Посадка ракеты на землю

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

2.50: "Спуск СА с высот от 90-до 40 км обнаруживается и сопровождается радиолокационными станциями".

Запомните эти данные по радиолокации.

Мы вернёмся к ним, когда будем обсуждать, чем и как мог следить за "Аполлонами" СССР 50 лет назад и почему он этого так и не сделал.

Живое видео

Включите титры на русском языке.

Пилотируемая посадка космического аппарата

Введение

Сразу стоит оговориться, что организация пилотируемого полета довольно сильно отличается от беспилотных миссий, но в любом случае все работы по проведению динамических операций в космосе можно разделить на два этапа: проектный и оперативный, только в случае пилотируемых миссий эти этапы, как правило, занимают значительно больше времени. В этой статье рассматривается в основном оперативную часть, так как работы по баллистическому проектированию спуска ведутся непрерывно и включают в себя различные исследования по оптимизации всевозможных факторов, влияющих на безопасность и комфорт экипажа при посадке.

За 40 суток

Проводятся первые прикидочные расчеты спуска с целью определения районов посадки. Зачем это делается? В настоящее время штатный управляемый спуск российских кораблей может производиться только в 13 фиксированных районов посадки, расположенных в Республике Казахстан. Этот факт накладывает массу ограничений, связанных в первую очередь с необходимостью предварительного согласования с нашими иностранными партнерами всех динамических операций. Основные сложности возникают при посадке осенью и весной – это связано с сельскохозяйственными работами в районах посадки. Этот факт необходимо учитывать, ведь кроме обеспечения безопасности экипажа, необходимо также обеспечивать безопасность местного населения и поисково-спасательной службы (ПСС). Помимо штатных районов посадки, существуют еще области посадки при срыве на баллистический спуск, которые также должны быть пригодны для приземления.

За 10 суток

За 1 сутки

Окончательно уточняется траектория спуска с учетом последних измерений положения МКС, а также прогноза ветровой обстановки в основном и резервных районах посадки. Это необходимо делать из-за того что на высоте порядка 10км раскрывается парашютная система. К этому моменту времени система управления спуском уже сделала свою работу и никак скорректировать траекторию не может. По-сути, на аппарат действует только ветровой снос, который нельзя не учитывать. На рисунке ниже показан один из вариантов моделирования ветрового сноса. Как видно после ввода парашюта траектория сильно меняется. Ветровой снос иногда может составлять до 80% от допустимого радиуса круга рассеивания, поэтому точность метеопрогноза очень важна.


В сутки спуска:
В обеспечении спуска космического аппарата на землю кроме баллистической и поисково-спасательной службы участвует еще много подразделений таких как:

  • служба управления транспортными кораблями;
  • служба управления МКС;
  • служба, отвечающая за здоровье экипажа;
  • телеметрическая и командная службы и др.

Только после доклада о готовности всех служб, руководителями полета может быть принято решение о проведении спуска по намеченной программе.
После этого происходит закрытие переходного люка и расстыковка корабля от станции. За проведение расстыковки отвечает отдельная служба. Тут необходимо заранее рассчитать направление расстыковки, а также импульс, который необходимо приложить к аппарату, чтобы не допустить столкновение со станцией.

При расчете траектории спуска схема расстыковки также учитывается. После расстыковки корабля еще есть некоторое время до включения тормозного двигателя. В это время происходит проверка всего оборудования, проводятся траекторные измерения, и уточняется точка посадки. Это последний момент, когда еще что-то можно уточнить. Затем включается тормозной двигатель. Это один из самых важных этапов спуска, поэтому он контролируется постоянно. Такие меры необходимы для того, чтобы в случае нештатной ситуации понять по какому сценарию идти дальше. При штатной отработке импульса через некоторое время происходит разделение отсеков корабля (спускаемый аппарат отделяется от бытового и приборно-агрегатного отсеков, которые затем сгорают в атмосфере).


Точность посадки космического корабля

Сверхточные посадки или "утраченные технологии" НАСА

Оригинал взят у в

Оригинал взят у в

В который уже раз повторяю, что прежде чем вольно рассуждать о глубочайшей древности, где 100500 воинов невозбранно совершали лихие марш-броски по произвольно взятой местности, полезно потренироваться "на кошках" ©"Операция Ы", например на событиях всего лишь полувековой давности - "полетах американцев на Луну".

Защитнички НАСА что-то густо пошли. И месяца не прошло с , как весьма раскрученный блогер Зеленыйкот, оказавшийся на деле рыжим, выступил на тему :


"Пригласили на GeekPicnic рассказать о космических мифах. Разумеется я взял самый ходовой и популярный: миф о лунном заговоре. За час подробно разобрали наиболее часто встречающиеся заблуждения и самые распространенные вопросы: почему не видно звезд, почему развевается флаг, где скрывается лунный грунт, как смогли потерять пленки с записью первой высадки, почему не делают ракетные двигатели F1 и другие вопросы."

Написал ему свой комментарий :

"Мелко, Хоботов!В топку опровержения "флаг дрыгается - нет звезд - фотки подделаны"!
Лучше объясните только одно: как американцы "при возвращении с Луны" со второй космической скорости совершали посадку с точностью +-5 км, недостижимой до сих пор даже с первой космической скорости, с околоземной орбиты?
Опять "утраченные технологии НАСА"? Б-г-г"Ответа пока не получил, да и сомневаюсь что будет что-то вменяемое, это же не хиханьки-хаханьки о флаге и космической форточке.

С конца 1960-х и до 21 века точность посадки "Союзов" при нормальном, штатном спуске была в пределах ± 50-60 км от расчетной точки как это и предусматривалось в 1960-х.

Естественно, бывали и нештатные ситуации, например в 1969 году приземление " " с Борисом Волыновым на борту произошло с недолетом до расчетной точки на 600 км.

До "Союзов", в эпоху "Востоков" и "Восходов" отклонения от расчетной точки бывали и покруче.

Апрель 1961 г Ю. Гагарин совершает 1 виток вокруг Земли. Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1800 км западнее, в Саратовской области.

Но как говорят в рекламах, это еще не все.

Прямой спуск как у "Союзов" был бы из-за перегрузок несовместим с жизнью космонавтов "Аполлона" ведь они должны были бы погасить вторую космическую скорость, а более безопасный спуск по двухнырковой схеме дает разброс по точке посадки в сотни и даже тысячи километров:

То есть, если бы "Аполлоны" приводнялись с нереальной даже по сегодняшним меркам точностью по прямой однонырковой схеме, то космонавты должны были либо сгореть из-за отсутствия качественной абляционной защиты, либо умереть/получить тяжелые травмы от перегрузок.

Но многочисленная теле- кино- и фотосъемка неизменно фиксировала что будто бы спустившиеся со второй космической скорости астронавты в "Аполлонах" не просто живы, а очень даже веселенькие живчики.

И это при всем при том, что американцы в то же самое время не могли нормально запустить даже обезьянку даже на низкую околоземную орбиту см. .

"Компания основана в 2011 году. Лицензия Роскосмоса на осуществление космической деятельности получена в 2012 году. До 2014 года имела подразделения в Германии и США. В начале 2015 года производственная деятельность была практически свернута везде кроме России. Компания занимается созданием небольших космических аппаратов (спутников) и продажей комплектующих для них. Также Dauria Aerospace привлекла инвестиции 20 миллионов долларов от венчурного фонда I2bf в 2013 году. Два своих спутника компания продала американской в конце 2015 года, тем самым получив первый доход от своей деятельности."

Рекомендуется посмотреть , окуда привожу только один фрагмент мнения о нем Юрия Елхова, кинорежиссера, кинооператора, кинопродюсера:


Вторую ступень ракеты Falcon 9, которая должна упасть на Луну, удалось сфотографировать с Земли. Снимок сделал основатель проекта Virtual Telescope Project Джанлука Маси, используя 43-сантиметровый телескоп PlaneWave в Риме, управляя им удаленно.

В 2015 году ракета SpaceX вывела спутник Deep Space Climate Observatory на орбиту вокруг точки Лагранжа L1 системы Земля-Солнце. По расчетам, ступень упадет 4 марта в 15.25 мск в районе лунного экватора с обратной стороны.

Почему SpaceX Илона Маска вообще сажает ступени? Почему не используются парашюты? Почему иногда посадка производится на сушу, иногда на плавучую баржу, а иногда вообще не производится? Тему возвращаемых ракетных ступеней окружает очень много таких вот “Почему”. И сегодня мы, Alpha Centauri, разберём большинство из них.

Как сажают ракеты?

Итак, первый вопрос, который приходит в голову: зачем вообще нужно сажать и повторно использовать ракетные ступени? Вы наверняка уже много раз слышали о том, что это позволяет удешевить запуски и сделать космос более доступным. Такая себе забота о заказчике. Но на самом деле в вопросе есть не только идеологическая и пиар–составляющая. А гораздо более весомая экономическая. Оператор пусковых услуг, имеющий возможность управлять стоимостью запусков, всегда будет в выигрыше. А многоразовость позволяет ещё и более гибко управлять частотой запусков. Так что получается двойной выигрыш.
Стоимость полностью новой ракеты Falcon 9, а точнее её пуска, — около 62 миллионов долларов. Давайте посмотрим на эту цену наглядно:
–Первая ступень. Новая, она стоит около 40 миллионов долларов
–Вторая ступень. Её стоимость — 12 миллионов
–Головной обтекатель, ещё 6 миллионов сверху
–Горючее и окислитель — пара сотен тысяч долларов
–Всё остальное — обслуживание и прибыль компании
Как видим, первая ступень вместе с обтекателем составляют почти три четверти стоимости ракеты.

Причём следует понимать, что весомая часть стоимости первой ступени — это девятка двигателей Merlin 1–D. На второй ступени движок всего один.
Зачем вообще нужна вторая ступень и почему одной никак не обойтись — смотрите в нашем видео “проклятье одноступенчатых ракет”:

Как сажают ракеты?

Сама по себе жидкостная ракетная ступень — это просто большой цилиндр для подачи топлива в двигатели.
Так вот, давайте проведем очень упрощённые математические подсчёты. Допустим, у нас есть целая одна ракета, первую ступень которой мы можем вернуть и повторно использовать 10 раз.
Таким образом для каждого нового запуска нам нужны новая вторая ступень, топливо и головной обтекатель. Ну и обслуживание плюс прибыль. То есть примерно 22 миллиона долларов.

Умножим 22 миллиона на 10 пусков и добавим стоимость первой ступени. Даже от фонаря докинем к ней по миллиону за каждое обслуживание.
Получается 22 x 10 + 40 + 10 = 270 миллионов долларов, суммарная стоимость десяти запусков с одной и той же ступенью. А теперь стоимость тех же десяти стартов, но в случае новой ракеты на каждом:
62 x 10 = 620 миллионов долларов.

Как сажают ракеты?

Я напомню, что это очень грубые расчёты, они необходимы только для понимания идеи. Из двух компаний, одна из которых вынуждена каждый раз строить новую ракету, а вторая — использует ступени повторно, вторая может позволить себе продавать запуски почти в два раза дешевле. Для сохранения прибыли она может позволить себе цену в 28–30 миллионов долларов, в то время как конкурент может играться в демпинг только пока запуск окупается : а это около 60 миллионов долларов. Запуск одного Протона стоит 65 миллионов долларов, самой тяжёлой версии Ariane 5 — 150 миллионов евро, а старты Delta IV Heavy оцениваются от 160 миллионов долларов.
Поэтому вопрос многоразового использования — это в первую очередь вопрос контроля рынка. Ниже себестоимость — выше возможности управления ценой. Буквально за пять лет SpaceX благодаря гибкости ценообразования практически вывела с рынка коммерческих запусков Роскосмос и серьёзно отъела потенциальных клиентов у Европейских и американских конкурентов, Arianespace и United Launch Alliance.

Но и здесь деньги сами по себе не являются главной целью компании. Как вы знаете, SpaceX сейчас активно занимается выведением на орбиту собственной группировки спутников Starlink. Она позволит покрыть всю планету постоянным качественным соединением. Однако для размещения на низкой околоземной орбите нужны сотни аппаратов, в идеале — даже тысячи! И при возможности вывести всего 60 спутников за раз запланированный минимум в 12 000 аппаратов потребует целых двести запусков. Поэтому максимальное удешевление одного запуска просто необходимо. Обанкротившийся недавно конкурент Starlink, компания OneWeb, которая должна была обеспечить заказами Роскосмос, не даст соврать.
Подведём промежуточный итог. Если вашей целью является запуск пары десятков тысяч спутников и контроль за рынком запусков, вам просто необходим дешёвый носитель и запас в стоимости для демпинга. Именно два этих компонента можно назвать причиной, почему SpaceX вообще взялась за многоразовость.

Хорошо. Как мы знаем, первые ступени Falcon 9 и блоки первой ступени Falcon Heavy совершают реактивную посадку, то есть замедляются до нулевой скорости при помощи реактивной струи из двигателей. Также должна садиться и будущая ракета Starship, испытания её базового прототипа под названием Starhopper мы наблюдали в прямом эфире. Но почему не использовать самый очевидный способ возврата ступени, парашют?
Этот вопрос, кстати, нам продолжают задавать во время прямых трансляций до сих пор. На самом деле здесь в работу вмешиваются три основных фактора.

Как сажают ракеты?

Во–первых, энтузиасты сообщества cosmos d3 как–то подсчитали, что масса необходимого парашюта будет такой, что обязательно придётся увеличивать топливные баки и загружать больше топлива (либо уменьшать полезную нагрузку), что, конечно, мало кого устроит.
Зависимость от погодных условий тоже никто не отменял: сильный порывистый ветер будет уносить ступень далеко от предполагаемого места падения, а сегодняшние метеорологические возможности не позволяют точно предсказать куда именно должна будет приземлиться наша ракета. Да, иногда запуски Falcon 9 переносят из–за плохой погоды около баржи, но всё–таки реактивная посадка оставляет больший диапазон подходящих погодных условий.
Ну и грустный опыт Шаттлов, да и самих “Фэлконов”, показывает, что приводнение в солёную воду океана может серьёзно навредить электронике. При этом возникнут трудности с быстрым повторным использованием ступени, что противоречит заявленным планам компании в виде возможности повторных запусков в течение одних суток после возврата.
Есть конечно и другой способ использовать парашют, предложенный компанией Rocket Lab, но о нём мы поговорим позже.
На деле же если вы всерьёз собираетесь возвращать первые ступени своей тяжёлой ракеты–носителя, реактивная посадка является очевидным, самым удобным и самым надёжным способом.

Ну и не стоит забывать об ещё одном важном моменте: для реактивной посадки ступени нам необходимо топливо, которое позволит зажигать двигатели. Здесь мы плавно переходим к следующему пункту.

Как сажают ракеты?

Итак, начинается всё в момент разделения ступеней. Тут нас ждёт небольшое количество англоязычных терминов. Мы конечно же поясним их смысл, но точных русскоязычных аналогов подобрать невозможно, потому что Роскосмос не занимается возвратом ракет. Рассмотрим сначала вариант возвращения к месту старта. Первая ступень активно маневрирует двигателями ориентации, чтобы уйти от пламени, вырывающемся из двигателя второй ступени. При этом первая ступень ещё и разворачивается. Включает 3 двигателя Merlin для выполнения Boostback burn — этап, который нужен для погашения и изменения направления горизонтальной компоненты скорости ступени. С вертикальной компонентой справится гравитация Земли, нет смысла тратить на неё топливо. Поэтому при возврате к месту старта первая ступень подлетает вверх.
Перед входом в плотные слои атмосферы выполняется Reentry burn: три двигателя зажигаются ещё раз. Ведь перед ступенью, двигающейся на сверхзвуковой скорости образуется ударная волна, в которой воздух сжимается. Из–за этого повышается его температура. Если ступень будет двигаться слишком быстро, то воздух ударной волны может её перегреть, несмотря на имеющуюся жидкостную систему охлаждения.

Как сажают ракеты?

Как сажают ракеты?

А затем ступень фиксируется прибывшим персоналом при помощи цепей. При этом у SpaceX есть специальный управляемый удалённо робот OctaGrabber: он должен фиксировать ускоритель при помощи гидравлических домкратов.
Так что в отличие от той же малютки Blue Origin New Shepard, Falcon 9 не зависает над посадочной площадкой: она действительно максимально плавно тормозит до нуля метров в секунду.

Кстати, о Blue origin и прочих конкурентах. Ролик–презентации ракеты New Glenn удивил многих любителей космоса именно тем, что там ступень садится прямо на плавучую платформу во время движения. Обеспечить такую посадку гораздо труднее, поэтому, несмотря на утверждения представителей Blue Origin, будто эта посадка будет более стабильной, я склонен думать, что пока это просто неграмотная анимация, а не реальные планы компании Джеффа Безоса. Скорее всего, New Glenn будут садиться по той же схеме, что и Falcon 9 с Falcon Heavy. Первый полёт ракеты этого семейства запланирован на следующий год, а вот о посадках, помимо того, что они в принципе будут, ничего не известно.

Как сажают ракеты?

Rocket Lab, которую мы сегодня уже упоминали, планируют другой способ: её лёгкая Electron из углепластика вполне может спускаться на парашютах, правда (помните о вреде солёной воды) не в океан. Парашют должен будет подхватываться специальным вертолётом, который затем мягко опустит ступень на специальное судно. Затея опасная и пока труднопредставимая, но уже в ближайших запусках компания Питера Бека займётся испытаниями этой системы. Зрелище будет очень классное, мы обязательно покажем его в прямых эфирах, которые регулярно проводим на канале. К слову, в марте компания уже успела поймать массогабаритный макет ступени в полёте. Выглядит завораживающе:

Как сажают ракеты?

Как сажают ракеты?

Так что ближе всего к реализации многоразовых проектов на момент записи этого ролика, весну 2020–го года, находятся Rocket Lab и Blue Origin. И… сама SpaceX, чей Starship потихоньку строится в виде полноразмерных прототипов и активно готовится к прыжкам на несколько километров.
Система посадки этого летательного средства будет аналогична той, что используется в Falcon 9. Только посадка будет всегда на сушу: мощности системы Starship–Superheavy по планам должно быть достаточно для выведения любых адекватных нагрузок на любую орбиту и возврата “домой” на остатках топлива. Сама “первая ступень” системы, ракета SuperHeavy в будущем должна садиться прямо на стартовый стол, но в первых пусках во избежание аварий будет осуществлять посадку на специальных площадках при помощи опор вроде тех, что есть у Falcon 9.
Но обо всём этом нам только предстоит узнать.

Если же говорить о делах насущных, Falcon 9 — единственная многоразовая ракета. Да, пока мы не знаем, сколько раз она действительно может слетать повторно, во сколько именно обходится межполётное обслуживание, но оно точно дешевле, чем производство полностью новой ступени. А значит, SpaceX верно идёт к своей цели.


Юлию Пересильд, Клима Шипенко и Олега Новицкого достают из капсулы: уникальные видеокадры!

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Историческое событие: спускаемый аппарат "Союз" благополучно приземлился: актриса Юлия Пересильд, режиссер Клим Шипенко и космонавт Олег Новицкий вернулись с МКС на Землю!

Участников первого в истории киноэкипажа достали из спускаемого аппарата – смотрите, как это было.

Первый канал вел прямую трансляцию спуска "Союза" и встречи космонавтов на Земле.

Проект

МКС: как живется на орбите? Доброе утро. Фрагмент

Первый в истории космический киноэкипаж вернулся домой. Космонавт Олег Новицкий попросил встречать его с березовым соком, Юлия заказала торт, а Клим — шампанского! А что бы вы первым делом сделали после возвращения из космоса?

Первый киноэкипаж МКС Юлия Пересильд и Клим Шипенко о съемках фильма

Юлия Пересильд и Клим Шипенко о том, когда больше всего волновались перед вылетом на МКС, что происходило в ракете во время старта, какие поручения командира они выполняли, как работали с камерой в невесомости, как праздновали день рождения Олега Новицкого, как засыпали в космосе и как космонавты помогали съемочной группе.

Юлия Пересильд, Клим Шипенко, Антон Шкаплеров, Олег Новицкий, Петр Дубров. Все последние дни их имена звучали повсюду — и в эфире, и в иностранных СМИ.

Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко рады, что вернулись домой! Родные окружили их теплом и заботой. Будут ли наши герои скучать по космосу и чему он их научил?

Возвращение экипажа: все самое главное за 100 секунд

Беспрецедентный проект: для съемок художественного фильма на МКС отправились актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Впервые в истории космические сцены для фильма были сняты не в павильоне, а на орбите! Как встречали экипаж на Земле — смотрите за 100 секунд.

Пресс-конференция после возвращения на Землю

Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Олег Новицкий в Звездном городке проходят послеполетную реабилитацию

После коротких полетов это обычно занимает около недели, после длительных, как у Олега Новицкого, который был на МКС больше полугода, чуть дольше.

Мировые СМИ обсуждают первый полет киноэкипажа к МКС

Вместе с этим смотрят

Самое популярное

Рекомендуем

Финиш Александра Большунова и Дениса Спицова в скиатлоне! Лыжные гонки. Мужчины 15 км/15 км. Скиатлон. Олимпийские зимние игры 2022 в Пекине

Последние обновления

Лыжные гонки. Мужчины/Женщины. Индивидуальный спринт. Квалификация. Олимпийские зимние игры 2022 в Пекине

Мои подписки:

© 1996-2021, Первый канал. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Заявка на организацию трансляции.


Январь запомнился весьма примечательным событием, которое может стать началом длинного извилистого пути.


В данном случае речь, насколько можно судить, идет о носителе сверхтяжелого класса.

Сразу обращает на себя внимание сумма. 100 миллионов долларов – не та цена, за которую можно реализовать настолько амбициозный проект. Однако этого и не требуется.

Пока что речь идет о демонстрации принципиальной возможности доставки.

Чего же хотят военные?

Пентагон намерен чрезвычайно быстро доставлять грузы в любую точку Земли. Прежде всего, речь идет о доставке гуманитарных грузов в регионы, затронутые стихийными бедствиями. Однако, конечно, спектр задач может быть расширен.

Многоликий Starship

Формально контракт не относится ни к одной из ракет-носителей SpaceX, однако, вариантов не так много.

Илон Маск (основатель и глава компании) давно говорит о том, что перспективный Starship можно будет применять как альтернативу авиалайнерам. Кроме того, новинкой ранее активно интересовался Пентагон.

По сценарию Маска ракета будет взлетать в космос, однако она не разгонится до первой космической скорости и вновь вернется в атмосферу, совершив посадку в указанной точке Земли.


Мнения на этот счет разнятся.

– заявил в свое время глава российского космического ведомства Дмитрий Рогозин, отметив, впрочем, что для военных задач такой риск может быть оправдан.

Сам по себе Starship в представлении не нуждается, но на всякий случай напомним.

Это будет самая мощная ракета SpaceX. Фактически речь идет о комплексе из ускорителя и космического корабля, который будет исполнять роль второй ступени. Он тоже называется Starship, а укоритель получил наименование Super Heavy. На низкую опорную орбиту в многоразовой конфигурации Starship сможет вывести 100–150 тонн.

Именно многоразовость является основой концепции: то, без чего проект лишен смысла.

Благодаря тому, что оба компонента системы можно будет использовать повторно после запуска, цена одного старта должна быть предельно низкой.

Несколько лет назад Маск заявил, что стоимость запуска Starship не превысит двух миллионов долларов. Сейчас это звучит как фантастика, ведь один запуск частично многоразовой ракеты тяжелого класса Falcon 9 обходится в 60 миллионов. Экономии хотят достичь в том числе за счет топлива, которым станут дешевые жидкие метан и кислород.

Спустившиеся с небес

Что же может получить Пентагон на практике?

Если вкратце, идея означает, что можно будет перебросить груз в любую часть Земли менее чем за час, что, конечно, невозможно обычными методами.

Другой плюс, как это ни парадоксально, может крыться в стоимости.


Час полета военно-транспортного самолета Lockheed C-5 Galaxy обходится в более чем 100 тысяч долларов. Соответственно, десятичасовой перелет обойдется уже более чем в миллион.

При этом самолет не может с полной нагрузкой доставить технику и/или людей в любую точку Земли: максимальная дальность его полета с полной нагрузкой составляет 4 440 километров. То есть во многих случаях потребуется посадка, дозаправка, обслуживание. Словом всё то, чего в данном случае не нужно Starship.

Гермообъем второй ступени Starship, который можно использовать, позволяет перевезти до нескольких сот человек за один рейс. По крайней мере, в теории.


Однако за все хорошее приходится платить.

Ракета – не самолет. Ее нельзя запустить с обычного аэродрома. Нужна соответствующая инфраструктура: хотя бы стартовые столы. Все это, конечно, скажется на общей цене концепции.

Огромные нагрузки на конструкцию и масса технических рисков могут также дать о себе знать.

Главное кроется в самом Starship: не в военно-транспортной ракете, а именно в системе, которую сейчас создает SpaceX. Недооценивать Маска в нынешних реалиях просто глупо.

Между тем далеко не все революционные на первый взгляд идеи получают путевку в жизнь, и SpaceX не является исключением.

Пока что Starship не совершил ни одного орбитального запуска: первый из них планируют провести в этом году.

Испытания системы имели ограниченный успех, если можно так выразиться. В прошлом году SpaceX провела один удачный испытательный полет и три неудачных, либо частично удачных.


В поддержку Starship можно сказать, что система изменила представление о ракетно-космической индустрии еще до своего фактического рождения.

Этим же путем пошла американская компания Relativity Space, которая показала в прошлом году проект многоразовой космической системы Terran R – условного уменьшенного аналога Starship.

Кроме того, под влиянием SpaceX компания Blue Origin решила переделать перспективную ракету New Glenn. Теперь многоразовой видят не только ее первую ступень, но и вторую.

Читайте также: