Посадка на ил 86

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Ил-86, борт RA-86074, 21 сентября 2001 года выполнял международный рейс Москва - Дубай. Самолетом управлял экипаж в составе командира В. И. Ивочкина - пилот 1-го класса, налетал 16 501 час 40 минут, 6080 часов 20 минут из них на Ил-86, второго пилота С. К. Севастьянова - пилот 3-го класса, налетал 8920 часов 34 минуты, 1126 часов 46 минут из них на Ил-86, штурмана С. Н. Афанасьева, бортинженера Е. А. Малинина и 11 бортпроводников. Всего на его борту находилось 322 человека - 15 членов экипажа и 307 пассажиров.

Тогда командир, дабы не отвлекаться в промежутке от момента выпуска закрылков и до выпуска шасси, распорядился ее отключить. При заходе лайнера на посадку, грубо нарушая Руководство летной эксплуатации, бортинженер стал зачитывать контрольную карту и самостоятельно отвечать на все ее пункты.

Командир воздушного судна, второй пилот и штурман его не контролировали. В результате бортинженер ошибочно посчитал, что шасси выпущены, а остальные члены экипажа в кабине этот момент не проконтролировали, в том числе и по причине отключенной сигнализации шасси.

В 20:09 с выпущенной механизацией крыла и убранными шасси Ил-86 произвел посадку на полосу аэропорта Дубая. При скольжении по полосе произошло возгорание двигателей № 2 и № 3, а также в хвостовом грузовом отсеке. Факт посадки без шасси был обнаружен одним из бортпроводников. Благодаря своевременным действиям аварийных служб аэропорта пожар был быстро ликвидирован, а пассажиры и экипаж эвакуированы. Никто из находившихся на борту 322 человек не погиб.

В сентябре 1969 года ОКБ имени Ильюшина было поручено начать работы по разработке среднемагистрального пассажирского авиалайнера большой пассажировместимости.

Ил-86 стал первым советским пассажирским лайнером имеющий широкий фюзеляж и позволяющий вмещать до трехсот пятидесяти пассажиров. Основной причиной начала проектирования широкофюзеляжных самолетов было увеличение числа пассажирских авиаперевозок и большой нагрузкой на аэропорты.

На Ил-86 были установлены четыре модифицированных двигателя НК-8, которые получили маркировку НК-86. Также в самолете была применена новая на то время система навигации позволяя выполнять рейсы в любых погодных условиях и в любое время суток. В самолете используется многократная система резервирования основных функций, что позволяет повысить безопасность полета.

ил-86 фото

Это первый (массовый) пассажирский широкофюзеляжный самолет. Массовое производство осуществлялось с 1980 по 1993 год на (ВАСО) Воронежском авиационном заводе. За всю историю было выпущено 106 экземпляров. На данный момент не используется в летательных операциях, поскольку тратит сильно много топлива. За это самолет прозвали истребителем керосина.

ил-86 фото 2

Благодаря сотрудничеству со специалистами ЦАГИ результатом выбора стал фюзеляж, параметры которого разрешили поставить в один ряд девять кресел с двумя проходными путями, причем их ширина была больше, нежели в аналогах из зарубежья. Эксплуатацию с относительно короткими ВПП обеспечил выбор механизации крыла, который состоял из трехщелевых закрылков и предкрылков.

Этот самолет представлял собой турбореактивный низкоплан с четырьмя моторами, для него даже модернизировали мотор НК-8 в НК-86. В конечном итоге именно из-за двигателя его преждевременно сняли с эксплуатации. Сильный шум, неэкономичное поглощение топлива, малая тяга и вялый разбег привели к списанию. Также размеры НК-86, под который конструировались шасси и планер, сделали невозможной ремоторизацию Ил-86 в будущем. Пришлось разрабатывать новый самолет Ил-96. Еще одним минусом двигателя было снижение работоспособности при больших температурах окружающего воздуха. В сильную жару начинали срабатывать регуляторы температуры, они срезали топливо для понижения температуры газов турбинами или вообще отключали двигатель.

Поскольку у самолета четыре двигателя, то и гидросистем столько же. Их давление регулируется специальными отдельными насосами, смонтированными к двигателям. Они питают бустеры элеронов и рулей, приводы механизации стабилизатора и крыльев, систему выпуска и уборки шасси, тормоза, систему поворота передней ноги и многое другое. Левые бортовые бустеры питаются благодаря обеим системам левого борта №1 и №2 и правой №3, механизм бустеров правого борта, соответственно, от системы №2, третьей и четвертой бортовых систем правой стороны.

Возле самих бустеров (проводка управления) вмонтированы центральные пружинные цилиндры, которые выводят шток в нейтральное положение. Это необходимо для исключения бесконтрольного отключения рулей при возможном обрыве проводки. РП-69 (вспомогательный рулевой привод) помогает преодолеть затяжки центральных цилиндров и трение между проводами.

ил-86 фото 3

РП-69 представляет собой маломощный гидроусилитель, питающийся от всех систем. Он включен в проводку к остальным узлам. Для более эффективной функциональности закрылков в систему установлен двухмоторный гидропривод РП-70, для стабилизатора и предкрылков – РП-71 (двухмоторные гидроприводы). На предкрылки приходится один РП-71, а на стабилизатор – два.

Ходовой винт является главной деталью механизации перестановки стабилизатора. Он закрепляется нежестко, дабы избежать трения, и в то же время устойчиво держится благодаря поворотам направляющих вертикальных перемещений винта. Первый РП-71 функционирует от гидросистем №2 и №3, второй, соответственно, питается от №1 и №4. Приводы через вращение гаек передвигаются по винту сверху вниз.

Верхний РП-71, вращаясь, переставляет стабилизатор, при этом он закреплен шарнирно и находится спереди лонжерона стабилизатора. Нижний РП-71 закреплен так же, но при этом передвигает сверху вниз сам винт. Из-за этого даже в случае отказа одного привода, цепи управления или питающей его гидросистемы управление всей гидросистемой сохраняется все равно.

22 декабря 76 года был совершен первый полет испытательного образца самолета Ил-86. Его совершил экипаж Э.И. Кузнецова. В июне следующего года эта воздушная машина была продемонстрирована в Париже на авиационно-космическом салоне международного класса. После окончания заводских испытаний в 1978 году было принято решение начать сертификационные. После их окончания в 1980 году, а именно 26 декабря, был совершен первый рейс регулярного плана (маршрут Москва – Ташкент). Через год этот самолет установил 18 мировых рекордов в полете.

ил-86 фото кабины

Ил-86 считается одним из лучших самолетов в России. В период с 1980 по 1993 годы на ВАСО в Воронеже было выпущено 103 самолета для авиарейсов. Три из них отправили в Китай. В этот же период началась реконструкция большинства ВПП СССР, потому что предыдущие не могли принимать самолет Ильюшина. С 2001 года началось массовое списание самолетов этого типа. Последним рейсом Ил-86 стал маршрут Москва − Сочи и Москва − Симферополь до октября 2010 года.

21.09.2001 из-за грубых ошибок экипажа самолет загорелся при посадке. Произошло это в Дубае. Главный пилот не вовремя выпустил шасси, и при посадке на ВПП из-за трения Ил-86 воспламенился. Меньше чем через год в Шереметьево произошла трагическая авиакатастрофа. При взлете был выбран закритический угол подъема, и в результате сломался контакт на переключатель управления стабилизатором.

Существующие варианты самолета

Ил-86 – стандартный базовый вариант. Единственный экземпляр этого самолета был создан для президента РоссийскойФедерации.

Ил-86Д – модификация Ил-86, стал базой для самолета Ил-96.

Ил-86 Фото

Ил 86 2

Ил-86 Фото салона

Ил 86 салон

Также этот самолет имеет маркировку Ил-80 или Ил-87. Всего было произведено четыре таких самолета. Также велись исследования по использованию двигателей фирмы RollsRoyce на самолете Ил-86. Но в серию эти модификации не поступили.

Ил-86 схема салона

До окончания его производства в 1993 году было выпущено чуть больше ста машин. На сегодняшний день Ил-86 снять с эксплуатации пассажирскими авиаперевозчиками и не используется в коммерческих рейсах. Основной причиной снятия этого самолета с коммерческих рейсов является не соответствие его современным международным авиационным стандартам по уровню шума и расходу топлива. Его приемником стал Ил-96, который не стал массовым самолетом.

И л-86 представляет собой 4-моторный широкофюзеляжный пассажирский самолет, спроектированный в КБ Ильюшина. Это самый массовый пассажирский советский широкофюзеляжный самолет. В 1980-1997 гг. производился серийно в Воронеже на авиационном заводе ВАСО. Было создано всего 106 самолетов.

Конструкция Ил-86

Ил-86 – 4-моторнй турбореактивный низкоплан с однокилевым оперением, стреловидным крылом. Для Ил-86 был создан двигатель НК-86 − модернизация мотора НК-8 самолетов Ту-154Б и Ил-62 с тягой 13 тс. Впоследствии двигатель стал основной причиной преждевременного вывода самолета из эксплуатации, имея слишком большой расход топлива, обеспечивая недостаточную тяговооруженность и не удовлетворяя нормам по шуму из-за плохого разбега и отрыва. Есть даже шутка, что самолет взлетает только благодаря кривизне планеты.

Ил-86

Размеры НК-86, под которые рассчитывались шасси и планер, сделали в будущем невозможной ремоторизацию Ил-86, что стало причиной разработки новой модели самолета – Ил-96. Более того, устаревшие материалы и конструкция НК-86 при большой температуре снижали его работоспособность по сравнению с более современными вариантами двигателя. В сильную жару при взлете срабатывали регуляторы температуры. Для снижения температуры газов турбиной начинали срезку топлива или вовсе отключали двигатель, в результате чего приходилось прекращать взлет.

На Ил-86 установлены четыре гидросистемы – по количеству двигателей. Во время работы всех двигателей в гидросистеме давление создается отдельным насосом, который устанавливается на двигателе. Гидросистемы питают приводы механизации стабилизатора и крыла, необратимые бусы элеронов и рулей, систему выпуска и уборки шасси, механизм разворота ноги, тормоза и прочие потребители.

История Ил-86

Ил-86

Первый полет самолета Ил-86 был произведен 22 декабря 1976 г. экипажем Э.И. Кузнецова. В конце 1978 г. завершились заводские испытания, и им на смену пришли сертифицированные испытания. Они закончились в 1980 г. Самолет Ил-86 26 декабря 1980 г выполнил свой первый рейс Москва – Ташкент. Спустя год на самолете удалось установить восемнадцать мировых рекордов скорости с нагрузкой от 35 до 80 тонн по замкнутому маршруту.

Четыре модели были построены в версии воздушного командного поста Ил-80 (Ил-87) для управления вооруженными силами при возникновении ядерного конфликта.

Проекты Ил-86Д и Ил-86В исследовались в 1980-х. На них предполагалось применять английские моторы тягой по 19 000 кгс. Ил-86В − среднемагистральный самолет, имел удлиненный фюзеляж и был предназначен для транспортировки 450 человек на дальность 3,6-4 тыс. км. Ил-86Д использовался для перевозки 330 человек на расстояние больше 9 тыс. км. Данный самолет стал основой для самолета Ил-96-300.

Ил-86

В период с 1979 по 1997 г. Ил-86 производился серийно на авиазаводе в Воронеже. Всего было создано сто шесть самолетов всех модификаций (4 Ил-80 и 102 Ил-86 для МО СССР). На экспорт в Китай были построены три самолета. В 1980-х гг. во многих крупных аэропортах были реконструированы ВПП, в результате чего они смогли принимать самолеты Ил-86.

Летный век самолета был сравнительно недолгим. В результате шумности и крайней неэкономичности двигателей он стал непригодным в новых условиях. С 2001 года началось массовое списание и вывод из эксплуатации самолетов.

В ноябре 2010 г. самолеты были сняты с рейсов и, по всей вероятности, навсегда.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Больше всего авиакомпаниям нравился вариант НК-86А с тягой на взлетном режиме, увеличенной до 13,3 тонн. Он отличался монокристаллическими рабочими лопатками первой ступени турбины, и межремонтным ресурсом 4000 часов. Подобные моторы выпускались Казанским машиностроительным производственным объединением, начиная с 1987 года.


Но обратной стороной надежности был высокий расход топлива. НК-86 представлял собой модификацию НК-8, проверенного временем на самолётах предыдущего поколения Ту-154Б и Ил-62. Тогда как иностранные самолетостроители переходили на высокоэкономичные двигатели со степенью двухконтурности 4-8 единиц, соответствующий показатель для НК-86 – всего-навсего 1,18. Как следствие, удельный расход топлива на крейсерском режиме составлял 0,739 кг/кгс*ч против 0,536 у американского PW4056 (степень двухконтурности 4,9), что устанавливался на варианты Boeing 767 и 747.

Коммерческая эксплуатация

Серийный выпуск самолета поручили хорошо оснащенному заводу в Воронеже, где ранее строились сверхзвуковые Ту-144. Первую собранную здесь машину облетали 24 октября 1977 года, полет длился тридцать минут. Эксплуатационные испытания в Аэрофлоте включали 490 полетов общей продолжительностью 1222 часа.


Внутри страны, в 1983-1987 гг. Ил-86 обслуживали города Москва, Ленинград, Киев, Симферополь, Свердловск, Кавминводы, Сочи, Сухуми, Норильск, Актюбинск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Ереван, Ташкент и Алма-Ата.


Постсоветский период функционирования отечественной системы воздушного транспорта характеризовался резким сокращением объемов перевозок. Возникли сложности с обеспечением высокой загрузки широкофюзеляжных лайнеров. Однако те авиакомпании, что продавали достаточное число билетов, летали безубыточно. Долгое время Ил-86 оставался востребованным при осуществлении полетов по центральному расписанию между столицей России и Красноярском, Новосибирском и Ташкентом. Хорошая экономика наблюдалась на туристических направлениях, к курортам на побережье Персидского Залива, Черного и Средиземного морей, где загрузка кресел порой достигала 100%. На рубеже веков доля Ил-86 в чартерных перевозках российских авиакомпаний составляла порядка 40%.

Ремоторизация


По мнению Глушкова, модернизацию следовало бы вести на всем парке Ил-86, и кроме силовой установки, обновить также салон и авионику, то есть подойти к теме комплексно. Коль скоро речь шла о временном выводе самолетов из эксплуатации, промежуток простоя лучше было бы использовать для выполнения различного рода работ что вкупе дали бы максимальный эффект по улучшению воздушного судна. Как бы там не было, а отсутствие целевого финансирования погубило, в общем-то, здравую идею по ремоторизации.

История создания

В 1967 году советская авиакомпания “Аэрофлот” отдала приказ о проектировании широкофюзеляжного самолета, рассчитанного на 250-350 мест. Разработкой занялся Авиационный комплекс имени Сергея Владимировича Ильюшина (великий советский авиаинженер). Ил-2 также был спроектирован руками Ильюшина.


13 октября 1967 года решение о постройке было подписано Советом Министров Союза. Сперва Комплекс попытался создать новый самолет на основе Ил-62-250, удлинив фюзеляж. Но попытка не увенчалась успехом, поэтому 9 марта 1972 года началась работа над проектом Ил-86. Сотрудники ОКБ столкнулись с многочисленными трудностями при проектировании салона самолета. Необходимо было создать конструкцию, позволяющую значительно увеличить количество пассажирских мест — инженеры СССР не имели соответствующих знаний и опыта.

В конце концов было решено обеспечить круглое сечение фюзеляжа и размещение пассажирских кресел по схеме 3-3-3.

А вы летали на самолете Ил-86?

22 декабря 1976 года состоялся первый пробным полет Ил-86. Место летчика-исполнителя занял Эдуард Иванович Кузнецов (герой СССР и лауреат премии имени Ленина). Он также был задействован при тестировании Ил-18 и Ил-62. В июне следующего года Ил-86 был продемонстрирован на Парижском международном авиационно-космическом салоне. Благодаря удачному показу 24 декабря 1980 года Ил-86 получил сертификат, заверяющий надежность авиалайнера и разрешающий пассажирские перевозки.


Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный лайнер

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Лишь за 1981 год Ил-86 установил 18 мировых рекордов полета по замкнутому маршруту. Максимальная скорость Ил-86 составила 975,3 км/ч. Рекорды оставались недосягаемы для других самолетов еще на протяжении 20 лет.

Специально для Ил-86 была изобретена усовершенствованная модель двигателя НК-8 — НК-86. Новый двигатель оказался неудачным вариантом для эксплуатации: быстрый расход топлива и высокий уровень шума. Из-за этого возникли проблемы с полетами в другие страны — характеристики Ил-86 не вписывались в международные рамки.

Вследствие множества названых причин, эксплуатация Ил-86 оказалась сравнительно недолгой. В 2001 году авиалайнер начали массово списывать.

Характеристики самолета Ил-86:

  • количество членов экипажа — 3-4 человека;
  • количество пассажирских мест — 250-350 (в зависимости от модификации);
  • максимальный вес при взлете — 208000 килограмм;
  • допустимый объем топлива — 114000 литров;
  • 4 двигателя модели НК-86;
  • дальность полета при максимальной нагрузке — 3600 километров.

Катастрофы и аварии

По подсчетам за 2017 год было установлено, что из 106 созданных Ил-86 всего 4 потерпели крушение, не считая отдельных инцидентов, не закончившихся катастрофой.

8 марта 1994 года в аэропорту Дели (Индия) произошла крупная авария, вследствие которой погибло 8 человек. На самолет Ил-86, который готовился к взлету, внезапно свалился Boeing 737-2R4C (индийский авиалайнер, совершавший пробный полет). Крушение произошло из-за оплошности экипажа “Боинга”.


Катастрофа ил-86 в Шереметьево

21 сентября 2001 года самолет Ил-86, держащий курс в аэропорт Дубай, совершил аварийную посадку без использования шасси. Произошло возгорание второго и третьего двигателей. Благодаря оперативной работе местных спасательных служб всем пассажирам авиалайнера удалось выжить. Авиакомпания“Аэрофлот” выплатила по 400 долларов каждому пассажиру и 10 млн долларов аэропорту в качестве компенсации за отмененные рейсы.

28 июля 2002 года в Москве самолет Ил-86 потерпел крушение сразу же после взлета. 14 человек погибло. Авария произошла по причине неполадок в работе хвостовых стабилизаторов. Экипажу не хватило времени разобраться в причине сбоя, так как в их распоряжении находились считанные секунды. Самолет упал на лес и загорелся.

Тактико-технические характеристики Ил-86

– Начало эксплуатации: 26 декабря 1980 года- Конец эксплуатации: 2011 год- Единиц произведено: 106

– 3-классная компоновка: 314- 2-классная компоновка: 234- Эконом: 350

– Силовая установка: 4 × ТРДД НК-86- Тяга: 4 × 13 000 кгс- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ВСУ-10

– Крейсерская скорость: 950 км/ч

Дальность полета Ил-86

– 3800 км (максимальная взлётная масса)

Практический потолок Ил-86

Габаритные размеры Ил-86

– Длина: 59,94 м- Размах крыла: 48,06м- Высота: 15,81 м- Площадь крыла: 320 м2

– Масса снаряжённого: 111,5 т- Максимальная взлётная масса: 215 т- Масса топлива во внутренних баках: 113 950 кг

Проектирование, постройка и испытания


Первый прототип Ил-86 взлетел 22 декабря 1976 года с Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе в центре Москвы, и приземлился на площадке Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. Самолет пилотировал экипаж под руководством Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова, в состав которого также вошли Г.Н. Волохов, И.Н. Якимец, В.А. Щеткин и А.П. Степанов. Посмотреть на первый полет Ил-86 прибыл министр гражданской авиации Борис Павлович Бугаев.

Человек и автомат


Краткая история создания самолета Су-80

Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.


С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.

Где лучше разместиться в Ил-86?

Начать надо с того, что салон данного авиалайнера сам по себе является довольно комфортным и удобным. Изобретатели приложили все усилия для того, чтобы пассажиры могли насладиться повышенным уровнем комфорта. Благодаря удобным мягким креслам, выгодному расположению, широким проходам, декоративно-художественному оформлению интерьера и применению новейшего оборудования летать в самолете Ил-86 было очень комфортно. Многие люди удивлялись, насколько незаметно проходил их рейс.

Итак, если говорить о том, где лучше расположиться в салоне этого летательного аппарата, то нужно отметить главные ряды. Именно на них где всегда тихо и уютно:

33-й ряд является одним из самых удобных, поскольку рядом нет кресел, но при этом есть откидная спинка, подлокотники и место для ног. В таком расположении можно спокойно отдыхать, наслаждаясь любимой музыкой, играющей в наушниках.


Компоновка салона Ил-86

Дальнемагистральный вариант


Следующим шагом в развитии широкофюзеляжных авиалайнеров марки стал Ил-96М/Т с американскими моторами Pratt&Whitney PW-2337 (тягой 17400кгс, удельным расходом на крейсерском режиме 0,563 кг/кгс*ч, степень двухконтурности 6), а затем – его полностью российская версия Ил-96-400М с ПС-90А1. Длина самолета возросла путем цилиндрической вставки 10,5 метров (5 метров к Ил-86), максимальная взлетная масса увеличилась до 270-275 тонн, площадь крыла – до 391,6 квадратных метров.

Перспективными планами на основе Ил-86 и его развития Ил-96 предполагалось создать обширное семейство унифицированных самолетов, по типу того как поступают Airbus и Boeing. Включить в него хотели как сверх вместительный Ил-96-550 с числом кресел около полутысячи, так и двухмоторный Ил-98 в комплектации с двигателями PW-4082 или НК-92/93.

Заключение

Завершая рассказ об Ил-86 подчеркнем, что создание первого отечественного авиалайнера с широким фюзеляжем позволило советскому авиапрому сделать очередной шаг вперед в своем развитии, а Аэрофлоту – значительно повысить объемы и безопасность воздушных перевозок. На основе этой машины с сохранением секций фюзеляжа был разработан дальнемагистральный Ил-96-300 и его удлиненный вариант Ил-96-400М.


Безопасность самолета Ил-86


Дели 8 марта 1994 года

Всего за время эксплуатации Ил-86 зафиксировано ещё три лётных происшествия. В аэропорту Дели 8 марта 1994 года, стоящий на стоянке российский авиалайнер, задел падающий Боинг 737, пострадал обслуживающий персонал.

Международный аэропорт Дубая

21 сентября 2001 года при заходе на посадку экипаж забыл выпустить шасси, при соприкосновении с посадочной полосой Ил-86 вспыхнул. Жертв нет.

Читайте также: