдохновившись успешной посадкой А-321 Уральских авиалиний на кукурузное поле, "Летаем Вместе" составил для Вас мини-рейтинг самых успешных аварийных посадок гражданских лайнеров за последние 20 лет.

Чудо на кукурузном поле

Первое место в нашем рейтинге по праву достаётся самому свежему авиапроисшествию с самолётом А-321.

Чудо на Гудзоне

Второе место в рейтинге достаётся самолёту А-320, успешно приводнившемуся в ситуации, аналогичной описанной выше.

Что произошло: 15 января 2009 года самолёт А-320 американской авиакомпании US Airways выполнял рейс из аэропорта Ла-Гвардия (Нью-Йорк) в аэропорт Такома (Сиэтл). На борту самолёта находилось 150 пассажиров и 5 членов экипажа. При наборе высоты через 1,5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей диких уток (канадских казарок). Столкновение произошло на высоте около 1 км и привело к отказу обоих двигателей. Пилотам удалось развернуть самолёт, перевести его в режим планирования и произвести успешную посадку на реку Гудзон. Полёт продолжался около 7 минут. Эвакуация пассажиров из аварийного самолёта на крылья прошла организованно, и уже через несколько минут они были спасены подошедшими к плавающему лайнеру катерами и паромами.

Итог посадки: 155 спасённых жизней. В ходе расследования авиапроисшествия пилотам Салленбергеру и Скайлзу были предъявлены претензии в том, что самолёт не произвёл аварийную посадку в ближайшем аэропорту. В процессе дальнейшего разбирательства пилотам удалось доказать невыполнимость такой посадки в аэропорту. По мотивам события был снят фильм "Чудо на Гудзоне", в котором Том Хэнкс сыграл роль командира корабля. Самолёт был списан и в дальнейшем рейсов не выполнял. Сейчас находится в авиационном музее "Каролинас" в Шарлотте в качестве экспоната.

Чудо в тайге

Третье место по количеству спасённых пассажиров получает отечественный самолёт-легенда Ту-154.

Что произошло: 7 сентября 2010 года самолёт Ту-154М российской авиакомпании Алроса выполнял рейс из аэропорта Полярный(Удачный) в аэропорт Домодедово(Москва). На борту находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа. Через 3,5 часа полёта на высоте 10600 метров у самолёта появились проблемы с аккумуляторами, которые привели к полному отключению электропитания. Наибольшую опасность в этой ситуации представляют отключение бортовой навигационной системы, топливных насосов и потеря связи. Экипажу ничего не оставалось делать как произвести экстренную посадку на любую возможную площадку. Первоначально пилоты подыскивали место для приводнения самолёта на реку Ижма. Но по счастливому стечению обстоятельств, ближайшей подходящей для посадки точкой оказался заброшенный аэродром Ижма (Республика Коми), закрытый для приёма самолётов малой авиации в 2003 году. Пилоты выполнили 2 неудачные попытки захода на полосу, и лишь с третьей попытки экипажу удалось посадить самолёт. Скорость самолёта на посадке из-за неработающей механизации крыла была выше нормы, в результате чего после посадки самолёт выкатился за пределы полосы на 164 метра и столкнулся с кустарником и молодыми деревьями. В остальном аварийная посадка была признана достаточно успешной.

Итог посадки: 81 спасённая жизнь. Командиру корабля Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову были присвоены звания Герой России, другие члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества. Самолёт был восстановлен до лётного состояния в таёжных условиях и отправлен на ремонт в Самару. После ремонта самолёт получил новое имя "Ижма" и успешно летал в авиакомпании Алроса вплоть до сентября 2018 года. Сейчас самолёт передан музею авиации в аэропорту Толмачёво (Новосибирск). История посадки Ту-154 в тайге легла в основу одного из сюжетов фильма "Ёлки-2".

Чудо с оторванным крылом

И наконец четвёртое место по количеству спасённых пассажиров, но не по значимости события, вновь достаётся самолёту Ту-154.

Что произошло: Вечером 26 сентября 2006 года самолёт Ту-154М киргизской авиакомпании Кыргызстан вырулил на взлётно-посадочную полосу готовясь к выполнению рейса по маршруту Манас(Бишек)-Ош-Домодедово(Москва). На борту находилось 52 пассажира и 9 членов экипажа. За минуту до взлёта Ту-154 на полосу приземлился американский военный самолёт-топливозаправщик KC-135 Stratotanker. Посадка проходила в тёмное время суток, поэтому самолёт ВВС США сразу после приземления в целях маскировки выключил аэронавигационные и проблесковые огни. Освободив полосу лишь частично американский заправщик остановился на рулёжной дорожке, не сообщив авиадиспетчеру об остановке. Диспетчер визуально не мог видеть КС-135 из-за выключенных огней и серой маскировочной окраски, поэтому дал разрешение на взлёт Ту-154. Командир Ту-154 Александр Березенцев увидел хвост и крыло американского борта уже после отрыва переднего колеса от полосы. Прерывать взлёт было уже нельзя, а столкновение было неизбежно. Ту-154 задевает правым крылом крайний левый двигатель американца. На КС-135 начинается пожар, горят оба левых двигателя и топливо, оставшееся в левом крыле, американский экипаж успевает покинуть пылающий самолёт. Ту-154 производит взлёт, несмотря на потерю более чем 3 метров правого крыла, и вытекающие из повреждённого бака 4 тонны топлива. Несмотря на частично неработающую механизация крыла экипаж разворачивает лайнер на 180 градусов и успешно сажает повреждённую машину, полную топлива. Нормативными документами такая посадка допускается лишь в исключительных случаях. Насколько нам известно, это единственный случай когда советский гражданский самолёт вышел победителем после столкновения с военным бортом. После этой посадки Ту-154 получил красную звезду за "боевую победу".

Итог посадки: 61 спасённая жизнь. Самолёт был восстановлен до лётного состояния и отправлен на ремонт в Москву. После ремонта самолёт успешно летал в киргизских авиакомпаниях до июня 2012 года.

Все успешные посадки объединяет надёжность техники, продемонстрировавшей феноменальную живучесть и выдержавшей запредельные перегрузки во всех перечисленных случаях, а также высокопрофессиональные действия экипажей. Сложившись вместе эти факторы в итоге спасли более 500 человек.

Если статья оказалась для Вас интересной и полезной, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь в соцсетях.

Сильным стрессом отделались 202 пассажира самолета авиакомпании "Ред Вингс", летевшего из Уфы в Сочи. После взлета у Ту-204 на высоте 200 метров загорелся двигатель. Через несколько минут лайнер совершил аварийную посадку в аэропорту вылета.

Пожарные и аварийно-спасательные службы сработали четко, пассажиров эвакуировали с помощью надувных трапов. Фото: Росавиация

Пожарные и аварийно-спасательные службы сработали четко, пассажиров эвакуировали с помощью надувных трапов. Фото: Росавиация

- Все пожарные и аварийно-спасательные расчеты аэропорта отработали четко, пассажиров эвакуировали с помощью надувных трапов спустя семь минут после приземления. Пострадавших нет. С пассажирами сразу же начали работать представители авиакомпании и психологи, - прокомментировала руководитель пресс-службы уфимского аэропорта Татьяна Ризван.

Надо отдать должное: никто на борту не поддался панике. Более того, загоревшийся двигатель даже сняли на видео. На записи слышно, как довольно спокойно разговаривают двое мужчин: "У вас отпуск?" - "Да, но что-то пропало желание лететь".

- Хотя реально было страшно. Мы видели в иллюминаторе, как горит двигатель и сомневались, что сможем приземлиться до того, как вспыхнет весь самолет. Многие после такого отказались лететь дальше. Понять можно, - рассказал автор видео Дмитрий Антонов.

От продолжения полета отказались около 50 пассажиров. Отметим, что на борту находилось 42 ребенка, из них семь - совсем маленькие. Руководство авиакомпании предоставило пассажирам другой самолет. Задержка рейса составила 6 часов 10 минут. Смогут ли пассажиры рассчитывать на какую-либо компенсацию за полет, стоивший им стольких нервных потрясений? В Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан сообщили: да, пассажиры вправе обратиться с претензией к авиакомпании, если выяснится, что возгорание двигателя произошло по вине специалистов, которые не обеспечили надлежащего технического состояния авиалайнера. И если перевозчик не удовлетворит претензию, то дальше можно идти в суд.

Но если расследование установит, что двигатель загорелся по причине форс-мажора, например, в него попала птица, то ситуация неоднозначная. Также пассажиры смогут компенсировать стоимость билетов, если они были возвратными.

Смогут ли пассажиры рассчитывать на какую-либо компенсацию за полет, стоивший им стольких нервных потрясений? В Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан сообщили: да, пассажиры вправе обратиться с претензией к авиакомпании, если выяснится, что возгорание двигателя произошло по вине специалистов, которые не обеспечили надлежащего технического состояния авиалайнера. И если перевозчик не удовлетворит претензию, то дальше можно идти в суд. Но если расследование установит, что двигатель загорелся по причине форс-мажора, например, в него попала птица, то ситуация неоднозначная. Также пассажиры смогут компенсировать стоимость билетов, если они были возвратными.

Результаты расследования ЧП будут позже. При этом в Росавиации уже заявили о том, что летный экипаж самолета Ту-204, а также наземные службы уфимского аэропорта действовали грамотно, слаженно и профессионально.

- Благодаря таким действиям удалось избежать негативного развития событий. После приземления Ту-204 пожарные и аварийно-спасательные расчеты аэропорта и Росавиации провели экстренное тушение левого двигателя и эвакуировали пассажиров с правого борта самолета с применением аварийных надувных трапов. Расследованием инцидента займется специальная комиссия, - прокомментировали в федеральном агентстве.


После взлета у Ту-204, выполнявшего рейс из Уфы в Сочи, на высоте 200 метров загорелся двигатель. Фото: Россия1

Что случилось?

По предварительным данным Росавиации, в процессе разбега самолета по взлетно-посадочной полосе произошел помпаж левого двигателя ПС-90А. Диспетчер аэродрома это заметил и сообщил экипажу. При этом, по данным "Ред Вингс", в кабине пилотов сигнализация о пожаре и система автоматического пожаротушения не сработали. В авиакомпании отметили профессиональную и четкую работу экипажа самолета и командира - Юрия Хорьговского.

Кстати, чуть больше года назад компания "Ред Вингс", которая эксплуатировала только отечественные самолеты, сообщала, что может отказаться от своих семи Ту-204 еще до 2019 года, заменив их зарубежными аналогами. Причиной тогда называлось то, что производитель ПАО "Туполев" не продлил ресурс воздушных судов.

Видео посадки Ту-154 с горящим двигателем шокировало Сеть

В сети опубликовано шокирующее видео аварийной посадки Ту-154 с полыхающим двигателем. На борту самолета находилось более сотни человек.

Сотрудники аэропорта отметили, что экипажу удалось благополучно посадить самолет, направляющийся вахтовым рейсом. Никто из пассажиров не пострадал.

В интернете появились кадры, на которых видно, как Boeing 767 японской авиакомпании ANA находится в воздухе, а из его правого двигателя вырываются языки пламени и клубы дыма.

Сообщается, что в общей сложности самолет провел в воздухе около часа, на борту находились 270 пассажиров. Пилот был вынужден кружить над взлетно-посадочной полосой токийского аэропорта Ханэда, чтобы выработать топливо, после чего он успешно посадил самолет.

К счастью, никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Эксперты проводят все необходимые процедуры, чтобы установить причину возгорания.

Читайте также: