Посадка бпла на корабль

Обновлено: 07.07.2024

В числе главных задач учений – отработка вопрос по поиску и уничтожению условных диверсантов в темное время суток.

В числе главных задач учений – отработка вопрос по поиску и уничтожению условных диверсантов в темное время суток. Кроме того, тренировки пройдут в условиях низких температур.

В ходе маневров военнослужащие РВСН отработают задачи вывода ракетных комплексов на полевые позиции, совершения маршей протяженностью до ста километров, рассредоточения агрегатов со сменой полевых позиций, их инженерного оборудования, организации маскировки и боевого охранения.

В общей сложности подразделения отработают несколько десятков вводных. В учениях задействовано более ста единиц техники и порядка 1000 военнослужащих.


Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав.

Долгое время надводные корабли оставались единственным эффективным инструментом ведения войны на море, и лишь в прибрежных районах определенную конкуренцию им могла оказать береговая артиллерия. Появление подводных лодок и морской авиации (палубного и берегового базирования) кардинально изменило облик морской войны и флотов. Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав.

Подводные беспилотники находятся в самом начале своего развития, и пройдет значительное время прежде, чем они смогут играть существенную роль в военно-морской деятельности. Напротив, морские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) переживают период бурного развития. В структуре ВМС США они уже играют значительную роль, которая должна существенно вырасти в течение ближайшего десятилетия. Многие морские державы идут по пути догоняющего развития, но они также уделяют достаточно серьезное внимание морским беспилотным системам.

Особо стоит отметить, что, как и в случае с пилотируемой авиацией, задачи и возможности различных классов БПЛА существенно различаются. Один из вариантов классификации БПЛА, который применяется Министерством обороны Великобритании, подразумевает разделение всех БПЛА на три класса по максимальному взлетному весу. Первый класс соответствует беспилотникам до 150 кг, второй – от 150 до 600 кг, и третий – более 600 кг. Данная классификация является весьма условной: например, третий класс включает в себя столь разные по своим возможностям образцы, как стратегический разведывательный БПЛА MQ-4C Triton (максимальный взлетный вес – около 15 тонн) и тактический беспилотник вертолетного типа MQ-8B Fire Scout (максимальный взлетный вес – около 1400 кг).

Основными преимуществами беспилотников являются их существенно меньшие размеры по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, что позволяет увеличить корабельные авиагруппы, а также разворачивать авиагруппы, состоящие из БПЛА, на кораблях, которые мало приспособлены к базированию пилотируемой авиации. Также БПЛА обычно отличаются меньшей стоимостью. Кроме того, беспилотники могут находиться в воздухе существенно дольше, чем пилотируемые вертолеты и самолеты. Наконец, использование БПЛА в боевой обстановке позволяет избежать угрозы жизни пилотов.

Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав.


Основными преимуществами беспилотников являются их существенно меньшие размеры по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, что позволяет увеличить корабельные авиагруппы, а также разворачивать авиагруппы, состоящие из БПЛА, на кораблях, которые мало приспособлены к базированию пилотируемой авиации.

Всего планируется закупить 70 MQ-4C, включая два опытных образца. Стоимость программы должна составить 13,2 млрд долларов (в т.ч. 3,3 млрд на НИОКР), а конечная стоимость серийного беспилотника – 189 млн. Свою заинтересованность в закупке БПЛА Triton оффициально подтвердила Австралия. Кроме того, существует вероятность, что MQ-4C заинтересует Индию, которая закупает P-8A. Triton должны достигнуть боевой готовности в 2016 г. В первую очередь данные БПЛА будут развернуты на Ближнем Востоке в зоне ответственности Пятого флота, где сейчас успешно эксплуатируется опытный БПЛА BAMS-D, затем на острове Гуам в зоне ответственности Седьмого флота, на базе Сигонелла в Италии (Шестой флот) и, наконец, в континентальной части США.

Тяжелые тактические морские БПЛА


Используя бортовое оборудование и электронные системы MQ-8B, Northrop Grumman разработала более крупный беспилотник MQ-8C на базе вертолета Bell 407 Jet Ranger. Корпорация вела разработку за счет собственных средств, но ВМС США новая модель оказалась по вкусу и они отказались от дальнейших закупок MQ-8B в пользу MQ-8C. В 2012 году корпорация получила контракт на строительство 30 MQ-8C. Новая версия Fire Scout отличается возросшим до 2 тонн максимальным взлетным весом, практически вдвое большей полезной нагрузкой (около 500 кг), более высокой скоростью (около 260 км/ч) и более длительной продолжительностью полета (до 11-14 часов). Испытательные полеты MQ-8C должны начаться в сентябре этого года, а боеготовности они достигнут в конце 2014 г. Вследствие увеличившихся размеров и существенно улучшенных ТТХ, ВМС планируют обойтись меньшим количеством данных БПЛА на кораблях. Так, вместо 4 MQ-8B на фрегатах будет базироваться 3 MQ-8C.

Похожую работу в интересах ВМС Франции в данный момент осуществляет Boeing совместно с DCNS и Thales: осенью 2012 г. закончились испытания БПЛА H-6U Unmanned Little Bird на базе вертолета Boeing MD-530А. H-6U является комбинированным летательным аппаратом, то есть может использоваться и как БПЛА, и как пилотируемый вертолет.

Основными функциями MQ-8 является разведка и целеуказание, но ВМС также планируют вооружить данные БПЛА – в частности, 70-мм высокоточными ракетами APKWS.

БПЛА вертолетного типа имеют определенные ограничения по длительности и дальности полета, что ставит вопрос о разработке морских БПЛА с неподвижным крылом (на Западе часто используют термин MALE – Medium Altitude, High Endurance), которые могут базироваться на небольших кораблях. Агентство по перспективным технологиям Министерства обороны США (DARPA) начало программу TERN (Tactically Exploited Reconnaissance Node), которая предполагает разработку подобного БПЛА, полезная нагрузка которого должна составлять около 300 кг, а оперативный радиус – от 1100-1700 км, и сопутствующей системы, которая будет обеспечивать его взлет и посадку на БКПЗ и другие подходящие корабли. Беспилотники по программе TERN должны будут выполнять как разведывательные, так и ударные функции.

Легкие тактические БПЛА


Данные БПЛА предваряют реализацию программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) по созданию беспилотной разведывательной системы с более крупными БПЛА RQ-21A Integrator в интересах ВМС и Корпуса морской пехоты США, которую реализует Insitu в рамках заключенного в 2010 г. контракта. Максимальный взлетный вес беспилотника составит около 60 кг. Первый полет с палубы корабля RQ-21A совершил 9 апреля 2013 г. Всего ВМС планируют приобрести 36 систем STUAS, каждая из которых будет включать пять БПЛА.

Россия


Развитие беспилотных систем не является приоритетом военно-морского строительства в России. Это связано как с первоочередностью задачи обновления корабельного состава флота, так и с технологическим отставанием в данной области. Тем не менее, развитие беспилотных систем способно усилить авиацию флота, береговой охраны и других ведомств. Выполняя патрульные и разведывательные функции, морские БПЛА будут способствовать защите национальных интересов России в Мировом океане.

Что надо знать о беспилотном военно-морском флоте

Виды морских беспилотников

Также, как и в воздухе, беспилотники позволяют военно-морскому флоту решать целый спектр боевых задач. Они могут быть особенно полезны для разведки, поиска мин, картографирования дна, патрулирования входов в морские базы, обнаружения и сопровождения кораблей, охоты на подводные лодки, дозаправки морской авиации, нанесения ударов по наземным и морским целям и др. Одним из важнейших преимуществ использования беспилотников является максимальная безопасность людей при проведении боевых операций.

Чтобы эффективно выполнять вышеперечисленные задачи, специалисты активно работают над созданием сразу нескольких классов беспилотников:

Палубные. БПЛА, запускаемые с палубы судна;

Надводные. Беспилотники, передвигающиеся по воде;

Подводные. Беспилотники, передвигающиеся под водой;

Гибридные. Беспилотники, способные работать в воздухе, на воде и под водой.

Самым популярным видом являются подводные беспилотники, поскольку при их изготовлении и эксплуатации не нужно учитывать ряд сложных факторов, оказывающих влияние на технологию производства. Поскольку подобные аппараты выполняют задачи на небольшом расстоянии от корабля, связь с ними осуществляется не через радиосеть, а с помощью троса и кабелей управления/энергопитания.

Создание палубных беспилотников требует учета целого ряда специфических факторов, начиная от посадки на подвижное и постоянно колеблющееся от волн судно, заканчивая защитой радиоэлектроники от агрессивной морской среды. Надводные же беспилотники должны иметь возможность оставаться на плаву даже в условиях шторма, находясь при этом далеко от объекта управления.

Палубные беспилотники

Развитием данных аппаратов сейчас активно занимаются военные США. Такие дроны планируется использовать для получения разведданных, уничтожения объектов врага, в качестве средства дозаправки других объектов авиации и даже для размещения лазерного оружия.

Процесс создания автономных палубных беспилотников продолжается в США уже более 10 лет, на эти работы было выделено около $ 2 млрд. Процесс использования опытного образца X-47B UCAS-D запечатлен в этом видео:

Надводные беспилотники

0001.jpg

Обнаружение вражеской субмарины с помощью беспилотного корабля.

0002.jpg

Если говорить о российских беспилотных кораблях, то информации о них в свободном доступе нет. Однако, ввиду больших перспектив данного направления развития ВМФ, можно с большей долей вероятности предполагать, что разработки в нашей стране в этом направлении также ведутся, но они пока засекречены.

Помимо разработки беспилотных кораблей, в мире активно ведется работа над созданием небольших по размерам надводных беспилотных катеров. Среди стран, которые этим занимаются выделяются США, Россия, Великобритания, Германия, Израиль и др. Так, в начале 2016 года израильские военные представили беспилотный катер The Seagull, который в автономном режиме проводит разведку и разминирование территорий, а также самостоятельно открывает огонь на поражение.

0003.jpg

Подводные беспилотники

Подводные беспилотники появились в рядах ВМФ одними из первых. Еще в 1960-х годах СССР активно использовал подобные аппараты для исследования морского дна. На такие машины ставили двигатели и телевизионную камеру. Для управления использовали простые манипуляторы.

Подводные дроны используются для решения различных задач: получение разведданных, обнаружение мин и субмарин противника, проведения поисково-спасательных операций, картографирование дна, подъем различных объектов и др.

Развитием подводных беспилотников, наряду с Россией, занимаются США, Швеция, Великобритания, Япония, Южная и Северная Корея. Так, в марте 2016 года компания Boeing объявила о создании дрона Echo Voyager, размер которого в длину превышает 15 метров. Этот аппарат, помимо функций мониторинга акватории, оснащен системой уклонения от столкновений – сенсоры обнаруживают препятствия, а специализированное ПО рассчитывает обновленный маршрут движения, позволяющий уйти от столкновений.

Гибридные беспилотники

Разработкой гибридных беспилотников стали заниматься относительно недавно. Идея заключается в том, чтобы создать вместо нескольких аппаратов, один, способный одинаково эффективно выполнять возложенные на него функции сразу в нескольких средах. Задача, безусловно, достаточно сложная, но перспективная.

Пока больших достижений в этом направлении не наблюдается (или они пока засекречены). На этом фоне выделяется разве что сингапурская компания ST Engineering, представившая в прошлом году беспилотник, способный садиться на воду и даже передвигаться под водой. Однако еще в 2015 году подобных результатов сумел добиться Центр беспилотных систем Технологического института Джорджии, разработавший дрон GTQ-Cormorant.

Также о разработке особых гибридных беспилотников еще в 2013 году объявила DARPA. Основной замысел здесь заключается в том, чтобы прикреплять к беспилотникам различные боеприпасы и другие ценные грузы, опуская БПЛА на дно и включая спящий режим работы. Далее, при необходимости, эти аппараты будут всплывать на поверхность и пополнять запасы ВМФ при ведении боевых действий. Работа ведется над тем, чтобы такие беспилотники могли находиться под водой в течение нескольких лет и выдерживали давление более 40 мегапаскалей (прятать их необходимо на глубине, недоступной вражеским подводным лодкам и дайверам-любителям).

Перспективы развития

Многие эксперты абсолютно уверены, что беспилотный военно-морской флот обладает перспективами, способными полностью изменить принцип ведения боевых действий на море. Беспилотные корабли будут стоить гораздо дешевле обычных судов. Один человек сможет параллельно управлять сразу несколькими судами, периодически переводя их в автономный режим работы, что, по некоторым расчетам, позволит единственному беспилотнику заменить команду из сорока человек.

Экипаж корабля, в случае возникновения аварийных ситуаций, будет до конца биться за судно, что является одним из доводов против беспилотников. Да и узкая специализация БПЛА не позволяет им решать сложные и многофункциональные задачи, которые зачастую стоят перед ВМФ. Здесь преимущество у беспилотных кораблей будет только в том случае, если их использовать как боевую платформу.

Как мы видим, для повсеместного внедрения военных морских дронов предстоит ответить еще на много вопросов, хотя тема, безусловна, весьма интересная и перспективная.

В современной войне на море, отличающейся высокими скоростями и широким применением новейших технологий, перед военно-морскими силами все актуальнее встает задача обеспечения своевременного и точного целеуказания для комплексов ударного высокоточного оружия и самолетов авианосной авиации. Наиболее эффективно и с меньшими затратами и потерями в личном составе это, по мнению военно-морских экспертов, могут сделать беспилотные летательные аппараты корабельного или берегового базирования

Впервые флот стал активно использовать авиацию для ведения разведки в годы Первой мировой войны. Так, например, уже к 1918 г. практически каждый британский линкор и крейсер был способен брать на борт и запускать с обычно устанавливавшихся на башнях главного калибра рельсовых направляющих гидросамолеты-разведчики.

Затем военно-морские силы стран мира получили авианосцы и паровые катапульты, разведывательная авиация корабельного базирования пополнилась ударными самолетами, а затем на корабли пришли вертолеты и беспилотные летательные аппараты.

Такими БЛА предполагалось вооружить все корабли классов корвет – крейсер, на которых тогда еще слишком большие вертолеты базироваться не могли, либо же их эксплуатация представлялась слишком проблемной. До 1968 г. было построено около 800 беспилотных вертолетов данного семейства – в четырех модификациях, которые поступили на вооружение 74 корветов, 17 фрегатов и 126 эсминцев.

Рисунок 1. БЛА RQ-2A Pioneer

Рисунок 1. БЛА RQ-2A Pioneer

Но настоящий бум морских БЛА начался в 90-е годы прошлого века. И сегодня командование ВМС целого ряда государств уже реализуют на практике концепции морских БЛА различного назначения или активно прорабатывают вопрос о возможности принятия на вооружение беспилотных авиационных систем.

Виды БЛА и их назначение Рассмотрение современного состояния и перспектив развития морских беспилотных авиационных систем (БАС) начнем с их классификации, особенностей эксплуатации и определения той роли, которую отводит им командование военно-морских сил ведущих государств мира.

Особенностями эксплуатации БАС являются: чрезвычайно сложные условия старта и посадки (качка, ограниченность размеров стартовой площадки на корабле, вероятность посадки аппарата на воду и пр.), агрессивная внешняя среда, а также сложность обеспечения устойчивой связи и навигации. Последнее – в том числе и по причине сложного рельефа подстилающей поверхности – огромное водное пространство, на котором практически невозможно осуществить привязку (ориентирование), что заставляет полагаться в основном на спутниковую и инерциальную навигационные системы, а в прибрежных районах – еще и на радионавигационные системы.

Преимущественными задачами, которые определяются сегодня и на среднесрочную перспективу для морских БЛА, являются:

  • тактическая разведка и целеуказание комплексам оружия,
  • дальняя разведка и наблюдение,
  • разведка и подавление систем ПВО противника, а также провоцирование систем наведения противника на включение активных каналов.

В более отдаленной перспективе, после достижения соответствующих успехов в области развития систем связи и управления и беспилотных авиационных систем в целом, на морские БЛА будут возлагаться и более сложные задачи:

  • радиоэлектронная борьба,
  • видовая и радиотехническая разведка,
  • борьба с надводными (мобильными) целями,
  • противовоздушная оборона,
  • поиск минных полей и минных банок, а также различных объектов противодесантной обороны противника,
  • специальные мероприятия в интересах сил специальных операций и для поддержки действий десантных отрядов,
  • поисково-спасательные операции.

Кроме того, на БЛА предполагается возлагать и задачу борьбы с подводными лодками противника, но пока это считается трудноосуществимым по причине малой величины полезной нагрузки у сегодняшних серийных морских БЛА, недостаточной для размещения на них необходимого набора противолодочных средств обнаружения и поражения. В очень дальней перспективе находится еще и возможность создания беспилотных истребителей корабельного базирования.

Традиционная, самолетная, схема представлялась более технологически простой, что позволило бы разработать БЛА в более сжатые сроки и снизить возможные риски в ходе эксплуатации. Такие БЛА также имеют большие радиус действия и продолжительность полета, чем БЛА вертолетного типа. Однако применение таких БЛА с кораблей затруднено ограниченным пространством носителя – старт БЛА самолетного типа возможен с ПУ катапультного типа или с рельсовой ПУ при помощи сбрасываемых твердотопливных ускорителей самого беспилотника, а его посадка может осуществляться либо при помощи специальных сетей-ловушек или аэрофинишерных устройств, либо же путем прямого приводнения аппарата. Все эти способы, как видно, существенным образом ограничивают маневренность корабля и затрудняют одновременное проведение иных операций на палубе корабля.

Вертолетная схема БЛА позволяла более органично вписать аппарат на боевой корабль – возможность такого аппарата выполнять взлет и посадку вертикально позволяла размещать его на кораблях даже малого водоизмещения, упрощала эксплуатацию в процессе его посадки, ускоряя ее, и меньше влияла на маневренность корабля. Однако у такой схемы были и недостатки – сложность самой конструкции и ее высокая уязвимость перед большими нагрузками, связанными с эксплуатацией в морских условиях. Кроме того, у ряда специалистов вызывала опасение возможность негативного воздействия вибрации, возникающей в полете, на бортовые оптико-электронные системы.

Рисунок 2. БЛА RQ-8A Fire Scout

Рисунок 2. БЛА RQ-8A Fire Scout

Данные БЛА предназначены для решения достаточно широкого круга задач:

  • воздушная разведка с передачей данных в реальном масштабе времени,
  • ретрансляция радиосигналов,
  • корректировка огня и целеуказание для корабельных огневых средств,
  • радиоэлектронное противодействие,
  • противолодочная оборона,
  • поиск мин,
  • доразведка и идентификация целей,
  • наблюдение за морскими экономическими зонами и территориальными водами, а также рыборазведка, пресечение контрабанды и экологический мониторинг.

Схема типовой операции предусматривает, по оценкам экспертов, полет в заданную зону на удаление до 200 км от корабля-носителя и двухчасовое патрулирование там с последующим возвращением на корабль. Положительным опытом американской Береговой охраны США заинтересовались уже и европейцы: так, несколько лет назад французская компания Sagem и немецкая Rheinmetall подписали соглашение с американской Bell Helicopter по адаптации БЛА Eagle Eye для нужд европейских потребителей и созданию в этих целях комплексов управления наземного и корабельного базирования, новой целевой аппаратуры, систем C4I и даже специальных тренажеров. С другой стороны, еще в 2004 г. норвежская компания Simicon объявила о ведущихся ею по заказу Минобороны Норвегии работах над созданием беспилотного конвертоплана SRC Mk II максимальной взлетной массой до 200 кг. В состав полезной нагрузки могут включаться ИК- и ТВ-камеры, радар с синтезированной апертурой луча, а пилотажно-навигационный комплекс должен иметь и систему Matol (Maritime Take Off and Landing), обеспечивающую автоматические взлет и посадку БЛА с палубы корабля на ходу.

Рисунок 3. БЛА Eagle Eye

Рисунок 3. БЛА Eagle Eye

БЛА в составе разведывательно-ударной системы

Важнейшей задачей БЛА оперативно-тактического и стратегического назначения применительно к военно-морским силам является сбор и передача информации, необходимой для выработки данных целеуказания при боевом применении ударного ракетного оружия и ударных самолетов авианосной авиации. Причем либо в реальном масштабе времени, либо же с минимальной временной задержкой. Особенно высокая потребность в этом наступает при ведении боевых действий на незнакомом ТВД, учитывая тот факт, что авиационная разведка пока что является более оперативным и эффективным средством сбора развединформации по сравнению с космическими средствами разведки, и более оперативным и менее затратным – по сравнению с пилотируемой разведывательной авиацией корабельного и берегового базирования.

Ярким примером высоких возможностей разведывательных БЛА в вопросе оперативного обеспечения данных целеуказания самолетам истребительно-бомбардировочной авиации корабельного базирования стали операции ВС США в Афганистане и Ираке. Первый успешный случай такого взаимодействия имел место в ходе вторжения американских войск в Ирак. По обнародованной Пентагоном информации, стратегический БЛА RQ-4A Global Hawk при помощи бортовой РЛС с синтезированной апертурой луча производства компании Raytheon первично обнаружил, а затем при помощи комбинированной оптико-электронной/инфракрасной системы AAQ-16 и системы электронной разведки LR100 доразведал хорошо замаскированную позицию иракского ракетного комплекса, укрытого под одним из мостов и не выявленную до того иными средствами разведки.

Рисунок 4. БЛА RQ-4A Global Hawk

Рисунок 4. БЛА RQ-4A Global Hawk

Претендентами на достаточно лакомый контракт выступали три компании:

- Northrop Grumman, предложившая на конкурс высотный БЛА RQ-4B Block 20 – модернизированный и более крупный вариант базовой модели БЛА Global Hawk RQ-4A. Причем еще до подведения итогов тендера по BAMS компания Northrop Grumman приступила к постройке двух аппаратов модели Block 20, один из которых был выкачен из сборочного цеха 25 августа 2006 г. и предназначен для нужд самой компании, а второй мог бы стать первым RQ-4N;

- Boeing, вышедшая на тендер с опционально-пилотируемым аппаратом Gulfstream 500;

Рисунок 5. БЛА Mariner

Рисунок 5. БЛА Mariner

Рисунок 6. ББЛА-демонстратор для ВМС

Рисунок 6. ББЛА-демонстратор для ВМС

А что же Россия? Как это ни парадоксально, но на сегодня наиболее перспективным направлением стало создание беспилотных вертолетов. Во-первых, потому что их активно закупают российские правоохранительные и иные агентства – такой БЛА очень удобен для решения различных задач, а во-вторых, потому что в перспективе российскому флоту потребуется значительное количество беспилотных вертолетов корабельного базирования, которые могли бы решать задачу разведки и доразведки целей в интересах корабельных комплексов ракетно-артиллерийского вооружения.

Причем интересно, что в этом случае командование ВМФ России в сторону не уходит и проявляет достаточно высокий интерес к БЛА корабельного базирования, но… постоянно сетует на нехватку средств. А ведь использование таких БЛА может существенно повысить эффективность боевого применения корабельного ракетно- артиллерийского и торпедного оружия, снизить нагрузку на традиционные вертолеты корабельного базирования, имеющиеся в распоряжении российского ВМФ сегодня (Ка-27 различных модификаций). Да и разместить беспилотные вертолеты на корабле можно в значительно большем количестве, чем один или два Ка-27.

Разведывательный беспилотник Форпост-Р - ИноСМИ, 1920, 03.09.2021

Журнал Popular Science пишет о новой концепции, созданной российским ведомством по перспективным военным разработкам. Она предусматривает использование летательных беспилотников в качестве носителей для запуска других дронов, которые будут вести разведку и наблюдение. Это даст возможность применения БПЛА кораблями, в конструкции которых не предусмотрена посадочная площадка.

Россия хочет заменить поисково-разведывательные вертолеты на своих кораблях на беспилотные летательные аппараты большей дальности. На этой неделе такое заявление сделал российский Фонд перспективных исследований (являющийся аналогом Управления перспективных исследований и разработок Министерства обороны США). Новая концепция предусматривает запуск беспилотников с беспилотников корабельного базирования.

Теоретически процесс начинается с циклокоптера, как называют беспилотный летательный аппарат без винта и традиционных крыльев. Циклокоптер служит платформой-носителем для разведывательного дрона с крыльями, поднимающим его в воздух. Циклокоптер летит вперед, а крылатый беспилотник взлетает с него как с аэродрома. Посадка осуществляется в обратном порядке: дрон садится на движущуюся платформу, а она возвращается на корабль.

В этой технологической матрешке используются дроны нового типа, приспособленные к небольшим размерам корабля. Не на всех кораблях есть место для летательных аппаратов, и даже если оно имеется, только на специальных авианосцах можно разместить более двух вертолетных площадок. Новая концепция призвана решить эту проблему ограниченного пространства, где в лучшем случае можно разместить небольшие самолеты вертикального взлета и посадки.

Что касается циклокоптеров (цикложиров), то эти странные аппараты появились еще на заре авиации. Вместо неподвижных крыльев по обе стороны от корпуса или большого ротора над центром тяжести аппарата в циклокоптере используются как минимум два пропеллера с лопастями, образующими форму цилиндра. Они вращаются, создавая подъемную силу и тягу. По своему внешнему виду они напоминают гребное колесо парохода, где вместо воды используется воздух.

Лопасти при вращении постоянно регулируются, меняя угол атаки в полете и обеспечивая подъемную силу, снижение и горизонтальный полет. Как концепция проект цикложира появился в 1900-х годах, но в основном он был инженерной диковинкой, а не рабочей машиной.

При применении на корабле циклокоптер особенно интересен тем, что его можно использовать в качестве посадочной площадки и взлетной полосы — но в небе.

История запусков летательных аппаратов с других летательных аппаратов началась очень давно, с истребителей сопровождения, которые в 1930-е годы запускали с дирижаблей. Новейшим воплощением этой технологии стал самолет-носитель White Knight компании Virgin Galactic, предназначенный для воздушного запуска туристического космоплана. Запускать дроны намного проще, так как не нужно думать о создании комфортных условий для человека и о прочих ограничениях.

В настоящее время разведку с российских небольших кораблей проводят вертолеты. А на тех кораблях, где нет места для вертолетной площадки, разведку ведут беспилотники, запускаемые с рельсов, которые при посадке ловят сетями. Для такого запуска места на палубе требуется меньше, чем для взлетной полосы, но оператору работать гораздо труднее, так как он после запуска дрона должен немедленно брать управление на себя. А спасательная команда должна поймать садящийся дрон сетью и затем извлечь его оттуда.

Читайте также: