Посадка на разделочном велосипеде

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Onliner.by продолжает велосипедный проект, в котором мы рассказываем, как выбрать подходящий велосипед, как его правильно обслуживать, где кататься и как не ломаться по дороге. Весной мы были на открытии concept store Specialized в Минске и обратили внимание на модную заокеанскую установку — Retul Body Geometry, предназначенную для определения правильной посадки на велосипеде. Как работает эта технология и есть ли от нее прок для рядового велолюбителя? Давайте проверим.

Нужно ли вообще заниматься посадкой на велосипеде?

Bike fit — это научный подход к тому, как нужно сидеть на велосипеде. Разумеется, привыкнуть можно ко всему, и если выезжать на велопрогулку нечасто, то особого дискомфорта можно и не почувствовать. Но если велосипед для вас — это инструмент для занятия спортом или поддержания себя в хорошей форме, то есть смысл обеспокоиться тем, как вы на нем сидите.

Терпеть боль — это значит осознанно рисковать здоровьем, так как можно заработать хроническую болезнь суставов и прочие ужасы в том же духе.

По этой причине заниматься регулировкой своей посадки можно и нужно. Кто-то пытается экспериментировать самостоятельно, хотя бы с высотой седла, длиной выноса, шириной руля. Это не потребует больших затрат, и, даже основываясь только на своих ощущениях, можно усесться относительно удобно. По личному опыту могу сказать, что попытки улучшить посадку (если вы уже начали это делать) не прекращаются затем от сезона к сезону. Но результат есть. Организм так или иначе дает понять, что для него лучше.

Как это работает

После этого усадят на тот самый агрегат, имитирующий велосипед. Подключат систему, которая будет отслеживать и анализировать ваши движения. Фит-техник на основании полученных данных и личных наблюдений будет корректировать посадку: менять высоту и положение седла, руля и т. д.

Приготовьтесь к вопросам о собственных ощущениях — это командная работа, нужно прислушиваться к себе и обо всем рассказывать.

Спустя три часа (в идеале) специалист приведет вашу посадку в то положение, когда и колени сгибаются под нужным углом, и нагрузка между ногами, руками и спиной распределяется правильно. На электронную почту пришлют отчет со всеми данными, глядя в который и вооружившись рулеткой, вы сможете перенести нужные пропорции на собственный велосипед.

Мы часто слышим советы обратиться к профессионалу по байк фиту, но во-первых не у всех есть на это ресурсы, а во-вторых не всегда есть в этом надобность. Ведь большинство из нас ездит на велосипеде для удовольствия, и вполне можно настроить посадку велосипеда самостоятельно, так, что вы будете чувствовать себя комфортно и уверенно.

Стоит заметить, что не существует идеальной настройки посадки для всех. Всё очень индивидуально и зависит от многих факторов, таких как: ваша гибкость, сила, цели катания и потребности. Лучший метод определить идеальную посадку – это метод проб и ошибок. В этой статье, мы рассмотрим с чего стоит начать, когда вы только купили свой первый шоссейник.

Начнём с педалей. Если вы катаетесь в контактах, то важно правильно установить шипы. Обычно новичкам советуют поставить шип на уровне с косточкой под большим пальцем. Это легко сделать, поставив туфли рядом со ступней и отметить нужное положение. Если, через какое-то время вы почувствуете напряжение в икрах или в ахилловом сухожилие, сдвиньте шип назад к пятке. Если чувствуете боль в изгибе стопы, то сдвиньте шип вперед к носку.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

Шипы также можно двигать из стороны в сторону. Здесь важно учесть, стопа должна быть на уровне с коленом. Когда, вы видите велосипедиста с коленями, расставленными по сторонам, то никаким ментальным усилием он не сможет заставить себя держать ноги прямо, ему просто нужно изменить положение шипов. Можно еще менять угол поворота шипа. Главное правило здесь – нога на педали должна стоять естественно, так словно вы стоите на земле.

Дальше переходим к седлу. Часто новички ставят седло слишком низко, чтобы чувствовать себя безопаснее, а через какое-то время, по-совету более "продвинутого" друга – впадают в другую крайность и ставят седло слишком высоко. Здесь важно найти "золотую" середину. Ставим пятку на педаль. Педаль должна быть на одном уровне с подседельной трубой (примерно 5 часов). В таком положении должен быть изгиб в колене. Если седло стоит слишком высоко, то при езде будет ощущаться покачивание бедер. В таком случае лучше опустить седло на пару миллиметров.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

Теперь давайте попробуем сдвинуть седло назад или вперед. Это нужно для правильного распределения веса велосипедиста между передней и задней частью велосипеда. Ошибочно считать, что не должно быть никакой нагрузки на руки. Нагрузка должна быть, но не чрезмерная. Отправной точкой предлагаю считать положение, когда колено находится над осью педали. Для этого привяжем груз на веревочку и пустим от колена вниз. Это поможет определить нужно ли сдвигать седло. Если в таком положении, когда колено над осью педали, вам не комфортно, и вы чувствуете, что заваливаетесь назад, то сдвиньте седло вперед на несколько миллиметров.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

Седло, также, можно наклонить или опустить на несколько градусов. Но лучше этим не увлекаться, так как может начать болеть спина, все же в большинстве случаев идеальным будет ровное положение. Если вам хочется опустить нос седла больше чем на несколько градусов, то скорее всего оно вам просто не подходит.

Когда закончили настройку задней части велосипеда, переходим к передней.

Высота и расположение руля сильно влияют на комфорт и управляемость велосипеда. Тут всё упирается в личные предпочтения. После продолжительного катания, сможете понять нужна ли вам более "аэро" позиция. А пока старайтесь настроить посадку таким образом чтобы был небольшой изгиб в локтях. Для большинства велосипедистов самым комфортным будет посадка, когда угол между верхней частью руки и торсом около 90 градусов. Высоту руля можно менять с помощью проставочных колец. Угол наклона руля лучше определять методом проб и ошибок, главное вы не должны чувствовать дискомфорта в кистях.

базовая посадка на шоссейном велосипеде

После таких базовых настроек, все что нужно это время и усилие. Скорее всего вам еще не раз придется поменять положение седла или руля для достижения оптимальной посадки. Возможно придется купить новый вынос, руль или седло. Но это все мелочи по сравнению с удовольствием от поездки, когда велосипед вам не мешает, а становиться словно продолжением вашего тела.

Это интервью было записано 21 июля 2020 года. Мы стараемся публиковать материалы, которые могут быть интересны и полезны всем читателям вне зависимости от пола, цвета кожи, вероисповедания и политических убеждений.

Дмитрий Толкачёв — мастер спорта по триатлону, 13-кратный победитель чемпионатов РБ, призёр различных международных соревнований по триатлону и дуатлону. Стаж в этом виде спорта — 27 лет, из которых 12 посвящены тренерской работе, в том числе в Национальной сборной Беларуси.

Сегодня Дмитрий является сооснователем и старшим тренером клуба TriStyle, а также проводит настройку посадки для профессионалов и любителей в направлениях шоссе, триатлон, МТБ и трек. Более опытного специалиста в этой области в Беларуси нет.

Триатлет Ярослав пришёл на байк фит с жалобой на боль в руках и кистях.

Визуальная оценка

Велосипед Ярослава установили в велотренажёр Direto X Elite с прямым приводом для оценки позы спортсмена и особенностей его движений во время педалирования.

– Первое, что заметно сразу, это слишком низкое седло, — начинает анализ Дмитрий. – Прогнозирую, что сантиметров на 5 примерно нужно будет поднять.

Низкое положение седла приводит к тому, что мышцы ног работают не в полную силу и не успевают восстанавливаться, так как при круге педалирования постоянно находятся в напряжении. На низких передачах это может быть незаметно, но, если поехать быстрее, станет понятно, что ноги перегружены. Восстановления не происходит, и постепенно мышцы словно наливаются свинцом. Результат — усталость и снижение скорости.

Кроме этого, низкое седло приводит к дополнительной нагрузке на колени. Особенно это ощутимо на высоких передачах, например, при езде в гору. Когда нога согнута, коленный сустав испытывает повышенную компрессию, а длительное высокое давление чревато травмами.

– Вторая проблема, — продолжает Дмитрий, — это положение стоп, хотя шипы выставлены ровно и симметрично.

Все люди во время езды на велосипеде, так же, как и при ходьбе, двигаются по-разному. Кто-то ставит стопы носками наружу, кто-то — параллельно, а кто-то косолапит, и носки смотрят немного внутрь. На велосипеде ноги повторяют это положение.

– Следующее замечание: ручки переключения передач и тормоза слишком сильно задраны вверх, поэтому повышена нагрузка на кисти рук. Спортсмен это подтверждает — после тренировки кисти немеют. Опустим ручки руля немного пониже, чтобы снизить давление.

Это то, что можно сказать при беглом осмотре без измерительных инструментов.

Выставление шипов

Настройка посадки или, если кратко, фит — это работа над точками, в которых велосипедист контактирует с велосипедом. Всего их 5: стопы на педалях, таз на седле и руки на руле.

Начинается фит снизу, с ног, а точнее с педалей и выставления шипов контактной обуви, потому что от правильного положения ступней зависит распределение усилий по группам мышц и общая эффективность педалирования.

– Знаю по себе, потому что начинал заниматься велоспортом 40 лет назад, когда была кожаная велосипедная обувь с наклёпанными алюминиевыми шипами, просверленными дрелью.

Для этого используется специальный диск, считывающий тепловые следы. Он показывает длину ступней, выраженность подъёма и другие особенности анатомии.

Выяснилось, что у Ярослава недостаточную нагрузку несут пальцы, а длина правой и левой ступней отличаются.

– Это довольно часто встречается, — успокаивает Дмитрий. — Это не проблема, но то, что нужно учитывать, когда будем выставлять шипы. Сустав, на который приходится ось педали, на одной ноге находится на уровне 33 см, а на другой — на уровне 34 см. Соответственно, и шипы должны быть установлены не симметрично.

После теста с диском Дмитрий проводит визуальный осмотр ног спортсмена и определяет разворот стопы.

– Есть варусные и вальгусные стопы. Первые самые распространённые, имеют наклон стопы наружу, вторые — вальгусные — внутрь, что встречается гораздо реже.

– Почему это важно? Когда человек бежит, первым земли касается только часть стопы (в случае выраженного варуса — внешняя), а затем вес тела переносится на всю её площадь. В беге это нужно для амортизации, и никакой опасности не несёт.

Во время езды на велосипеде происходит почти то же самое: первым давление на педаль ощущает внешний край, а затем вся стопа. И это считается вредным явлением, потому что подвижность ступней передаётся на коленный сустав. А чем больше подвижно колено, тем выше вероятность травмы.

Для фиксации ног велосипедиста используются специальные стельки и клинья. Они компенсируют подвижность, удерживая стопу. Не выравнивают, а наоборот, сохраняют ногу в естественном анатомичном положении.

Обычные заводские стельки с этой задачей не справятся, так как имеют мягкий подъём, а у велосипедных он жёсткий, к тому же бывает разного типа: для высокого, среднего и маленького изгиба стопы.

По словам Дмитрия, Ярославу подойдёт третий вариант, потому что у него подъём выражен слабо. Плоскостопия нет, поэтому стельки добавят комфорта, но не обязательны. А вот тем, у кого варус выражен сильно, стельки могут дать очень много. Стопа остаётся фиксированной и не шатается при круговом движении педалей.

Затем специалист определяет гибкость тела и длину ног.

В большинстве случаев, как и со стопами, длина ног у людей разная, а это напрямую влияет на положение в седле.

– Иногда очень заметно, что велосипедист сидит, скрутившись в одну сторону, — раскрывает профессиональные секреты эксперт. — С точностью до 90% можно предположить, что у него разная длина ног. Так бывает, когда в детстве были травмы, какие-то переломы, даже мелкие, растяжения, вывихи и так далее. Жить это человеку не мешает, но на посадку на велосипеде может влиять.

Велосипед абсолютно симметричен, а человеческое тело — нет. Но многие несимметричные места можно скорректировать правильной установкой шипов в велотуфлях.

Угол между ногами и торсом определяет, насколько низкой может быть посадка велосипедиста.

– Если у человека слабая растяжка, то посадить его на велосипед в очень низкую позицию не получится, — объясняет Дмитрий. — То есть он сядет, но через некоторое время начнёт ощущать дискомфорт в спине, пояснице или ногах.

Я рекомендую делать фит чаще, если человек активно занимается. Уходит живот, улучшается растяжка, мышцы где-то увеличиваются — и посадка может быть уже другой.

Когда определены особенности анатомии спортсмена, специалист устанавливает шипы с учётом этих данных.

– В идеале во время езды корпус должен оставаться неподвижным, а колени — работать вертикально, как поршни, не раскачиваясь в стороны.

Для этого, как правило, шип должен находиться между внешней и внутренней плюсневыми костями стопы, но у триатлетов это не совсем так. Сегодня видна тенденция выставлять шипы немного ближе к пятке, чем нужно. Это помогает разгрузить мышцы голени — ведь после велосипеда нужно будет ещё бежать.

Обычным спортсменам-велосипедистам и любителям это не нужно, поэтому для них правильным будет такое положение шипов, при котором основное давление приходится на носок. Это даст равномерное распределение усилия по всему кругу педалирования, и ноги будут уставать меньше.

– Нужны ли контактные педали обычным любителям?

– Да, — убеждён специалист. — Только туфли стоит выбирать МТБ, а не шоссейные. Форма шоссейной обуви сделана исключительно для езды на велосипеде, а не для ходьбы. В таких велотуфлях не получится, например, поехать на работу.

А обувь МТБ — почему нет? Ботинки легко выстёгиваются, выглядят прилично, в них можно и ходить, и ездить. Однозначно отличная вещь для города, развивающая навык правильного педалирования.

Подбор и настройка седла

Для комфортной и эффективной езды важна высота седла, положение вперёд-назад и угол по горизонтали, а также, разумеется, выбор подходящей формы и размера.

Для этого, в первую очередь, нужно знать ширину седалищных бугров. В этом нам поможет специальный инструмент — попамер.

Ширина тазовых костей у всех разная. Например, у Ярослава — 123-124 мм. По словам Дмитрия, это среднее значение для мужчин, у женщин оно больше на 10-15 мм.

Чтобы сидеть на велосипеде было удобно и безопасно, седалищные бугры должны приходиться на самую широкую часть седла. Они не должны свисать по краям, иначе основное давление будут принимать на себя мягкие ткани. Именно по этой причине люди на неподходящих сёдлах могут испытывать дискомфорт, сдавливание промежности, онемение и другие неприятные ощущения.

Для вертикальной посадки обычно делают более длинные сёдла, чтобы мужчинам было куда положить важную анатомическую часть тела. Женские сёдла в большинстве своём более короткие.

По словам нашего собеседника, это деление условно, строгих правил нет. К тому же, многие велосипедисты во время езды используют разные типы посадки: в подъём едут, сдвинув корпус назад, чтобы увеличить мощность педалирования, а с горы едут, сместившись вперёд на самый кончик седла.

– Качественные сёдла упругие, а не мягкие, а китайские подделки под известные бренды повторяют только внешний вид. Если на них сесть, всё провалится, и на ткани будут сдавлены.

Нужно быть готовым к тому, что первые несколько поездок может быть немного дискомфортно даже на идеально подходящем седле — вы же не в кресло сели. Нужно притереться. Подождите немного, и все неприятные ощущения пройдут.

До сих пор существует миф о том, что велосипед вреден для мужского здоровья, но эксперт с ним не согласен.

– Может быть когда-то и было так, но рынок давно изменился. Сегодня можно выбрать любое седло по профилю, ширине, форме, мягкости и другим параметрам, чтобы тренироваться с комфортом. В современных моделях сёдел есть специальные желобки по центру или прорези, чтобы при езде всегда был нормальный кровоток к тканям таза.

И если профессиональные спортсмены проводят в седле 25-30 часов в неделю, то обычный любитель столько не ездит, ему тем более ничего не грозит. В общем, не бойтесь, велосипед сейчас только пользу приносит!

По горизонтали седло должно стоять ровно, не заваливаясь вперёд или назад. С прямыми сёдлами это отследить просто, например, выставить по уровню. Положение изогнутых моделей сложной формы Дмитрий рекомендует отслеживать, ориентируясь на рельсы крепления.

Для настройки велосипеда обычным любителям и комьютерам можно использовать отвес. Если выставлять седло по приборам, то в самом нижнем положении педали нога в колене должна составлять угол примерно 150 градусов. Если угол меньше, седло нужно поднимать.

Ещё один ненаучный способ для любительской настройки — лечь грудью на сиденье (ровно, не сползая набок) и опустить руку к шатуну . Если высота выбрана верно, кончики пальцев будут касаться оси каретки .

После того, как седло установлено, результат можно проверить на специальном тренажёре Wattbike Pro.

Например, неправильная высота седла будет сразу видна на дисплее как неровный круг педалирования из-за дисбаланса между ногами. Но стоит выставить седло корректно, график сразу поменяется — станет более ровным, потому что ноги работают более эффективно и равномерно по всему кругу.

Без прибора в обычной жизни неподходящую высоту седла тоже можно заметить: во время езды будет слышно, как постукивает педаль, словно попадает в провал в самой нижней точке круга.

Оптимальный каденс

Считается, что для любителя подходящий каденс — около 80 оборотов в минуту, для продвинутых спортсменов и профессионалов — около 90.

Эти цифры считаются оптимальным ритмом для велосипеда и бега, когда суставы и мышцы работают эффективно и безопасно. Но Дмитрий убеждён, что точная цифра во многом зависит от антропометрии человека.

Взять, например, двух олимпийских чемпионов: Браунли и Фрадено. Браунли щуплый, весом 60 кг спортсмен, работал при каденсе в районе 100. Фрадено — двухметровая шпала — ехал с каденсом в районе 80. При этом оба — топовые гонщики и олимпийские чемпионы.

По мнению эксперта, начинающие спортсмены и любители должны учиться ездить правильно, с минимальным каденсом 80, чтобы расходовать меньше энергии и избежать травм. Медленные движения ногами увеличивают компрессию в коленях и могут привести к серьёзным проблемам.

Положение руля

– Ширина руля — не константа, — говорит Дмитрий. – Её можно и нужно подбирать под индивидуальные особенности человека. Часто велосипеды продают с очень широким рулём в расчёте на то, что пользователь укоротит его, если потребуется. К сожалению, немногие это делают и продолжают ездить, широко расставив руки. От этого могут болеть предплечья, локти, плечи или спина.

Руль должен быть установлен так, чтобы давление распределялось равномерно по всей площади его контакта с рукой. Не должно быть провалов в центре ладони или сильного давления в отдельных участках.

Чтобы не появлялась боль, кисть должна быть плавным продолжением руки, при этом верхняя часть шоссейного руля (reach) должна быть параллельна полу.

В идеале велосипедист должен наклоняться вперёд, изгибая торс не в грудном отделе, а в пояснице. Если поясница слабая, с плохой растяжкой, то спина не в силах удержать собственный вес. Человек начинает сутулиться и слишком сильно наклоняется к рулю, давление на руки и верхнюю часть спины увеличивается — и возникает боль.

По словам эксперта, руль- баран должен быть на 2 см больше ширины плечевых костей, а угол между торсом и руками должен составлять 90 градусов. У человека с подходящим рулём свободные, подвижные плечи, руки слегка согнуты в локтях при верхнем хвате и могут быть прямыми в нижнем хвате.

Защита головы

В процессе работы со спортсменом Дмитрий поделился своим мнением о необходимости шлема.

– История о том, что якобы шлем расслабляет, а без него велосипедист ездит более внимательно и собранно — всего лишь иллюзия.

– Как только появилась возможность, я купил хороший шлем и езжу только в нём. Всем рекомендую делать так же.

На моей практике бывало, что ребята падали и снимали с целой головы расколотый шлем. Это говорит о том, что шлем классно отработал, а без него была бы трагедия. Шлем реально спасает жизнь.

Чего ожидать от настройки посадки?

По словам Дмитрия, стоит исходить из соображений целесообразности.

Любителям, которым хочется кататься долго, фит поможет ездить комфортно и не испытывать боль. Профессионалам, которые работают на результат и для этого хотят сидеть максимально аэродинамично, настройка поможет улучшить показатели скорости и эффективности, но удобной такая посадка не будет.

Результат

Через несколько часов работы посадка Ярослава изменилась.

После настройки положения седла угол между бедром и голенью стал больше — правильные 150 градусов. Мышцы ног стали работать в полную силу, крутить, по словам Ярослава, стало проще, и усилие начало распределяться по кругу педалирования более равномерно.

Также от подъёма седла изменился угол между торсом и руками — приблизился к каноническим 90 градусам. Руль повернули таким образом, чтобы кисти с предплечьями образовали плавную линию.

Шипы, выставленные Дмитрием, и подходящие стельки зафиксировали ступни, а следом и колени начали двигаться практически ровно по вертикали, без развала в стороны.

По словам спортсмена, после фита ушло напряжение из рук, а крутить педали стало проще. Никаких других изменений он пока не заметил.

Но скажу откровенно: посадка зависит от фиттера только на 10%. Остальные 90% — это самоконтроль, правильное педалирование, тренировки и регулярная работа с тренером, который подскажет, если положение тела или движения изменятся.

В первую очередь на риск травм влияет объём тренировки, но неправильное положение седла также может увеличить нагрузку на коленный сустав. Например, если сиденье расположено слишком низко или сдвинуто вперёд, во время езды приходится сильнее сгибать колени. Из‑за этого увеличивается T. Wanich, C. Hodgkins, J. Columbier. Cycling injuries of the lower extremity / Journal of the American Academy of Orthopaedic Surgeons давление на сустав в области коленной чашечки, что может перегрузить структуры и привести к дискомфорту и боли.

Оптимальное положение седла, наоборот, снижает нагрузку и может даже увеличить экономичность езды. Другими словами, вы будете тратить на активность меньше сил, а значит, сможете ехать дольше и быстрее.

Кадр: AdventureSportU / YouTube

Как выбрать нужную высоту седла

Самый точный способ определения правильной высоты — метод Холмса, или измерение W. Peveler. The Effect Of Saddle Height On Anaerobic Power In Trained Cyclists / Journal of Strength and Conditioning Research угла сгиба в коленном суставе. Однако для него потребуется гониометр, который редко у кого есть.

К счастью, есть и более простые варианты R. Bini, P. A. Hume, J. L. Croft. Effects of bicycle saddle height on knee injury risk and cycling performance / Sports medicine . Не факт, что они обеспечат вам идеальные 25° сгиба в колене, но помогут установить сиденье максимально правильно.

Мы приведём три самых простых и распространённых способа. Можете попробовать все, чтобы найти свою идеальную высоту.

1. Метод с постановкой на пятку

Это самый распространённый и простой способ найти подходящую высоту седла.

Кадр: AdventureSportU / YouTube

Если нога в колене остаётся согнутой — сиденье опущено слишком низко. Из‑за этого конечности будут чрезмерно сгибаться во время езды.

Кадр: AdventureSportU / YouTube

Если же вы перестарались и подняли сиденье слишком высоко, пятка будет отрываться от педали. Чуть опустите седло, чтобы добиться идеальной посадки.

Кадр: AdventureSportU / YouTube

2.Метод ЛеМонда

Умножьте получившееся число на 0,883, а затем установите это расстояние от центра каретки до вершины седла.

3. Метод Хэмли и Томаса

Обратите внимание, что здесь вы измеряете расстояние именно до педали в нижней точке, а не до каретки, как в методе ЛеМонда.

Как установить седло в нужное положение

Помимо высоты седла, также стоит обратить внимание на его положение относительно руля. Если сиденье находится слишком близко, это может перегрузить квадрицепсы (мышцы на передней стороне бедра) и негативно сказаться на здоровье коленей.

Есть несколько способов найти правильное положение сиденья.

1. Метод с использованием отвеса

Сядьте на велосипед и установите педали в положении на три часа. Затем попросите помощника сбросить отвес от коленной чашечки. Прямая линия должна проходить рядом со шпинделем педали — прямо возле конца шатуна.

Этот метод — самый простой, однако его часто критикуют за неточность. Например, физиотерапевты Джон Вайрат и Нэйл Стэнбёри считают 1. How to set Saddle Fore Aft | Bike Fit Tip / Bike Fit Adviser / YouTube
2. Is Your Saddle too far Forward OR Back? (HOW to Set Saddle Fore‑Aft) / Cam Nicholls / YouTube , что из‑за разницы в длине конечностей и форме коленной чашечки способ с отвесом может давать погрешность в несколько сантиметров. Поэтому после базовой настройки проверьте, комфортно ли вам ездить с таким положением седла .

2. Оценка комфорта во время езды

Покатайтесь 20–30 минут в среднем темпе и оцените свои ощущения. Если во время езды у вас быстро забиваются и болят квадрицепсы, а запястья немеют — скорее всего, сиденье находится слишком близко к рулю. Попробуйте сдвинуть его назад и посмотреть, как это отразится на самочувствии.

Если же вам приходится полностью выпрямлять локти, чтобы дотянуться до руля, и вместо квадрицепсов начинают болеть мышцы на задней поверхности бедра, попробуйте сдвинуть седло немного вперёд.

3. Тест на равновесие

Если у вас есть доступ к велостанку — устройству, в котором можно закрепить велосипед, чтобы работать на нём, как на велотренажёре, — попробуйте выполнить тест на баланс. Крутите педали в среднем темпе, а затем попробуйте поднять руки от руля и перевести их назад, сохраняя при этом наклон тела.

Если педалирование в таком положении требует куда больше усилий, чем с опорой на руль, или вы начинаете заваливаться вперёд, попробуйте сдвинуть сиденье на несколько миллиметров назад и проверьте снова. Продолжайте двигать седло, пока удержание равновесия без рук не перестанет вызывать затруднения.

Только учитывайте, что сдвиг седла вперёд или назад также немного меняет его расстояние от педалей. Это значит, что после настройки вам снова нужно будет провести тест по высоте и определить, где сиденье должно находиться теперь.

Правильная посадка на горном велосипеде

Горный велосипед – вещь нужная и очень полезная. А, чтобы ездить было комфортно, важна правильная посадка на велосипеде горном и умение настроить конструкцию правильно.

Этот процесс состоит из действий с сиденьем и рулевой стойкой, т.е. изменением их высоты и угла наклона. Для разных типов двухколесных транспортных средств существуют различные посадки. Если последняя соответствует выбранному типу велосипеда, сокращается нагрузка на руки, спину и ноги. Тогда даже продолжительные поездку будут в удовольствие.

Разные посадки на велосипеде

Правильная посадка на горном велосипеде

Под посадкой прогулочной, позволяющей ехать, не уставая, созерцая окрестности, подразумевают опущенное седло и поднятый руль. Так легко держать прямой спину. Но, при этом на позвоночник это оказывает негативное действие. Особенно, если дистанция продолжительная или, если на трассе имеются ямы и кочки.

Гоночная посадка

Основная масса велосипедиста при гоночной посадке удерживается руками. Седло, в этом случае, поднято, а руль опущен. Разница между высотой седла и руля обычно составляет от 5 до 10 сантиметров. Она требует от велосипедиста физической подготовки, а от спины – гибкости. Быстрой и продолжительной езде помогает хорошо сбалансированная нагрузка на ноги.

Туристическая посадка

Настройка сиденья

Эта деталь очень важна для того, чтобы на любом из типов велосипедов сидеть правильно. Сиденье – это залог комфорта на продолжительной дистанции. Женские сиденья чуть шире мужских из-за анатомических различий – у первых шире расположены седалищные кости. Наиболее распространен размер его 14,3 см.

Первое время всякое седло приносит дискомфорт. Если со временем это проходит – седло подобрано правильно. Если дискомфорт не исчезает, стоит его перенастроить, сделав ниже или выше, наклонив вниз или вверх.

Но, важно не переусердствовать при этом. Правильной считается высота, при которой у велосипедиста, держащегося за руль и сидящего на сиденье, стоящая на педали нога, практически прямая в нижнем положении. Если педали находятся на одной высоте, колено должно быть выше оси педали.

Сиденье велосипеда настройка

Седло устанавливают так, чтобы оно по отношению к земле, было параллельным или имело небольшой наклон назад или вперед:

Правильная установка седла на велосипеде

А, чтобы снять напряжение в ногах и спине, рекомендуют периодически вставать с седла и пользоваться повышенными передачами. О положении рук при длительном катании тоже забывать не нужно. Чтобы посадка была правильной, локти в согнутом положении нужно держать вдоль туловища. Это улучшит и аэродинамические показатели.

Видео: Горные велосипеды Как отрегулировать высоту седла

Настройка велосипеда

Регулировка горного велосипеда нужна даже самый дорогой модели, купленный в магазине. И наиболее важной является правильная посадка. Она поможет ехать с комфортом и сохранит здоровье.

Настройка велосипеда под себя

Настраивать можно:

  • высоту и наклон сиденья;
  • угол выноса и длину;
  • ширину и форму руля;
  • высоту и наклон руля;
  • смещение сиденья и установку рожек.

Наибольший дискомфорт на длинных и средних дистанциях, каким бы это не казалось нелогичным, вызывает чрезмерно мягкое сиденье, не позволяющее велосипедисту сесть на него обеими седалищными костями. На нем наездник проваливается, а нагрузка распределяется на другие области, что нежелательно.

Настройка седла

Как упоминалось, сиденье отрегулировать возможно в трех плоскостях: опустить ниже и поднять, сместить назад — вперед, наклонить вниз или вверх.

Настройка седла

Если оно очень низко закреплено – будьте уверены, проблемы с коленями скоро заявят о себе, поскольку нагрузки на согнутое колено получать человеку противоестественно. А, получив травму коленного сустава, вполне возможно не только распрощаться с велосипедом, но и получить проблемы с ногами.

Как настроить вынос руля

Вынос руля

Руль. Эта деталь может быть разной ширины, формы, конфигурации. Для городских поездок предпочтителен узкий и прямой руль, чтобы проще было преодолевать пробки, проходить двери и другие узкие места.

В горном байке главным фактором безопасности и комфортности является правильная посадка, не позволяющая уставать, но помогающая двигаться с большей скоростью.

Но, для горных моделей строгих правил относительно высоты седла не существует на сегодня. Обусловлено это конструкцией рам, отличающихся большой вариантностью: в слопинговых велосипедах верхняя труба рамы наклонена назад, например.

Во время езды на горном велосипеде, тело наклонено вперед. Так улучшаются аэродинамические показатели. Да и порывы ветра при быстрой езде заставляют нагибать спину вниз.

Рекомендуем:

Велосмпедная каретка

Разборка велосипедной каретки

Каретка велосипеда

Прежде всего, нужно знать, что каретка представляют собой и какие функции выполняет. Каретка велосипеда служит дл соединения шатунов с рамой.

Из-за своего расположения (находится каретка внизу велосипеда) она сильно загрязняется, поэтому быстро выходит из строя. О том, что она загрязнилась, свидетельствуют появляющиеся звуки, потрескивание и похрустывание. Значит, пришло время разобрать этот узел и почистить.

Типы кареток

Каретки бывают закрытыми (картриджными) и открытыми. Первый вид не ремонтопригоден, поэтому придется, если случится поломка, покупать новую. А стоит она недешево. Оптимальным выбором будет второй вариант, т.е. детали, которые ремонтировать можно не один раз.

Работает каретка благодаря вращающимся в ее пазах подшипникам. Деталь помещена в специальный стакан, находящийся в велосипедной раме. Такая конструкция без труда может быть откручена, смазана, установлена на место. Чтобы деталь прослужила долго, ей необходимо регулярное обслуживание – смазка или переборка.

Как снимается каретка?

Чтобы понять, как самостоятельно разобрать каретку на горном велосипеде, нужно хотя бы раз сделать это. Главное не растерять шарики подшипника. Для этого ее откручивать рекомендуется специальным ключом. Прежде всего, нужно выжать шатуны, т.е. вынуть затягивающие шатуны болты.

Разборка велосипедной каретки

Для этого потребуется усилие. Затем снимают шатуны со стороны, противоположной той, где расположены звездочки. Крепится каретка на правую и левую чашки, поэтому при ремонте открутить придется обе.

Правая чашка снимается легче, но делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить резьбу. Из рамы чашка выворачивается с помощью шлицевого ключа.

Сборка каретки

Сборка каретки

Разобрав, смазав и, в случае необходимости, отремонтировав каретку велосипеда, нужно ее вернуть на место. Этот процесс более легкий, чем разборка: смазанные детали вставляют в обратном порядке, вставляют в пазы болты, и закручивают гайкой. Шатуны и чашки также смазывают и устанавливают на прежнее место.

Теперь следует проверить педали. Если крутятся они с трудом – ослабьте гайку.

Правила езды на горных велосипедах

Преодоление подъемов

Преодоление подъемов на велосипеде

Езда в гору – наиболее трудное дело в горном велоспорте. Сил приходится потратить много, зато при спуске можно получить максимум адреналина.

Чтобы преодолевать подъемы было легче, нужно использовать тело в комбинации с байком, используя правильную технику:

  • смотреть вперед, т.е. перед началом подъема важно правильно вставить передачу, а после спуска вовремя переключиться;
  • выбирать правильно траекторию езды: нужно ехать по прямой, объезжая, вызывающие пробуксовку колес препятствия в виде кочек, камней, веток;
  • выбирать велосипед с амортизационной вилкой, которая должна быть отрегулирована по инструкции;
  • использовать автоматические педали, дающие возможность кругового педалирования, повышающего КПД расходуемых сил и снижающие пробуксовку;
  • не забывать о посадке. Самой эффективной является посадка танцовщицы, т.е. стоя. Но, этот способ потребует много сил и уменьшит сцепление с покрытием заднего колеса;
  • правильно выставить седло – очень важно для того, чтобы каждое движение педалей сделать максимально эффективным. При работающих правильно ногах, сил затрачено будет меньше, поэтому их вполне хватит на затяжной подъем. Кроме высоты, нужно горизонтально отрегулировать седло, сдвинуть его назад или вперед;
  • тренированность также важна, чтобы преодоление подъемов стало легким;
  • самоконтроль означает, что нужно научиться четко распределять усилие, меняя интенсивность езды.

Выполняя все рекомендации, поездка станет приятной, будет поднимать настроение и положительно влиять на здоровье. Есть еще важный момент, который может изрядно навредить – поломка деталей. Чаще сюрпризы преподносят колеса.

И, если с ремонтом переднего колеса проблем не возникает, то разборка заднего колеса горного велосипеда неопытному велосипедисту дается не легко. Как снять заднее колесо на горном велосипеде?

Демонтаж заднего колеса

Демонтаж заднего колеса

Он требуется в случаях, когда:

  • поврежден обод;
  • разорвалась шина или спустила камера;
  • нужно перебрать втулку;с
  • отмечается полный износ, требующий замены колеса;
  • требуется плановая замена цепи или задних звездочек.

Чтобы понять, как разобрать заднее колесо горного велосипеда, нужно знать тип тормозного устройства. Дисковые тормоза никаких дополнительных работ не требуют в отличие от ободных, которые придется разжать. Для этого сжимают колодки с обеих сторон, чтобы вытащить из них дуги.

Кроме этого, нужно знать способ крепления. Их существует два – гайка и рычаг. В первом случае, нужно иметь два ключа, которыми удерживают с обеих сторон гайку. Один остается неподвижным, другим — откручивают гайку. Рычаг (эксцентрик) несложно открутить без инструментов, потянув вниз.

После этого, колесо тянут вверх. Устанавливают колесо на место в обратном порядке, следя за тем, чтобы правильно легла на зубцы звездочки цепь.

Читайте также: