Посадка на пузо самолета

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Вчера, 27 марта, в Астане совершил аварийную посадку летевший из Кызылорды самолет. Пилоты смогли посадить лайнер без передней стойки шасси. Как оказалось, приземляться в подобных экстренных условиях самолетам приходится не редко.

Подборку счастливых аварийных посадок, составил портал "Открытая Азия онлайн".

Посадка самолета без переднего шасси в Астане

Самолет “Фоккер-100” авиакомпании Bek Air, летевший по маршруту "Кызылорда - Астана", аварийно приземлился в аэропорту Астаны в 10.36. На его борту находились 116 пассажиров и 5 членов экипажа.

По невыясненной пока причине передняя стойка шасси выпустилась не полностью. Об этом информационным агентствам рассказал председатель правления авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов.

По словам Жумасултанова, причины будут выясняться.

Аварийное приземление на Багамах

25 марта 2016 года пассажирский самолет американского лоукостера JetBlue Embraer-190 совершил аварийную посадку в аэропорту столицы Багамских островов Нассау.

Инцидент произошел около 16:30 по местному времени. Как следует из заявления авиакомпании, на борту рейса 29, направлявшегося из Вашингтона, находились 93 пассажира и четыре члена экипажа.

Экипаж сообщил наземным службам о неисправности передней стойки шасси до приземления. В аэропорту лайнер встречали службы спасения. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Посадка российского самолета с отказавшим двигателем и сгоревшими шасси в Доминикане

Самолет только вылетел из аэропорта Пунта-Кана в российскую столицу. Лайнер поднялся на высоту 5 км, когда у него вспыхнул двигатель. При посадке Boeing летел на одном двигателе, а его шасси буквально сгорели.

«Когда приземлились, прозвучала команда срочно покинуть самолет, так как он еще горел. Все в панике выбегали по трапу, многие побросали сумки и документы, - рассказал позже очевидец.

Причиной экстренной посадки лайнера стал отказ двигателя. На борту самолета находились 346 пассажиров.

Приземление на брюхо в Лос-Анджелесе

11 марта 2015 года самолет Bombardier СRJ200 компании SkyWest Airlines совершал перелет между калифорнийскими городами Монтереем и Лос-Анджелесом, когда за несколько минут до посадки отказало шасси.

Командир корабля проявил чудеса пилотажа и посадил самолет на брюхо. К счастью, никто не пострадал. На борту находились 40 пассажиров и три члена экипажа.

Экстренное приземление в Варшаве

1 ноября 2011 года самолет Boeing 767 польской авиакомпании LOT, выполнявший рейс из Ньюарка (США), совершил аварийную посадку с неисправным шасси в аэропорту Варшавы. На борту лайнера находились 230 человек. Самолет не смог выпустить шасси и приземлился прямо на фюзеляж.

При посадке летели искры и валил дым, но лайнер не загорелся. Перед приземлением он сделал несколько кругов, вырабатывая топливо. Предполагается, что проблемы с шасси возникли из-за неполадок в системе электроснабжения.

Приземление без переднего шасси в Тегеране

28 октября 2011 года у самолета “Боинг-727” компании IranAir, летевшего из Москвы в Тегеран, при заходе на посадку отказала передняя стойка шасси. Иранскому пилоту удалось предотвратить катастрофу и благополучно посадить самолет со 113 пассажирами на борту.

Посадка обесточенного самолета на заброшенный аэродром в России

На высоте более 10 километров исчезло электропитание, перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В расходном баке оставалось топлива на 30 минут полета. Запустить запасной генератор не удалось. Экипаж начал искать место для аварийной посадки.

Экстренная посадка из-за СМС в Сингапуре

27 мая 2010 года лайнер Airbus A320 авиакомпании Jetstar чуть не совершил аварийную посадку в аэропорту Сингапура из-за невыпущенной вовремя стойки шасси. Лайнеру пришлось экстренно прервать посадку, находясь на высоте всего 150 м над землей, и сделать дополнительный круг, чтобы выпустить шасси. К счастью, никто не пострадал.

В результате расследования комиссии по авиационному инциденту выяснилось, что после начала подготовки к посадке на сотовый телефон командира лайнера пришло несколько СМС.

Командир отвлекся на сигнал телефона и не услышал нескольких реплик второго пилота, а также указаний диспетчеров с земли.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

В Бразилии пилот частного самолета показал высочайшее мастерство, благополучно посадив самолет с неисправной передней стойкой шасси.

Очевидцы сняли на видео мастерски выполненную аварийную посадку частного самолета в городе Куритиба на юге Бразилии. 22 февраля пилот сообщил диспетчерам о неисправности носовой стойки шасси. Экстренные службы аэропорта были приведены в состояние полной готовности.

Впрочем, пилот самолета умудрился при посадке балансировать на основных стойках шасси, пока не погасил скорость, после чего самолет аккуратно опустился на подломившуюся переднюю стойку и на брюхо. Пожара не возникло. Никто из находившихся на борту людей не пострадал.

Спасти обреченный борт. Как военные самолеты сажают на брюхо

Истребитель ложится на посадочный курс, аэродром уже в пределах прямой видимости, но вдруг что-то идет не так — выясняется, что часом ранее снаряд вражеской зенитки повредил гидравлику стоек шасси. В реальной боевой обстановке такое вполне возможно, поэтому еще в училище военные летчики осваивают технику аварийной посадки на фюзеляж.

Подвиг в мирное время

Двадцать седьмого апреля прошлого года летчик-курсант четвертого курса Краснодарского военного летного училища Михаил Еманов поднял в воздух с аэродрома в Майкопе учебно-тренировочный Л-39 и на высоте 170 метров "поймал" козырьком фонаря птицу.

Осколки стекла засосало в воздухозаборник двигателя. Еманов молниеносно оценил обстановку. Катапультироваться нельзя: внизу жилой хутор и газонаполнительная станция. Выпустить шасси курсант не смог, поэтому принял решение "тянуть" неуправляемый "Альбатрос" до ближайшего поля и приземляться на фюзеляж.

Посадку он выполнил филигранно — самолет получил минимальные повреждения. За этот подвиг, совершенный в мирное время, Михаила Еманова наградили орденом Мужества. Сам он в разговоре с журналистами скромно сказал, что просто делал то, чему его учили.

При отказе механической и гидравлической систем выпуска шасси машину направляют, как правило, на грунт параллельно взлетно-посадочной полосе. Если же до аэродрома не дотянуть, сгодится любой ровный участок поля.

Сухие баки и стальные нервы

По словам Попова, когда нет возможности вырулить на грунт, самолет сажают на бетон, который наземные службы обязательно обрабатывают негорючей пенной смесью. Это необходимо для улучшения скольжения, чтобы не допустить возгорания. Перед аварийной посадкой летчик должен сжечь топливо до минимально безопасного уровня и заполнить пустоты в баках инертным газом.

"Кроме того, очень важно избавиться от боекомплекта, — подчеркнул Попов. — Нужно отстрелять ракеты, израсходовать снаряды, сбросить бомбы. Над своей территорией или у аэродрома бомбы и ракеты сбрасывают не взведенными, и те падают на землю как болванки, без взрыва. В военно-транспортной авиации проверяют, хорошо ли закреплен груз. Если от него можно избавиться, лучше сбросить. Все это уменьшает посадочный вес воздушного судна".

Посадка на фюзеляж происходит, по сути, так же, как и обычная, но требует максимальной концентрации внимания летчика. Нужна ювелирная точность движений штурвалом и педалями. Выравнивание самолета выполняется более плавно, необходимо точно контролировать посадочную скорость. Перед касанием летчик обязан проверить все ремни и максимально зафиксировать себя в кресле.

Выпускается полная механизация крыла — предкрылок, закрылок. Непосредственно перед контактом с землей пилот выключает двигатель, обесточивает бортовую электросеть, активирует систему пожаротушения. Главная задача летчика — максимально плавно опустить самолет на грунт, чтобы и самому выжить, и дорогостоящую машину сохранить.

"Впервые посадку на брюхо я наблюдал, когда только-только вступил в командование авиационным полком, — вспоминает Попов. — Один из моих подчиненных при отказе двигателя и системы выпуска шасси ночью посадил свой МиГ-21 на грунт вдоль взлетно-посадочной полосы. За это летчика наградили боевым орденом Красной звезды, а самолет уже через месяц-другой вновь поднялся в воздух. Еще вживую видел аварийную посадку гражданского Ту-134 с невыпущенной передней стойкой шасси. Я тогда на старте стоял, хотел взлетать, но тут началось "кино". Борт коснулся основными стойками шасси бетона, летчик долго пытался удерживать переднюю часть самолета в поднятом положении, с большим углом атаки. Когда скорость упала, нос Ту-134 опустился, пошли искры, дым. Тем не менее самолет остановился в пределах полосы, все закончилось хорошо".

Полезный навык

К подобному военных летчиков готовят постоянно. Любая техника может отказать, и это необходимо учитывать. На войне риск возрастает многократно. Под обстрелом первым делом из строя выходит гидравлика. В годы Великой Отечественной посадка подбитого истребителя на брюхо была делом обыденным. В мирное время это, конечно, чрезвычайное происшествие.

В ночь на 2 апреля 2014-го в Приморье на аэродроме Центральная Угловая, где базируется 22-й гвардейский истребительный авиаполк, аварийно приземлился Су-27СМ с отказавшей гидравлической системой передней стойки шасси.

А в апреле прошлого года в подмосковном Жуковском жестко приземлился противолодочный самолет Вооруженных сил Индии Ил-38, проходивший штатное техобслуживание на предприятии-изготовителе. Обошлось без возгорания и пострадавших.

От таких инцидентов не застрахован никто, даже лучшие асы. В 1997-м на авиашоу SIAD в Братиславе на брюхо приземлился летчик "Русских витязей" Сергей Климов. Пилот забыл выпустить шасси и сел на два балочных держателя, которые крепятся снизу фюзеляжа, как на лыжи.

Вину за произошедшее возложили на руководителя полетами, не подсказавшего вовремя пилоту, что тот не выпустил шасси. Посадка, впрочем, была выполнена идеально, истребитель поднялся в воздух уже через день. Источник

«Мы взлетели, при наборе высоты началась сильная вибрация — сильнее, чем обычно, потом начали раздаваться хлопки и вырываться пламя из правого двигателя. Набор высоты прекратился, хлопки продолжались, и мы начали понемногу снижаться.

Мы подготовились к удару. Было два удара об землю. Видимо самолет отскочил, а значит мы приземлились полого к земле. Иллюминаторы эпично забросало землей.

Стюардессы уже заранее к этому были готовы. Как только самолет остановился — выходы моментально открыли и скомандовали на выход и убегать дальше от самолета, что мы и сделали. Потом по GPS и на крики мы вышли обратно, нам указали направление куда двигаться к дороге. Пока мы выходили через поле — на встречу уже летели через поле пожарные расчеты.

На дороге нас уже ожидали автомобили реанимации и скорой. Мы там пробыли в ожидании автобусов час с копейками, нас погрузили и вот сейчас мы в аэропорту Жуковском. Представитель авиакомпании сказал: кто хочет лететь сегодня дальше —записывайтесь, а кто не хочет пишите отказ. Все взыскания в претензионном отделе, а он в Екатеринбурге. Некоторые летят дальше, мы тоже, наверное, полетим. Нас отправят из Домодедово.

Перед самой посадкой не предупреждали о том, что она будет аварийной. Перед полетом провели инструктаж, куда эвакуироваться. Люди паниковали не сильно. Все очень быстро покинули самолет, но было пару человек, которые пытались достать свою ручную кладь.

Пассажирский самолет "Уральских авиалиний", выполнявший рейс Москва – Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле в подмосковной деревне Рыбаки. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. В результате жесткого приземления все находившиеся на борту люди выжили, пострадали 74 человека. Разбираемся, в чем причины происшествия и как пилотам удалось сохранить жизни людям.

Посадка на брюхо

Москва 24 сняла с коптера севший в поле самолет А321

Airbus A321, принадлежащий авиакомпании "Уральские авиалинии", выполнял рейс Москва – Симферополь. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Но сразу после взлета в двигатели попала стая чаек, что привело к перебоям в их работе.

Экипаж в лице командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина был вынужден совершить аварийную посадку в Раменском районе Московской области на кукурузном поле у деревни Рыбаки между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома. Момент посадки пассажиры снимали на телефоны.

"После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, тяги не хватало, высота плавно падала. На "ручном" командир взял управление на себя", – рассказал Георгий Мурзин.


Мальчик Витя, летевший вместе с родителями и маленькой сестрой, рассказал телеканалу Москва 24 о том, что происходило в самолете.

"Мы сначала очень резко взлетали, самолет поднимался, потом появился какой-то звук и повторялся через каждые пару секунд. Потом самолет начал потихоньку падать. Первый раз я ударился головой об сидение передо мной. Потом мы стали резко падать. Такое ощущение, что самолет будто прыгал, потом резко затормозил, все кричали", – вспоминает он.

Пилоты посадили А321 на брюхо – шасси при посадке были убраны. Перед приземлением экипаж выключил двигатели. После аварийного приземления эвакуацией пассажиров из салона руководили бортпроводники "Уральских авиалиний": Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина. Пассажиров рейса вывезли с места приземления на специальных автобусах.

Пассажиры аварийного рейса рассказали о ситуации на борту Airbus А321

В результате жесткой посадки за медпомощью обратились 74 человека, из них 19 детей. Жертв удалось избежать. В основном пассажиры получили средние и легкие травмы конечностей.

Жена командира Airbus A321 Дамира Юсупова Наталья рассказала телеканалу Москва 24, что еще не видела супруга после случившегося. "Он пока ничего не рассказывает, просто позвонил и сказал, что все живы. Я просто рада, что мой муж жив, очень жду его домой, хочу, чтобы он скорее вернулся", – говорит женщина.

Удача или профессионализм?


Многие эксперты согласны: случившееся – большая редкость и удача, но спасти людей помогла не только она. По мнению председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова, пилоты приняли единственно верное решение, которое было возможно в конкретной ситуации.

"Производя снижение, экипаж обнаружил, что единственный работающий двигатель начал тоже отказывать. И, будучи на предпосадочной прямой, командир корабля принял очень правильное профессиональное решение – не ждать, пока откажет еще один двигатель, а потом камнем падать на землю. А посадить самолет перед собой", – говорит эксперт.


Видео: телеграм-канал Mash

Заслуженный пилот России Юрий Сытник обращает внимание на то, насколько грамотно подошли пилоты к самой посадке в нестандартных условиях. "Они выключили систему питания двигателей, электроснабжение, систему кондиционирования. То есть были выполнены все действия, чтобы предотвратить пожар на этом самолете", – пояснил специалист.

Это два героя России, которые выполнили свой профессиональный долг на оценку отлично. В короткое время, не имея высоты, скорости, не имея времени на раздумья, приняли единственно правильное решение.

Кроме того, эксперты указали на высокое качество самого пилотирования: помимо того, что отказали оба двигателя, Юсупов и Мурзин сажали самолет с полным весом и на ручном управлении – без компьютеров. "Если двигателей нет, то самолет фактически планирует, летчик может максимум только подрулить. И посадить его еще и так, чтобы он не загорелся, не развалился", – пояснил независимый авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.

Кстати, по мнению Лукашевича, кукурузное поле – достаточно удачная площадка для экстренной посадки: на ней нет оврагов, никаких препятствий. "Сама кукуруза там уже такая высокая, под два метра. Она сыграла, возможно, роль запененной полосы", – добавил специалист.

На месте аварийной посадки Airbus A321 продолжают работать спецслужбы

Эксперты также отмечают, что сажать самолет без шасси, а "на брюхо" – еще одно грамотное решение пилотов. Однако оно было принято вопреки инструкциям: производитель рекомендует обратное. Инструкции выпускать шасси при посадке на сушу есть в чек-листе из презентации Airbus, посвященной действиям пилотов при экстренной посадке на воду и сушу.

По словам экспертов, такие рекомендации существуют, так как считается, что при посадке на земную поверхность, даже неподготовленную, шасси смягчают удар.

Эксперты в летной отрасли заявили РБК, что выпуск шасси становится бессмысленным, если у экипажа нет достаточной высоты или времени на эту процедуру. "Шасси выходят очень медленно. Если самолет летит низко над землей, меньше 300 метров, то одна стойка может выйти, а может – нет. Это может быть еще большей проблемой, чем на голое брюхо садиться: самолет может крутануть во время касания", – поясняют эксперты, отмечая, что руководящие документы позволяют отклониться от любых инструкций, если пилот "действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета".

"Шасси в любом случае бы сломались, и самолет все равно опустился бы на брюхо. Поэтому не было просто никакого смысла их выпускать. Но если бы пилоты пытались посадить самолет с шасси, те могли бы надломиться, выгнуться и пробить крыло или бак", – говорит Лукашевич

В целом, по словам экспертов, попадание птиц в двигатель – ситуация не такая уж и редкая. "Каждый год примерно более тысячи случаев", – пояснил Сытник. Однако не всегда это приводит к отказу двигателей. "В первую очередь, это зависит от размера птицы. Двигатель, например, спокойно "пережевывает" птицу размером с воробья", – отметил Лукашевич.

При этом специалисты единогласно отметили, что конструкция Airbus A321 не является причиной происшествия. По их словам, самолет очень надежный. Дело скорее в том, что лайнер столкнулся не с отдельными птицами, а со стаей.

По словам Сытника, птицы – частые гости аэропортов. "Как правило, недалеко от аэродромов какие-то свалки находятся, отходы туда выбрасываются. Птицы там питаются. Поэтому часто бывают столкновения с ними", – пояснил собеседник Москвы 24. К слову сказать, Минприроды настаивает на проверке свалок в районе аэропорта в Жуковском.

Место аварийной посадки A321 в поле сняли с коптера

Для таких случаев в аэропорту работают системы отпугивания птиц. "Они борются с птицами при помощи звуков, выстрелов, крики подбитой птицы, крики хищных птиц включают. В общем, как могут, так и распугивают", – добавил Сытник. В аэропорту Жуковский во время взлета Airbus A321 комплексная система по отпугиваю птиц была в исправном состоянии и работала.

Установить истинные причины аварии следователям только предстоит. "Скорее всего, это стечение обстоятельств. Но следователи обратят внимание на все факты", – выразил мнение заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. После происшествия уже было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта").

Второй день рождения


Фото: скриншот телеканала Москва 24

Чудо в Жуковском – хотя и редкий, но не единственный случай, когда мастерство пилотов и слаженная работа экипажа помогали посадить самолет в экстренной ситуации и сохранить жизни всем находящимся на борту людям. Возможно, второй день рождения праздновали все, кто летел из Таллина в Москву 21 августа 1963 года. Лайнер авиакомпании "Аэрофлот" вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55, и через некоторое время у самолета заклинило стойку шасси (передняя опора застряла в полуубранном положении).

Вернуться в аэропорт вылета не было возможности из-за тумана, поэтому воздушное судно решили посадить на ближайшем аэродроме в Ленинграде. Причем пилотам предстояла посадка "на брюхо". В "Шоссейной" – так тогда назывался Пулково – к приему Ту-124 приготовились все экстренные службы, пожарная техника и машины скорой помощи доставили к грунтовой полосе. Самолет вырабатывал топливо, нарезая круги над городом, и вдруг остановился один из двигателей. Пилоты взяли курс на взлетно-посадочную полосу – второй двигатель тоже отказал. Единственное, что оставалось, сажать самолет на Неву в черте города. Лайнер пролетел над Литейным, Большеохтинским и строящимся мостом Александра Невского – и благополучно сел на воду. Все пассажиры и члены экипажа выжили.

Чудом на Гудзоне окрестили приводнение Airbus А320, летевшего по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл в январе 2009 года. Почти сразу после вылета из аэропорта лайнер столкнулся со стаей птиц, что привело к отказу обоих двигателей. Самолет начал терять высоту. Лайнеру была необходима аварийная посадка, однако шансов долететь до какого бы то ни было аэропорта не было – командир взял курс на реку Гудзон. Невысокая скорость и небольшая высота, на которую успел подняться самолет, помогли предотвратить разрушения фюзеляжа при соприкосновении с водой. Пассажиры выбрались на крылья, откуда их эвакуировали на катерах и речных трамваях. Без пострадавших не обошлось: некоторые пассажиры переохладились, ведь температура воды была в районе +2 градусов. Однако все 150 пассажиров и 5 членов экипажа остались живы.


Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

А год спустя пилоты российской авиакомпании "Алроса" посадили полностью обесточенный самолет в тайге. 7 сентября 2010 года Ту-154 выполнял рейс по маршруту Полярный (город Удачный) – Домодедово (Москва). Спустя 3,5 часа полета пропало электропитание, перестала работать навигация, связь, топливные насосы. Пилоты снизили самолет с более чем десяти до трех тысяч метров, чтобы найти площадку для посадки. Они заметили заброшенный аэродром "Ижма", который время от времени использовался как вертолетная площадка.

Начальник взлетно-посадочной полосы Сергей Сотников, несмотря на то, что она была недействующей, поддерживал ее в рабочем состоянии, очищал от кустарников, не давая зарасти. Пилотам удалось приземлиться на скорости выше расчетной, с неработающими закрылками, на полосу, которая была в два раза короче нужной для Ту-154 – все 72 пассажира и 9 членов экипажа остались живы. После капитального ремонта лайнер снова поднялся в небо. 29 сентября 2018 года, за день до окончания сертификата летной годности, воздушное судно приземлилось в новосибирском аэропорту Толмачево и отправилось на заслуженный отдых в музей авиации.

Читайте также: